Микеланджело картины самые известные
10 работ Микеланджело, которые нужно знать
Несомненно, одной из самых влиятельных фигур в западном искусстве, является итальянский художник и скульптор эпохи Возрождения Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо Буонарроти Симони (1475-1564гг). Он остается одним из самых знаменитых художников мира, спустя более 450 лет после смерти. Вспомним некоторые работы Микеланджело от Сикстинской капеллы до его скульптуры Давида.
1. Потолок Сикстинской капеллы
Упомяните Микеланджело, и первое, что скорее всего придет на ум, — это потрясающая фреска художника, нарисованная на потолке Сикстинской капеллы Ватикана. Созданная по заказу папы Юлия II в период между 1508 и 1512 годами, эта работа, в которой изображены девять историй из Книги Бытия, считается одной из величайших работ эпохи Высокого Возрождения. Считается, что сам Микеланджело, неохотно брался за проект, так как считал себя более опытным скульптором, а не художником, но работа, тем не менее, продолжает приводить в восторг и сегодня, когда около пяти миллионов человек ежегодно стекаются в Сикстинскую капеллу со всего света, чтобы увидеть шедевр.
2. Давид
«Давид» Микеланджело — возможно, самая известная в мире скульптура. Эта мраморная статуя создавалась в течение трех лет, начиная с того времени, когда художнику было всего 26 лет. В отличие от многих ранних изображений библейского героя, на которых изображен Давид-победитель после битвы с Голиафом, Микеланджело был первым мастером, который показал его в напряженном, настороженном состоянии перед его легендарной битвой. Первоначально расположенная на Пьяцца делла Синьория во Флоренции в 1504 году, 5-метровая скульптура была перенесена в Академию изящных искусств в 1873 году, где и находится сегодня. Она была выставлена под световым люком, специально разработанным нее Эмилио де Фабриса.
3. Бахус
«Бахус» — это первая крупная скульптура Микеланджело, она является одной из двух скульптур ( наряду с «Пьетой» ), сохранившихся с дней его пребывания в Риме, и одной из немногих работ, созданных художником на языческие, а не христианские сюжеты. Статуя — которая изображает римского бога вина в пьяной позе — была первоначально заказана кардиналом Раффаэле Риарио, но в конечном итоге была отвергнута им; к началу 16-го века, однако, «Бахус» поселился в саду римского дворца банкира Якопо Галли. С 1871 года Бахус проживает во Флорентийском Национальном музее дель Барджелло и выставлен рядом с другими работами мастера, в том числе его «Брутом» и его незаконченной скульптурой «Давид-Аполлон».
4. Мадонна Брюгге
«Мадонна Брюгге» была единственной скульптурой Микеланджело, которая покинула Италию при жизни мастера; она была пожертвована Церкви Богоматери в Брюгге в 1514 году Мускронами (бельгийская семья торговцев тканями) которые приобрели ее в начале 16-го века. Дважды скульптура покидала Брюгге, сначала во время Французских революционных войн, после чего она была возвращена в 1815 году, но была снова вывезена нацистскими солдатами во время Второй мировой войны — этот эпизод показан в фильме 2014 года «Люди-Памятники» Джорджа Клуни.
5. Мучения святого Антония
Техасскому художественному музею Кимбелла повезло владеть «Мучением Святого Антония» — первой известной картиной Микеланджело, которая, предположительно, была создана, когда художнику было всего 12 или 13 лет, и основана на гравюре немецкого художника и печатника 15-го века Мартина Шонгауэра. Картина «Мучения Святого Антония» была названа художниками 16-го века Джорджио Вазари и Асканио Кондиви — самыми ранними биографами Микеланджело — как особенно совершенное произведение и получившее широкое признание со стороны современников.
6. Мадонна Дони
«Мадонна Дони» (также известное как «Святое Семейство») — единственное сохранившееся панно Микеланджело. Оно было написано для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони, скорее всего, к его свадьбе с Маддаленой, дочерью знаменитого тосканского дворянского рода Строцци. До сих пор оформленная оригинальной рамой, разработанной самим Микеланджело, работа находится в Галерее Уффици с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции. Говорят, что переливающиеся оттенки «Мадонны Дони» и неестественное позы фигур заложили основу для более позднего маньеристского художественного движения.
