первый заместитель генерального директора код по окпдтр 2020
Заместитель директора код по окпдтр
На нашем ресурсе-справочнике представлен ОКПДТР классификатор 2021 с поиском по названию профессий, должностей с расшифровкой по видам деятельности работников (действовал и в 2018 году). Все пожелания и замечания до доработке сервиса необходимо направлять на admin@okpdtr.ru
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) — составная часть Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, подготовлен в рамках выполнения государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
Классификатор предназначен для решения таких задач как:
Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих.
ОКПДТР состоит из двух разделов:
Первый раздел — профессии рабочих — включает в себя профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.
Второй раздел — должности служащих — разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике. Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента Российской Федерации «О государственных должностях Российской Федерации» N 32 и «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» N 33 от 11 января 1995г.
Какой код необходимо присвоить если такой должности нет в классификаторе?
Вопрос-ответ по теме
Вопрос
Какой код необходимо присвоить если такой должности нет в классификаторе? Операционный директор. Существует ли вообще название такой должности? Или есть другие варианты?
Ответ
Рассмотрев ваш вопрос, можно сказать, что ни Квалификационные справочники, ни Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367, не содержат наименования должности Операционный директор«.
При этом, на практике, законодательство не запрещает брать производную должность и добавлять в название направление деятельности.
Если же, данный работник не является единоличным исполнительным органом, а просто является, например, директором операционного отдела, а также выполняет обязанности заместителя, то нужно добавить еще дополнительный код, указывающий на производный характер такой должности. Фасет 11. Производные должности
Пример кодирования по ОКПДТР должности заместителя начальника финансово-экономического отдела:
1 — контрольное число;
1 — категория руководителей;
03 — производная должность — заместитель.
Заместитель директора акционерного общества:
1319 –директор акционерного общества;
7 — контрольное число;
1 — категория руководителей;
03 — производная должность — заместитель.
Подробности в материалах Системы Кадры:
При оформлении штатного расписания работодатель может использовать форму № Т-3, утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, или самостоятельно разработанную форму. В графу 3 указанной формы нужно внести наименования должностей (специальностей, профессий) для штатных единиц организации. По общему правилу должности предусматриваются для сотрудников, которые занимаются в первую очередь умственным трудом: управлением, сбором, анализом, обработкой информации (например, заместитель начальника производственного отдела, заведующий кафедрой). В свою очередь понятие «профессия» в большей мере относится к сотрудникам, занятым производственным процессом, физическим трудом (строители, электрики, механики).
Наименования должностей и профессий работодатель, как правило, определяет по собственному усмотрению. Например, должность руководителя организации может значиться в штатном расписании как директор, генеральный директор, президент компании и т. п.
Однако, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.
Говоря о квалификационных справочниках, в первую очередь необходимо пользоваться следующими из них:
Помимо вышеперечисленных документов, организациям следует руководствоваться также:
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
Заместитель директора код по окпдтр
С 1 июля 2015 действует новая редакция КОДП-2015
Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Что в имени тебе моем?
Мы уже не раз упоминали о том, что очень сложно определить типичные обязанности секретаря или помощника руководителя. Многое зависит от сферы деятельности компании, ее размера, фантазии руководителя и практически ничем не регламентируется. Кроме того, существует деление внутри самой профессии, которое, как показывает практика, по-разному понимается работниками и работодателями.
Сами секретари чувствуют разницу, порой интуитивно, поэтому на форумах не стихают споры о том, кто «главнее», какая иерархия существует внутри профессии, что является высшей ступенью в карьере административного работника. Единого мнения на этот счет среди моих коллег пока нет.
Тем не менее если эти многочисленные названия существуют, то должны существовать и явления, которые они описывают.
Давайте разбираться во всех тонкостях классификации административных должностей.
Разбираемся с понятиями
Перечислим основные административные должности: «секретарь», «референт», «секретарь-референт», «помощник руководителя», «секретарь на reception», «офис-менеджер». Прежде чем мы рассмотрим их подробнее, разберемся, что понимается под каждой из этих должностей.
Википедия не дает определения должности «секретарь». В ней есть только статья «Секретарь-референт», в которой содержится такое определение: секретарь-референт – офисный работник с широким кругом обязанностей от приема телефонных звонков (ресепшионист) до помощника руководителя (личный секретарь).
Здесь же указан список обязанностей, выполняемых секретарем-референтом:
Особой ясности после прочтения этой статьи не появилось. То, что круг обязанностей широк, мы все и так знаем, а вышеперечисленные может выполнять и секретарь, и помощник руководителя. К тому же это далеко не половина обязанностей, которые приходится выполнять типичным представителям нашей профессии. Или, может быть, это общее название для всей группы профессий? Вряд ли, у большинства людей на слуху все-таки именно «секретарь», без всяких приставок.
Слово «секретарь», как известно, происходит от лат. secret («секрет, тайна»). А в Древнем Риме секретарями назывались доверенные лица. Вывод: у секретаря есть доступ к определенным сведениям, не подлежащим публичному разглашению, и для выполнения своих обязанностей он должен заслужить доверие руководителя.
Что касается происхождения слова «референт», то название также латинское – «воспроизводящий, сообщающий». Следовательно, данный человек работает с информацией. В общем, происхождение слов, несомненно, имеет отношение к современной профессии, но не объясняет полностью, чем же данный сотрудник занимается в организации.
Подытожим: большинство из нас является все-таки именно секретарями-референтами. Однако в штатном расписании и трудовой книжке это отражается крайне редко: многие из моих коллег «называются» иначе.
Таким образом, обязанности двух специалистов, формально занимающих одну и ту же должность, могут кардинально отличаться: один из них работает с документацией, распределяет телефонные звонки и осуществляет прием посетителей, а другой принимает участие в совещаниях руководства и наделен полномочиями принимать важные решения. Это, кстати, совершенно не исключает факта, что и тот, и другой пришивает оторванные пуговицы и ищет няню для детей своего руководителя. Опять-таки, никакого порядка: название в данном случае проясняет лишь ваше предназначение, а как именно вы будете его исполнять – неизвестно.
Изучаем нормативные документы
Профессии рабочих (а их в классификаторе 5491) нас в данном случае не интересуют, обратимся к должностям служащих. Их 2598, и наверняка здесь можно найти все, что нам необходимо.
Начнем, пожалуй, с должности секретаря. В результате алфавитного поиска получаем следующую таблицу[1] (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Наименование должности
Код категории
Код по ОКЗ
Секретарь комитета (общественной организации)
Секретарь незрячего специалиста
Секретарь приемной Президента Российской Федерации
Секретарь совета (научно-технического, ученого, художественно-технического)
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
Секретарь суда в аппарате Верховного Суда Российской Федерации
Секретарь судебного заседания
Секретарь судебного заседания в аппарате Верховного Суда Российской Федерации
Секретарь творческого союза
Секретарь учебной части (диспетчер)
Секретарь федеральной комиссии
Секретарь федерации (по видам спорта)
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Каждая должность имеет свой код. Кроме того, разные должности имеют один код по ОКЗ, а это означает, что они объединены в одну группу. Название «секретарь руководителя» относится к группе 4115 (группа «Секретари»). Эту группу составляют следующие должности:
Вот что сказано о секретарях в упомянутой группе: Секретари выполняют технические функции по обеспечению и обслуживанию работы руководителя учреждения организации или предприятия, используя компьютер, средства оргтехники и иные технические средства.
Их обязанности включают:
На данном сайте есть удобное деление должностей по группам, из которого видно, что группа 4115 входит в старшую группу 411 «Секретари, операторы счетных (вычислительных) машин и родственные профессии». К последней, помимо секретарей, относятся операторы ЭВМ, стенографистки, машинистки и др.
В общем, вышеприведенные обязанности не идут в разрез с реальностью, разве что упоминание телетайпа и печатной машинки кого-то заставит улыбнуться (а кого-то и вздрогнуть). Однако любой – даже начинающий – секретарь, посмотрев на предложенный список обязанностей, спросит: «Как? И это все? А где визовая поддержка, организация командировок, протоколирование совещаний?» Мы ведь не раз говорили, что секретарь – это профессия, которая предполагает, что как минимум половину своего рабочего времени вы посвящаете бездокументному облуживанию руководителя и сотрудников. Строчка «прием посетителей» не передает всего многообразия обязанностей, которые приходится выполнять секретарю. Остальные обязанности чисто технические и относятся к работе с документами. Глядя на имеющееся описание, можно подумать, что секретарь сидит в отдельной комнате и только печатает на компьютере да пишет что-то в журнале регистрации. Но мы ведь знаем, что это далеко не так. Поэтому такое определение вряд ли может устроить специалистов.
Вернемся к классификатору: должность «офис-менеджер», равно как «управляющий офисом» и «помощник руководителя», в нем отсутствует. Зато есть должность «референт» (код 26088), входящая в группу 3431 – «Административно-управленческий персонал».
Данную группу, помимо различных наименований администраторов, распорядителей, составляют должности инспектора по контролю за исполнением поручений, референта, референта по основной деятельности.
Забавное соседство, не правда ли? В одной группе с референтом находится инспектор по контролю за исполнением поручений. Об этом контроле многие секретари знают не понаслышке, поскольку сами его осуществляют.
На сайте http://www.etks.info/ сказано, что административно-управленческий персонал и персонал родственных профессий осуществляет решение административно-координационных вопросов в деятельности организаций и их структурных подразделений, ведение документации и информационное обеспечение.
Их обязанности включают:
Сколько обязанностей из этого списка вы выполняете? Как при этом называется ваша должность? «Секретарь»? «Офис-менеджер»? «Помощник руководителя»?
Если вспомнить о том, что традиционно работа секретаря делится на документное и бездокументное обслуживание и большинство из нас выполняет обязанности из списков для обеих рассмотренных групп («Секретари» и «Административно-управленческий персонал»), то можно сделать вывод о том, что исходя из выполняемых обязанностей, большинство из нас является секретарями-референтами.
Получается, что автор статьи в Википедии был прав. Однако открыв любой из сайтов для поиска вакансий, вы обнаружите, что объявлений с таким названием очень мало.
Что это значит? Почему в классификаторе не отражены такие должности, как «помощник руководителя» или «офис-менеджер»? Почему на практике должности есть, а в классификаторе их нет? Может, он устарел или составители не потрудились разобраться в ситуации на современном рынке труда?
Конечно, данный классификатор несколько консервативен. Но ведь орфографические словари тоже консервативны. Люди по-разному говорят и пишут, но существуют определенные правила, принятая специалистами норма, и грамотные люди ориентируются на нее. Все инструкции, классификаторы и прочие официальные документы, разработанные специалистами, подразумевают существование идеальной организации, где секретарь занимается работой с документами, контроль их исполнения осуществляют инспекторы, а визовая поддержка и работа с делегациями входит в зону ответственности службы протокола.
Не думайте, что так не бывает. Именно так построена работа многих крупных государственных учреждений и корпораций, администраций, заводов. Во-первых, потому что они существуют не один десяток лет и в своей деятельности ориентируются на должностные инструкции и регламенты, разработанные еще в СССР, когда ситуацию «кто в лес, кто по дрова» было сложно представить. Во-вторых, подобное разделение обязанностей во многом связано с секретностью. Например, на заводах, выполняющих военные заказы, у секретарей руководителей нет доступа в Интернет, а мобильные телефоны они оставляют в сейфе на проходной. В такой ситуации сложно осуществлять поиск информации или заказ билетов. Этим занимаются отдельные специалисты, имеющие доступ к Сети.
Кроме того, одно дело, если секретарь в компании, где работает сто человек, «и швец, и жнец, и на дуде игрец», и совсем другое, когда в компании работает несколько тысяч. В этом случае большинство рабочих процессов строго регламентировано и централизовано. За них не может отвечать один специалист, существуют целые отделы.
Почему же на практике существуют секретари, которые выполняют обязанности и референтов, и инспекторов по контролю за исполнением документов, и даже переводчиков? Потому что теория всегда отличается от практики. Компании, особенно небольшие, стремятся в первую очередь сэкономить, повесив на одного сотрудника массу разнородных обязанностей. Одна моя коллега дала такое определение должности секретаря: «человек, который делает то, что другие работники делать не хотят». Что ж, бывает и такое. Кроме того, как мы уже говорили, расхождение в обязанностях часто связано с невозможностью ввода определенной единицы в штатное расписание, а также непониманием работодателей градаций, существующих внутри профессии.
Сравниваем обязанности
Давайте посмотрим, что работодатель имеет в виду под тем или иным названием. Для этого обратимся к сайтам для поиска работы. Выберем несколько объявлений с названиями: «секретарь», «секретарь-референт», «помощник руководителя», «офис-менеджер», отберем по три для каждой группы и сравним списки выполняемых обязанностей (повторяющиеся в различных вакансиях обязанности дублировать не будем)[3].
Офис-менеджер
Секретарь
Секретарь-референт
Помощник руководителя
Как видите, у специалистов, работающих на этих должностях, очень много сходных обязанностей. Все они занимаются (или принимают участие) жизнеобеспечением офиса, приемом и распределением звонков, организацией документооборота и выполняют поручения руководителя.
Посмотрите на списки обязанностей секретаря, секретаря-референта и помощника руководителя. Они практически идентичны. Разве что в одной из компаний от помощника ждут еще и аналитической работы. Несколько выбивается из ряда позиция офис-менеджера, от которого работодатели ждут исполнения функций инспектора по кадрам и работы. И, пожалуй, он единственный, от кого не ждут помощи руководителю (или это просто не указано в объявлении?). С уверенностью можно сказать, что помощнику руководителя придется помогать руководителю, что не избавляет его от необходимости «жизнеобеспечивать» офис.
Прежде чем делать выводы, давайте обратимся еще к одному параметру: какие требования предъявляют работодатели к специалистам указанных должностей (Таблица 2).
Таблица 2
Требования, предъявляемые работодателем к офис-менеджеру, секретарю, секретарю-референту, помощнику руководителя
Офис-менеджер
Секретарь
Секретарь-референт
Помощник руководителя
Что ж, приятной внешности и высшего образования от офис-менеджера случайно выбранные нами работодатели не требуют. На наш взгляд, они не видят особых различий между секретарем и офис-менеджером. Требования к остальным трем позициям, как и выполняемые обязанности, практически идентичны. Только от помощника руководителя хотят опыта работы личным помощником, при этом не забывая об умении работать в коллективе (ни для кого не секрет, что многие помощники имеют тенденцию отрываться от коллектива – специфика работы того требует).
Конечно, на собеседовании окажется, что половину обязанностей просто «забыли» написать, и откуда-то появятся еще два десятка требований к кандидату. Но в целом тенденция понятна: работодатель видит офис-менеджером человека, который будет заботиться об офисе, всех сотрудниках да еще и о клиентах. А вот между секретарем, секретарем-референтом и помощником руководителя особой разницы не наблюдается.
То есть теория и в этот раз разошлась с практикой. Нам понятно, что секретарь должен осуществлять, скажем так, технический функционал (работа с документами и т.д.), а помощник руководителя или референт – выполнять более сложные функции (писать деловые письма, составлять аналитические обзоры и т.д.). Мне известна только одна компания, в которой обязанности распределены подобным образом. Но она из разряда идеальных. На практике такое деление скорее исключение, чем правило.
Подозреваю, что в большинстве случаев работодатели просто желают сэкономить, взяв на работу специалиста, который совмещает несколько функций. Кроме того, вводить дополнительные единицы в штатное расписание – та еще морока.
Почему же самое распространенное название для этой группы административных позиций именно «секретарь»? Во-первых, потому что оно давно у всех на слуху. Во-вторых, теоретически помощник руководителя может отказать в помощи сотрудникам отдела, а секретарю деваться некуда. В третьих, далеко не все знают, кто этот загадочный «референт», поэтому лучше не создавать лишних сложностей с терминологией.
Очевидно, что негласно принятое деление, которое ставит помощников руководителя выше, чем секретарей или секретарей-референтов, является, по сути, формальностью. Без сомнения, «ассистент директора» звучит солиднее, чем «секретарь директора». В этом, пожалуй, и вся разница. Работодателя больше интересуют ваши личные качества и опыт работы, чем то, какая запись стоит в вашей трудовой книжке. Конечно, с неразберихой в должностях мы так и не закончили. Однако тем, кто переживает по поводу того, что при всем многообразии выполняемых обязанностей его должность называется «секретарь», советуем отбросить все комплексы и на вопрос, кем работаете, гордо отвечать: «Секретарем».
[1]В оригинальной таблице нет порядковых номеров, здесь они введены для удобства.
[3]Мы не меняли формулировки, но позволили себе внести коррективы в орфографию и пунктуацию авторов объявлений.
М.А. Юдакова, секретарь управляющего директора ООО «ТД Полиметалл»
Сотрудник работает по 5 дневной рабочей неделе, работодатель направил на обязательные курсы повышения квалификации, по графику учебы курсы проходят в субботу, в его выходной день. Как оплатить обучение в выходной день? Какие подтверждающие документы должен предоставить сотрудник?
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Хабаровского краевого суда от 08.04.2019 № 44г-44/2019
Код должности заместитель генерального директора
Код по общему классификатору профессий
Вы и не найдете эту должность в основной части, так как заместители, помощники и т.п. — это производные должности.
Цитата: ОКПДТР содержит несколько инормационных блоков.Информационный блок должностей служащих включает фасетные коды, соответствующие категории должности (один знак) и также определенным позициям ОКЗ(Общероссийского классификатора занятий) (четыре знака). Три фасета характеризуют должности по следующим признакам:
категории должностей – один знак, фасет 10;
производные должности – два знака, фасет 11;
категории (классы) квалификации – один знак, фасет 12.
Особенностью фасетов 11 и 12 является альтернативность их применения для различных должностей, так как в производных должностях не предусмотрены категории квалификации. Таким образом, в зависимости от должности выбирают фасет 11 или 12.
Пример кодирования по ОКПДТР должности заместителя начальника финансово-экономического отдела:
где:
2 – должность;
4695 – начальник отдела (финансово-экономического и административного);
1 – контрольное число;
1 – категория руководителей;
1231 – базовая группа по ОКЗ (Руководители финансово-экономических и административных подразделений и служб);
03 – производная должность – заместитель.
Вы найдите классификатор, почитайте внимательно и разберетесь. Ищите Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94е» в Консультанте Плюс (последнюю версию)
Поэтому Вам нужно в классификаторе найти должность «директор», выбрать базовую группу, подходящую для отрасли, в которой Вы работаете, и закодируйте должность по примерам.
Например, Директор (заведующий) предприятия розничной торговли. Код будет следующим: 21501 2 1 1210 03
Какой код необходимо присвоить если такой должности нет в классификаторе?
Вопрос-ответ по теме
Какой код необходимо присвоить если такой должности нет в классификаторе? Операционный директор. Существует ли вообще название такой должности? Или есть другие варианты?
Рассмотрев ваш вопрос, можно сказать, что ни Квалификационные справочники, ни Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367, не содержат наименования должности «Операционный директор«.
При этом, на практике, законодательство не запрещает брать производную должность и добавлять в название направление деятельности.
Таким образом, если в вашем Уставе «операционный директор» — это лицо, наделенное правом действовать от имени организации без доверенности, то для определения кода в классификаторе необходимо за основу брать производную должность «директор». Так, например, для должности «Директор завода» предусмотрен код 21374 и т.д.
Если же, данный работник не является единоличным исполнительным органом, а просто является, например, директором операционного отдела, а также выполняет обязанности заместителя, то нужно добавить еще дополнительный код, указывающий на производный характер такой должности. Фасет 11. Производные должности
Пример кодирования по ОКПДТР должности заместителя начальника финансово-экономического отдела:
4695 — начальник отдела (финансово-экономического и административного);
1 — контрольное число;
1 — категория руководителей;
1231 — базовая группа по ОКЗ (Руководители финансово-экономических и административных подразделений и служб);
03 — производная должность — заместитель.
Заместитель директора акционерного общества:
1319 –директор акционерного общества;
7 — контрольное число;
1 — категория руководителей;
1210 — базовая группа по ОКЗ
03 — производная должность — заместитель.
Подробности в материалах Системы Кадры:
При оформлении штатного расписания работодатель может использовать форму № Т-3, утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, или самостоятельно разработанную форму. В графу 3 указанной формы нужно внести наименования должностей (специальностей, профессий) для штатных единиц организации. По общему правилу должности предусматриваются для сотрудников, которые занимаются в первую очередь умственным трудом: управлением, сбором, анализом, обработкой информации (например, заместитель начальника производственного отдела, заведующий кафедрой). В свою очередь понятие «профессия» в большей мере относится к сотрудникам, занятым производственным процессом, физическим трудом (строители, электрики, механики).
Наименования должностей и профессий работодатель, как правило, определяет по собственному усмотрению. Например, должность руководителя организации может значиться в штатном расписании как директор, генеральный директор, президент компании и т. п.
Однако, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.
Говоря о квалификационных справочниках, в первую очередь необходимо пользоваться следующими из них:
Помимо вышеперечисленных документов, организациям следует руководствоваться также:
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
Специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест)
Согласно Закону…
Согласно принятому Федеральному закону РФ от 28.12.2013 года №426 «О специальной оценке условий труда», который перенес ряд изменений и ранее с 1997 года, называемый аттестацией рабочих мест, с 1 января 2014 года именуется как – Специальная оценка условий труда (СОУТ).
В штате Научно Технического Центра «ТехноЭксперт» работают аккредитованные эксперты, которые выполнят для вас специальную оценку условий труда на самом высоком уровне.
Что подразумевает под собой специальная оценка условий труда?
Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это ряд процедур, которые позволяют оценить условия труда на рабочих местах в целях выявления безопасности производства и существующих факторов риска.
СОУТ осуществляется руководством предприятия совместно с аккредитованной аттестующей организацией, оказывающей услуги по исследованию рабочих мест.
На кого ориентирована СОУТ?
СОУТ предусмотрена Трудовым Кодексом РФ (статья 212) и является обязательной процедурой для всех работодателей компаний, не зависящих от размеров и форм собственности, отраслей и организационно-правовых форм, а так же это могут быть частные предприятия.
Исключение лишь составляют:
Проведение оценки условий труда решает следующие вопросы:
Чем грозит неисполнение проведения специальной оценки условий труда?
Для работодателя (юридического лица) нарушающего требования законодательства РФ «Об охране труда» и не проводящего оценку условий труда, предусматривается административный штраф в размере 30 тыс. р. – 50 тыс. р. (при повторном неисполнении 50 тыс. р. – 80 тыс.р.) или приостановление деятельности на 90 дней.
Сроки и порядок проведения специальной оценки
Проведение СОУТ осуществляют не реже 1 раза в течение 5 лет и, если иного не предусмотрено ФЗ. Срок о проведении СОУТ исчисляется с момента утверждения отчета.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) должна проводиться в течение 6 месяцев с момента создания рабочего места или изменения в условиях труда, в случае:
• заново образованных рабочих мест;
• техперевооружения производственных объектов;
• внедрения новых технологий, влияющих на производственный и трудовой процессы.
Отдельно обозначим, что если до вступления в силу ФЗ «Об оценке условий труда» на рабочем месте уже была проведена аттестация рабочих мест, в этом случае СОУТ не проводится в течение 5 лет (за исключением тех обстоятельств, которые могут являться основанием для проведения внеплановой оценки труда).
Этапы проведения аттестации рабочих мест
Перечень технической документации по результатам проведенной работы:
При своевременно проведённой аттестации рабочих мест в НТЦ «ТехноЭксперт» Вы получите высококвалифицированную и качественную работу. Вы избавите себя от лишних проверок со стороны административных организаций, обеспечите работнику безопасное рабочее место и средства индивидуальной защиты на предприятии.
Мы гарантируем 100% отдачу нашим клиентам. Если у Вас возникли вопросы в провидении аттестации рабочих мест, то звоните, и наши специалисты с радостью ответят на все Ваши вопросы.
Образец Заявки
Заявка
ООО «__________» просит провести аттестацию следующих рабочих мест по условиям труда:
Административно-управленческий персонал
Бухгалтерия
Отдел кадров
Обслуживающий персонал
Адрес:
Тел/факс:
E-mail:
Генеральный директор Ф.И.О., работает на основании (Устава, Положения, Доверенности)
Банковские реквизиты:
ИНН:
ОКПО:
ОКОГУ:
ОКВЭД:
ОКАТО:
Генеральный директор _________________И.О.Фамилия
Образец Перечня рабочих мест
ПЕРЕЧЕНЬ ВСЕХ РАБОЧИХ МЕСТ
(согласно полного штатного расписания)
ООО «______________»
Код по ок-016-94 заместитель генерального директора
Руководители учреждений, организаций и предприятий
Не найдено ни одной профессии рабочих в группе 1210 ОКЗ.
Комментарии: 1: Введен Изменением N 2/99 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ
2: В ред. Изменения N 2/99 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ
4: Введен Изменением N 3/2002 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ
8: Введен Изменением N 1/96 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ 23.12.1996
13: Введен Изменением N 5/2004 ОКПДТР, утв. Ростехрегулированием
Должностная инструкция заместителя генерального директора
В должностной инструкции конкретизируется объем обязанностей и работ, которые должно выполнять лицо, занимающее определенную должность. Должностная инструкция в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации, или ОКУД, ОК 011-93 (утв. Постановлением Госстандарта от 30.12.1993 № 299) отнесена к документации по организационно-нормативному регулированию деятельности организации. К группе таких документов наряду с должностной инструкцией причислены, в частности, правила внутреннего трудового распорядка, положение о структурном подразделении, штатное расписание.
Обязательна ли должностная инструкция?
ТК РФ не обязывает работодателей составлять должностные инструкции. Ведь в трудовом договоре с работником всегда должна быть раскрыта его трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой ему работы) (ст. 57 ТК РФ). А потому и привлечь работодателя к ответственности за отсутствие должностных инструкций нельзя.
В то же время именно должностная инструкция обычно является документом, в котором трудовая функция работника конкретизируется. Инструкция содержит перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, прав работника и его ответственности (Письмо Роструда от 30.11.2009 № 3520-6-1 ). Более того, в должностной инструкции обычно не только раскрывается трудовая функция работника, но и приводятся квалификационные требования, которые предъявляются к занимаемой должности или выполняемой работе (Письмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ ).
Наличие должностных инструкций упрощает процесс взаимодействия работника и работодателя по вопросам содержания трудовой функции, прав и обязанностей работника и предъявляемых к нему требований. То есть всех тех вопросов, которые часто возникают во взаимоотношениях как с действующими работниками, так и вновь принимаемыми, а также с претендентами на определенную должность.
Роструд считает, что должностная инструкция необходима в интересах как работодателя, так и работника. Ведь наличие должностной инструкции поможет (Письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0 ):
Именно поэтому составление должностных инструкций в организации является целесообразным.
Такая инструкция может являться приложением к трудовому договору или утверждаться как самостоятельный документ.
Как составляется должностная инструкция
Должностная инструкция обычно составляется на основе квалификационных характеристик, которые содержатся в квалификационных справочниках (например, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37).
Для работников, которые принимаются на работу по профессиям рабочих, для определения их трудовой функции используются единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по соответствующим отраслям. Разработанные на основе таких справочников инструкции обычно называются производственными. Однако в целях унификации и упрощения внутренней документации в организации инструкции для рабочих профессий часто также именуются должностными.
При составлении должностных инструкций организации также руководствуются профессиональными стандартами.
Поскольку должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, работодатель обязан ознакомить с ней работника под роспись при приеме его на работу (до подписания трудового договора) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Должностная инструкция заместителя генерального директора ООО
Приведем примерный перечень должностных обязанностей заместителя директора в торговой организации. Инструкция может использоваться при определении круга обязанностей заместителя директора по отдельным направлениям. К примеру, при составлении должностной инструкции заместителя генерального директора по безопасности, должностной инструкции заместителя директора по общим вопросам или должностной инструкции заместителя директора по АХЧ.
Консультирует МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
Департамент заработной платы и условий труда
Присвоение кода новообразованной должности
ВОПРОС: Какой код должен быть присвоен должности заместителя директора частного предприятия, где работают пять человек (директор, заместитель директора и три специалиста)?
ОТВЕТ: Наименование профессий (должностей), которые предусматриваются в штатном расписании, определяются в соответствии с Национальным классификатором Украины ДК 003: 2010 «Классификатор профессий», утвержденным приказом Госпотребстандарта Украины от 28.07.2010 г. № 327 (далее — Классификатор).
Нормами Классификатора предусмотрены правила расширения (уточнения) названий профессий.
Так в приложении В к Классификатору предусмотрены производные слова к профессиям (профессиональным названиям работ), которые согласно примечанию 1 к настоящему приложению применяются при условии сохранения отраслевой и функциональной принадлежности, квалификационных требований с сохранением кода новообразованной профессии.
В соответствии с примечанием 2 к указанному приложению названия профессий могут быть расширены при необходимости пользователя для внутреннего использования терминами и словами, которые уточняют место работы, выполняемые работы, сферу деятельности при условии соблюдения лаконичности изложения, если другого не предусмотрено в Классификаторе или соответствующих нормативно-правовых актах.
Во время образования производных и расширенных названий должностей (профессий) сохраняется код базовой профессии.
В Классификаторе предусмотрено базовое название должности «директор (начальник, другой руководитель) предприятия» код 1210.1, профессиональная группировка «Руководители предприятий, учреждений, организаций») и должности профессиональной группировки руководителей малых предприятий без аппарата управления, в частности, «директор (руководитель) малого предприятия (транспортного, складского) «(код 1316),» директор (руководитель) малого промышленного предприятия (фирмы) «(код 1312),» директор (руководитель) малой торговой фирмы «и другие.
С учетом норм названных примечаний от указанных названий должностей образуются такие должности: «заместитель директора», «заместитель директора по работе с клиентами», «заместитель директора торговой фирмы «Світанок«,» руководитель торговой фирмы «Промінь» и другие.
Во время новообразования названий должностей (профессий) не допускается приведение уточнений в скобках или образование расширенных (двойных) названий через дефис, кроме предусмотренных Классификатором.
Главный специалист, Татьяна КОСУХИНА
«Труд и зарплата» N 35 (1047), 20 сентября 2017 г.
Вопрос-ответ по теме
Вопрос
Мы не можем найти для СОУТ ОК для начальника отдела кадров, зам. генерального директора, зам. ген директора по экономике и планированию, не подскажите, где взять, в классификаторе по коду профессии ОК 016-94 нет таких должностей.
Ответ
Зам. генерального директора – это производна должность от должности генеральный директор. Поэтому основной код нужно взять по должности генерального директора и добавить дополнительно фасет 11, т.е. еще 2 цифры – «03»
20560 | 8 | Генеральный директор предприятия | 1 | 1210 | 03 |
20560 8 1 1210 03 Этот код будет по должностям всех заместителей генерального директора.
В отношении начальника отдела кадров код предусмотрен непосредственно классификатором:
24696 | 6 | Начальник отдела (управления кадрами и трудовыми отношениями) | 1 | 1232 |
Этот код нужно использовать для начальника отдела кадров.
Подробности в материалах Системы Кадры:
Редакция от 1 авг 2012
Постановление, Классификатор Госстандарта России от 26.12.1994 №№ 367, ОК 016-94
О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (с изменениями на 1 августа 2012 года)
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
от 26 декабря 1994 года № 367
О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94
_____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
изменением 1/96 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ 23 декабря 1996 года;
изменением 2/99 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ;
изменением 3/2002 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ;
изменением 4/2003 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ;
изменением 5/2004 ОКПДТР, утв. Ростехрегулированием;
изменением 6/2007 ОКПДТР, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18 июля 2007 года № 181-ст;
изменением 7/2012 ОКПДТР, утв. Приказом Росстандарта от 19 июня 2012 года № 112-ст.
_____________________________________________________________________
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов разработан в целях реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики с учетом новых производственно-экономических условий развития Российской Федерации и опыта разработки международных классификаторов.
Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации постановляет:
1. Принять Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 с датой введения в действие с 1 января 1996 года.
2. Отменить действие на территории Российской Федерации Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (186 016) с 1 января 1996 года.
Председатель
Госстандарта России
С.Ф. Безверхий
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ И ТАРИФНЫХ РАЗРЯДОВ
Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта России
от 26 декабря 1994 г. № 367
с 1 января 1996 года
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), являющийся составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, подготовлен в рамках выполнения государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
ОКПДТР разработан взамен Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 1 86 016.
Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.
Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих.
ОКПДТР состоит из двух разделов:
Первый раздел — профессии рабочих — включает в себя профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.
Второй раздел — должности служащих — разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике. Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента Российской Федерации «О государственных должностях Российской Федерации» № 32 и «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» № 33 от 11 января 1995 г.
Каждая позиция классификатора состоит из трех блоков:
— блока наименования объекта классификации;
Блок идентификации построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации. Идентификационный блок объекта классификации включает пять цифровых десятичных знаков и контрольное число.
Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей Методикой расчета и применения контрольных чисел.
Структура кодового обозначения профессий рабочего (должности служащего) в классификаторе:
Х | ХХХХ | Х | ||
контрольное число (КЧ) | ||||
серийно-порядковый номер объекта классификации | ||||
Профессия | ||||
Должность |
(в редакции Изменения № 4/2003 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ)
Для кодирования профессии рабочего используются значения кода, соответствующие 1 или 3. Для кодирования должности служащего используются значения кода, соответствующие 2 или 4 (абзац введен Изменением 4/2003 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ, в ред. Изменения 5/2004 ОКПДТР, утв. Ростехрегулированием).
Блок наименования объекта классификации представляет собой унифицированную запись наименования конкретной профессии рабочего или должности служащего.
В каждом разделе наименования объектов классификации расположены в алфавитном порядке.
________________________
Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93, М.: Издательство стандартов, 1995.–444 с.
Кроме того, в информационный блок ОКПДТР входят семь фасетов, характеризующих профессии рабочих по следующим признакам:
виды производств и работ в соответствии с выпусками ЕТКС — два знака, фасет 01;
тарифные разряды — один знак, фасет 02;
классы (категории) квалификации — один знак, фасет 03;
формы и системы оплаты труда — два знака, фасет 04;
условия труда — один знак, фасет 05;
степень механизации труда — один знак, фасет 06;
производные профессии — один знак, фасет 07.
Пример кодирования по ОКПДТР профессии токаря:
19149 6 02 7223 5 12 1 2,
6 — контрольное число;
7223 — базовая группа по ОКЗ (Станочники на металлообрабатывающих станках, наладчики станков и оборудования);
5–5-й тарифный разряд;
12 сдельно-премиальная система оплаты труда;
1 — нормальные условия труда;
2 — рабочий, выполняющий работу при помощи машин и механизмов.
Фасет 07, характеризующий степень квалификации рабочих (старший, помощник), применяют для различных профессий в соответствии с действующими нормативными документами.
Информационный блок должностей служащих включает фасетные коды, соответствующие категории должности (один знак) и также определенным позициям ОКЗ (четыре знака). Три фасета характеризуют должности по следующим признакам:
категории должностей — один знак, фасет 10;
производные должности — два знака, фасет 11;
категории (классы) квалификации — один знак, фасет 12.
Особенностью фасетов 11 и 12 является альтернативность их применения для различных должностей, так как в производных должностях не предусмотрены категории квалификации. Таким образом, в зависимости от должности выбирает фасет 11 или 12.
Пример кодирования по ОКПДТР должности заместителя начальника финансово-экономического отдела:
4695 — начальник отдела (финансово-экономического и административного);
1 — контрольное число;
1 — категория руководителей;
1231 — базовая группа по ОКЗ (Руководители финансово-экономических и административных подразделений и служб);
03 — производная должность — заместитель.
Между объектами классификации ОКПДТР и ОКЗ установлены связи, позволяющие относить каждый объект ОКПДТР к соответствующей группировке ОКЗ. В общем случае каждая профессия рабочего или должность служащего может быть однозначно отнесена к определенной группе занятий. Однако в связи с тем, что понятия «занятия», «профессия», «должность» различны, в отдельных случаях, чтобы установить однозначную связь ОКПДТР с ОКЗ, необходимо использовать пояснения к группировкам ОКЗ. Указанные пояснения следует также использовать при кодировании производных профессий рабочих и должностей служащих.
Состав и последовательность расположения фасетов информационного блока определяются спецификой конкретных задач, решаемых с помощью классификатора.
В информационном блоке в качестве дополнительных признаков могут быть использованы также коды и наименования других общероссийских классификаторов технико-экономической информации.
В ОКПДТР принята следующая форма расположения материала:
в разделе «Профессии рабочих»
Код | КЧ | Наименование профессии | Диапазон тарифных разрядов | Код выпуска ЕТКС | Код по ОКЗ |
в разделе «Должности служащих»
Код | КЧ | Наименование профессии | Код категории | Код по ОКЗ |
При разработке унифицированных форм документов, в которых используются коды классификатора, должна быть предусмотрена обязательная ссылка на ОКПДТР.
Система ведения классификатора предусматривает взаимодействие НИИ труда и ЦБНТ Минтруда России с ВНИИКИ Госстандарта России.
ФАСЕТ 11. ПРОИЗВОДНЫЕ ДОЛЖНОСТИ
Код позиции фасета | Наименование позиции фасета |
01 | Вице — |
02 | Первый заместитель руководителя |
03 | Заместитель |
04 | Главный |
05 | Ведущий |
06 | Старший |
07 | Младший |
08 | Сменный |
09 | Первый |
10 | Второй |
11 | Третий |
12 | Четвертый |
13 | Помощник руководителя и специалиста |
14 | Старший помощник |
15 | Первый помощник |
16 | Второй помощник |
17 | Третий помощник |
18 | Четвертый помощник |
19 | Пятый помощник |
20 | Сменный помощник |
21 | Групповой |
22 | Бригадный |
23 | Районный |
24 | Участковый |
25 | Горный |
С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,