Пиар акции на выставке

Выставка как инструмент PR

Рекламное продвижение важно для каждой развивающейся организации, потому выставка, как инструмент PR, сейчас очень актуальна. Public Relations, как часть рекламного продвижения, позволяет организации в кратчайшие сроки добиваться отличных результатов.

Из-за огромной конкуренции, которая сейчас царит на рынке, очень сложно развиваться начинающим компаниям. Для того чтобы уменьшить конкуренцию и сделать свою организацию более заметной и популярной, следует озаботиться о качественной рекламе, которая позволит компании «сделать имя».

Выставка – это один из лучших инструментов продвижения на рынке целевой продукции и услуг и может быть эффективна для любой организации или предприятия. Рекламные выставки позволяют оценивать потенциал компании, привлекать спонсоров и покупателей. Так что идеальная выставка должна окупаться как можно быстрее. Однако общая картина выглядит немного иначе.

Для того чтобы организовать хорошую, слаженную выставку, способную заинтересовать зрителей, нужно обратиться в специальную организацию, которая уже давно работает в данной сфере и сможет предоставить свои услуги, для того чтобы выполнить все запросы своего клиента.

Обратившись в ЦВК «Экспоцентр», можно получить целый пакет услуг, который позволит сделать отличную выставку как инструмент PR. Сотрудники компании сделают все возможное для того чтобы создать самый лучший образ компании, а так же сформировать ее имидж и точно определить направления, в которых будет двигаться фирма. Отличным ходом для увеличения спроса будет искать не столько частных покупателей, сколько оптовых или же крупные реализующие фирмы.

Эффективное проведение PR на выставке

Организация выставки – довольно трудоемкий процесс, так как ее всегда следует согласовывать с государственными структурами, что часто очень тормозит работу. Однако если обратиться к квалифицированной компании, которая уже давно работает в данной сфере, можно провести любую выставку в самые короткие сроки, так как такие большие компании, как ЦВК «Экспоцентр», давно работают на рынке B2B.

Выставки всегда очень благоприятно влияют на реализацию продукции или услуг компаний, поэтому не следует экономить на их бюджете, ведь качественно спланированные мероприятия очень быстро окупаются и в будущем приносят хорошую прибыль.

Выставочные мероприятия – это один из самых уникальных и верных механизмов рекламного продвижения любой компании. Если на такой выставке присутствует только целевая заинтересованная аудитория, ее показатели участия повышаются практически в два, а то и в три раза. Поэтому следует заранее подумать о формате, в котором будет проходить такая выставка. Лучше сделать регистрацию или же рассылать индивидуальные приглашения заинтересованным лицам.

Существует огромное разнообразие видов выставок. И все они отвечают за различные задачи. При неверном подборе типа выставочного мероприятия, можно наблюдать отсутствие ожидаемых результатов. Поэтому организацией выставки с рекламной кампанией должны заниматься настоящие профессионалы.

Для того чтобы провести для экспозиции хорошую рекламную кампанию, лучше всего выбирать максимально простой дизайн, который сможет донести до зрителей как можно больше информации. Современная выставка должна проводиться в соответствии со всеми правилами, предъявляемыми к данным мероприятиям.

ЦВК «Экспоцентр» может обеспечить своих клиентов целой командой, которая сразу же после оформления заказа приступит к работе. Огромным положительным фактором является то, что все сотрудники работают в едином пространстве, что делает работу более эффективной и слаженной. В итоге получается отличная выставка, которая позволит компании привлечь потенциальных покупателей.

Рекламное продвижение не стоит подавать навязчиво, так как это обычно только отпугивает потенциальных покупателей. Так что выставка с таким направлением должна проходить в максимально расслабленной и приятной атмосфере, которая позволит всем присутствующим делать свои выводы и в будущем задуматься о сотрудничестве с компанией, проводящей такое интересное и приятное мероприятие.

PR перед проведением выставки

Помимо начальной подготовки самой выставки, важную роль играет и ее проведение, а также осведомленность персонала, который будет обслуживать присутствующих гостей.

Все участники организации должны четко осознавать цели компании и знать ее стратегию. Также будет весьма продуктивной открытая реклама с помощью описания продукции или услуг, которые предоставляет организатор выставки. Этим могут заняться квалифицированные ведущие и стендисты, которые смогут дать зрителям интересующую их информацию.

Прежде чем организовывать саму выставку, необходимо уведомить о ней общественность. Лучше всего сделать это через прессу, так как она доносит такую информацию намного быстрее, чем обычные афиши и листовки.

Ещё интересные ссылки на статьи

Читайте интересную подборку статей и полезной информации.

Источник

PR-технологии, эффективные на международных выставках и форумах

Пиар акции на выставке. Смотреть фото Пиар акции на выставке. Смотреть картинку Пиар акции на выставке. Картинка про Пиар акции на выставке. Фото Пиар акции на выставке

В данной статье мы рассмотрим инструменты PR, доказавшие свою эффективность на международных выставках и форумах.

Зачем участвовать в международных выставках?

Возможность провести прямой контакт и лично обсудить актуальные вопросы привлекает участников на международные выставки и форумы. В ходе таких мероприятий компании представляют новые проекты, подписывают меморандумы о сотрудничестве, знакомятся с новыми технологиями и деловыми партнерами.

Типы выставок

Подготовка PR-кампании в преддверии выставки

Инструменты PR, используемые на выставках, могут отличаться в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой компания-экспонент. Заранее необходимо определить целевую аудиторию, на которую и будут направлены будущие мероприятия. Это могут быть:

1) партнеры по бизнесу (существующие, новые и потенциальные);
2) экспертное сообщество и представители органов государственной власти;
3) конечные потребители. Конечно, выставка зачастую может проводиться в сфере b2b, однако у компании-экспонента есть возможность наблюдать за реакцией посетителей на продукцию, упаковку, бренд и так далее.

Определившись с целевой аудиторией, можно узнать, кто будет официально открывать выставку: возможно, эта персона заинтересована в вашей компании или в ее продукции. Целесообразно договориться о том, чтобы стенд компании включили в маршрут обхода экспонатов выставки, который всегда проводится после официального открытия. Таким образом, удастся одновременно привлечь внимание нужной персоны и журналистов. Вести такие переговоры можно, например, через компанию-организатора форума/выставки, или направить личное приглашение официальному лицу.

Конечно, необходимо понимать, что в официальный обход может быть включено ограниченное число стендов, выбранных заранее.

Другой важный этап в подготовке PR-кампании – взаимодействие со средствами массовой информации. Так, необходимо заранее уточнить детали работы с официальным пресс-центром мероприятия. Во время проведения выставки сотрудники этого центра организуют ее освещение по радио, телевидению, через информационные агентства. В ряде случаев сотрудничество с пресс-центром ограничено возможностью предоставить туда пресс-релизы и фотографии, что уже хорошо. Однако, если пресс-центр предоставляет компании возможность организовать собственное мероприятие, целесообразно подумать о его проведении.

Кроме того, компании необходимо предоставить данные о себе для того, чтобы ее включили в общий каталог выставки. Далее следует составить список местных средств массовой информации, созвониться с журналистами или редакторами и уточнить, будет ли им интересна информация об участии компании в выставке.

Последний, и, пожалуй, самый значимый предварительный этап – создание информационных поводов и разработка деловой программы. Первое и второе связано друг с другом, поскольку эффективнее, когда о новостях сообщает топ-менеджер (например, на конференции или во время подхода к прессе). Кроме того, участие в дискуссиях и конференциях помогает привлечь к компании внимание, а выдержки из публичного выступления руководителя могут быть опубликованы в прессе.

