Кто сбил боинг над донбассом на самом деле
Боец из отряда Стрелкова: Мне отлично известно, кто сбил МН-17 в небе над Донбассом
Россию вновь пытаются назначить виновной за катастрофу малазийского «Боинга»
Запад не прекращает попытки назначить Россию ответственной за сбитый в 2014 малазийский «Боинг». Пока одни организуют процесс в Гааге, другие обеспечивают необходимый медийный фон, вольным образом трактуя слова одного из обвиняемых — Игоря Стрелкова (Гиркина).
«Поскольку я был командующим повстанцами и участником конфликта, я чувствую моральную ответственность за эти смерти», — признался Стрелков в интервью британской газете The Times. При этом он ясно заявил, что ополченцы, находившиеся под его командованием «не сбивали самолет».
Чувствуется, что британский интервьюер пытался вытянуть из Стрелкова признание вины российских военных за катастрофу. Главу ополчения прямо спросили об этом. «Люди могут интерпретировать это так, как им нравится», — пояснил он, отказавшись обсуждать тему.
Тем не менее, вполне однозначные слова Стрелкова возбудили часть общества. «Стрелков взял на себя ответственность за крушение MH17» — такого рода заголовки можно встретить в российских СМИ. Не секрет, что в противостоянии на Донбассе некоторые у нас «болеют» за официальный Киев.
Разговору с британской The Times предшествовало интервью Стрелкова киевскому журналисту Дмитрию Гордону, где также затрагивалась тема МН17. Оправдываясь за него перед националистами, журналист утверждал, что готовил таким образом материал для суда в Гааге по поручению СБУ.
По мнению профессора кафедры конституционного и муниципального права ВШЭ Елены Лукьяновой, оба интервью могут быть приобщены судом в качестве доказательств. Их публичный характер гарантирует «верификацию» слов Стрелкова, утверждала юрист в интервью «Эхо Москвы».
«Что касается МН-17 самолета, Гиркин совершенно неубедительно звучал, и он на эту тему не захотел говорить… Поэтому это усмотрение суда. Сочтет ли он эти материалы при условии, что не может опросить свидетеля очно. Нужными для своего расследования судебного. Важными. И как он оценит их достоверность», — пояснила Лукьянова.
Стрелков — один из четырех обвиняемых на процессе в Гааге, который начался еще в марте. Другие: Сергей Дубинский (Хмурый), Олег Пулатов (Гюрза) и украинец Леонид Харченко (Крот). Максимальное наказание, которое им грозит — пожизненное заключение.
О том, как все было на самом деле, «СП» рассказал соратник Стрелкова, боец его отряда во время событий в Славянске 2014 года, россиянин Дмитрий Колесников.
— Вся история с самолетом случилась через некоторое время после того, как мы вышли из Славянска. В тот момент мы уже пребывали в Донецке. Я лично видел все эти «черные ящики» и все, что там в поле собрали. И комиссию малазийскую тоже видел.
«СП»: — Малазийскую?!
— Да, оттуда в Донецк сразу приехала целая делегация. Так эти малазийцы еще тогда однозначно были уверены, что сбил Киев. Они ведь не идиоты.
«СП»: — Получается, моральную ответственность нести ни Стрелкову, ни ополченцам, ни российской стороне не нужно?
Самолет ведь был сбит не случайно. Это была целенаправленная провокация. Его по этому маршруту вели. Хотя по этой авиатрассе он не должен был передвигаться. В регионе ведутся боевые действия. В любой точке планеты, если происходит такое, авиатрассы закрываются. А этот «Боинг» был там единственным в небе. Причем, Киев ему не просто разрешил там лететь, а даже настаивал на том, чтобы он летел именно там.
«СП»: — Тем не менее, Запад пытается разыграть эту историю в свою пользу. В Гааге уже идет процесс, предъявлены обвинения. И зная как проходил процесс против участников конфликта в Югославии, легко представить чем он закончится. Для Стрелкова это опасно…
— Все так. Гипотетически, его даже осудить могут. Они же заочно судят. Меня, кстати, тоже могут осудить. Но дальше то что? Вся Гаага приедет сюда нас арестовывать?
«СП»: — А вас-то за что судить в Гааге?
— Ну, я же на Украине в розыске за «терроризм», как участник ополчения. Моя морда есть на «Миротворце». Мне проблематично даже в Евросоюз поехать. Поэтому я никуда не выезжаю из страны.
Адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский сомневается, что интервью Стрелкова можно использовать в суде.
— Никакие комментарии в прессе, подобные тем, которые давал Стрелков британцам, не могут быть использованы в качестве доказательств в более-менее приличном суде. А то, что сейчас происходит в Гааге, не имеет никакого отношения к приличному суду, поэтому там может быть использовано в качестве доказательств все что угодно: чьи-то сны, прорицания Никакой юрисдикции над российскими гражданами, над Россией у Гааги нет. Это просто профанация, издевательство над правосудием, когда это называют судом.
Поэтому как будут интерпретированы пропагандистами слова Стрелкова, не имеет никакого значения. С юридической точки зрения слова Стрелкова не имеют никакого значения, потому что есть определенный порядок сбора и закрепления доказательств. Показания человека могут быть использованы в суде, если ему разъясняются его права, право хранить молчания, право на защиту, разъясняется, что его слова могут использоваться против него
То, что сделал в свое время Стрелков, было очень важным. Поэтому, хотя я и не его адвокат, могу ему посоветовать быть сейчас поосторожнее. Зная его заочно и немного лично, не сомневаюсь, что он сожалеет о любом погибшем в этом ужасном конфликте с обеих сторон. И я сожалею. Сожалею, что погибли наши товарищи из ДНР и ЛНР. Но также сожалею, что погибли и наши граждане, которые по глупости или по принуждению оказались в составе ВСУ. Украина — это наша территория, это наши братья и я уверен, что они к нам вернутся. Поэтому слова Стрелкова о моральной ответственности надо трактовать именно в таком ключе.
Жалко посторонних людей — пассажиров самолета. Он еще не взлетел, но уже был обречен. Ведь такая провокация не готовится спонтанно, она готовится несколько дней. Также жалко Голландию. Уважаемая страна позволяет на своей территории проводить такие вещи, профанирующие правосудие и международное право.
«СП»: — Помимо юридической есть еще и политическая сторона вопроса…
— По-моему мнению, малазийский «Боинг» был сбит не по ошибке. Он был сбит ВСУ умышленно, по прямому указанию США, чтобы остановить наступление ополченцев и всей военной операции. Потому что при захвате американцами Украины никакой военной операции не планировалось. Военным операциям США здесь ничего не могла противопоставить. Поэтому тут и ежу понятно, кто сбил самолет. Американцы — мастера провокаций. Вспомним, южнокорейский «Боинг», который направили в наше небо в 1983 году, чтобы сорвать переговоры.
«СП»: — Но уже раздаются голоса, в том числе правоведов, о возможности использовать его слова в Гаагском суде…
— Извините, но «моральную ответственность» к делу не пришьешь. Так что не думаю, что этот комментарий каким-то боком можно будет пришить к судебному процессу в Гааге. «Моральный кодекс строителя коммунизма» в Нидерландах не действует.
По мнению директора Института миротворческих инициатив и конфликтологии Дениса Денисова, Запад дело о сбитом «Боинге» использует для подкрепления своей политики двойных стандартов.
— Конечно, любое подобное судебное разбирательство наносит ущерб имиджу, репутации РФ. Даже несмотря на то, что доказательной базы там нет вообще, а обвинение состряпано из фэйков. Так что прикладного аспекта у этого процесса нет. Но мы же знаем, как относятся западные СМИ к подобным вопросам, касающимся РФ. Им же важна не доказательная база, а необходим исключительно пропагандистский эффект.
К сожалению, некоторые заявления Стрелкова позволяют нашим западным партнерам зацепиться и продолжать обвинять РФ. Так что лучше не обращать внимание на это.
«СП»: — Может зря наша сторона в 2014 году собрала и отдала все вещдоки, включая «черные ящики»? Имея их на руках, мы могли бы стать участниками расследования и настоять на его объективности. А теперь наших людей и фактически нашу страну судят с помощью нами же собранных доказательств…
— Не думаю, что это было не правильно. Если мы не причастны к той истории, то чего нам бояться? Другое дело, что наши партнеры проводят политику двойных стандартов. Но это их проблема. Нам же остается учитывать это, выстраивая взаимоотношения с ними. Мы этой правды не боимся.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Современные школьники могут получать опыт и зарабатывать без отрыва от учебы, если государство немного поможет
Каким может быть ассиметричный ответ России на запрет пролёта спецборта для сотрудников дипмиссий?
