Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве

«Грачи прилетели» Саврасова

Почему эта картина так действует на зрителей уже 150 лет?

Сюжет

Где-то в российской глубинке стоит колокольня старой церкви. Дом покосился. Разливается река, тает снег, строят гнезда вернувшиеся из тёплых краёв грачи. «Природа вечно дышит. Всегда поёт, и песнь её торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна», — говорил Саврасов.

«Звучать» картину заставляют грачи. Их карканье и треск веток вместе с разлитым в воздухе спокойствием задевают, по выражению Ивана Крамского, «душевные нервы». И здесь при всём оптимизме полотна, при всём свете и воздухе, иной раз нет-нет, да и заплачешь от тоски. При всей многообещающей атмосфере весны чувствуется безысходность, при которой хочется бахнуть стакан и затянуть песнь.

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть картинку Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Картинка про Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве

Контекст

«Ступайте писать — ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают — хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте». Так наставлял художник своих учеников и отправлял на пленэры в Сокольники. Саврасов и сам любил писать в Подмосковье.

Но в начале 1870-х на фоне разгоревшегося конфликта с Училищем живописи (из-за якобы недостаточного количества учеников Саврасова лишили казённой квартиры) он в разгар учебного года отправился с семьёй на Волгу. Он побывал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Этюдов, сделанных во время путешествия, хватило на следующие 5 лет работы.

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть картинку Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Картинка про Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве

Одним из таких волжских произведений была и картина «Грачи прилетели». Работу над ней Саврасов начал в Ярославле, затем в костромском селе Молвитино (ныне Сусанино) нашёл доминанту — Церковь Вознесения Христова, а закончил уже в Москве.

Публика увидела полотно в 1871 году — на первой выставке передвижников (одним из основателей товарищества был и Саврасов). Считается, что с картины «Грачи прилетели» началось новое направление в живописи — лирический пейзаж. Иван Крамской, глядя на полотно, сказал, что во всех пейзажах — вода, деревья, даже воздух, и только в «Грачах» есть душа.

Судьба автора

Как это ни прискорбно, но судьба Саврасова была печальна. Художник пил, а с возрастом всё больше, что в конце привело к алкоголизму, нищете, скитаниям по углам.

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть картинку Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Картинка про Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве

За бутылку водки художник наспех делал рисунки, которые на Сухаревском рынке расходились по 2−3 рубля. «Совсем старик спился… Жаль беднягу, — писал Владимир Гиляровский. — Оденешь его — опять пропьёт всё. Квартиру предлагал я ему нанять — а он своё: «Никаких!» — рассердится и уйдёт. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Я его разыскивал, так и не нашел… Иногда заходит оборванный, пьяный или с похмелья. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Опохмелю его, иногда позадержу у себя дня на два, приодену — напишет что-нибудь. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». А потом всё-таки сбежит. Ему предлагаешь остаться, а он своё: «Никаких!»… Видел я Саврасова ещё раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, совершенно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».

К концу жизни Саврасов каким-то чудом смог победить алкоголь. У него появилась новая жена, дети. Но здоровье было уже подорвано. Художник почти ослеп, а из дрожавших рук вываливалась кисть. Умер он в совершеннейшей нищете.

Источник

«Грачи прилетели» – картина русской души

«Грачи прилетели» — картина-загадка, кажется, будто на ней представлен зимний пейзаж, но это совсем не так

На знаменитой картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели» нет ярких красок или необычных форм. Напротив, всё кажется очень привычным, знакомым и удивительно родным. Это творение называют “тихим гимном” природе России.

Искренность и простота стиля сделали картину одним из ключевых произведений искусства русских живописцев. Картина «Грачи прилетели» не заявляет нам прямо о грядущей весне, а словно бы намекает на скорую смену времён года. В ней немало загадочных моментов. Когда же был написан шедевр? Что для Саврасова стало источником вдохновения?