Экспозиционный стенд как инструмент PR

Экспозиционный стенд компании – так называемый флагман участника выставки. Хороший результат – когда стенд посещают часто; отличный результат – когда посетители на стенде есть всегда. Как этого добиться? Обратим внимание на несколько аспектов: концепцию, дизайн, наполнение.

Кроме того, на стенде должны демонстрироваться презентации и корпоративные фильмы, а в распоряжении стендистов – быть информационные материалы и сувениры с корпоративной символикой.

Отдельно хотелось бы упомянуть о кейтеринге. Последние несколько лет компании используют еду и напитки, для того чтобы привлечь на стенд посетителей. К примеру, на международной выставке коммерческой недвижимости EXPO REAL в Мюнхене в 2010 году немецкий стенд был двухэтажным: на втором этаже размещалась лаунж-зона с горячими и прохладительными напитками и закусками, которые предоставлялись посетителям бесплатно. Таким образом, бизнесмены могли обсуждать дела за чашечкой крепкого кофе, а стенд был в числе самых популярных на выставке.

PR в публичном поле

В сфере взаимодействия со СМИ тщательно проработанная PR-кампания на определяет эффективность всего участия. Так, участие руководства в конференциях, семинарах и дискуссиях в качестве спикеров позволяет заявить о компании как об эксперте в своей отрасли и завести новые знакомства, но все это осуществимо лишь тогда, когда публичные выступления продуманы «от» и «до».

В свою очередь, пристального внимания требуют и информационные поводы, которые могут быть уже существующими (такими, как ввод в строй новых производств, продвижение на региональные и зарубежные рынки, инвестиции, результаты маркетинговых исследований) и специально созданными (конкурсы, спонсорство, массовые мероприятия). Приглашать на созданные мероприятия журналистов нужно заранее. Взаимодействие же с прессой в рамках форума строится, как правило, на личном общении пресс-службы с корреспондентами. В то же время, для того чтобы привлечь больше СМИ, целесообразно разместить пресс-релизы в пресс-центре выставки, а также раздавать их журналистам, находящимся в пресс-центре. Что касается рассылки пресс-релизов журналистам, то в данном случае это необходимо, если вы организовываете пресс-конференцию.

Только продуманные технологии позволят компании обеспечить максимальный охват целевой аудитории и достичь максимально высоких результатов. Каждая компания должна занять свою особую позицию на рынке, выделиться среди конкурентов. Сегодня все больше руководителей компаний понимают, насколько важно то, что о них думают целевые аудитории. Кроме того, средствами PR выстраивается репутация компании, которая, по некоторым оценкам, может составлять 30 % стоимости материальных активов. Используя PR-технологии, в том числе, на выставках и форумах, можно решить главные задачи в управлении репутацией: донести правдивую качественную информацию: например, рассказать потенциальным партнерам, почему компания хорошая и почему в нее нужно инвестировать.

Санкт-Петербургское агентство прямых инвестиций
– коммуникационное агентство, созданное в 2005 году при Правительстве Санкт-Петербурга для информационной поддержки инвестиционной деятельности Правительства Санкт-Петербурга и формирования привлекательного инвестиционного имиджа города.

Источник

Public relations на выставочном поле. Как рекламировать выстаку

PR выставки

Среди целей PR активности выставочной компании можно выделить следующие:

В рамках выставки «Покупайте российское» было решено сформировать экспозицию валенок. В связи с тем, что круг компаний, занимающихся валяным производством, ограничен и зачастую заказов у данных предприятий достаточно много, то нужно было создать более масштабный повод, чем просто выставка. PR-отделом выставки был разработан и реализован Всероссийский фестиваль-смотр «Валенки», основной месседж которого воплощал в себе возрождение традиций и новую национальную идею. Акция оказалась успешной. В рамках Фестиваля, как и планировалось, была организована экспозиция (в которой, кстати, приняли участие 12 предприятий из 17 существующих!). В организованном шоу-открытии Фестиваля приняли участие Вячеслав Зайцев, Владимир Жириновский, Бари Алибасов в настоящих русских валенках. На телевидении и в центральных СМИ вышла серия репортажей и публикаций с мероприятия.

PR экспонента

Выставка предоставляет множество PR-инструментов для ее участников. Все возможности для пиара экспонентов разумно объединить в несколько групп, которые мы подробно рассмотрим.

В такие группы входит:

Теперь рассмотрим эти возможности более подробно.

Например, один из участников выставки «Джинсы» пригласил на свой стенд известного фокусника Амаяка Акопяна. Фокусник продемонстрировал свое мастерство всем желающим, а фотографы запечатлели это шоу. В результате, эти фотографии были очень популярны среди журналистов, а компания, помимо дополнительных посетителей на стенде, получила бесплатный PR. Интересное событие также организовал один из участников Форума «Технологии Безопасности» в 2005 году. Компания поставила на своем стенде настоящий стол с рулеткой, как в казино. Каждый желающий мог покрутить рулетку и познакомиться с технологией. Целью этого события было продемонстрировать возможности продукции компании, но также и привлечь внимание посетителей и прессы. Обе цели тогда были достигнуты.

Мероприятие с музыкой и элементами шоу можно организовать как на своем стенде, так и в другом месте: на сцене, в конференц-зале, перед входом на выставку и т. д. Также мероприятие (например, презентация новой марки чего-нибудь) может стать новостью для представителей СМИ, посещающих выставку, которая сама по себе является хорошей темой для статьи и привлекает довольно много отраслевых и потребительских газет и журналов. Это также можно использовать и обеспечить свободный доступ журналистов к руководству компании.

Имя и бренд выставки можно использовать и по-другому. В частности, одна московская кинокомпания сотрудничает с выставкой «Эрос Москва» и снимает для этой выставки презентационные фильмы. Эти фильмы используются выставкой для собственного промо и также продаются самой студией. Но на дисках и кассетах, естественно, значится производитель фильма, и фактически организаторы выставки обеспечивают бесплатную и эффективную рекламу и PR для этой студии.

Ну и наконец, одним из самых эффективных способов промоушена является спонсорство выставки. У большинства выставочных организаторов существуют специальные спонсорские пакеты. Эти пакеты включают в себя множество дополнительных услуг. Если уж компания решила участвовать в выставке, то действительно стоит задуматься: а не расширить ли свое участие дополнительными возможностями?

Так, например, спонсорский пакет Форума «Технологии безопасности» включает в себя размещение логотипа спонсора на всех пригласительных билетах и рекламных материалах, информации о спонсоре в пресс-релизе, размещение флага спонсора в зале, размещение полноцветного рекламного модуля на четвертой обложке каталога, выступление представителя компании с докладом на конференции, размещение баннера спонсора и информации о компании на сайте Форума «Технологии безопасности», размещение логотипа с указанием статуса на путеводителе, размещение логотипа компании на баннере в зале, размещение информации о спонсоре в адресных и персональных рассылках организационных партнеров и информационных спонсоров, вложение буклета или сувенира от компании в папки участников деловой программы, упоминание указанного статуса компании в специальных приглашениях и во всех информационно-рекламных сообщениях на протяжении всей PR-кампании и т.д. вплоть до размещения логотипа спонсора на бейджах и ленточках.

За относительно небольшую сумму денег компания получает гарантированную возможность массового промоушена среди всех посетителей и участников выставки и ее деловой программы. Те же ленточки для бейджей многие люди после выставки используют в качестве шнурка к мобильному телефону и даже брелока для ключей. PR в качестве спонсора уважаемого и известного отраслевого мероприятия способствует улучшению имиджа компании в глазах потенциального потребителя.

