Картины кандинского фото с названиями самые знаменитые
Известные картины Василия Кандинского
Василий Кандинский — известный художник, стоявший у истоков абстракционизма. Его работы долго были под запретом, но сейчас считаются одними из самых дорогих в мире среди русских художников. По сей день искусствоведы и психологи пытаются понять, какой скрытый смысл заложен в его картинах.
Василий Кандинский — один из основоположников абстрактной живописи и теоретик искусства. Юрист по образованию, он начал художественную карьеру поздно — в возрасте 30 лет, посетив выставку импрессионистов и увидев работу Клода Моне «Стог сена». Его творчество вызывает дискуссии искусствоведов и психологов, которые ищут в картинах художника скрытый смысл, заключенный в игре цвета, ритме линий и фигур.
Общие черты картин Василия Кандинского
В своей живописи Кандинский прошел путь от этюдов в стиле импрессионизма до абстракции. Путешествие в Вологодскую губернию 1889 году с этнографической экспедицией оказало влияние на его последующее творчество: в картинах будут встречаться сказочные и фольклорные мотивы. Также во многих работах Кандинского прослеживаются элементы верхневычегодской росписи (вид росписи по дереву, сформировавшийся на территории современной республики Коми).
В разное время в творчестве Кандинского находили отражение:
Самые известные картины Василия Кандинского
Амазонка, 1917
Амазонка (1917 год). 16×13 см. Стекло/масло
На картине изображена девушка в черном платье на вороном коне. В этот период художник еще пишет довольно реалистичные картины, но форма предметов уже становится упрощенной, основную роль начинает играть цвет.
Амазонка в горах, 1917
Амазонка в горах (1917 год). Стекло/масло
В отличие от работы, написанной в том же году, цвета на этом полотне более светлые, конь уже белый, платье на женщине зеленое. А вот фон стал темнее, приобрел оттенки синего. Для этой живописи характерны искажения реальных масштабов фигур и перспективы, яркость в заполнении цветов фигур и фольклорные мотивы.
«Чем темнее синий цвет, тем более он зовет человека в бесконечное, пробуждает в нем тоску по непорочному и, в конце концов, сверхчувственному. Это цвет неба, как мы представляем его себе при звучании слова «небо». Василий Иванович Кандинский, книга «О духовном в искусстве».
Ахтырка. Красная Церковь, 1908
Ахтырка. Красная Церковь (1908 год)
На картине изображена красно-белая церковь в ясный солнечный день. В 1908-1909 г.г. Кандинский жил селе Мурнау в Баварских Альпах, и в этом пейзаже художник передал теплую тоску по родным местам.
Именно этот год считается переломным в творчестве художника: он изменил стиль творческого выражения и в дальнейшем стал писать абстрактные картины.
Синий всадник, 1903
Синий всадник (1903 год). 55×65 см. Картон/масло
Эту картину считают первой абстракцией Василия Кандинского. Композитор Арнольд Шёнберг, с которым вел переписку Кандинский, после того, как увидел фото его работ, написал: «Не могу поверить, что живопись обязательно должна быть предметной».
Позже, в 1911 году, Кандинский и его друг Франц Марк организуют творческое объединение с одноименным названием.
Пляжные корзины в Голландии, 1904
Пляжные корзины в Голландии (1904 год). 24×32.6 см. Картон/масло
В этой картине, написанной в одном из заграничных путешествий художника, чувствуется дух импрессионизма. Полотно написано крупными мазками в этюдном стиле.
Кандинский был синестетиком — человеком с явлением восприятия, которое позволяло ему «слышать цвет и видеть звук».
Осень в Мурнау, 1908
Осень в Мурнау (1908 год). Масло
На картине, написанной в переходный от импрессионизма к абстракции период творчества, изображен осенний пейзаж с уходящей вдаль дорогой. Это живопись, созданная под влиянием Сезанна и Ван Гога, построенная на ярких цветовых контрастах, игре цвета, который уже начинает нести свой собственный смысл.
Гора, 1909
Гора (1909 год). 109×109 см. Холст/масло
На полотне, которое уже ближе к абстрактному искусству, чем к предметному, изображены два символических человеческих силуэта на фоне горы. Основные цвета картины — синий, желтый, красный, зеленый и белый.
