Одним из самых главных человеческих пороков иешуа га ноцри считал
3 12 лет Кому из героев романа принадлежат слова, ставшие крылатым выражением: «Этого не может быть!»?
1) Мастеру 3) Ивану Бездомному 5) Варенухе.
2) Понтию Пилату 4) Берлиоз
1) Римский 4) Коровьев
2) Жорж Бенгальский 5) Воланд.
4. Каким требованиям должна соответствовать прежде всего будущая хозяйка великого бала сатаны?
1) должна быть красивой и не бояться нечистой силы,
2) должна быть готова ко всему ради исполнения своей мечты,
3) должна непременно носить имя Маргариты и быть местной уроженкой,
4) должна быть очень красивой и только брюнеткой,
5) должна быть очень красивой и не старше тридцати лет.
5.Маргарита на балу у сатаны принимает гостей. Первыми были некий Жак с супругой. Жак «прославился тем, что…».
1) изобрёл эликсир молодости 4) ограбил королевское казначейство
6. «Единственное, чего боялся храбрый пёс» Понтия Пилата,– это
1) гроза 4) корабельная качка
2) землетрясение 5) горящий факел
7. «Одним из самых главных человеческих пороков» Иешуа Га- Ноцри считал
1) предательство 4) малодушие
2) трусость 5) равнодушие
1) альт 4) контральто
2) высокий тенор 5) лирическое сопрано
3. Кому из гостей хозяйка бала уделила больше внимания?
1) дирижёру Иоганну Штраусу 4) императору Рудольфу
2) графу Роберту 5) Малюте Скуратову
3) Фриде 6) госпоже Тофане
1) судьбу любимой женщины 4) судьбу той, кого он боготворит
2) судьбу возлюбленной 5) участь того, кого он любит
3) участь любимого человека
6. «Тот, кто любит,– утверждает Воланд,– должен разделять…».
1) судьбу любимой женщины 4) судьбу той, кого он боготворит
2) судьбу возлюбленной 5) участь того, кого он любит
3) участь любимого человека
7. «Её вместе с горячим конём бросило саженей на десять в сторону. Рядом с нею с корнем вырвало дубовое дерево, и земля покрылась трещинами до самой реки. Огромный пласт берега, вместе с пристанью и рестораном, высадило в реку. Вода в ней вскипела, взметнулась, и на противоположный берег, зелёный и низменный, выплеснуло целый речной трамвай с совершенно невредимыми пассажирами».
Это случилось, потому что рядом
1) взорвалась цистерна с горючим 4) свистнул Коровьев
2) сильно ударил гром 5) Иешуа Га- Ноцри бросил в реку священный огонь
3) взорвался примус Бегемота
1) Семплияров 4) Берлиоз
2) Босой 5) Стёпка Лиходеев
3. У кого из героев романа «правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный»?
1) у кота Бегемота 4) у Римского
2) у Коровьева 5) у Воланда.
1) на Чистых прудах 4) на Малой Бронной
2) на Арбате 5) на Садовой
3) на Патриарших прудах
5. «Одет в летнюю серенькую пару, маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе». Это
1) Семплияров 4) Берлиоз
2) Босой 5) Стёпка Лиходеев
6. «Что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» – с усмешкой говорит
1) Иван Понырев мастеру 4) Воланд Левию Матвею
2) мастер Ивану Бездомному 5) Понтий Пилат Иешуа Га-Ноцри
7. Кто называет Воланда «духом зла и повелителем теней»?
1) Маргарита 4) Коровьев
1) на Чистых прудах 4) на Малой Бронной
2) на Арбате 5) на Садовой
3) на Патриарших прудах
3. «В час небывалого жаркого заката» ходил в перчатках
1) Михаил Александрович Берлиоз 4) иностранец
2) поэт Иван Бездомный 5) Иосиф Флавий
3) гражданин в клетчато,
1) в середине Берлиоз, слева от него иностранец, справа Бездомный,
2) в середине Берлиоз, слева от него Бездомный, справа иностранец,
3) в середине иностранец, слева от него Бездомный, справа Берлиоз,
4) в середине иностранец, слева от него Берлиоз, справа Бездомный,
5) в середине Бездомный, слева от него иностранец, справа Берлиоз,
6) в середине Бездомный, слева от него Берлиоз, справа иностранец.
Докажите неслучайность такого рассаживания.
6. Объяснить смысл афоризма: «Рукописи не горят». Кому он принадлежит?
Карточка 5.
1. Какими языками владел римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат?
1) сирийским 4) греческим
2) арамейским 5) немецким
3) персидским 6) латинским
2. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба». Это
1) Левий Матвей 4) секретарь Понтия Пилата
2) Марк Крысобой 5) Дисмас
3) Иешуа Га-Ноцри 6) Вар-равван
3. Подберите нужное слово вместо пропущенного в предложении: «Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над гипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным … Иешуа.
1) башмакам 4) туфлям
2) тапочкам 5) сандалиям
3) сапогам 6)калигам
Карточка 6.
1. Кто из персонажей описывается так: «Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона»?
1) Иешуа Га-Ноцри 3) Левий Матвей
2)доктор Стравинский 4) Мастер
1) на вавилонском, 5) на арамейском,
2) на египетском, 6) на персидском,
3) на аравийском, 7) на латинском,
4) на греческом, 8) на сирийском.
4. Из четырёх преступников казнили
1) Дисмаса и Гестаса, 4) Вар-раввана и Иешуа Га-Ноцри,
2) Гестаса и Вар-раввана, 5) Гестаса, Дисмаса и Иешуа Га-Ноцри,
3) Иешуа Га-Ноцри, 6) Дисмаса, Иешуа Га-Ноцри и Вар-раввана..
5. «Нет никого. Я один в мире»,– говорит
5) Марк Крысобой.
6. Кто из двух влюбленных сильнее и почему?
