первоочередное предоставление льгот и бонусов руководящим сотрудникам
Необоснованно выплачена премия руководителю учреждения
Необоснованно выплачена премия руководителю учреждения — такое иногда встречается на практике. Рассмотрим, при каких обстоятельствах эту выплату для руководителя можно считать необоснованной.
Может ли иметь место первоочередное предоставление льгот и бонусов руководящим сотрудникам
Структура зарплаты руководства организации и обычных работников не различается. Она складывается из 3 составляющих:
Однако особенностью руководящей работы является ответственность руководителя за результаты деятельности вверенного ему подразделения. Поэтому, прежде чем давать оценку работе руководителя для целей его премирования, необходимо подвести итоги работы подчиненного ему подразделения и оценить трудовой вклад каждого из работников этого подразделения. Результаты этих итогов должны входить в набор показателей премирования, по которым оценивают право руководящего работника на получение премии.
О том, какие ситуации делают выплату премии необоснованной, читайте в материале «Необоснованное начисление и выплата премии».
Как правильно обосновать выплату премий администрации
Перечни показателей премирования содержит такой документ, как нормативный акт о премировании:
Правила премирования могут не выделяться в отдельный нормативный акт, а входить в состав положения об оплате труда.
Эти документы могут содержать правила начисления премий для руководителей всех уровней: от руководителя самой мелкой структурной единицы до руководителя организации. Особое положение возникает для руководителя организации и его заместителей, условия премирования которых вправе устанавливать собственник компании или уполномоченный им орган, закрепляя их индивидуально в трудовом соглашении с конкретным работником. Таким образом, процедура премирования для администрации организации может устанавливаться:
Отраслевое положение об оплате труда работников государственных медорганизаций, подведомственных департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого АО (утверждено постановлением Правительства Ямало-Ненецкого АО от 09.12.2016 № 1269-П) в приложении 5 содержит целевые показатели и критерии оценки эффективности и результативности деятельности медицинской организации для премирования руководителей медорганизаций.
Учреждениям федерального, регионального и муниципального уровней при определении величины премий для руководителей необходимо руководствоваться правилами ст. 145 ТК РФ, указывающими на существование максимально допустимого предела соотношения зарплаты руководителя и обычных работников. Этот предел устанавливают для учреждений:
Действующими на сегодняшний день документами федерального уровня являются:
Об особенностях создания положения о премировании в ГУП и МУП читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».
Каковы основания для начисления премии генеральному директору
Работу генерального директора в госучреждении любого уровня при решении вопроса о его премировании оценивает, как правило, вышестоящая организация, ориентируясь на установленные для этой должности показатели премирования. Главными критериями оценки будут:
Основой для рассмотрения этих критериев служит письменный отчет директора о своей работе за соответствующий период.
Если генеральному директору дано право решать вопрос о назначении себе премии без согласования с вышестоящей инстанцией, то он это делает на основании действующего в учреждении нормативного акта о премировании, согласованного с учредителем и указанного в качестве основания для начисления премии в трудовом соглашении.
Какими действиями руководитель лишает себя премии
В обычных ситуациях к лишению руководителя премии может привести невыполнение им показателей, служащих основаниями для начисления ему премиальных. Кроме того, возможно лишение премии по особым причинам, указанным в отдельном разделе положения о премировании. Например, при совершении дисциплинарного проступка или увольнении в периоде премирования.
Для руководителей дисциплинарными проступками могут стать (ст. 81 ТК РФ):
Незаконно начисленной руководителю может быть признана премия, если:
По незаконно начисленной премии в отношении руководителя становится возможно:
С вступлением в силу закона «О внесении изменений в ТК РФ» от 03.07.2016 № 347-ФЗ увольнение руководителя может быть вызвано также несоблюдением максимально допустимого предела соотношения зарплаты руководителя госучреждения и обычных работников (ст. 278 ТК РФ).
Итоги
Правила премирования для руководителей устанавливаются в локальных нормативных актах, к числу которых относится и трудовое соглашение с руководителем. Для руководителей госучреждений существуют дополнительные ограничения по величине доходов, обусловленные сравнением их с доходом обычных работников. Нарушение установленных правил премирования может сделать премию, начисленную руководителю, не только необоснованной, но и незаконной.