7. Оплакивание Христа
Наряду с «Давидом», скульптура Микеланджело конца XV века «Оплакивание Христа» считается одной из величайших работ мастера и, безусловно, одной из его самых известных. Она создана для надгробия французского кардинала Жана де Бильера, эта скульптурная фигура изображает Деву Марию, держащую тело Христа после его распятия — достаточно распространенная тема для памятников в эпоху Возрождения в Италии. Переехавшая в Базилику Св. Петра в 18 веке, эта пьета является единственным произведением искусства, подписанным Микеланджело.
8. Моисей
9. Страшный суд
Еще один шедевр Микеланджело, расположенный в Сикстинской капелле, «Страшный суд» написан на алтарной стене церкви и был выполнен примерно через 25 лет после того, как была написана фреска на потолке капеллы. Считающаяся одним из самых сложных произведений Микеланджело, великолепная работа изображает второе пришествие Христа и апокалипсис. Появление обнаженных тел в главной святыне католической церкви было сочтено непристойным и Микеланджело едва избежал обвинения в ереси. Двадцать четыре года спустя нагота персонажей была «Страшного суда» прикрыта драпировками.
10. Распятие Святого Петра
«Распятие Святого Петра», последняя фреска Микеланджело, находится в капелле Паолина Ватиканского дворца. Она заказана Папой Павлом III в 1541 году. В отличие от многих других изображений святого Петра, эпохи Возрождения, работа Микеланджело фокусируется на гораздо более темном предмете — его смерти. Реставрация, длившаяся пять лет и стоившая 3,2 миллиона евро, начатая в 2004 году, выявила очень интересный факт: теперь исследователи считают, что фигура в синем тюрбане в верхнем левом углу картины на самом деле является самим художником, что в случае правильности этого вывода сделало бы «Распятие Святого Петра» единственным известным автопортретом Микеланджело.
Микеланджело Буонарроти Buonarroti, Michelangelo (1475-1564)
Высокое Возрождение, или Чинквеченто, которое дало человечеству таких великих мастеров как Донато Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Джорджоне, Тициан, охватывает сравнительно короткий период – от конца ХV до конца второго десятилетия ХVI в.
Фрески в Сикстинской капелле (1508-1512)
В 1508 году, когда Микеланджело Буонарроти приступил к реставрации росписей Сикстинской капеллы и нанесению новых фресок, ему было 33 года. Возраст Христа… Мастеру предстояло овладеть новой для него техникой, ведь славился он как умелый зодчий, и разработать «летящие леса», чтобы под крышей капеллы кипела работа, а внизу не прерывалось богослужение. В результате трудов четырёх лет по сей день своды памятника архитектуры украшают фрески Микеланджело. Чтобы потолок капеллы огромной площади не создавал гнетущего настроения, Буонарроти искусно разделил его на 47 составляющих и заключил миниатюры в рамки из тавертина.
Девять сцен из Книги Бытия
В Сикстинской капелле итальянский мастер Микеланджело Буонарроти создал 9 сцен, описанных в первой книге Библии – в Книге Бытия. Все картины тематически разделены на три сюжетные линии, в каждой из которых по три фрески: сотворение Мира Богом, создание прародителей рода человеческого – первого мужчины Адама и первой женщины Евы, жизнь Ноя и испытания человечества. Первая группа строится на сюжетах мироздания: свет отделяется от тьмы, появляются светила и растения, создаётся твердь. Вторая сюжетная линия предстаёт в виде картин, посвящённых сотворению мужчины и женщины, их согрешению и изгнанию за проступок из рая. В третьей триаде предстают сцены жертвоприношения, опьянения Ноя, Всемирного потопа.
Пророки и сивиллы
Своды и торцы капеллы украшены двенадцатью фигурами творчества Микеланджело. Это изображения семи пророков (четырёх Главных Пророков, трёх – Малых) и пяти сивилл (предсказательниц). Они олицетворяют собой будущее Спасение человечества независимо от вероисповедания, положения в обществе и толщины кошелька отдельно взятого человека. Первые выступают как представители христианства, вторые – язычества. Пророкам и сивиллам суждено было предсказать рождение Иисуса Христа. Имя каждого персонажа высечено на табличках.
Предки Христа и распалубки сводов с четырьмя библейскими сценами
На четырёх угловых распалубках капеллы Микеланджело изобразил четыре эпизода, объединённые одной темой: чудесное спасение израильтян («Давид и Голиаф» (противоборство юного героя Давида с великаном Голиафом), «Юдифь и Олоферн» (молодая вдова Юдифь спасает свой народ, обезглавив военачальника Олоферна), «Распятие Амана» (Аман планировал погубить иудейский народ, но его замыслы были вскрыты), «Медный змий» (Моисей спасает евреев от ядовитых змей, которых Бог послал им за роптание и утрату веры после 40 лет кочевания по Аравии). Фрески «Предков Христа» Микеланджело размещает в треугольных распалубках. Они символизируют непрерывную последовательность поколений.
Люнеты с генеалогией Иисуса Христа
Генеалогия Иисуса Христа насчитывает 40 поколений. Микеланджело Буонарроти изобразил образы предков Христа в люнетах полными таинственного ожидания. Фигуры мрачные, семьи выглядят разобщёнными. Они олицетворяют ужас и безнадёжность бытия до появления Иисуса Христа. Всего в Сикстинской капелле за время работы Микеланджело создал 14 люнетов. Считается, что первоначально были изображены две семьи. Над их созданием мастер работал наиболее детально, прорисовав каждую линию, внимательно подбирая цвета.
Иньюди (Обнаженные фигуры)
Двадцать обнажённых фигур юношей (иньюди) обрамляют потолок капеллы. Замысел о создании фигур созрел у Микеланджело Буонарроти при проектировании гробницы для Папы Римского Юлия II. Поскольку от услуг мастера отказались, все наработки художник перенёс в капеллу, значительно усложнив и совершенствовав образы. До сих пор искусствоведы дискутируют: рабы это или ангелы. Бесспорно одно, Микеланджело в двадцати иньюди воспел человека и его тело как лучшее божественное творение.
Страшный суд
Фреска «Страшный суд» создана Микеланджело Буонарроти на стенах Сикстинской капеллы спустя почти 30 лет после того, как в первый раз он был приглашён украшать своды этого величественного сооружения. Мастер уже был пожилым человеком, переосмыслившим бытие. Он сам полон страхов и подчинён судьбе, и «Страшный суд» его творения передаёт катастрофу вселенского масштаба. Христос изображён в образе карающего, который каждому воздаёт по его заслугам. Он – статичная центральная фигура, все остальные будто находятся в круговороте. Иллюзия настолько реальная, что возникает каждый раз, если пристально приглядеться в центр монументального творения.
Картины Микеланджело Буонарроти в других альбомах
Текст к разделам галереи: Анна Евграфова
КОММЕНТАРИИ: 46 Написать Ответы
МИКЕЛАНДЖЕЛО
(поэма)
В боттеге остро пахнет краской,
Дощатый стол, листы бумаг.
Плащ мастера богато-красный –
И мастер сам – почти что маг.
Мессере Лодовико против
Того, чтоб сын учился тут.
Но сын столь в устремленье прочен,
Что разрывает мощно круг
Отцовского сопротивленье,
Хоть сыну лишь тринадцать лет.
Работа лучше вдохновенья,
Насколько тьмы уместней свет…
Сколь Микеланджело громады
Я, выйдя, увидал вокруг?
Вон облаков белеет стадо,
Собой прикрыв небесный луг.
Вон тополя стоят массивом,
Так мраморов велик массив,
Им обработанный – и дивом
Трудов представлен, перспектив.
Вот Микеланджело в уютных
Садах Лоренцо, исступлён,
Врубается – и сам из лютых –
В массивный камень – дарит он
Грядущих образов сиянье.
Прозрачен мрамор, он живёт,
И ощущается дыханье
Его, сулящее полёт.
Полёт фантазии, к примеру –
Что приведёт в иную сферу,
Отличную от жизни здесь –
В любимом городе богатом
На развлеченья, радость, спесь.
Ах сделать бы скульптурным садом
Её – Флоренцию…
Гляжу
На облака – небесный мрамор –
С твореньями в них нахожу
Внезапно сходство.
Камень славен.
Буонаротти с детских лет
Любил тесать его и трогать.
Он ласковый и он же строгий,
Дарящий разноцветный свет.
Есть розоватый, золотой,
И белый – пеной и волной.
Массив небесный спущен будто
Его твореньями сюда,
Где разномастная среда,
где жизнь порою давит жутко
стремленья лучшие людей.
У Медичи полно людей.
Лютующий Савонарола
Желает всё перечеркнуть –
Он проповедает сурово,
Аскеза – избранный им путь.
Скитанья скульптора. Высоты,
Что предстоит покуда взять.
Жизнь завернула оборота,
Потребно их расшифровать.
Жизнь – это та же расшифровка,
Кто справился – тот преуспел,
Кто нет…и говорить неловко.
В служенье ныне мастер зрел.
Он высечет Давида гору –
Ночами факелы горят,
Сравнить Буонаротти в пору
С циклопом – к голове прижат
Фонарь – и трудится ночами
Буонаротти, позабыв
Про данность, где мы ходим с вами,
Порою данность разлюбив.
Болтают двое на скамейке
Про телевизоры – Какой
Купить не знаю…
Тут сумей-ка,
Хороший выбрать. Мне – большой.
До Микеланджело есть дело
Им? Низовая жизнь густа.
И нет границы ей, предела,
И столь условна высота.
Вот на лесах лежащий мастер,
И сгорблена его спина,
И краска на лице, и масти
Какой возникнут письмена
Чрез образы на той капелле?
Вновь созидаемая явь
Столь много объяснит на деле
Глядящему.
Ну, переправь
К стяжанью устремленье в сердце
На созидательный порыв.
Капелла нам твердит о средстве
Познанья новых перспектив.
Струится Пьета и мерцает,
Скорбь силой густоты течёт.
Умеющий смотреть вбирает
И скорби той сакральный мёд.
Болтают двое – Снова диски
Купил, и вечерок не пуст.
Жизнь хороша, не надо риска,
Маршрут понятен.
Скучен? Пусть…
До Микеланджело высот и
Пространных далей дорасти!
Услышь небес такие ноты,
Что и озвучат суть пути.
Но Микеланджело до смерти
Не примирился с высотой.
Неважно – ставленнику тверди
Не мыслим просто путь земной.
Массивы горные над нами
Он в мрамор света перевёл.
И осознанье – будто пламя
Ум лижет – даром жили сами!
И как, живя под облаками,
Менять судьбы своей глагол?.
1 Магическое золото скульптуры прозревал в белеющих снегом глыбах мяса – глыбах мрамора. Маленький, некрасивый тосканец учился в боттеге Гирландайо, потом в садах Лоренцо Великолепного; маленький, упорный, целый день готовый работать – прозревал он мраморную мощь, целостность мистического зерна, заложенного в каждой мраморной глыбе, чтобы потом одарить нас лесом скульптур – блещущих мистикой сути, сокровенность тайны мирозданья несущих нам в образах, формах, фресках… Недаром помним его по имени – Микеланджело…
2 Тишина Богопознанья за твореньями Леонардо; тишина Тайной Вечери; мистика Джиоконды – этой колоссальной инфраиконы, лучащей световую силу. Колорит и светотень – как грани – две из бессчётных – высшей алхимии, что через души, одинокие и величественные, открывает тайну великой трансформы: то, как двигаться выше и выше, не сбиваясь с пути… Дороги, исхоженные Леонардо. Золотые монеты, полученные им. Леонардо, наблюдающий пчёл – эти золотые, летающие цветы; Леонардо, конструирующий новый аппарат, чьё назначенье пока не понятно. Леонардо – сумма; не сумма даже – а сумма сумм; человеческая мистерия, данная в одном человеке…
3 Смысловые поля Эль Греко… Опустив плотные, бархатные шторы, художник с удлинённым, желчным лицом при свете свечей, днем созидает неистовые полотна. Было – тайны критской иконописи, когда в катакомбах, в полутёмных нишах вспыхивали глаза святых; было – италийское ученье, и вот теперь – древний город Толедо, кованый, мавританский… Глаза святых, запечатлённых мистическим греком текут соком веры, прожигают неведомой кислотой души глядящих на них… Пейзажи Толедо, зелень, идущая лентами лет, каменные громады церкви и зданий; нити сияний, протянутые от картин в малопонятную вечность…
4 Пляшущие крестьяне Брейгеля… Ощущается запах пота – но не противный – цельный запах здоровых тел, могучих работников поля. Крестьянский праздник сочен и красив, недаром противни, на которых несут пироги огромны; крестьянский праздник обильно сдобрен хмелем, и пиво янтарно играет, маня новопришедшего. Ну, напрягись – и ты войдёшь в полотно, примешь участие в пиршестве и танцах; или увидишь игры детей, одетые ореолом радости, или…Достаточно видеть картины, и сад старого этого, яркого мира раскроется тебе, не утаив ни одного нюанса.
6 Что нельзя в реальности – можно на бумаге. Невозможность отступления увеличивает безнадёжность. Но отступать есть куда – в звёздные миры фантазий. Долго корпит Пиранезе над новым листом. Медленно возникают колонны, увитые мощью бородатых мхов, сложные, лабиринтоподобные системы переходов, лестницы повисают в воздухе… И сам наш мир повис над бездной – но медлит оная, медлит, пока не явилась новая гравюра, таинственная, как сон, тихая, как океан, бурная, как туго закрученный смерч…
7 Сон рождает странные созвездья – из окуня тигр, из пасти тигра – винтовка…Пчела облетает слегка надломленный гранат, а пейзаж складывается в лицо Вольтера…Тонкие ножки слонов удержат, собрав мистическую паучью силу, вес их тел, и мёртвые выкругляются из земли, вновь обретая плоть… Стоит ли расшифровывать картины Дали? Или просто смотреть, смотреть на них, ища соответствия тонким линиям мысли, часто скрученным в голове так, что и не разберёшь – реальность это? Сон?
8 Сочность земного сока – плоды тел, данные Рубенсом. Избыточность жизни, симфония эс-образных контуров; оживающая плотность мифов… Сумеречный Рембрандт, блики на меди, и ночной дозор идёт, идёт, следуя неукоснимым правилам, и нежная Даная принимает в себя золотинки дождя… Жемчужный свет Вермеера – всегда данный в одном и том же ракурсе; и пейзажи малых голландцев – на фарфоровом ветру так здорово кататься, ибо лёд каналов надёжен, и остро блестят отточенные коньки… Поутру кошмары, которые сгустил Гойя уйдут, но останутся листы, свидетельствующие: сон разума чреват… Богатство живописных садов обещает умеющему видеть панорамы чудес – превышающие те, что может предложить обыкновенная реальность…
9 Стихи переходят в гравюры – гравюры, гранящие реальность, меняющие её; гравюры, чьи смысловые аккорды позволят услышать то, что не даст никакая речь… Циркуль и облако, цветок и сон, математика и поэзия, тинктуры алхимии и мечты о философском камне – данности, соединённые в сумму гравировальным мастерством Блейка – одутловатого, нищего Блейка, с каждым листом празднующего неуязвимую победу над косной, косной реальностью…
Известные картины Микеланджело Буонарроти
Произведения Микеланджело Буонарроти обладают чудовищной силой воздействия — многие его современники даже использовали для описания слово terribilita, что означает «безжалостность, приводящее в трепет». Несмотря на прошедшие столетия, его работы продолжают поражать воображение.
Произведения Микеланджело Буонарроти обладают чудовищной силой воздействия — многие его современники даже использовали для описания слово terribilita, что означает «безжалостность, приводящее в трепет». Несмотря на прошедшие столетия, его работы продолжают поражать воображение.
Впечатляет универсальность творчества Микеланджело: он создавал потрясающие произведения в области скульптуры, архитектуры и живописи, также он известен как поэт.
Что общего у произведений Микеланджело Буонарроти
Больше всего труда Буонарроти вложил в создание скульптур. В некоторых случаях он использовал дерево и бронзу, но значительная часть его произведений была сделана из мрамора. Микеланджело проводил много времени в карьерах, где выбирал мрамор для своих работ. То, что он превосходит всех своих современников, стало ясно после создания «Пьеты», когда ему было еще 25 лет. Он всегда рвался к масштабным произведениям.
Микеланджело говорил: «Живопись фламандцев расчитана исключительно на внешнее восприятие… Их картины кажутся грубо сложенными из кирпичей и раствора и сделаны без понимания основ искусства, без симметрии и пропорции, без должного отбора предметов и, наконец, без тени таланта».
Самые известные картины Микеланджело Буонарроти
Каждое творение Микеланджело заслуживает отдельного рассмотрения. В данном списке представлены лишь некоторые из его величайших произведений.
«Скульптура Бахуса» (1497)
Скульптура Бахуса (1497 год). 203 см. Мрамор
Это первая крупномасштабная работа Микеланджело, сделанная по поручению кардинала Риарио. Высота статуи составляет 203 см. Скульптор великолепно смог передать пьяную неустойчивость Бахуса, показав напряженные мышцы спины и расслабленные мышцы бедер и живота.
По тому, как бог виноделия смотрит на чашу с вином, становится очевидно, что свое творение он любит намного больше, чем людей, которых он осчастливил таким даром.
У скульптуры было много критиков. Буонарроти обвиняли в том, что у Бахуса очень вульгарное лицо, странная поза и слишком женственное тело.
«Битва кентавров» (1492)
Битва кентавров (1492 год) 84×90 см. Барельеф/мрамор
Это мраморный барельеф, на котором изображен бой между кентаврами и Геркулесом. Считается, что в этой работе Буонарроти обрел свой творческий стиль.
Джорджо Вазари описывает это произведение молодого Микеланджело как сделанное настолько изящно, что каждый, кто посмотрит на него, не сможет поверить, что оно было создано не всеми почитаемым мастером, который смог приблизиться к совершенству, а молодым человеком.
«Мадонна Брюгге» (1501–1504)
Мадонна Брюгге (1505 год). 128 см. Мрамор
По словам самого Микеланджело, идеальной скульптурой можно считать ту, которую можно скатить с горы и не причинить никаких повреждений. Если основываться на этом критерии, то данная работа может считаться практически идеальной: очень близко расположенная композиция Младенца и Марии может напомнить массу и изначальный размер каменной глыбы, которая использовалась для скульптуры.
«Мадонна Брюгге» смогла получить мировую известность только в 1944 году. Отступая, нацисты пытались вывезти скульптуру в грузовике Красного Креста, положив ее под матрацы, что привлекло внимание прессы и подарило «Мадонне» заслуженную всемирную известность.
«Умирающий раб» (1513–1519)
Умирающий раб (1513 год). 229 см. Мрамор
Создавая «Умирающего раба», Микеланджело планировал сделать его в пару к другой своей скульптуре — «Мятежному рабу». Они должны были разместиться с обеих сторон от центральной работы, изображающей Моисея, и стать деталями гробницы папы римского.
По этой причине скульптор не успел доделать еще 4 фигуры рабов, а «Умирающий раб» и «Восставший раб» теперь находятся в Лувре и недвусмысленно противопоставлены друг другу.
«Пьета» (1499)
Пьета (Оплакивание Христа) (1499 год). 174×195 см. Мрамор
Это название иконографии на тему оплакивания Христа. Она изображает Марию, которая держит распятого Иисуса на коленях.
Эта тема редко встречалась в итальянском искусстве. Именно поэтому молодой Микеланджело охотно согласился, когда получил заказ. Он осознавал, что эта работа позволила бы получить широкую известность. И он не ошибся: люди запомнили имя Буонарроти во многом благодаря «Ватиканской Пьете».
Джорджо Вазари удивлялся тому, как рука человека смогла сотворить настолько восхитительное творение за такой короткий срок. Он называл чудом, что изначально бесформенный камень смог преобразиться в совершенство, к которому природа стремится, создавая жизнь.
Микеланджело часто посещал эту скульптуру, чтобы полюбоваться своим творением. Однажды он услышал разговор приезжих людей, из которого было понятно, что они считают ее автором своего соотечественника — «миланца Гоббо». Это сильно задело Буонарроти, который затем тайком ночью вырезал на поясе скульптуры свое авторство.
«Сотворение Адама» (1508–1512)
Сотворение Адама (1511 год). 570×280 см. Фреска
Микеланджело относил себя к скульпторам, а не к художникам. Поэтому он не был в восторге, когда получил заказ от папы Юлия II, который при этом остановил работу над гробницей. Даже взявшись за работу под чужим давлением, Буонарроти создал одно из величайших своих творений.
Картина «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти
В основе эпохального произведения Микеланджело лежит сцена сотворения мира. Бог направляет свой палец к руке Адама, чтобы даровать ему жизнь, пока Ева наблюдает за этим, расположившись у руки Творца.
Мало кто из художников смог бы настолько драматично передать эту сцену. Творение Микеланджело вышло за религиозные рамки и является шедевром в светской культуре.
Эль Греко как-то сказал про Микеланджело, что он был хорошим человеком, но совершенно не умел рисовать. Однако именно Буонарроти смог создать величайшее произведение живописи.
«Статуя Давида» (1503)
Статуя Давида (1503 год). 517 см. Мрамор
Вазари однажды написал, что любой, кто увидит эту скульптуру, может больше не беспокоиться о том, чтобы посмотреть какие-либо другие статуи, созданные в прошлом, настоящем и будущем любым другим скульптором. В своем знаменитом произведении он сделал Микеланджело центральной фигурой.
«Страшный Суд» (1536-1541)
Страшный суд (1530-е). 137×120 см. Фреска
Эта фреска была создана Микеланджело в Сикстинской капелле на алтарной стене. Работа над ней заняла четыре года. Буонарроти вернулся увидеть свою роспись потолка только спустя 25 лет.
Примечательно то, что создавал ее Микеланджело в одиночку. Единственным человеком, которого он допустил к участию в росписи, был его помощник. Однако помощь ограничилась созданием фона росписи. Абсолютно каждый персонаж фрески был произведен рукой Микеланджело.
Именно поэтому говорят, что, когда папа Павел III увидел завершенной фреску «Страшный Суд», пораженный, он упал на колени и принялся восхвалять Господа за то, что тот явил ему своей волей и рукой Буонарроти чудо.
«Мадонна Дони» (1504–1506)
Мадонна Дони (1506 год). 120×120 см. Дерево/масло
При создании произведения Микеланджело применял темперу и масло, которое наносилось последовательными слоями, начиная от интенсивных и заканчивая самыми светлыми оттенками. Таким образом Микеладжело смог получить цветовой эффект, который разительно отличался от создаваемых другими художниками.
«Сотворение Евы» (1510)
Сотворение Евы (1510 год). Фреска
На этой фреске нашла свое отражение известная сцена из первой книги Библии — Бытия. Произведение Микеланджело настолько будоражит воображение, что некоторые верили: такой шедевр не мог быть сделан руками смертного человека и был сотворен самим Богом.
Ева является центральным персонажем произведения. Она изображена женственной и беззащитной. Вскочив, она смотрит на Бога беспомощно и с удивлением, а ее жест выражает благодарность Творцу. Адам предстает усталым и спящим у скалы — его руки безжизненно лежат.
Самые известные работы Микеланджело
Одна из наиболее влиятельных фигур в западном искусстве — итальянский живописец и скульптор Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони остается одним из самых знаменитых художников в мире даже спустя более 450 лет после своей смерти. Предлагаю вам познакомиться с наиболее знаменитыми работами Микеланджело от Сикстинской Капеллы до его скульптуры Давида.
Потолок Сикстинской капеллы
При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Сам Микеланджело изначально отказывался взять проект, поскольку считал себя скорее скульптором, чем живописцем. Тем не менее, эта работа ежегодно продолжает приводить в восторг около пяти миллионов посетителей Сикстинской капеллы.
Статуя Давида, Галерея Академии во Флоренции
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником, изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день.
Скульптура Бахуса в музее Барджелло
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Тем не менее, к началу 16-го века Бахус нашел дом в саду римского дворца банкира Якопо Галли. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.
Мадонна Брюгге, Церковь Богоматери в Брюгге
Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года «Охотники за Сокровищами» с Джорджем Клуни в главной роли.
Мучения Святого Антония
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина «Мучения Св. Антония» – первая из известных картин Микеланджело. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 — 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Мучение Св. Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви – самыми ранними биографами Микеланджело – как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра. Картина получила широкое признание от пэров.
Мадонна Дони
Мадонна Дони (Святое семейство) является единственным сохранившимся до нашего времени станковым произведением Микеланджело. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци. Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. Мадонна Дони находится в Галерее Уфицци с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции. Своим необычным представлением предметов Микеланджело заложил основу для более позднего художественного направления Маньериста.
Пьета в Базилике Св. Петра, Ватикан
Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. Первоначально созданная для могилы французского кардинала Жана де Билье скульптура изображает Деву Марию, держащую Тело Христа после его распятия на кресте. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Перемещенная в собор Святого Петра в 18-м столетии Пьета — единственное произведение искусства, подписанное Микеланджело. Статуя понесла значительный ущерб за эти годы, особенно когда австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот ударил по ней молотком в 1972 году.
Моисей Микеланджело в Риме
Расположенный в красивой римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи «Моисей» был заказан в 1505 Папой Римским Юлием II, как часть его похоронного памятника. Микеланджело так и не успел закончить памятник до смерти Юлия II. Высеченная из мрамора скульптура известна необычной парой рогов на голове Моисея – результатом буквальной интерпретации латинского перевода библии Вульгаты. Предполагалось объединение статуи с другими работами, включая Умирающего Раба, ныне расположенного в Парижском Лувре.
Страшный Суд в Сикстинской Капелле
Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле — Страшный Суд находится на стене алтаря церкви. Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Великолепное произведение искусства изображает божий суд над человечеством, первоначально вызвавший осуждение из-за наготы. Совет Трента осудил фреску в 1564 и нанял Даниэле да Вольтерру для прикрытия непристойных частей.
Распятие Святого Петра, Ватикан
Распятие Святого Петра — заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти. Пятилетний проект восстановления за €3.2 миллиона начался в 2004 году и открыл очень интересный аспект фрески: исследователи полагают, что одетая в синий тюрбан фигура в верхнем левом углу — на самом деле сам художник. Таким образом — Распятие Святого Петра в Ватикане — это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина музеев Ватикана.
10 знаковых работ Микеланджело
Десять, пожалуй, самых известных работ мастера.
Страшный суд. Фрагмент.
Миклеланджело Буонарроти — итальянский художник Высокого Возрождения, чьи работы бесспорно оставили след в истории и повлияли на развитие и становление Западного искусства. На западе он считается величайшим скульптором, и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие труды помогли обрести ему место среди величайших художников. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. В этот список работ вошли как скульптуры и архитектурные проекты, так и живописные труды.
10 знаковых работ Микеланджело
10. Мадонна Дони.
Тип: Тондо.
Год написания: 1507.
Анджело Дони в начале 1500-х годов дает мастеру заказ для того, чтобы тот изобразил «Семейство святых», чтобы в дальнейшем подарить его своей жене. Мастер использовал для картины круглую рамку (тондо).
Мадонна Дони включает в себя деву Марию, святого Иосифа, младенца Христа и Иоанна Крестителя. Позади изображены пять обнаженных мужских фигур.
9. Вакх.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1497.
Эта статуя была завершена скульптором в возрасте 22 лет. Знаменитая работа изображает римского бога вина Вакха, держащего в правой руке бокал вина, а в левой шкуру тигра. За ним сидит фавн, который ест гроздь винограда. «Вакх» является одной из двух сохранившихся скульптур раннего периода творчества Микеланджело в Риме.
8. Мадонна Брюгге.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.
«Мадонна Брюгге» изображает Марию с младенцем Иисусом. В этой скульптуре Микеланджело не придерживается традиций изображения этой композиции. Лицо девы отстранено, она не смотрит на Христа, будто знает его будущее. В это время младенец без материнской поддержки отходит в мир.
7. Лаврентьевская библиотека.
Тип: Архитектура.
Год создания: 1559.
Лаврентьевская библиотека спроектирована Микеланджело в 1524 году для церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (Италия). Вся конструкция, включая интерьер помещений, была разработана мастером в новаторском, на тот момент, стиле маньеризма.
Эта работа является одним из самых важных архитектурных достижений Микеланджело. Она отличается инновационностью и революционными способами использования пространства.
6. Моисей.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1515.
В 1505 году папа Юлий второй поручает Микеланджело работу над своей могилой. Статуя находится в Риме (церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи). Ходит легенда о том, что когда труд был закончен, Микеланджело ударил правое колено скульптуры молотком, так как та начала говорить, настолько он был реалистичен.
5. Пьета.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1499.
Пьета изображает Деву Марию, скорбящую над телом Иисуса после распятия, который лежит на её коленях. Статуя не основана на реальных библейских сюжетах, но все равно приобрела популярность в Северной Европе в средние века.
Буонарроти было всего 24 года на момент завершения работы, которая ныне считается одним из величайший мировых шедевров скульптуры.
4. Страшный суд.
Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1541.
В искусстве запада «Страшный суд» входит в число самых значимых работ. Окрашенная на алтарной стене капеллы, она демонстрирует второе пришествие Христа на землю. Иисус показан в центре и окружен выдающимися святыми, воскресшими из мертвых.
3. Базилика Святого Петра.
Тип: Архитектура.
Год выпуска: 1626.
Расположенная в Ватикане, Базилика Святого Петра — самое известное произведение архитектуры эпохи Возрождения. Над созданием работали множество известных мастеров (в том числа Антонио да Сангалло). Хотя Микеланджело не создал его с нуля, собор дошел до нашего времени в том виде, в котором был задуман именно Буонарроти.
2. Сотворение Адама.
Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1512.
Краеугольный камень живописи эпохи Возрождения — Сотворение Адама, расположен на потолке Сикстинской капеллы, породивший ряд последователей и большое число пародий.
1. Давид.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.
Вероятно самой известной работой Микеланджело является шедевральная скульптура библейского персонажа Давида, который готов к борьбе с Голиафом. Тема Давида и Голиафа являлась достаточно популярной в искусстве того времени. У Караваджо, например, есть три работы посвященные этому сюжету.
Колоссальная статуя, высотой 5,17 метров демонстрирует исключительные технические навыки Микеланджело, а также силу символического воображения.