Картины поленова фото с названиями самые знаменитые
Известные картины Василия Поленова
Василий Дмитриевич Поленов один из самых заметных художников конца XIX начала XX века. В советское время его творчеству уделялось меньше внимания, чем передвижникам. Последние прежде всего старались показать социальные проблемы, о которых так любили говорить и писать в СССР. В то же время художник своими полотнами создавал у зрителей позитив, веру в светлое будущее. Эти качества востребованы во все времена.
Василий Дмитриевич Поленов – выдающийся русский художник, чьё творчество ценят и любят и в наше время. За 4 месяца выставки работ художника в Новой Третьяковке галерею посетило 440 тыс. человек. Мастер успешно работал в разных живописных жанрах. Его пейзажи привлекают жизнерадостным цветом, религиозная живопись – сюжетом и глубиной внутреннего мира персонажей. Художник постоянно совершенствовал своё мастерство, используя достижения академической живописи.
Общие черты картин Василия Поленова
Прекрасно образованный, Василий Дмитриевич Поленов не стремился к революции в живописи. Если передвижники отрицали каноны академической школы, то Поленов приветствовал развитие в творчестве. В его живописи немало нового, базирующегося на традициях академизма.
Следует отметить, что академик Поленов создал выдающиеся работы в разных жанрах. Это:
Общим для всех произведений художника стал поиск светлых сторон мироздания. Его работы стараются показать истинные ценности, ищут верный путь. Изображение человека и природы на картинах Поленова всегда дышит оптимизмом. Эти качества выгодно отличали его полотна от работ передвижников, наполненных социальными и бытовыми проблемами, нередко вызывающими негативные чувства.
«Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70‑х годов XIX века. «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Серый день» и ряд других тургеневских мотивов явились неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой», — написал Остроухов, ставший художником под воздействием полотен Поленова.
Талант живописца был настолько многогранен, что Товарищество передвижных выставок считало его творчество своим, а картины доброжелательно воспринимались представителями академического направления.
Самые известные картины Василия Поленова
Московский дворик. 1878
Художник, будучи коренным жителем Петербурга, в 33 года решает перебраться в Москву. В поисках жилья он забрёл в арбатские переулки, которые приютили его на первое время. Жизнь вокруг была патриархальной, двор на который открывался вид из окна мастера, вполне походил на деревенский. В столице центральные районы были исключительно каменными. А здесь – естественная роскошь природы, подвигшая Поленова на создание пейзажного полотна.
Картина «Московский дворик» Василия Поленова
Первоначальная картина вертикального формата была безлюдной. Позднее художник дополнил пейзаж фигурами людей и животных и сделал работу горизонтальной. Особенно ценным в изображении Поленова оказалась светлые и радостные тона, создававшие настроение и оптимизм.
Картина экспонировалась на 6-й выставке передвижников. Зрители приняли работу с восторгом. Понравилась картина и самим передвижникам, поскольку была выполнена в реалистичном стиле и ушла от канонов академизма.
Воскрешение дочери Иаира. 1871
Картина писалась Поленовым для конкурса в художественной академии. Цена вопроса была существенной: получивший золотую медаль становился пенсионером академии, получая право на 4-6 летнюю поездку для изучения европейской живописи.
Заданная тема работы была хорошо известна художнику. Он быстро взялся за её выполнение. В итоге картина получила золотую медаль. Такую же награду получил и Репин, полотну которого академики отдали предпочтение за более глубокое раскрытие темы.
В сюжете изображена девочка, уже воскрешённая Спасителем. Восхищение читается на лицах матери, отца и апостолов, присутствовавших при чуде. В то же время Христос, свершивший волшебное исцеление, более напоминает уверенного в себе врачевателя, чем мессию.
Арест гугенотки Жакобин де Онтебель графини д,Этремон. 1875
Будучи как пенсионер академии в Европе, Поленов пишет ряд работ, получивших известность. На полотне «Арест гугенотки» отражён фрагмент кровавого конфликта между католиками и протестантами во Франции.
Картина показывает арест графини де Этремон – жены одного из лидеров движения гугенотов де Колиньи. Тёмные цвета на полотне не предвещают задержанной ничего хорошего. По блеску глаз одного из стражников видно, что он не остановится ни перед чем, чтобы уничтожить врагов своей веры.
Работа относится к парижскому периоду Поленова. Чувствуется влияние барбизонской школы. Во время визита в Париж в 1875 году великий князь, будущий царь Александр III купил эту картину. В 1876 году благодаря полотну Поленов получил звание академика.
Оригинал картины находится в Русском музее. Копия работы – в музее-заповеднике Поленово.
Бабушкин сад. 1878
Художник лаконично сумел передать на своём полотне проводы уходящей эпохи дворянских гнёзд, так часто описываемых в русской литературе. На картине изображён реально существовавший дом Баумгартнера рядом со знаменитым московским двориком в арбатских переулках.
Пейзаж на полотне соединён с бытовой сценкой. То, что лучшие времена уже в прошлом, хорошо заметно в деревьях неухоженного сада, облупившейся штукатурке когда-то роскошного дома. А дополняет его немощная старуха, состарившаяся вместе со своим особняком.
Ярким лучиком новой жизни стала фигура молодой спутницы пожилой дамы. Стелющаяся перед ней садовая дорожка жизнеутверждающего цвета непременно приведёт героиню картины и всех нас к будущим светлым дням. Такого впечатления добился художник, применив свежий цветовой колорит.
Заросший пруд. 1879
Ещё одно полотно с уходящим дворянским прошлым написано художником к седьмой выставке передвижников. Натуру для картины Поленов нашёл вблизи Киева у села Петрушки, где снимала летнюю дачу семья его сестры. Центром полотна стал пруд, принадлежавший дворянской усадьбе. Ко времени написания картины он уже одичал, постепенно зарастая у берегов.
Работу хорошо приняли на выставке. Академистам понравилась манера изображения с деталями первого плана и размытостью находящихся вдалеке деревьев. Сторонники новых стилей отмечали характерное для импрессионистов рассеянное изображение. Но все сошлись в одном: Поленов изумительный колорист, создавший своё произведение из множества зелёных оттенков.
Поленов стал первопроходцем в изображении озера с мостиком и кувшинками. Подобные сюжеты выйдут из-под кистей Коровина, Левитана, Серова. Тема заросшего пруда прославит Клода Моне.
Цезарская забава. 1879
Картина написана в 1876 году во время европейского пенсиона художника. На создание полотна художник вдохновился после посещения Рима в 1872 году. Окончательная доработка полотна датируется 1879 годом.
На картине изображена дикая забава Древнего Рима – травля людей хищными животными. Молодая христианка, в отчаянии прижавшаяся к стене, понимает, что её минуты сочтены, так как к ней запущен тигр, готовящийся к прыжку. Цезарь и его приближенные, наблюдающие сверху, предвкушают наслаждение от предстоящего страшного зрелища.
Несмотря на хорошо переданный драматизм ситуации, картина осталась почти незамеченной зрителями и критикой. Поводом для негатива послужило, по мнению многих, мелкое изображение персонажей полотна, теряющихся среди грандиозных строений.
Христос и грешница (Кто без греха?). 1888
Василий Дмитриевич с детства хорошо знал евангельские сюжеты. Они привлекали его и как художника. В поездках по Востоку живописец сделал множество подготовительных эскизов к картинам по Евангелию. Дополнительный толчок к изображению тем из священного писания дало монументальное полотно Иванова «Явление Христа народу». Но работа не шла.
Картина «Христос и Грешница» Василия Поленова
О замыслах написать картину «Христос и грешница» было известно близким художника. Преждевременно умирающая сестра-двойняшка Поленова Вера, взяла с него обещание, что он непременно закончит картину. В память о сестре мастер возобновил работу над полотном. Он опять едет по восточным странам, ищет нужные типажи. В местную одежду облачает позировавших ему Коровина и Левитана.
Известный сюжет, когда к Иисусу привели согрешившую женщину и он, по сути, призвал разъярённых жителей к её прощению, истолкован художником на свой манер. Не в первый раз изображая Христа, он сообщает ему не божественные, а человеческие качества. Идея, выраженная на холсте: любовь христиан к ближнему и самосовершенствование.
Предполагаемое название картины «Кто из вас без греха?» не устроило цензоров. Компромиссным оказалось менее радикальное «Христос и грешница». Несмотря на большой негатив, холст приобрёл «главный критик» – Александр III, после чего отзывы о картине стали более доброжелательными.
На деньги от продажи полотна художник купил землю на Оке. Ныне там находится музей-заповедник Поленово.
Золотая осень. 1893
Одной из лучших пейзажных работ Поленова является картина «Золотая осень». Художник со знанием дела подобрал участок на Оке для своей усадьбы: отсюда открывался прекрасный вид на изгиб русской реки. Сама природа создала великолепную композицию для работ мастера.
Картина «Золотая осень» Василия Поленова
В 1893 году Василий Дмитриевич живёт в своих любимых местах. Пейзаж схвачен художником в самое красочное время года, когда листья уже максимально окрасились, но ещё не начали облетать. Сочетание преобладающего жёлтого цвета осенней природы с вкраплениями зелёных островков, синевой неба и реки в солнечный день создало удивительно гармоничный пейзаж. Художнику осталось только запечатлеть его на полотне, добавив капельку грусти по ушедшему лету.
Мечты (На горе) 1900
Поленов писал: «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистую и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение».
Евангельским сюжетам художник посвятил значительную часть своей жизни, будучи уже известным художником. В работах, где героем картин является Иисус Христос, мастер изображает Спасителя близким для понимания и человечным, уходя от характерной для многих художников божественности. Такой подход к трактовке священного писания проявился ещё в его студенческой работе.
Не изменил своим взглядам Поленов и в полотне «Мечты». Иисус изображён сидящим на скале у Галилейского моря. Он очень похож на обычного путника, присевшего отдохнуть. Фигура Христа, скалы и чуть заметный пейзаж дальнего берега уравновешивают картину, создавая спокойствие и благодать.
Поленов создал несколько вариантов картины, и все они принадлежат российским музеям.
Призраки Эллады. 1890-е
Будучи разносторонне образованным человеком, Василий Дмитриевич испытывал немалый интерес к духовному наследию прошлого. Хотя Евангельские сюжеты более известны в его творчестве, ряд полотен он посвятил темам Древней Греции и Рима.
Картина «Призраки Эллады» написана не с натуры, а в мастерской художника. Она отражает его воспоминания о посещении Греции в пенсионерский период.
В работе изображена часть храма и скульптура античной богини любви Афродиты. По ступенькам святилища поднимается девушка, которая хочет воспылать светлым чувством. Картина, выполненная в светлых и жизнерадостных тонах, была написана как призыв ко всеобщей любви и человечности.
Премьера состоялась в 1906 году на сцене Большого зала Консерватории в Москве. В 1915 году её показали на сцене Народного дома в Тарусе. Постановки оперы «Призраки Эллады» были осуществлены в наше время на сценах Воронежа в 2012 году и Тулы в 2017 году. Туляки представили тематическую оперу на XIX фестивале «Боспорские огни» в Керчи.
В современной России художник открывается с новых сторон, творчеству мастера уделяется больше внимания. Картины Поленова неплохо продаются на международных аукционах по впечатляющим ценам:
Выставка картин Василия Поленова в Третьяковской галерее
Василий Поленов и его сестра-близнец Вера были первенцами в многодетной, культурной дворянской семье. Он родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отец Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика русской словесности Василия Алексеевича Поленова, внук Алексея Яковлевича Поленова, юриста и правоведа XVIII века, был известным дипломатом, археологом и библиографом. Мать Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью; в молодости она брала уроки у академика К. А. Молдавского, ученика Карла Брюллова. Дядя художника, М. В. Поленов (1823-1882), был сенатором, одним из реформаторов судебной системы Российской империи.
В 1861-1863 годах Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске. В память об этом на здании установлена мемориальная доска.
В 1863 году окончил гимназию и поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Императорскую Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах, но и слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. В Академии его учителями были А. Т. Марков, П. В. Васин, П. М. Шамшин, А. Е. Бейдеман, К. Б. Вениг. Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам пел в студенческом хоре Академии, сочинял музыкальные произведения.
Вскоре Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем временно оставил университет, полностью погрузившись в занятия живописью. В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. С января 1868 года возобновил занятия в университете, теперь — на юридическом факультете.
И. Е. Репин вспоминал: «. Кроме того, он (Поленов) был студентом по юридическому факультету в университете и не прекращал своих занятий и там. Писал диссертацию и сдавал экзамены. Этого периода картина его «Jus primae noctis» (Право первой ночи) есть плод его юридических изучений».
Право господина (Право первой ночи)
Поленов Василий Дмитриевич
Выставка Василия Поленова.“Художник света”, “рыцарь красоты”, предтеча Серебряного века или передвижник?
В Новой Третьяковке на Крымском валу 17 октября 2019 года открылась ретроспективная выставка Василия Поленова. “Художник света”, “рыцарь красоты”, предтеча Серебряного века или передвижник?
Кто такой Поленов и почему его считают главным русским пленэристом, хотя важнейшим достижением своего творчества сам живописец считал евангельский цикл?Недалеко от Тарусы, на высоком холме над Окой, более ста лет стоит красивый белый дом, построенный в 1892 году Василием Дмитриевичем Поленовым по собственному проекту. Дом этот задумывался не только как родовое гнездо многочисленной семьи художника, но и как культурный центр всей округи с музеем и картинной галереей.
Поленов, выросший на идеалах 60-х годов 19 века, мечтал нести культуру в народ, идеи просветительства он видел как «свет истинный», 60-летний художник писал «. и до сих пор он мне светит и указывает путь».
Еще в 1887 году Поленов мечтал о доме-музее в деревне, в котором он мог бы сосредоточить все ценности, собранные, как он говорил, четырьмя поколениями.«Мечтал я о домике на берегу Оки, об том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека.
Смерть Александра Иванова
Потомственный дворянин, сын историка и археолога, Василий Поленов увлекался живописью с детства. Рисовал с двух лет на всем, что подвернется под руку: на бумаге, стенах, песке. Но вкус к искусству ему привила мать, которая была художницей-любителем.
Однажды пообещала детям пригласить в дом пенсионера Общества поощрения художеств Александра Иванова, только вернувшегося из Италии.
В 1858 году Иванов привез в Петербург долгожданное «Явление Христа народу», над которым трудился двадцать с лишним лет. Выставленная на всеобщее обозрение в Академии художеств картина потрясла четырнадцатилетнего Поленова. Почти ежедневно, едва заканчивались уроки в гимназии, он прибегал в Академию. Простаивал перед полотном часами, делая наброски и копируя фигуры.
Иванова очень ждали в доме Поленовых, поэтому громом среди ясного неба стала весть о его скоропостижной смерти.
Причиной была не только холера, которой заболел художник, в большей степени неодобрение и осуждение, которое вызвала в обществе его картина. Биографы утверждают, что в те дни у юного Василия Поленова возникла идея создать полотно столь же значительное и масштабное, каким ему представлялось «Явление Христа народу». Впрочем, прошло не одно десятилетие, прежде чем художник взялся за свой евангельский цикл.
Юрист по образованию, художник по призванию
Для семьи было очевидно, что юношу тянет к живописи, но в 1863 году, когда пришло время определяться с профессией, отец потребовал от сына пойти по стопам прадеда, по юридической линии. При этом он не препятствовал юноше стать вольнослушателем факультета исторической живописи в Императорской Академии художеств.
В 1871 году Василий Поленов получил сразу два диплома: юриста и художника.
За блестящее исполнение заданной темы – «Воскрешение дочери Иаира» – Поленова наградили Большой золотой медалью. Это дало ему право отправиться в Европу на шесть лет за счет Академии, чтобы завершить художественное образование.Воскрешение дочери Иаира.1871. В. Поленов.
Надо сказать, Поленов был не единственным, кто получил в тот год Золотую медаль. Ею был также награжден друг и однокурсник, работавший над той же темой в соседней мастерской – Илья Репин. Художники несколько раз писали портреты друг друга. Один из портретов Репина Поленов презентовал коллекционеру Третьякову. Внимательный зритель найдет ее в экспозиции.
Нельзя сказать, что юридическое образование не оставило следа в жизни художника. Одна из знаменитых картин Поленова на “юридическую тему” – “Право господина”.«Право господина» 1874, 120×174 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В сюжете, а он описывает право первой брачной ночи, которым пользовались феодалы, соединились для Поленова история и правоведение. Художник написал картину во время той самой пенсионерской поездки по Европе и выставил ее на парижском Салоне в 1874 году.
Сам Поленов пишет в письме еще не видевшему картину профессору Фёдору Чижову, близкому другу своего отца:
«Вышел он, хорошо пообедав, на дворик своего ястребиного гнезда посмотреть на девушек, приведенных к нему для ночлежного развлечения. Подбоченился и слегка усмехается, увидев, что девочки не совсем дурные и что стоит его баронской чести приложить некий труд для их просвещения.
Крайняя девушка понимает, в чем дело, покраснела и потупилась; средняя стоит как бы выше своего положения и смотрит на него с легким презрением, а дальняя, еще глупенькая, не понимает.
Мужья, матери, отцы, приведшие их, остались вдали, у ворот, их не пустили солдаты, а наверху на лестнице молодой приятель и капеллан замка пересмеиваются: не всех же трех он себе возьмет и на нашу долю будет».
Не что-то порядочное, а шедевр
Во Франции молодой художник познакомился с барбизонской школой. В Германии – с творчеством художников позднего романтизма и зарождающегося символизма. В Италии он осваивал азы пленэрной живописи.Василий Дмитриевич Поленов «Источник девы Марии в Назарете»
В 1876 году уехал на Балканы добровольцем на сербско-турецкий фронт. Годом позже, во время русско-турецкой кампании, был приглашен будущим императором Александром III в качестве официального художника штаба. Это была первая война, в которой участвовали военные корреспонденты, в том числе художники, которые должны были иллюстрировать события.
Внешне спокойный и бесстрашный Поленов, который принимал участие в боевых действиях, не мог переносить на холст сцены изуверств, смерти, боли, страданий.
Предпочитал пейзажные зарисовки с бытовыми сценками из жизни армии. Он даже писал родным, что, хотя перепробовал все жанры живописи – исторический, пейзаж, марину, портрет, – ближе всего ему все-таки пейзажный бытовой жанр.Василий Поленов. Заросший пруд, 1879. Государственная Третьяковская галерея
С завидной регулярностью рисунки и этюды Поленова публиковались в журнале «Пчела». «Пчела» («Русская иллюстрация») — еженедельный журнал искусств, литературы, политики и общественной жизни, издававшийся в Российской империи во второй половине XIX века.Периодическое печатное издание «Пчела» выходило на русском языке в Санкт-Петербурге с 1875 по 1878 год)
Современники уже тогда начали отмечать его колористический дар. Обратили внимание на свет, которому он придавал самостоятельную ценность в своих работах. Изобразить белую лошадь на фоне белой стены, согласитесь, сможет не каждый. Много позже искусствоведы скажут о Поленове, что он совершил прорыв в пленеризме.
На лодке. Абрамцево., 1880
Впрочем, главный успех художнику принесли мирные пейзажи – «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». В них он мастерски передал гармонию обыденной жизни и красоту дворянской усадьбы.Бабушкин сад. 1878
В 1877 году художник приехал из Италии в Москву. В поисках квартиры для съема зашел в дом Баумгартена в Дурновском переулке около храма Спас на Песках. Вид из окна ему приглянулся. Тут же сделал этюд, а потом и картину, которую отправил в Санкт-Петербург на выставку передвижников. “Хотел выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным”, как писал он Крамскому, но создал шедевр, который купил Павел Третьяков.
Тогда покупка картины Третьяковым молодыми живописцами воспринималось не только как честь, но и как признание художественного дарования. “Картина из школьного учебника” принесла Поленову успех. После нее он окончательно охладел к исторической живописи и занялся бытописательством Москвы. Своими пейзажами он сильно выделялся на фоне художников-передвижников, ведь затронутыми темами никого и никуда не призывал и не учил. Его тут же окрестили “мастером интимного пейзажа”, задушевного и сокровенного.Московский дворик. 1878.
Кстати, приобрел Третьяков второй вариант “Московского дворика”. В первом, который художник презентовал писателю Ивану Тургеневу, не было ни людей, ни лошади с телегой. Обе картины были представлены на выставке.
Поленовская комната
В марте 1881 года Василий Поленов стоял перед постелью умирающей сестры Веры. Он понимал ее с полуслова, а любил всем сердцем. Умирающая шептала, что Васенька тратит талант попусту, разменивается на мелочи и забыл главное. Еще в детстве он пообещал себе и семье написать картину из жизни Христа… Когда он только поступил в Академию, мать, а она была очень религиозным человеком, говорила: «учись, кончишь Академию и приступишь, помолясь Богу, к большой картине». Все и правда ждали от Василия Дмитриевича значительного произведения.
Но сразу после Академии была Европа: берега Рейна и улочки Мюнхена, Швейцария и прекрасная Венеция.
В Риме Поленов познакомился с неугомонным и пышущий идеями Саввой Мамонтовым, который обожал собирать вокруг себя талантливую молодежь. Вместе они ставили спектакль по «Женитьбе» Гоголя, устроили карнавальное шествие на улочках Рима. Поленову было не до серьезной живописи.Василий Дмитриевич Поленов «Больная» 1886
Тогда же его постигло личное горе. Проболев неделю, от кори умерла Маруся Оболенская, которую Поленов видел своей невестой. Тайком от Академии художеств он сбежал горевать к родным в усадьбу в Имоченцы. Там он писал с натуры. Но вскоре вернулся на берега Атлантики, в Вель.Поленов «В парке. Местечко Вёль в Нормандии» 1874, 61×46 см
Той же осенью 1881 года вместе с искусствоведом Праховым и горнозаводчиком Семеном Абамелек-Лазаревым Поленов отправился в Палестину и Сирию.
В путешествии по берегам Босфора, Мраморного и Эгейского моря, вдоль Нила, пользуясь любым удобным случаем, Поленов делал зарисовки. Он схватывал пронзительную голубизну южного неба и солнца, размышляя над композицией будущей картины “Христос и грешница”.На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888
Ему было тридцать восемь лет, когда в 1882 году он женился на Наталье Якунчиковой. Молоденькая девушка поверила, что художник сможет осуществить грандиозный замысел и написать картину, о которой только и говорил после смерти Веры.
Взяв годичный отпуск в Московском училище ваяния и зодчества, где Поленов был уже преподавателем, он уехал в Европу собирать натурный материал.
Сидя в парижской мастерской, потом в Риме, куда перебрался из-за болезни, Поленов разрабатывал композицию, в которой задумал показать Христа не идущим к людям, как у Иванова, а уже пришедшим. Из под руки художника десятками выходили этюды, наброски фигур, лица итальянских евреев. Позже все этюды будут представлены на очередной выставке передвижников, что было невиданным для России делом и новаторством.Василий Поленов. Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница», 1888. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Этюд – это вспомогательная работа, “черновик”, быстрый набросок для памяти. Никогда и никем в академической живописи он не рассматривался как самостоятельное и тем более законченное произведение. Однако, все этюды Поленова, а было их около сотни, после выставки скупил Третьяков.
Они сделанны с таким мастерством, что их нельзя не считать законченными самостоятельными произведениями искусства. Это и обнаружил коллекционер. Купленные Третьяковым работы физически не влезли в его галерею. Специально под них меценат построил отдельную “поленовскую” комнату.Поленов в своей мастерской в усадьбе «Борок»(ныне Поленово),1908.
Опасная для народа картина
Дописывать картину из жизни Христа Поленов вернулся в Москву, но здесь в 1886 году его постигло новое горе. Скоропостижно скончался годовалый сын Федюшка. Живопись для Поленова перестала существовать. Из небытия его вывел все тот же Савва Мамонтов, который буквально силой перевез Поленова с женой в Абрамцево и заставил продолжить работу.
В 1887 году картина, в которую Поленов вложил всего себя, была закончена. По словам художника он стремился дать «живой образ» Христа, «каким Он был в действительности», поэтому представил его простым странником и Учителем.
“Кто из вас без греха?” планировалось представить на 15-ой выставке передвижников, но картина цензурой была сочтена опасной.
Президент Императорской академии великий князь Владимир Александровичем перед выставкой назвал полотно пусть и “интересным для образованных людей”, но “для толпы весьма опасным”, а обер-прокурор Константин Победоносцев вообще запретил к печати даже каталог выставки.
Спас ситуацию император Александр III, который приехал на выставку до ее открытия. Он не только обсудил сюжет с автором, позволил демонстрировать полотно публике, но купил его у Поленова. Фактически это легализовало картину. А еще принесло сумму, позволившую купить Подленову землю на Оке и построить усадьбу по собственному проекту.
Несмотря на грандиозные размеры, картину перевесили в более выгодный для осмотра зал, а позже отправили экспонироваться в Москве. Впрочем, в каталоге выставки цензура потребовала изменить название на “Христос и грешница”.
В Москве полотно вообще было представлено под вывеской “Блудная жена”, что противоречило евангельскому сюжету.Василий Дмитриевич Поленов. Голова еврея. Этюд для картины «Христос и грешница»(«Кто без греха»)1884, 3×29 см
“Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?…Иисус же, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимание. Когда же продолжали спрашивать Его, сказал: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень.” (Иоанн 8:4-7).
Почти десять лет картина провисела в залах Зимнего дворца, только в 1897 году была передана в коллекцию образованного тогда Русского музея. 130 лет в Москве не демонстрировалось одно из масштабных полотен Василия Поленова.
Даже на последнюю персональную выставку художника в 1994 году Третьяковской галерее не удалось привезти работу.
Именно поэтому полотно “Христос и грешница” в нынешней экспозиции, приуроченной к 175-летию, стало по настоящему программным произведением и гвоздем.«Христос и грешница»
Надо признать, что в этому году Третьяковка замахнулась на большее, чем четверть века назад, решив показать Поленова как мастера универсального дарования, а не только пейзажиста, которым мы его знаем. Портреты, историческая и религиозная живопись, архитектурные проекты, эскизы декораций к частным спектаклям, живопись, графика, архивные документы, музыка, световой народный театр-диорама и даже работы его учеников. В Москве были собраны более 150 произведений из 14 музеев и 4 частных коллекций.Василий Поленов. Ранний снег. 1891. Государственная Третьяковская галерея
Главное, что обнаружит внимательный посетитель – Поленов был не только универсальным художником, аристократом от живописи, созерцателем и рыцарем красоты. Он был удивительным педагогом, который заражал своей энергией, темпераментом и особой оптикой. А еще человеком, который был убежден, что искусство обязано приносить счастье и радость, иначе оно не имеет смысла. Размещу еще несколько картин, которые хочется всем напомнить, а себе в первую очередь. Поленов. Городской пейзаж
В.Поленов «Сказитель былин Никита Богданов » 1876, 69×43 см
В Kане ГалилейскойВ. Д. Поленов. С открытки изд.1957 г.
В.Д. Поленов.»Самаритянка». Из цикла :»Из жизни Христа». Предположительно ок. 1906 г. Холст, масло. 92х136. Выставлялась в Праге в 1910 г. Частная коллекция
В. Д. Поленов. И возвратился в Галилею в силе Духа.1890 г. Х.М. 75,5х131. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Эстремон, 1875, дом музей Поленово.
Василий Поленов. Цезарская забава, 1879
Эллада, 1890-е
Монастырь над рекой
Среди учеников
Василий Поленов. Портрет художника Ильи Репина, 1879. 74×60 см
Поленов «Река Оять»
Поленов «Река Клязьма»
Поленов «Сосновый бор на берегу реки»
Поленов «Золотая осень» 1893
Поленов. Портрет Веры Дмитриевны Хрущевой, сестры художника 1874, 48×39 см
Поленов В. «Египетская девушка»
Поленов В.»Одалиска» 1859
Поленов В. «Черногорка»
Василий Поленов. Мельница на истоке речки Вель. 1874. Этюд.
Василий Поленов. Храм Юпитера в Баальбеке. 1882. Холст, масло. Ульяновский областной художественный музей
Василий Поленов. Голгофа («Стояли вдали…»). 1909. Холст, масло. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых
Поленов. Дворик
Василий Поленов. Пределы Тирские. 1911. Холст, наклеенный на картон, масло. Музей-заповедник «Поленово», Тульская область
Зал в волшебном замке. Эскиз декорации к постановке пьесы Саввы Мамонтова «Алая роза» на домашней сцене Абрамцевского кружка. Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Василий Поленов. Осень в Абрамцево
Илья Репин. Портрет художника В.Д. Поленова, 1877, холст, масло, 80 x 65 см.Государственная Третьяковская галерея.
Поленов умер в 1927 году в возрасте 83 лет, последние 15 лет он почти безвыездно жил в своей усадьбе, занимаясь организацией собственных выставок и сочиняя и создавая картины для светового театра-диорамы «Путешествие вокруг света» — аттракциона, ставшего одним из самых привлекательных экспонатов его усадьбы-музея. Оригинал хранится в Музее-заповеднике «Поленово». Все волны и бури революции его не коснулись. К счастью сохранились и несколько фотографий.Слева направо: П.О. Ковалевский, И.Е. Репин, Г.Ф. Урлауб, К.А. Савицкий, Е.К. Макаров. Стоят: В.Д. Поленов, М.А. Кудрявцев
В.Д. Поленов с детьми у западной террасы, 1907 г.Фото
Фото с выставки
Фрагмент экспозиции выставки Василия Поленова в Новой Третьяковке.
Василий Дмитриевич Поленов: картины и биография
Биография:
Будущий талантливый мастер пейзажной, жанровой и исторической живописи родился в 1844 году в многодетной и просвещенной дворянской семье. Именно окружение Василия в детские годы оказало на него огромное влияние, сделав его восприимчивым к различным проявлениям жизни и подарив возможность отражать свои чувства на полотне.
Удивительный талант художника сформировался под влиянием бабушки, которая воспитывала детей, прививая им любовь к искусству и русской природе. Она поощряла художественные способности внуков и их любовь к рисованию. В детстве на Василия оказал огромное влияние северный Олонецкий край с богатейшей природой, практически незатронутой человеческим влиянием.
Будущий художник после гимназии пошел учиться на физмат университета Санкт-Петербурга, но и свою любовь к живописи не забыл. После занятий он учился в Академии Художеств, посещая множество разнообразных занятий и классов по разным дисциплинам в этой сфере. Василий был разносторонним и богато одаренным человеком. Кроме рисования, он увлекался оперным искусством, хорошо пел и писал музыкальные творения.
Для получения художественного образования мастеру пришлось прервать курс обучения в университете и закончить Академию (с серебряной медалью). В это время он уже успешно выставлялся и получал за свои выдающиеся работы признание и награды в виде золотых медалей. Но все это не вскружило голову молодому человеку, и он успешно завершил учебу в университете на юридическом факультете.
С помощью академической стипендии художник уезжает заграницу, побывав в странах, которые сейчас стали Австрией, Германией, Италией. Он много времени прожил во Франции, в Париже, где создал знаменитое полотно «Арест графини д’Этремон», которое принесло ему звание академика.
Жизнь художника была бурной и очень интересной. В 1874 году он вместе с Ильей Репиным живет и работает во французской Нормандии, где пишет многочисленные пейзажи, отражающие красоту местной природы. Через два года он возвращается в Россию, а когда начинается русско-турецкая война, становится официальным художником при ставке будущего императора Александра III.
Следующие годы жизни художника тесно связаны с преподаванием и работой с театральными декорациями. Преподавание в знаменитом Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве связано с именами таких в будущем известных художников, как Коровин, Левитан и множество других.
На выставке художников-передвижников в 1877 году картина Поленова «Московский дворик» становится известной и очень популярной, а сам мастер приобретает статус основателя нового жанра, названного «интимным пейзажем».
Став членом Товарищества передвижных художественных выставок, художник увлекается пейзажной живописью и много путешествует по местам, связанных с древней историей и зарождением христианства. Любовь к природе и большим открытым пространствам заставляет его приобрести имение над рекой Ока, которое сейчас всем хорошо известно как Поленово. Там мастер обустроил все по своему вкусу, построив дом и художественные мастерские по своему проекту. В своем имении он много и продуктивно работал над полотнами, а также занимался образованием сельских детей, в том числе и обучая их живописи.
В последующие годы художник неоднократно выезжает заграницу для получения нужных сведений и художественного материала для своих полотен. Он провел много лет над созданием серии картин на евангельскую тематику, побывал в Италии и Германии.
Во время Первой Мировой войны его картины участвовали в благотворительных выставках, проводимых для сбора средств раненым и пострадавшим от военных действий. После революции художник жил в своем имении и продолжал работать над художественными произведениями, отражая в них красоту и безбрежную мощь русской природы.
Мастер прожил долгую, плодотворную и насыщенную событиями и свершениями творческую жизнь. Он скончался в возрасте 83 лет и похоронен в Поленово, в своем любимом месте, где он часто рисовал с натуры. После художника осталось множество картин и его дом, ставший музеем.
Василий Поленов
Биография
Василий Поленов — один из главных русских пейзажистов XIX века. Художник запомнился обществу как тонко чувствующий натуралист, ревностный последователь христианства. Его непринятая обществом картина «Христос и грешница» стала частью личной коллекции императора Александра III, а полотно «Московский дворик» послужило родоначальником жанра «интимный пейзаж».
Детство и юность
Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Санкт-Петербурге. Мальчик и его сестра-близнец Вера стали первенцами прославленного археолога Дмитрия Васильевича и художницы, детской писательницы Марии Алексеевны Воейковой. В семье воспитывались еще трое детей: Константин (1848 г. р.), Алексей (1849 г. р.), Елена (1850 г. р.). Брат Александр умер в младенчестве.
Художник Василий Поленов
Мария Алексеевна, занимавшаяся живописью под руководством Карла Брюллова, любила рисовать портреты. Благодаря этому современники знают, как выглядел Василий Поленов в детстве.
Дети воспитывались в творческой семье. Бабушка Вера Николаевна Воейкова прекрасно знала русскую историю, любила народную поэзию и сказки. Внуки часто приезжали в ее имение в Тамбовскую область. В родном доме их ждали состязания в искусстве рисовать, сочинять и пр. За лучшие работы бабушка дарила самодельные медальки.
Портрет Василия Поленова. Художник Илья Репин
Родители тоже поддерживали творческие порывы детей, нанимали именитых педагогов из Академии художеств, например, Павла Чистякова. Впоследствии Василий Дмитриевич преуспел в пейзажном жанре, а его сестра Елена стала одной из первых женщин-иллюстраторов детских книг.
Поленов рано почувствовал тягу к холсту и собирался поступать в Академию художеств, но родители настояли на получении «серьезного» образования. В 1861-1863 годах молодой человек получил общие знания в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске, затем вместе с братом Алексеем овладевал точными науками на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета.
Василий Поленов и меценат Савва Мамонтов
В свободное от занятий время Поленов посещал курсы в Академии художеств, изучал не только живопись, но и анатомию, начертательную геометрию, биологию. Здесь будущий художник раскрыл еще и музыкальный талант: пел в хоре, сочинял композиции на фортепиано, был завсегдатаем оперы. Значительно позже, в 1906 году, в Московской консерватории состоялась премьера оперы Поленова «Призраки Эллады».
Окончив в 1867 году ученический курс с серебряными медалями за свои картины, Поленов не покинул альма-матер, а поступил на юридический факультет. Спустя 5 лет удачно защитил диссертацию на тему «О значении искусства в его применении к ремеслам».
Живопись
В 1867 году Поленов запечатлел любимую бабушку Веру Николаевну на холсте, и этот портрет стал дебютной работой автора.
Картина Василия Поленова «Портрет Веры Николаевны Воейковой»
Интересный факт: в ряде источников указано, что в 1869 году художник получил малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». На самом деле работа принадлежит однокурснику Поленова, прославленному живописцу Илье Репину. Василий Дмитриевич же получил первую творческую награду — большую золотую медаль — в 1871 году за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира».
За проявленный талант Поленова и Репина направили на стажировку в Европу. Несмотря на осознанный возраст — 27 лет, Василий Дмитриевич не мог определиться, какому жанру себя посвятить. За вдохновением он пошел в музеи, обратившись к мастерам пера: Карлу Пилоти, Габриэлю Максу, Арнольду Беклину, Гансу Макарту.
Картина Василия Поленова «Христос воскрешает дочь Иаира»
В 6-летней стажировке родились пейзажи «Белая лошадка. Нормандия» (1874), «Итальянский пейзаж с крестьянином» (1874), «Аббатство в Редоне» (1876), портрет «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875), который в 1876 году обеспечил Поленову звание академика искусств.
Посетив Вену, Мюнхен, старейшие города Италии и Франции, в 1876 году художник вернулся в Россию с четким видением дальнейшего творческого пути.
Заняться творчеством сразу по приезде Василий Дмитриевич не успел — началась Русско-турецкая война. Впрочем, государи, наслышанные о выпускнике Академии художеств, пригласили Поленова занять место официального художника при Александре III.
Ужасы войны мастер пера переносил не на монументальные холсты, а на бумагу — его фронтовые эскизы печатались в журнале «Пчела». Больше внимания Поленов уделял мирным пейзажам. В годы противостояния Российской и Османской империй были созданы «Бабушкин сад» и «Московский дворик» (1878), сразу после войны — «Заросший пруд» (1879).
Картина Василия Поленова «Московский дворик»
Картина «Московский дворик» считается одной из наиболее известных в творчестве Поленова. Она запечатлела жизнь горожан в разгар летнего дня: женщина тащит коромысло, дети играют в траве, а рядом пасется запряженная лошадь. На заднем фоне – загороженный домами, но могущественный Спас на Песках. Коллеги Поленова по ремеслу отнесли холст к самобытному жанру — «интимный пейзаж».
В начале 1880-х годов в творчестве Василия Дмитриевича появились восточные пейзажи и библейские мотивы. В тот период биографии художник совершал поездку по колыбелям христианства: Константинополю, Палестине, Сирии. В дороге родились картины «Вифлеем», «Олива в Гефсиманском саду», «Источник Девы Марии в Назарете» (1882).
Картина Василия Поленова «Заросший пруд»
Тогда же Поленов начинал писать эпохальное полотно «Христос и грешница». Замысел картины «Христос и грешница» (другое название — «Кто без греха?») появился у Поленова под впечатлением от полотна «Явление Христа народу» Александра Иванова. Художника хотел показать Иисуса, который не просто появляется, а существует среди мирян.
Работа над произведением велась долго, и если бы не сестра-близнец Василия Дмитриевича, вряд ли бы завершилась — умирая, Вера взяла с брата обещание, что он допишет картину и сделает ее большого формата. Первые эскизы житейской истории Христа появились в 1870-х годах, а окончательное произведение — в 1888-м.
Картина Василия Поленова «Христос и грешница»
«Христос и грешница» была воспринята с сомнением, цензоры даже отказывались пускать полотно на выставку. Александр III приобрел картину для собственной коллекции, и расположение императора к художнику сразу поменяло мнение общества.
На вырученные средства Поленов купил участок в Тульской губернии, на берегу реки Оки. Позже здесь была возведена усадьба Борок. Вид, открывающийся из окон имения, лег в основу полотен «Золотая осень», «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Часовня на берегу Оки» (1893).
Картина Василия Поленова «Золотая осень»
В 1900-е годы художник собирал материал для первой и единственной серии картин «Из жизни Христа». Выставка, состоявшаяся в 1909-м, имела громогласный успех и навсегда поместила имя Поленова в список лучших живописцев современности.
Финальная картина Василия Дмитриевича «Ока. Пароход “Владимир”, превращенный в буксир» датируется 1920 годом.
Личная жизнь
В личной жизни Василия Поленова была только одна женщина — Наталья Васильевна Якунчикова, дочь московского купца. Она стала женой художника в 1882 году.
Василий Поленов на лодке с дочерьми Натальей и Ольгой и доктором И.И. Трояновским
В браке родились 6 детей. Первенец Федор, появившись на свет в 1884-м, не прожил и двух лет. Затем родились Дмитрий (1886 г. р.), Екатерина (1887 г. р.), Мария (1891 г. р.), Ольга (1894 г. р.) и Наталья (1898 г. р.).
Смерть
Смерть настигла Василия Дмитриевича Поленова на 83-м году жизни, 18 июля 1927 года, в усадьбе Борок. Похоронен на сельском кладбище на берегу реки Оки. По последней воле усопшего на могиле установлен олонецкий крест.
Могила Василия Поленова
После ухода из жизни продолжило жить наследие Поленова. Сейчас в усадьбе Борок расположен Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова. Руководителями учреждения во все времена были родственники художника.