Пиар акция в библиотеке это
PR-деятельность библиотек: разнообразие и действенность (из опыта работы мариупольской ЦБС)
PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК: РАЗНООБРАЗИЕ И ДЕЙСТВЕННОСТЬ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МАРИУПОЛЬСКОЙ ЦБС)
, главный библиотекарь информационно-библиографического отдела ЦБ им.
Статья раскрывает основное предназначение PR-деятельности Мариупольской ЦБС для взрослых по повышению престижа библиотек в обществе.
Ключевые слова: PR-деятельность, пиар-офисы, социальные сети, блоги, библиоквест, аудиореклама.
Связи с общественностью имеют большое значение в деятельности Централизованной библиотечной системы для взрослых города Мариуполя, сотрудники которой постоянно устанавливают новые и успешно поддерживают старые коммуникации с партнерами и средствами массовой информации, местной общественностью и властью. Наша ЦБС осуществляет рекламно-информационную деятельность, систематически информируя общественность с помощью СМИ, социальных сетей и рекламы о мероприятиях, акциях, услугах, условиях, времени и месте их предоставления. Основная цель PR-деятельности заключается в формировании престижного образа наших библиотек. Работа в этой области ведется по следующим направлениям:
- раскрытие возможностей современной библиотеки в получении информации; популяризация фонда и услуг библиотек; привлечение новых пользователей.
Для этого нашими библиотеками проводятся различные акции, например такие, как акция ЦБ им. Короленко «Проведи лето с библиотекой» в скверах и парках города. Создавая нечто новое, мобильное и востребованное, наши библиотеки постоянно расширяют своё пространство, и эти летние и другие акции стали очередным шагом навстречу горожанам, которым библиотекари вместе с партнерами и друзьями раскрыли возможности библиотек по предоставлению информации, помощи в образовании, творчестве и досуге.
Мариупольский PR-офис современных библиотек
Библиотеки Мариупольской централизованной библиотечной системы для взрослых стали победителями всеукраинского конкурса «Региональные пиар-офисы современных библиотек 2014 года». Данная победа стала возможной только после прохождения нескольких туров, организованных программой «Библиомост» совместно с центром «Медиареформ».
Целью Мариупольского пиар-офиса стала регулярная работа со СМИ для информирования населения о деятельности библиотек через журналистов телевидения, радио, газет, онлайновых средств массовой информации.
Основными функциями Мариупольского пиар-офиса современных библиотек являются:
- сбор, анализ и распространение информации о деятельности библиотек; подготовка и рассылка пресс-релизов по электронной почте о событиях в библиотеках; сопровождение журналистов и помощь в организации съемок; мониторинг СМИ; наполнение информацией разделов «Новости», «Анонсы», «Библиотечные мероприятия» на сайте Центральной библиотеки им. и блога «Записки путевых библиотекарей»; фотосъемка, видеосъёмка.
Заниматься пиаром профессионально – дело новое для библиотекарей. Профессионализм ценят везде. Если вы говорите или пишете понятно, профессионально, результат будет обязательно и нужный материал опубликуют в СМИ. А это значит, что информацию о библиотеке услышит, увидит или прочитает огромная аудитория. Обучение специалистов наших библиотек тонкостям пиара проходят постоянно.
Так, в 2015 г. в рамках повышения квалификации библиотечных специалистов был проведен ряд семинаров под общим названием «Тонкое искусство библиотечной журналистики». Библиотекари учились по нескольким направлениям и узнавали, как правильно писать новости о библиотеках, каким должно быть качественное фото, учились технике общения с журналистами, открывали для себя секреты написания пресс-релиза. Все полученные знания использовались на практике. Сотрудники наших библиотек постоянно пишут о мероприятиях, акциях, услугах, и нас публикуют.
Работа со средствами массовой информации – это не только пресс-конференции и интервью, но и, прежде всего, ежедневная текущая работа, состоящая из регулярной рассылки информации в издания и отслеживания откликов и упоминаний в СМИ о деятельности библиотек, анализ сообщений в СМИ.
Регулярно о деятельности библиотек (презентациях книг, встречах, о пополнении фондов, акциях, новых услугах, об изменениях в обслуживании, о книжно-иллюстративных выставках и др.) сообщают:
- городские каналы телевидения: «МТВ», «ТВ-7», «СИГМА»; радиостанции: «Радио Европа+», «Авторадио», радио «Приазовья; газеты: «Приазовский рабочий», «Ильичевец» и др.; информационно-аналитические сайты: http://mariupolnews. /; http:///; http://ilich. /; http://www. /news/; http://7ya-media. /; http://news. /; http://torgoviy-mariupol. /; http:///; http://kudaidem. / и др.
Массовые мероприятия – самая продуктивная реклама библиотеки. Рассмотрим эффективность одной рекламной кампании публичного мероприятия проекта Мариупольского пиар-офиса – открытие библиокафе «Место встречи –Web» в библиотеке им. Тургенева.
Комплекс рекламных мероприятий данного библиотечного события был обусловлен следующими целями и задачами: донести до потенциальных пользователей ключевое сообщение, что современная библиотека – это огромные возможности для пользователей. В библиотеке – бесплатный Интернет и можно провести с пользой свой досуг. До открытия веб-кафе была спланирована рекламная кампания, разработанная в соответствии с ее целью и задачами. Для того, чтобы рекламные мероприятия прошли успешно и имели положительный эффект, все разрабатывалось до мельчайших деталей с учетом целевой аудитории. Информация о создании web-кафе (кулинарной группы) была опубликована в социальной сети Facebook за 2 месяца до открытия кафе. Данное рекламное мероприятие способствовало распространению информации о проекте и месте его проведения среди широкого круга потенциальных участников.