Совместный PR организатора и экспонента

Спонсорство может выражаться в разных формах и по сути спонсор иногда выступает в качестве соорганизатора того или иного мероприятия. Так, в течение нескольких лет сопосором конкурса молодых модельеров выступала текстильная компания Hellenic Fabrics S.A., которая предоставляла участникам ткани для создания конкурсных коллекций. В августе 2005 года джинсовый бренд Yudashkin Jeans стал спонсором проведенного в рамках выставки «Джинсы» мастер класса от известных русских дизайнеров. Фотографии с предоставленными спонсором джинсами и джинсовыми куртками, которые затем переделывались дизайнерами на глазах у зрителей, обошли все модные сайты. Так, приложив совсем немного усилий, бренд повысил свою узнаваемость, используя яркое событие на выставке, которое снимало несколько телеканалов одновременно, включая «Первый канал», РТР и MTV.

Елена Сорокина,
Руководитель отдела по связям с общественностью компании «Защита ЭКСПО»
Игорь Полонский,
PR-менеджер компании «Защита ЭКСПО»
Журнал «Практика Рекламы» №4`2006

Источник

Выставка как PR мероприятие

Если воспринимать выставку как PR-мероприятие, необходимо составить соответствующий план довыставочной и выставочной PR-кампании. План необходимо составить и проработать сразу после принятия решения об участии в выставке. Первые мероприятия начинаются за полгода до начала выставки, а потому план действий требуется составить как можно раньше.

Довыставочная PR-кампания выставки

В перечне мероприятий, входящих в состав довыставочной работы с клиентами, входит все, что может обеспечить максимальную информированность целевой группы потребителей о выставочном мероприятии. Эта работа начинается задолго до начала выставки. В идеале первое оповещение всех заинтересованных лиц осуществляется сразу после бронирования выставочной площади – это происходит за 6-12 месяцев до самого мероприятия. Это первая партия информационных сообщений, которая отправляется адресатам по принципу трех писем.

Второе, что необходимо сделать еще до начала выставочных мероприятий – это предоставление информации для каталога выставки. Каждой из компаний-экспонентов предоставляется место в каталоге, который получат все участники и гости выставки. Такая печатная продукция позволяет узнать о производственных мощностях и ассортименте продукции экспонентов, места расположения стендов каждого из участников и план всех этажей выставочного комплекса.

Следующий поток информации о компании и ее продукции направляется в отраслевые СМИ. Всевозможные пресс-релизы могут рассылаться как знакомым журналистам, так и просто в отраслевые издания. Как показывает практика, при написании отчетов о выставке журналисты нередко используют части таких напечатанных текстов. Если статья или пресс-релиз представляют интерес для широкой общественности, то печатные и электронные СМИ будут публиковать материал в исходном виде, обеспечивая неявную рекламу компании. Для написания таких статей на актуальные темы необходимо наличие собственного конструкторского бюро или любых других групп, которые будут заниматься проблемой НИРС.

Каким должен быть пресс-релиз участника выставки?

Чтобы написать грамотный и развернутый пресс-релиз, необходимо предварительно запросить уточняющую информацию у организаторов выставки.

В перечень стандартных вопросов входит следующее:

PR-кампания на выставке и после нее

Что касается PR-кампании на самой выставке, то она сводится к участию сотрудников в конференциях и прочих мероприятиях, которые организуются в рамках выставки. Как вариант, можно организовать конференцию прямо на стенде, разослав персональные приглашения целевым посетителям, которые оставили контакты. Различные PR-акции, будь то представления, раздача флайеров или объявления по громкой связи, позволят стимулировать целевую аудиторию к посещению стенда.

После выставки стоит написать благодарственные письма всем посетителям стенда и продолжить преддоговорную работу, начатую во время выставки. Предварительные договоренности, достигнутые в переговорной зоне стенда, необходимо подтвердить, выслав в адрес потенциального делового партнера подготовленный проект с расчетами, договор и прочие документы, которые позволят заказчику принять решение о покупке.

Ещё интересные ссылки на статьи

Читайте интересную подборку статей и полезной информации.

Источник

PR-продвижение художественных выставок

В современной науке термин «культура» имеет множество определений. В широком смысле — это многоуровневая и сложная система, представляющая собой с одной стороны накопленные обществом духовые и материальные ценности, а с другой человеческая деятельность, которая опирается на наследие и опыт прошлых поколений и передающая его своим потомкам. Культура выражается в формах жизни людей (наций, народов, социальных групп), способностях, творческой силе. Данная сфера призвана сохранять исторические памятники, развивать культурные достижения в области литературы, театра, изобразительного искусства, архитектуры, приобщать население к творениям, образовывать и воспитывать.

Ключевую роль в сохранении культурных ценностей и их популяризации играют учреждения сферы культуры. К ним относятся музеи, галереи, заповедники, национальные парки, театры, концертные залы, библиотеки и другие. Они в свою очередь могут быть государственными, муниципальными, частными, а также со смешанной формой собственности.

Сфера культуры всегда занимала важное место в жизни российского общества. Однако за последние два десятилетия учреждения данной отрасли пережили девальвацию и смену своих ценностей, изменение общественно-экономических ориентиров. Это обусловлено рядом факторов, во-первых, снижением государственного финансирования, что привело к необходимости самостоятельно восполнять бюджет предлагая новые проекты и услуги. Во-вторых, изменением потребительских предпочтений, люди стали более избирательно и критично относиться ко всему, что предлагает то или иное учреждение культуры. В-третьих, повышением конкуренции на рынке досуга, на котором за свободное время населения ведут борьбу множество культурно-досуговых предприятий. В-четвёртых, в условиях глобализации и развития технологий людей больше не устраивает скудность, стереотипность и однообразие культурных программ, особенно это проявляется на фоне зарубежного опыта, где интерактивные элементы и спецэффекты стали частью любого культурного проекта. В-пятых, высокое влияние массовой культуры, которая оказывает воздействие на людей, особенно на молодежь, формирует вкусы и предпочтения, создавая новый поведенческий тип «человека играющего», поэтому элементы зрелищности, карнавальности, игры, шоу, фестивальности всё чаще используются в различных учреждениях культуры.

Выделенные тенденции вынуждают сферу культуры адаптироваться под современную реальность и корректировать свою деятельность, становиться более открытыми внешнему миру, воспринимать свой культурный продукт как товар, ориентируясь на посетителей и зрителей как на потребителей, выстраивать маркетинговую деятельность и применять эффективные PR-инструменты для формирования интереса, грамотного позиционирования, популярности и имиджа, улучшения сервиса, отстройки от конкурентов, повышения узнаваемости, создания благоприятных отношений со всеми аудиториями, привлечения спонсоров и общественных организаций. Особую актуальность коммуникационные средства и методы приобретают в деятельности негосударственных, частных культурных проектов, так как их успех и рентабельность полностью зависит от количества посещений.

PR в сфере культуры — это управленческая и стратегическая деятельность, направленная на формирование положительной и доверительной социальной среды для творческой и деловой активности. Базируясь на благоприятном образе, становится легче реализовать социально значимые культурные проекты. В свою очередь, учреждения данной сферы деятельности имеют ряд преимуществ для налаживания общественных связей: опыт проведения культурно-массовых мероприятий; наличие средств для реализации PR (творческий потенциал, материально-техническая база, организационный опыт); близость к структурам власти; своя целевая аудитория; интерес со стороны спонсоров для дополнительного финансирования; возможность тесного сотрудничества со СМИ.