1) Дисмасу, Гестасу и Вар-раввану,
2) Дисмасу и Гестасу,
4. – Один, один, я всегда один,– горько ответил
1) профессор 4) мастер,
2) арестованный, 5) первосвященник,
3) прокуратор, 6) поэт.
6. Объяснить смысл афоризма: «Нет документа – нет человека». Кому он принадлежит?
Карточка 8.
4.Клетчатого помощника Воланда звали
Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание
Иешуа и Понтий Пилат. Иллюстрация О. Канторовича |
Иешуа Га-Ноцри является героем романа о Понтии Пилате, написанного писателем Мастером. Мастер в свою очередь является главным героем романа «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита»: описание внешности, характера героя и другие материалы для сочинения.
Смотрите:
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Мастер и Маргарита»
Образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в «Мастере и Маргарите»
«. – Прозвище есть?
– Га‑Ноцри. «
«. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. »
«. к стоптанным сандалиям Иешуа. »
«. голову в размотавшейся чалме. »
«. молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. »
«. арестант с обезображенным побоями лицом. »
«. потирая измятую и опухшую багровую кисть руки. «
Иешуа носит оборванную одежду:
«. оборванный философ‑бродяга. »
«. нищего из Эн‑Сарида. «
У него ясные глаза:
«. Глаза его, обычно ясные, теперь были мутноваты. «
У Иешуа бесшумная походка:
«. связанный пошел за ним бесшумно. «
У него светлая улыбка:
«. И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант. «
Иешуа является выходцем из Галилеи:
«. Подследственный из Галилеи. «
Иешуа является сиротой. Он не знает, кто его родители. У молодого человека вообще нет родных:
«. Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей. »
«. я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец. »
«. – Родные есть?
– Нет никого. Я один в мире. «
Герой является умным человеком:
«. Не притворяйся более глупым, чем ты есть. »
«. Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что. «
Иешуа способен лечить людей, но при этом он не врач. Каким-то чудом Иешуа снимает головную боль Понтия Пилата:
«. Нет, прокуратор, я не врач, – ответил арестант. »
«. мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
«. поверь мне, я не врач. «
Он считает всех людей добрыми:
«. ответил арестант, – злых людей нет на свете. »
«. философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые. »
«. Добрый человек! Поверь мне. «
Он умеет интересно говорить так, что люди ходят за ним по пятам:
«. теперь я не сомневаюсь в том, что праздные зеваки в Ершалаиме ходили за тобою по пятам. Не знаю, кто подвесил твой язык, но подвешен он хорошо. «
Иешуа является довольно образованным человеком для своего времени:
«. – Знаешь ли грамоту?
– Да. «
Иешуа знает арамейский, греческий и латинский языки:
«. – Знаешь ли какой‑либо язык, кроме арамейского?
– Знаю. Греческий. »
«. – ты, может быть, знаешь и латинский язык?
– Да, знаю, – ответил арестант. «
Герой считает трусость одним из главных пороков людей:
«. он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость. »
«. трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га‑Ноцри. «
«. спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. «
Добрый Иешуа прощает людям их грехи. Он никого не винит в своей казни:
«. Он сказал, что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь. »
«. он перед смертью сказал, что он никого не винит. «
О прототипе персонажа Иешуа
Прототипом философа Иешуа Га-Ноцри является Иисус Христос. Но при этом Иешуа и Иисус Христос имеют некоторые отличия. Например, в романе Иешуа умирает в возрасте 27 лет, а Иисус Христос был казнен в возрасте 33 лет; у Иешуа есть всего один ученик Левий Матвей, а у Иисуса Христа было 12 учеников. Несмотря на эти и другие различия, Иисус Христос, без сомнения, является прообразом Иешуа, но в булгаковской интерпретации.
Это был цитатный образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова: описание характера и внешности героя, его происхождения, прототипа, а также другие материалы для сочинения.
Харакеристика и образ Иешуа в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Интересным персонажем этого произведение является Иешуа Га-Ноцри, о котором и пойдет речь в статье. Конечно, многие читатели, захваченные харизмой темного властелина Воланда, не особо обращают внимание на такого персонажа, как Иешуа. Но если даже в романе сам Воланд признал его равным себе, нам и подавно не стоит его игнорировать.
Две башни
«Мастер и Маргарита» – это гармоничное хитросплетение противоположных начал. Фантастика и философия, фарс и трагедия, добро и зло… Здесь смещены пространственные, временные и психологические характеристики, а в самом романе есть еще один роман. Перед глазами читателей перекликаются друг с другом две совершенно разные истории, которые создал один автор.
Первая история происходит в современной для Булгакова Москве, а события второй – в древнем Ершалаиме, где встречаются Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. Читая роман, сложно поверить, что две эти диаметрально противоположные новеллы создал один человек. События в Москве описываются живым языком, которому не чужды нотки комизма, сплетен, чертовщины и фамильярщины. Но когда речь заходит об Ершалаиме, художественный стиль произведения резко меняется на строгий и торжественный:
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат…
Две эти части должны показать читателю, в каком состоянии находится нравственность и как она изменилась за последние 2000 лет. Исходя из этого замысла автора и будем рассматривать образ Иешуа Га-Ноцри.
Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»
Место героя в романе
Иешуа Га-Ноцри есть почти во всех сюжетных линиях романа «Мастер и Маргарита». Этот образ появляется в самом начале повествования и действует на протяжении всего сюжета, в том числе – в финале романа. После того как Иешуа фактически заканчивает свое существование, герой получает вечную жизнь, которую может проводить, беседуя с Понтием Пилатом.
Все произведение М. А. Булгакова построено на принципе двойничества. Ершалаимский мир идет параллельно с московским обществом. В двух мирах выделяются образы Иешуа и Мастера, которые имеют и своих последователей, и своих предателей.
Левий Матвей – ученик Иешуа, а Иван Бездомный – ученик Мастера. Га-Ноцри предает Иуда из Кириафа, а Мастера – Алоизий Могарыч. Для полного раскрытия произведения, необходимо понимать, что оба мира тесно переплетены друг с другом.
В то же время образ Иешуа Га-Ноцри интересен в сюжетной линии, связанной со столкновением взглядов данного героя с взглядами Понтия Пилата.
Несмотря на то что этих персонажей можно назвать антиподами с различными точками зрения на жизнь, друг в друге они нашли интересных собеседников. И их беседы наполнены философскими мыслями, интересными для всего повествования.
Характеристика образа
Характеристика Иешуа Га-Ноцри в наибольшей степени дается при помощи цитат. Портретная характеристика дана довольно скупо, потому что автор хотел, чтобы читатель обратил внимание на мировоззрение персонажа, на его мысли и взгляды на жизнь, а не на внешность. Иешуа – это человек, «не сделавший никому в жизни ни малейшего зла».
Несмотря на жизненные трудности и невзгоды, герой добр по своей природе. Он считает всех людей такими же добрыми: «Злых людей нет на свете». Добрым человеком герой называет даже Крысобоя. По мнению Иешуа, в мире нет злых людей, «есть только люди несчастливые».
Иешуа Га-Ноцри, хотя и является безобидным и ни в чем не виноватым человеком, никого не винит в предстоящей ему казне. Прощение – вот главный принцип Иешуа. Он прощает даже трусость Понтия Пилата, несмотря на то что считал самым главным людским пороком именно трусость.
Иешуа умирает, ни разу за свою жизнь не предав собственные убеждения. Он чист перед самим собой.
Значение образа
Иешуа Га-Ноцри – своеобразный Иисус Христос в булгаковской версии. Существует множество точек зрения по поводу такого отождествления. Многие исследователи до сих пор спорят, является ли Иисус прототипом героя, почему герой назван именно так и с какой целью это сделал М. А. Булгаков.
Вероятнее всего, писатель не называет героя именем Иисуса, чтобы показать его человеческое начало. Отличается и возраст Иисуса Христоса и героя романа М. А. Булгакова. Иешуа не обожествлен, он простой человек, который страдает, боится, чувствует боль и радуется любому проявлению жизни.
Га-Ноцри – образ человеческой любви к ближним, который в произведении выступает как доброе начало, противопоставленное злым началам (Воланд и его свита).
Перед писателем не было цели описать образ Христа, он показал простого человека, прототипом которого был сам Иисус.
Несмотря на то что образ Иешуа не имеет божественного начала, он идеален, показывает каждому читателю необходимость добра в мире. Только благодаря добрым поступкам человек может управлять целым миром.
Не зря автор показывает то, что другие люди за ним «ходили по пятам». Даже то, что Иешуа смог избавить прокуратора от головной боли, говорит о силе этого человека.
Иешуа является человеком, философские мысли которого затрагивают душу каждого. Именно данный герой учит, что на свете не существует злых людей. Однако Иешуа не пытается распространить свое учение, он высказывает свои мысли в надежде, что они смогут быть поняты каждым человеком.
Евангелие от…
Изначально считалось, что Иешуа Га-Ноцри и Иисус – это один и тот же человек, вот только автор хотел сказать совсем не это. Образ Иешуа не соответствует ни одному христианскому канону. Этот персонаж включает в себя множество религиозных, исторических, этических, психологических и философских характеристик, но все же остается простым человеком.
Булгаков был образованным и хорошо знал Евангелие, вот только у него не было цели создавать еще один экземпляр духовной литературы. Писатель осознанно искажает факты, даже имя Иешуа Га-Ноцри в переводе означает «спаситель из Назарета», а всем известно, что библейский персонаж родился в Вифлееме.
Этимология
Иешуа — еврейское произношение библейского имени Иисус
(в оригинале — с ударением Иешу́а). Смысл прозвища «Га-Ноцри», упомянутого в Талмуде в немного отличном виде — Йешу (ישו) га-Ноцри[3][4][5], — неясен, на этот счёт существуют различные версии.
По одной версии, это прозвище считают производным от названия города — «из Назарета»[6] (самый распространенный вариант толкования[1]). В Синодальном переводе Евангелий ему соответствует одно из наименований Христа — Назарянин
, в оригинале др.-греч. Ναζαρηνός (Мк. 1:24; Мк. 14:67; Лк. 4:34; Лк. 24:19).
По другой версии, оно означало «назорей», указывая на принадлежность к людям, особым образом посвящённым Богу[1]. Опять-таки, Назорей
(др.-греч. Ναζωραῖος) — одно из наименований Христа в Евангелиях (Мф. 2:23; Мк. 10:47; Лк. 18:37; Ин. 18:5; Ин. 18:7).
Имеются варианты толкования, которые связывают это прозвище со словом «нацар», или «нацер»[6], или «нецер»[1], которое означает «отрасль» или «ветвь»[1][6]. В устах первых христиан такое наименование могло использоваться в положительном смысле как указание на «исполнение пророчества Исаии, возвестившего, что Мессия будет отраслью („нецер“) от корня Иессея, отца Давида», а для иудеев, отвергших Иисуса и не признавших в нём Мессию, оно могло иметь презрительное значение «отщепенец»[1].
Наконец, слово «нацер» (другой вариант — «ноцер») могло означать «страж», «пастух»[6].
В архиве писателя сохранились выписки из различных источников, предлагавших различные, противоречившие друг другу варианты этимологии прозвища; возможно, поэтому автор не дал в романе его расшифровки[6].
Имя «Иешуа Га-Ноцри» использовалось в художественной литературе и до Булгакова. Например, в 1922 году в СССР была опубликована пьеса С. Чевкина «Иешуа Ганоцри. Беспристрастное открытие истины»[7].