За неделю до открытия библиокафе в СМИ Донецка и Мариуполя для оперативного оповещения журналистов по 25-ти электронным адресам был разослан пресс-анонс. Ознакомившись с пресс-анонсом, на праздничное открытие кафе «Место встречи –Web» в библиотеку им. Тургенева пришли информационные партнеры библиотек, представители мариупольских СМИ: корреспонденты газеты «Голос строителя», мариупольских телекомпаний «МТВ», «ТВ-7», «Сигма».
PR-кампания открытия кафе «Место встречи –Web» имела позитивные результаты. Само открытие стало настоящим праздником для любителей кулинарного искусства. Об этом свидетельствуют сообщения средств массовой информации Мариуполя и Донецка: статьи, вышедшие в четырех газетах, четыре видеосюжета телеканалов, три публикации интернет-изданий и сообщения на двух радио. В рекламной кампании открытия был использован широкий спектр средств и каналов рекламы в СМИ, что оказало положительное влияние на формирование благоприятного имиджа библиотеки им. Тургенева и явилось одним из факторов привлечения в библиотеку новых пользователей и информационных партнеров.
На примере одного библиотечного мероприятия видно, что при минимальном расходе на рекламу в СМИ достигнут высокий уровень ее эффективности. Таким образом, удачная реклама и тема, действительно нужная людям, способны увеличить интерес и доверие к библиотеке, сделать ее востребованным культурным, досуговым и информационным учреждением. Сотрудничество со средствами массовой информации может дать библиотеке целевую аудиторию, а читатели и партнеры будут информированы о возможностях современных библиотек.
Сотрудники пиар-офиса находятся в постоянном поиске новых всеукраинских и областных информационных спонсоров и партнеров, ведут подготовку интересных для СМИ библиотечных событий и мероприятий. Показательно в данном случае определение библиотечной рекламы, данное еще в советское время Любовью Борисовной Хавкиной: для привлечения читателей «библиотека прибегает к рекламе в лучшем смысле этого слова, так как никаких корыстных целей она не преследует и никого не пытается вводить в заблуждение».
Кроме библиотечного сайта, библиотеки ЦБС для взрослых имеют свое пространство в социальных сетях. На страницах социальных сетей публикуются фотоотчеты о различных массовых мероприятиях.
Представление библиотек в определенных сообществах социальных сетей дает возможность пользователям быть в курсе библиотечных событий, расширяет круг потенциальных пользователей. Так, нами создана страничка «Мариупольского PR-офиса современных библиотек» в facebook, где публикуется информация о мероприятиях, акциях, услугах, условиях, времени и месте их предоставления. Страничка имеет на сегодняшний день около 160 действительных участников, среди которых не только пользователи и коллеги библиотек, но и, самое главное, корреспонденты и журналисты СМИ: радио, ТВ, онлайн-СМИ нашего города, области и Украины.
Блог «Записки путевых библиотекарей»
ЦБ им. использует блог для достижения различных целей. Наиболее очевидное применение – распространение библиотечных новостей, которые постоянно обновляем, тратя на это минимум времени и усилий.
Блог «Записки путевых библиотекарей» можно охарактеризовать тремя словами: коллективный, контентный, тематический.
- Коллективный – у блога четыре автора. Блог создавался для рекламы и освещения работы отдела обслуживания, поэтому в каждом из секторов есть автор, отвечающий за контент. Контентный – заполняется исключительно уникальным, авторским материалом.
За два года у блога появилось около шестисот подписчиков, 33 тысячи просмотров, написано 200 разнообразных постов – это хорошие показатели для блога. Благодаря этому у нашего блога достаточно высокий рейтинг, он хорошо распознается самыми известными поисковыми роботами Яндекс и Гугл.
Центральная библиотека им. Короленко оснащена системой локального вещания (акустической системой). В этом году решили делать звуковую рекламу, чтобы потенциальные посетители библиотеки могли услышать, о наших мероприятиях, акциях, услугах, условиях, времени и месте их предоставления, проходя мимо по проспекту Ленина. Звуковая реклама, несомненно, обладает большим количеством преимуществ. Она эффективна, и делать ее легко и просто. Гуляя по проспекту, жители нашего города, услышав сообщения, очень часто заходят в библиотеку и становятся читателями, посещают мероприятия и пользуются ее услугами.
Рекламные анимационные ролики
В этом году Центральная библиотека им. впервые использовала в своей рекламной деятельности такие средства PR, как компьютерные мультипликационные сюжеты. Компьютерные программы, производство, размещение и прокат такой рекламы стоит очень дорого. Мы обратились к разработчику мультипликационных программ с просьбой о возможности бесплатного использования онлайн-программы. Нам пошли навстречу и предоставили бесплатно воспользоваться программой «GoAnimate» на короткий срок. Самостоятельно освоив данную компьютерную программу, библиотекари сделали рекламный ролик об услугах электронного управления в ЦБ. Сделать ролик – это полдела. Необходимо, чтобы его увидело как можно больше наших горожан. Мы написали письмо-обращение руководству ТРК «СИГМА» с просьбой, чтобы библиотечный социальный ролик бесплатно разместили в рекламных блоках телевизионного канала. И вновь нам пошли навстречу. В течение недели два раза в день его демонстрировали по ТРК «СИГМА». Также рекламный ролик «Электронное управление» в течение месяца бесплатно демонстрировали на мониторах в маршрутных такси на самых длинных городских маршрутах благодаря рекламному агентству «Mediasvit». Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих обращаться к литературным первоисточникам. Например, специально к библиоквесту для студентов «Библиотекарь на час» сотрудники ЦБ им. Короленко подготовили юмористический мультипликационный фильм о профессии библиотекаря и условиях проведения данной игры.
Главное предназначение PR-деятельности Мариупольской ЦБС для взрослых – это оперативно и разнопланово раскрывать перед пользователями то новое, чем располагают библиотеки, привлекать внимание, информировать и повышать популярность библиотек в глазах общества. Безусловно, PR-деятельность не может решить все стоящие перед современными библиотеками проблемы, но она способствует привлечению читателей в библиотеки. PR-деятельность помогает библиотекам, несмотря на трудности, занимать достойное место среди других социальных институтов.
Пиар акция в библиотеке это
Реализуя проект, мы осуществили мониторинг и делаем анализ информации с целью выявления роли библиотеки в жизни горожан. Постоянное инновационное творчество библиотекарей ежедневно добавляет новые краски в палитру рекламной деятельности, меняет облик библиотеки. А для этого необходимо иметь четкое представление о том, что же значимо для наших пользователей. Идет процесс разработки и внедрения, инновационных РR-мероприятий, расширили социальное партнёрство с заинтересованными учреждениями и организациями.
Чтобы выйти за пределы сложившейся библиотечной аудитории создали сайт центральной городской библиотеки им Н. К. Крупской. Здесь начал свою работу виртуальный клуб «Открытое чтение». Чтение – процесс индивидуальный и творческий, при этом разобраться в великом множестве авторов и книг бывает трудно. Поэтому роль библиотеки и библиотекаря весьма важна.
Значительная часть молодого поколения читает только то, что «задали в школе, институте». В результате снижается грамотность и культура речи населения, мышление и сознание молодежи становится клиповым. Без чтения и развитого читательского вкуса трудно сегодня представить свободную, развитую личность. Наша задача привлечь внимание молодых читателей к лучшим книгам, изданным в последние годы.
Буктрейлер по книге Андрея Платонова «Город Градов» участвовал в межрегиональном интернет – проекте «Классика в неформате», где стал лауреатом в номинации «Современная классика». Для популяризации чтения литературы средствами интернет – сервисов мы привлекаем горожан к чтению лучшей литературы и к своей библиотеке. Надеемся, что виртуальный клуб «Открытое чтение» будет популярен в городе, особенно в молодежной среде.
Актуальный вопрос, нужны ли книги в своём традиционном виде или читать будут только электронные? На наш взгляд будет востребован синтез предоставляемых услуг библиотекой. Взяв книгу на дом, не надо идти к нам, чтобы её продлить – достаточно только на сайте заявить о своем желании и эта услуга будет выполнена, а также сделать заказ на любое издание. Сотрудники библиотеки по электронной почте свяжутся с вами.
Активно работаем по освоению Интернета для доставки РR-обращений и оповещения о новостях своей деятельности, ресурсах, услугах и предложениях. Регулярно размещаем информацию на многофункциональном портале ВТамбове.ru, информационном портале PROTAMBOV.ru, а так же на страницах социальной сети ВКонтакте. Мы размещаем только то, что будет интересно тамбовскому пользователю и всегда открыты для сотрудничества.
В рекламных целях о своей работе активно используем периодическую печать. На страницах местной периодики печатаются статьи о деятельности библиотеки и интервью с руководителем.
Систематически на тамбовском радио звучат анонсы мероприятий и информационные обзоры сотрудников. В октябре в прямом эфире на федеральном канале в авторской передаче Михаила Веллера на вопрос – когда он приедет в Тамбов? Известный писатель ответил, что в его планах есть посещение библиотеки им. Н. К. Крупской, так как наслышан от своих коллег, что в этой библиотеке проходят очень интересные творческие вечера.
Хотя телевидение – дорогое средство рекламы, библиотека использует и эту возможность. После выхода передачи в эфир мы делаем для себя копию, которую демонстрируем в рекламных целях. Благодаря информации в новостях узнаваемость бренда нашей библиотеки растет.
Пиар акция в библиотеке это
Использование рекламы, PR-технологий и PR-мероприятий в деятельности библиотеки
Содержание
Предисловие
Реклама занимает в жизни современного человека важное место. Она проникла, практически, во все сферы деятельности людей. Реклама органично вошла в жизнь библиотеки, отражая ее возможности, технологии, продвигая к населению библиотечные ресурсы и услуги, создавая более привлекательный образ библиотечно-информационного учреждения и его сотрудников. Чем выше развитие общества, тем активнее используется реклама.
Необходимость рассмотрения вопроса о роли рекламы как источника информации, о рекламно-информационных, рекламно-библиографических технологиях обусловлена, прежде всего, тем, что рекламные сообщения играют исключительно важную роль в удовлетворении информационных потребностей пользователей. Можно уже сегодня сказать, что воздействие рекламы на читателей велико. Благодаря рекламе библиотека раскрывает свой потенциал перед широкой аудиторией.
Современный отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, сколь значительны возможности рекламы в библиотечной деятельности. Важными ее направлениями являются распространение рекламных материалов и обеспечение результативности рекламной политики. Эта результативность обеспечивается качеством, насыщенностью, яркостью и разнообразием рекламных сообщений, выбором форм и методов доведения их до пользователей.
В последние десятилетия в мире идет процесс перехода к новому информационному обществу – обществу знаний. Роль библиотек как информационных центров в таком обществе возрастает. Область PublicRelations(PR) – связь с общественностью – является одной из наиболее динамично развивающихся во всем мире. Введение в библиотечную практику PR-мероприятий является актуальным для сегодняшнего дня, так как знания и творческое практическое применение PRсегодня, пожалуй, как ни одно другое направление менеджмента, необходимы для российских библиотек. В США (на родине PR) давно существует мнение, что связи с общественностью для любой организации означают приблизительно то же самое, что здоровье для человека: чем их больше по количеству и чем лучше по качеству, тем она дееспособнее и эффективнее функционирует.
Цель данной публикации – представить одно из важнейших направлений деятельности научной библиотеки – рекламу и связь с общественностью.
Методическое пособие состоит из 8 разделов. Приводится сравнительный анализ рекламы и PR, их взаимодействие в библиотечной практике, целях и задачах, истории возникновения и современном развитии.
Библиотечная реклама
Реклама развивалась и утверждалась как неотъемлемая часть культуры. В процессе непрерывной дифференциации выделилась библиотечная реклама.
Библиотечная реклама – это реклама библиотечных ресурсов, услуг и продукции, осуществляемая библиотекой, комплекс мероприятий и средств, которые воздействуют на потребителя информации в желательном для библиотеки направлении.
Цель библиотечной рекламы – оповещение потенциальных потребителей о библиотечно-информационных ресурсах, изданиях и услугах, предоставляемых библиотекой. Необходимо заинтересовать их и побудить отдать предпочтение тому или иному «товару» из числа аналогичных информационных ресурсов, продуктов и услуг.
Основными задачами продвижения информационных ресурсов, продуктов и услуг средствами рекламы являются:
— формирование престижного образа (имиджа) библиотеки в сознании потенциальных пользователей;
— информирование о новых библиографических услугах, введённых библиотекой;
— сохранение популярных существующих библиографических услуг, убеждение пользователей не забывать о широких возможностях информационно-библиографических подразделений и обращаться в них;
— воздействие на потребителя информации с целью его ориентации на приобретение рекламируемых новых услугах, ресурсах и продукции библиотеки;
— акцентирование внимания потенциальных пользователей на специфических особенностях предлагаемых библиотечных ресурсов, продуктов, услуг.
Рекламную функцию выполняют не только традиционные массовые мероприятия, но и освоенные совсем недавно презентации новых библиотечных услуг. Грамотная рекламная политика библиотеки – это, прежде всего, определенная система приёмов, основанных на знании психологии, которые, вызывая заинтересованность читателя, побуждают его обращаться к библиотеке снова и снова.
Реклама – действенное средство расширения рынка сбыта библиотечных продуктов и услуг. Выпускаемые библиотеками рекламно-информационные материалы – списки, бюллетени новых поступлений, информационные папки о деятельности библиотеки, текстовые публичные отчеты, проспекты, буклеты, приглашения и все разнообразие представительской продукции не только способствуют формированию положительного образа, но и являются эффективной рекламой самой библиотеки.
Рекламная деятельность библиотеки – один из способов привлечения новых читателей. Систематическая информация о деятельности учреждения, пополнении документного фонда способна развить у потенциальных читателей убеждённость в пользе и доступности библиотечных услуг.
Организация рекламной деятельности в библиотеке и её эффективность оказывают влияние на организацию библиотечного пространства, обслуживание, процесс общения с читателями, тем самым создавая для них максимально комфортные информационные условия, делая посещение библиотеки радостным и запоминающимся. Организация рекламной деятельности требует от библиотечных специалистов постоянно совершенствоваться, повышать профессиональную квалификацию, осваивать новые программные средства, что ведёт к творчеству в производственной деятельности и организации библиотечного пространства.
PablikRelations(PR): определение и сущность
PR(связи с общественностью) – реклама, проводимая в системе взаимосвязи библиотеки с её целевыми аудиториями, направленная на формирование и поддержание благоприятного образа библиотеки, на убеждение общественности в необходимости деятельности библиотеки и её благотворном влиянии на жизнь общества. Основным средством PublicRelationsявляется обеспечение полной информированности населения о библиотеке, её деятельности, ресурсах, продукции, услугах.
На сегодняшний день существует более 500 определений этого понятия. Самым популярным в среде специалистов считается определение, данное профессором университета Стерлинг (Великобритания) Сэмом Блэком: «PR- это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на достоверной и полной информации».
На современном этапе развития библиотек связи с общественностью представляют собой одно из приоритетных направлений библиотечно-информационной политики, являются средством освоения новых социальных технологий.
Связи с общественностью– это продуманная, спланированная и поэтапно осуществляемая деятельность, ориентированная на заранее определенный результат (например, на получение финансирования, увеличения числа пользователей и т.д.).
PR(пиар) становятся все более значимой сферой деятельности компаний, государственных структур, общественных организаций, в том числе и библиотек. Насчитывая почти 100-летнюю историю существования в США, уверенно завоевывает свое место в нашей стране. Рост внимания политических, деловых и общественных кругов, библиотек к PR– деятельности не случаен. Связи с общественностью являются средством стратегического управления поведением внешней и внутренней среды организации, инструментом влияния на них с помощью информационного взаимодействия.
Необходимо управлять тем, что люди думают и чувствуют, формировать общественное мнение и настроение. Посредством связи с общественностью библиотеки сообщают потенциальным и настоящим пользователям о себе, о тех возможностях, которыми располагают их фонды, о спектре библиотечно-информационных услуг. Это повышает статус библиотек как культурно-информационных учреждений.
Сегодня деятельность PR– это успешно зарекомендовавшее себя средство создания доверительного и уважительного отношения окружающих к библиотеке, предполагающее пропаганду ее деятельности в целом. PRспособствует общению, взаимопониманию, сотрудничеству между организацией и ее общественностью, увеличивает степень доверия, обеспечивает устойчивость и стабильность обращений пользователей библиотеки, успех и результативность ее работы. Для успешного сбыта своих услуг сотрудники библиотеки должны знать клиента в лицо, его потребности и запросы, привычки и наклонности, пристрастия и проблемы, чтобы постоянно быть в курсе его библиотечно-библиографических интересов и вероятных пожеланий в ближайшем и более отдаленном будущем.
Основополагающий принцип организации работы с общественностью – широкое информирование о деятельности библиотеки в целом и отдельных ее подразделений. Эта работа должна объединять все элементы библиотеки как системы: фонды, аудиторию пользователей, библиотечный персонал, материально-технические ресурсы.
Применительно к деятельности любой организации PRи реклама составляют единую систему связей с общественностью, но существуют и различия между рекламой и PR.
Цель рекламы – создание установки на совершение желаемого рекламодателем действия, которое может выражаться в посещении пользователем библиотеки, участие в её мероприятиях, спонсорской поддержке, распространении рекламной информации и т. д. Рекламное воздействие предполагает своей конечной целью реальное действие, а не желание его совершить. Реклама – «отсроченное приобретение» предстоящей покупки – связана с определенным товаром и необходимостью его продвижения на рынке, побуждением потребителя к потреблению, ориентирована на достижение определенного эффекта, факта покупки (использования определенной продукции, услуг).
Данная деятельность – менее дорогой комплекс информационных мероприятий, чем коммерческая реклама, но зачастую более эффективный. Цель PRв деятельности библиотеки – это формирование благоприятного социального отношения к ней и соответствующего внутреннего «климата» для выполнения библиотекой своих функций, привлечения внимания общества к значимости библиотечной деятельности, обусловленной неповторимостью фондов, составом читателей.
PRи реклама связаны функцией воздействия на широкую аудиторию, различаясь в том, что основной функцией PRявляется управленческая, и приоритет отдается межличностной коммуникации.
Плохие общественные связи не только затрудняют и сводят к нулю работу по продвижению продукции и услуг, но и наносят серьезный урон имиджу библиотеки. Следует опасаться как неопрятного внешнего вида библиотеки, плохо налаженной информации, плохо составленных рекламных материалов, так и грубого, бесцеремонного поведения работников, их профессиональной некомпетентности. Важно и умение руководителя создать в коллективе хороший социально-психологический климат. Даже нехватку финансов могут часто разрешить творчество и инициатива работников.
Возникновение PRи рекламы
Термин PablikRelations впервые употребил президент США Томас Джефферсон в 1807 г. в обращении к конгрессу, а в широкий оборот он был введен американским журналистом А. Ледбеттом Ли в 1904 г. В последние годы особенно активно развивалась теория и практика библиотечной рекламы и деятельности PR.
Элементы современного PRберут свое начало у истоков человеческой цивилизации. Умение управлять аудиторией и влиять на общественное мнение средствами логики, риторики, сценического мастерства известны человечеству со времен античности. Еще в античной Греции целенаправленное воздействие на общественность считалось необходимым условием успеха и в политике, и в торговле.
Заслуживают внимания и представления древних мыслителей. Так, Аристотель и Платон полагали, что средства управления людьми должны быть хорошо известны тем, кто управляет, и тем, кем управляют. По мнению блестящего оратора Цицерона, задача выступающего перед людьми – доставить им эстетическое удовольствие, воздействовать на их волю и поведение, а главное – побудить людей к активной деятельности.
В XXв. с развитием технических средств и возможностей широкомасштабной передачи информации понятие PablikRelations начинает обретать более современные и самостоятельные очертания.
В 1918 г. курс «PablikRelations» был уже включен в учебную программу университета штата Иллинойс. Этот учебный курс на первых порах изучался в основном на отделении журналистики.
В 1970-х гг. PRкак учебный предмет официально входит в обязательные программы обучения экономических колледжей и университетов США. Одновременно PRстановится важным инструментом в достижении коммерческих успехов многих ведущих фирм США.
Этот термин появился в России в конце 1980-х гг. и активно вошел в последние десятилетия в повседневную российскую практику и научный оборот наряду с новыми терминами: имиджмейкер, менеджмент, маркетинг, web-дизайн и т.д., отражающими новые отношения в сфере экономики, бизнеса, производства, массовой информации, культуры и образования.
Возникновение рекламного дела на Руси относится к X—XI столетиям. К середине XVIвека к устной рекламе в России добавилась рисованная реклама, роль которой выполняли лубки «потешные картинки».
Во времена правления Петра Iосновным носителем информации было устное слово. Существенным новшеством стало создание общероссийской газеты, которая по указу Петра I, изданному 16 декабря 1702 года, должна была не только информировать об официальных правительственных решениях и событиях в государстве, но и давать разнообразную рекламную информацию. Газета явилась важным средством распространения рекламы через печатный орган.
К началу XIXстолетия реклама становится явлением настолько заметным, что о нем не преминули упомянуть в своих произведениях такие литераторы, как Н.В. Гоголь и Н.А. Некрасов.
В профессиональной литературе конца 20-х годов довольно широко использовался термин «реклама» применительно к библиотечному делу. Так, в пособии Л.Б. Хавкиной есть раздел «Реклама», в котором рассмотрены ее средства, методы (печатные, рукописные оповещения, объявления, световая реклама в общественных местах, по радио и в кино).
Л.Б. Хавкина давала такое определение рекламе: для привлечения читателей «библиотека прибегает к рекламе в лучшем смысле этого слова, так как никаких корыстных целей она не преследует и никого не пытается вводить в заблуждение». Такое разъяснение потребовалось потому, что в конце 20-х годов возникло настороженное отношение к библиотековедам «старой школы», якобы не критически воспринимавшим зарубежный опыт и проводившим идеи буржуазного библиотековедения.
Н.К. Крупская в 1931 году писала, что «каждая библиотека, как бы мала она ни была, должна уметь рекламировать себя». Правда, в трудах Надежды Константиновны данное замечание затерялось среди терминов «пропаганда библиотеки», «агитация за библиотечное дело». И как следствие в последующие годы в публикациях утвердились понятия «пропаганда библиотеки», и «наглядная агитация», заменившие термины «реклама» и «оформление библиотеки».
Законодательство о рекламе
Свидетельством огромного потенциала рекламы стало принятие в 1995 году первого, а в феврале 2006 года нового закона РФ «О рекламе», который определил основные требования к рекламной деятельности, а также меру ответственности за их нарушения. Целями Федерального закона «О рекламе» являются:
— защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
— предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.
Закон о рекламе вводит следующее понятие: реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределённого круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их продвижению или реализации.
Согласно этому закону, библиотека может выступать как рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспростанитель. Библиотека еще и объект воздействия рекламы: ведь она совершает на основе полученной информации те или иные действия (приобретает книги, мебель, оборудование, технику и т.д.), а значит, является потребителем рекламы.
Кроме закона «О рекламе» библиотекам можно опираться на «Кодекс рекламной практики», принятый Ассоциацией работников рекламы 21.01.92 года. Этот документ разработан на основании «Международного кодекса рекламной практики».
В 1994 году был принят важный закон «Об авторском праве и смежных правах». Под защиту подпадают авторские права составителей сборников (энциклопедий, баз данных) и других составных произведений, независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые включают. Теперь к этому списку можно добавить рекламу. Таким образом, закон защищает большинство печатных работ, выходящих из стен библиотеки.
Право на рекламу, созданную сотрудником библиотеки в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежит ее автору. Однако, библиотека, как работодатель, при ее использовании вправе указывать свое наименование.
Технологии и мероприятия
рекламы и «паблик рилейшнз»
Чем выше развитие общества, тем активней используется реклама. И хотя разработкой библиотечной рекламы стали заниматься только в последние годы, можно утверждать, что сегодня реклама стала неотъемлемой частью библиотечной деятельности.
Рекламно-библиографическая технология – это технология производства библиотечно-библиографической рекламы как составной части духовного производства.
Технология рекламно-информационной деятельности библиотек – понятие, охватывающее все технологические проблемы рекламы. В последнее время технологии рекламы и PablikRelationsуспешно зарекомендовали себя в российских библиотеках как эффективное средство управления информацией и организации общественного мнения.
Важнейшие черты технологии рекламно-библиографической деятельности: целостность, целесообразность, функциональное единство составляющих ее компонентов.
Основные этапы технологии рекламно-библиографической деятельности:
— анализ обстановки, рынка, потребности в рекламно-библиографической продукции;
— определение целевой аудитории;
— планирование рекламной деятельности;
— проведение рекламных акций;
— подведение итогов определенного рекламного процесса, определение его эффективности.
Технологические особенности имеет использование средств рекламы – объявления, радио, телекиноклипы, письма, закладки, расписание работы библиотеки, библиографические указатели, приглашения, а также каналов распространения рекламы – газеты, журналы, радио, телевидение, транспорт, плакатные тумбы и стены, компьютеры, обратная сторона читательского билета и др.
Решающую роль в формировании общественного мнения о библиотеке играют местные средства массовой информации: газеты, радио и телевидение. Умело используя эти контакты, библиотека может формировать и менять свой образ. Для партнеров библиотеки важна ее высокая конкурентоспособность.
Реклама призвана показать конкретную пользу от предложения или услуги, назвать преимущество, которое получит конкретный потребитель или группа, воспользовавшись каким-либо продуктом или услугой данной библиотеки. Обращаясь к потенциальным пользователям, следует делать упор на то, что библиотека облегчает интеллектуальную деятельность, делает жизнь более насыщенной.
К средствам PRотносятся мероприятия, всегда имевшиеся в арсенале библиотек – выставки, конференции, презентации, публикации в периодических изданиях, публичные выступления, печатные и аудиовизуальные издания о библиотеке, выступления на радио и телевидении и т.д. В числе распространенных средств библиотечной рекламы – экскурсии по библиотеке, доклады, презентации книг, выставки и пр.
Массовые мероприятия – самая дешевая реклама библиотеки. Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих людей обращаться к литературным первоисточникам.
Компьютерная реклама – рекламная информация, поступающая на компьютерные терминалы и на экранные табло. Компьютерные сети – популярные и эффективные носители и каналы распространения рекламной информации. Электронно-рекламная сеть библиотечно-информационной сферы – единый центр сбора и размещения рекламы для множества пользователей: библиотек, библиотечного персонала и др.
Стендовые презентации представляют собой демонстрацию фактов и идей с использованием рисунков, эскизов, диаграмм, таблиц и других декоративных элементов. Эта форма удобна там, где нет возможности поместить большой материал из-за недостаточных площадей или ограниченности времени.
Комплексные библиотечные программы служат для повышения эффективности работы библиотеки и придают ей значимость. В библиотечной практике широко используется реклама ресурсов библиотеки, прежде всего ее документных фондов, путем организации выставок на конференциях, семинарах, днях информации, днях специалистов и т.д.
Печатная реклама. К средствам печатной рекламы можно отнести широко используемые и хорошо себя зарекомендовавшие в библиотеках буклеты, закладки, листовки, афиши, плакаты. Научные и публичные библиотеки размещают печатную рекламу в помещении библиотек, вестибюлях учебных заведений и т.д.
Умело используя эти контакты, библиотека может формировать и менять свой образ. Для партнеров библиотеки важна ее высокая конкурентоспособность. Известный специалист в области библиотечных PRиз Великобритании Б. Ашервуд, считает, что «связь с общественностью – главная работа для библиотекарей». Он выделил следующие формы этой деятельности:
— контакты с прессой;
Средства и каналы распространения рекламы безграничны. Библиотекам следует шире привлекать такие средства PR, как, например, прайс-листы, постеры, компьютерные анимационные сюжеты. Это позволяет наглядно представить весь спектр рекламных возможностей, имеющихся в распоряжении библиотек.
Реклама призвана показать конкретную пользу от предложения или услуги, назвать преимущество, которое получит конкретный потребитель или группа, воспользовавшись каким-либо продуктом или услугой данной библиотеки. Обращаясь к потенциальным пользователям, следует делать упор на то, что библиотека облегчает интеллектуальную деятельность, делает жизнь более насыщенной.
Рекламные сообщения
В основе рекламной деятельности лежит рекламное сообщение – емкая, яркая, образная информация, побуждающая использовать ресурсы, продукцию и услуги библиотеки. Неотъемлемой её частью является текст, который раскрывает идею и замысел рекламы. Рекламное сообщение – это всегда обращение к конкретному адресату.
Создание рекламного сообщения один из наиболее сложных этапов. Оно должно раскрывать конкретные характеристики (качества) рекламируемого объекта (библиотеки, ее фондов, продукции, услуг) и отвечать определенным требованиям. Технологические особенности рекламных сообщений – это добротность рекламной идеи, лаконичность, утвердительность, документированность, доказательность, простота, увлекательность, актуальность текста, показ новизны товара или его свойств, показ товара в действии, чувство меры в «захваливании» товара.
Реклама путём воздействия на читателей призвана:
— убедить в необходимости воспользоваться предложением;
— заставить запомнить основную мысль сообщения;
— согласиться с рекомендацией.
Процесс создания рекламного сообщения включает формулировку его идеи, содержания и формы. Содержание рекламного текста должно дать ответы на вопросы, что предлагается пользователю, какие преимущества он может извлечь от предлагаемой услуги, где, когда и как он может эту услугу получить. От содержания рекламы зависит и выбор формы рекламного сообщения, внедрения определенного вида рекламы или совокупности рекламных форм.
Известный специалист в области рекламного бизнеса Д. Огилви, придавая большое значение тексту рекламы, подчеркивает, что каждый должен почувствовать, что данное рекламное послание обращено именно к нему. Составляя рекламные тексты, следует избегать непонятных слов, длинных выражений, указывать стоимость продукции или услуги. Большинство библиотечных услуг бесплатны и этот факт необходимо выделить в рекламном тексте.
Передавая сведения об услугах и возможностях библиотеки, необходимо обратиться к чувствам читателей текста: возбудить любопытство, вызвать удивление, улыбку. Например, рекламируя свои ресурсы, мы напоминаем, что готовы предоставить полную (обширную) и одновременно полезную (необходимую) им информацию. Рекламное сообщение – это обращение к конкретному адресату.
В основе текста рекламы лежат обоснование, аргументация. При выборе аргументов важно учитывать особенности библиотечно-информационных ресурсов, продуктов, услуг, побудительных мотивов, заставивших пользователя принять решение об использовании того или иного продукта/услуги.
Одним из главных факторов при выборе аргументации является актуальность. Все, что в конкретном информационном издании есть действительно нового, нужно непременно указать, рассказать о нем. Не стоит захваливать издание, потребитель всегда скептически настроен и может отвернуться от него.
Необходимо подумать над стилем рекламного сообщения. Степень воздействия рекламного сообщения зависит от того, что сказано и кому сказано. В зависимости от содержания стиль текстов может быть эмоциональным или сдержанным.
Язык рекламы строится на основе известных стилей: публицистического, научного, научно-популярного, разговорного, делового.
Рекламное воздействие усиливается, если текст включает небольшое стихотворение, так как рифмы лучше откладываются в сознании пользователя.
Следует избегать длинных, непонятных слов, двусмысленности, подвохов. Рекламный текст должен быть корректным и не утяжелён профессиональными терминами, непонятными для пользователей. При написании самого текста стоит руководствоваться пожеланием Д. Огилви «Чем больше Вы приводите фактов, тем большим будет спрос на Ваш товар. Главное, чтобы текст был хорошо написан. Тексты, построенные на прописных истинах, никто читать не будет».
Восприятие текста повышается при умелом использовании начальных абзацев, заголовков (не более десяти слов), подзаголовков и т.д. Наиболее эффективно размещение в начале рекламного текста обращения к определённой целевой группе воздействия («Для Вас, первокурсники, нашим читателям»…и пр.).
Большое значение для восприятия рекламного сообщения имеют выбор шрифта, цветовая гамма, наличие иллюстраций, фотографий, рисунков.
Не стоит часто менять содержание и оформление рекламного объявления, так как пользователь не будет успевать запоминать все предложения. Разовые рекламные объявления также не приносят успеха. Рекламную кампанию нужно проводить планомерно, а иногда и интенсивно.
Д. Картер в своей книге «Эффективная реклама» приводит следующие советы составителю рекламных текстов: высказывайтесь просто, интересно, прямо, утвердительно, руководствуйтесь здравым смыслом, излагайте факты, будьте лаконичны».
С каждым годом расширяются собственные технические возможности библиотек: появляются новые компьютеры с программами, позволяющими работать с графикой, лазерные и струйные принтеры, сканеры. Знание и правильное использование различных приёмов позволяет эффективно решать поставленные задачи.
Особенности рекламы в вузовской библиотеке
Основными пользователями библиотеки вуза являются профессорско-преподавательский состав, аспиранты, магистранты, студенты и сотрудники вуза, для которых библиотека – главный источник получения учебной, научной и справочной литературы. Студенты при поступлении в вуз спешат в библиотеку за учебниками. Полный охват библиотекой студентов первого курса достигается постоянной работой с деканатами, старостами студенческих групп. Всем записавшимся выдается читательский билет, наличие которого уже обеспечивает постоянное напоминание о библиотеке, т.е. срабатывает эффект скрытой рекламы. При записи в библиотеку проводятся беседы о правилах пользования библиотекой, о библиотеч-но-библиографических и иных дополнительных услугах. Это устная реклама.
В фойе вуза и в помещении библиотеки располагаются стенды с информацией об услугах, выставках, предстоящих мероприятиях, которые работают на рекламу и повышают имидж библиотеки в глазах администрации вуза и потенциальных пользователей.
В зале каталогов размещаются «Рекомендации по поиску библиотечно-библиографической информации по каталогам».
Но не стоит забывать, что в основе успеха лежит качество самой продукции и услуг, качество обслуживания пользователей и своевременное предупреждение конфликтов между библиотекой и ее пользователями. Поэтому библиотекам важно ориентироваться на изучение информационных потребностей пользователей. Постоянно совершенствовать свою деятельность, повышать квалификацию, осваивая новые программные средства. Расширять номенклатуру информационных продуктов и услуг, разрабатывая новые дополнительные услуги, повышая тем самым комфортность обслуживания. И, может быть, когда-нибудь самым надежным средством продвижения, не требующим дополнительных финансовых затрат, станет устная реклама – рекомендации постоянных клиентов.
Динамичное совершенствование форм и методов организации выставок, конференций, участие в различных проектах, реклама этих мероприятий также придает новизну и привлекательность библиотеке вуза.
Важными коммуникационными каналами для библиотек являются журналы и газеты, где они публикуют свои информационные материалы и статьи о научной библиотеке.
Руководитель библиотеки вуза периодически выступает на заседаниях Ученого совета по разным темам, делает обзоры важнейших характеристик информационной продукции, подготовленной в помощь учебному процессу и решению сложных производственных задач.
В целом, рекламные кампании университетских библиотек сконцентрированы вокруг продвижения положительного образа библиотеки и ее услуг путем создания электронного каталога и проведения мероприятий по развитию навыков пользования библиотекой. В настоящее время возрастает эффективность Интернет как коммуникационного канала. Библиотеки разрабатывают собственные сайты или создают свои страницы на сайте организации, структурной единицей которой является библиотека; размещают информацию на сайтах организаций, входящих в библиотечные консорциумы и др.
Посетители вузовского сайта могут узнать всю необходимую информацию о библиотеке: режим работы ее подразделений, ознакомиться со списком периодических изданий, выписываемых библиотекой, с каталогом электронных ресурсов и видеоматериалов из фондов библиотеки и т.д.
На формирование престижа научной библиотеки в глазах пользователей и администрации вуза оказывает наличие широкого выбора информационных ресурсов, автоматизация процессов, освоение сотрудниками новых технологий и техники, комфортность помещений, все это дает право говорить о научной библиотеке как об одном из основных структурных подразделений вуза и выступать перед администрацией вуза в качестве равноправного партнера.
В настоящее время библиотеки должны искать новые направления деятельности, чтобы оптимально использовать имеющиеся ресурсы и постоянно доказывать свою социальную необходимость. Этому способствует реклама и PR, ибо в основе их деятельности лежит коммуникация, направленная на поддержание постоянных контактов с рынком в целях распространения сведений о них, об их фондах, ресурсах, продуктах и услугах.
Библиография:
1. Борисова, О.О. Реклама в библиотеке : учеб.-практ. пособие / О. О. Борисова. – М. : Либерея-Бибинформ, 2005. – 216 с. – (Библиотекарь и время. XXIвек. Вып. 34).