В современном информационном обществе, перенасыщенном информацией, поступающей из различных онлайн и офлайн источников, организациям культуры сложно выделить своё предложение среди многообразия других, поэтому они становятся всё более открытыми к диалогу с внешней средой. Владение PR-технологиями сегодня является необходимым умением специалиста культурной сферы. При этом отметим, что, вступая в борьбу за потребителя учреждения культуры не должны забывать, что их основной задачей по-прежнему является распространение моральных норм и традиций. В этом и заключаются противоречия коммуникационной деятельности в данной сфере, когда, используя PR-технологии для воздействия на аудиторию важно помнить о гуманистических принципах.

Особенностью PR-деятельности в рассматриваемой сфере является соединение трёх направлений: привлечение потенциальных посетителей и зрителей, управление отношениями с контактными группами, создание имиджа и репутации учреждения. При этом в ряде случаев границы между PR, рекламой и стимулированием сбыта стираются, что во многом обусловлено эффективностью интегрированного подхода и необходимостью экономить бюджет. Сложность также заключается в том, что в связи с низким финансированием не все учреждения могут позволить себе соответствующее структурное подразделение и иногда даже одного PR-специалиста, зачастую данные функции выполняет руководство или отделы по выставочной работе. Речь конечно же не идёт о крупных музеях, театрах, национальных парках, коммерческих проектах, где всегда имеется департамент или отдел, осуществляющий коммуникации, или применяются услуги аутсорсинга (привлечение внешнего PR-агентства).

Отметим, что PR-деятельность в сфере культуры разделяется на внешние и внутренние коммуникации. Внутренние представляют собой механизмы управления информационными потоками внутри учреждения, объектами здесь являются действующие и потенциальные сотрудники. Внешние коммуникации представляют собой управление коммуникационными потоками и связь с внешней средой. Их ключевой задачей является удовлетворение информационной потребности учреждения культуры, налаживание связей с потребителями, поставщиками, партнёрами, органами власти, финансовыми структурами, профильными организациями, спонсорами, донорами, СМИ и обществом в целом.

Кандидат экономических наук, профессор Т.В. Абанкина, выделяет следующие цели PR-деятельности в учреждениях культуры:

Успех PR-деятельности в сфере культуры зависит от чёткого понимания учреждениями их миссии, уникальности и ценности, которые являются основой позиционирования. Эти элементы формируют идентичность, идентифицируют и дифференцируют культурный продукт на рынке:

Данные элементы формируют корпоративную культуру, неповторимый образ, идентичность, оригинальность, неповторимость, привлекательность и ценность учреждения культуры, которые ложатся в основу коммуникационной стратегии PR-продвижения.

И.В. Малявкина в научной статье, выделяет ключевые принципы деятельности по связям с общественностью в сфере культуры:

Понятие и классификация художественных выставок

В современном обществе художественные выставки стали органической частью социокультурного пространства, представляя собой организованный комплекс смысловых, идейных, материальных и эстетических компонентов, пространство, созданное с целью презентации на своей территории явлений культуры и искусства. В настоящее время художественные выставки расширяют свои функции, появляются новые формы презентации экспозиции, а современные технологии выводят искусство на новый уровень. Сегодня они могут проходить не только в музеях и галереях, но и в общественных местах, торговых центрах, ресторанах, супермаркетах, даже на вокзалах и станциях метро, с использованием интерактивных элементов, спецэффектов и инновационных решений.

Классифицируются художественные выставки по различным признакам:

Экспозиционная деятельность в рамках реализации художественной выставки имеет ряд последовательных этапов: составление плана выставки, подготовка оборудования, определение способов доставки и хранения экспонатов, составление картотеки, разработка документации, этикетажа, и маршрута, написание аннотации, комплексная работа в области продвижения, эффективного позиционирования, привлечения партнёров, спонсоров и посетителей.

В коммуникационной деятельности художественные выставки могут иметь две трактовки, во-первых, они могут быть реализованы в качестве инструмента деятельности по связям с общественностью учреждений сферы культуры и художников (специальное мероприятие), во-вторых, как самостоятельный проект, который нуждается в PR-продвижении для привлечения аудитории и достижения поставленных целей и задач. Учитывая тематику данной публикации для дальнейшей проработки интерес представляет второй вариант.

Художественные выставки являются неотъемлемой частью жизни современного человека, на рынке сложился устойчивый спрос публики к искусству, который растёт с каждым годом. Согласно данным статистики, рынок изобразительного искусства в 2018 году пережил самый мощный скачок роста в XXI веке, люди активно посещают музеи и выставки. С одной стороны это способствует развитию и росту, а с другой требует выработки адекватных мер по отстройки от конкурентов и привлечению посетителей.

Сегодня художественные выставки не только являются культурными событиями, но и экономически выгодными, все чаще их называют «коммерческими проектами», поэтому их организация и продвижение требует соответствующих экономическим институциям мероприятий. Исход из этого они начинают жить по законам маркетинга и PR. Здесь можно привести слова социолога искусств Д.Б. Дондурея: «…если посещение выставки будет интерпретироваться как важное событие, станет суперпрестижным, необходимым для удовлетворения чувства статусной принадлежности к элите — то всё получится. Появятся деньги, а с ними и новые возможности». Данная цитата подтверждает важность грамотного позиционирования и PR-продвижения художественной выставки.

Этапы и инструменты PR-продвижения художественных выставок

Организация художественных выставок связана со стремлением представить свою идею и культурный продукт широкой аудитории. Поэтому здесь идёт речь не только об эстетическом успехе, но и коммерческом. Так как не все арт-произведения могут отвечать спросу публики, задача организаторов состоит в целенаправленном создании потребности в своём предложении.

Сегодня художественные выставки являются коммерческими проектами, эффективность их реализации во многом зависит от позитивного отношения общественности, грамотного позиционирования, создания широкого интереса, резонанса и тренда, формирования конкурентных преимуществ перед другими культурными мероприятиями, сегментации целевой аудитории и на её основе выбора релевантных средств и методов PR.

Продвижение той или иной художественной выставки как проекта требует проработки четырёх последовательных этапов: подготовительный этап, этап планирования, этап реализации и оценки эффективности (рисунок 1).

Пиар акции на выставке. Смотреть фото Пиар акции на выставке. Смотреть картинку Пиар акции на выставке. Картинка про Пиар акции на выставке. Фото Пиар акции на выставке

Рисунок 1. Этапы PR-продвижения художественной выставки

Первый, подготовительный, этап заключается в проведении маркетинговых исследований, сегментации целевой аудитории, а также формулировки цели и задач. Процесс продвижения художественной выставки начинается с анализа внешней и внутренней среды, конкурентных исследований, функционального бенчмаркетинга, контент-анализа информационного поля, по необходимости проводятся опросы, кабинетные исследования, фокус-группы, SWOT и PEST-анализы. Сбор этой информации позволяет определить точные маркетинговые цели, которые направлены на обеспечение ориентации на посетителей и формирование конкурентных преимуществ арт-выставки. Заканчиваются маркетинговые исследования систематизацией данных и моделированием выявленных проблем.

Следующий шаг в рамках этапа планирования — сегментация целевой аудитории. Согласно профессору А. Хиршману арт-рынок можно разделить на три сегмента:

Анализируя целевую аудиторию, необходимо выделить демографические, географические, экономические, психологические характеристики, изучить интересы, потребности, ожидания. Важно также определить мотивы посещения выставки, в частности, ими могут быть: познание, саморазвитие, самоутверждение, отдых, стремление получить новую информацию, приобщиться к культурным ценностям, узнать что-то новое, получить эстетическое удовольствие, повысить статус, пообщаться с единомышленниками. Далее следует составить портрет потенциального посетителя, исходя из которого будут выбираться средства и методы PR-продвижения.

Следующий шаг заключается в постановке цели и задач продвижения. Ключевой целью является привлечение как можно большего числа посетителей художественной выставки. К задачам можно отнести достижение промежуточных результатов и решение текущих коммуникационных проблем в процессе подготовки и продвижения проекта: создание имиджа и персонального бренда художника, формирование известности, привлечение спонсоров и информационных партнёров, популяризация направления.

После проведения маркетинговых исследований, сегментации целевой аудитории и формулировки цели и задач, можно переходить к следующему этапу — планированию, который заключается в позиционировании арт-выставки, кадровом и финансовом обеспечении продвижения, создании календарного плана.

Позиционированием называется процесс поиска такой рыночной позиции, которая будет выгодно отличать художественную выставку от конкурентов, создавать интерес целевой аудитории и занимать в их сознании обособленное положение. Это простое и чёткое утверждение, почему публики необходимо посетить арт-мероприятие. Оно может быть связано с именем художника, профессиональной публикой, уникальным направлением в искусстве, впервые выставленным полным собранием произведений, редкими экспонатами, привезёнными из-за границы. Например, в качестве позиционирования художественной выставки «Арт Москва» было заявлено: «одна из самых эффективных рыночных институций современного искусства в России, которая ежегодно собирает специалистов и любителей актуального искусства со всего мира».

Одним из ключевых пунктов продвижения является вопрос формирования ответственных лиц. Это может быть действующий отдел по связям с общественностью, отдельные специалисты, а также стороннее PR-агентство, выбор зависит от масштабов мероприятия, опыта персонала, креативной стратегии, а также выделенного бюджета.

Финансовое обеспечение продвижения — один из самых сложных этапов. Здесь важно проработать следующие пункты: определить затраты на реализацию каждого этапа PR-сопровождения; установить, на какие цели будет потрачен бюджет (СМИ, Интернет, соцсети, специальные акции и мероприятия); анализировать действующую материально-техническую базу; выявить возможные дополнительные источники финансирования (совместные проекты с партнёрами, спонсоры).

Установка сроков и календарное планирование определяет временные границы каждого этапа продвижения художественной выставки: график работы персонала; график проведения специальных мероприятий; медиаплан публикаций в СМИ; тайминг публикаций в соцсетях; сроки подведения промежуточных итогов.

После формирования кадрового и финансового обеспечения, установки сроков, можно переходить к этапу реализации, который представляет собой выбор и непосредственное использование средств и методов PR для продвижения художественной выставки (рисунок 2).

Пиар акции на выставке. Смотреть фото Пиар акции на выставке. Смотреть картинку Пиар акции на выставке. Картинка про Пиар акции на выставке. Фото Пиар акции на выставке

Рисунок 2. Средства и методы PR-сопровождения художественной выставки

Первый канал PR-продвижения — средства массовой информации (печатная пресса, телевидение, радио). Благодаря воздействию на массовую аудиторию СМИ позволяют вызвать резонанс, информировать большое количество потенциальных посетителей о выставке, создать интерес и эффективно позиционировать мероприятие. Выделим ключевые направления и виды сотрудничества арт-проектов со средствами массовой информации:

Следующий канал — сеть Интернет. В современном информационном обществе без использования digital-инструментов невозможно эффективное продвижение художественных выставок. Интернет стал частью повседневной жизни, он обладает важными свойствами интерактивности, мультимедийности, способностью хранить большие объемы информации, использовать текстовые и визуальные элементы. Выделим основные методы PR-продвижения арт-выставок в онлайн-среде:

Таким образом, digital-среда предоставляет широкие возможности для продвижения художественных выставок. Следующий инструмент — специальные мероприятия:

Заключительный этап продвижения художественной выставки — оценка эффективности.

Вопросы оценки эффективности PR-продвижения являются предметом обсуждения многих исследователей и практиков. В литературе и научных статьях отсутствуют комплексные методики, позволяющие оценить успех продвижения современных художественных выставок, поэтому обобщив информацию из различных источников, автор предпримет попытки самостоятельно выделить критерии результативности концепции PR-сопровождения культурных арт-проектов.

На наш взгляд ключевыми показателями эффективности являются, во-первых, эффективность самой художественной выставки как специального мероприятия, продвигаемого средствами PR, во-вторых, качественные и количественные коммуникационные показатели, в-третьих, социальные показатели, и, в-четвертых, экономические. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Очевидно, что оценивать эффектность художественной выставки следует исходя из достижения поставленных на этапе планирования цели и задач. Наиболее правильно использовать комплексную оценку, включающую в себя количественные, качественные, традиционные и инновационные методы. Кроме того, поскольку в любом мероприятии есть несколько категорий участников, каждая из которых преследует свои цели и мотивы, измерять культурное событие необходимо с разных точек зрения, используя такие критерии, которые позволят оценить, насколько мероприятие было эффективным для той или иной группы.

Исходя из этого эффективность художественной выставки как специального мероприятия следует оценивать по следующим параметрам:

Для оценки эффективности использования средств и методов связей с общественностью при PR-сопровождении художественных выставок применяются качественные и количественные показатели. Количественные коммуникационные показатели — охват аудитории, количество разосланных пресс-материалов, количество публикаций, анонсов и сюжетов в различных видах СМИ, количество посещении сайта (трафик) и целевых действий на нём (покупка билета, регистрация), количество переходов на сайты партнёров, количество входящих обращений и запросов СМИ, количество подписчиков в соцсетях, показатели их активности и вовлечённости (охват, «лайки», репосты, сохранения, комментарии, просмотры stories и прямых эфиров), количество посещений специальных мероприятий в рамках продвижения (публика и СМИ), количество задействованных блогеров и лидеров мнений, количество информационных партнёров и спонсоров. Для получения данных могут быть использованы такие методы как подсчёт показателей, контент-анализ, анализ медиаполя, опросы, аналитические данные, предоставляемые функционалом соцсетей и сайта, специальные программы (Медиалогия, Google Trends, Brandanalytics).

К коммуникационным качественным показателям можно отнести модальность информационного поля художественной выставки (положительное, нейтральное, негативное), заинтересованность партнёров и спонсоров, общественное мнение, узнаваемость, интерес публики и лидеров мнений, отзывы, опубликованные в период коммуникационной кампании. Для получения данных могут быть использованы такие методы как контент-анализ, анализ медиаполя, опросы.

К социальным показателям эффективности можно отнести приверженность публики, разделение позиции и ценностей, повышение статуса художника и культурного учреждения, на базе которого организована выставка, цитируемость, гордость персонала, развитие направления искусства и привлечение внимания к проблематике. Для получения данных могут быть использованы такие методы как включённое наблюдение, опрос, количество входящих запросов от СМИ и профессионального сообщества, посещаемость учреждения культуры, количество приглашений художника и арт-менеджера на отраслевые мероприятия.

К экономическим показателям эффективности относится прибыль от продажи билетов и сувенирной продукции, рентабельность мероприятия, доля рынка по сравнению с конкурентами. Ключевым показателем является ROI — финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности мероприятия, учитывая сумму вложенных инвестиций. Расчёт происходит путём вычета из прибыли от продаж билетов, проданных при помощи коммуникационной кампании, стоимости затрат на использованные PR-инструменты и делим на неё же (формула: ROI = (Доход от вложений – размер вложений) / Размер вложений * 100%).