История создания картины

Картина «Грачи прилетели» стала особой вехой в истории русской живописи. Возможно, сам того не ожидая, Саврасов сумел создать новый стиль, собственное видение природы, что не было подвластно ни предшественникам, ни последователям.

Исаак Левитан так говорит об известном творении живописца:

“Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу”.

Так и есть – «Грачи прилетели» действительно напоминает о самом потаённом, родном и понятном каждому русскому человеку. Но как же была написана картина?

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть картинку Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Картинка про Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качествеАлексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели», 1871 год
Местонахождение картины: Третьяковская галерея, Москва, Россия

Как предполагают исследователи, написанию предшествовали далеко не радостные события. В 1870 году Алексей Саврасов отправился в Ярославль вместе с семьёй. На тот момент он уже работал профессором в Московском училище живописи, ваяния и искусств.

В отпуске Саврасов продолжал трудиться, создав несколько полотен с видами на волгу. В переписке с другом он рассказывает, что его беременная супруга заболела, отмечает, что новорождённый ребёнок очень слаб.

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть картинку Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Картинка про Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качествеИосиф Петрович Волков «Портрет Алексея Кондратьевича Саврасова», 1884 год
Портрет находится в Третьяковской галерее в Москве

Увы, через несколько дней маленькая дочь Саврасова умерла, что стало тяжёлым ударом для художника и его жены. Как считают искусствоведы, подавленное состояние и стало толчком к болезненно острому восприятию грядущей весны.

Март 1871 года также ознаменовался для Саврасова поездкой. Теперь он прибыл в Костромскую губернию. В ту пору дороги ещё были укрыты снегами, а потому по местным деревням художник ездил на санях. Первые наброски к картине «Грачи прилетели» были сделаны в деревне Молвитино.

Более того, на полотне можно увидеть храм, прообразом которого стала Воскресенская церковь, расположенная рядом с Молвитино. Живописные места имели особый колорит в это время года – здесь не было буйства красок, однако царила некая “домашняя” атмосфера.

Атмосфера картины «Грачи прилетели»

Критик Александр Размадзе отмечал, что своё знаменитое творение Алексей Саврасов написал буквально за один день. Ещё накануне чувствовалось дыхание зимы, однако мартовское утро и появление грачей на ветвях деревьев на следующий день были предвестниками весны.

Я думаю, Саврасов, как истинный творец, боялся упустить момент прихода весны, необыкновенное очарование этого места, оттого и старался работать максимально быстро. Впрочем, есть и иное мнение.

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть картинку Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Картинка про Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качествеПейзаж с церковью. Эскиз к картине «Грачи прилетели», 1894 год
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Россия

Некоторые искусствоведы считают, что за один день живописец лишь сделал этюды к картине, а сам процесс работы над полотном занял гораздо больше времени. Известность творения «Грачи прилетели» породила немало слухов и мифов о его создании.

Что же мы видим на этой картине? При первом же взгляде на неё нам открывается весьма обыденный пейзаж. Перед зрителем – природа, что ещё не успела пробудиться от зимнего сна, однако уже чувствует тихую поступь весны. Здесь нет преображения, есть лишь предчувствие. Более того, при поверхностном взгляде может показаться, что на полотне и вовсе изображён зимний пейзаж, но, присмотревшись, понимаешь – перед нами весна.

Преобладающие тона картины «Грачи прилетели» – серые, тёмные краски. Казалось бы, такая гамма должна создавать мрачное впечатление, но всё совершенно иначе. Саврасов сумел добиться удивительного эффекта – его творение, где отсутствуют яркие цвета и оттенки, производит впечатление уюта и света. Живописец сумел показать то, что, как известно, нельзя изобразить, – воздух. Именно ощущение прозрачности, лёгкости ощущается в воздухе представленной природы.

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть картинку Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Картинка про Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качествеРанняя весна. Повтор картины «Грачи прилетели», 1890-е годы
Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге

Образы и детали шедевра

Внимание к себе привлекает церковь, расположенная чуть поодаль изображённого пейзажа, что типично для многих русских деревень. Словно намёки, виднеются признаки весны – тёмная проталина с талой водой, луч солнца, падающий откуда-то из-за пределов картины. Поразительно, но в творении чувствуется весенняя свежесть, какая наступает в момент перехода от зимы к скорым тёплым дням.

Конечно, главной деталью пейзажа являются сами грачи. Птицы словно облепили деревья. На оголённых ветвях берёз, куда вернулись птицы, их ждут гнёзда. Становится ясно – возвращение перелётных птиц явно указывает на приход весны.

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть картинку Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Картинка про Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качествеФрагмент картины «Грачи прилетели»

Каждый, кто хотя бы раз видел картину «Грачи прилетели», невольно ощущает восхищение природой, бесконечную любовь художника к своей родине. Даже в неярких пейзажах, серых красках он видит очарование и охотно делится им с нами. Саврасов говорил:

“Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна”.

И с этим нельзя не согласиться.

«Грачи прилетели» – картина, которую называют “гимном природе”. Это не громкая ода, звучащая в пестроте красок и буйстве тонов. Нет, Алексей Саврасов со всем мастерством сумел передать очарование тихой природы. С его полотна с каждым из нас будто ведётся негромкий разговор – ласковый и добрый, как сама природа, изображённая на картине. Она не кричит, но тихо намекает на то, что уже скоро земля будет утопать в цветах и солнечном свете. А пока – «Грачи прилетели».

Источник

«Грачи прилетели» — гимн русской природе

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть картинку Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Картинка про Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве

«Грачи прилетели» Алексея Саврасова — тихий гимн русской природе

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть картинку Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Картинка про Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве

Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова стала тихим гимном русской природе и весеннему настроению. Это полотно смело можно назвать самым весенним в русской живописи. Картину сразу купил Павел Третьяков и заплатил за нее 600 рублей. Ровно столько составлял годовой оклад Саврасова в училище художества и ваяния. К слову, Павлу Третьякову работа так понравилась, что он определил ей место у себя в кабинете. Она стала четвёртой картиной Саврасова в коллекции мецената.

«Грачи» запечатлели пейзаж костромского села Молвитино (ныне — городской посёлок Сусанино, центр Сусанинского района Костромской области). Место это известно с XVI века. Интересный факт — одно время оно принадлежало боярину Михалкову, предку современного клана Михалковых. Из этих мест был и Иван Сусанин, в 1939-м село Молвитино переименовали в его честь.

Картина «Грачи прилетели», является самым заметным этапом творчества Саврасова, который написал эту прекрасную работу в 1871 году. В этот год было создано общество передвижных выставок. Некоторое время картина под её нынешним названием, но с восклицательным знаком — «Грачи прилетели!» экспонировалась на выставке Общества любителей искусств в Москве. После выставлялась и в Санкт Петербурге, переезжала из одной выставки в другую, и только к 1873 году полотно вернулось к его владельцу Третьякову.

«Грачи прилетели» задумывалась как картина с лирическим настроением, в котором отражалась исконно русская природа, изображённая на фоне небольшой церквушки и привычных сельских домиков. На улице полным ходом весна. Тает на лугах мартовский снег, худенькие извилистые берёзки густо населены только что прилетевшими грачами. Они облепили ветки берёз, вернувшись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Именно грачи заставляют картину звучать.

Художник использовал много серой и тёмной краски в картине, желая подчеркнуть заурядность пейзажа. Стоит посмотреть внимательнее и можно увидеть признаки весны — огромную проталину с водой с правой стороны, луч солнца, освещающий картину откуда-то извне. А еще Саврасову удалось невозможное — он сумел изобразить весенний воздух. В этом Алексей Кондратьевич считался большим мастером. В его картинах всегда чувствовался воздух, который придавал полотнам чувство, дыхание, наполненность.

Покой мужа стал ей дороже

Годом ранее Алексей Кондратьевич из поездки на Волгу привёз серию замечательных полотен. Его «Волга под Юрьевцем», например, получила первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств. В начале 1870-х на фоне разгоревшегося конфликта с Училищем живописи (из-за якобы недостаточного количества учеников) Саврасова лишили казённой квартиры и он в разгар учебного года отправился с семьёй на Волгу. Они побывали в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Этюдов, сделанных во время путешествия, художнику хватило на следующие 5 лет работы.

В Ярославле сняли большую квартиру. Приподнятое состояние духа, в котором находился художник (об этом он писал Герцу и Третьякову), было внезапно нарушено трагическими событиями: в феврале умерла новорождённая дочка, уже третий умерший ребёнок Саврасовых. Тяжело заболела жена.

Ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания «врачующего простора», красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова появляются подготовительные работы к картине «Грачи прилетели». По возвращении в Москву уже в мастерской художник вносит новые подробности и дорабатывает композицию.

Вот прилетели грачи

По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, это описание может быть отнесено к работе над предварительными этюдами, но никак не над самим полотном, которое было написано позже. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины».

После написания этюдов Саврасов работал над картиной в Ярославле, а затем дорабатывал композицию в Москве, куда он возвратился вместе с семьёй в начале мая. Название полотно к тому времени художник немного изменил на «Вот прилетели грачи».

Главное — чувствуйте

Рисовать Саврасов начал в детстве. Сам научился работать кистью. Его картинки вроде «Извержения Везувия» по 6 рублей за дюжину стал покупать для перепродажи сосед. Отец, небогатый купец из Замоскворечья, согласился отдать сына в училище живописи. Правда, почти сразу пришлось уйти. Заболела мать. А там оказалось, что и денег на учёбу не достаёт. Однако нашёлся добрый и просвещённый человек – городской полицмейстер, генерал, член Московского художественного общества Иван Лужин, тяготевший к «изящным искусствам», лично знававший Пушкина. Он узнал о проблемах юного таланта и стал оплачивать его учёбу. Не зрелый талант быстро окреп, картины Алексея стали пользоваться успехом. Одну даже купила президент Академии художеств, великая княгиня Мария Николаевна.

Своих учеников он наставлял писать на природе: «Природа вечно дышит. Всегда поёт, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна». «Ступайте писать — ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают — хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте». Так наставлял художник своих учеников и отправлял на пленэры в Сокольники.

Период «пьяного Саврасова»

У него начало портиться зрение… Ко всему прочему Алексей Кондратьевич начал пить, а потом и вовсе спиваться. Не выдержав такой жизни от него уходит жена, потом его выгоняют из училища, в котором он преподавал 25 лет. Официальный повод – мало учеников. Но учеников всегда бывало то много, то мало. Зато какие у Саврасова были ученики: Коровин, Левитан… Они, всегда любившие учителя, прощали ему всё. И понимали, что причина неудач в ином. Умер задушевный друг, великий художник Василий Перов, некому стало Саврасова защищать.

И всё же… Сколько можно держать в штате запойного, на глазах опускающегося человека… За злоупотребление спиртным и прогулы художника и уволили из училища. В отношении его работ 1880-х — 1890-х годов искусствоведы и коллекционеры даже стали употреблять термин «пьяный Саврасов». Справедливости ради следует заметить, после слома им было написано несколько отличных полотен. Осталась прелестная графика… Но в общем-то ему проще было быстренько, «на автопилоте», сляпать, например, повторение «Грачей» и загнать их кому-нибудь на улице за бутылку.

Нищета

Теперь художник наспех делал рисунки, которые на Сухаревском рынке расходились по 2−3 рубля. «Совсем старик спился… Жаль беднягу, — писал Владимир Гиляровский. — Оденешь его — опять пропьёт всё. Квартиру предлагал я ему нанять — а он своё: «Никаких!» — рассердится и уйдёт. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Я его разыскивал, так и не нашёл… Иногда заходит оборванный, пьяный или с похмелья. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Опохмелю его, иногда позадержу у себя дня на два, приодену — напишет что-нибудь. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». А потом всё-таки сбежит. Ему предлагаешь остаться, а он своё: «Никаких!»… Видел я Саврасова ещё раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, совершенно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».

Его многие пытались поддержать. К 50-летию творчества друзья выпустили альбом рисунков. Ему удалось обеспечить пенсию в 25 рублей – нищенскую, которую он тут же пропивал… К концу жизни Саврасов каким-то чудом смог победить алкоголь. У него появилась новая жена, дети. Но здоровье было уже подорвано. Художник почти ослеп, кисть вываливалась из дрожавших рук… Умер он в совершеннейшей нищете в больнице для бедных.

Потомки Саврасова его фамилию не носят

В неблагополучные годы Саврасов дважды сходился с разными женщинами. Родилось ещё двое сыновей. Один из них тоже стал известен как яркий художник, но другого направления. Входил в объединение «Бубновый валет», потом был сподвижником Малевича (правда, в советские годы пришлось перейти на сугубый соцреализм). Это Алексей Моргунов (1884–1935). Фамилия по матери, Евдокии Моргуновой, поскольку брак родителей не был оформлен. То, что он пошёл иным путём, закономерно. Не только потому, что вообще пришли времена новых исканий. Возможно, понимал – в традиционной живописи отца не превзойти, надо пробовать что-то своё.

Среди других потомков Алексея Кондратьевича есть ещё художники, но и они не носят фамилию Саврасова. Совершенно логично: Саврасов в нашей живописи может быть лишь один.

Репродукция картины Алексея Саврасова «Грачи прилетелим

Источник

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть картинку Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Картинка про Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть картинку Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Картинка про Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве

Личная трагедия Саврасова, которая скрыта за картиной «Грачи прилетели»

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть картинку Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Картинка про Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве

Художник Алексей Саврасов каждый год с упоением ждал прихода весны. Мастер верил, что когда природа пробуждается от зимней спячки, вместе с ней у человека появляются силы двигаться дальше несмотря на жизненные обстоятельства.

С приходом любимого времени года Саврасов бросал всё, и бежал писать пейзажи. Своих студентов он отправлял в Сокольники, чтобы те учились взаимодействовать с окружающим миром, и переносить чувства на холст. Сам художник любил ездить по отдалённым уголкам Подмосковья и Ярославской области, где заряжался вдохновением к созданию новых шедевров.

Начиная с 1870 года, Саврасова настигла череда неприятностей и трагических событий, которые сильно повлияли на его творчество. Художника вместе с семьёй выселили из квартиры, так как у училища не хватало средств для содержания казённого жилья. Саврасов с женой и детьми был вынужден на некоторое время оставить преподавательскую деятельность, и отправился путешествовать по Волге.

В 1871 из-за сильной простуды, супруга Саврасова Софья родила раньше положенного срока, и девочка скончалась, прожив всего несколько дней. Пейзажист очень переживал трагедию, и в этот период им был написан набросок картины «Могила на Волге». Законченное полотно он представит публике только через три года.

В этом же году на выставке передвижников Саврасов выставляет картину «Грачи прилетели», которая на самом деле не является гимном весне, а за её сюжетом спрятаны подавленное состояние и жуткая депрессия, связанные с потерей ребёнка.

Действительно, «звонящие» во все голоса грачи, покосившиеся избы и старая церковь не могут вызывать светлых чувств, несмотря на многообещающую атмосферу, наполненную воздухом. Напротив, хочется выть от тоски, подпевая птицам.

На выставке полотно произвело настоящий фурор. Критики назвали художника основоположником русской пейзажной живописи. Но несмотря на все заслуги, Алексей так и останется «художником одной картины».

В период творческого подъёма Саврасов мог зарабатывать и откладывать деньги, чтобы обеспечить себе безбедное существование. Но он этого не делал, а скитался по кабакам, и спускал заработанные рубли.

Пока он как стрекоза из басни кутил и веселился, ему на смену пришли новые таланты: Репин, Левитан, Перов, чьи полотна были наполнены обличительным пафосом, и продавались со скоростью света. Алексей пытался написать что — то подобное, и создал свой вариант «Бурлаки на Волге», но признания картина не нашла.

Вскоре от художника ушла жена. Саврасов так и не смог создать что — то лучше «Грачей», и это сломило его окончательно. Деньги он зарабатывал тем, что переписывал знаменитое полотно, и продавал по 3 рубля за штуку. Вместо еды он опять же покупал алкоголь, и вскоре превратился в нищего, никому не нужного пьяницу.

Он, ежась, выложил целковый.

В ночи маячил рваным пледом.

И всё ж — согнул себя подковой,

Прозрел, ослепнув напоследок.

За несколько лет до своей смерти художник одумался, и даже завёл новую семью. Но из-за зависимости его здоровье сильно пошатнулось. Свои последние работы он писал на половину ослепшим, а кисть держал дрожащими руками.

Источник

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве

Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Смотреть картинку Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Картинка про Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве. Фото Картина грачи прилетели саврасов фото в хорошем качестве

История художника А. Саврасова – одна из многих, подтверждающих идею о том, что человек должен найти свое истинное призвание. Будучи подростком, он продавал свои акварели торговцам из Москвы, а после, поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Сильное влияние на мировоззрение живописца оказало творчество Венецианова – гармония его полотен затронула душу Саврасова.

Московское общество любителей художеств предоставило талантливому молодому человеку средства на обучение в Европе. По возвращению домой, он обратился к мотивам деревенской жизни. До Саврасова неброская красота природы считалась недостойной внимания – общество того времени боготворило итальянские виды, руины Древнего Рима, заграничные закаты и восходы, полные романтики. Так что картина «Грачи прилетели» произвела настоящую революцию в искусстве того времени.

Интересна история появления на свет этого полотна. Село Молвитино неподалеку от Костромы было большим живым центром с красивой церковью, построенной в начале XVIII века. Ее колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатер, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.

Саврасов оказался в Молвитино весной 1871 года и практически сразу начал работать над этюдами глубинки. Художник любил весну, и на его карандашных набросках оживали березы, освещаемые солнцем, и слышалась музыка капели с крыш домов, журчания первых весенних ручейков.

Церковь живописец хотел изобразить давно. Он искал точку, с которой она будет лучше всего просматриваться и однажды остался там до самого вечера. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти – природа околицы, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.

«Грачи прилетели». Уже само название дарит каждому из нас ощущение весны, поры рассвета природы, жизненной энергии и целую гамму непонятных, но прекрасных и захватывающих чувств. Картина не представляет на суть зрителя символичные образы, она проста и понятна, а поэтому, близка каждому человеку.

Обычный весенний немного сероватый день. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни, и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.

На переднем плане полотна – снег. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По мутному пепельному небу плывут облака. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Однако, это лишь поначалу. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны.

Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Живописец сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах, их невидимых обитателей, купола церкви. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Звуковых эффектов автор достигает невероятных – вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения.

Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла. Однако в 1871 году, когда эта картина предстала перед глазами публики на выставке в Петербурге, ей не нашлось равных. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Скромный деревенский вид превзошел классику, и на сегодняшний день эта картина бешено популярна. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны.

Интересно, что в 1997 году Центральный банк России выпустил двухрублевую монету, на которой изображен портрет художника и фрагмент из его «Грачей». Этот дензнак был приурочен к 100-летию со дня смерти автора данной картины. Еще один не менее поразительный факт – в той самой молвитинской церкви с полотна Саврасова сейчас находится музей Ивана Сусанина.

Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику. Полотно – порождение его минутного порыва, вдохновения, подкрепленного истинным талантом, а вдохновение, как известно, особое чувство.

В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может расклевать зиму – так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что автор передал не только преображение всего живого, а и обновление внутреннего мира человека, который живет в единении с природой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *