Крейсер самый большой в россии
Самый мощный российский военный корабль — что с ним случилось?
Какой русский военный корабль самый мощный? Надо признать, само понятие “мощный” достаточно расплывчатое. Но в данном случае речь идет о тяжелом атомном ракетном крейсере “Адмирал Нахимов” проекта 1144.2М «Орлан». В 2020 году журнал Forbes написал, что он является самым мощным надводным не авианесущим военным кораблем в России, и имеет потенциал стать самым мощным в мире. Однако он не используется уже четверть века. В западной прессе даже стали писать, что крейсер “умер”, хотя позже сами же эту информацию опровергли. Но что с ним случилось на самом деле и будет ли он когда-нибудь спущен на воду? Попробуем далее разобраться в этом вопросе.
Атомный крейсер «Адмирал Нахимов» может стать самым мощным кораблем в мире
“Адмирал Нахимов”: крейсер эволюции
Изначально крейсер “Адмирал Нахимов” назывался “Калинин”. Он был заложен 17 мая 1983 года, а уже весной 1986 года его спустили на воду. Через два года корабль вступил в строй. Он стал третьим в серии атомных ракетных крейсеров проекта 1144 “Орлан”.
В 1992 году корабль получил нынешнее название — “Адмирал Нахимов”. Однако долго бороздить просторы мирового океана ему было не суждено. Большую часть времени он находился на ремонте и модернизации. Уже в 1997 году, то есть спустя менее 10 лет с момента создания, кораблем был осуществлен переход к месту ремонта. В августе 1999 он был поставлен на ремонт и модернизацию в Северодвинске на предприятии Сивмаш. Предполагалось, что корабль получит современное цифровое оборудование взамен устаревшего радиоэлектронного. Однако сам ремонт начался гораздо позже.
С 1997 года крейсер «Адмирал Нахимов» не эксплуатируется
В 2008 году план по модернизации корабля изменился, а в 2013 году было решено произвести полную модернизацию крейсера. То есть, фактически, крейсер перестал эксплуатироваться с 1997 года.
Согласно последнему плану, он должен был вернуться в строй в 2018 году. Но, как известно, этого не произошло. Возможно, из-за таких задержек в сдаче западные СМИ и назвали крейсер “мертвым” в 2021 году.
Корабль с гиперзвуковыми ракетами “Циркон” на борту
Как сообщает издание The National Interest, ремонт оказался почти полной перестройкой корабля. Предприятие Сивмаш провело масштабные внутренние работы на корабле. В частности, специалисты монтировали оборудование, выполнили теплоизоляцию, покраску, а также выполнили много других работ.
Также сообщается, что предприятие установит на будущий флагман Северного флота ВМФ России более 5000 единиц различного современного оборудования. На корабле будет проложено порядка 200 км трубопроводов и 1800 км кабелей. Поэтому не удивительно, что модернизация отняла больше времени, чем само строительство.
На борту корабля «Адмирал Нахимов» будет 60 гиперзвуковых ракет «Циркон»
Причем ожидается, что на борту будет 60 гиперзвуковых ракет “Циркон”. Кроме того крейсер также получит двадцать больших сверхзвуковых ракет “Гранит”, сорок ракет малой дальности 9К33 “Оса” и почти сотню ракет большой дальности С-300.
Вместе с тем корабль будет оснащен системой ближнего боя “Каштан”, пушками Гатлинга и ракетами малой дальности 9М322. Как пишет Крис Осборн в издании The National Interest, крейсер будет представлять огромную угрозу силам США и НАТО. По его словам, такое количество ракет способно уничтожить одновременно надводные корабли противника, береговую оборону, а также некоторые укрепленные цели на суше.
ВНИМАНИЕ! Не забудьте подписаться на наш Пульс Mail.ru, где вы найдете больше увлекательных исследований и других интересных материалов.
Следует отметить, что в настоящее время даже самые современные и модернизированные средства ПВО практически не в силах сбить гиперзвуковые ракеты, такие как “Циркон”. А когда этих ракет летит несколько десятков, опасность действительно чрезвычайно высокая.
Ожидается, что крейсер «Адмирал Нахимов» вернется в строй в 2023 году
Когда крейсер “Адмирал Нахимов” будет готов к эксплуатации
Весной прошлого года сообщалось, что передача корабля флоту будет отложена до 2023 года. Уже в начале этого года было объявлено, что работа существенно продвинулась, и уже сейчас “Севмаш” приступил к формированию и обучению сдаточной бригады корабля. Команда будет включать в себя испытателей, инженеров-наладчиков, и прочих специалистов. В общей сложности она будет насчитывать более 1000 человек.
Однако, по мнению американских специалистов, это еще не говорит о том, что корабль вернется на вооружение ВМФ России в ближайшее время. До момента его спуска на воду могут пройти еще годы. Так ли это на самом деле или корабль все же готов к 2023 году, покажет время.
Самый большой корабль России: “Петр Великий” и еще 8 морских гигантов
Военно-морской флот РФ насчитывает более 200 кораблей. Самый большой корабль России – “Петр Великий”. Но на звание самого крупного судна претендуют еще 8 кораблей, размеры которых поражают воображение.
Номер один: “Петр Великий”
Самым большим кораблем в России является атомный крейсер “Петр Великий”. Корабли этого класса появились в середине 60-х годов прошлого столетия. Из-за высокой стоимости и сложности постройки, похвастаться наличием таких крейсеров в военно-морском флоте могли всего две сверхдержавы – США и СССР. Сегодня в мире эксплуатируется всего один атомный крейсер – “Петр Великий”, входящий в состав ВМФ РФ.
История корабля
Начало строительства самого мощного корабля ВМФ России приходится на 1986 году. Тремя годами позже атомный крейсер был спущен на воду. При разработке, судно получило имя “Юрий Андропов”, однако в 1992 году корабль переименовали. Бортовой номер тоже сменился – с 183 на 099.
К строительству и испытаниям корабля подошли со всей тщательностью. Как только крейсер спустили на воду, он был направлен на ходовые испытания в Заполярье.
На счету корабля несколько интересных достижений:
“Петр Великий” – флагман северного флота РФ.
Характеристики самого большого корабля
Самый большой военный российский корабль имеет следующие характеристики:
Энергетическая установка представлена двумя атомными реакторами. Это делает мощный корабль еще и одним из самых опасных в мире для самого экипажа.
Самый большой военный корабль российского флота имеет скорость движения около 32 узлов, что равняется примерно 60 км/ч. Для сравнения, скорость современного атомного авианосца, построенного два года назад в США, составляет 30 узлов.
Конструкция
Самый большой крейсер в России может похвастаться внушительным экипажем – корабль рассчитан на 1035 человек команды. В корабле 49 коридоров, а общая их протяженность составляет почти 20 км.
Крейсер оснащен шестью палубами и имеет целых восемь ярусов. В распоряжении экипажа:
Мощная энергетическая энергоустановка крейсера может обеспечить электричеством и теплом средний провинциальный город, в котором проживают 150 тыс. человек.
Ракетный крейсер “Москва”
Еще одним претендентом на звание “самый большой корабль в РФ” является ракетный крейсер “Москва”.
Это один из самых больших российских военных кораблей, но самым большим крейсером в России все же остается Петр Великий.
Длина этого корабля составляет почти 187 метров, ширина – почти 21 метр. Этот корабль был построен Николаевским судостроительным заводом (Украина) в конце 80-х годов прошлого века, и до сих пор успешно эксплуатируется, однако в 2018 году встал на капитальный ремонт. В составе СССР носил имя “Слава”, затем был переименован, когда стал частью флота РФ.
“Варяг”
Ракетный крейсер “Варяг” – младший брат крейсера “Москва”, выпускник того же завода. Имеет схожие характеристики – 186 метров в длину и 20.6 метров в ширину. В составе СССР носил имя “Червона Украина”, переименован в 1995 г. Является флагманом тихоокеанского флота РФ.
Экипаж корабля отмечен орденом Нахимова в 2015 году.
Крейсер “Адмирал флота Кузнецов”
За звание самого большого корабля может побороться и крейсер “Адмирал флота Кузнецов”. Это судно с множеством названий, с момента проекта до спуска на воду он сменил 4 имени.
Это единственное судно такого класса в составе ВМФ России. Эксплуатируется с 1988 года, до 2020 года находится на ремонте.
По ватерлинии длина составляет 270 метров, наибольшая длина достигает почти 300 метров. Ширина – 33 м по ватерлинии, и до 72 м в наибольшей части.
Экипаж – 1950 человек.
Максимальная длина и ширина обусловлены палубой для взлета авиатехники, поэтому данный крейсер не является самым большим.
“Юрий Долгорукий”
Разобравшись, какой крейсер самый большой в России, следует остановиться на характеристиках самой большой подводной лодки. Таковой является атомная подводная лодка “Юрий Долгорукий”, длина которой составляет 170 метров.
К-535 “Юрий Долгорукий” входит в состав Краснознаменного северного флота и прописан в Мурманской области.
Поступил на вооружение флота в 1995 году, эксплуатируется по сей день.
“Северодвинск”
За звание самого мощного подводного корабля военно-морского флота или ВМФ России может побороться и подводная лодка “Северодвинск”, длина которой составляет 120 метров.
Подлодка К-560, или “Северодвинск”, спущена на воду в 2010 году и служит в составе Северного флота. Интересно, что это объединение ВМФ РФ является самым молодым, но имеет в составе несколько самых крупных кораблей, в том числе подводных.
Экипаж судна состоит из 90 человек, особенностью является длительная автономность плавания – до 100 суток.
“Татарстан”
Представитель сторожевых кораблей или корветов в составе ВМФ. Является флагманом Каспийской флотилии. Основное предназначение – защита экономических морских зон.
Его наибольшая длина составляет 102 метра. Всего было построено 8 кораблей. Из них два списаны, два служат в ВМФ России, еще 4 корабля построены по заказу Вьетнама.
Корвет “Сообразительный”
Корвет с таким запоминающимся именем входит в состав Балтийского флота. Впервые спущен на воду в 2011 году, стоимость строительства составила свыше 10 млрд.руб, что делает его одним из самых дорогих военных кораблей в России.
Несмотря на оснащение и стоимость, гвардейский корвет значительно уступает другим кораблям из нашего списка, так как имеет длину около 90 метров в самом широком месте.
“Сообразительный” был у всех на слуху в 2012 году, когда на судне произошло возгорание прямо во время военно-морских учений. С учетом того, что на тот момент с начала эксплуатации дорогостоящего корвета прошло меньше года, инцидент широко освещался в прессе.
“Адмирал Чабаненко”
Судно относится к классу противолодочных военных кораблей. Входит в состав Северного флота. Имеет длину около 164 метров. Оснащен двумя ангарами для военных вертолетов, минно-торпедным вооружением, зенитной артиллерией и т.д. Корабль рассчитан на 30 суток автономного плавания. Экипаж судна – почти 300 человек.
Несмотря на внушительные размеры и вооружение, “Адмирал” далеко не молод – его строительство началось в 1989 году, на воду его спустили в 1992 году. В 2019 году корабль должен быть снова спущен на воду, так как пятью годами ранее был поставлен на ремонт.
“Адмирал Чабаненко” стал первым российским кораблем, прошедшим через Панамский канал за последние 50 лет (со Второй мировой войны). В 2012 году был обвинен в нападении на турецкий самолет-разведчик.
Как видно, российскому флоту есть чем гордиться, однако наибольшее распространение в СМИ и культуре получил самый большой крейсер в России “Петр Великий”.
Военные корабли россии фото и название и описание
«Петр Великий»
Корабль может поражать крупные цели, находящиеся над водой, защищать морские соединения от нападения с воздуха и от атак подлодок. Имеет неограниченную дальность плавания, в оснащение входят крылатые ракеты, дальность полета которых составляет более 600 км.
Знакомство
Россия является правопреемницей СССР. Как и раньше, задачи военно-морского флота остались прежними – защищать суверенность государства, обеспечивать спокойную морехозяйственную деятельность в Мировом океане. Поэтому многие военные, гуманитарные и прочие акции, которые затрагивают интересы страны, не проходят без участия российских кораблей. Как утверждают специалисты, российский военно-морской флот по всем показателям не уступает ВМФ Соединенных Штатов. В зависимости от предназначения, используемых энергетических установок и показателей водоизмещения для военных кораблей России предусмотрена классификация.
«Настойчивый»
Эскадренный миноносец, флагман Балтийского флота. Назначение: уничтожение наземных целей, объектов ПВО, техники и живой силы противника. Может выполнять огневую поддержку десанта на месте высадки, транспорта и десантных кораблей. Уничтожать надводные корабли, средств для высадки десанта противника.
Может патрулировать и нести боевую службу вместе с прочими силами фронта.
«Адмирал Чабаненко»
Многоцелевой фрегат с ракетным вооружением, принадлежит Северному флоту России. На вооружении находятся автоматические пушки, зенитные установки, крылатые ракеты, 8 торпед, мины. Есть гидроакустический комплекс, радиоэлектронное вооружение, системы обнаружения целей, навигационная, предупреждения о лазерном облучении. Авиационная группа состоит из 2 противолодочных вертолетов.
Боевые корабли, принятые в состав ВМФ России с 2000 года
Здравствуйте, нагнали на нас тут тоску накануне, показав, сколько кораблей боевых было списано с флота, начиная с 2000 года. Давайте рассмотрим обратную тенденцию. Сколько больших боевых кораблей было принято в состав ВМФ России, начиная с 2000 года? В расчет брались только большие корабли. В фотообзор не вошли десантные катера и «Грачата». 1. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий». Вступление в строй – 2012 год. Принадлежность – Северный флот.
2. Подводная лодка атомная торпедная К-335 «Гепард». Вступление в строй – 2001 год. Принадлежность – Северный флот.
3. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-560 «Северодвинск». Вступление в строй – 2013 год. Принадлежность – Северный флот.
4. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-550 «Александр Невский». Вступление в строй – 2013 год. Принадлежность – Тихоокеанский флот.
5. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах». Вступление в строй – 10.12.14. Принадлежность – Тихоокеанский флот.
6. Атомная подводная лодка специального назначения «АС-31». Вступление в строй – 2010 год. Принадлежность – Северный флот.
7. Дизельная подводная лодка специального назначения Б-90 «Саров». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Северный флот.
8. Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург». Вступление в строй – 2010 год. Принадлежность – Северный флот.
9. Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск». Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
10. Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону». Вступление в строй – 25.11.14. Принадлежность – Черноморский флот.
11. Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый». Вступление в строй – 2009 год. Принадлежность – Балтийский флот.
12. Корвет «Стерегущий». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.
13. Корвет «Сообразительный». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.
14. Корвет «Бойкий». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.
15. Корвет «Стойкий». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.
16. Ракетный корабль «Татарстан». Вступление в строй – 2003 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
17. Ракетный корабль «Дагестан». Вступление в строй – 2012 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
18. Малый артиллерийский корабль «Астрахань». Вступление в строй – 2006 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
19. Малый артиллерийский корабль «Волгодонск». Вступление в строй – 2011 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
20. Малый артиллерийский корабль «Махачкала». Вступление в строй – 2012 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
21. Малый артиллерийский корабль «Град Свияжск». Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
22. Малый артиллерийский корабль «Углич». Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
23. Малый артиллерийский корабль «Великий Устюг». Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
24. Малый ракетный корабль на воздушной подушке «Самум». Вступление в строй – 2000 год. Принадлежность – Черноморский флот.
25. Ракетный катер «Р-2». Вступление в строй – 2000 год. Принадлежность – Балтийский флот.
26. Ракетный катер «Р-32». Вступление в строй – 2000 год. Принадлежность – Балтийский флот.
27. Ракетный катер «Р-29». Вступление в строй – 2003 год. Принадлежность – Тихоокеанский флот.
28. Морской тральщик «Валентин Пикуль». Вступление в строй – 2001 год. Принадлежность – Черноморский флот.
29. Морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Черноморский флот.
30. Морской тральщик «Владимир Гуманенко». Вступление в строй – 2000 год. Принадлежность – Северный флот.
Отдельно хотелось бы рассказать об обновах (трофеях), которые были захвачены у Украины, и на данный момент официально числятся в составе резерва Черноморского флота России.
31. Большой десантный корабль «Константин Ольшанский». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
32. Дизель-электрическая подводная лодка «Запорожье». Захвачена у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
33. Малый противолодочный корабль «Тернополь». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
34. Малый противолодочный корабль «Хмельницкий». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
35. Малый противолодочный корабль «Луцк». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
36. Ракетный катер «Приднепровье». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
37. Морской тральщик «Чернигов». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
38. Морской тральщик «Черкассы». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
Самый большой корабль российского флота
В конце XVII столетия Петр I, желая упрочить влияние страны на море, распорядился создать флот, способный противостоять любому врагу. С момента, как сооруженные по указу первого императора России корабли спустили на воду, минуло больше 300 лет. За прошедшее время изменились технологии строительства судов, сами корабли заметно «подросли» в размерах, а российский флот, едва не погибший после распада СССР, вновь гордо поднял знамя одного из сильнейших на земном шаре.
Пусть многие суда его и созданы еще при Советском Союзе, однако готовится уже новейшее пополнение для рядов ВМФ РФ, а «старые витязи» проходят модернизацию — о том, как называется, какими обладает характеристиками и особенностями самый большой военный корабль российского флота и где делают «доводку» главного флотского исполина, расскажет 24СМИ.
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — самый большой в российском военном флоте корабль и единственный в своем роде тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР), объединяющий в конструкции как достоинства авианосного корабля, на палубе которого возможно разместить и обслуживать 28 самолетов и 24 вертолета, так и оснащение ракетным вооружением.
Предки
«Кузнецов» стал развитием проекта 1143 «Кречет», создателями которого выступили сотрудники Невского ПКБ под руководством Аркадия Маринича. По разработанным чертежам с 1970 по 1978 год были построены 4 авианесущих крейсера. Сам 1143 — продолжение линейки «Кондор» (1123), включавшей противолодочные корабли-вертолетоносцы, предназначенные для обнаружения и уничтожения подводных лодок вероятного противника.
Суда, созданные по проекту 1143, не имели полноценной посадочной палубы — на них базировались самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38 и противолодочные вертолеты Ка-26 и Ка-27 общим числом до 36 штук. Но практика использования показала нерациональность размещения на кораблях Як-38. Самолет не имел бортовой радиолокационной станции, чем уступал сходному по характеристикам британскому истребителю-бомбардировщику «Харриер», и отличался слабым вооружением.
Доработка напильником
Из-за обнаруженных проблем с применением СВВП и отсутствия превосходящей «Яки» альтернативы назрела потребность в разработке кораблей, способных принять на борт самолеты традиционной схемы взлета-посадки. Всего создавалось 3 корабля по доработанному к 1981 году проекту 1143:
Главной задачей созданного по проекту 1143.5 «Адмирала Кузнецова» было выполнение защитной функции. Корабль обеспечивал безопасность атомных подлодок в местах боевого патрулирования и противовоздушную охрану сопровождаемым судам, занимался поиском и уничтожением подводных и надводных сил противника. Также в задачи авианесущего крейсера входило прикрытие высадки десанта сил морской пехоты при потребности. Дежурство вблизи чужих берегов с целью угрозы атакой авиации непокорным в функции, предписываемые создателями самому большому кораблю российского военного флота, не входило.
Тактико-технические характеристики
При наибольшем водоизмещении в 61 тыс. тонн ТАВКР имеет следующие размеры:
Броня катаная, с корпусным дублированием «сухими отсеками», защита от торпедирования состоит из 3 слоев. Двигательная установка (котлотурбинная с 4 валами) позволяет развивать скорость до 54 км/ч (29 узлов). Запас хода — от 4 до 9 тыс. морских миль в зависимости от скорости.
На борту крейсер несет комплексы радиолокационного и навигационного оборудования, зенитное, противолодочное и ракетное вооружение и комплекс РЭБ — в настоящий момент проводится обновление оснащения. На полетной палубе допускается базирование до 50 самолетов (Су-33, МиГ-29, Су-27) и вертолетов (Ка-27, Ка-29).
Численность экипажа — 1960 человек. Продолжительность автономного плавания — 45 суток.
Интересные факты
От скупых цифр характеристик стоит перейти к самому интересному — любопытным фактам, связанным с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов».
Оперативный псевдоним
Свое текущее имя самый большой военный корабль российского флота получил не сразу. При проектировании в КБ судно планировалось назвать «Советский Союз». На стадии закладки решение пересмотрели — корабль получил имя «Рига».
Но во время постройки случилось ЧП — 10 ноября 1982 года скончался Первый секретарь ЦК КПСС. В связи с трагедией 22 ноября крейсер переименовали в «Леонида Брежнева», отдавая дань памяти почившему руководителю страны. С именем бывшего генсека на борту ТАВКР и спустили на воду 4 декабря 1985-го — достройка продолжалась уже на плаву.
В августе 1987-го руководство флота решило в очередной раз «переназвать» судно — теперь крейсер-авианосец превратился в «Тбилиси». Под именем столицы Грузинской ССР корабль проходил до окончания в 1990-м испытаний, после чего, 4 октября, был назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова — имевшего звание Героя Советского Союза адмирала, возглавлявшего ВМФ СССР с 1939 по 1946 и с 1951 по 1953 год.
Проба оперения
До 1989-го с палубы советских кораблей взлетали только вертолеты и СВВП. 1 ноября, во время испытаний, на палубу тогда еще «Тбилиси» совершил первую горизонтальную посадку самолет Су-27К под управлением летчика-испытателя Виктора Пугачева. А первым на взлет с ТАВКР отправился МиГ-29К с Токтаром Аубакировым в качестве пилота.
Полезный казус
Заключенная в 1936 году конвенция Монтре, касающаяся контроля за проливами Босфор и Дарданеллы, запрещает проход в воды Черного моря авианосцев, оставляя право посещения за линейными кораблями. При этом в договоре прописано, что если действия авиации — это не главное назначение корабля, то, даже будучи оборудованным полетной палубой, такое судно авианосцем не считается. Конструктивные особенности, вооружение ракетами и классификация в качестве «авианесущего крейсера» делает «Адмирала Кузнецова» единственным авианосным судном, которому дозволено присутствовать в водах Черного моря.
Феникс
В декабре 2019-го, при прохождении крейсером модернизации и перевооружения на Мурманском судоремонтном заводе, на корабле возник пожар площадью в 600 кв. м, на ликвидацию которого пришлось потратить сутки. В результате инцидента 2 человека погибли, а 12 получили ожоги и травмы. Происшествие сдвинуло сроки окончания работ по обновлению крейсера на год.
Тихой сапой вкруг Европы, или о доле предателей
В ряды Северного флота, где служит и теперь, «Кузнецова» официально зачислили еще в январе 1991-го, но судно оставалось в водах возле Севастополя. Однако в ноябре командиром корабля Виктором Ярыгиным получено было телеграфное сообщение от Леонида Кравчука, возглавлявшего украинскую Верховную раду, в котором указывалось, что ТАВКР принадлежит Украине и обязан оставаться в ее территориальных водах.
Командир учел, что референдума о независимости еще не проводилось и такого государственного образования, как Украина, еще не существует, и решил действовать в соответствии с предписаниями флотского руководства СССР и лично прибывшего на корабль контр-адмирала Юрия Устименко.
Ночью 30 ноября «Кузнецов» покинул севастопольский рейд и направился к Босфору. За 25 суток обогнув Европу, авианесущий крейсер прибыл в Видяево.
Часть летчиков и авиатехников с кораблем в плавание не ушли, оставшись в Севастополе. Одни отказались присягнуть Украине и впоследствии составили основу 279-го российского полка корабельной авиации. А принявших украинскую присягу вскоре уволили — у страны не было авианесущих кораблей.
Сколько Крейсеров у России 2021
Что означает выход из строя флагманского ракетного крейсера Москва
Выход российского крейсера «Москва» из строя не повлияет на ход спецоперации на Украине, но станет доводом в пользу списания старых советских больших кораблей, считают опрошенные РБК эксперты
*
Что произошло с ракетным крейсером
14 апреля около 2 часов утра (по московскому времени) Министерство обороны России сообщило, что на борту ракетного крейсера «Москва» возник пожар, в результате которого сдетонировал боезапас. «Корабль получил серьезные повреждения. Экипаж полностью эвакуирован. Причины пожара устанавливаются», — говорится в сообщении Минобороны, которое цитирует Место дислокации крейсера при этом не называлось. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Владимиру Путину доложили о пожаре на ракетном крейсере «Москва».
В районе полудня военные сообщили, что очаг возгорания на крейсере локализован, открытого горения нет, взрывы боеприпасов прекращены. На тот момент, по данным Минобороны, крейсер «Москва» еще сохранял плавучесть. «Основное ракетное вооружение не повреждено. Экипаж крейсера был эвакуирован на находящиеся в районе корабли Черноморского флота. Принимаются меры по буксировке крейсера в порт», — сообщили РБК в Минобороны.
Поздно вечером Минобороны распространило сообщение, что крейсер «Москва» все же затонул при буксировке в порт назначения. «Из-за повреждений корпуса, полученных в ходе пожара от детонации боезапаса, корабль потерял остойчивость (способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен. — РБК). В условиях штормового волнения моря корабль затонул», — сообщили в ведомстве.
Крейсер «Москва» (спущен на воду в 1979 году под названием «Слава», переименован в 1996 году) наряду с «Маршалом Устиновым» и «Варягом» — один из трех построенных кораблей проекта 1164 «Атлант», то есть советских многоцелевых ракетных крейсеров с управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны. По нему планировалось построить еще три корабля («Октябрьская революция», «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Комсомолец»), но строительство первых двух отменили в 1990 году, а последний в недостроенном состоянии (на 95%) после раздела Черноморского флота СССР отошел ВМС Украины.
По требованию Роскомнадзора РБК приводит данные о деталях военной операции на Украине на основании информации российских официальных источников.
Что для ВМФ России означает выход крейсера из строя
На крейсере «Москва» в 2018–2020 годах провели масштабные работы по ремонту и модернизации, однако они были не столь глубокими, как на однотипном крейсере «Маршал Устинов», который был серьезно усовершенствован, отметил сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН, специалист по ВМФ Илья Крамник.
«Москва» проходила ремонт с ограниченной модернизацией, иногда говорят «с элементами модернизации», не получив ряд современных боевых систем и не получив в том числе по ряду данных современные системы пожаротушения. Возможно, это один из факторов, которые повлияли на возможность экипажа бороться с пожаром», — сказал эксперт.
По его словам, нынешний выход «Москвы» из строя вряд ли окажет влияние на боевые действия на Украине, поскольку основные боевые действия идут на суше. Корабль был нужен в первую очередь для того, чтобы обеспечивать информацией с его радарной системы остальную флотскую группировку (у «Москвы» хотя и устаревшая, но довольно мощная радиолокационная система), пояснил Крамник. Если предположить, что пожар стал следствием действий противника, то налицо достоверно установленный факт, что Украина получает разведывательную информацию и целеуказания от стран НАТО, говорит эксперт.
История крейсера «Москва»
Гвардейский ракетный крейсер «Москва» — флагманский корабль Черноморского флота, вошедший в строй в декабре 1982 года. Водоизмещение — 11,3 тыс. т, основное вооружение — 16 пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных ракет П-1000 «Вулкан». Также имеются противолодочное и минно-торпедное вооружение, артиллерия, комплексы ПВО.
Экипаж крейсера, согласно информации на сайте Минобороны (дата публикации не указана), составляет 680 человек; по данным РИА «Новости» на 14 апреля — 500 человек.
В 2008 году крейсер участвовал в операции в Грузии. В марте 2014 года крейсер совместно с другими кораблями Черноморского флота участвовал в блокаде украинских ВМС в заливе Донузлав. В 2015 году осуществлял прикрытие авиационной группы ВКС России в Сирии.
В феврале 2022 года в ходе российской операции на Украине крейсер «Москва» участвовал в операции по взятию под контроль острова Змеиный.
«Москва» согласно характеристикам — это мощный корабль, но в реальности он безнадежно, давно и глубоко устарел и имел крайне слабую противовоздушную оборону ближнего действия и проблемы с системой ПВО в целом, говорит директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт Российского совета по международным делам Василий Кашин.
«Три крейсера проекта 1164 — «Москва», «Маршал Устинов» и «Варяг» — были своего рода белыми слонами, которые Россия могла отправлять для участия в международных учениях для обеспечения постоянного присутствия у берегов Сирии. Поскольку у них была большая автономность, выглядели они внушительно», — продолжает Кашин. «По крейсеру «Москва» задолго до спецоперации решался вопрос по его «отправке на иголки». Поэтому, если экипаж удалось спасти, то потеря данного корабля — это потеря только с точки зрения престижа, на практике для России это мало что меняет», — считает Кашин. Повреждение «Москвы» — это сильный довод в пользу ускоренного списания старых советских больших кораблей, уверен он, уточняя, что речь об «Адмирале Кузнецове» и двух других крейсерах проекта 1164, а также больших противолодочных кораблях проекта 1155. «Возможно еще использовать тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144 при их глубокой модернизации, но от остального надо избавляться», — заключил Кашин.
7 Самых мощных кораблей России
ВМФ России насчитывает 203 надводных корабля и 71 подводную лодку, в том числе 23 атомные подлодки, оснащенные баллистическими и крылатыми ракетами. Обороноспособность России на море обеспечивают современные и мощные корабли.
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пeтр Великий» является самым большим в мире неавианесущим ударным кораблем. Способен уничтожать группы авианосцев противника. Единственный находящийся на плаву крейсер знаменитого советского проекта 1144 «Орлан». Построен на Балтийском заводе и спущен на воду в 1989 году. Введен в эксплуатацию спустя 9 лет.
За 16 лет крейсер прошел 140 000 миль. Флагман Северного флота ВМФ России, порт приписки – Североморск.
При ширине 28,5 метров имеет длину 251 метр. Полное водоизмещение 25860 тонн.
Два ядерных реактора мощностью 300 Мегаватт, два котла, турбины и газотурбогенераторы способны обеспечить энергией город населением в 200 тысяч. Может развивать скорость до 32 узлов, дальность плаванья не ограничена. Экипаж в 727 человек может находиться в автономном плавании 60 суток.
Вооружение: 20 пусковых установок СМ-233 с крылатыми ракетами П-700 «Гранит», дальность стрельбы — 700 км. Противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф (96 ракет вертикального пуска). Противовоздушная система «Кортик» с запасом 128 ракет. Артустановка АК-130. Два противолодочных ракетно-торпедных комплекса «Водопад», противоторпедный комплекс «Удав-1М». Реактивные установки бомбометания РБУ-12000 и РБУ-1000 «Смерч-3». На борту могут базироваться три противолодочных вертолета «Ка-27».
«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (проект 11435). Построен на Черноморском судостроительном заводе, спущен на воду в 1985 году. Носил имена «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси». С 1991 года вошел в состав Северного флота. Нес боевую службу в Средиземноморье, участвовал в спасательной операции при гибели «Курска». Через три года по плану уйдет на модернизацию.
Длина крейсера – 302,3 метра, полное водоизмещение 55000 тонн. Максимальная скорость — 29 узлов. Экипаж в 1960 человек может находиться в море полтора месяца.
Вооружение: 12 противокорабельных ракет «Гранит», 60 ракет «Удав-1», 24 установки ЗРК «Клинок» (192 ракеты,) и «Каштан» (256 ракет). Может нести 24 вертолета Ка-27, 16 сверхзвуковых самолетов Як-41М вертикального взлета и до 12 истребителей Су-27К.
«Москва», гвардейский ракетный крейсер. Многоцелевой корабль. Построен на судоверфях завода имени 61 коммунара в Николаеве. Изначально именовался «Слава». Введен в эксплуатацию в 1983 году. Флагман Черноморского флота России.
Участвовал в военном конфликте с Грузией, в 2014 году осуществлял блокаду украинских ВМС.
При ширине 20,8 метров имеет длину в 186,4 метра и водоизмещение в 11490 тонн. Максимальная скорость 32 узла. Дальность плавания до 6000 морских миль. Экипаж в 510 человек может месяц находиться в «автономке».
Вооружение: 16 установок П-500 «Базальт», две артустановки AK-130, шесть 6-ствольных артустановок АК-630, установки Б-204 ЗРК С-300Ф «Риф» (64 ракеты), пусковые установки ЗРК «Оса-МА» (48 ракет), торпедные аппараты, реактивные бомбометы РБУ-6000, вертолет Ка-27.
Копия «Москвы» — крейсер «Варяг» является флагманом Тихоокеанского флота.
Сторожевой корабль «Дагестан» введен в строй в 2012 году. Построен на Зеленодольском судостроительном заводе. В 2014 году передан в Каспийскую флотилию. Это второй корабль проекта 11661К, первый – «Татарстан» является флагманом Каспийского флота.
«Дагестан» имеет более мощное и современное вооружение: универсальный РК «Калибр-НК», который может применять несколько типов высокоточных ракет (дальность стрельбы составляет больше 300 км), ЗРАК «Пальма», АУ АК-176М. Оснащен технологией «стелс».
При ширине 13,1 метра «Дагестан» имеет длину в 102,2 метра, водоизмещение 1900 тонн. Может развивать скорость до 28 узлов. Экипаж в 120 человек может находиться в автономном плавании 15 суток.
На верфях заложено еще четыре таких корабля.
Флагман Балтийского флота эсминец «Настойчивый» был построен на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова и спущен на воду в 1991 году. Предназначается для уничтожения наземных целей, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений.
При ширине 17,2 метра имеет длину в 156,5 метра, и водоизмещение в 7940 тонн. Экипаж в 296 человек может находится в плавании без захода в порт до 30 суток.
Эсминец несет вертолет КА-27. Оснащен спаренными артустановками АК-130/54, шестиствольными установками АК-630, установками П-270 «Москит», шестиствольными реактивными бомбометными установками, двумя ЗРК «Штиль» и торпедными аппаратами.
Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» (первая подлодка проекта 955 «Борей») заложена в 1996 году в Северодвинске. Введена в строй в 2013 году. Порт приписки — Гаджиево. Входит в состав Северного флота.
Длина лодки 170 метров, подводное водоизмещение — 24000 тонн. Максимальная надводная скорость – 15 узлов, подводная – 29 узлов. Экипаж 107 человек. Может три месяца нести боевое дежурство, не заходя в порт.
«Юрий Долгорукий» несет 16 баллистических ракет «Булава», оснащена PHR 9R38 «Игла», 533-милиметровыми торпедными аппаратами, шестью установками акустического противодействия РЭПС-324 «Шлагбаум». В ближайшие годы на вервях России будет построено еще шесть подлодок такого же класса.
Многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» стала первой подводной лодкой нового российского проекта 855 «Ясень». Самая «тихая» подлодка в мире. Построена в Северодвинске. В 2014 году вошла в состав Северного флота ВМФ России. Порт приписки – Западная Лица.
При ширине 13,5 метра, имеет длину 119 метров, подводное водоизмещение 13800 тонн,
Надводная скорость «Северодвинска» составляет 16 узлов, подводная – 31 узел. Автономность плавания – 100 суток, экипаж – 90 человек.
Имеет современный бесшумный атомный реактор нового поколения. Подлодка оснащена десятью торпедными аппаратами, крылатыми ракетами П-100 «Оникс», Х-35, ЗМ-54Э, ЗМ-54Э1, ЗМ-14Э. Несет стратегические крылатые ракеты Х-101 и может поражать цели в радиусе до 3000 километров. До 2020 года в России планируется построить еще шесть подлодок класса «Ясень».
Что случилось с Москвой: удача или безалаберность российских военных
Эксперты спорят о причинах возгорания на крупнейшем крейсере Черноморского флота РФ
В ночь на 14 апреля флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» получил серьезные повреждения в результате взрыва снаряда. Боеприпас сдетонировал из-за пожара на борту судна, сообщили в Министерстве обороны России. После этого командование приняло решение эвакуировать экипаж. Все моряки, около 500 человек, успешно покинули горящий крейсер. Однако, до сих пор не понятно, что стало причиной: военная удача противника, халатность или трагическая случайность?
Атакован. Загорелся. Утонул.
Чуть позже «ПУТИН в Telegram» разместил следующую информацию: «Турция сообщает, что РК «Москва» затонул. В спасении экипажа принимали участие и турецкие корабли».
Однако, 14 апреля около 12.50 Минобороны России распространило следующее сообщение: «Очаг возгорания на крейсере «Москва» локализован, открытого горения нет. Крейсер сохраняет плавучесть, основное ракетное вооружение не повреждено, взрывы боеприпасов на ракетном крейсере прекращены. Принимаются меры по буксировке крейсера в порт».
Таким образом, сообщения о потере флагмага можно считать поспешными или ложными. Но все же — что произошло с кораблем?
По версии канала Daily War Z, «крейсер «Москва» действительно был атакован ПКР «Нептун» с береговой линии между Одессой и Николаевым. Также силы корабля были отвлечены на противодействие БПЛА «Bayraktar TB-2». «Удар пришёлся по левому борту, в результате чего корабль принял сильный крен. После угрозы детонации боекомплекта, экипаж порядка
500 человек был эвакуирован».
Пуск ракеты ПКР «Нептун».
Украинцам помогли ударить по «Москве»
В военном паблике «Рыбарь» не исключают, что причиной того, что ВСУ достали до крейсера мог стать человеческий фактор: рискованное решение командования, «подойти на предельную дальность стрельбы противокорабельных комплексов «Нептун».
Эксперты проекта «Оперативная линия» отмечают, что «если данные спутниковых ресурсов открытого доступа не врут, то внезапная детонация боеприпасов ракетного крейсера «Москва» Черноморского флота произошла на удалении от украинских берегов в Одесской области не более 150 километров. Ранее в этом районе с государственного испытательного полигона «Алибей» минобороны Украины постоянно проводило тестовые ракетные стрельбы ракетными комплексами РК-360МЦ «Нептун», «Ольха-М» и «Точка-У». Проше говоря, это место было хорошо «пристреляно» украинцами.
При этом специалисты подчеркивают: подобная атака была бы невозможна без точных целеуказаний. А этими данными щедро снабжается Генштаб Украины авиационная и космическая разведывательная группировка США и НАТО, в круглосуточном режиме добывающая и анализирующая эти данные.
Александр Коц.
Тележурналист Руслан Осташко заявил, что по информации источников, крейсер был обстрелян двумя ракетами «Нептун».
Из ошибок надо делать выводы
Видеоблогер Михаил Онуфриенко также считает, что не так важно, по какой причине все произошло. Главное осознать уровень, на который вышел конфликт, избавиться от шапкозакидательства и понимать: спецоперация требует серьезного отношения к противнику, приложения максимума усилий и внимательности даже тогда, когда армия или флот находятся не в режиме боя. Тем более, что ВСУ получает все новую военную помощь с Запада, усиливая свой арсенал техники и пользуясь актуальной разведывательной информацией.
Автор телеграм-канала «Старше Эдды» Герман Куликовский пишет:
Один из последних спутниковых снимков крейсера «Москва».
Безусловно, теперь мы будем ждать окончательной оценки нанесенного кораблю ущерба. А также заявления Минобороны, о гипотетической возможности возвращения «Москвы» в строй.
Со своей стороны руководство Украины при активном содействии западных партнеров и местных нацистов тоже прорабатывает планы новых нестандартных операций с различными целями: вызвать панику у россиян, усилить санкции, вовлечь в конфликт силы НАТО, добиться окончания спецоперации.
И хотя ранее российские войска были переброшены с киевского и черниговского направлений на ликвидацию донбасской группировки ВСУ, военный эксперт Евгений Линин счиает, что операция по захвату украинской столицы может повториться после разгрома донбасской группировки ВСУ.
Крейсер Москва затонул во время шторма
Ракетный крейсер «Москва» затонул при буксировке в условиях шторма после взрыва боезаряда
Крейсер «Москва». Фото: Иван Родионов/ РИА Новости
Пострадавший при пожаре ракетный крейсер Черноморского флота ВМФ России «Москва» затонул при буксировке во время шторма. Об этом сообщило Министерство обороны РФ, передает
Отмечается, что судно потеряло остойчивость, то есть способность противостоять крену и сохранять равновесие.
При буксировке крейсера «Москва» в порт назначения из-за повреждений корпуса, полученных в ходе пожара от детонации боезапаса, корабль потерял остойчивость. В условиях штормового волнения моря корабль затонул
Экипаж крейсера был полностью эвакуирован на находившиеся в районе корабли Черноморского флота.
Сохранял плавучесть и направился в Севастополь своим ходом
Официальный представитель Пентагона Джон Кирби днем 14 апреля вCNN заявил, что крейсер «Москва» сохраняет плавучесть и движется в порт для ремонта своим ходом.
Мы не знаем точно, что там произошло (…) По нашим оценкам, корабль способен прокладывать путь самостоятельно, что он и делает; сейчас он направляется на восток, как мы считаем. Мы думаем, что он, вероятно, будет доставлен в Севастополь для ремонта
Джон Кирби официальный представитель Пентагона
Пожар и детонация боеприпасов
О пожаре на крейсере «Москва» стало известно в ночь на 14 апреля, точное место происшествия не раскрывалось. В Минобороны рассказали, что судно получило серьезные повреждения в результате детонации боеприпасов. Причины возгорания устанавливаются.
Позднее в ведомстве сообщили, что основное ракетное вооружение корабля не было повреждено, крейсер сохранял плавучесть, а экипаж эвакуирован. Очаг возгорания в дальнейшем был локализован, предпринимались меры по транспортировке судна в порт.
Отмечалось, что флагман Черноморского флота был задействован в специальной операции на Украине. В том числе он использовался в атаке на остров Змеиный. Крейсер предназначен для нанесения ударов по крупным надводным кораблям и обеспечивает боевую устойчивость противолодочных групп. Помимо этого, он используется для огневой поддержки десанта.
Возможности России на море
Официальный представитель Пентагона Джон Кирби в свете происшествия с крейсером «Москва» провозможности России на море и отметил, что давать оценку последствиям «с абсолютной уверенностью» сложно, передает РИА Новости.
При этом пресс-секретарь американского оборонного ведомства заявил, что у России остается большое количество военно-морских возможностей. Инцидент с крейсером, по его словам, повлияет на потенциал ВМС в ближайшее время, однако неизвестно, как это отразится в долгосрочной перспективе.
У них есть и было от одного до двух десятков кораблей, действующих в Черном и Азовском морях с начала операции. Тяжело сказать, каким именно будет эффект от выведения из строя этого корабля
Джон Кирби официальный представитель Пентагона
По мнению директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперта Российского совета по международным делам Василия Кашина, потеря «Москвы» станет незначительной для России. Он пояснил, что, несмотря на то, что теоретически данный крейсер является мощным кораблем, в действительности он давно и глубоко устарел.
Однако в апреле 2020 года военный эксперт Дмитрий Болтенков отмечал, что ракетный крейсер «Москва» является самым мощным кораблем Черноморского флота ВМФ России. По его словам, его противокорабельные ракеты могут пустить на дно любое плавсредство, корабль также располагает дальнобойными комплексами С-300Ф «Форт», позволяющими обеспечить зональную противовоздушную оборону.