Анализ отечественного и зарубежного опыта PR-сопровождения художественных выставок

Художественный рынок — это не только оборот ценностей и выставочная деятельность, а явление более сложное, связанное с различными субъектами художественных коммуникаций, в рамках которых происходит продвижение культурного продукта. Коммуникационные технологии в данной сфере стали особенно актуальны в связи с развитием рыночного подхода к музейному и выставочному делу. Первыми институциями, освоившими такой подход стали американские учреждения культуры, начиная с 1950-х годов, затем, после проведения реформ М. Тэтчер и британские. В нашей стране музеи столкнулись с реалиями реформы общества и рыночным подходом в начале 1990-х годов.

История художественных выставок ведёт своё начало ещё с глубокой древности, когда для достижения необходимого результата и влияния на массы использовалась та или иная форма организации наглядной демонстрации ценностей общества — государственных и религиозных. С давних времён, люди, обладающие значительными финансовыми средствами, наделённые светской или духовной властью собирали и демонстрировали свои коллекции различных видов искусств. Первым музеем современного типа стал Британский музей в Лондоне открытый в 1753 году, посетить его можно было по специальному разрешению, а первым публичным музеем — Лувр в 1793 году. Во второй половине XVIII века В Лондоне стали появляться первые аукционные дома (аукционы «Сотбис» в 1744 году, «Кристис» в 1766 году), что привело к повышению интереса к выставочной и галерейной деятельности.

В середине XIX века в Европе начал формироваться современный образ художественного рынка, появились дилеры (торговцы произведениями искусства), активно стали открываться галереи и выставки, изготавливаться рекламные мероприятия для их продвижения, издаваться специальные журналы и каталоги. Появились сообщества экспертов, оценщиков, музейные специалисты, художественные критики. Этот период можно назвать зарождением маркетинга в арт-сфере и появлением первых PR-мероприятий в данной области.

В настоящее время лидерами мирового арт-рынка являются Лондон, Нью-Йорк и Токио, они занимают 73% рынка. Активно развивается выставочное и галерейное дело в Бразилии, Индии, Китае, Мексике, Объединенных Арабских Эмиратах. Международные арт-проекты появляются на всех континентах.

Художественная выставка — особый товар, чьё успешное продвижение невозможно без комплексного информационного сопровождения. Усилия PR-специалистов здесь направлены на создание имиджа культурного продукта, привлечение как можно большего количества посетителей, формирование широкой известности в профессиональных кругах и обществе в целом, выделение среди аналогичных объектов и привлечение внимания.

Создать известность художественной выставки и внедрить в массовое сознание желание её посетить означает сформировать спрос на художественный продукт, сделать его доходным товаром. Несомненно, во многом на эффективность PR-сопровождения выставок влияет имя художника, его статус, известность и популярность, а также узнаваемость и ассоциативность экспонатов (известные работы, исторические или литературные личности, популярные и загадочные вехи истории). Эти факты сами по себе являются привлекательными для аудитории и не требуют масштабной коммуникационной кампании. Например, выставка «Терракотовая армия» проведённая в Швеции Национальным музеем мировой культуры привлекла около 350 тысяч посетителей, сделав её самой посещаемой выставкой в истории Швеции, при этом для продвижения мероприятия использовались только средства массовой информации и наружная реклама.

Американские и европейские подходы к PR-сопровождению художественных выставок объединяет современность и прогрессивность. Чаще всего PR-продвижение арт-проектов отдаётся на аутсорсинг [44]. Например, известное бренд-консалтинговое агентство «Wolff Olins», которое базируется в Лондоне, Сан-Франциско и Нью-Йорке работает со многими музеями и выставками. Характерной особенностью зарубежного продвижения являются высокие бюджеты, зачастую на PR-кампанию приходится 60% выделенных средств и ещё 20% на сувенирную продукцию.

Коммуникационные мероприятия готовятся заблаговременно, в арсенале PR-специалиста визитки, буклеты, каталоги, рекламные листовки, открытки, календари и тематические постеры. Например, для выставки Жоан Миро в Гран Пале в 2019 году были созданы оригинальные каталоги и календари в стиле художника.

В рамках PR-сопровождения также часто привлекаются специально приглашаемые на открытие публичные лица, самим своим присутствием способные создать рекламу, а также представители СМИ. Например, такой закрытый предпоказ был организован на выставке Кубизм в Центре Помпиду в январе 2019 года. За рубежом для обычных посетителей также устраиваются разные «приманки», например фуршеты, бесплатные конфеты и фрукты, пирожные в оригинальном оформлении.

Для создания имиджа культурного продукта зарубежные PR-специалисты используют так называемую консюмеристскую художественную критику, больше напоминающую рекламу, информирующую потребителя и формирующую спрос. Особую роль здесь играют профессиональные печатные и электронные СМИ, например, «Frieze» (Великобритания), «Blend» (Нидерланды), «Elephant» (Великобритания), «Juxtapoz» (США), «Art in America» (США), а также массовые общественно-политические и информационные издания.

В настоящее время цифровые технологии полностью меняют процесс PR-продвижения художественных выставок. Коммуникационная активность все больше включает в себя SMM-деятельность в социальных сетях, за рубежом наиболее популярными являются соцсети «Facebook» и «Instragram». Например, Музей современного искусства на Манхеттене в Нью-Йорке имеет в социальных сетях порядка 7, 5 миллионов человек — там учреждение рассказывает о своих сотрудниках, работах и выставках, обсуждает острые вопросы культуры и проводит небольшие видеоэкскурсии. Музей LACMA в Лос-Анжелесе активно использует приложение «Snapchat», Нью-Йоркская библиотека придумала свой бот Emoji Bot, а галерея Тейт в Лондоне стала широко известной благодаря публикации в своих социальных сетях анимированных изображений из своих картин под заголовком «1840’s GIF Party».

Для продвижения выставок за рубежом часто используются различного вида флэшмобы, перформансы и интерактивные элементы, для привлечения внимания, создания дополнительных информационных поводов и психологического воздействия на публику. Например, в США на художественной выставке в галереи Джона А. Дейя танцоры, одетые под тематику выставленных картин, устроили флешмоб под песню Нэнси Синатра «These Boots are Made for Walkin», чем привлекли дополнительное внимание общественности к экспозиции.

Перейдём к рассмотрению российского опыта PR-сопровождения художественных выставок. В нашей стране искусство всегда было в тренде, в последнее время стало модно им интересоваться, а в определенных кругах — даже разбираться. Примечательно, что арт-проекты становятся всё более конъюнктурными, а подача более интерактивной и носит развлекательный характер.

Повышение количества проводимых культурных мероприятий в России вынуждает организаторов противостоять конкуренции и бороться за свободное время посетителя с помощью активной коммуникационной детальности. Чаще всего PR-сопровождение российских художественных выставок отдаётся на аутсорсинг в специализированные агентства, однако бюджет на продвижение часто бывает ограничен. В целом российские PR-специалисты используют зарубежный опыт адаптируя его под местный рынок, наибольшими профессиональными компетенциями обладают агентства Москвы и Санкт-Петербурга, так как здесь реализуется наибольшее количество арт-проектов.

Как отмечает Я. Зяблина, PR-специалист, ведущий сотрудник агентства «Papa Marketing» и PR-координатор Музея стрит-арта «главная задача PR-сопровождения художественных выставок — удержать внимание СМИ и интерес посетителей, особенно когда выставка длится пять месяцев и более. Когда происходит открытие — информационным поводом служит сам факт появления новой выставки, эту информацию можно «раскачивать» примерно месяц-два: анонсировать в СМИ, рассказывать об экспозиции в интервью и специальных материалах. Следующие 4-5 месяцев работы проекта основная задача — находить способы подогревать интерес, создавать дополнительные поводы для СМИ, которые будут иметь не меньшее значение, чем факт открытия».

В России для продвижения художественных выставок используются федеральные и региональные общественно-политические, информационные, развлекательные, глянцевые, профильные издания и интернет-порталы, например, «Московский Комсомолец», «Коммерсант», «Аргументы и факты», «Time Out», «Сноб» «Peopletalk», «Афиша», «Ваш досуг», «Метро», «Теленеделя», «Glamour», «Искусство», «Художественный совет», а также телеканалы. Как и за границей организуются презентации и спецпоказы для представителей медиа, экспертов и лидеров мнения.

Об успехе PR-сопровождения некоторых российских выставок можно судить по очередям из желающих посетить арт-проект. Так, например, было в 2016 году на выставке Валентина Серова в Третьяковской галереи, когда образовалась многочасовая очередь и даже было организовано питание для людей, ожидающих на улице. Экспозиция была размещена на трёх этажах с 7 октября 2015 по 24 января 2016. По информации пресс-службы Третьяковской галереи, экспозицию посетило более 500 тыс. человек, мероприятие вызвало широкий резонанс в СМИ. Для продвижения выставки использовались различные инструменты продвижения: создание вирусного ролика и продвижение его в социальных сетях; взаимодействие со СМИ; создание сайта выставки; разработка культурно-образовательной программы; специальные мероприятия; реклама (наружная, печатная, на транспорте, баннерная, социальных сетях); проведение акции; приглашение лидеров мнений, политиков и известных персон. Подобная ситуация сложилась и на выставке Айвазовского в Москве, где формировались беспрецедентно большие очереди, потому что на телеканале «Россия 24» практически каждые 15 минут объявляли, что до закрытия выставки осталось 14 дней, потом 13, и так далее.

В рамках PR-сопровождения для продвижения и поддержания интереса к художественным выставкам активно применяются специальные мероприятия. Например, перед самым закрытием организаторы выставки «Ван Гог. Ожившие полотна» в Санкт-Петербурге решили продлить её еще на два месяца. Перед PR-специалистами встал вопрос: как обеспечить поток посетителей? Учитывая, что новость о продлении совсем не интересует СМИ. В связи с этим было принято креативное решение сделать на Конюшенной площади прямо перед павильоном, где проходила выставка, большой массовый пленэр, посвященный творчеству Ван Гога: установили мольберты, сделали заготовки полотен с пунктирными линиями сюжетов картин, выдали всем желающим краски и кисти, и каждый мог попробовать написать картину Ван Гога. На мероприятие пришли около 6 тысяч человек, очередь на выставку тянулась до 11 часов вечера, а количество публикаций по итогам этого ивента превысило общее количество по выставке за весь период.

В крупных городах художественные выставки активно конкурируют между собой. Отсюда формируется гибкость и изобретательность в вопросах PR-сопровождения. Сегодняшний посетитель приходит на выставку не только для знакомства с постоянной экспозицией или нашумевшей временной выставкой, но и на лекцию, мастер-класс, презентацию книги, кинопоказ или детский квест.

Как и за рубежом, без использования социальных сетей уже не представляется PR-сопровождение ни одного арт-проекта. В нашей стране наиболее популярными соцсетями являются «Вконтакте», «Одноклассники», «Facebook» и «Instragram». Здесь применяются различные виды текстового и визуального контента, хэштеги, геотеги, проводятся конкурсы и розыгрыши. Например, Санкт-Петербургский музей современного искусства «Эрарта» для продвижения выставки Сальвадора Дали устроил флэшмоб в «Instragram». Фантастическую славу Дали составили многие вещи: его художественные работы, взрывной характер, эксцентричные выходки, собственный замок, и, конечно же, усы. Музей решил провести конкурсный флэшбом по условиям которого необходимо было выложить на своей странице в соцсети свою версию «усов» с хэштегом #erarta_surr. Победитель конкурса отправился вместе с друзьями на эксклюзивную экскурсию по выставке «Скульптуры Сальвадора Дали» в сопровождении арт-модератора и фотографа.

Подводя итог, можно отметить, что за рубежом и в России PR-сопровождение художественных выставок имеет комплексный подход и чаще всего отдаётся на аутсорсинг в специализированные агентства. Здесь используются современные и прогрессивные каналы, средства и методы: СМИ (массовые и профильные), спецпоказы, лидеры мнения, рекламно-полиграфические материалы, интерактивные элементы, флэшмобы, специальные мероприятия и социальные сети. В свою очередь российские PR-специалисты чаще всего используют зарубежный опыт, адаптируя его под местный рынок, а также часто работают в условиях ограниченного бюджета.

Современный рынок художественных выставок в России (2020-2021)

В настоящее время перед нашей страной стоит важная задача — в короткий срок осуществить социальную и экономическую модернизацию России, перейти на путь интенсивного развития и эффективно отвечать на внешние вызовы. В нынешних условиях глобализации и технологизации, сфера культуры играет важнейшую роль сохранения национальной идентичности, раскрывая созидательные начала россиян. В разные периоды истории, в имперские, советские и постсоветские времена, театры и музеи были визитной карточной государства, формировали внешний и внутренний имидж.

К особенностям современной культурной политики можно отнести поддержку творческого образования и молодых талантов, популяризацию и пропаганду культурной деятельности на государственном уровне, вовлечение граждан в культурный процесс. О внимании к данной отрасли говорит и тот факт, что за последнее время гуманитарная сфера была не раз объявлена темой года: 2014 — год культуры, 2015 — год литературы, 2016 — год российского кино, 2019 — год театра.

Художественные выставки являются важным элементом гуманитарного знания и частью художественного рынка России, который в свою очередь составляет важный компонент культуры, формирующий материальную основу для развития искусства. Сегодня отмечается общественный интерес к художественным арт-проектам как форме международного культурного обмена, приобщения к ценностям, встрече с признанными шедеврами искусства и смелыми экспериментами молодых авторов, проведении свободного времени с целью саморазвития и самосовершенствования.

Художественная выставка как система синтезирует различные виды искусства и концентрирует на своей территории комплекс эстетических, смысловых и материальных компонентов, актуальные явления культуры, апеллируя к широкому спектру ассоциаций и понятий, что в настоящее время вызывает устойчивый интерес публики. Значение эстетической потребности в наши дни усиливается с каждым годом. Культурная жизнь крупных городов России уже немыслима без музеев, галерей, выставочных залов и арт-перформансов.

Современный рынок художественных выставок в России начал формироваться с начала 2000-х годов, когда принципы рыночной экономики и зарубежные тенденции предоставили свободу выражения и принести конкуренцию в художественную сферу. Несомненно, толчком развития стало развитие инфраструктуры и туризма. В 2007 году в нашей стране наметился рост интереса к искусству отчасти благодаря экономическому подъёму. Именно в тот период начали появляться галереи и выставочные площадки, работающие по западному образцу, например, в Москве это «Винзавод», «Красный Октябрь», «Гараж», «Art Play», «Флакон», в Санкт-Петербурге «Арт центр», «Ткачи», «Этажи» и другие. В последующие годы количество арт-кластеров увеличивалось с каждым годом, и сегодня на рынке предлагается множество площадок для проведения арт-мероприятий различного масштаба. К сожалению, арт-кластеры развиваются в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Рынок художественных выставок получил бы большее развитие, если бы подобные проекты активно появлялись и в других российских городах.