Несоответствия
Выше было представлено не единственное несоответствие. Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита» является оригинальным, истинно булгаковским героем, у которого нет ничего общего с библейским персонажем. Так, в романе он представляется перед читателем молодым человеком 27 лет, в то время как Сыну Божьему было 33 года. Иешуа имеет только одного последователя, Левия Матвея, у Иисуса было 12 учеников. В романе Иуду убили по приказу Понтия Пилата, а в Евангелии он совершил самоубийство.
Такими несоответствиями автор всячески пытается подчеркнуть, что Иешуа Га-Ноцри – это в первую очередь человек, который смог найти в самом себе психологическую и нравственную опору, и он оставался верен своим убеждениям до самого конца.
Краткая биография
Возраст Иешуа в романе 27 лет, он не имел постоянно жилища и предпочитал странствовать. Его точное происхождение неизвестно, и он сам не помнил своих родителей. Га-Ноцри — это только прозвище, которое было дано ему другими людьми.
За столько лет юноша не обзавелся друзьями или учениками. Единственным его последователем стал Левий Матвей, но Га-Ноцри не признавал его: бывший сборщик податей больше вредит, чем помогает. Он искажает его учение.
О жизни странствующего философа мало что известно. Он не успел совершить чудес или великих поступков. К прокурору Иудеи он попал в неприглядном виде. О его внешности известно следующее:
Иешуа вел проповедь в городе и за это его арестовали. Люди посчитали, что он призывает к свержению кесаря. Прокуратор быстро понял, что обвинения пустые, но изменить ситуацию не смог. Иешуа отказался отвергать собственные убеждения. В итоге его приговорили к смертной казни.
Га-Ноцри распяли на Лысой Горе рядом с другими разбойниками. Все что смог сделать прокуратор — это приказать быстро заколоть странствующего философа. После Пилат велел похоронить тело.
В конце романа Иешуа добивается у Воланда прощения для прокуратора Иудеи и просит устроить судьбу Мастера и Маргариты. Повелитель сил тьмы послушался и все исполнил.
Внешний вид
В романе «Мастер и Маргарита» Иешуа Га-Ноцри предстает перед читателем в неблагородном внешнем образе: стоптанные сандалии, старый и порванный голубой хитон, голову покрывает белая повязка с ремешком вокруг лба. Руки его связаны за спиной, под глазом синяк, а в углу рта ссадина. Этим Булгаков хотел показать читателю, что духовная красота намного выше внешней привлекательности.
Иешуа не был божественно невозмутим, как и все люди, он чувствовал страх перед Пилатом и Марком Крысобоем. Он даже не догадывался о своем (возможно, божественном) происхождении и поступал так же, как и обычные люди.
Образ и сюжет
Иешуа Га-Ноцри
Иешуа Га-Ноцри родился в городке Гамла, расположенном на западном склоне Голанской возвышенности. О родителях мальчика ничего не известно, лишь вскользь упоминается, что отец Иешуа прибыл в Гамлу из Сирии.
У мужчины нет близких людей. Философ много лет скитается по свету и рассказывает желающим о собственном взгляде на жизнь. У мужчины нет философской школы или учеников. Единственным последователем Иешуа стал Левий Матвей – бывший сборщик налогов.
Воланд
Первым в романе Булгакова, как ни странно, Иешуа упоминает Воланд. Разговаривая с новыми знакомыми на Патриарших прудах, маг рисует перед слушателями портрет просвещенного:
«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью…»
Именно в таком виде предстал перед римским префектом Понтием Пилатом Иешуа Га-Ноцри. В черновиках Булгаков упоминает длинные рыжие волосы мужчины, но позже эту деталь убрали из романа.
Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат
Бесхитростного философа схватили и объявили преступником из-за проповедей, который читал Иешуа на рынках Ершалаима. Представителя закона поразили проницательность и доброта арестованного. Иешуа интуитивно угадал, что Понтий Пилат страдает от боли и мечтает, чтобы мучения прекратились:
«Истина, прежде всего, в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что малодушно помышляешь о смерти».
Не менее впечатлило прокуратора, что Иешуа свободно говорил на арамейском, греческом и латинском языках. Допрос с пристрастием внезапно превратился в интеллектуальный разговор двух образованных и нестандартно мыслящих людей. Мужчины спорили о власти и истине, доброте и чести:
«Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где не будет надобна никакая власть».
Иешуа Га-Ноцри
Осознав, что причиной ареста стала глупость и недалекость местного населения, Понтий Пилат пытается повернуть судебное расследование вспять. Прокуратор намекает философу, что нужно отвергнуть собственные убеждения, чтобы сохранить жизнь, но Иешуа не готов отказаться от собственного взгляда на будущее.
В этом поступке все, даже стражники, видят смелость мужчины, который до последнего вздоха остается верен себе. Но прокуратор не готов рисковать карьерой из-за умного и доброго путешественника, поэтому, невзирая на симпатии, казнь состоится.
Суд Пилата
Приговоренных к смерти ведут на Лысую гору, где и произойдет распятие. Смирившегося с судьбой и не сопротивляющегося Иешуа прибивают к деревянным доскам. Единственное, что смог сделать Понтий Пилат – отдать приказ, чтобы философа быстро закололи ножом в сердце. Подобный поступок избавит славного Га-Ноцри от продолжительных мучений. В последние минуты жизни Иешуа говорит о трусости.
«…он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
Казнь Иешуа Га-Ноцри
«Он прочитал сочинение Мастера и просит, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем… Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, взяли тоже».
Божественность присутствует
В произведении много внимания уделяется человеческим качествам героя, но при всем этом автор не забывает о его божественном происхождении. В конце романа именно Иешуа становится олицетворением той силы, что сказала Воланду даровать Мастеру покой. И вместе с этим автор не желает воспринимать этого персонажа прообразом Христа. Именно поэтому характеристика Иешуа Га-Ноцри такая неоднозначная: одни говорят, что его прототипом был Сын Божий, другие уверяют, что он был простым человеком с хорошим образованием, а третьи считают, что он был слегка не в себе.
В свою очередь автор отстаивает мнение о том, что Иешуа сосредоточил в себе образ нравственного закона, который вступает в конфликт с юридическим правом.
Нравственная истина
Герой романа пришел в мир, имея при себе одну нравственную истину: любой человек добр. Эта позиция выступила истиной всего романа. Две тысячи лет назад было найдено «средство спасения» (то есть покаяние в грехах), переменившее ход всей истории. Но Булгаков видел спасение в духовном подвиге человека, в его нравственности и стойкости.
Сам Булгаков не был глубоко религиозным человеком, он не ходил в церковь и перед смертью даже отказался от соборования, но и атеизм он не приветствовал. Он считал, что новая эра в ХХ веке – это время самоспасения и самоуправления, которое когда-то явилось миру в Иисусе. Автор считал, что такой акт способен спасти Россию в ХХ столетии. Можно сказать, что Булгаков хотел, чтобы люди верили в Бога, но не слепо следовали всему, что написано в Евангелие.
Даже в романе он открыто заявляет, что Евангелие – это выдумка. Иешуа оценивает Левия Матвея (он же евангелист, который известен всем) такими словами:
Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет, но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент!
Сам Иешуа опровергает достоверность свидетельствования Евангелия. И в этом его взгляды едины с Воландом:
Уж кто-кто, — обращается Воланд к Берлиозу, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в Евангелиях, не происходило на самом деле никогда.
Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат
Позже Пилат пытается искупить свою вину и просит священника отпустить в честь праздника именно этого осужденного. Но его затея не увенчалась успехом, поэтому он приказал своим слугам прекратить страдания приговоренного и лично распорядился, чтобы убили Иуду.
Сочинение про Иешуа из романа Булгакова
Одним из второстепенных персонажей произведения является Иешуа, прообразом которого писатель представляет Иисуса Христа.
Иешуа представлен в романе в образе обычного человека, философа-бродяги, характеризующегося сострадательным и добрым отношением к окружающим. Иешуа также, как и все люди, испытывает боль и ощущает страх.
Писатель описывает Иешуа в качестве источника силы света, оказывающего огромное влияние на людей и обладающего способностью излечения от недугов. Он не воспринимает оскорбления и обиды, поскольку для Иешуа они являются уделом слабого человека, а он представляет собой самодостаточного и сильного духом представителя людей.
В людских поступках и поведении для Иешуа все понятно и легко, общается он с окружающими посредством коротких и простых фраз, несущих в себе глубокий философский смысл. Убеждения Иешуа основаны на мнение о всеобщей доброте, однако придерживаясь этой позиции он понимает, что не все люди могут быть счастливы.
Отличительными чертами Иешуа являются его неприкрытая честность, отсутствие лжи и кривляния душой, отважность и храбрость, поскольку он не принимает понятие трусости, самого страшного человеческого порока.
Писатель описывает Иешуа как светлого, открытого и умного мужчины, на которого не могут оказывать влияние внешние обстоятельства, создав из этого героя образ идеально нравственного человека.
Герою приятно произносить слова правды, и он несет в массы свое видение мирского существования, когда, по его мнению, власть в виде насилия над людьми будет лишней и наступит всеобщее равенство.
Главным достоинством Иешуа автор считает его внутреннюю свободу и возможность на равных вести беседу с различными представителями общественных слоев. Сила Иешуа состоит в том, что он имеет способность понимать истину, видеть будущее и предсказывать желания, но несмотря на это он не стремится стать центром вселенной.
Описывая момент перед смертью героя, автор изображает Иешуа как великого божьего ученика, выражающего торжество жизни над смертью, с гордо поднявшей головой принимающего свою гибель, которую Иешуа воспринимает как очередную ступень познания совершенства.
Знакомимся ближе
Полностью понять булгаковского героя можно только обратив внимание на диалог Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. Именно из него можно узнать, откуда был Иешуа родом, насколько он был образован и как относится к окружающим.
Иешуа – всего лишь персонифицированный образ морально-философских представлений человечества. Поэтому не удивительно, что в романе отсутствует описание этого человека, есть только упоминание о том, как он одет и что на лице есть синяк и ссадины.
Еще из диалога с Понтием Пилатом можно узнать, что Иешуа одинок:
И, что странно, в этом высказывании нет ничего, что бы могло прозвучать как жалоба на одиночество. Иешуа не нуждается в сострадании, он не чувствует себя сиротой или каким-то ущербным. Он самодостаточен, перед ним весь мир, и он открыт для него. Немного сложно понять цельность Иешуа, он равен себе самому и всему миру, что вобрал в себя. Он не прячется в колоритном многоголосии ролей и масок, он свободен от всего этого.
Сила Иешуа Га-Ноцри настолько огромная, что поначалу ее принимают за слабость и безволие. Но он не так прост: Воланд чувствует себя с ним на равных. Булгаковский персонаж является ярким примером идеи богочеловека.
Бродячий философ силен своей непоколебимой верой в добро, и эту веру не может отнять у него ни страх наказания, ни видимая несправедливость. Его вера существует вопреки всему. В этом герое автор видит не только проповедника-реформатора, но и воплощение свободной духовной деятельности.
Краткая характеристика Иешуа
Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» описан как бесконечно милосердный и всепрощающий бродячий философ. Образ Иешуа в романе, как образ Иисуса Христа, только в интерпретации Булгакова.
Перед читателями Иешуа предстаёт как человек в старой и рваной одежде и стоптанных сандалиях. Не смотря на доставшиеся ему злоключения и побои, он улыбается своей светлой улыбкой, и не боится поднять глаза на Понтия Пилата.
В разговоре с прокуратором Иудеи выясняется, что Иешуа одинок, он не знает своих родителей, семьи и детей у него нет. Но он не жалуется на свое одиночество, а спокойно говорит, что «один перед всем миром».
Иешуа даже на допросе у прокуратура говорит правду — лгать он не умеет. Кроме этого, он не понимает насилия, и говорит об этом как о «царствие справедливости, и добра, где не нужна никакая власть».
