Книжные новинки бестселлеры 2020 список лучших
Лучшие художественные книги 2020 года
Несмотря ни на что, каждый день в течение 2020 года Издательство АСТ издавало огромное количество замечательных книг самых разных жанров. Мы подготовили для вас очень короткий список лучших художественных книг уходящего года. И это не просто веселые и трогательные, страшные и захватывающие, интересные и добры истории — это отобранные и, несомненно, выдающиеся произведения с миллионами почитателей, с призами литературных премий, уникальные образцы высокой современной литературы.
Мы очень хотим, чтобы в нашей подборке вы нашли себе книгу по душе.
Зулейха открывает глаза
Аннотация
Специальное издание к премьере на телеканале «Россия». Зимой 1930 года у татарской крестьянки Зулейхи убивают мужа, а ее саму раскулачивают и отправляют по каторжному маршруту в Сибирь. Тридцать ссыльных оказываются брошенными в глухой тайге без пищи, крова и теплой одежды. Неграмотные крестьяне и ленинградские интеллигенты, «деклассированные элементы» и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши — все они отстаивают у суровой природы и безжалостного государства свое право на жизнь.
Зулейха находит в себе силы пройти через все испытания, главное из которых — испытание Любовью и Прощением.
Чтобы выжить, нужно любить — даже если это любовь к злейшему врагу. Чтобы выжить, нужно простить: себя, других, свою судьбу — страшную, и свою родину — жестокую. Даже саму историю, в которой, как и в каждой человеческой жизни, так мало справедливости.
Режиссер Егор Анашкин.
Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий, Елена Шевченко, Юлия Пересильд, Евгений Морозов, Александр Сирин, Роман Мадянов, Александр Баширов, Роза Хайруллина, Дмитрий Куличков, Рамиль Сабитов.
Просто Маса
Аннотация
«Просто Маса» — это Масахиро Сибата один, без Фандорина. Осиротевший помощник великого сыщика возвращается в родную Японию, которая очень сильно изменилась за время странствий своего блудного сына — и осталась вечно неизменной. Открывшего детективное агентство Масу ожидают невероятные потрясения, невероятные приключения, невероятные женщины и невероятные открытия.
По словам Бориса Акунина, который писал этот роман с особенным удовольствием, сейчас, в период пандемии, «имеет смысл поглощать художественную информацию двух типов: во‑первых, про тех, кому живется намного хуже, чем тебе, во‑вторых, что‑нибудь захватывающе‑приключенческое, чтобы забыться и отвлечься».
Институт
Аннотация
Еще недавно у двенадцатилетнего Люка Эллиса была вполне привычная жизнь: школа, обеды с родителями в любимой пиццерии, вечера в компании лучшего друга. Пока одним июньским утром он не просыпается в собственной комнате, вот только в ней нет окон и находится она в тщательно укрытом от всего мира месте под названием «Институт».
Здесь над похищенными из разных городов детьми, обладающими даром телепатии или телекинеза, проводят жестокие эксперименты с целью максимально развить их паранормальные способности.
Бежать невозможно. Будущее предопределено, и это будущее — загадочная Дальняя половина Института, откуда не возвращался еще никто.
Однако Люк не намерен сдаваться. Он уверен: в любой системе есть слабое место и он дождется часа, когда сможет вновь оказаться на свободе.
Последнее желание. Меч Предназначения. Кровь эльфов. Час Презрения. Крещение огнем. Башня Ласточки. Владычица Озера
Аннотация
Одна из лучших фэнтези‑саг за всю историю существования жанра. Оригинальное, масштабное эпическое произведение, одновременно и свободное от влияния извне, и связанное с классической мифологической, легендарной и сказовой традицией. Шедевр не только писательского мастерства Анджея Сапковского, но и переводческого искусства Евгения Павловича Вайсброта. «Сага о Геральте» — в одном томе.
Бесценный подарок и для поклонника прекрасной фантастики, и для ценителя просто хорошей литературы.
Перед читателем буквально оживает необычный, прекрасный и жестокий мир литературной легенды, в котором обитают эльфы и гномы, оборотни, вампиры и «низушки»‑хоббиты, драконы и монстры, — но прежде всего ЛЮДИ.
Очень близкие нам, понятные и человечные люди — такие как мастер меча ведьмак Геральт, его друг, беспутный менестрель Лютик, его возлюбленная, прекрасная чародейка Йеннифэр, и приемная дочь — безрассудно отважная юная Цири.
Чужак
Аннотация
Мiр и Война
Аннотация
«Мир и война» — детективный роман Бориса Акунина, действие которого разворачивается на фоне грозных событий войны 1812 года, является художественным приложением к седьмому тому проекта «История Российского государства». Такой пары сыщиков в истории криминального жанра, кажется, еще не было.
Птицы его жизни
Аннотация
Собрание птиц
Аннотация
Продолжение трилогии «Дом странных детей мисс Перегрин»
Путешествие Джейкоба Портмана и его друзей через временные петли — из Англии в Америку и обратно — продолжается.
Его ждет встреча с новыми врагами, обретение новых союзников и поиск ответов на новые вопросы. Имея лишь несколько подсказок, он должен выяснить, как найти Ви, самого загадочного и могущественного из бывших соратников его деда Эйба.
Джейкоб должен доставить к Ви Нур Прадеш, «странную» девушку, которую он спас, рискуя жизнью. О Нур говорится в древнем пророчестве: «Спаси Нур — спаси будущее». Но Ви скрывается, и не хочет, чтобы ее нашли.
Я всегда представлял себе мир странных людей охватывающим весь земной шар, а не только Великобританию, так что перенос места действия этой истории в Америку позволил мне исследовать целое новое странное сообщество со своими правилами, историей и обычаями. Это как волнующее открытие целой новой Вселенной.
Аннотация
«Сад» — новый роман Марины Степновой, автора бестселлера «Женщины Лазаря» (премия «Большая книга»), романов «Хирург», «Безбожный переулок» и сборника «Где‑то под Гроссето».
Середина девятнадцатого века. У князя и княгини Борятинских рождается поздний и никем не жданный ребенок — девочка, которая буквально разваливает семью, прежде казавшуюся идеальной. Туся с самого начала не такая, как все. В строгих рамках общества, полного условностей, когда любой в первую очередь принадлежит роду, а не себе самому, она ведет себя как абсолютно — ненормально даже — независимый человек. Сама принимает решения — когда родиться и когда заговорить. Как вести себя, чем увлекаться, кого любить или ненавидеть. История о том, как трудно быть свободным человеком в несвободном мире.
«Это роман, который весь вырос из русской литературы девятнадцатого столетия, но эпоха декаданса и Серебряного века словно бы наступает ему на пятки, а современность оставляет пометы на полях».
Синтонимы. Четвертый лишний
Аннотация
Друзья разделились. Теперь каждый преследует свои цели. Рейден пытается освободить сестру Найси и разрабатывает хитроумный план. Рискуя своей жизнью, он проникает во вражескую организацию ПН и получает первое задание — поймать третьего искусственно выведенного синтонима. Тем временем Ангела ищет спасение от смерти в Лесу Мерцаний, но в итоге оказывается перед очень сложным выбором: прежде чем что‑то получить от Леса, нужно отдать взамен нечто равноценное. Что же принести в жертву, если на кону собственная жизнь?
Ополченский романс
Аннотация
Захар Прилепин — прозаик, публицист, музыкант, обладатель премий «Большая книга», «Национальный бестселлер» и «Ясная Поляна». Автор романов «Обитель», «Санькя», «Патологии», «Чёрная обезьяна», циклов рассказов «Восьмёрка», «Грех», «Ботинки, полные горячей водкой» и «Семь жизней», сборников публицистики «К нам едет Пересвет», «Летучие бурлаки», «Не чужая смута», «Взвод», «Некоторые не попадут в ад». «Ополченский романс» — его первая попытка не публицистического, а художественного осмысления прожитых на Донбассе военных лет.
Прежде чем иволга пропоет
Аннотация
Ей обещали, что это тихое место.
Ей обещали, что она спокойно отдохнет.
Карелия. Озеро. Благоустроенные коттеджи.
Всего десять туристов.
На золотом крыльце сидели:
Лжец,
Беглец,
Охотник,
Убийца,
Жертва.
Ее не предупредили только об одном: придется выбрать, кем ты будешь.
Река моих сожалений
Аннотация
Питер — молодой актер, склонный к саморазрушению. Подвергать себя смертельным соблазнам — смысл его жизни, ведь другого смысла у него нет. Однажды Питер встречает Колдера — молодого музыканта и певца, свою полную противоположность. Судьбы двух парней переплетаются, когда им предлагают сняться в одном фильме, которому предрекают ошеломительный успех.
Скажи, что тебе жаль
Аннотация
После опустошающей потери мужа успешный адвокат Морган Дейн возвращается в родной город Скарлет-Фоллс в попытке наладить свою жизнь. Она воспитывает трех дочерей и находит работу в окружной прокуратуре.
Неожиданно город потрясает жестокое убийство молодой девушки Тессы, которая подрабатывала у Морган няней. Все улики указывают на Ника, сына соседа, но никто не может поверить в его виновность. Морган берется за его защиту, чтобы доказать его непричастность к убийству.
Морган привлекает к делу своего давнего друга, Ланса Крюгера, бывшего полицейского, ставшего частным детективом. Вместе они погружаются в расследование, решив найти настоящего убийцу. По мере того, как Морган и Ланс раскрываются секреты Скарлет-Фоллс, они сами становятся мишенями.
Мы не могли разминуться
Аннотация
Все книги Аньес Мартен‑Люган начиная с самой первой — «Счастливые люди читают книжки и пьют кофе» — мировые бестселлеры. Они переведены на сорок языков, в одной только Франции продажи превысили два миллиона экземпляров. Аньес Мартен‑Люган рассказывает истории женщин, чья жизнь сделала крутой вираж, и мужчин, которых они полюбили.
«Мы не могли разминуться» — ее новый роман о любви. Красавица Рен — талантливый дизайнер, совладелица успешного пиар‑агентства. И заложница своих былых ошибок. Главный смысл ее жизни — семнадцатилетний сын, которого она растит одна. Больше всего она страшится той минуты, когда он уйдет от нее, чтобы начать жить самостоятельно. Не желая ни с кем делить любовь сына, Рен тщательно скрывает от мальчика, кто его отец. Однажды она без памяти влюбляется и верит, что до счастья рукой подать. Но не откроется ли ее тайна? И можно ли построить будущее, не освободившись от прошлого?
Падение Ворона
Аннотация
Древний. Предыстория. Книга пятая. Время сильных духом
Аннотация
Со времени окончания Второй Великой Ассы прошло пятьсот лет. Разрушенные грады и усадьбы давно отстроены заново, пострадавшие планеты очищены от отравляющих веществ, выжженные леса взращены под самые небеса, а павшие в боях давно отмщены.
У воинской расы нет более серьёзных дел внутри Рубежа, но у эскадры прикрытия системы звезды Ярило хлопот хватает каждый день. Эскадра вынуждена в условиях мирного времени удержать в строжайшей тайне существование целой солнечной системы, населенной миллиардом жизнерадостных, любознательных и излишне деятельных представителей гражданских каст.
Слова, которые нам не говорили родители
Аннотация
Молчание вместо поддержки, строгие отповеди вместо объятий, сложные отношения как норма жизни. Однажды привыкнув к такому, трудно представить, что можно как‑то иначе относиться к своим возлюбленным, к своим детям, к своим родителям. что можно иначе относиться к самим себе. Тем, кому посвящена эта книга, предстоит многое узнать и переосмыслить, чтобы не просто выжить в этом мире, но наслаждаться им.
Любовь делает нас абсолютно свободными. Любя — мы живем. Не любя — мы тоже живем. Если мы взрослые недолюбленные дети, наша задача — полюбить себя и собрать себя заново.
Главные книги 2020 года — по версии писателей, критиков и публицистов
Анна Наринская, публицист, куратор
Андрей Зорин, «Жизнь Льва Толстого» («Новое Литературное Обозрение», 2019)
«Жизнь Льва Толстого» написана вне отечественной жизнеописательной моды: здесь нет никакого крена в парадоксализм, никакой неожиданной концепции фигуры героя. Отчасти это объясняется тем, что это вообще-то английская книжка, переведенная автором на родной язык. Но это объяснение не отменяет свежести — на нашем поле — ее как будто бы простого и прозрачного подхода.
По сути, «Жизнь Льва Толстого» полностью соответствует своему заголовку. В четырех главах, составляющих книгу, Зорин описывает четыре этапа толстовского человеческого и идейного существования. Мятущийся молодой человек, еще не знающий, какие силы в нем кроются; зрелый мужчина, пытающийся найти опору в семейной любви и писательстве; философ и мятежник, испытуемый огромной славой; и, наконец, старик, отвергающий все свои невероятные достижения, ощущающий при всей своей запредельной славе такое же запредельное одиночество.
В принципе, это история слияния и конфликтов жизни и писательства Толстого. И это невероятно актуальный подход.
Сам Андрей Зорин в одном из выступлений описал последние десятилетия как «толстовский реванш». И речь идет даже не об искусстве его прозы, а о совпадении тенденций теперешней жизни с толстовским идеями.
Последние десятилетия принято считать временем борьбы за этику. Не этим ли занимался Толстой? Даже толстовские «странности», то, от чего было принято отмахиваться как от причуд гения: вегетарианство, экологическая осознанность, дауншифтинг, идея гражданского неповиновения как основной формы политической борьбы, протест против смертной казни — все это стало сегодняшними правилами жизни. Книга Зорина проявляет эту актуальность и обостряет ее — она сосредоточена вокруг одной проблемы, вокруг одного безответного и постоянно обсуждаемого сейчас вопроса.
Как соотносятся — вернее, как должны соотноситься — наши идеи и наша жизнь?
Можно ли требовать от тех, кто защищает некие принципы, того, чтобы их жизнь полностью этим принципам соответствовала? И главное, как нам самим примирить наше понимание «как надо» с нашим способом жизни «как возможно»?
Сегодня требование соответствия слова и дела стало лозунгом эпохи. Для Толстого это было не лозунгом, а жизненной практикой: такой ультиматум он предъявлял себе сам и сам же был себе строгим судьей, невыносимо страдал от собственного несовершенства, «недотягивания».
Книга Андрея Зорина, собственно, и есть история этой толстовской борьбы с собой — совершенно отчетливая именно из-за простоты и открытости повествования.
Есть гений, есть его боль, есть мы, способные (или нет) увидеть эту боль в себе.
Лев Оборин, литературный критик, редактор проекта «Полка», колумнист Gorky.media
Тимур Кибиров, «Генерал и его семья» (Individuum, 2020)
Самый веселый и трогательный роман года. Погружение в позднесоветский быт, армейские перипетии и провинциальное диссидентство — и почти идиллическое разрешение конфликта отцов и дочерей при активном вмешательстве автора.
Андрей Гоголев, «Свидетельство» («Шелест», 2019)
Лучшее из прочитанного в прозе в этом году. Сновидческое, нарочито, по-добычински «заторможенное» описание взросления через фрагментарные впечатления, запомнившиеся картинки, формирующуюся на протяжении жизни личную символику.
Торквато Тассо, «Освобожденный Иерусалим» («Издательство Ивана Лимбаха», 2020)
Переводческий подвиг Романа Дубровкина: виртуозная работа, благодаря которой Тассо зазвучал легко, блестяще и в то же время торжественно; книга сопровождается статьями и комментариями переводчика.
Галина Юзефович, литературный критик, обозреватель Meduza
Алла Горбунова, «Конец света, моя любовь» («Новое литературное обозрение», 2020)
Самой запоминающейся, важной и вместе с тем персональной книгой уходящего года стал для меня прозаический сборник поэтессы Аллы Горбуновой «Конец света, моя любовь». Парадоксальным образом он же стал самым серьезным вызовом мне как критику: говорить об этой книге очень сложно, она словно бы намеренно уворачивается от любого четкого определения. Тончайшая достоверность, узнаваемость в мельчайших деталях у Горбуновой без перехода сменяются самой дикой фантасмагорией и чертовщиной, сквозь щемящую искренность проступает ирония и холодноватое остранение, а сквозь них — опять обжигающая, предельная откровенность. Взросление, травма, лихие 1990-е — для всех этих тем, многократно обкатанных в литературе последних лет, Алла Горбунова находит идеально свежие, незатертые слова и формулировки, превращая саму ткань жизни в высокую поэзию.
Анастасия Завозова, переводчица, главный редактор книжного сервиса Storytel, колумнист Правила жизни
Robert Galbraith (J. K. Rowling), Troubled Blood (Mulholland Books, 2020); русское издание — Роберт Гэлбрейт (Дж. Роулинг), «Дурная кровь» («Иностранка», 2020, перевод Елены Петровой)
Книгой года для меня совершенно неожиданно стал очень понятный бестселлер — пятый роман Джоан Роулинг из сериала о детективе Корморане Страйке и его помощнице Робин Эллакотт. Думаю, это все потому, что Роулинг как писательница как раз хороша тем, что она не делает ничего нового — и знаете, в этом году уже не надо. Книги Роулинг — это своего рода литературная «Икея», книжные аналоги книжных же шкафов «Билли», понятное, проверенное качество для тех читателей, у которых уже очень ограничен эмоциональный бюджет. Тысяча страниц «Дурной крови» — это те самые крошки, по которым читателю вроде меня можно хотя бы ненадолго вернуться в зону комфорта и не остаться навеки в сумрачном лесу в маске и в перчатках.
Во-первых, «Дурная кровь» — это очень хорошо простроенный детектив, расследование преступления прошлого, который легко можно поставить в ряд с условным идеалом в этой области — «Пятью поросятами» Кристи. И там и там дочь, боязливо трогая пальцем новый этап в жизни, хочет сначала закрыть за собой дверку, связанную с родителями, откуда ей по-прежнему поддувает в травму. Сложно удержать и не обрушить детектив, полностью выстроенный на воспоминаниях ненадежных рассказчиков, которые, захлебываясь, плывут по волнам памяти, но Роулинг это удается: детектив развертывается ровно, и каждая новая находка цепляет за собой следующее открытие.
Ну а во-вторых, пятый роман о Робине и Страйке стал для меня своего рода пятым сезоном сериала, которого ты долго ждал-ждал и дождался. У Страйка умирает от рака вырастившая его тетя, Робин проходит через трудный развод, и оба героя пытаются изо всех сил не соприкоснуться рукавами — потому что, как известно, если спать там, где у тебя дело всей жизни, то и дело потеряешь, и как минимум не выспишься. В итоге «Дурная кровь» стала таким приятным, понятным чтением, в котором в кои-то веки все как надо, где есть огромное, продуманное пространство, которое принимает тебя как Нарния, а не по электронной записи, и это именно такая книга, которую я подсознательно весь год ждала.
Борис Куприянов, сооснователь книжного магазина «Фаланстер», издатель портала Gorky.media
Билл Сэмюэл «История Foyles. Книготорговец по случаю» («КоЛибри», 2020, перевод Татьяны Гутман)
«Магические практики севернорусских деревень» (под редакцией Светланы Адоньевой, Пропповский центр, 2020)
Владимир Пропп, «Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки» («КоЛибри», 2021)
Я расскажу о трех книгах.
Первая — «История Foyles. Книготорговец по случаю». Я говорю о ней не только как заинтересованное лицо, но еще и потому, что это прекрасная книга об Англии, она очень многое в ней объясняет. Считаю, что ее должен прочесть не только профессиональный читатель, а, скорее, даже те, кто никак не связан с книжной торговлей. Она говорит о том, что Англия — это не страна пледа, твида и виски перед камином, но страна прожженных, веселых, работоспособных, мужественных и трудолюбивых авантюристов. Много выпивающих, кстати.
Но если говорить о серьезных впечатлениях, то это две книги, которые очень связаны друг с другом. Во-первых, это двухтомник «Магические практики севернорусских деревень» под редакцией Адоньевой. Это полевая работа практически за сорок лет, данные которой собраны, систематизированы, качественно описаны и изучены. При этом изучены с применением новых технологий в фольклористике, которые обращают внимание на то, на что не обращали внимание раньше, на то, что раньше игнорировали. Это фундаментальнейший труд, который вышел прямо в пик карантина, и, на мой взгляд, он заслуживает большого внимания и очень высокой оценки.
Вторая книга вышла меньше месяца назад. Это переиздание «Морфологии волшебной сказки». Это книга не новая, она много раз переиздавалась в советское время, но волею судеб была недоступна для российской публики последние двадцать лет в адекватном виде — только в электронных эрзац-вариантах, в PDF, скачанном на рутрекере, либо в контрафактной печати по требованию. Сейчас перед нами некомментированная, но очень хорошо изданная книга издательства «КоЛибри», и это подарок для любого российского интеллектуала. Кстати, на Западе она издается значительно чаще, чем у нас, — на Проппе построен любой сценарий, любой рассказ, любой нарратив, его нельзя изъять из мировой культуры совершенно. За неполные две недели продаж в «Фаланстере» Пропп вышел на первое место в году. Это замечательный результат. Он говорит о том, что в России читают умные книжки, не заменяют их эрзацем, готовы читать не только примитивные книжки, но и классику, работающую и живую. Если в прозе в России происходит ситуация обратная, то такая классика говорит много и хорошо о нашем читателе.
Алексей Поляринов, писатель, переводчик, эссеист, апостол Правила жизни 2020, лауреат читательского голосования премии «НОС»
Адам Хиггинботам «Чернобыль. История катастрофы» («Альпина Нон Фикшн», 2020, перевод Андрея Бугайского)
О Чернобыле написаны десятки текстов, но этот — самый монументальный. Хиггинботам начинает не со взрыва, а с самого начала — со дня основания Припяти; и даже раньше — с открытия радиоактивности. Отдельно и очень подробно расписывает закладку фундамента будущей АЭС и то, сколько технических огрехов было заложено в ее конструкцию еще на стадии проектирования. Тотальная нехватка качественных материалов, замалчивание проблем, бюрократия, коррупция и банальная экономия — каждая глава, каждый факт в тексте работает как сигнал о неизбежности катастрофы.
Вообще если у книги и есть какая-то сквозная тема, то эта тема — неизбежность, предопределенность. Здесь сэкономили на покрытии крыши, тут отказались от строительства предохранительной оболочки, там забили на очевидную нестабильность реактора.
«Чернобыль» Хиггинботтама — книга о бюрократии и ее катастрофических последствиях.
Оксана Васякина, поэтесса, эссеист, соосновательница школы «Современные литературные практики», лауреат премии «Лицей»
Кирсти Эконен «Творец, субъект, женщина: стратегии женского письма в русском символизме» («Новое литературное обозрение», 2011)
Так бывает часто: книгами года становятся книги, изданные намного раньше текущего. Логика попадания книг к читающим непрозрачна и часто противостоит капиталистической. Мне удается читать «свежие книги» только тогда, когда издания заказывают рецензии на них. Но, признайте, чтение для рецензии и чтение для себя — это очень разные вещи. В свободное от «свежих» книг время я копаюсь на литературоведческой полке в «Фаланстере» и иногда нахожу там самые настоящие сокровища. Так, около полутора лет назад на полке «Распродажа НЛО» я обнаружила книгу эстонской исследовательницы литературы Серебряного века Кирсти Эконен, она стоила 100 рублей и называлась «Творец. Субъект. Женщина: стратегии женского письма в русском символизме». Книгу я открыла не сразу, но когда открыла, поняла, что эта книга — необходимая для меня, как писательницы, поэтессы и феминистки.
Кирсти Эконен рассматривает стратегии письма и жизнетворчества практически полностью забытых и вымытых из истории литературы писательниц и поэтесс. Она опирается на психоаналитические теории письма о конструировании субъекта высказывания, а также использует фукианскую модель, анализируя эстетические дискурсы и положение в них субъекта. Мое стереотипное представление о русском символизме как о колыбели прекрасной дамы и вечной музы разбилось вдребезги. Эконен в своей монографии показала, насколько сложными были взаимодействия писательниц с эстетическим дискурсом символизма. Она приводит примеры критики патриархатных установок символизма в произведениях Зиновьевой-Аннибал, а также пишет о поэтессе Людмиле Вилькиной, которую принято было считать эпигонкой Гиппиус. На деле Вилькина оказалась первой поэтессой, которой удалось сконструировать художественное пространство, центром которого не была мужская фигура, и женщина не выполняла функцию отражающей поверхности для него. Адресатом Вилькиной была сестра-возлюбленная, а главной пространственной метафорой — такой знакомый читателям текстов символистов сад. Вилькина переприсвоила метафору сада и наделила ее новыми феминными смыслами.
Мой экземпляр книги порядком изношен. Я не в силах сосчитать, сколько раз в этом году я ее открывала. Страницы измяты, в некоторых местах можно найти влажные пятна от намокших пальцев. С этой книгой я путешествовала, ела и спала. Первое время, закончив читать, я убирала ее в шкаф. Но однажды снова к ней вернувшись, я оставила ее на столе.
В этом году я хотела пригласить Кирсти Эконен преподавать в курсе по теории и истории женского письма в школу «Современные литературные практики». Написала огромное письмо с признанием в любви. Но на почту пришло уведомление, что адресата не существует. И немного позже — сообщение от эстонского переводчика Юкки Малинена о том, что Эконен умерла еще четыре года назад. И мне стало невыносимо больно от того, что я так поздно нашла ее книгу, изданную в 2011 году.
Пусть она станет моей книгой года 2020.
Екатерина Шульман, политолог, общественный деятель, доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС
Стивен Пинкер «Лучшее в нас» («Альпина Нон Фикшн», 2020, перевод Галины Бородиной)
Ничто так не удивляет редактора, как публикация книги, над которой он работал. Чем глубже погружаешься в работу, тем более отдаляется туманная береговая линия, по достижении которой труд достигнет желаемого совершенства. В 2011 году монументальная книга Стивена Пинкера «Лучшее в нас» была написана, в 2014-м мне стало известно о ее существовании, в августе 2018-го первые главы русского перевода пришли ко мне на редактуру. И вот, два с половиной года спустя, издательство прислало изумленному научному редактору три экземпляра весомого тома, содержащего в придачу к тексту все графики, таблицы, подстрочные примечания, библиографические перечни и подписи под картинками, над которыми было если не пролито столько слез, то проведено очень много блаженных часов размышлений, перебора вариантов и вдохновенного гуглинга.
«Лучшее в нас» — не справочник оптимиста и не учебник позитивного мышления (этой чумы нашего века). Это изложение истории человечества, исходящее из очевидной перспективы прогресса нравов: постепенный, нелинейный и неравномерный процесс изживания дикости и расширения круга прав, на пути которого автор отмечает реперные точки (появление централизованного государства, царство всемирной торговли, эпоха Просвещения, послевоенный долгий мир, правозащитные революции 1960-х, новый мир после холодной войны, феминизация, всеобщая грамотность). Это сокровищница статистических данных, разнообразных научных фактов, имен и концепций, знакомство с которыми приводит читателя вовсе не к квиетистской позиции «всё к лучшему в этом лучшем из миров», но к непреходящему восхищению силой духа и разума человеческого.
Яна Вагнер, писатель, номинант премий «НОС», «Национальный бестселлер», «Большая книга»
Линор Горалик, «Все, способные дышать дыхание» (АСТ, 2019)
Эту книгу я читала целых две недели — аккуратно, порциями. Натурально делала перерывы, чтобы набраться сил. Горалик великая и умеет примерно все — и вот, ко всему прочему, написала нам яркую, умную и абсолютно необходимую антиутопию про эмпатию, которую — парадокс! — при этом никакому эмпату, конечно, не вынести. Это как если бы вам день за днем показывали фотографии кровавого пляжа с мертвыми дельфинами или вареную собачью голову. В условной фейсбучной ленте мы такое скрываем сразу, зажмурившись, потому что быть беспомощным свидетелем свершившегося страдания не всякому по силам (мне — точно нет), а тут я все равно возвращалась и читала. Понимала, что она со мной делает, и зачем, и даже как, — и сердилась на нее за это, а дочитала до конца. Это тяжелый, невыносимый, безжалостный к читателю, офигенно написанный текст.
Константин Мильчин, литературный критик, шеф-редактор Storytel
Александр Долинин «Гибель Запада и другие мемы: из истории расхожих идей и словесных формул» («Новое издательство», 2020)
«Гибель Запада и другие мемы» замечательного филолога и набоковеда по основной специальности Александра Долинина. Тут он рассказывает про то, как появились устойчивые выражения вроде «англичанка гадит» или «поскреби русского — найдешь татарина». Это колоссальная работа и очень увлекательный текст.
Бернадин Эваристо, писательница, лауреат Букеровской премии
Brit Bennett, The Vanishing Half (Riverhead Books, 2020)
Это роман о двух сестрах, очень светлокожих черных женщинах. Когда они вырастают, одна выбирает жить как белая, а другая — нет. Это прекрасно написанная книга о расизме и колоризме.
Кармен Мария Мачадо, писатель, финалист Национальной книжной премии США и премии «Небула»
Rumaan Alaam, Leave the World Behind (Ecco, 2020)
Моя любимая книга 2020-го — «Оставь мир позади» Румана Алама. Может показаться странным выбирать в 2020-м ужасающую книгу об апокалипсисе, но есть нечто столь реальное, пугающее и пророческое в этом романе, затрагивающем проблемы расовые и классовые проблемы в Соединенных Штатах и напугавшем меня до чертиков.
Олег Лекманов, литературовед, доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ
Микаэль Ниеми, «Сварить медведя» (Phantom press, 2019, перевод Сергея Штерна)
Мы с женой по вечерам читаем книги вслух — и старые, и новые. Из переводных новинок, прочитанных в этом году, пожалуй, самая увлекательная — детективный роман шведского поэта и прозаика Микаэля Ниеми «Сварить медведя» в отличном переводе Сергея Штерна. В редакторской аннотации сказано, что ведущие в романе расследование страшного преступления пастор Лестрадиус и мальчик-саам Юсси — это «неожиданная литературная реинкарнация пары Холмс — Ватсон». Мне же более точным кажется сопоставление Лестрадиуса и Юсси с другой парой сыщиков-любителей — монахом Вильгельмом Баскервильским и юным Адсоном из великого романа «Имя розы» Умберто Эко (а вот эти два персонажа безусловно были спроецированы хитрым итальянцем на героев Конан Дойла).
Более того, я бы, наверное, решился назвать весь роман Ниеми «Именем розы» по-шведски. И там и там в центре — увлекательная интрига. И там и там — на периферии история юношеской любви. И там и там автор как бы между делом делится с читателем интереснейшими историческими фактами об ушедшей эпохе, в случае Ниеми — о быте северной Швеции середины XIX века. Русский вариант романа оформил наш лучший книжный художник Андрей Бондаренко.
Евгений Водолазкин, писатель, доктор филологических наук, лауреат премии «Большая книга»
«Доктор Лиза Глинка: «Я всегда на стороне слабого» («Редакция Елены Шубиной», 2020)
Мое главное читательское впечатление этого года — книга доктора Лизы Глинки «Я всегда на стороне слабого». Это тот род чтения, который принято определять неблагозвучным словом «нон-фикшен». Это короткие записки человека, посвятившего себя тем, о ком в обществе не принято заботиться, — жителям вокзалов и чердаков, промзон и подвалов. Этих людей многие жалеют, но не многие отваживаются к ним подойти. Страшно. Противно. Она спускалась в их подземный мир, осматривала их, лечила, мыла, кормила, слушала их проклятья (трудно быть добрым, живя на улице). Это уже не социальное служение — что-то большее. Святость? Тут на идее долго не продержишься, нужна настоящая любовь.
Любовь — это то, чего сейчас не хватает больше всего. Это единственное, что можно противопоставить небывалой агрессии, захлестнувшей весь мир. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил, что зло нематериально, что это всего лишь — недостаток добра. И этот недостаток она восполняла. Сейчас Лиза стала сущностью метафизической, но помощь ее нам не прекратилась. Она поддерживает нас оттуда. И отсюда тоже — своей книгой.
Дейзи Джонсон, писатель, финалист короткого списка Букеровской премии
Kiran Millwood Hargrave, The Mercies (Little, Brown and Company, 2020)
«Милосердие» рассказывает о двух очень непохожих друг на друга женщинах, чьи жизненные пути пересекаются на отдаленном норвежском острове во время шторма. Это блестящая книга, пропитанная атмосферой, прекрасно написанная. Невозможно отложить до самого конца, до опустошительного финала.
Джулия Филлипс, писатель
György Dragomán, The Bone Fire (Mariner Books, 2021); оригинальное название Máglya, впервые опубликован в Венгрии, 2014
Это третья книга Дьердя Драгомана, написанная после его международного бестселлера «Белый король». Это смелый, зловещий роман воспитания, который сочетает сказочные детали с суровой реальностью. Тринадцатилетняя Эмма остается жить с бабушкой-ведьмой, после того как ее родители погибают в автокатастрофе. Бабушка обучает Эмму магическим ритуалам в стране, еще только восстанавливающейся после смены кровавого режима.
Эта книга — триумф. Драгоман — мастер, внимательный к каждой детали, мысли, слову. Его роман показывает волшебство и магию за тем, что мы принимаем в нашей жизни как должное: одно поколение приходит на смену другому, угнетение продолжается, дети вырастают, люди все еще влюбляются. Уровень его мастерства и глубина истории потрясли меня. Я считаю, что это незабываемое чтение.
Валерий Анашвили, главный редактор журнала Logos и газеты Logos Review of Books
«Г. Ф. Жуков. Письма солдата (1943–1945)» (издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020)
2020 год принес много разочарований и много горечи. Так получилось, что самая важная для меня книга в этом году — это книга о горечи, разочаровании, но и надежде. Это сборник писем лейтенанта Георгия Федоровича Жукова с фронта Второй мировой войны своей жене. Чувство, что столкнулся с чем-то особенным, возникает при чтении этих писем незаметно — из их обыденности, искренности и немыслимого синтеза: «письма, которое может стать последним» (или даже недописанным — оборваться на полуслове) и «письма, которое пронизано мечтами о будущем», — невыразимых на нашем современном языке, языке людей, доживших, казалось бы, до этого будущего. Это чувство прикосновения к подлинности. К абсолютной подлинности эмоций, слов, мыслей и поступков.
Евгения Некрасова, писатель, лауреат премии «Лицей», номинант премий «НОС», «Национальный бестселлер», «Большая книга»
Галина Рымбу, «Моя вагина»
Дмитрий Строцев, «Мы с женой не революционеры беспартийные»
Полина Барскова, «Седьмая щелочь» («Издательство Ивана Лимбаха», 2020)
Мне кажется, что наступило время не книг, а текстов. И я давно не думаю о литературе книгами — я думаю текстами. Назову три текста, которые были опубликованы в 2020 году и которые мне показались наиболее значимыми.
Во-первых, поэма Галины Рымбу «Моя вагина». Это уникальный переломный текст, абсолютная квинтэссенция актуальной литературы, манифест личного как политического и просто важный текст о свободе. Кроме того что эта поэма, как уже и делали прежде тексты Рымбу, двинула поэтический русский язык на новый уровень, она еще и произвела аудит всей нашей литературной жизни, всего нашего комьюнити. Она наделала довольно много всяких разнообразных волнений. Мне кажется, интересно, когда хороший текст, который является безусловным фактом литературы, становится еще и громким фактом литературной жизни и запускает непрекращающуюся дискуссию. Вообще, тексты должны быть неуютными и вызывать беспокойство — и именно такие остаются в истории.
Второй текст — тоже поэтический, один из наиболее важных в 2020 году. Это стихотворение минского поэта Дмитрия Строцева «Мы с женой не революционеры беспартийные». Это один из многих текстов, написанных Строцевым о минских событиях. Там зафиксирована реакция мирно протестующих людей на зверства силовиков. Я думаю, что это грандиозное стихотворение — оно идеально и как гражданская лирика, и как актуальный текст не только с точки зрения темы, но и с точки зрения языка. Строцев, как я понимаю, продолжает писать этот цикл потому, что, как мы понимаем, в Беларуси все продолжается и ничего не заканчивается. И текст Строцева, и поэма Гали Рымбу, буквально через несколько дней после их публикации в фейсбуке (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), были переведены сразу на много языков, и не только европейских.
Еще один текст — теперь уже действительно книга — исследовательницы блокады, писательницы и поэтессы Полины Барсковой «Седьмая щелочь». В ней авторка рассказывает о восьми блокадных поэтах. Кто-то из них широко известен, например Ольга Берггольц, кто-то известен гораздо меньше — Геннадий Гор, Зинаида Шишова, Павел Зальцман. Мне кажется, это совершенно удивительный тип литературы. Вроде бы книга нон-фикшен, но я читала и воспринимала ее как художественную прозу. В «Седьмой щелочи» (для названия использована цитата из блокадного стихотворения Натальи Крандиевской — еще одной героини книги) рассказывается о людях, которые пытаются пережить катастрофу, посреди которой они оказались, с помощью поэзии, будучи в тяжелом, очень часто страшном физическом состоянии. Для меня очень важен язык, которым «Седьмая щелочь» написана, мне кажется, это и есть та самая новая литература.
20 лучших художественных книг 2020 года
Незабвенный Оруэлл, новый Акунин, старый добрый Ремарк. Подводим книжные итоги года и представляем вашему вниманию ТОП 20 самых популярных художественных произведений по продажам.
Когда мы строили планы на теперь уже уходящий 2020-й, даже представить не могли, какие «сюрпризы» он преподнесет. И сейчас, когда этот «коронованный» год подходит к концу, многим из нас хочется, чтобы он закончился поскорее. Потому что это только в теории хорошо представить себя героем фантастического романа, а на практике – совсем не забавно.
Но, несмотря на то, что год выдался тяжелым для всех без исключения, есть то, что мы будем вспоминать с теплом и благодарностью. И хорошие книги, прочитанные за эти 12 месяцев, входят в список того, что мы обязательно запомним и возьмем с собой в новый 2021-й.
Именно в них мы искали ответы на множество вопросов, именно они скрашивали тягостные дни в изоляции, именно с ними наша жизнь становилась интереснее и даже немного счастливее.
Самой популярной книгой года стала знаменитая антиутопия Джорджа Оруэлла «1984». Именно ее чаще других покупали и читали в 2020 году. Нельзя сказать, что именно сейчас роман вырвался в топы, потому что здесь он обосновался давно и надолго. Кажется, высказывание, что «Оруэлл – это про нас», не скоро утратит свою актуальность.
Но оставим литературоведам и критикам рассуждать о причинах неугасаемого интереса современных читателей к этому во многом пророческому произведению и посмотрим, кто же занял вторую строчку нашего рейтинга.
Итак, второе место по продажам принадлежит молодой российской писательнице, создающей удивительные миры под псевдонимом Лия Арден, и первой части ее фэнтезийной дилогии «Мара и Морок».
На третьем месте – «Пустые Холмы», заключительная часть истории «По ту сторону реки», и сразу два автора российского фэнтези – Марина Козинаки и Софи Авдюхина, вместе создавших эту увлекательную сагу для поклонников жанра и всех, кто стремился в этом году хотя бы на некоторое время убежать от пугающей действительности.
Четвертое место рейтинга занимает полюбившаяся критикам, читателям и даже телезрителям, отмеченная литературными премиями «Зулейха» Гузель Яхиной. Похоже, история простой татарской крестьянки тоже становится завсегдатаем авторитетных рейтингов, в которые с завидной регулярностью попадает с 2015 года.
И замыкает пятерку лидеров еще одна антиутопия – «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Возможно, в этом году интерес к роману об обществе потребления был подстегнут выходом почти одноименного сериала, а быть может, не только «Большой брат» и «министерство правды» волнуют умы современных читателей, но и пугает придуманное Хаксли общество.
Какие еще художественные произведения чаще других покупали и читали в 2020 году вы узнаете, ознакомившись с нашим ТОП 20 лучших книг по продажам.
И не забудьте изучить рейтинги лучших нон-фикшн изданий и книг для детей и подростков уходящего года.
Покупайте, читайте, делитесь прочитанным, берегите себя и будьте здоровы!
50 лучших книг 2020 года, которые вы могли пропустить
Источник фото: readrate.com
Быть в курсе тенденций современной литературы — не значит спешить покупать новинки, которые широко пиарят ради продаж. Стоящие внимания произведения станут очевидны, только когда пыль уляжется. Сейчас как раз подходит время прочесть и оценить лучшие книги 2020 года, зарекомендовавшие себя среди критиков и простых читателей. И вот некоторые из них.
Оправдание Острова, Е. Водолазкин
Действие в новом романе автора вновь переносит читателя в тёмный средневековый период. Но при этом события в нём опять туго переплетены с современностью. Он расскажет о некоем Острове, который невозможно найти на карте.
Все свободны, М. Зыгарь
Писатель, создавший бестселлер «Империя должна умереть», вглядывается в историю нашей страны не покидая рамок XX века. На этот раз под прожектором внимания Зыгаря 1996 год — время, когда в России, по мнению автора, закончились выборы.
Женщина, у которой есть план, М. Маск
Мэй Маск — не просто матушка троих талантливых детей (имя одного вам точно известно). Она и сама не отстаёт от отпрысков: супермодель в свои 70 с небольшим — икона стиля и успешная женщина. Её секреты счастливой жизни стоит взять на вооружение (правда, по ним не гарантируется воспитать будущего долларового миллиардера).
Американская грязь, Дж. Камминс
Круче баталий по поводу выборов в 2020-ом в Америке были только споры вокруг этой книги. Начать хотя бы с того, что драматичную историю побега матери и сына из криминальной Мексики рассказала вполне благополучная американская писательница.
Лучшее в нас, С. Пинкер
Билл Гейтс назвал этот труд своей любимой книгой. Её стоит прочесть, чтобы убедиться: человечество к 2021 году не настолько погрязло в пучине жестокости и насилия. Прежние времена тому подтверждение. Оптимистический, но правдивый обзор на нашу эпоху даёт психолингвист и видный популяризатор науки Стивен Пинкер.
Будет кровь, С. Кинг
В топ 50 лучших книг прошлого года не мог не попасть самый плодовитый мастер саспенса (и сделал он это аж дважды). Эта книга представляет собой сборник из 4 новелл, каждая из которых хорошенько поиграет на нервах любителей качественного хоррора.
Полиция памяти, Ё. Огава
Эту антиутопию японской писательницы уже ставят в один ряд с романом «451 градус по Фаренгейту». Произведение рассказывает, что будет, если люди постепенно начнут терять способность помнить. Предметы и явления уходят из памяти, а на их месте появляется ничем невосполнимая пустота. И это еще не самое страшное.
Любовь по алгоритму, Ж. Дюпортей
Работа французской журналистки анализирует не столько популярное приложение для знакомств Tinder, сколько природу онлайн-общения в целом. Как же работает хвалёный алгоритм? Как он влияет на жизнь тех, что ищет любовь на просторах сети?
Кто составил компанию этим бестселлерам в списке 50 лучших книг 2020 года, можно посмотреть в полном материале ReadRate.
20 лучших книг 2020 года по версии редакции MakeRight
В подборку мы включили разноплановые книги. Вас ждут книги о возможностях нашего мозга, о технологиях и прогрессе, о рациональном мышлении и эффективных переговорах, о влиянии и убеждении, об умении ориентироваться в потоке информации, о том, что делать, чтобы прожить долгую жизнь и стать хорошим предком для будущих поколений.
А также благотворном влиянии человеческих связей, о психологии хорошего самочувствия, о том, каким будет мир после пандемии.
Книга посвящена не только развитию новых технологий, но и изменениям в будущем, которые неизбежно произойдут из-за прорывных инноваций. Многим компаниям и социальным институтам придется перестроиться, чтобы приспособиться к высокотехнологичному будущему. В противном случае они будут обречены на вымирание.
В революционную эпоху подрывных инноваций будет легко подняться молодым мобильным компаниям с талантливыми инженерами. Традиционным компаниям и общественным институтам, таким, например, как образовательные учреждения, будет сложно идти в ногу со временем, и многие из них прекратят свое существование в прежнем виде. Как считают авторы книги, известный предприниматель Питер Диамандис и журналист и писатель Стивен Котлер, все это произойдет в очень скором времени.
В своей книге Мэтт Ридли размышляет об инновациях в самых разных сферах и в разные эпохи, приводя множество примеров. Для него инновация — это поиск новых способов создания удивительных вещей. Инновация — не просто изобретение. Это успешное внедрение его в повсеместное использование, для чего оно должно стать доступным по цене, простым, понятным и надежным.
Для успеха инноваций нужно поддерживать связь людей друг с другом, чтобы отношения взаимопомощи порождали наиболее благоприятную среду для их производства и внедрения в жизнь. Кроме того, новое часто встречает сопротивление, против которого сложно выстоять в одиночку. Но если вдохновить своим изобретением других людей, инновации будет легче выжить.
Ракетостроители имеют дело с космосом, где условия значительно отличаются от земных. Они отправляют в космос хрупкий космический корабль, где в любой момент может выйти из строя любая деталь, и тогда ученые с Земли выявляют проблему и дают рекомендации астронавтам или космонавтам. Сегодня, по мнению автора книги, ученого-ракетостроителя Озана Варола, ракетно-научное мышление — это необходимость, потому что мир стремительно развивается, и мы должны идти с ним в ногу. Постоянно возникают новые и незнакомые проблемы, и люди, которые умеют их решать, всегда будут оставаться востребованными. Это не значит, что для развития подобного мышления нужно знать детали ракетного двигателя или теорию относительности.
В своей книге автор не даёт основы астрофизики, а учит мыслить как ученые-ракетостроители.
Среди маркетологов популярно мнение, что инерцию можно изменить толчком. Если клиент медлит покупать проект, над которым работала целая команда, нужно давить и убеждать, предоставлять дополнительные факты и доводы всеми возможными способами. Если дети не понимают, насколько полезна здоровая пища, нужно заставлять питаться правильно, а потом они и сами научатся. Но все это, по мнению Йоны Бергера, работает в обратную сторону. Толчок не выводит из привычного состояния, а только закрепляет его. Чтобы изменить ситуацию, нужен альтернативный подход.
Автор книги, инструктор по переговорам в ООН и юрист Александра Картер, рассказывает о пользе широкого понимания переговоров. Переговоры — это не просто попытки убедить другого, настоять на своем или достигнуть подходящего для всех компромисса. Автор сравнивает переговоры с каякингом — вы не просто покачиваетесь на волнах, а активно гребете, поддерживаете нужный ритм и скорость, корректируете курс и уклоняетесь от опасностей, чтобы добраться до выбранного вами места.
По определению автора, переговоры — это любой разговор, в котором вы задаете направление отношениям, отслеживая изменения.
В основе метода автора — десять вопросов, которые задают направление разговору, помогают добраться до его сути и наметить конкретные шаги для достижения желаемого результата.
Чтобы помочь людям, чей жизненный сценарий вдруг стал похож на фильм ужасов, Фейлер создал проект «История жизни». Он собрал огромное количество интервью у самых разных людей, прося их рассказать о своей жизни за 15 минут и выделить в ней самую низкую и самую высокую точку, поворотный момент и переход от падений к взлетам.
Затем он вместе с единомышленниками обработал гигантский массив данных. Он сделал вывод, что жизнь не линейна, она состоит из множества переходов от одного состояния к другому. Книга представляет собой навигацию по этим переходам.
Автор книги, нейробиолог Дэвид Иглмен, считает, что наш мозг не имеет встроенной и четко заданной программы, он формируется при взаимодействии с окружающим миром. Ребенок развивается и узнает важную информацию, чтобы с ее помощью решать проблемы, принимать решения и лучше понимать окружающий мир. Именно эта пластичность мозга, то есть способность развивать нужные области в зависимости от окружающей обстановки, помогла нашему виду главенствовать над другими.
Благодаря книге можно узнать о мозге несколько главных вещей. Он сам подстраивается под свои входные данные и использует любые информационные потоки. Он выстраивает план тела и сохраняет то, что имеет значение, отсеивая ненужное. Он строит собственную модель мира и корректирует ее, если что-то меняется.
Автор книги, Джон Кааг, как и сам Джеймс, долгое время страдал от депрессии, не видя никакого смысла в дальнейшем существовании. Однако, изучая работы Джеймса, он наткнулся на мысль, что жизнь, возможно, стоит того, чтобы жить.
Как раз в этот момент на Каага сильно повлияло самоубийство молодого человека, выпускника Гарварда, который в 2014 году бросился с крыши. Он решил написать книгу для отчаявшихся людей, чтобы они могли поверить, что их жизнь имеет ценность и смысл.
Преодолев собственную депрессию, Джеймс пришел к выводу, что жизненные возможности реальны и нужно просто внимательно их исследовать, не бросая на полпути.
В своей книге автор рассказывает о своем путешествии в мир покера, об игре, в которой очень важно знание психологии, и о жизненных уроках, которые эта игра может дать каждому.
Мария Конникова не планировала всерьез заниматься покером — просто задумала очередной книжный проект, для которого необходимо было изучить этот мир изнутри. Но постепенно, под руководством одного из лучших игроков в покер Эрика Сайдела она погрузилась в этот мир намного глубже, чем изначально планировала. В 2018 году она выиграла Platinum Pass и вошла в команду PokerStars. Она училась играть в покер с нуля, прервав ради этого карьеру в СМИ.
Джулиан Гатри задумала свою книгу после того, как прочла короткую заметку в New York Times о Джеймсе Харрисоне, 60 лет сдававшем кровь, спасающую жизни. Она позвонила ему и познакомилась поближе. Это был скромный, веселый и мудрый человек. Познакомилась она и с Джоном Горманом, который продолжает заниматься исследованиями и изобретениями.
Хорошая кровь — это не просто кровь, из которой делают целебную сыворотку. Это благородство и упорство, доброта и скромность, верность, ответственность и долг. И главным героям книги эти качества были свойственны в полной мере.
Сегодня мы сталкиваемся с ложной информацией не только в традиционно специализирующихся на ней СМИ, но и при чтении научных публикаций, пролистывании ленты соцсетей, изучении отчетов и презентаций технологических стартапов, которые, по выражению авторов книги, ученых Карла Бергстрома и Джевина Уэста, вывели искусство создания чуши на принципиально новый уровень.
Чтобы научиться разбираться в информации и развить критическое мышление, не обязательно становиться профессиональным статистиком. Чаще всего достаточно лишь применять базовые правила логики и задавать правильные вопросы.
Главным навыком выживания автор книги, бывший специальный агент Секретной службы США Эви Пумпурас, считает способность контролировать ментальную и физическую реакцию на страх. Сегодняшний мир полон угроз. Мы постоянно читаем и слышим о школьных расстрелах, кибератаках, терроризме и тому подобном. Мы испытываем чувство беззащитности, собираясь на концерт, спускаясь в метро, проходя поздним вечером по темной малолюдной улице. Невозможно жить в вечном страхе, в постоянном ожидании нападения, но и отмахиваться от опасностей не стоит. Лучше всего быть готовым к ним, встречать их лицом к лицу. Мы должны взять на себя ответственность за свою безопасность, освоить инструменты и знания для управления опасной ситуацией. Книга учит обуздывать свой страх, контролировать его и не позволить ему перейти в панику.
Страны все больше отходят от политики общих интересов, от глобализации, что показало отсутствие международного сотрудничества во время пандемии коронавируса. Возможно, он не вызвал бы таких потрясений в здравоохранении и экономике, если бы с ним боролись сообща. Но сегодня мало кто думает об общих интересах, несмотря на то, что главные испытания еще впереди: помимо коронавируса, на мир влияет изменение климата, к которому рано или поздно придется приспособиться, отказавшись от нефти, газа и угля в пользу возобновляемых источников энергии.
Книга сочетает аналитику с историей, взгляд в прошлое с анализом будущих перспектив. И хотя автор не питает иллюзий и не рисует радужных перспектив, но и не делает мрачных апокалиптических прогнозов. Новая карта мира в целом, как и карты отдельных стран, будет зависеть не только от различных кризисов и катастроф, но и от воли их правительств и позиции их граждан.
В процессе эволюции у людей появилась необходимость в социальных связях и в регулярном общении. Чувство одиночества — важный сигнал, что эта потребность не удовлетворяется. Причем одиночество могут испытывать и семейные люди, и люди с широким кругом общения, когда им не хватает чувства близости, сопричастности, доверия. Как врач, автор знает, что одиночество плохо сказывается не только на психическом состоянии, но и на физическом. Проблема усугубляется тем, что одинокие попадают в замкнутый круг, когда они сами отрицают, что нуждаются в социальных связях, и отталкивают окружающих.
В своей книге Вивек Мёрти призывает осознать жизненно важную потребность в общении, чувстве сопричастности и глубоких отношениях с другими людьми. Осознав это, мы сможем лучше понять самих себя, расставить приоритеты в жизни, улучшить свои отношения и общество в целом.
В книге огромное количество информации из самых разных областей, от нейробиологии до философии. В ней анализируются многие лекарственные препараты, теории и методики. Но если выделить главное, то вся она сводится к простым рекомендациям.
Не замыкайтесь в себе, не отрывайтесь от жизни. По возможности не прекращайте активной деятельности, продолжайте работать как можно дольше. Не предавайтесь печальным воспоминаниям и сожалениям, живите настоящим, ведите активную общественную жизнь. Вступайте в клубы по интересам, общины, секции, находите единомышленников. Помогайте другим, так вы будете чувствовать себя нужным. Не списывайте себя со счетов, не думайте о себе как о старике или старухе, проводите время с людьми моложе вас.
Поддерживайте ум и тело в хорошей форме. Не избегайте непривычных видов деятельности, будьте открыты для всего нового.
По мнению автора книги, Романа Кржнарика, сегодня человечество должно задаваться вопросом, каким образом можно быть хорошими предками для наших потомков. Это необходимо для выживания и эволюции нашего вида.
Для этого необходимо перестроить мышление, которое сегодня сплошь и рядом нацелено на сиюминутные задачи. Политики думают о следующих выборах или рейтингах, предприятия — о конце года или квартальном отчете, нации спорят за амбиции и территории, пока планета горит в пожарах, виды исчезают, а климат меняется. Но мы привыкли думать быстро и жить сегодняшним днем.
Благополучная американская семья Гэлвинов, в которой, казалось, ничто не предвещало беды, внезапно столкнулась с безумием одного сына, затем другого, третьего — пока шестеро сыновей не оказались во власти душевной болезни. Здоровые дети вынуждены были жить бок о бок с больными, что не могло не сказаться на их мироощущении и характере. Родители, благополучная американская пара — Мими и Дон Гэлвин, были психически здоровы. Они старались развивать детей, дать им хорошее образование, привили любовь к искусству и спорту. Тем не менее им пришлось многие годы бессильно наблюдать, как дети все больше погружаются в болезнь, а медицина не может предложить им ничего, кроме препаратов и госпитализации во время обострения.
Книга Колкера заставляет посмотреть на шизофрению с другой стороны. Это трагедия семьи и отдельного человека, заболевание, которое до сих пор трудно поддается лечению, определению и классификации.
Книга заставляет задуматься. Казалось бы, нужно быть просто осмотрительным, чтобы избежать проблем в будущем, но на практике это оказывается совсем не так, особенно если проблемы уже всплыли. Чтобы они не повторялись, нужно решить целый комплекс задач: объединить единомышленников, найти рычаги воздействия, настаивать на изменении систем. Нужно уметь обнаружить проблему на ранней стадии и думать о том, как измерить успех, избегая призрачных побед и травмирующих вмешательств, от которых вреда больше, чем пользы. И нужно не только продумать профилактические меры, но и найти желающих за это заплатить.
Сегодня многие авторы понимают самоактуализацию Маслоу как явление слишком эгоистичное и индивидуалистическое. Однако сам Маслоу вкладывал в нее совсем другой смысл. Он считал самоактуализацию мостом к трансцендентности. Самоактуализирующиеся люди часто переживали моменты, когда их сознание выходило за пределы собственного «я» и приобщалось к высшим ценностям. У людей, стремящихся к самореализации, было отчетливое стремление к высшим ценностям. Они глубоко осознавали свое место в мире и хотели изменить его к лучшему.
Скотт Барри Кауфман в своей книге развивает идеи Маслоу о высших достижениях человечества и пытается объединить принципы гуманистической психологии с современными научными открытиями в области исследования психики и интеллекта. Книга посвящена нашим высшим возможностям, но чтобы их раскрыть, нужно не бояться трудностей и разочарований, не прятаться от жизни и не уклоняться от страданий.
Автор рассказывает о том, какие изменения пандемия внесет в бизнес-среду и как приспособиться к этой новой реальности.
Когда в мир пришел коронавирус, никто и представить не мог, насколько изменится все вокруг. Сначала никто не воспринимал его как угрозу мирового масштаба: какое-то время все жили обычной жизнью, никто не предвидел, какой глобальный кризис вот-вот начнется. Но он начался, и люди стали жить в новой реальности: с закрытыми границами, масками, карантином и множеством смертей.
Однако и эта новая реальность когда-нибудь сменится другой, ибо ничто не вечно.
Когда-нибудь мы пройдем через это испытание, и, как после каждого пережитого бедствия, станем сильнее. Наши силы мы должны приложить к тому, что мир после пандемии стал лучше, чем до нее.