По данным статистики в настоящее время наблюдается культурный бум, а посещаемость учреждений культуры превысила показатели советских времен, когда численность населения была выше. Самыми популярными выставками последних четырёх лет стали ретроспектива Ивана Айвазовского (598 832 посещений в Москве, более 300 тысяч посещений в Санкт-Петербурге) и выставка Валентина Серова (486 834 посещений) в Третьяковской галерее, что позволило музею заработать около 400 000 000 рублей, а также выставка «Шедевры из Пинакотеки Ватикана», которую увидели 163 тысячи человек.

В 2018 году количество посещений выставок и музеев достигло отметки в 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны. Свою лепту в статистику вносят и дни бесплатного посещения, например, такие популярные акции как «Дни культурного наследия», «Ночь в музее» или «Библионочи». Более того, эта практика постепенно расширяется, в частности, в Москве в апреле 2019 года впервые была опробована акция под названием «Музейная неделя», которую обещают сделать регулярной. Возможностей для бесплатного входа в культурные институции становится всё больше, и публика ими охотно пользуется.

Лидирующее место по посещаемости художественных выставок (постоянных и временных) занимают Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея. В 2018-2019 годах наиболее посещаемыми выставками стали «Сокровища музеев России» в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — ко Дню народного единства» (Музейно-выставочное объединение «Манеж», общее число посещений 212 539 человек), «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в Эрмитаже (общее число посещений 1 188 889 человек), «Архип Куинджи» (Третьяковская галерея, общее число посещений 384 707 человек), «Евгений Антуфьев — Дмитрий Краснопевцев. Диалог. Когда искусство становится частью ландшафта» (Мультимедиа Арт Музей, общее число посещений 141 873 человек), «Если бы наша консервная банка заговорила… Михаил Лифшиц и советские шестидесятые» (Музей современного искусства «Гараж», общее число посещений 60 083 человек) и другие.

Для того чтобы оценить рыночную ситуацию художественных выставок в России целесообразно провести PEST-анализ. Рассмотрим основные политические, экономические, социально-культурные и технологические факторы, влияющие на арт-сферу (таблица 1).

Таблица 1 – PEST-анализ

ФакторВлияние на рынок арт-выставокКомментарий
Политические факторы:
Геополитическая напряжённостьБлагоприятный факторРоссияне стали меньше выезжать за границу, в связи с чем повышается спрос на внутренние досуговые мероприятия
Государственная поддержка культуры и искусстваБлагоприятный факторПопуляризация культуры на государственном уровне
Ограничительные меры зарубежных стран (санкции)Отрицательный факторВозникают проблемы с закупкой выставочного оборудования, обменом опытом, проблемы с проведением международных арт-выставок
Снижение политического имиджа РоссииОтрицательный факторУменьшение въездного туристического потока
Экономические факторы:
ГлобализацияБлагоприятный факторВ настоящий момент существуют два ключевых тренда на культурном рынке: «мировая стандартизация» и «национальное отстаивание, идентичность», что приводит к развитию искусства и поиску новых направлений
Экономическая нестабильностьОтрицательный факторНепредсказуемость экономического положения в стране, снижение доходов населения
Рост курса валютОтрицательный факторПовышение цен на организацию художественных выставок, закупку экспозиционного оборудования и аренду площадок
Снижение доходов населенияОтрицательный факторСнижение покупательской способности не даёт возможности часто посещать выставки. Снижение спроса на предметны искусства со стороны состоятельных граждан
Повышение конкуренцииОтрицательный факторС одной стороны, повышение конкуренции вынуждает разрабатывать масштабные мероприятия в области PR-сопровождения выставок с большим бюджетов. С другой стороны, повышается качество культурного продукта и сервис
Высокая зависимость от финансированияОтрицательный факторВысокая зависимость от финансовой поддержки фондов, спонсоров, меценатов, государственных органов, партнёров
ИнфраструктураОтрицательный факторНизкий уровень развития инфраструктуры, особенно в регионах (транспортная доступность, отели, арт-кластеры), а также слабое развитие внутреннего туризма
Социально-культурные факторы:
Перенасыщенность онлайн-средойБлагоприятный факторЛюди всё чаще хотят выйти в реальность, и посещение выставок становится настоящим событием
Интерес общества к арт-выставкамБлагоприятный факторЖелание получить новые впечатления, отвлечься от проблем, саморазвиваться
Модные тенденцииБлагоприятный факторМода на интеллектуальный имидж, сейчас в тренде демонстрация не материальных благ, а интересного опыта и впечатлений, который можно показать друзьям и подписчикам в социальных сетях
Новое поколение потребителейБлагоприятный факторПоявление поколения новых потребителей, более взыскательных к сервису, брендингу, качеству, уникальности, интерактивности и технологизации (миллениалы и центениалы), что повышает уровень организации арт-выставок
Новые направления в искусствеБлагоприятный факторРазвитие современного искусства позволяет развивать творческий потенциал, находить новые направления
Технологические факторы:
Развитие технологий в арт-сфереБлагоприятный факторИнновационное и технологическое развитие позволят реализовывать новые направления в искусстве, зрелищность и интерактивность демонстрации
Развитие онлайн-бронированияБлагоприятный факторРазвитие цифровых онлайн-технологий для облегчения бронирования и покупки билетов на выставки, что приводит к повышению продаж
Развитие digital-коммуникацийБлагоприятный факторРазвитие Интернета и социальных сетей для продвижения художников, создания интереса, известности, имиджа и эффективного PR-сопровождения выставок

По итогам PEST-анализа можно выделить ключевые тенденции развития рынка художественных выставок в России:

Здесь нельзя не отметить, что эпидемия вируса COVID-19 существенным образом отразилась на рынке художественных выставок. В марте 2020 года на всей территории России были закрыты государственные и частные музеи и выставочные галереи, запрещено проведение любых публичных мероприятий и показов, а население должно соблюдать режим самоизоляции.

Новая реальность привела к повсеместному выходу учреждений культуры в онлайн-среду. Музеи и галереи стали проводить виртуальные экскурсии и показы, которые в записи и в режиме реального времени можно посмотреть на сайтах и в социальных сетях. Так, например, Комитет по туризму Москвы запустил сайт stayhome.moscow — это платформа, где собраны виртуальные экскурсии и онлайн-проекты крупнейших московских учреждений досуга и культуры. Сейчас посетителям доступны материалы Музея современного искусства «Гараж», Третьяковской галереи, Пушкинского музея, Еврейского музея и центра толерантности, Музея русского импрессионизма, центра «Космонавтика и авиация» на ВДНХ, планетария, Центра славянской письменности «Слово», Московского музея современного искусства и зоопарка. В Санкт-Петербурге Эрмитаж сняли пятичасовой фильм-экскурсию и выложили видео на YouTube в свободный доступ.

Многие музеи и арт-проекты начали развивать digital-направления ещё до ограничений, вызванных пандемией коронавируса. Но, столкнувшись с непосредственным закрытием физических помещений, усилили работу над платными и бесплатными онлайн-проектами для посетителей, а также для внутренней работы и взаимодействия с другими институциями.

Несомненно, сложившиеся обстоятельства существенным образом повлияли на PR-деятельность учреждений культуры и дали толчок для дальнейшего внедрения онлайн-технологий. Изменился медиамикс — стали активно использоваться инструменты digital-коммуникаций, создаются адаптированные сайты, проводятся кампании в социальных сетях с использованием всех функционалов и возможностей. Очевидно, что эти тенденции будут сохраняться и развиваться после окончания эпидемии.

Список литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *