Лучший баритон всех времен и народов
Лучшие оперные баритоны-1
Маленькое примечание для начала.
Лучшие или худшие — это по большей части категория вкуса. Здесь отобраны только те исполнители, которые уже создали себе серьёзную творческую репутацию.
До 18 века опера прекрасно обходилась без баритонов. Мужские голоса были трёх типов: бас, тенор и ещё более высокий голос кастратов (альт или сопрано).
К концу 18 века, благодаря в большой степени Моцарту (Фигаро, Дон Жуан), баритоны утвердились на оперной сцене.
В отличие от сладкозвучных теноров, моральный облик которых всегда чист как стекло, а душа полна страстной и нежной любви, баритоны не так однозначны. (Сравните, к примеру, Ленского — тенор и Онегина — баритон). Для них написаны роли интриганов, негодяев и мрачных злодеев, или благородных отцов и верных друзей главного героя. Так что певцам-баритонам часто приходится менять свой образ с плюса на минус.
Интересно, что почти все баритоны, как на подбор — высокие и брутальные красавцы. Вспомните, например, наших советских звёзд — Муслима Магомаева, Георга Отса, Владимира Чернова и, конечно, Дмитрия Хворостовского.
Все известные баритоны, о которых хотелось бы рассказать, не поместятся в один пост. Поэтому он будет двухсерийным. Ссылка на продолжение — в конце статьи.
Итак:
1. Томас Хэмпсон. США
Хоть этот список и не является рейтингом, Томас Хэмпсон не может не идти в нём первым номером по причине своих выдающихся творческих заслуг.
Ему 63, зенит его вокальной формы уже пройден, но всё равно он великолепен. Библиотека Конгресса США даже присвоила ему титул «Живая легенда». Вообще, почти все титулы, премии и звания, которые только может получить оперный певец, Хэмпсон получил, и получил совершенно заслуженно.
Хэмпсон — практически идеальный певец. У него красивый тембр, отличная вокальная техника (он учился у немецкой дивы Элизабет Шварцкопф), прекрасная сценическая внешность (очень высокий, стройный, спортивный и симпатичный), располагающая к себе человеческая харизма и очень хорошие актёрские данные.
При этом Хэмпсон ещё и серьёзный исследователь, популяризатор академической музыки в массах (как и его другой учитель, Леонард Бернстайн) и энциклопедически образованный человек.
Он также великолепный камерный певец, а это всегда + 10 баллов к вокальной репутации, потому что в исполнении классических песен и романсов есть свои специфические трудности, и вообще, это очень тонкий и интеллектуальный жанр.
Каков Хэмпсон в оперном репертуаре, можно посмотреть в культшпаргалке «Самые красивые басы и баритоны», а здесь Хэмпсон поёт «Серенаду» Шуберта. Но не ту, широко известную, а другую, на слова Грильпарцера, написанную для голоса в сопровождении хора, но тоже очень красивую и про любовь, конечно)
Посмотрите, как Хэмпсон заряжает всех своим счастьем петь эту музыку.
Оркестр Amsterdam Sinfonietta и Нидерландский женский хор.
2. Саймон Кинлисайд. Великобритания
Кинлисайд — тоже личность из разряда VIP-персон вокального мира. Уже с 90-х годов прошлого века он утвердился на главных сценах мира — Метрополитен, Зальцбургский фестиваль, Ковент-Гарден, Баварская опера.
Премия Грэмми, ECHO Klassik Award, Орден Британской империи, звание «Лучший баритон» и «Лучший певец года» (несколько раз) — это всё внешние атрибуты его славной карьеры.
Он поёт абсолютно всё: и Моцарта, и Верди, и атональную музыку 20 века. При этом у него много записей песен Шуберта, Шумана (он вообще тяготеет к немецкой музыке), Бриттена и Пёрселла.
По профессии он зоолог, но пел в известном детском хоре колледжа святого Иоанна в Кембридже с самого раннего детства. Есть даже диски этого хора, где можно услышать его ангельский дискант, из которого впоследствии получился прекрасный баритон в три октавы.
Здесь он поёт выходную арию Папагено из «Волшебной флейты» Моцарта.
3. Мариуш Квечень. Польша
Мариуш Квечень — назван критиками лучшим Дон Жуаном современности. Всё в нём есть для этой роли: хороший возраст (ему 45), красивый голос с бархатными низкими тонами и выразительная внешность.
Вот такой Дон Жуан, не оставляющий шанса всем Доннам Эльвирам и Церлинам.
Его вторая коронная роль — Онегин.
Все баритоны поют Онегина, поскольку это самая популярная русская опера на Западе. Но Мариуш Квечень не только многократно пел эту партию на разных сценах, но и исполнил её в Большом театре, а также на открытии одного из сезонов Метрополитен-оперы (вместе с Анной Нетребко).
Квечень вообще отличился в русском репертуаре и записал много всяких арий из наших опер: из «Иоланты», «Князя Игоря», «Мазепы», «Алеко». Как он это сделал — вопрос спорный.
В этой постановке «Дон Жуана» в Метрополитен он поёт знаменитую арию «с шампанским». В роли Лепорелло — тоже очень популярный бас-баритон Лука Пизарони. Сама ария начинается с отметки 1.35.
Сегодня она леди, а завтра голову откусит (С) П.Шумил
Разговоры кисодракона с самой собой
Топ-10: Парад баритонов
А я никак не могу понять: ПОЧЕМУ.
Понятно, почему так было до того, как была изобретена современная техника пения на опоре (и микрофонов не было). Тогда очень большое значение придавалось полетности голоса, потому что чем полетнее, тем лучше и дальше слышно, а чем выше, тем полетнее. Но и в девятнадцатом веке, когда пение на опоре уже изобрели, и мощные баритоны и басы оказались в состоянии наполнить театр звуком не хуже теноров, а зачастую и лучше, все равно западные композиторы с упорством, достойным лучшего применения, делали главгероями опер именно теноров. При том, что тенора зачастую обладали и продолжают обладать внешностью, лирическим или героическим персонажам никак не подходящей, поэтому и визуальное действо ну хоть ты тресни не вяжется с сюжетом.
Так что сегодня поговорим о баритонах.
Баритонам в западной опере чаще всего достаются роли злодеев. Причем очень часто «злодеем» оказывается отвергнутый соперник тенора или отец/брат героини, не желающий выдавать дочь/сестру за тенористого обормота. Но есть и масса настоящих злодеев. И возникновению мема «чем ниже голос, тем хуже персонаж», похоже, помешало только то, что бас еще ниже баритона, а персонажи-басы в западной опере чаще всего несут положительную функцию резонеров-клириков.
Изредка бывают среди них и вполне благожелательные отцы, и благородные правители, и даже главные герои оперы. С приходом двадцатого века даже появилось несколько опер, в которых баритоны были лирическими героями.
8. Переходим к русской опере. Говоря о баритонах в русской опере, нельзя пройти мимо Евгения Онегина. Честно говоря, сложно найти по-настоящему хорошую постановку: несмотря на кажущуюся простоту, опера «Евгений Онегин» Чайковского удивительно сложна театрально. Причина понятна: музыка пронизана хорошим старым русским аристократизмом, каковой требуется и от исполнителей; а откуда же им, бедолагам, нынче знать, как держали себя и как говорили русские аристократы? Об Онегине как о персонаже трудно говорить в отрыве от всей оперы; Татьяна и Ленский обладают не меньшим воздействием на зрителя. Тем не менее вот мечта баритономана: центральный герой оперы, при этом лирический герой. Что касается постановок на видео, то по-моему ни одна не превзошла старый фильм 1958 года, хоть там опера и сокращена. Онегина там поет известный русский баритон Е. Кибкало.
Могу раздать топ-10. Могу и взять, но желательно на какую-нибудь тему, в которой я разбираюсь, чтобы было интересно писать.
12 лучших баритонов России
Баритон — по признанию многих один из наиболее приятных, и, вместе с тем, универсальных мужских голосов. Отличается глубиной, широким диапазоном и характерной «бархатцой». Многие из известных и любимых артистов российской эстрады обладали именно этим тембром. В нашей статье пойдёт речь о 12-ти наиболее ярких и значимых баритонах России, начиная от великих вокалистов до молодых, но перспективных и заслуживающих внимания.
Павел Лисициан (1911-2004)
Народный артист СССР, в разное время солист Михайловского, Московского Большого и Ереванского театра оперы и балета. Выходец из семьи простых рабочих с Владикавказа, Павел Лисициан с ранних лет проявлял способности как к творчеству, так и к физическому труду, имел опыт работы клепальщиком, электросварщиком, молотобойцем. После переезда в Санкт-Петербург в 1930-м году, Павел начал усиленную работу над своим голосом с помощью педагогов, пришёл первый успех, началась активная творческая деятельность, гастроли за границей. В годы ВОВ Лисициан много выступал в частях, госпиталях и на передовой фронта, за что впоследствии был награждён двумя медалями, «За отвагу» и «За освобождение Кавказа». Что примечательно, высшее образование по части вокала Павел Герасимович получил уже будучи в возрасте и имея звание Народного артиста СССР. До сих пор многие оперные баритоны называют Лисициана в качестве вокалиста, который повлиял на их становление и являлся примером для них, а многие профессионалы признают звучание его голоса «эталонным».
Народный артист СССР, композитор. Закончил музыкальную школу по классу баяна, играл на фортепиано. Прославился, в первую очередь, как «певец космоса» — многие сравнивали его с другим Юрием, Гагариным, что, учитывая множество песен на космическую тематику в его репертуаре, сделало его своеобразным символом космоса. Обладавший привлекательной внешностью и харизмой лирического героя, он запросто мог стать актёром (и даже сыграл в двух фильмах — в одном самого себя, в другом роль второго плана), но, с детства увлечённый музыкой, Юрий выбрал… Мединститут. К счастью, вскоре молодой певец понял свою ошибку, и последовав зову сердца, забрал документы и поступил в консерваторию на факультет вокала. Сразу после окончания учёбы, его пригласили на работу в один из лучших театров Украины. Публика была очень благосклонна к таланту Юрия и с восторгом принимала все его выходы на сцену. Его популярность можно было сравнить разве что с Муслимом Магомаевым, с которым, к слову, они были очень дружны. Позже Юрий увлёкся и сочинением музыки на стихи великих русских поэтов, оставив после себя как минимум 40 различных романсов и песен.
Владимир Макаров (1932 — 2008)
Заслуженный певец РСФСР. Творческий путь Владимира необычен и удивителен — молодой певец пришёл к искусству через, в прямом смысле, тюремные нары. Не имевший музыкального образования, но талантливый парень быстро был замечен и приглашён в состав руководителем ансамбля заключённых, Вадимом Козиным. Там же он познакомился с другим талантливым и уже состоявшимся музыкантом, осуждённым за нелегальное пересечение границы джазменом Эдди (Ади) Рознером, который после отбывания тюремного срока пригласил Владимира в свой джазовый оркестр в качестве вокалиста. Это был не единственный джазовый ансамбль в биографии певца — он также работал в оркестре Анатолия Кролла. Помимо того был солистом Москнцерта и Северо- Осетинской и Тульской филармоний. Выделялся приятным лирическим баритоном, разнообразием репертуара, что в те годы было редкостью. Самой известной песней в исполнении Макарова стала «Последняя электричка» Давида Тухманова и Михаила Ножкина.
Эдуард Хиль (1934 — 2012)
Народный артист РСФСР. Имел способности к рисованию, но начал заниматься вокалом с 18 лет, брал уроки в оперной студии Дворца культуры им. Кирова, а спустя несколько лет закончил Ленинградскую консерваторию и стал солистом Ленконцерта. За исполнение партии графа Эльфора в «Чёрном домино» стал лауреатом фестиваля «Белые ночи». В дальнейшем Хиль стал уделять больше времени эстрадной песне, и улыбчивый и харизматичный юноша с выразительной мимикой довольно быстро полюбился публике. Можно сказать, что популярность ему принесла песня «О друге», которая часто транслировалась по телевизору. Много гастролировал за рубежом, его талант признавали такие мэтры как Шарль Азнавур и Мирей Матье, приходившие на сборные концерты ради номеров в исполнении Хиля. В 2010-м году Эдуард Хиль прославился в интернете как «мистер Трололо» и стал популярным у молодёжи и западной публики благодаря вырезке с фрагментом исполнения «Вокализа» Аркадия Островского. Сам певец отнёсся к своей неожиданной волне популярности в свойственной ему манере, с юмором, и даже заявил, что рассматривает вариант с выступлениями под псевдонимом «Mr. Trololo».
Муслим Магомаев (1942-2008)
Народный артист СССР, актёр, композитор. Пожалуй, самый известный советский эстрадный баритон, которого заслуженно можно считать легендой отечественной сцены. Тем не менее, у Муслима Магометовича был и богатый опыт работы в опере. Но всё же эстрадный жанр был ему больше по душе, и он даже отказался от работы в Большом театре. Одни из зарубежных гастролей в Париже стали настолько успешными, что директор театра «Олимпия», в котором проходило выступление, предложил певцу контракт на год и своё покровительство, обещал сделать его звездой мирового масштаба, но Минкульт Советского Союза однозначно и категорически отказал, мотивируя своё решение тем, что Магомаев должен выступать на правительственных мероприятиях. Впрочем, сам Магомаев был не особо этим расстроен, ибо как настоящий патриот он не представлял своей жизни вдалеке от Родины. В его репертуаре было больше 600 произведений разных жанров, 20 песен он написал самостоятельно. В последние годы Магомаев отказался от выступлений, объяснив это тем, что каждому артисту отведён свой срок на сцене, и важно вовремя уйти.
Дмитрий Хворостовский (1962-2017)
Народный артист Российской Федерации, обладатель глубокого драматического баритона. Будучи оперным певцом, прославился за рубежом и в кругах слушателей, никак не связанных с классической музыкой, благодаря приданию более современного звучания исполняемым произведениям. С 85-го по 1990 год был солистом в Красноярском государственном театре оперы и балета, а с 1990 года имел много приглашений на гастроли за рубеж от авторитетнейших театров. В 1994-м году получил гражданство Великобритании и эмигрировал в Лондон. Дал огромное количество концертов совместно с лучшими современными русскими и зарубжными дирижёрами, музыкантами. Исполнял и духовную музыку, был склонен к благотворительности — неоднократно оказывал поддержку молодым коллективам, а в период с 2014-го по 2016-й год вместе с Павлом Астаховым организовал серию благотворительных концертов в помощь тяжело больным детям.
Лев Лещенко (1942 — наст.время)
Народный артист РСФСР, продюсер, актёр. Начал петь ещё в школьные годы, выступал в хоре, в дальнейшем в армейском ансамбле, в котором выступал в составе квартета и сольно, брал на себя роль конферансье, читал стихи. После армии, со второй попытки поступил в ГИТИС; что примечательно, он пришёл поступать уже после окончания вступительных экзаменов, однако это ему не помешало, потому как его запомнили как талантливого и перспективного исполнителя и сразу зачислили в ряды студентов. Уже на втором курсе его пригласили выступать в Мосоперетту. В 1970-м году, уже будучи известным артистом, Лев Лещенко становится солистом Гостелерадио СССР, где исполняет классический репертуар, богатый ариями, романсами и камерными произведениями. С 1970-го года популярность Льва Лещенко била все рекорды, его узнавали и как ведущего, и как потрясающего исполнителя. Нет ни одного человека родом из Советского Союза, кто не слышал бы «День победы» в исполнении Льва Валерьяновича. И по сей день он активно выступает, но уже больше в качестве шоумена и приглашённого гостя на телевидении.
Алексей Марков
Действующий солист Мариинского театра, закончил музыкальную школу по классу гитары, играл в джазовом оркестре на трубе и пел в церковном хоре Ильинского храма в Выборге. В какой-то момент приняв решение более профессионально заниматься вокалом и связать свою жизнь с музыкой, поступает в Академию молодых певцов Мариинского театра. Довольно скоро после успеха в роли Ивана Карамазова в спектале «Братья Карамазовы», за которую он получил престижную театральную награду «Золотая маска», Алексей начинает активное сотрудничество с другими престижными театрами, в том числе и зарубежными: Метрополитен Оперой, Баварской государственной оперой и другими. В 2012 году Алексей Марков принял участие в Гала-концерте звезд мировой оперы, проходящем на открытом воздухе у Михайловского замка и ставшим частью официальной программы празднования Дня города в Санкт-Петербурге.
Владислав Сулимский
Солист Мариинского театра белорусского происхождения, лауреат многих престижных международных конкурсов и премий. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. Дополнительно учился вокалу в Милане под руководством Р. Метре. Посещал мастер-классы многих заслуженных певцов, в том числе вышеупомянутого Дмитрия Хворостовского. Критики называют Владислава Сулимского «продолжателем шаляпинской традиции», восхищаясь его глубоким тембром и отмечая эмоциональную точность и выразительность его исполнения. В 2018-м году он потрясающе дебютировал на Зальцбургском фестивале в роли Томского в «Пиковой даме», много гастролировал за рубежом в труппе Мариинского театра.
Роман Бурденко
Солист Мариинского театра. Проходил обучение в Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, а затем продолжил учёбу в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. На счету Романа работа в Михайловском театре и Новосибирской опере. Дебютировав с партией Белькоре в спектакле «Любовный напиток» на сцене Мариинского театра, а уже с 2017-го года прочно вошёл в состав солистов театра. Лауреат премий множества русских и международных конкурсов, за партию Игоря Святославича в спектакле «Князь Игорь» Новосибирского театра оперы и балета был номинирован на «Золотую маску». Критики особо отмечают его партию Альбериха из «Золота Рейна» и «Гибели богов», способность перевоплощаться и точно подмечать и выделять особенности и настроение исполняемых персонажей, подчёркивают чистоту и звонкость его голоса.
Владимир Целебровский
Заслуженный артист Республики Карелия, солист театра «Санкт-Петербург Опера». Выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Был солистом Академии молодых певцов Мариинского театра, Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье». На данный момент принимает участие работе над различными музыкальными проектами Мариинского театра, в фестивалях в России и Европе. Активно выступает, зачастую в качестве приглашённого артиста, один из самых востребованных молодых баритонов России.
Константин Сучков
Выпускник Московской консерватории им. П.И.Чайковского, в разное время был солистом Большого театра, Пермского академического театра оперы и балета, действующий солист театра «Новая опера». Дебют прошёл в 2013-м году в Большом театре в спектакле «Настройся на оперу». Работал со многими именитыми режиссёрами и музыкантами, лауреат премий российских и международных конкурсов, выступал с Государственным духовым оркестром России под управлением дирижёра Владимира Яцкевича. Много гастролировал за рубежом. Несмотря на возраст, есть все основания полагать, что вскоре, обладающий удивительной силы голосом, Константин Сучков станет одним из популярнейших оперных певцов.
Самые известные оперные певцы мира
Содержание статьи
Легендарные оперные певцы 20-го века
Во многих рейтингах, посвященным звездам оперы, имя итальянского тенора Лучано Паваротти занимает первое место. Его карьера пришлась на период 1961–2004 годов, а мировой известности способствовало выступление на открытии Чемпионата мира по футболу в Италии в 1990. Паваротти исполнил тогда арию Nessun Dorma из оперы «Турандот», и эта композиция надолго осталась его визитной карточкой. Одно из выступлений тенора в «Метрополитен Опера» попало в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку восторженная публика после завершения концерта вызывала его на сцену 165 раз. Паваротти многое сделал для популяризации оперной музыки. Широко известен его проект «Три тенора», созданный совместно с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом.
Андреа Бочелли — еще один легендарный тенор из Италии. Из-за проблем с глазами он лишился зрения в 12 лет. Его крестным отцом на сцене стал Лучано Паваротти, когда пригласил участвовать в концерте у себя на родине. Помимо исполнения оперных партий, Бочелли много работает в эстрадном жанре. Его альбомы получают статус платиновых, а концерты собирают неизменные аншлаги. Тенор одинаково популярен как в США, так и в Европе.
Пласидо Доминго — лирический тенор из Испании, рекордсмен по количеству исполненных оперных партий (их у него больше 150). Его карьера началась в Мексике, где он жил с родителями с 8 лет. Затем Доминго перебрался в США. С 1968 года он более 20 раз удостаивался чести открывать сезон в «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке, обогнав по этому показателю легендарного Энрико Карузо. Студийные альбомы тенора получали статус золотых и платиновых, а также принесли ему 11 премий «Грэмми».
Хосе Каррерас родом из Испании. Он известен не только оперными выступлениями, но и благотворительной деятельностью. После того, как в 33 года Каррерас заболел лейкемией и сумел победить страшный недуг, он организовал фонд, который занимается изучением данного заболевания и поиском его эффективного лечения. В 2009 году тенор принял решение завершить свою блистательную карьеру.
Энрико Карузо — знаменитый тенор начала 20 века. Начинал карьеру в родной Италии, но наибольший его успех связан с «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке. Карузо стал одним из первых, кто записал свой уникальный голос на граммофонных пластинках, благодаря чему и сейчас можно насладиться его пением. Жизнь тенора оборвалась в 48 лет из-за осложнений, вызванных воспалением легких.
Юсси Бьерлинг — тенор из Швеции, которого также называют одной из легенд 20 века. Вслед за отцом он стал продолжателем династии оперных певцов. В родной стране за особые заслуги в этом виде искусства в 1944 году его наградили почетным званием «Придворный певец». После успешных концертных туров по Европе Бьерлинг продолжительное время пел в Нью-Йорке. Последние годы жизни его беспокоили проблемы с сердцем, которые и привели к преждевременной смерти тенора в возрасте 49 лет.
Федор Шаляпин — самый известный русский оперный исполнитель (бас). В 1919 году он первым получил от советского правительства звание Народного артиста. Творческая биография исполнителя тесно связана с Мариинским, а также Большим театрами. Современники отмечали редкий артистический талант Шаляпина. К исполнению оперных арий он умел добавить свой неистовый темперамент и удивительно точные интонации, которые преображали каждое его выступление.
Лучшие оперные певицы 20-го века
Мария Каллас — греко-американская исполнительница (сопрано), обладательница драматического сопрано. Как никто другой, она умела одним лишь голосом передать всю гамму эмоций, привнося в оперу элементы театрального действа. Каллас удавалось быть органичной в разных оперных жанрах и стилях, чем и объяснялся ее обширный репертуар. Она родилась в Нью-Йорке, но в юности вернулась с матерью на родину ради учебы в Афинской консерватории. Одной из феноменальных способностей певицы стало ее умение виртуозно исполнять, казалось бы, несовместимые вокальные партии. Каллас называли «королевой итальянских примадонн». Закату успешной карьеры в 37 лет способствовала потеря голоса, вызванная редким прогрессирующим заболеванием — дерматомиозитом.
Джоан Сазерленд — оперная певица из Австралии, начинала как меццо-сопрано. Ее дебют на сцене состоялся в Сиднее, но слава пришла в период выступлений в лондонском «Ковент-гарден». Она пела на лучших мировых оперных площадках: «Ла Скала», «Гранд-опера», «Метрополитен Опера». Сазерленд была награждена рыцарским орденом Британской империи. Официально завершила карьеру в 1990 году, а ушла из жизни в 2010.
Кирстен Флагстад — певица из Норвегии, ее визитной карточкой были партии из произведений Рихарда Вагнера. Расцвет карьеры пришелся на первую половину 20 века. Флагстад приобрела известность после партии «Изольды» в опере Вагнера «Тристан и Изольда». Помимо стран Скандинавии, часто выступала в Лондоне и Нью-Йорке. В честь певицы возле Оперного театра в Осло установлен памятник.
Рене Флеминг — американская звезда оперной сцены, исполняющая партии лирического сопрано. Карьера певицы началась в 80-е годы. Среди ее лучших работ можно назвать Дездемону в опере «Отелло» Верди, графиню Альмавиву в «Женитьбе Фигаро» Моцарта, главную роль в «Русалке» Дворжака и другие. Флеминг свободно знает немецкий, итальянский, французский язык. Она четырежды выигрывала премию «Грэмми» за лучшее классическое вокальное соло.
Монсеррат Кабалье — испанская оперная дива (сопрано), великолепно владела техникой бельканто (виртуозного исполнения). Оглушительный успех пришел к ней в 1965, когда певицу пригласили заменить другую исполнительницу в опере «Лукреция Борджиа». Самой трудной в своей карьере сама Кабалье называла партию Имоджене в опере «Пират» Беллини. Широкому кругу любителей музыки певица стала известна, когда записала альбом «Барселона» (1988) совместно с Фредди Меркьюри. За долгие годы творческой деятельности она представила публике около 90 ролей. Благодаря поклонникам за ней закрепилось прозвище «Превосходная».
Известные российские оперные исполнители
Ирина Архипова — звезда Большого театра, более 30 лет (1956-1988) выступавшая на его сцене. Она исполняла партии меццо-сопрано. Ее репертуар насчитывал свыше 800 произведений российских и зарубежных исполнителей. Архипова выступала на лучших мировых сценах и часто принимала участие в жюри международных вокальных конкурсов. Мировую известность получила, исполнив партию Кармен в знаменитой опере Бизе.
Галина Вишневская стала одной из первых советских певиц (сопрано), о которой узнал весь мир. Это произошло после выпуска записи ее выступления в опере «Турандот» Пуччини 1964 года, где она блистала в партии Лиу. Специально для Вишневской сочиняли музыкальные произведения Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен. Ее карьера развивалась в Большом театре, но после лишения пары Ростропович-Вишневская советского гражданства в 1978 году певица еще недолго выступала во Франции, США. Ушла со сцены в 1982. По возвращении в Россию занималась преподавательской деятельностью.
Елена Образцова — звезда советской оперной сцены (меццо-сопрано). В 1964 году после окончания консерватории была принята в Большой театр. Мировой успех пришел к ней в 1975 во время гастролей в США, где Образцова потрясла публику исполнением партии Марины Мнишек в опере «Борис Годунов». В начале 80-х композитор Георгий Свиридов специально дл нее сочинил вокальные циклы на стихи поэтов Сергея Есенина и Александра Блока. Много снималась в музыкальных телефильмах: «Веселая вдова», «Тоска» и другие. Ей довелось выступать с лучшими оперными певцами, но Образцова особо выделяла работу с Пласидо Доминго и Владимиром Атлантовым.
Современные звезды оперы
Натали Дессе родилась в 1965 году во Франции. На пике карьеры ее колоратурное сопрано признавали лучшим в мире. Особенно ей удалась роль куклы Олимпии в «Сказках Гофмана» Оффенбаха. К сожалению, после двух операций на связках она потеряла свое уникальное звучание, поэтому решила оставить оперу и переключиться на эстраду.
Анна Нетребко — современная дива оперной сцены (сопрано), гордость России. Партия Донны Анны из «Дон Жуана» Моцарта, исполненная в 2002 на фестивале в Зальцбурге, покорила публику раз и навсегда. Она наиболее популярна в немецкоговорящих странах. В России Нетребко много сотрудничает с Мариинским театром. Внимание к ней подогревается яркой медийной внешностью Анны, благодаря которой она часто мелькает на страницах модных журналов.
Чечилия Бартоли — итальянка, выступает на сцене с 9 лет, а вокалу училась у матери — профессиональной певицы. В театр «Ла Скала» ее пригласили, когда его руководитель увидел выступление Бартоли в телевизионном шоу в 1986. Наиболее известна исполнением произведений Россини, Моцарта, музыки эпохи барокко. В 2002 была удостоена премии «Грэмми».
Хуан Диего Флорес — тенор из Перу, которого называют «золотым мальчиком» за успехи на оперной сцене. Особенно ему удаются тенорские партии в произведениях Россини, Беллини, Доницетти.
Саймон Кинлисайд — британский баритон, дебютировал на сцене оперного театра Гамбурга в 1988 году с партией графа Альмавивы из «Свадьбы Фигаро». Оперная запись этой роли в 2005 получила премию «Грэмми». Много лет выступал в Шотландской опере, сотрудничает с Ковент-Гарден в Лондоне.
Великие баритоны (18)
Королевский оркестр Консертгебау
Новогодний концерт 2002 года
Люк Бонди (режиссёр-постановщик), сэр Антонио П.
Ламберто Пуджелли (режиссёр-постановщик), Рикар.
Зал торжеств в Бад-Урахе
Грэм Вик (режиссёр-постановщик), Пол Маккриш (м.
Гетц Фридрих (режиссёр-постановщик), Джузеппе С.
Зал торжеств в Бад-Урахе
Уго де Ана (режиссёр-постановщик), Риккардо Мут.
Рональд Эйр (режиссёр-постановщик), Карло Мария.
Лука Ронкони (режиссёр-постановщик), Джузеппе С.
Лондонский симфонический оркестр, 1971-1977