Если украинская армия начнет массово отступать от Донецка, ее ждет бойня по типу кувейской 1991 года
MH17: хронология секретности и лжи
Алексей Корсаков, объединенная редакция РИА.РУ
Опубликованный на днях в «Новой газете» доклад российских военных инженеров, проанализировавших данные о крушении малазийского самолета 17 июля 2014 года в небе над Донбассом, снова привлек внимание к этой трагедии.
Долгое время сбитый «Боинг» был главной темой мировых СМИ. Причем едва ли не в каждом материале западных и некоторых российских СМИ, посвященном трагедии, присутствовала версия о «русском следе». Но несколько месяцев назад, как по команде, репортажи и комментарии на эту тему Западе почти прекратились.
Признав важной попытку «Новой газеты» докопаться до сути происшедшего, все же было бы неправильным отбрасывать какие-то другие версии происшедшего, в том числе и озвученные ранее.
Интересно сравнить ход следствия дела о катастрофе малазийского «Боинга» и расследование крушения самолета А-321 авиакомпании Germanwings. Как стремительно шло последнее! Как быстро стало известно все, до мельчайших деталей, до последних минут и всей жизни пилота-убийцы! Едва ли не через пару дней были опубликованы даже записи последних переговоров в кабине экипажа. Весь мир услышал тяжёлое дыхание пилота и крики командира, пытавшегося взломать дверь в кабину. Причина трагедии стала ясна.
В истории же с «Боингом» — сплошная секретность. И почти полное долгое молчание. Почему?
Среди сторонников донецких и луганских ополченцев распространена такая точка зрения: если бы у следователей были хотя бы минимальные основания свалить все на ДНР и ЛНР, и тем более на Россию, такие результаты были бы давно озвучены, и о них бы без устали вещали все западные СМИ. Столь серьезный аргумент в информационном противостоянии с Москвой западная пропагандистская машина просто не могла бы упустить. Но если этого не делается — значит, аргумента такого нет.
И доклад, опубликованный в «Новой газете», такой вариант не опровергает. В первых же его строках говорится, что «наиболее вероятной причиной разрушения самолета Boeing-777 малазийских авиалиний (МН17) в воздухе является воздействие зенитной управляемой ракеты 9М38М1 из состава зенитного ракетного комплекса «Бук-М1». Причем, согласно выводам экспертов, ракета с большой вероятностью была запущена с территории, контролируемой Киевом.
Точку в этом деле должно поставить расследование Совета безопасности Нидерландов и международной группы экспертов. Однако голландско-украинское расследование, идущее уже почти год, сопровождается плотной завесой секретности.
Нестыковки и секретность
Расследование причин падения «Боинга» под Донецком стартовало практически сразу же после поступления сообщения о трагедии.
При этом представители ДНР, на чьей территории разбился самолёт, проявили максимально возможную в тех условиях открытость и готовность к сотрудничеству.
Уже 21 июля 2014 года премьер-министр Малайзии Наджиб Разак заявил о достижении принципиальной договорённости с представителями ДНР, которые были готовы передать Малайзии тела погибших и «чёрные ящики» с разбившегося самолёта.
В ночь на 22 июля ящики были переданы представителям Малайзии под письменное подтверждение, что их не вскрывали и не повреждали.
Малазийцы их передали голландцам.
В тот же день, 22 июля, британский премьер Дэвид Кэмерон заявил, что по просьбе Нидерландов расшифровывать ящики будут в Великобритании. 23 июля они прибыли на авиабазу Фарнборо под контролем ИКАО (от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization). При этом украинское Министерство регионального развития (что подтверждено заявлением британского МИД) заявило: «украинская сторона их не касалась, и ни минуты под контролем украинской стороны эти предметы не находились».
После расшифровки ящиков 24 июля британцы заявили, что не будут публиковать расшифровки, передадут их голландцам, и уже они будут решать вопрос об огласке. Реакция пресс-секретаря Совета безопасности Нидерландов Сары Верноой 28 июля была однозначной: «Мы не хотим подтверждать или говорить что-то о «чёрных ящиках» сейчас. Выдача отрывочных сведений — не в интересах расследования». Это единственное объяснение сокрытия расшифровок на сегодняшний день.
Тем не менее, представитель СНБО Украины Андрей Лысенко заявил, что, по данным расшифровки, самолёт разбился из-за «взрыва ракеты».
Как скоро стало понятно, участием в расследовании лишь двух сторон дело не ограничилось. Ряд западных столиц стремились сделать именно своих экспертов «ведущими следователями». При этом четко прослеживалась линия на оттеснение от разбирательства страны, чьей авиакомпании принадлежал «Боинг» — Малайзии.
В те дни The New York Times писала: «Долгое время Малайзия была ведущим членом Движения неприсоединения, и в годы «холодной войны» старалась придерживаться нейтрального курса между США и СССР. В последнее время Малайзия пытается поддерживать хорошие отношения с Россией, Китаем и США одновременно».
То есть не исключено, что на Западе понимали, что Куала-Лумпур может и не проявить интереса к политизации расследования.
Постепенно ключевые этапы следствия были перенесены в страны Запада. Украинское Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий заключило соглашение с Советом безопасности Нидерландов, по которому Киев передал главную роль в проведении расследования Амстердаму.
Здесь Украина воспользовалась положениями Конвенции о гражданской авиации ИКАО, по которым государство происшествия вправе делегировать право на расследование третьей стороне. В соглашении, составленном на английском и украинском языках, сразу оговаривалась формальная причина такого выбора: «Большое количество пострадавших пассажиров были голландскими гражданами».
Такая позиция кажется объяснимой, однако отстранение от расследования малазийцев все же вызывает много вопросов. Чтобы понять причины такой «передачи эстафеты» Нидерландам, мы направили официальный запрос в Национальное бюро по расследованию авиапроисшествий, находящееся в Киеве. Именно оно до 23 июля 2014 года вело следствие. Нас интересовал один вопрос — почему именно Нидерланды?
На наш письменный запрос в Киеве ничего не ответили. Спустя два дня мы связались с Национальным бюро по телефону, чтобы задать тот же вопрос. Связаться получилось только с пятой попытки, нам ответил заместитель директора Национального бюро Украины Игорь Мишарин: «Мы не можем говорить с вами, с прессой мы беседовать не уполномочены». При этом Мишарин сослался на существующее с 8 августа дополнительное соглашение, по которому засекречивается любая информация, так или иначе связанная с расследованием. На наш вопрос, когда можно будет поговорить о расследовании, Мишарин ответил: «В сентябре, когда голландцы опубликуют отчёт».
Не намного информативнее был разговор с представителем Совета безопасности Нидерландов. Его представитель отказалась разговаривать вообще: «Я не могу отвечать на ваши вопросы, так как расследование продолжается». Право говорить, по её словам, наступит позже — в октябре, а не в сентябре, как нам сказали в Киеве. Только ли Совет безопасности хранит молчание? На вопрос, может ли прояснить причину секретности управление генпрокурора Нидерландов, которое ведёт уголовное расследование катастрофы, либо министерство юстиции и безопасности, мы получили недвусмысленный ответ: «Попытайтесь, но вряд ли кто-то будет обсуждать это с вами».
Такая секретность вокруг — атрибут, скорее присущий деятельности разведок, нежели экспертов, занимающихся обстоятельствами резонансной авиакатастрофы.
Главная роль в расследовании — спецслужбам
Как выясняется, к разбирательству уже сейчас причастны как минимум четыре спецслужбы: американская ЦРУ, германская БНД, украинская СБУ и нидерландская Общая служба разведки и безопасности (АИВД). Как случилось, что в расследование гибели гражданского лайнера вовлечено столько спецслужб?
О роли каждой из них можно судить по тому, как они проявляют себя в контексте расследования. К примеру, в марте 2015 года авторитетная голландская газета De Telegraaf сообщила, что АИВД не только «затрудняет расследование», но и «изымает информацию», которой пользуется группа следователей генпрокуратуры Нидерландов. Вот так, ни больше, ни меньше.
О каких изъятиях информации идет речь? Что происходит? И вообще подобная секретность, связанная с обстоятельствами гибели гражданского авиалайнера, никогда не являлась характерной для демократичных Нидерландов. Она, несомненно, вызывает большой негативный резонанс среди голландцев — прежде всего родственников погибших, которые все более настойчиво подчеркивают, что именно их требования, а не какие-то туманные и сомнительные интересы спецслужб, должны быть в центре внимания.
Под давлением общественности 8 апреля 2015 года министерство юстиции и безопасности Нидерландов (ещё одно силовое ведомство в гражданском расследовании) опубликовало 569 документов, относящихся к расследованию. В основном это бюрократическая переписка между ведомствами, документы, связанные с организацией доставки тел погибших из Украины в Нидерланды. И ничего конкретного о сути дела.
Но даже и эти скудные данные пестрят вымаранными местами — приём, характерный для спецслужб, но никак не для отчета о работе группы гражданских специалистов по авиации.
Например, в документе, касающемся кислородных масок злополучного «Боинга», вымаран почти весь текст. Понятно только, что письмо отвечает на вопросы о кислородных масках в маркированном списке. В адресатах значатся МИД и министерство по общим вопросам Нидерландов (аппарат премьер-министра).
Правда и вымысел о сбитом «Боинге». Что стало понятно через 5 лет после катастрофы
Пять лет назад, 17 июля 2014 года, пролетая над зоной боевых действий на востоке Украины, потерпел крушение, развалившись в воздухе на большой высоте, пассажирский самолет «Боинг-777-200» (регистрационный номер 9M-MRD) «Малайзийских авиалиний», выполнявший рейс МН17 по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур. Все находившиеся на его борту 298 человек (283 пассажира, включая 80 детей, и 15 членов экипажа) погибли. По количеству жертв катастрофа рейса МН17 вошла в десятку самых страшных трагедий за всю историю авиации, став крупнейшей в XXI веке и самой большой на всей территории бывшего Советского Союза.
Для расследования обстоятельств катастрофы было инициировано два расследования — техническое и криминальное. Первое должно было ответить на вопрос «Что случилось с самолетом?», второе — «Кто виноват в гибели людей?».
Выяснение технических вопросов гибели лайнера взяла на себя Голландия, потерявшая в катастрофе наибольшее количество своих граждан — 193 человека. Право вести техническое расследование под эгидой Международной организации гражданской авиации (ICAO) Голландия получила от Украины согласно пункту 5.1 Приложения 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. Расследование велось специализированным органом — Советом по безопасности (Dutch Safety Board, DSB) с привлечением экспертов и различных организаций из Нидерландов, России, Украины, Малайзии, Австралии, Великобритании, США, Германии, Франции, Италии, Бельгии и Индонезии. В расследовании DSB также участвовали ICAO и Европейское агентство по безопасности полетов (EASA).
9 сентября 2014 года Совет по безопасности Нидерландов представил Предварительный отчет, зафиксировавший всю известную на тот момент информацию: техническое состояние самолета, перечень погибших, данные об экипаже (в том числе о квалификации пилотов), погодные и навигационные условия по трассе полета, данные «черных ящиков» (бортовых самописцев), включая переговоры экипажа самолета с диспетчерами. На основании имевшейся информации в Предварительном отчете DSB был сделан вывод, что «…характер повреждений, наблюдаемых в пилотской кабине и передней части самолета, не сопоставим с возможным ущербом от любого известного отказа на борту самолета, его систем или двигателей. На основании предварительных результатов на сегодняшний день не обнаружено никаких признаков каких-либо технических или эксплуатационных проблем как с самолетом, так и с экипажем вплоть до окончания записи бортовых самописцев в 13:20:03 [UTC, всемирное координированное время]. Наблюдаемые в передней части самолета повреждения свидетельствуют, что лайнер был пронизан извне большим количеством высокоэнергетических объектов. Это воздействие, вероятно, привело к распаду самолета в полете, о чем свидетельствует распределение выпавших обломков по большой площади».
13 октября 2015 года (через год согласно регламенту ICAO) Совет по безопасности Нидерландов закончил свое расследование обстоятельств гибели рейса МН17, представив Итоговый отчет с многочисленными приложениями. Согласно выводам DSB, «Боинг» был сбит зенитной управляемой ракетой «9М38-й серии» зенитно-ракетного комплекса «Бук» с территории общей площадью 320 квадратных километров, которая, как писали СМИ, на момент трагедии контролировалась пророссийскими сепаратистами.
В своем расследовании Совет по безопасности Нидерландов рассмотрел все возможные версии, начиная от попадания в самолет метеорита или сошедшего с орбиты космического аппарата, до атаки лайнера другим самолетом. Все эти версии после изучения были отвергнуты как несостоятельные. Голландцы также внимательно проанализировали версию российского концерна «Алмаз-Антей» с запуском ракеты из района поселка Зарощенское, посвятив ее проверке отдельный цикл компьютерного моделирования (это вошло в Приложение Y к Итоговому отчету DSB) и отвергли ее как не обеспечивающую видимую картину поражения обломков «Боинга» рейса МН17). Итоговый отчет DSB был представлен в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) и принят ею без замечаний.
Рис. 1. Район площадью 320 квадратных километров, из которого, согласно Итоговому отчету DSB (стр. 144), была выпущена зенитная ракета комплекса «Бук», сбившая рейс МН17 (положение самолета в момент поражения показано точкой обрыва записи бортового параметрического самописца — Last Known FDR Position — на конце желтой линии, показывающей траекторию полета лайнера)
Уголовное расследование катастрофы было инициировано 28 июля 2014 года. В этот день при содействии Евроюста состоялось совещание представителей Интерпола, Европола, Украины и 11 стран, чьи граждане находились среди жертв катастрофы. По результатам этого совещания 7 августа была сформирована международная Объединенная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), в которую вошли представители Нидерландов, Бельгии, Австралии и Украины. 4 декабря 2014 года в состав JIT вошла Малайзия.
Роль России
Российское участие в расследованиях DSB и JIT было различным и определялось ее посторонним статусом. Погибший самолет был произведен в США, принадлежал Малайзии, управлялся малайзийским экипажем, вылетел из Нидерландов, следовал в Малайзию, российских граждан на его борту не было, в российское воздушное пространство не входил, под управление российских диспетчеров не поступал, упал на территории Украины. Юридически Россия никакого отношения к катастрофе рейса МН17 не имеет. В техническом расследовании DSB статус России определяется Приложением 13 к Конвенции ICAO как «любое другое государство, которое располагает информацией, относящейся к расследованию», предоставляемой «по запросу». Этот статус ограничивал российское участие «теми вопросами, которые дают право участвовать в расследовании», т. е. касающимися только переданной Россией информации. Все жалобы на то, что DSB не делился с российскими представителями всей имевшейся информацией, не обоснованы. Тем не менее Россия передавала информацию голландцам и в лице уполномоченного представителя от Росавиации участвовала в редактировании Итогового отчета DSB, высказав свои замечания к его проекту, разосланному всем странам-участникам расследования за три месяца до его публикации (2 июня 2015 года).
В отличие от DSB Объединенная следственная группа была сформирована по европейским процессуальным нормам странами, имеющими юридическое основание вести уголовное расследование гибели рейса МН17. У России таких оснований нет, как и отдельного уголовного делопроизводства по гибели рейса МН17. Мы сотрудничаем с JIT в рамках оказания правовой помощи уголовному расследованию (согласно Резолюции №2166 Совета безопасности ООН от 21 июля 2014 года) в лице Следственного комитета, с переменным успехом отвечая на запросы Национальной прокуратуры Нидерландов. Несмотря на регулярные российские заявления о том, что мы неоднократно просились в состав JIT, а нам каждый раз отказывали, не существует ни одного документально подтвержденного запроса с нашей стороны и отказа со стороны голландцев.
Как любое уголовное расследование, деятельность JIT носит закрытый характер, потому что транспарентность может способствовать сокрытию, искажению или уничтожению улик и затруднить привлечение подозреваемых в совершении преступления к ответственности. Время от времени JIT оглашает промежуточные результаты расследования, представляя уже доказанные обстоятельства гибели рейса МН17. Это делается не только для того, чтобы информировать о ходе следствия. Представляя предварительные результаты расследования, Объединенная следственная группа каждый раз публично обращается к возможным свидетелям с просьбой помочь в сборе улик. От России JIT не получила ответы на часть запросов и не имеет возможности проводить следственные действия в восточной Украине.
В ходе первой пресс-конференции JIT 28 сентября 2016 года следствие представило свое заключение: рейс МН17 был сбит из района поселка Первомайский Снежнянского района Донецкой области Украины «Буком», завезенным на территорию сепаратистов из России и затем возвращенным обратно. При этом JIT «убеждена, что располагает неопровержимыми доказательствами» этого. Это убеждение было основано на тщательном изучении десятков контейнеров с тысячами обломков МН17, из которых 1448 были обработаны и включены в базу данных следствия в качестве вещественных доказательства. Экспертами было исследовано 20 различных систем вооружения, проанализировано 5 млрд страниц в интернете, проведено тщательное изучение более полумиллиона фотографий и видеосъемок, опрошено более 200 свидетелей, прослушано и изучено 150 000 записанных телефонных разговоров, из которых более 3500 телефонных звонков были тщательно проанализированы, переведены и юридически зафиксированы. По итогам было составлено более 6000 официальных протоколов, которые легли в основу озвученных выводов JIT.
На второй пресс-конференции 24 мая 2018 года JIT сообщила о своей убежденности в том, что сбившая малайзийский «Боинг» ракетная установка «Бук» принадлежала 53-й зенитно-ракетной бригаде Вооруженных сил Российский Федерации с постоянным местом дислокации в поселке Маршала Жукова под Курском. К этому моменту JIT провела два собственных натурных эксперимента на Украине и в Финляндии с подрывом зенитной ракеты 9М38М1 рядом с мишенной обстановкой, имитирующей конструктивные элементы самолета.
Рис. 2. Самоходная огневая установка зенитного ракетного комплекса «Бук» с бортовыми номером «3*2» в составе автоколонны вечером 23 июня 2014 года в центре Старого Оскола. Именно эта ракетная установка, по данным JIT, 17 июля будет обнаружена в Донецкой области Украины
Рис. 3. Места съемки очевидцами прохождения автоколонны с зенитными ракетными установками «Бук» 53-й зенитно-ракетной бригады на проспекте Алексея Угарова в Старом Осколе (Белгородская область) вечером 23 июня 2014 года «с высоты птичьего полета». Колонна двигалась в сторону Миллерово Ростовской области
Рис. 4. Ракетная установка зенитного комплекса «Бук» с бортовым номером «3*2» в составе колонны на сторону Ростовской области на участке автодороге Р188 у поселка Котел Белгородской области вечером 23 июня 2014 года
Рис. 5. «Бук» на трейлере в Донецке на перекрестке проспекта Ильича с улицей Шахтостроителей утром 17 июля 2014 года. Рис. 6. «Бук» с бортовым номером «3*2» на выезде из Донецка на Макеевском шоссе (автодорога Н21) в сторону Снежного утром 17 июля 2014 года. Рис. 7. «Бук» на улице Карапетяна в городе Снежное в Донецкой области, середина дня 17 июля 2014 года
Рис. 8. Фиксация передвижения «Бука» фото- и видеосъемкой на местности и фотосъемкой на маршруте Донецк — Снежное 17 июля 2014 года. Рис. 9. «Бук» с неполным боекомплектом (не хватает одной ракеты), транспортируемый на автотрейлере «Вольво» через Луганск в сторону российской границы вечером 17 июля 2014 года
19 июня 2019 года в ходе третьей пресс-конференции JIT на основании накопленных доказательств были предъявлены обвинения в причастности к уничтожению рейса МН17 первым четырем подозреваемым (с объявлением их в международный розыск): трем гражданам России (Игорю Гиркину, Сергею Дубинскому и Олегу Пулатову) и одному гражданину Украины (Леониду Харченко). Кроме того, была названа дата начала судебного процесса по делу МН17 — 9 марта 2020 года.
Российские версии
Россия с самого начала отрицала свою причастность к гибели лайнера, настаивая на вине Украины. Несмотря на кажущееся многообразие российских версий случившегося, в действительности официальных было всего две. Согласно первой, озвученной на первом брифинге Министерства обороны РФ 21 июля 2014 года, «Боинг» был сбит после того, как российскими средствами контроля был зафиксирован набор высоты самолетами украинских ВВС, предположительно СУ-25, в направлении «Боинга». Версия об «украинском штурмовике» получила свое развитие после показаний украинского дезертира Евгения Агапова в декабре 2014 года и была взята на вооружение Следственным комитетом РФ, просуществовав до конца лета 2015 года совместными усилиями Следственного комитета, ЦНИИ ВВС Минобороны, Росавиации и российских средств массовой информации.
Вариантом этой версии является нашумевшая история с «испанским диспетчером Карлосом», который якобы на экране своего рабочего монитора в киевском аэропорту Борисполь видел два украинских военных самолета, следовавших за рейсом МН17 перед его гибелью. Именно эту версию упоминал российский президент в интервью с американским режиссером Оливером Стоуном. Согласно совместному расследованию Radio Free Europe/Radio Liberty и группы румынских журналистов RISE Project, «Карлос» — это Хосе Санчес, судимый в Испании и арестованный в Румынии за мошенничество. По его словам, он выдавал себя за «диспетчера» за солидное денежное вознаграждение от RT (впрочем, RT это опровергает).
26 сентября 2016 года в ходе второго брифинга Министерства обороны Россия отказалась от версии «украинских военных самолетов»: «…По данным радиолокатора «Утёс-Т», расположенного вблизи поселка Усть-Донецкий Ростовской области, до момента разрушения МН17 вблизи малайзийского самолета не было никаких сторонних объектов». С этого момента главной российской версией становится версия о гибели рейса МН17 от украинского ракетного комплекса «Бук», запустившего зенитную ракету с южной окраины поселка Зарощенское Донецкой области.
Главная версия
Впервые предпосылки этой версии прозвучали на брифинге российского Министерства обороны 21 июля 2014 года, когда были представлены:
— данные по работе украинских радиолокационных станций 9С18 «Купол», входящих в состав зенитных ракетных комплексов «Бук» в период 15-20 июля 2014 года, и расположение украинских зенитных ракетных дивизионов, способных сбить рейс МН17, в том числе рядом с поселком Зарощенское.
Рис. 10. Слева: карта размещения средств ПВО в районе Донецка и маршрут «Боинга» по версии российского Минобороны (показан красной линией). Границы воздушного коридора W633 отмечены синими линиями. На самом деле рейс МН17 следовал маршрутом L980, а на схеме Минобороны нарисовано не существовавшее в реальности отклонение лайнера с якобы имевшим место выходом из воздушного коридора, свидетельствуют данные Flightradar24. Справа: совмещение данных Министерства обороны РФ (розовая траектория полета авиалайнера внутри красного коридора W633) и действительных полетных данных рейса МН17 (голубая траектория полета самолета внутри зеленого коридора L980)
— космические снимки с ракетными установками в Зарощенском 17 июля и их отсутствие на следующий день, 18 июля 2014 года (позже подлинность снимков и их датировка были оспорены исследователями из Bellingcat.
Рис. 11. Слева — снимок района Зарощенское 17 июля 2014 года (время 11:32), презентация которого сопровождалась комментарием: «На снимке 5 видно, что утром этого же дня в районе населенного пункта Зарощенское, что в 50 километрах восточнее Донецка и в 8 километрах южнее Шахтерска, обнаружена батарея «Бук». Справа — снимок №6 того же района 18 июля 2014 года с объяснением: «Съемки этого района, произведенные 18 июля в этом же районе, показали, что батарея оставила занимаемую ранее позицию». Отметим, что в этом районе 18 июля весь день шли дожди со сплошной облачностью, делавшие какую-либо съемку из космоса невозможной
Позже версия «украинского «Бука» в Зарощенском» получила дальнейшее обоснование благодаря российскому концерну ПВО «Алмаз-Антей», выполнившему в течение 2015 года собственное исследование причин катастрофы с проведением двух натурных экспериментов на полигоне с подрывом ракетной боеголовки 9Н314М рядом с мишенью и зенитной ракеты 9М38М1 у носовой части пассажирского самолета Ил-86. Итоговые выводы концерна однозначны: рейс МН17 был сбит из располагавшегося южнее поселка Зарощенское ракетного комплекса «Бук» зенитной ракетой 9М38, оставшейся только на вооружении Украины.
Впервые версия, отстаиваемая в дальнейшем концерном, была изложена в публикации в «Новой газете» 5 мая 2015 года в электронном виде и на следующий день — в бумажном. Обнародованная в публикации экспертная оценка анонимных российских военных инженеров была почти полностью повторена на своей первой пресс-конференции «Алмаз-Антея» 2 июня 2015 года. Совпали и иллюстрации, представляемые для обоснования версии. Кстати, дата пресс-конференции была выбрана неслучайно. В этот день Совет по безопасности Нидерландов, закончив техническое расследование обстоятельств гибели рейса МН17, разослал всем участникам проект итогового отчета, и мероприятие концерна выглядело в том числе как попытка перехватить информационную инициативу. Факт получения документа DSB Россия признала только через месяц (после сообщения DSB на своем сайте), попутно публично обвинив голландцев в ущемлении России. Из заявления Росавиации следовало, что России дали на ознакомление всего 30 дней, в то время как всем остальным участникам, как и положено по Приложению 13 к Конвенции ICAO, 60 дней.
Главный вывод брифинга «Алмаз-Антея» 2 июня 2015 года: малайзийский «Боинг» был сбит зенитной ракетой 9М38М1, запущенной из района поселка Зарощенское. Это утверждение было сделано на основе анализа фотографий обломков самолета, на которых специалисты концерна увидели пробоины в форме «двутавр» или «бабочка», оставленные поражающими элементами, имеющимися только в боеголовке 9Н314М зенитной ракеты 9М38М1.
Обнародованные факты не исключали полностью участия российской военной техники: ракета 9М38М1 имелась на вооружении одновременно России и Украины. Однако уже через четыре месяца концерн изменил свои выводы по типу ракеты. На второй пресс-конференции 13 октября 2015 года «Алмаз-Антей» заявил, что «Боинг» был сбит более старой зенитной ракетой 9М38 с боеголовкой 9Н314, в которой отсутствуют готовые поражающие элементы типа «двутавр». Свой вывод концерн доказывал результатами натурного эксперимента с подрывом ракеты 9М38М1 рядом с носовой частью самолета Ил-86. По утверждению «Алмаз-Антея», на Ил-86 после взрыва следы «двутавров» есть, а на обломках малайзийского «Боинга» — уже нет. И это принципиально меняло расклад: по заявлению Минобороны, ракеты 9М38 отсутствуют на вооружении России, так как были утилизированы по истечении предельного срока эксплуатации. Впрочем, журналисты довольно быстро обнаружили нестыковки и в озвученных Минобороны доказательствах версии с украинским «Буком».
Дата и время проведения второй пресс-конференции тоже были выбраны неслучайно: спустя несколько часов в этот же день в Нидерландах состоялась презентация итогового отчета технического расследования DSB.
Рис. 12. Слайд с измененной модификацией ракеты (9М38) и типом ее боеголовки (9Н314), представленный на второй пресс-конференции концерна «Алмаз-Антей» 13 октября 2015 года
Впоследствии концерн «Алмаз-Антей» публично доказывал свою версию с запуском ракеты из Зарощенского еще дважды — участием во втором пресс-брифинге Министерства обороны 26 сентября и на своей третьей пресс-конференции 28 сентября 2016 года.
Рис. 13. Принципиальная разница между версиями концерна «Алмаз-Антей» и итогами официального расследования DSB/JIT заключается в разных условиях встречи ракеты с Боингом, обусловленных разными точками пуска. Ракета, подлетающая снизу-слева с азимутом —72° и возвышением (углом места) 22°, идет со стороны Зарощенского, а ракета, летящая из правого нижнего угла, подходит из района Снежное/Первомайский с азимутом 27° и возвышением (углом места) 10°
Аргументированно полемизировать с версией «Алмаз-Антея» непросто — для этого нужны специальные знания и опыт, сопоставимые с теми, что есть у сотрудников концерна. Именно поэтому до сих пор главным контраргументом оставалось доказательство принадлежности района села Зарощенское (на момент гибели МН17) пророссийским сепаратистам. Но это не снимало главного вопроса: насколько обоснованы выводы концерна о запуске зенитной ракеты из Зарощенского, в то время как официальное расследование (техническое DSB и криминальное JIT) настаивает на запуске из района поселка Первомайский? Именно на него мы и попробуем ответить.
(Продолжение читайте здесь)
Боинг МН17. Кого же хотели сбить?
Боинг МН17. Кого же хотели сбить?
1.Краткий экскурс в историю этого события.
2.Мои вопросы к «творцам» этого события.
3.Моя пенсионерская версия причин и фактов этого события (они планировали сбить Борт №1 РФ).
1.Краткий экскурс в историю этого события.
Уже через час как по команде по всем западным СМИ одновременно произошёл вброс однотипной явно заказной информации, огульно обвинявшей в этой трагедии ополченцев Донецка, Россию и лично Путина.
Сразу после крушения американцы заявили, что у них есть абсолютно точные сведения с ихнего спутника о том, что этот лайнер сбили Донецкие ополченцы из российского зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Бук». А украинский министр внутренних дел Аваков даже заявил, что у него есть видео, где видно, как ополченцы увозят этот ЗРК «Бук» из-под Донецка в Россию. Что это за спектакль? Получается, что ополченцы заранее пригласили агентов Авакова, что бы продемонстрировать им, как они катают туда-сюда этот ЗРК «БУК»? Смешно! Или они думают, что Шойгу передал российский Бук донецким ополченцам и попросил: покатайте этот Бук туда-сюда, чтобы агенты Авакова смогли его заснять. Абсурд!
Малазийский самолёт рухнул на территорию, контролируемую Донецкими ополченцами. Ополченцы сразу заявили, что у них нет зенитных средств способных сбить самолёт на высоте 10 000 метров, где летел МН17. Россия также заявила, что не передавала ополченцам ЗРК Бук. Они (ополченцы) организовали охрану места крушения и последующий сбор останков тел и обломков самолёта. Позже они в присутствии международных наблюдателей передали представителям Малайзии оранжевые «чёрные ящики» в нормальном состоянии, как это было признано представителями Малайзии.
По этим действиям совершенно не было похоже, что бы так вели себя люди, причастные к гибели МН17. А вот хохлы вели себя как раз наоборот, как люди, знающие свою причастность к гибели этого самолёта. Хохлы всё начали скрывать, всё отрицать, от всего отказываться. Со слов руководства Украины их военные самолёты в этот день совершенно не летали, они в этот день якобы ни из чего не стреляли, и ЗРК «Бук» у них там нигде не стоял.
В этот же день прошла информация через интернет от диспетчера украинской службы, что этот Боинг от границы с Польшей и практически до места аварии сопровождали три самолёта ВВС Украины. А это значит, что украинские военные самолёты всё-таки летали в этот день.
2.Мои вопросы к «творцам» этого события.
Ополченцы – ну, если только по ошибке, но они сами и Россия подтвердили, что у них ЗРК типа «Бук» не было и нет. Значит, сбить этот боинг они физически не могли.
Выгодна эта катастрофа только США и Украине. Это явно их месть России и Путину за плавный переход Крыма к России. И, судя по широте и по глубине привлечённых ресурсов, по одновременности «включения» западных СМИ и по однотипности обвинений, создаётся впечатление, что заказал и оплатил эту провокацию какой-то очень богатый и высоко сидящий человек. Причём создаётся впечатление, что он воспринимает Путина как своего личного врага.
4.Зачем украинский истребитель сделал резкий маневр вверх, в сторону Боинга МН17? Что, ему дали команду добить Боинг? Или он увидел, что ополченцам не удалось сразу сбить Боинг, и решил помочь доделать эту грязную работу? Что это? Сговор лётчика с ополченцами или все эти ребята из одной команды? Явно все они из украинской команды. Забрехались хохлы и америкосы.
7.Почему так долго идёт расследование? Другие авиакатастрофы за эти годы расследовали за 5 – 10 дней (авиакатастрофу во Франции, на пример). Эта тягомотина с Боингом МН17 делается для того, что бы успеть подрихтовать и подтасовать все вещдоки и подкупить экспертов? Ведь, если бы «независимые» эксперты обнаружили за эти годы хоть один самый малюсенький фактик, подтверждающий причастность Донецких ополченцев к гибели Боинга МН17, то американцы и западные СМИ сразу же смешали бы с дерьмом и ополченцев и Россию и Путина. А сейчас налицо выворачивание фактов наизнанку и переваливание вины с больной головы на здоровую. Судить надо всех этих «экспертов».
3.Моя личная пенсионерская версия причин и фактов того события (они явно планировали сбить Борт №1 РФ).
Ротбильд подправил: «Надо бы ещё один гражданский самолёт сбить из того же Бука, что бы показать миру кровожадность ополченцев и сильнее замарать Россию. Самолёт подберите той страны, которая не очень вякать будет».
План с добавлениями приняли к доработке и реализации.
Реконструкция исполнения плана.
Разведка США выяснила точную дату прилёта и вылета Путина из Женевы. Спецслужбы подобрали самолёт-жертву третьего государства (Малайзии). США подготовили свои спутники к фотосъёмке над территорией Украины и Донбасса. Украина подготовили три комплекта Буков и подтянула их максимально близко к территории ЛНР и ДНР. Глава МВД Украины Аваков организовал съёмки этих Буков с российской символикой во время транспортировки.
По законному коридору самолёт МН17 должен был лететь южнее ЛНР и ДНР в сторону Ростова, но украинский диспетчер дал ему команду лететь севернее. Когда самолёт МН17 подлетал к территории ЛНР и ДНР, украинские лётчики оповестили свои службы. Тогда последовала команда сбить его из Бука. В это время донецкие ополченцы из ПЗРК сбили самолёт украинских ВВС, летевший на высоте 2500 метров (ополченцы сразу выложили в интернет эту информацию, а потом их командиры заставили убрать её).
В тоже время, получив команду, украинский расчёт Бука спешно шандарахнул в сторону указанного самолёта, но ракета похоже попала в летевший ниже украинский истребитель.
Осколками ракеты и истребителя повредило самолёт МН17, экипаж которого дал команду всем надеть кислородные маски. Боинг начал экстренное торможение и снижение в сторону аэропорта «Ростов-на-Дону».
Примерно час после падения самолёта МН17 украинские власти молчали, а потом началась буквально истерическая компания по всем СМИ, что ополченцы из русского Бука сбили гражданский самолёт МН17 и погибло почти 300 человек. Хохлы спешно угнали свои Буки от границы с ДНР (это запечатлели российские спутники). Старое правило воров: «Надо громче всех кричать: «Держи вора!»
Вся эта бандитская операция могла произойти только по команде и с оплатой «Главного врага» и при непосредственном руководстве и координации действий тогдашнего президента США Обамы и прошлого президента Украины Порошенко.
Кстати, бывший президент Украины Порошенко за неделю до этих событий сказал странную фразу, что «ополченцев ждёт очень неприятный сюрприз». Подозреваю, что он имел ввиду именно это событие. Т.е. Порошенко, а значит и Обама были в курсе этой провокации.
Из этой версии понятно почему ни США ни Украина не дали никаких сведений для расследования этой катастрофы. У их руководителей и спец служб рыло в пуху и руки по локоть в крови.
А работа «международной комиссии экспертов» по расследованию этой аварии больше похожа на зловредные действия группы оплаченных фальсификаторов. Тем более, что в эту комиссию собирали экспертов только по списку США. Получилось, что главный бандит сам назначал себе судей и экспертов.
2.Механик самолёта Волошина перебежал в 2015 году в Россию и дал информацию о подготовке самолёта Волошина к боевому вылету и о словах Волошина при возврате на аэродром (было видео из офиса «Комсомольской правды», где этот механик давал интервью).
3.Украинский диспетчер, объявивший 17 июля 2014 года, что три самолёта украинских ВВС сопровождали Боинг от границы до места крушения, тоже исчез неизвестно куда.
И потом, если Байден публично объявил Путина убийцей, то он должен публично извиниться перед Путиным. Или они будут улыбаясь жать руки друг другу? Для России это было бы унижением. Это не приемлемо.
Катастрофа MH17. Что известно на сегодняшний день
Для установления истины в 2014 году начато два расследования. Право провести техническое расследование, которое должно оценить состояние рухнувшего самолёта, Украина, в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, передала Нидерландам, как стране с наибольшим количеством погибших, а конкретнее — Совету по безопасности Нидерландов. Уголовное расследование инициировали Малайзия, Нидерланды, Австралия, Украина и США, создав Объединённую следственную группу под руководством нидерландской прокуратуры. Пять лет со дня гибели малайзийского «Боинга»: случайность или преднамеренность
Техническое заключение
9 сентября 2014 года Совет по безопасности Нидерландов представил предварительный отчёт о технических аспектах авиакатастрофы. В документе демонстрируются фотографии борта с многочисленными точечными отверстиями и несколькими большими отверстиями по бокам кабины пилотов и выше. Эксперты пришли к выводу, что самолёт начал разваливаться в воздухе после поражения большим количеством «высокоэнергетических объектов» и упал. Никаких уточнений о том, что это за объекты, а также откуда они могли быть выпущены, не приводится. Такую осторожность формулировок можно объяснить тем, что эксперты составляли отчёт на основании рассказов свидетелей, записей бортовых самописцев и радаров, поскольку им самим посетить место крушения и изучить обломки лайнера не удалось. Версию технической неисправности машины исключили, потому что никаких отклонений от нормы не зафиксировано.
Особое внимание привлекает стенограмма переговоров экипажа MH17 с диспетчерами:
12:53 Днепропетровские диспетчеры просят пилотов MH17 набрать высоту, чтобы разлететься со следовавшим сзади Boeing 777, но экипаж отказался, тогда подняться выше попросили второй самолёт.
13:00 MH17 запрашивает разрешение отклониться левее из-за погоды, диспетчеры разрешают. Вскоре пилоты ещё раз вышли на связь и спросили, можно ли подняться выше, но диспетчер ответил отказом и попросил соблюдать набранную высоту.
13:19:49 Диспетчеры дают указания по маршруту, на что в 13:19:56 получают подтверждение от пилотов. Между тем, в 13:19:53 радар показал отклонение самолёта от курса на север. Диспетчер Днепропетровска дважды вызывал MH17 на связь, но ответа не было, и тогда, потеряв самолёт с радаров, связался с диспетчерами в Ростове-на-Дону. «Мы ничего не видим. Похоже, что объект начал распадаться», — ответили российские коллеги.
Как выяснилось, крушение малайзийского «Боинга» произошло в 13:20:03.
Уголовное расследование
Эти выводы легли в основу уголовного расследования. На презентации предварительных результатов 28 сентября 2016 года нидерландский прокурор Фред Вестербеке сказал, что сначала объединённая следственная группа исключила два возможных сценария — несчастного случая и террористического акта внутри самолёта, после чего сосредоточилась на сценарии уничтожения Boeing другим самолётом, который тоже удалось исключить, на основании данных радаров, предоставленных Россией, Украиной и анализа переговоров самолётов с диспетчерами. В связи с этим следователи утверждают, что MH17 сбит с земли. Судебная экспертиза пришла к выводу, что часть ракеты попала в окно «Боинга». На кабине самолёта есть деформации, формы которой совпадают с формой ракеты, которую нашли эксперты. По словам главы центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов Уилберта Паулиссена, речь идёт о ракете серии 9М38. Доклад по MH17: Какова реальная цена «неопровержимых доказательств» следствия
«Объединённая следственная группа считает, что запуск «Бука» был совершён с поля фермы, находящейся у населённого пункта Первомайское, находящегося под контролем ополченцев. Это подтверждают данные США, которые оценили, что место запуска находилось в 6 км к югу от Снежного», — заявил он.
Паулиссен добавил, что эксперты проверили данные Министерства обороны РФ о запуске ракеты из населённого пункта Зарощенское, подконтрольного ВСУ, и установили, что атаку не могли совершить из этого населённого пункта.
По версии следствия, зенитно-ракетный комплекс, из которого сбили MH17, был доставлен из России, а к 18 июля его эвакуировали обратно на белом грузовике Volvo, фотографии которого продемонстрировали присутствующим. На основании снимков обгорелой земли и найденных следов гусениц «Бука» специалисты сделали вывод, что машина отправилась из Луганска (куда приехала по маршруту Снежное — Красный Луч — Дебальцево) в сторону России, в качестве доказательства этой версии также представили аудиозаписи телефонных переговоров, предположительно, между ополченцами, которые обсуждают сложную обстановку и необходимость ракеты «Бук».
Объединённая следственная группа объяснила, что предала гласности эту информацию в тот момент, чтобы найти свидетелей, которые расскажут, насколько тесна связь руководства России и ДНР, а это, по их словам, поднимает вопросы о возможном участии чиновников в развёртывании зенитно-ракетного комплекса «Бук», из которого 17 июля 2014 года был сбит авиалайнер рейса MH17.
На вопрос журналистов об удовлетворенности уровнем сотрудничества с российской стороной члены совместной следственной группы ответили, что частично получили ответы на свои вопросы, но до сих пор не получили данные радаров. Однако информация с первичного радиолокатора, который работал в Ростовской области летом 2014 года, была представлена на брифинге Министерства обороны РФ двумя днями ранее, то есть 26 сентября. При этом Генеральная прокуратура Нидерландов официально не связывала крушение «Боинга» с действиями России или её граждан.
Следователи заявили, что к авиакатастрофе причастны около 100 человек, но ни имена, ни национальность не назвали.
В 2018 году объединённая следственная группа выпустила следующий доклад, который, по сути, уточнил информацию из предыдущего. Представляя документ, следователи показали корпус двигателя и сопло ракеты системы «Бук» из серии 9M38, которую нашли в Донбассе. Серийный номер на деталях (9д1318869032) указывал на то, что ракета произведена на Долгопрудненском научно-производственном предприятии в 1986 году. При этом эксперты подчеркнули, что не могут с полной уверенностью утверждать, что корпус двигателя и сопло принадлежат именно той ракете, которая сбила малайзийский лайнер.
Тем не менее, следственная группа назвала воинскую часть, чей «Бук» якобы атаковал лайнер, — 32406 53-й зенитной ракетной Берлинской бригады, дислоцированной в Курске. По словам следователей, они проанализировали большое количество изображений российских и украинских установок, на основании чего выделили отличительные признаки и установили тот самый, который прибыл на Украины из России, его за 3 недели до катастрофы засняли очевидцы в составе колонны 53-й зенитной ракетной бригады. Представители группы пожаловались, что российская сторона не сообщила им, что это подразделение находилось на украинской территории, добавив при этом, что не знают, причастны ли лично военнослужащие 53-й бригады к атаке на самолёт, либо в момент запуска ракеты «Буком» этой воинской части управлял кто-то другой.
19 июня 2019 года объединённая следственная группа назвала имена подозреваемых, всего четырёх, а ведь раньше говорили о сотне: россияне Игорь Стрелков (Гиркин), на момент крушения MH17 занимавший пост министра обороны ДНР, Сергей Дубинский и Олег Пулатов, а также гражданин Украины Леонид Харченко — и выдала международные ордера на их арест.
Российская версия
Как писал в своих мемуарах Виталий Чуркин, который на момент авиакатастрофы был постоянным представителем РФ при ООН, на следующий день Совет Безопасности собрался, чтобы обсудить произошедшее. Постпред США Саманта Пауэр предположила, что самолёт, вероятнее всего, сбили ракетой класса «земля-воздух» из подконтрольного ополченцам пункта, а без русских они не освоили бы такую сложную технику. В ответ на это глава российской делегации призвал дождаться результатов расследования, которое, по его мнению, должна проводить специально созданная международная комиссия под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Он подчеркнул, что расследовать нужно не только обстоятельства крушения лайнера, но и причины, почему украинские власти не закрыли воздушное пространство над зоной военных действий, как того требует международное право.
В июле 2015 года Малайзия, Нидерланды, Австралия, Бельгия и Украина внесли на рассмотрение Совета Безопасности ООН проект резолюции о создании международного трибунала для суда над виновными в атаке на MH17. Однако Чуркин заявил, что Россия выступает против этой инициативы, потому что, во-первых, никогда ранее не создавалось никаких трибуналов, когда терпели крушение гражданские самолёты, в частности российский лайнер, сбитый украинскими ПВО в 2001 году, а во-вторых, вопреки распространённому мнению, что международный трибунал — самый объективный и самый эффективный способ отправления правосудия, он, наоборот, крайне неповоротлив, забюкратизирован, отнимает массу времени и денег, а его комиссия также может подвергаться серьёзному политическому давлению. В конечном итоге на голосовании Россия воспользовалась правом вето и заблокировала документ.
Немало информации, которая проливает свет на события 17 июля 2014 года, предоставило Министерство обороны РФ. 21-го числа представители ведомства сообщили, что в день авиакатастрофы зафиксировали украинский самолёт Су-25 в 3-5 км от малайзийского боинга, а этого расстояния хватит для атаки ракетой класса «воздух-воздух», кроме того, снимки со спутников свидетельствуют о том, что один комплекс «Бук» украинская сторона перегнала к районам, подконтрольным ополченцам.
26 сентября 2016 года на брифинге в Министерстве обороны были представлены данные первичного радиолокатора о ситуации в районе авиакатастрофы. Начальник радиотехнических войск российских Воздушно-космических сил Андрей Кобан заявил, что российская система обнаружила бы сбившую Boeing ракету, если бы её выпустили из района, находящегося восточнее точки катастрофы.
«В период, предшествующий крушению «Боинга», приближения каких-либо воздушных объектов к нему с восточной стороны, в том числе со стороны пункта Снежное, не обнаружено. Подчеркиваю, если бы малайзийский «Боинг» сбила ракета, выпущенная из любого района, находящего восточнее точки катастрофы, то она была бы обнаружена первичным радиолокатором», — сообщил заместитель главного конструктора Лианозовского электромеханического завода Виктор Мещеряков. Бывший сотрудник СБУ: Киев причастен к атаке MH17 над Донбассом
В отличие от России, Украина до сих пор не предоставила никакой информации со своих локаторов о крушении самолёта. В момент трагедии рейс контролировался украинскими радиолокационными средствами и системой ПВО, а также находился под управлением украинских диспетчеров. Украинская сторона путалась в своих заявлениях: сначала они утверждали, что снимки с экранов радаров незамедлительно были отправлены в Совет безопасности Нидерландов, затем — что Амстердам вообще их не запрашивал, а последней была версия о неисправности днепропетровского локатора в момент катастрофы. Однако Министерство обороны РФ фиксировало 17 июля 2014 года активность украинских наземных служб слежения.
В 2018 году, когда объединённая следственная группа продемонстрировала корпус двигателя и сопло ракеты системы «Бук», якобы принадлежащей дислоцированной в Курске воинской части, российское оборонное ведомство выступило с опровержением: серийный номер указывает на то, что эта ракета, действительно произведённая в1986 году в подмосковном городе Долгопрудный, в том же году передана воинской части противовоздушной обороны Прикарпатского военного округа УССР, а после распада СССР она осталась в распоряжении войск противовоздушной обороны Вооружённых сил Украины и на территорию России не возвращалась.
Концерн «Алмаз-Антей», который производит «Буки», провёл натурные эксперименты с использованием ракеты 9М38М1 и фюзеляжа самолёта Ил-86. Как и члены объединённой следственной группы, специалисты российского предприятия считали, что в атаке на MH17 была задействована именно эта модификация ракеты. Однако эксперимент, результаты которого опубликовали в 2015 году, показал, что 9М38М1, а точнее металлические «двутавры» — поражающие элементы — оставляют пробоины в форме бабочки, а на снимках рухнувшего малайзийского «Боинга» таких не было. Это позволяет сделать вывод, что 17 июля 2014 года применялся самый старый тип ракеты 9М38. Последние такие выпустили в 1986 году, максимальный срок эксплуатации составляет 25 лет. По словам представителей «Алмаз-Антея», с вопросом о возможности дальнейшего использования в 2011 году к ним обращалась украинская сторона, им ответили, что российские военные не применяют ракеты дольше установленного срока из-за опасности для боевого расчёта. При этом советник генерального конструктора концерна Михаил Малышевский сообщил, что следователи передали снимки фрагментов ракеты 9М38М1 и «двутавров» от неё, найденные среди обломков MH17, но они вызывают вопросы.
Таким образом, эксперты «Алмаз-Антея» пришли к выводу, что характер повреждений, обнаруженных на MH17, указывает на то, что ракета летела со стороны Зарощенского, которое в то время в ходе боевых действий переходило под контроль то украинских силовиков, то ополченцев.
Частные расследования
Расследованием обстоятельств атаки на Boeing занимается не только Совместная следственная группа, но и частные лица.
В основу версии объединённой следственной группы легла информация, обнародованная британским интернет-изданием Bellingcat. Именно они в 2016 году заявили, что малайзийский лайнер сбит из «Бука» под номером 332, который видели в составе «колонны, перемещавшейся в июне 2014 года с базы 53-й бригады в Миллерово у российско-украинской границы». В 2017-м Bellingcat опубликовал фотографию, на которой запечатлён мужчина на фоне ракетного зенитного комплекса и контейнера для перевозки ракеты 3М8 ЗРК «Круг», а номера, отметки габарита погрузки и транспортные марки такие же, как у «Бука», который был в России в июне 2014 года и на Украине в июле 2014 года. Как написано в докладе, этот снимок, как и несколько похожих, сделаны на транспортном дворе 53-й бригады в посёлке Маршала Жукова Курской области. Кто же сбил малайзийский «Боинг»: BBC показало фильм о трагедии в небе над Донбассом
Однако не все частные расследования подтвердили официальную версию международных следователей. Так, немецкий детектив Йозеф Реш в 2015 году получил сведения о крушении самолёта от информатора, который сам вышел на него, за вознаграждение в размере 15,5 миллиона, выплаченного наличными в долларах, евро и швейцарских франках. В 2019 году он хотел передать Нидерландам собранную информацию о причинах трагедии и лицах, ответственных за неё, а также снимки с американских спутников при условии обнародования этих сведений в присутствии журналистов, поскольку опасается за свою жизнь, но получил отказ. Тогда детектив допустил, что может переадресовать своё предложение властям России, Малайзии или другой страны, которая проявит интерес.
В свою очередь, американский журналист Роберт Пэрри в 2015 году официально обратился в ЦРУ с просьбой предоставить ему последние данные разведки США о катастрофе MH17, но получил те же сведения, которые были опубликованы ранее, хотя надёжные источники сообщили ему о наличии новой информации. Пэрри уверен, что ЦРУ не хочет делиться сведениями, потому что они не содержат доказательств вины ополченцев, а, напротив, указывают на причастность к атаке на самолёт кого-то совсем другого.
Разногласия в объединённой следственной группе
Расследование авиакатастрофы в составе объединённой следственной группы ведут представители пяти стран — это Нидерланды, Малайзия, Австралия и Бельгия, чьи граждане погибли, а также Украина, на территории которой произошло крушение, — и их позиции не всегда и не во всём совпадают.
Малайзию и вовсе включили в состав группы только спустя 4 месяца после создания. В интервью РИА Новости в сентябре 2019 года премьер-министр страны Махатхир Мохамад подчеркнул, что малайзийским специалистам разрешили принимать участие в работе следственной группы уже после того, как были представлены доклады, поэтому его страна не знает, действительно ли доказательства, к которым она получила доступ, основаны на фактах.
«Нам нужен действительно нейтральный орган, который мог бы провести расследование. Должны быть эксперты из разных стран, которые имеют опыт в расследовании похожих крушений. И они должны выяснить, что произошло. Но когда расследование ведут стороны, которые пострадали от этой трагедии, естественно, они будут немного предвзятыми. Оно во многом основано на позиции людей, которые пострадали от катастрофы, поэтому их взгляды не могут быть справедливыми и нейтральными», — заявил Мохамад. Владимир Корнилов: Следователи по делу MH17 продемонстрировали память аквариумных рыбок
Более того, политик сомневается в наличии достаточных оснований для обвинений в адрес России. Ответственность на Москву за атаку на самолёт, по его мнению, перекладывают, во-первых, из-за плохих отношений с Западом, а во-вторых, чтобы найти того, с кого родственники погибших могут потребовать страховые выплаты. А в документальном фильме нидерландского журналиста Макса ван дер Верффа «Призыв к справедливости» Мохамад и возглавлявший в момент трагедии правительство Наджиб Разак рассказали, что Австралия и Нидерланды пытались исключить малайзийских экспертов из объединённой следственной группы. Кроме того, США, Нидерланды, Австралия и государства-члены НАТО добивались проведения спецоперации с участием 9 тысяч военных, но из-за отказа Германии миссия была сорвана.
Как говорит профессор Сассекского университета и автор книги «MH17, Украина и новая холодная война» Кейс ван дер Пейл, «расследование проводится просто ужасно. Оно, по сути, остановилось, потому что Малайзия не играет в нём никакой роли, Украина полностью коррумпирована, а Бельгия вообще никогда ничего не говорила. Тон всему задают Нидерланды и Австралия».
Но и в Нидерландах мнение об обстоятельствах авиакатастрофы со временем меняется. В июне 2018 года лидер партии «Форум за демократию» Тьерри Боде обратил внимание на тот факт, что у властей Украины были все основания для закрытия воздушного пространства над территорией Донбасса в июле 2014 года, поскольку за три месяца до трагедии с MH17 было сбито как минимум 16 самолётов. Если тогда соответствующую поправку, внесённую Боде, депутаты отклонили, то спустя год, 1 октября 2019-го, правящие и оппозиционные силы парламента Нидерландов единогласно проголосовали за принятие документа, призывающего правительство королевства провести расследование и выяснить, почему же Киев не закрыл воздушное пространство.
В феврале 2020 года стало известно, что Офис генерального прокурора Украины в рамках реформы ведомства уволил прокуроров Олесю Скрипник и Олега Пересаду, входивших в объединённую следственную группу, а также четырёх прокуроров, которые работали в украинском подразделении по расследованию авиакатастрофы 2014 года. МИД Украины объяснил, что уволены не все следователи, связанные с этим делом, проводится ротация кадров.
Президент РФ Владимир Путин неоднократно говорил, что Москва не может доверять выводам международных следователей, потому что российских экспертов не допускают к работе в её составе, в отличие от представителей Украины, которая нарушила международные правила и не закрыла воздушное пространство над территорией, где проходили боевые действия.
«У нас есть своя версия, мы её представили, к сожалению, нас никто слушать не хочет. И пока не будет реального диалога, мы не найдём правильного ответа на те вопросы, которые до сих пор остаются открытыми. Россия никогда не уклонялась от своей ответственности, если на её плечах эта ответственность лежит. То, что мы видели и представлено в качестве доказательств вины России, нас абсолютно не устраивает, мы считаем, что там нет никаких доказательств. Очень много вопросов, а на них не отвечают. Просто выбрали один раз и навсегда, назначили виновных и всё», — заявил глава государства журналистам в июне 2019 года.
Как продвигается следствие
Заседание по делу MH17 состоялось 9-10 марта 2020 года в Гааге, из четверых обвиняемых только россиянин Олег Пулатов откликнулся на повестку, сам он не присутствовал, его интересы представляли адвокаты. «Козлы отпущения» для Нидерландов. Кого хотят назначить виновным в крушении рейса MH17
Судья объявил перерыв до 23 марта, чтобы изучить предложения сторон. Прокуратура призвала установить временные рамки подачи Пулатовым заявления для дачи показаний в суде; допросить шестерых свидетелей, имена которых не называются; осмотреть реконструкции самолёта, потерпевшего крушение в Донбассе, для чего потребуется организовать судебное слушание на базе ВВС Нидерландов в районе города Гилзе-Рейн; организовать экспертизы на предмет возможных манипуляций с двумя версиями одного и того же видеофайла, на котором «Бук» запечатлён в Снежном, в связи с тем, что ранее российские официальные лица высказывали сомнения в их подлинности. Сторона защиты попросила время на подготовку, поскольку на этом этапе следствия невозможно ответить на многие вопросы прокуратуры.
Прокурор Тейс Бергер не исключил, что Пулатова могут вызвать на допрос как свидетеля по делам других обвиняемых, и если он явится в суд, то его могут арестовать, несмотря на гарантии властей не брать его под стражу. Бергер также добавил, что объединённая следственная группа почти закончила расследование катастрофы MH17 и к июню должна передать материалы дела в суд. При этом он опроверг информацию, что у Украины есть право вето при принятии решений о передаче отдельных доказательств.
Комментируя расследование международных следователей, российские дипломаты выражают уверенность, что виновных в атаке на малайзийский самолёт уже давно назначили, а теперь под эти выводы подгоняют следственный процесс.