Иешуа способен лечить людей, но он не врач. Ему свойственны какие- то особые целительные силы. Он способен предчувствовать события и очень проницателен. Кроме того, Иешуа знает несколько языков и обучен грамоте, что выясняется при разговоре с Пилатом.
Иешуа считает всех людей добрыми и никого не винит в том, что его собираются казнить. Он даже Марка Крысобоя считает «милым человеком». Перед своей казнью Иешуа Га-Ноцри заранее прощает всех кто выносит ему приговор.
Иешуа Га-Ноцри предан и оклеветан Иудой, но есть у него и ученик, Левий Матвей. Который предан своему учителю, он ходит за Иешуа и записывает сказанное им. Именно Левий Матвей передаёт просьбу Воланду, чтобы тот подарил Мастеру и Маргарите покой.
Стоит отметить что, противопоставление Иешуа и Воланда в романе показаны как бесконечная история добра и зла, которые не пытаются устранить друг друга. Воланд даже относится к Иешуа с уважением, говорит что: «Каждое ведомство должно заниматься своими делами».
Иешуа открыт миру и добр ко всем людям, но это не делает его слабым, наоборот, в его вере и терпимости его сила. Иешуа в романе это образ света, добра и милосердия, он противоположность Воланда, князя тьмы.
Образованность
В романе Иешуа Га-Ноцри обладает развитой интуицией и интеллектом, что позволяет ему угадывать будущее, причем не просто возможные события в ближайшие несколько дней. Иешуа способен угадать судьбу своего учения, которое уже сейчас неверно излагается Левием Матвеем. Этот человек настолько внутренне свободен, что даже понимая, что ему грозит смертная казнь, он считает своим долгом сказать римскому наместнику о его скудной жизни.
Га-Ноцри искренне проповедует любовь и терпимость. У него нет тех, которым бы он отдал предпочтение. Пилат, Иуда и Крысобой – все они интересные и «добрые люди», только искалечены обстоятельствами и временем. Беседуя с Пилатом, он говорит, что злых людей на свете нет.
Главная сила Иешуа – в открытости и непосредственности, он постоянно находится в таком состоянии, что в любой момент готов пойти навстречу. Он открыт для этого мира, поэтому понимает каждого человека, с которым его сталкивает судьба:
Беда в том, — продолжал никем не останавливаемый связанный, — что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей.
Открытость и замкнутость в мире Булгакова — это два полюса добра и зла. Добро всегда движется навстречу, а замкнутость открывает путь для зла. Для Иешуа истина – это то, что есть на самом деле, преодоление условностей, освобождение от этикета и догм.
Образ и характеристика Иешуа
В романе Булгакова, герой Га-Ноцри описан совершенно не так, как его показывают в Евангелие. Критики отмечают, что это герой для автора является слиянием самых светлых и порядочных составляющих, которые должны быть в людях. В произведении Булгакова Иешуа является таким же человеком, как и все. Он также испытывает боль и страдания.
Автор в своем романе показывает Га-Ноцри обычным простолюдином и даже никак не намекает читателю, что этот человек сын Бога. Этот бедняга проповедует свое учение, а также исцеляет людей, но главное то, что он человек.
Нет никакого золотого нимба над его головой. Никто с неба с ним не разговаривает во время болезненных мук. Булгаков этим хотел показать, что в мире часто все случается не по справедливости.
Описаний этого человека практически в романе нет. Все как-то поверхностно. Булгаков только доносит до читателя возраст мученика, одеяние. Также подчеркивает то, что лицо его избито, на нем ссадины и синяки. Когда прокуратор задал вопрос по поводу родных Иешуа, то тот ответил, что он сам на свете.
Причем это звучит не как жалость. Данный герой не создает вид беспомощного человека, которого нужно жалеть. На самом деле, герой Булгакова очень силен, но по началу люди не понимают этого и считают его поведение проявлением слабости.
Автор ставит Га-Ноцри на один уровень с Сатаной. Ведь Воланд представляет себя в царстве небесном на равных с Иешуа. Он является воплощением бога и остается верен своим суждениям. Он уверен в том, что все люди добрые.
Держать такое мнение очень трудно в мире в котором мы живем. Иешуа имеет очень развитый дар видить будущее. Он видит наперед. Даже зная о том, что его все равно казнят, он подчеркивает, что жизнь прокуратора очень скудна.
Данный герой всегда открыт для людей и для всего мира. Булгаков дает понять, что если человек движется на встречу, то он воплощает добро. Когда общество наполнено закрытостью, то это уже шаг в сторону зла. Главный смысл жизни его заключается в том, чтоб верить только в действительность, в то, что есть на самом деле.
Все же его казнят. Он погибнет. Это событие преподносит Булгаков как беду для всего человечества. Но автор подчеркивает, то, что это не совсем победа зла над добром. Складывается впечатление, что Га-Ноцри даже не осознает, что он умер. Он всегда будет жить, а мертв он только для прокуратора.
Трагедия
Трагедия истории Иешуа Га-Ноцри состоит в том, что его учение не было востребовано. Люди попросту были не готовы принять его истину. И герой даже опасается, что его слова будут поняты неправильно, и путаница будет длиться очень долго. Но Иешуа не отрекся от своих идей, он — символ человечности и стойкости.
Трагедию своего персонажа в современном мире переживает Мастер. Можно даже сказать, что Иешуа Га-Ноцри и Мастер в чем-то похожи. Ни один из них не отказался от своих идей, и оба поплатились за них жизнью.
Смерть Иешуа была предсказуемой, и ее трагизм автор подчеркивает с помощью грозы, которая заканчивает сюжетную линию и современной истории:
Тьма. Пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… Опустилась с неба бездна. Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете… Все пожрала тьма…
Нравственность
Со смертью главного героя во тьму погрузился не только Ершалаим. Нравственность его горожан оставляла желать лучшего. Многие жители с интересом наблюдали за пыткой. Они не испугались ни адской жары, ни дальней дороги: казнь – это ведь так интересно. И примерно такая же ситуация происходит спустя 2000 лет, когда народ страстно желает посетить скандальное выступление Воланда.
Смотря на то, как ведут себя люди, Сатана делает следующие выводы:
…они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота… Ну, легкомысленны… ну что, и милосердие иногда стучится в их сердца.
Иешуа – это не меркнущий, но всеми забытый свет, на котором исчезают тени. Он является воплощением добра и любви, обычным человеком, который, несмотря на все страдания, все же верит в мир и людей. Иешуа Га-Ноцри – это могущественные силы добра в человеческом облике, но даже на них можно повлиять.
На протяжении всего романа автор проводит четкую грань между сферами влияния Иешуа и Воланда, но, с другой стороны, сложно не заметить единство их противоположностей. Конечно, во многих ситуациях Воланд выглядит намного значимее, чем Иешуа, но эти властители света и тьмы равны между собой. И благодаря этому равенству в мире существует гармония, ведь если бы не было кого-то одного, то существование другого было бы бессмысленным. Тот покой, которым наградили Мастера, это своего рода соглашение между двумя могущественными силами, и к этому решению подвигает две великие силы обычная человеческая любовь, которая рассматривается в романе как наивысшая ценность.
Иешуа Га-Ноцри — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
В его структуре — две абсолютно разные сюжетные линии. Первая история разворачивается в Москве начала двадцатого века, где описывается история Мастера и Маргариты. Во второй истории читатель окунается в Ершалаим, где знакомится с библейскими персонажами: Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом.
Действия этих сюжетов происходят одновременно, и объединяет их общая тема борьбы добра со злом. Характеристика образа Иешуа Га-Ноцри представляет немалый интерес, поскольку прообразом героя является один из самых известных библейских персонажей — Иисус Христос.
Иешуа и его учение
Иешуа Га-Ноцри (в переводе «спаситель из Назарета») в произведении — бедняк-философ. Внешности героя не придаётся особенного значения. Известно лишь, что ему около двадцати семи лет. На его лице ссадины и синяки, а его одежда очень скромна: изорванный голубой хитон, белая повязка на голове, а на ногах — старые изношенные сандалии.
Иешуа одинок, у него нет семьи, своих родителей он не знал. Но всё это его не смущает. У героя есть цель. Он странствует по земле, проповедуя учение о добре, терпимости, человечности, и верит, что все люди от природы добры и милосердны. Любого встречающегося ему на пути человека он называет добрым, даже Пилата или Крысобоя. Он не считает таких людей злыми, они несчастны в силу жизненных обстоятельств.
Иешуа и Пилат
За эти речи по ложному доносу Иешуа был схвачен и доставлен к Понтию Пилату, прокуратору Иудеи, на суд. Его идеи сочли призывом к свержению власти. Прокуратор быстро понял, что бедняк не представляет угрозы. Он даже сочувствует Иешуа. Этот бедняк смог покорить властного и жестокого тирана своей искренностью, добротой и участием. Но как бы ни старался, Пилат не смог спасти преступника от казни. Он слишком сильно боялся пойти против воли кесаря и потерять должность.
Философ принял свою участь спокойно и смиренно, даже в такой безнадежной ситуации он «не винит никого за то, что у него отняли жизнь». После казни Га-Ноцри как воплощение доброты и сострадания, становится бессмертным. Он видит, как Пилат, терзаемый совестью, жаждет прощения, поэтому просит Воланда помиловать прокуратора. Князь Тьмы исполняет просьбу Иешуа.
Прототип персонажа
Как было сказано выше, прототипом Иешуа Га-Ноцри послужил Иисус Христос. Эти герои имеют между собой определенные сходства.
Внешнее сходство характеров. Основные личные качества Иешуа и Иисуса совпадают: исключительная доброта, терпимость, человеколюбие, образованность, смирение и стойкость.
Одинаковые судьбы. Оба персонажа пришли в этот мир как спасители людских душ. Они проповедовали одни ценности, пережили предательство и заплатили жизнью за стойкость в выражении собственных взглядов.
Несмотря на схожесть героев, автор ставил своей целью изменение традиционных представлений о Спасителе. Михаил Афанасьевич не был очень набожным человеком, но и не считал себя атеистом. Одно можно сказать с уверенностью: он хорошо знал Священное писание, а значит, все расхождения в образах были допущены не случайно. Сделано это было для того, чтобы изобразить Сына Божьего более человечным, приземлённым, таким, как другие люди.
Можно отметить несколько основных существенных различий:
Вывод
Образ Иешуа Га-Ноцри в романе Михаила Булгакова воплощает желание автора показать Спасителя реальным человеком. По мнению А. Н. Варламова, автор любил в Иешуа его положительные качества: человечность, доброту, великодушие, сострадание. Но он не принимал его божественного происхождения и искупительного смысла его деяний. Он искренне считал этого персонажа реальным человеком и не хотел лгать о его происхождении в своем романе.
Характеристика образа Иешуа Га-Ноцри может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
Понтий Пилат — центральный персонаж ершалимских глав романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. «Выдуманный» Мастером герой, «Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье!». Прокуратор (римский наместник) Иудеи известный в народе как «свирепое чудовище». Он утверждает смертный приговор бродячему философу Иешуа.
Исторический прототип
Хотя Пилат является наиболее засвидетельствованным правителем Иудеи, сохранилось мало источников о его правлении. Ничего не известно о его жизни до того, как он стал наместником Иудеи, и ничего не известно об обстоятельствах, которые привели его к этой должности.