Желтый художник считал чисто земным цветом, который двигается навстречу человеческому глазу, а в синий, наоборот, взор как бы погружается. Соответственно, при смешении двух этих цветов, излучающих противоположное движение, рождается зеленый — цвет покоя.
Первая абстрактная акварель, 1910
Первая абстрактная акварель (1910 год). 109×109 см. Бумага/акварель, чернила
Это полотно, написанное акварелью — первая полностью абстрактная картина художника. На полотне уже нет какого-либо сюжета, все построено на концепции «ритмического» использования цвета в живописи.
Историк — искусствовед Пунин Николай Николаевич, увидев в 1919 году картины Кандинского, воскликнул:
«Я протестую самым решительным образом против искусства Кандинского. Все его чувства, его краски одинокие, безродные и напоминают уродов. Нет, нет! Долой Кандинского! Долой его!»
Он, будучи в первые годы советской власти историком от искусства и формалистом, был позднее репрессирован этой же властью.
Импровизация 10, 1910
Импровизация 10 (1910 год). 120×140 см. Холст/масло
По мере того как формируется новый художественный язык в творчестве Кандинского, он создает серии «импровизаций» — картин, которые пишутся под влиянием чувств и эмоций. Абстрактные образы предлагают зрителю самому додумать их смысл.
Лирическое, 1911
Лирическое (1911 год). 94×130 см. Холст/масло
Картина написана в характерном для художника стиле: динамичное движение всадника на лошади сквозь едва намеченные линиями деревья.
Импровизация 31 (Морской бой), 1913
Импровизация 31 (Морской бой) (1913 год). 140.7×119.7 см. Холст/масло
Характерное для этого периода творчества художника полотно лирической абстракции с ярким цветовым решением и абстрактными формами, в которых можно разглядеть очертания кораблей и парусов.
Композиция VI, 1913
Композиция VI (1913 год). 195×300 см. Холст/масло
Кроме серий «импровизаций» у художника была серия «композиций» — произведений, написание которых не было спонтанным и требовало тщательной подготовки. В этой работе мастер желал передать зрителю ощущение катастрофы (одна из ранних версий названия полотна «Потоп»). Это и использование библейских мотивов, и ощущение скорой войны.
По словам библиографов Кандинского, несмотря на длительную подготовку к написанию, картина была создана всего за 3 дня. В процессе работы над ней художник часто повторял слово «наводнение».
Москва, 1916
Москва. Красная площадь (1916 год). 51.5×49.5 см. Холст/масло
В 1914 году Кандинскому как гражданину России после начала Первой мировой войны пришлось вернуться на Родину. Здесь он снова пишет пейзажи с налетом импрессионизма, романтические фантазии и даже реалистичные полотна. В 1916 году написаны две картины, сюжеты которых объединены одним городом.
Холст «Москва. Смоленский бульвар» показывает столицу заснеженной и умиротворенной. Совсем другим настроением пропитана работа «Москва. Красная площадь». Расплывчатые и динамичные образы передают суматоху и тревожные вибрации большого города.
Композиция VII, 1913
Композиция VII (1913 год). 200×300 см. Холст/масло
Данное полотно — одна из самых известных работ художника, написанная в довоенный период в Мюнхене. Это логическое продолжение “Композиции VI”. Мотив потопа художник дополняет другими библейскими темами: воскрешение из мертвых, Судный день и райский сад.
Квадраты с концентрическими кругами, 1913
Квадраты с концентрическими кругами (1913 год). 23.8×31.4 см. Бумага/акварель, гуашь, карандаш
В полностью абстрактной работе художник проводит исследование взаимодействия разных цветов и форм. Картину можно считать переходной от эмоциональных и хаотичных абстракций к строгой геометрии, характерной для послевоенного периода творчества.
По мнению художника, цвет может вызывать не только физическое воздействие на глаз человека, но и более глубокое, психоэмоциональное.
Синий круг, 1922
Синий круг (1922 год). 109.0 × 99.0 см. Холст/масло
В 1921 году Кандинский покинул Россию и принял приглашение директора немецкой школы прикладного искусства и дизайна «Баухауз» Вальтера Гропиуса и переехал в Германию. Эта и последующие его работы относятся к «холодному» периоду творчества и представляют собой строгие геометрические полотна.
Черный и фиолетовый, 1923
Черный и фиолетовый (1923 год)
Художник с помощью цвета и геометрии передает свое тревожное настроение, тоску по Родине. В 1926 году исследования Кандинского в области композиции и геометрических элементов оформились в книгу «Точка и линия на плоскости». Художник описывал точку как основополагающий, исходный элемент, а линию — ее противоположность.
На белом II, 1923
На белом II (1923 год). 105.0 × 98.0 см. Холст/масло
Взаимное напряжение контрастных цветов — черного и белого — и геометрических фигур создает на картине напряжение, пробуждающее в зрителе чувство тревоги.
Жёлтый, красный, синий, 1925
Жёлтый, красный, синий (1925 год). 127.0 × 200.0 см. Холст/масло
Еще одно полотно, исследующее взаимодействие цветов и их влияние на зрителя. Интересно, что в тот же период Пит Мондриан, нидерландский художник, также творивший в жанре абстракционизма, писал свои всемирно известные работы с применением этих же трех цветов.
Последовательность, 1935
Последовательность (1935 год)
Картина позднего периода творчества художника была написана после отъезда из Германии во Францию. Строгую геометричность на картинах сменили биоморфные сюрреалистические образы. Картина напоминает нотный стан, и это возвращает зрителя к идее «услышать» живопись.
Известные картины Кандинского
Подборка знаковых работ пионера абстрактных искусств.
Василий Кандинский
Василий Кандинский (1866–1944) — русский художник, пионер абстрактного искусства. Он полагал, что цвет — важнейшее средство передачи эмоций и главный инструмент художника.
В список важнейших работ одного из самых влиятельных художников двадцатого века можно включить следующие картины.
Черные линии
Период с 1910 по 1914 считается пиком творческой активности Кандинского, и эта картина является прекрасной иллюстрацией его личности в то время. В одной из первых по-настоящему абстрактных картин художник использует черные линии и яркие цвета, создавая диссонанс.
Композиция X
Кандинский называл некоторые из своих работ импровизациями — если они создавались спонтанно, а некоторые — композициями, и тогда в число входили более сложные произведения. Для выделения ярких форм используется черный фон. В целом, в картине автор стремится создать в зрителе духовный резонанс, что характерно для позднего этапа карьеры художника.
Несколько кругов
Мастер создавал многочисленные произведения искусства с использованием геометрических форм, в том числе круга, чью важность и символичность художник передает в этой гармоничной картине.
Синий всадник
Данная картина предшествует абстрактному периоду Кандинского и демонстрирует бегущую лошадь. Наездник обозначен не конкретными деталями, а лишь цветом, давая волю воображению зрителя. Методы, примененные при создании этой картины, и позже будут использоваться художником.
Жёлтое-красное-синее
Работу «Жёлтое-красное-синее» можно рассматривать как симфонию идей супрематизма и баухауза. Условно, композиция разделена на две части. Первая наполнена геометрическими фигурами и яркими красками, а вторая абстрактными формами и темными оттенками.
Первая абстрактная акварель
Данная работа интересна тем, что является первым беспредметным произведением художника и не имеет официального названия. Кандинский впервые сумел создать произведение искусства вне западноевропейских традиций.
Композиция VIII
Произведение, представляющая синтез элементов супрематизма, популярного в то время конструктивизма и баухаусной школы со всей рациональностью геометрических форм, является полной противоположностью предыдущей работы серии.
Квадраты с концентрическими кругами
В основу многих работ художника легли исследования эмоциональных и экспрессионистских свойств цвета. Данная работа представляет один из этих экспериментов. Цветной эскиз можно рассматривать как анализ эффектов восприятия зрителями различных контрастных цветов и форм.
На белом II
Знаковая для современного искусства 20-го века картина изображает геометрические формы в великолепной цветовой гамме. Существует ряд трактовок данного произведения, но самым популярным остается версия, трактующая белый фон как отражение мира и жизни, а черный — небытия.
Композиция VII
Написанная в самый плодотворный период художника, композиция пронизана апокалиптическим и эсхатологическим настроением. Закрученный ураган цветов и форм позволяет считать «седьмую» композицию одной из самых сложных работ Кандинского.
Картины кандинского фото с названиями самые знаменитые
Русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в.; вошел в число основоположников абстрактного искусства.
Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в семье коммерсанта; принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. В 1871–1885 жил с родителями в Одессе, где еще в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью. С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. 1895 решил посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К.Моне Стог сена. В 1897 приехал в Мюнхен, где с 1900 занимался в местной Академии художеств под руководством Ф.фон Штука. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909; совместно с А.Г.Явленским и др.) и, наконец, «Синий всадник» (1911; совместно с Ф.Марком и др.) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета».
От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен; Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея). В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.). Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве. В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klänge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом. Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф.А.Гартмана; спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны).
В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва. Красная площадь, 1916, Третьяковская галерея; Смутное, там же; Сумеречное, Русский музей; Серый овал, Картинная галерея, Екатеринбург; все работы – 1917). В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени. Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921).
В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования; изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости, изданной на немецком языке в 1926. Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923; Несколько кругов, 1926; обе картины – в Музее С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л.Фейнингером и П.Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии сюиты М.П.Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928).
После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, там же; Голубое небо, 1940, Центр Ж.Помпиду, Париж; Разнообразные действия, 1941, Музей С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом.
Самые известные картины Кандинского
Начало. Москва. 1866-1896
Василий Васильевич Кандинский родился 16 (4) декабря 1866 г. в Москве, в обеспеченной культурной семье коммерсанта. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Там, наряду с посещением классической гимназии, мальчик учится игре на фортепиано и виолончели и занимается рисованием с частным преподавателем. «Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности», — писал он впоследствии. Уже в детских работах Кандинского встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что «каждый цвет живет своей таинственной жизнью».
Однако родители Василия в будущем видели его юристом. В 1886 году он едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чемякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. В 1896 году знаменитый Дерптский университет в Тарту, где в то время происходил процесс русификации, предлагает тридцатилетнему Кандинскому место профессора юриспруденции, но именно в это время он решает оставить многообещающую карьеру и полностью посвятить себя живописи. Впоследствии Кандинский вспоминал о двух событиях, повлиявших на это решение: посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году, где он был потрясен картиной Клода Моне «Стога сена», и впечатление от оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре.
Картина «Импровизация 20»
Картина «Импровизация 20». Фото: репродукция
Год: 1911
Выставлена в музее: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
В своих работах серии «Импровизация» Кандинский стремился показать бессознательные процессы внутреннего характера, возникающее внезапно. А двадцатой работе этой категории художник изобразил впечатление своей «внутренней природы» от бега двух лошадей под полуденным солнцем.
Заклинатель будущего. 13 картин Василия Кандинского
Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, в связи с чем в детстве часто переезжал, но в 1871 году семья осела в Одессе. Здесь он окончил гимназию, получив в том числе художественное и музыкальное образование. «Лодки Рапалло», Василий Кандинский, год неизвестен.
Затем он вернулся в Москву, где с отличием окончил юридический факультет МГУ, а также углублённо изучал экономику. «Москва, Зубовская площадь. Этюд», Василий Кандинский, 1916 год.
В 29 лет Кандинский оказался на выставке импрессионистов в Москве и под впечатлением от «Стога сена» Моне решил стать художником. Параллельно с этим он устроился на работу художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°» в Москве. «Урок с каналом», Василий Кандинский, 1901 год.
Годом позже он уезжает в Мюнхен, где поступает в местную академию художеств, чтобы обучаться у немецкого живописца и скульптора Франца фон Штука. «Старый город II», Василий Кандинский, 1902 год.
Вскоре Кандинский сам начинает преподавать в летней школе, а также создаёт творческое объединение художников «Фаланга». Он также знакомится с 25-летней Габриэль Мюнтер, которая позже под его влиянием станет яркой представительницей экспрессионизма. «Габриэль Мюнтер», Василий Кандинский, 1905 год.
Вторая половина 10-х годов XX века, проведённая в Германии, считается расцветом почерка художника. Именно в этот период своего творчества Кандинский нашёл собственный стиль, используя приёмы нефигуративного искусства. «Осень в Баварии», Василий Кандинский, 1908 год.
К 1909 году манера работ Василия Кандинского выходит за пределы экспрессионизма, и в 1910 году художник пишет «Первую абстрактную акварель», которая фактически становится отправным пунктом направления абстракционизм. «Первая абстрактная акварель», Василий Кандинский, 1910 год.
Основной идеей абстракционизма был отказ от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре, вместо этого целью работ было достижение гармонии цветовыми сочетаниями и геометрическими формами. «Композиция IV», Василий Кандинский, 1911 год.
По окончании Первой мировой войны Василий Кандинский вернулся в Москву. Здесь он вплотную подошёл к общественной работе, был инициатором создания Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук. «Москва I», Василий Кандинский, 1916 год
Впрочем, активность художника не находит понимания у советских властей, в связи с чем в 1921 году он возвращается в Мюнхен. В этот период он также создаёт ряд значительных работ, позже ставших «визитной карточкой» абстракционизма. «Композиция VIII», Василий Кандинский, 1923 год.
С приходом к власти фашистов работы Кандинского были отнесены к «дегенеративному искусству», в связи с чем его картины перестают выставляться. Художник переезжает во Францию, где включается в местные художественные течения. «Мрачное Положение», Василий Кандинский, 1933 год.
В 1933 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Пятью годами позже художник скончался, не дожив трёх дней до своего 78-летия. «Интимное сообщение», Василий Кандинский, 1942 год.
Сейчас Василий Кандинский считается одним из самых влиятельных художников XX века, его считают основоположником абстракционизма. Кандинский также остаётся одним из самых известных русских художников в современном искусстве. «Умеренный Элан», Василий Кандинский, 1944 год.
Кандинский и жанры: импрессия, импровизация, композиция
Кандинский В. Без названия. Первая абстрактная акварель, 1910
Изображенное на безымянном полотне не поддается трактовке иначе, как через смысловую нагрузку цвета и формы, так как оно беспредметно. Беспредметность – главный принцип нового стиля, была обоснована в уже упоминавшемся трактате “Духовное в искусстве”. Сама же картина – результат долгих экспериментов и эволюции, в частности:
• она появилась промежуточно в ходе работы над циклом импровизаций (1909-1917), на первой из которых (“Африканское”) явно определяемы силуэты людей, срединные (“Потоп”, “Мечтательность”, обе 1913) беспредметны и полностью абстрактны, а последняя (“209”) несет в себе следы идейного воздействия супрематизма Малевича;
• создана в один год с “Эскизом к композиции II” (важнейший в творчестве Кандинского цикл ≈1910-1939, всего 10 полотен, из которых сохранилось 7 или 9 (с двумя эскизами);
• идейно, скорее всего, символизирует беспокойство тайны на фоне безмолвия. (Белый, по Кандинскому, — цвет молчания, безмолвие, красный – беспокойство и движение, черный – апокалипсис, потухшее Солнце, синий – мистика и тайны, зеленый – равнодушие, желтый – земля).
“Первая абстрактная акварель” (условное название), без сомнения, имеет громадное значение в мировой живописи как веха нового стиля, однако наиболее известными стали картины, как считается, представляющие собой истинное воплощение концепции абстракционизма. Все они написаны Кандинским в 1910-е годы. К ним относятся:
Кандинский В. Импровизация «Потоп», 1913
Страшный суд (1912); Импровизация “Потоп” (1913); Композиция VI и Композиция VII (обе 1913), иногда – Композиция VIII (1923, влияние супрематизма, лучизма); Незнакомому голосу (1916).
Первые четыре из перечисленных произведений созданы в наиболее плодотворный период творчества художника – время его постоянного проживания в Баварии. Следует отметить, что в Германии Кандинский жил с перерывами начиная с 1896-го года.
Кандинский В. Импровизация VIII, 1923
Понятие композиции (равно как импрессии и импровизации) в данном случае употребляется в качестве термина, выбранном Василием Васильевичем для обозначения жанров абстрактной живописи.
Согласно его объяснениям:
Заклинатель будущего. 13 картин Василия Кандинского
Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, в связи с чем в детстве часто переезжал, но в 1871 году семья осела в Одессе. Здесь он окончил гимназию, получив в том числе художественное и музыкальное образование. «Лодки Рапалло», Василий Кандинский, год неизвестен.
Затем он вернулся в Москву, где с отличием окончил юридический факультет МГУ, а также углублённо изучал экономику. «Москва, Зубовская площадь. Этюд», Василий Кандинский, 1916 год.
В 29 лет Кандинский оказался на выставке импрессионистов в Москве и под впечатлением от «Стога сена» Моне решил стать художником. Параллельно с этим он устроился на работу художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°» в Москве. «Урок с каналом», Василий Кандинский, 1901 год.
Годом позже он уезжает в Мюнхен, где поступает в местную академию художеств, чтобы обучаться у немецкого живописца и скульптора Франца фон Штука. «Старый город II», Василий Кандинский, 1902 год.
Вскоре Кандинский сам начинает преподавать в летней школе, а также создаёт творческое объединение художников «Фаланга». Он также знакомится с 25-летней Габриэль Мюнтер, которая позже под его влиянием станет яркой представительницей экспрессионизма. «Габриэль Мюнтер», Василий Кандинский, 1905 год.
Вторая половина 10-х годов XX века, проведённая в Германии, считается расцветом почерка художника. Именно в этот период своего творчества Кандинский нашёл собственный стиль, используя приёмы нефигуративного искусства. «Осень в Баварии», Василий Кандинский, 1908 год.
К 1909 году манера работ Василия Кандинского выходит за пределы экспрессионизма, и в 1910 году художник пишет «Первую абстрактную акварель», которая фактически становится отправным пунктом направления абстракционизм. «Первая абстрактная акварель», Василий Кандинский, 1910 год.
Основной идеей абстракционизма был отказ от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре, вместо этого целью работ было достижение гармонии цветовыми сочетаниями и геометрическими формами. «Композиция IV», Василий Кандинский, 1911 год.
По окончании Первой мировой войны Василий Кандинский вернулся в Москву. Здесь он вплотную подошёл к общественной работе, был инициатором создания Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук. «Москва I», Василий Кандинский, 1916 год
Впрочем, активность художника не находит понимания у советских властей, в связи с чем в 1921 году он возвращается в Мюнхен. В этот период он также создаёт ряд значительных работ, позже ставших «визитной карточкой» абстракционизма. «Композиция VIII», Василий Кандинский, 1923 год.
С приходом к власти фашистов работы Кандинского были отнесены к «дегенеративному искусству», в связи с чем его картины перестают выставляться. Художник переезжает во Францию, где включается в местные художественные течения. «Мрачное Положение», Василий Кандинский, 1933 год.
В 1933 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Пятью годами позже художник скончался, не дожив трёх дней до своего 78-летия. «Интимное сообщение», Василий Кандинский, 1942 год.
Сейчас Василий Кандинский считается одним из самых влиятельных художников XX века, его считают основоположником абстракционизма. Кандинский также остаётся одним из самых известных русских художников в современном искусстве. «Умеренный Элан», Василий Кандинский, 1944 год.
Art & More: Кандинский — при просмотре не забудьте выключить голову
К 150-летию со дня рождения Василия Кандинского Третьяковская галерея подготовила подарок для поклонников творчества основоположника и теоретика абстрактного искусства. Необычный, под стать самому художнику.
представлено всего две картины: одна из постоянной экспозиции Третьяковки, а вторую привезли из Эрмитажа. В последний раз они «встречались» 27 лет назад.
Чтобы лучше понять художника, Posta-Magazine предлагает вспомнить самые интересные факты из жизни Василия Кандинского.
Третьяковская галерея на Крымском валу буквально дышит Кандинским. Кажется, он ею полностью завладел — даже лестницы, ведущие к экспозиции, если всмотреться повнимательней, приобретают черты его знаменитых «Композиции VI» и «Композиции VII». Всего каких-то пара-тройка пролетов — и полотна можно будет увидеть вживую. Вот они висят в овальном темном зале, друг напротив друга, красуются, смотрят на себя и на людей. Заставляют застыть перед каждой и попытаться понять, что же все-таки стремился изобразить автор. Тщетно.
«Просто отключите голову и поддайтесь магии цвета, — настаивает куратор выставки Людмила Бобровская. — Попробуйте услышать ту музыку, которую слышал он. Кандинский был вдохновлен музыкой Шонберга — он прослушал его концерт и увидел в контрапунктах Шонберга созвучное своим поискам. Если бы эти картины висели рядом, волей-неволей мы скорее бы их сравнивали, а тут мы можем сначала смотреть на шестую, потом на седьмую и погружаться в них по отдельности. Мы специально разнесли композиции и информации о них максимально далеко».
«Композиция VI» создана летом, она светлее. В «Композиции VII» больше темного цвета — ее Кандинский писал осенью. Обе — в Мюнхене в 1913 году. Обе объединены одной темой — катастрофы, трансформации, которая подарит обновление, новые перспективы в будущем.
«Композицию VI я носил в себе полтора года и часто принужден был думать, что не смогу ее исполнить, — рассказывал некогда сам Василий Кандинский. — Наконец, настал день, когда хорошо знакомое тихое внутреннее напряжение дало мне полную уверенность. В два или три дня картина в целом была готова. Великая битва, великое преодоление холста свершилось…».
Кандинский начал серьезно заниматься искусством в 30 лет. До этого он с успехом изучал экономику и право: место профессора юриспруденции в Дерптском университете ему уже было обеспечено. Но решил отказаться от многообещающей карьеры и отправился в Германию обучаться живописи.
Отправной точкой для него стали «Стога» кисти Клода Моне. И большим откровением. «И вот сразу я увидел в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это — стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно, — вспоминал он позже. — Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей».
Кандинского называют «пионером абстракции» — это известно всем. Но на самом деле, в этом направлении он шел рука об руку к Мондрианом, Малевичем, Пикабиа и многими другими. Но был единственным, кто теоретически обосновал существование искусства за этими границами. Поэтому именно его акварель 1910 года считается точкой отсчета.
«Все начинается с точки. Царство точки беспредельно. Точка в нашем представлении является теснейшей и единственной в своем роде связью молчания и речи», — говорил Кандинский. И попробуйте-ка поспорить с художником, когда сама жизнь подтверждает его слова.
Первая абстрактная акварель Кандинского, 1910 год
Кандинский был синестетиком. Это такая форма восприятия мира, когда раздражение одних органов чувств вызывает ощущения, характерные для других. Синестетики «слышат» цвета, «видят» звуки. Вот почему картины Кандинского можно попытаться «услышать». Синестетиков в мире всего не более 250 млн. человек — а это лишь 1 или 2%.
«Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», — так объяснял синестезию сам Кандинский.
Картина «Синий всадник», написанная Кандинским в 1903 году, отражает пограничное состояние художника, представляя собой переход от реализма к новому направлению в живописи. Именно она открывает цикл абстрактных работ Кандинского. Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна — отражение мыслей.
«Лошадь несет всадника со стремительностью и силой. Но всадник правит лошадью. Талант возносит художника на высокие высоты со стремительностью и силой. Но художник правит талантом».
Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после конфискации нацистами во время борьбы с авангардным искусством. И лишь некоторые представлены публике в рамках печально известной выставки «Дегенеративное искусство» в 1937 — 1941 годах.
«Когда потрясены религия, наука и нравственность, и внешние устои угрожают падением, человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя. Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Прекрасно то, что прекрасно внутренне».
Самая дорогая картина Кандинского на данный момент — «Эскиз к импровизации № 8». 7 ноября 2012 года она была продана на аукционе «Кристис» за 23 млн. долларов.
«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос, — оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер. Создание произведения есть мироздание. Все мироздание можно рассматривать как замкнутую космическую композицию».
Детали от Posta-Magazine
Выставка продлится до 13 июня
Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал, 10, залы 14-15