Подробнее о максимальном размере премий сотрудников и руководящего состава читайте здесь.
Управление персоналом. Тест 3
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Какие основные формы стимулов выделяют?
принуждение, материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение
моральное стимулирование, материальное стимулирование, функциональное стимулирование, структурное стимулирование
стимул, мотив, потребность, нужда
похвала, просьба, убеждение
зарплата, премия, подарки
2. Какой из ниже перечисленных пунктов не относится к основным факторам мотивации труда?
интересная работа
продвижение по службе
уровень заработной платы
стаж работы
условия труда
3. Кто из ученых при классификации мотивов выделил в отдельную группу гигиенические мотивы?
К.Мадсен
А.Маслоу
Ф.Герцберг
К.Альфред
В.Врум
4. На какие две группы подразделяются современные теории мотивации?
классические, прогрессивные
социальные, экономические
содержательные, процессуальные
теоретические, эмпирические
научные, практические
5. Основными формами оплаты труда являются:
повременная и сдельная
заработная плата и прибыль
тарификация и индексация
фиксированная и плавающая
окладная и тарифная
6. Первоочередное предоставление льгот и бонусов руководящим сотрудникам:
увеличивает трудовую мотивацию персонала компании
уменьшает трудовую мотивацию персонала компании
не влияет на трудовую мотивацию персонала компании
укрепляет чувство справедливости у работников
является рациональным и отражает принципы процессуальных теорий мотивации
7. Под обогащением труда обычно понимают:
увеличение размера вознаграждения
увеличение количества выполняемых функций
возможности карьерного роста
автоматизация труда
возможность невыполнения функциональных обязанностей
8. Понятие «абсентизм» используют для обозначения:
текучести кадров
преданности организации
процесса отторжения работы
жизнь во благо других людей
быстрого роста профессионализма
9. Постоянная угроза увольнения за несоответствие занимаемой должности
увеличивает преданность организации
уменьшает преданность организации
не влияет на преданность организации
снижает степень конфликтности личности
увеличивает эффективность труда
10. Принципы Э. Мэйо, иерархия потребностей У. Маслоу, Хоторнские эксперименты являются вкладом в теорию управления:
бихевиористов
школы человеческих отношений
классической школы управления
школы научного управления
административной школы
11. Резкое увеличение количества случаев мелкого воровства, самовольного сокращения рабочего дня и других аналогичных проявлений (при сохранении кадрового состава) обычно могут быть устранены путем:
увеличения воспринимаемой справедливости системы вознаграждений
усиления контроля и дисциплинарных мер
замены части менеджеров среднего звена
повышения привлекательности работы
улучшения условий труда
12. Самостоятельными мотивирующими факторами могут служить такие особенности содержания работы, как (выберите несколько ответов)
автономность
повторяемость
разнообразие требуемых навыков
простота требуемых знаний
монотонность работы
конвейерная зависимость
13. Сдельная форма оплаты труда используется в случаях, когда:
цикл работы слишком длинный
в работе постоянно происходят изменения
процесс производства не контролируется человеком
работу можно легко измерить и она увязана с конкретными исполнителями
работу сложно измерить и она не увязана с конкретными исполнителями
14. Содержательные теории мотивации основываются на:
представлении о справедливости вознаграждения
анализе процесса выполнения работы
концепции потребностей работника
идее об удовлетворенности трудом
оценке соотношения усилий и получаемого результата
15. Теории мотивации Врума, Портера и Лоулера являются:
содержательными
процессуальными
системными
организационными
описательными
Первоочередное предоставление льгот и бонусов руководящим сотрудникам
1. В какой период профессиональной деятельности формируется мотивация труда?
а) до начала профессиональной деятельности;
б) после приобретения трудового стажа 10-15 лет;
в) во время адаптации в коллективе;
г) после получения желаемой отдачи от трудовой деятельности;
д) после признания важности труда.
2. В соответствии с теорией «X» Дугласа МакГрегора человек:
а) стремиться к проявлению самостоятельности;
б) обладает творческим мышлением;
в) проявляет интерес к работе вне зависимости от форм мотивации;
г) не любит работать и старается избежать ответственности;
д) ответы а) и б).
3. В чем заключается основная идея классической теории мотивации?
а) самоутверждение – единственный мотивирующий фактор в работе;
б) деньги – единственный мотивирующий фактор в работе;
в) жажда власти – основной мотивирующий фактор в работе;
г) мотивирует стремление к расширению масштаба контроля;
д) человека мотивируют потребности высших уровней.
4. В чем заключается цель стимулирования персонала?
а) побудить человека избегать конфликтов;
б) побудить человека делать больше и лучше того, что обусловлено трудовыми отношениями;
в) побудить человека не превышать своих полномочий;
г) внушить человеку чувство собственного достоинства;
д) обеспечить человеку достойный уровень жизни.
5. В чем суть классической теории мотивации?
а) деньги – единственный мотивационный фактор;
б) человека заставляют действовать внутренние потребности;
в) поведение человека определяется его ожиданиями;
г) самоутверждение – единственный мотивирующий фактор в работе;
д) жажда власти – основной мотивирующий фактор в работе.
6. Вероятность увольнения по собственному желанию выше
а) у недавно нанятых на работу сотрудников
б) у сотрудников, проработавших в организации 8-10 лет;
в) у сотрудников, проработавших в организации 15-20 лет;
г) у сотрудников, длительное время работающих в организации;
д) не зависит от стажа работы в организации.
7. Для увеличения эффективности труда необходимо:
а) четко формулировать цель работы;
б) давать общее представление о необходимых результатах;
в) ориентироваться не на результат, а на процесс работы;
г) своевременно стимулировать работников;
д) все вместе.
8. Если результаты деятельности работника неудовлетворительны, то как руководителю предпочтительнее сообщить об этом:
а) высказать свою оценку в СМИ фирмы;
б) высказать свою оценку сотруднику публично;
в) вообще не говорить работнику о характере данной ему оценки, а сразу принять соответствующие меры;
г) высказаться в отношении отдельных достижений сотрудника и подробнее остановиться на тех результатах, которые не удовлетворяют руководство компании;
д) возможны варианты а) и б).
9. За что лучше всего, с точки зрения компании, платить сотруднику премию:
а) за достижение плановых показателей;
б) за перевыполнение плана;
в) за выдающиеся заслуги;
г) не за что-то, а пропорционально чему-то, например зарплате;
д) ответы а) и в).
10. Завышение размеров вознаграждения сотрудника обычно приводит к:
а) постоянному увеличению эффективности его работы;
б) временному увеличению эффективности его работы;
в) постоянному уменьшению эффективности его работы;
г) временному уменьшению эффективности его работы;
д) снижению мотивации работника.
11. Заключение трудовых договоров позволяет удовлетворить потребность:
а) в уважении;
б) в самореализации;
в) в безопасности;
г) в стремлении к власти;
д) в стремлении к независимости.
12. К добровольным социальным льготам относятся
а) обязательное медицинское страхование;
б) оплата больничных листов;
в) обязательное пенсионное страхование;
г) оплата питания;
д) все перечисленные льготы являются добровольными.
13. К представителям какой группы теории мотивации относятся Абрахам Маслоу, Дэвид МакКлеланд, Фредерик Герцберг?
а) содержательной;
б) процессуальной;
в) классической;
г) количественной;
д) административной.
14. К процессуальным теориям мотивации относится:
а) теория двух факторов Герцберга;
б) теория ожиданий;
в) теория ERG Альдерфера;
г) теория А.Маслоу;
д) теория А.Файоля.
15. Как условно называют теорию мотивации Виктора Врума?
а) теория ожиданий;
б) теория справедливости;
в) теория Х, Y;
г) пирамида Врума;
д) содержательная теория.
16. Какая группа потребностей является первичной, базовой в иерархии А.Маслоу?
а) в самовыражении, самоопределении;
б) в общественном признании;
в) в безопасности;
г) физиологические;
д) социальные.
17. Какая из предложенных современных концепций мотивации была разработана профессором Калифорнийского университета В.Оучи?
а) теория х;
б) теория y;
в) теория z;
г) пирамида потребностей;
д) теория ожидания.
18. Какая из теорий мотивации включает в себя следующие переменные: усилие, восприятие, результаты, вознаграждение, степень удовлетворения?
а) теория ожидания;
б) модель Портера-Лоулера;
в) теория справедливости Адамса;
г) теория ERG Альдерфера;
д) теория А.Маслоу.
19. Какие из приведенных потребностей свойственны всем людям?
а) в самовыражении, самоопределении;
б) в общественном признании;
в) в безопасности;
г) физиологические;
д) социальные.
20. Какие основные формы стимулов выделяют?
а) принуждение, материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение;
б) моральное стимулирование, материальное стимулирование, функциональное стимулирование, структурное стимулирование;
в) стимул, мотив, потребность, нужда;
г) похвала, просьба, убеждение;
д) зарплата, премия, подарки.
22. Какой из ниже перечисленных пунктов не относится к основным факторам мотивации труда?
а) интересная работа;
б) продвижение по службе;
в) уровень заработной платы;
г) стаж работы;
д) условия труда.
23. Кто из ученых анализировал и сопоставлял две мотивационные теории «X» и «Y»?
а) Абрахаи Маслоу;
б) Фредерик Херцберг;
в) Ф.Тейлор;
г) Д.Макгрегор;
д) В.Врум.
24. Кто из ученых при классификации мотивов выделил в отдельную группу гигиенические мотивы?
а) К.Мадсен;
б) А.Маслоу;
в) Ф.Герцберг;
г) К.Альфред;
д) В.Врум.
25. Маслоу расположил потребности в следующей последовательности:
а) физиологические, потребности в безопасности, социальные, уважения, самосовершенствования;
б) потребности в безопасности, физиологические, социальные, самосовершенствования, уважения;
в) социальные, физиологические, потребности в безопасности, уважения, самосовершенствования;
г) самосовершенствования, социальные, потребности в безопасности, физиологические, уважения;
д) социальные, потребности в безопасности, физиологические уважения, самосовершенствования.
26. На какие две группы подразделяются современные теории мотивации?
а) классические, прогрессивные;
б) социальные, экономические;
в) содержательные, процессуальные;
г) теоретические, эмпирические;
д) научные, практические.
27. Наибольшую ценность с точки зрения мотивирования имеет работа
а) предъявляющая завышенные требования к возможностям работника;
б) требующая от сотрудника значительных усилий;
в) не требующая от сотрудника значительных усилий;
г) не оплачиваемая в полном объеме;
д) оплачиваемая ниже, чем предыдущая работа.
28. Основными формами оплаты труда являются:
а) повременная и сдельная;
б) заработная плата и прибыль;
в) тарификация и индексация;
г) фиксированная и плавающая;
д) окладная и тарифная.
29. По Герцбергу основным фактором, влияющим на удовлетворенность трудом, является:
а) самостоятельность работников на своем рабочем месте;
б) ориентация работников на достижения;
в) благоприятные отношение с руководителем;
г) свобода в выборе времени отдыха в течение рабочего дня;
д) удовлетворение физиологических потребностей.
30. Первоочередное предоставление льгот и бонусов руководящим сотрудникам:
а) увеличивает трудовую мотивацию персонала компании;
б) уменьшает трудовую мотивацию персонала компании;
в) не влияет на трудовую мотивацию персонала компании;
г) укрепляет чувство справедливости у работников;
д) является рациональным и отражает принципы процессуальных теорий мотивации.
31. Побудить исполнителя к активному сотрудничеству возможно двумя способами:
а) моральным и материальным поощрением;
б) угрозой увольнения и снижения заработной платы;
в) убеждением и участием;
г) администрированием и приказаниями;
д) манипулированием и просьбами.
32. Под обогащением труда обычно понимают:
а) увеличение размера вознаграждения;
б) увеличение количества выполняемых функций;
в) возможности карьерного роста;
г) автоматизация труда;
д) возможность невыполнения функциональных обязанностей.
33. Под термином «мотивация» понимают:
а) поведение человека, направленное на достижение определенной цели;
б) совокупность процессов, которые побуждают и ориентируют поведение человека;
в) выбираемые человеком цели и средства их достижения;
г) реакция человека на любые психологические воздействия;
д) смысл трудовой деятельности.
34. Понятие «абсентизм» используют для обозначения:
а) текучести кадров;
б) преданности организации;
в) процесса отторжения работы;
г) жизнь во благо других людей;
д) быстрого роста профессионализма.
35. Постоянная критика результатов работы сотрудника обычно приводит к:
а) увеличению эффективности его труда;
б) уменьшению эффективности его труда;
в) увеличению потребности в обучении;
г) снижению степени конфликтности личности;
д) росту преданности организации.
36. Постоянная угроза увольнения за несоответствие занимаемой должности
а) увеличивает преданность организации;
б) уменьшает преданность организации;
в) не влияет на преданность организации;
г) снижает степень конфликтности личности;
д) увеличивает эффективность труда.
37. При сообщении о необходимости уменьшения размеров вознаграждения желательно
а) проявить жесткость, чтобы отсечь ненужные возражения;
б) честно объяснить причины принимаемых мер;
в) пообещать компенсацию в дальнейшем, даже если знаете, что для этого не будет средств, чтобы настроить сотрудников на работу;
г) внушить работнику, что большего он не заслуживает;
д) подчиненным ничего объяснять не следует.
38. Принципы Э.Мэйо, иерархия потребностей У.Маслоу, Хоторнские эксперименты являются вкладом в теорию управления:
а) бихевиористов;
б) школы человеческих отношений;
в) классической школы управления;
г) школы научного управления;
д) административной школы.
39. Процессуальные теории мотивации изучают
а) содержание потребностей и мотивов человека;
б) факторы, влияющие на формирование потребностей;
в) взаимосвязь поведения и его ожидаемых результатов;
г) основные способы принуждения к труду;
д) влияние психологических особенностей человека на мотивации.
40. Резкое увеличение количества случаев мелкого воровства, самовольного сокращения рабочего дня и других аналогичных проявлений (при сохранении кадрового состава) обычно могут быть устранены путем:
а) увеличения воспринимаемой справедливости системы вознаграждений;
б) усиления контроля и дисциплинарных мер;
в) замены части менеджеров среднего звена;
г) повышения привлекательности работы;
д) улучшения условий труда.
41. С точки зрения мотивирования сотрудников основная задача организации корпоративных праздников состоит в том, чтобы:
а) привнести в работу радость;
б) продемонстрировать уважение руководства к сотрудникам;
в) компенсировать невысокий уровень оплаты труда в компании;
г) все вместе;
д) все неверно.
43. Свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов – это:
а) стимулы;
б) мотивы;
в) мотивационная деятельность;
г) потребности;
д) цели.
44. Сдельная форма оплаты труда используется в случаях, когда:
а) цикл работы слишком длинный;
б) в работе постоянно происходят изменения;
в) процесс производства не контролируется человеком;
г) работу можно легко измерить и она увязана с конкретными исполнителями;
д) работу сложно измерить и она не увязана с конкретными исполнителями.
45. Сила мотива определяется:
а) степенью актуальности той или иной потребности для работника;
б) направленностью потребности;
в) степенью уверенности в собственных силах;
г) характером человека;
д) степенью изменчивости потребностей.
46. Содержательные теории мотивации основываются на:
а) представлении о справедливости вознаграждения;
б) анализе процесса выполнения работы;
в) концепции потребностей работника;
г) идее об удовлетворенности трудом;
д) оценке соотношения усилий и получаемого результата.
47. Такие недостатки условий работы, как теснота, шум, недостаточность освещения и др.
а) уменьшают удовлетворенность работой;
б) увеличивают неудовлетворенность работой;
в) не влияют на удовлетворенность и неудовлетворенность работой;
г) мотивируют работника;
д) позволяют работнику удовлетворить потребность в уважении.
48. Теории мотивации Врума, Портера и Лоулера являются:
а) содержательными;
б) процессуальными;
в) системными;
г) организационными;
д) описательными.
49. Человек ленив, старается избегать работы. Людей нужно принуждать к труду – это:
а) теория «X»;
б) теория «Y»;
в) теория «Z»;
г) теория ожиданий;
д) теория справедливости
50. Что означает буквально «стимул» в переводе с латинского?
а) материальное поощрение за хорошо сделанную работу;
б) приманка для животных, когда необходимо, чтобы они сделали что-либо;
в) остроконечная палка, которой подгоняют животных;
г) принуждение;
д) манипулирование.
51. Чтобы вознаграждение служило мотивирующим фактором необходимо, чтобы оно соответствовало:
а) возможностям организации;
б) ценности сотрудника;
в) ожиданиям сотрудника;
г) среднеотраслевому уровню;
д) вознаграждению за предыдущую работу.