Образ
Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите» Булгакова является персонажем Мастера, то есть героем романа в романе. Он является сыном короля-звездочёта и дочери мельника, красавицы Пилы.:
Упоминание, что прокуратор был сыном звездочета и мельничихи, восходит к средневековой майнцской легенде о короле-астрологе Ате и дочери мельника Пилы. Однажды Ат, находясь в походе, узнал по звездам, что зачатый им тотчас ребенок станет могущественным и знаменитым. Королю привели первую попавшуюся женщину — мельничиху Пилу. Родившийся мальчик получил имя от сложения их имен.
Он хорошо образован, имеет большую библиотеку и знает по крайней мере три языка: греческий, арамейский и латынь.
Ранее Понтию Пилату приходилось лично командовать целыми легионами. Он служил трибунном (командная должность в составе легиона) в римской кавалерии, и известен как «всадник Золотое Копье»:
В должности прокуратора Иудеи (высокопоставленный чиновник управляющий регионом) Понтий Пилат обрел славу свирепого чудовища:
В Ершалиме он представляет власть самого кесаря (цезаря) и ему подчиняются войска, но он ненавидит свою работу и этот город:
Его резиденция находится в Кесарии, но по служебным обязанностям прокуратор вынужден приезжать в Ершалаим, где живет в огромном дворце с колоннадами построенным Иродом Великим, прославившимся как «величайший строитель в еврейской истории»:
По долгу службы Пилату приходится читать доносы, половина из которых на него самого:
При этом его не любит местная власть и пишут жалобы него самому кесарю:
Первосвященник Каифа уверен, что Пилат не любит иудейский народ, и погубит его:
Понтий Пилат страдает от постоянных головных болей. Они настолько сильные, что он даже малодушно помышлял о смерти. Его жизнь пуста, однообразна и безрадостна. Он полностью разочарован в людях и никому не доверяет. Единственное существо, к которому Понтий Пилат единственное близкое ему существо — это его собака Банга:
Суд над Иешуа
В день когда у Пилата разыгралась сильная мигрень, к нему на суд приводят бродячего философа Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, которого обвиняют в призывах к разрушению Ершалимского храма. Малый Синедрион (суд состоящий из 23-х присяжных) вынес ему смертный приговор, и Пилат должен утвердить его:
Арестант называет Пилата «добрым человеком», и тот вызывает своего стража «великана» Марка Крысобоя, чтобы тот объяснил, что к прокуратору следует обращаться не иначе как игемон (первенствующей, главенствующий) :
Тем не менее, в ходе допроса прокуратор проникается сочувствием к обвиняемому, который оказался добрым и мудрым человеком, в отличии от прочих фанатиков и лжецов которых ему приходилось судить. Он уже был готов признать арестанта душевнобольным, и заменить смертную казнь на высылку из города, но оказалось, что против Иешуа есть еще одно, гораздо более серьезное обвинение — «оскорбление величества…»:
Он утверждал, что власть земная скоро исчезнет и наступит некая иная власть. Превратно истолкованные, эти слова означают, что Иешуа выступал против всякой власти, а значит, и власти великого кесаря:
Прокуратор понимает, что оправдать такое преступление невозможно, и старается подвести Иешуа к тому, чтобы тот отказался от слов, которые, как утверждает обвинение, он сказал некому Иуде из Кириафа:
Словно не понимая его намеков, Иешуа подтверждает эти слова. После этого Пилат обязан утвердить смертный приговор:
Тем не менее прокуратор совершает еще одну попытку спасения Иешуа, хотя и понимает, что его дело безнадежно. По обычаю, накануне еврейской Пасхи, которая должна начаться на следующий день, полагалось помиловать одного из преступников осужденных местной властью. Он настойчиво просит первосвященника Каифу о помиловании Иашуа, но тот отказывает прокуратору. Вместо него отпускает Вар-Раввана, убийцу и бунтовщика, объясняя, что безобидные на первый взгляд речи философа, представляют угрозу гораздо большую чем «жалкий разбойник Вар-равван»:
Прокуратор и сам понимает, что речи доброго философа несут угрозу для государства, но выходит из себя и угрожает Каифе. После небольшой словесной перепалки, Пилат вынужден исполнить свой долг и публично объявляет, что помилован будет Вар-Равван.
Муки Пилата
После казни Пилату докладывают, что перед смертью Иешуа говорил, что «не винит за то, что у него отняли жизнь», но не уточняет кого именно. Пилат принимает эти слова на свой счет:
Также ему докладывают, что перед казнью Иешуа сказал что одним из главных пороков считает трусость:
Эта фраза навсегда останется в памяти Понтия Пилата. Мысль о том, что из страха за свою карьеру, он приговорил к гибели невиновного человека не дает Пилату покоя. Он испытывает душераздирающие угрызения совести, страдает от постоянной бессонницы и ночных кошмаров. Заснув он видит сон, в котором Иешуа жив, и они ведут беседу гуляя по лунной дороге ведущей в небо. Понтий Пилат соглашается, что нет порока хуже трусости, и принимает в себе труса:
Что бы хоть как-то искупить свою вину, прокуратор поручает начальнику тайной службы, Афранию, тайно захоронить казненных в тот день и намекает, что нужно избавиться от доносчика Иуды, который выдал Иешуа. Он говорит Левию Матвею, что «этого, конечно, маловато, сделанного, но все-таки» он это сделал.
За свое малодушие Понтий Пилат был наказан вечной жизнью в обществе одного только пса. В течении двух тысячелетий он страдает от бессонницы, а когда засыпает, видит лунную дорогу по которой никак не может пройти:
Душа прокуратора тысячелетиями не знает покоя из-за непрекращающихся мук совести, но, в конце романа, по просьбе Иешуа, Мастер заканчивает свой роман о Пилате и освобождает своего героя:
Обретя долгожданную свободу Понтий Пилат, вместе со свои верным псом, наконец поднимаются по этой лунной дороге туда, где его ждет Иешуа.
Внешность
Пилат описывается Булгаковым как уже немолодой человек с военным прошлым. У него лысеющая голова, желтое лицо и зубы:
Он носит белый плащ с багряной (ярко красной) подбивкой: