Плач что это такое в литературе кратко
Плач что это такое в литературе кратко
Полезное
Смотреть что такое «плач» в других словарях:
плач — плач/ … Морфемно-орфографический словарь
плач — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? плача, чему? плачу, (вижу) что? плач, чем? плачем, о чём? о плаче; мн. что? плачи, (нет) чего? плачей, чему? плачам, (вижу) что? плачи, чем? плачами, о чём? о плачах 1. Плачем называют… … Толковый словарь Дмитриева
ПЛАЧ — ПЛАЧ, плача, муж. 1. только ед. Действие по гл. плакать в 1 знач. || Стон, вопль, крик, вообще голосовые звуки, сопровождающие пролитие слез. «Кормилиц крик и плач детей.» Пушкин. Плач Ярославны на стенах Путивля. С плачем выбежала из комнаты.… … Толковый словарь Ушакова
плач — а; м. 1. к Плакать (1 зн.). Тихий, громкий п. Детский п. П. со всхлипываниями. Истошный п. Душераздирающий п. П. о погибшем сыне, умершем муже. П. по отнятой игрушке. П. ребёнка над сломанным домиком из песка. Залиться плачем, зайтись в плаче. Из … Энциклопедический словарь
плач — Вой, вопль, нытье, рыдание, хныканье; слезы. Ср … Словарь синонимов
ПЛАЧ — ПЛАЧ, а, муж. 1. Сопровождающиеся слезами жалобные нечленораздельные голосовые звуки, выражающие боль, горе или сильную взволнованность. Детский п. Неутешный п. 2. Старинная обрядовая жалобная песня на похоронах, поминках или свадьбе. Северно… … Толковый словарь Ожегова
ПЛАЧ — ПЛАЧ, см. плакать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
плач — глухой (Григорович); горький (П.Я., Фруг); жалобный (Короленко); жалобный жалобный (П.Соловьева); нежный (Бальмонт); пронзительный (Шапир); трепетный (Лесков) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество… … Словарь эпитетов
Плач — Иеремии Ветхий Завет библ., религ … Словарь сокращений и аббревиатур
ПЛАЧ — в фольклоре, смотри Причитания … Современная энциклопедия
Плач (литературный жанр)
Плач — один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Стилистика плача использована, в частности, в некоторых текстах Библии — одна из книг Ветхого Завета целиком представляет собой образец жанра («Плач Иеремии»), — а также в гомеровских поэмах.
Плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии. Примерами плачей в древнерусской литературе являются знаменитый плач Ярославны в «Слове о полку Игореве», плач московской княгини Евдокии над телом Дмитрия Донского. В «Житии зырянского просветителя Стефана Пермского», написанном Епифанием Премудрым, есть ряд текстов, по жанру относящихся к данной категории: «Плач пермских людей», «Плач пермской церкви» и «Плач и похвала инока списующа». Известны плачи, написанные русскими авторами XVII века, в частности анонимный «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства» (1612) и «Плач и утешение» по поводу смерти царя Федора Алексеевича, написанные поэтом Сильвестром Медведевым.
Смотреть что такое «Плач (литературный жанр)» в других словарях:
Плач (значения) — Плач: Плач психофизиологический процесс у человека. Плач литературный жанр Плач один из подвидов сирвенты в поэзии трубадуров … Википедия
плач — ПЛАЧ1, а, м Выражение горя, страдания, боли или сильной взволнованности в жалобных нечленораздельных звуках, сопровождающихся слезами; Син.: Разг. рев, рыдания, слезы, Разг. вой; Ант.: смех, хохот. Родственники и друзья умершего съезжались со… … Толковый словарь русских существительных
Литературные произведения — Имена существительные БИОГРА/ФИЯ, жизнеописа/ние. Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, – описание жизни человека, созданное с целью выявления психологического типа личности, её связей с внешним миром, историей… … Словарь синонимов русского языка
Жанры — К истории проблемы. Определение понятия. Решение проблемы в догматическом литературоведении. Эволюционистские теории Ж. Решение проблемы Ж. «формальной школой». Пути марксистского изучения Ж. Теория лит ых Ж. Тематические, композиционные и… … Литературная энциклопедия
Библиография Григория Шалвовича Чхартишвили — Г. Ш. Чхартишвили, 2012 год Григорий Шалвович Чхартишвили (род. 20 мая 1956, Зестафони, Грузинская ССР, СССР) … Википедия
ПЛАЧА КНИГА — или ПЛАЧА ИЕРЕМИИ КНИГА, каноническая книга ВЗ. В евр.Библии входит в состав *Кетубим и называется по первому слову 1–го стиха Эйх. В *Септуагинте эта книга именуется «QrБnoi», Плачи, а в нек–рых рукописях «Плачи Иеремии» и помещена в разделе… … Библиологический словарь
Провансальская литература — считается старейшей между романскими, или ″неолатинскими″: она первая достигла художественной обработки в руках поэтов тробадоров (trobaire, trobador), как они назывались в Южной Франции в средние века (мы усвоили себе искусственную форму… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Псалтирь — Разворот Хлудовской псалтыри (9 век) с изображением сочинителя царя Давида, играющего на арфе (псалтерии) и побеждающего диких животных и врагов Псалтирь, Псалтырь (от … Википедия
Пс. — Киевская Псалтырь, 1397 г. Псалтирь, Псалтырь (от греч. ψαλτήριον (псалтерион) музыкальный инструмент) библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песней (псалмов, греч.… … Википедия
Рубрика Жанр номера
СТАТЬЯ Плач
Жанр: плач
Время появления: точкой отсчета принято считать 2 тысячелетие до н.э.
Распространение: фольклор и мировые литературы
Особенности: похоронный плач бытует до сих пор
Истоки: где и когда?
Дорогой читатель, будем честны перед тобой. Точного ответа на вопрос, когда возник этот жанр, попросту нет. Дело в том, что плач теснейшим образом связан с реакцией психики человека на определенную ситуацию, то есть представляет собой неконтролируемую психомоторную реакцию. Как фольклорный (устный) феномен он возникает уже на ранней стадии развития человечества в результате его социализации и ритуализации.
У разных народов постепенно вырабатываются представления о том, уместен ли плач в той или иной ситуации. Обычно плач (или причеть) сопровождает переходные (погребение, свадьбу) и поминальные обряды. Например, для переходных обрядов в севернорусской традиции характерно, как правило, включение вербальных текстов ритмической природы. Все они имеют в основе факт преодоления границ мира живых и «иного» мира. Так скорбящая просит мертвого вернуться хоть на минуту, последний раз «посмотреть» на семью и родных перед дальней дорогой между миром мертвых и живых.
Ой, ты открой-ко ты свои да ясны оченьки,
Ай, ты размахни-ка ты свои да белы рученьки,
А стань на резвыя свои да белы ноженьки…
Плач в качестве элемента входит в обряд проводов Масленицы, а многие народы в мире используют его в составе приветствия («приветствие слезами»).
Наполняется плач возгласами и заклинаниями, испрашивающими защиты у потусторонних сил.
Плач в русской фольклорной традиции: особенности
Первое, на что обычно обращают внимание исследователи при изучении поэтики причета, особенно сопровождающего похоронный и свадебные обряды, – это метафоризация речи, которой подвергаются не только такие понятия, как жизнь-смерть, радость-горе, но и реалии быта. Причитающая женщина называет себя не по имени, не указывает на свой социальный статус, она именует себя «горемычницей», «кукушицей», «кручинной головушкой», а мужа, хозяина дома – «семеюшкой», «роженым сердеченьком», детей – «жемчужинками», «сиротиночками горькими». Девушку-невесту будет называть, как правило, «белой лебедушкой»; соседок и родственниц – «белыми лебедями». Последний путь называют часто «торной дороженькой», а поминание – «днем рожденьица».
Гробница Рамосы. Плакальщицы.
Принято считать, что такие именования – это результат страха перед негативными последствиями, которые можно накликать, напрямую называя тот или иной предмет (верования в магическую силу слов).
Еще одна заметная черта фольклорного плача – обилие эпитетов. Практически каждому понятию, реалии быта, лицу дается определение, определяющее состояние плакальщицы или содержащее экспрессивную оценку. Многие из эпитетов хорошо знакомы нам с вами по русским народным сказкам. Тут и «удалой добрый молодец», и «вино заморское», и «лебедушка белая»:
Любезные мои подруженьки,
Не расплетайте вы мою русу косыньку,
Как вам не жалко расплетать мою русу косыньку…
Создается впечатление, что смысл как бы ускользает от плакальщицы, при употреблени таких сочетаний как «крутая гора да высокая», «по пути да по дороге». Фольклористы, которым довелось записывать похоронный обряд, отмечают медитативность исполнения импровизационного текста, которая явно ощущается слушающим.
Плач в мировых литературах
Точкой отсчета бытования плача в литературе (то есть в письменных источниках) принято считать возникновение шумерских документов «Плач об Уруинимгине» и «Плач об Уре» (около 2000 года до н. э.), плач о разрушении города Лагаш (исполнялись во время богослужения). Создание подобных плачей было очень распространено в Шумере, что повлияло и на другие культуры в последующие эпохи, возникающие на той же и прилегающих территориях:
В реках Шумера потекла горькая вода,
поля поросли сорняками, на пастбищах увядала трава.
… все боги покинули Урук,
они держались вдали от него,
они укрывались в горах,
они бежали в отдаленные равнины.
Такой плач весьма схож с древнееврейским жанром «кина» (мн. число – «кинот»), тесно связанным с богослужебной литературой. Кинот записывались, их чтение поручалось плакальщицам и плакальщикам. Сборником кинот на разрушение Храма и крушение еврейского государства является Плач Иеремии, который стал одним из образцов для религиозных церковных плачей в христианской литературе.
Похоронная процессия Иоанна II.
В позднем Средневековье тексты плачей появились и на современных европейских языках. Дело в том, что общеобязательного богослужебного канона литургической службы не существовало вплоть до XVI века, поэтому местная церковь могла делать вставки по своему усмотрению. Вокруг этих гимнов (вставок) группировались тексты, написанные по образцу гимнов (но в церквях не исполнявшихся) – сатирические тексты, размышления, поучения, но особенной популярностью пользовались плачи. В них лирическое чувство находило более свободный выход, лавируя между повторяющимися образами и мотивами.
Плач в древнерусской литературе
Фольклорный жанр по происхождению широко представлен в литературе – письменных памятниках. Если сначала древнерусские летописцы упоминали факт плача, совершавшегося по убиенному князю, то впоследствии пытались передать «краткое содержание» – ключевые моменты и даже вводили элементы плача в текст воинских повестей XI–XVI веков. Например, так изображен плач Ярополка Изяславича над убитым отцом в Ипатьевской летописи: «Отче, отче мой, что еси бес печали пожил на свете семь, многи напасти приемь от людей и от братья своея. Се же погибе не от брата, но за брата своего положи главу свою». В такие плачи включаются реальные исторические события с оценкой, в свете которых дается фигура оплакиваемого. Это придает летописным плачам оттенок публицистичности, однако в целом такие плачи хорошо передают устные элементы, представляющие стереотипные устные формулы (включающие метафоры, повторяющиеся эпитеты).
С XV века в русской литературе наблюдается усиление психологического начала, интереса к человеческим переживаниям, поэтому плач получает широкое развитие в светской повести, полусветских княжеских житиях, ему теперь отводится больше места. Житие Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым, заканчивается риторическим эпилогом в форме плача, который так и называется: «Плач пермских людей», «Плач пермской церкви» и «Плач и похвала инока списующа» (плач самого автора жития).
С XV века в русской литературе наблюдается усиление психологического начала, интереса к человеческим переживаниям, поэтому плач получает широкое развитие в светской повести, полусветских княжеских житиях, ему теперь отводится больше места.
Элементы плача в поэтическом творчестве
Наряду с бытованием плача в обрядах староверов в XIX–XX (и даже в XXI) веках, его элементы мы можем найти и в поэзии хорошо известных нам авторов (кто знает, может этот элемент и придает произведению такую глубину). Прекрасные образцы причитаний и плачей были созданы Н. Некрасовым, Н. Клюевым, А. Ахматовой, М. Цветаевой.
Поэт Серебряного века Николай Клюев известен, в частности, своей стилизацией – поэмой «Плач о Сергее Есенине», написанной сразу после смерти последнего:
Лепил я твою душеньку, как гнездо касатка,
Слюной крепил мысли, слова слезинками,
Да погасла зарная свеченька, моя лесная лампадка,
Ушел ты от меня разбойными тропинками!
Анна Ахматова во время Первой мировой войны создает цикл стихотворений («Июль 1914», «Утешение», «Молитва»), обретающих форму плачей и молитв. Недаром Марина Цветаева называет Анну Ахматову «Музой плача». Ахматова часто использует фольклорный элементы похоронного плача и в более поздних стихотворениях («Сзади Нарвские были ворота…», 1944):
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Ваньки, васьки, Алешки, Гришки, –
Внуки, братики, сыновья!
Элементы мужского и женского плача лежат в основе поэмы «Реквием».
Долгую жизнь элементам плача в поэтическом творчестве обеспечивает психофизиологическое происхождение этого феномена, поддерживаемое традициями книжного плача, пришедшие во многие литературные традиции через книги Священного Писания. Этот жанр найдёт своё отражение даже в бардовской поэзии 1960-70-х гг. Стоит вспомнить «На реках Вавилонских…», водящее в цикл «Русские плачи» А. Галича:
Что ни год – лихолетье,
Что ни враль, то Мессия!
Столетия сменяют столетия, новые темы попадают в поле зрения авторов, но элементы плача удивительным образом оказываются подходящим инструментом для создания лирического переживания.■
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER
Значение слова «плач»
1. Действие по глаг. плакать (в 1 знач.), а также звуки, сопровождающие это действие. Достоин плача жребий мой. Пушкин, Руслан и Людмила. В ее тихом, ровном плаче, не истерическом, обыкновенном женском плаче слышались оскорбление, униженная гордость, обида. Чехов, Рассказ неизвестного человека. [Ребенок] залился вдруг звонким плачем. Новиков-Прибой, Подарок.
2. Старинная обрядовая жалобная песня на похоронах, поминках и свадьбе. Северно-русские плачи. □ [Клещиха] по всему Заволжью славилась плачами, причитаньями и свадебными песнями. Мельников-Печерский, В лесах.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Считается, что плач свойственен исключительно человеку, так как учёные не нашли пока ни одно животное, проливающее слёзы во время эмоциональных реакций. Большинство животных способны проливать слёзы, однако слёзы животных имеют сугубо защитную функцию: предохранение глаз от пыли и грязи.
В редких случаях плач может вызываться не чувствами, а являться патологическим состоянием, следствием заболевания, и возникать при черепно-мозговой травме, псевдобульбарном параличе, рассеянном склерозе и других органических поражениях мозга. В таком случае плач называется непроизвольным или насильственным.
ПЛАЧ, а, м. 1. только ед. Действие по глаг. плакать в 1 знач. || Стон, вопль, крик, вообще голосовые звуки, сопровождающие пролитие слез. Кормилиц крик и плач детей. Пушкин. Плач Ярославны на стенах Путивля. С плачем выбежала из комнаты. Громкий п. 2. Обрядовая жалобная песнь на свадьбе, похоронах или поминках (этногр.). Северно-русские плачи и причитания. 3. только ед. Выделение сока из древесины какого-н. растения при его поражении (надрезе, отсечении ветвей; спец.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. физиол. одна из физиологических реакций человека на сильные переживания, в первую очередь на страдания; ряд видоизмененных дыхательных движений, сопровождающихся обычно слезами и голосовыми звуками, выражающими боль, огорчение или другие сильные эмоции ◆ Тут было столько жалкого, столько страдающего в этом искривленном болью, высохшем чахоточном лице, в этих иссохших, запекшихся кровью губах, в этом хрипло кричащем голосе, в этом плаче навзрыд, подобном детскому плачу, в этой доверчивой, детской и вместе с тем отчаянной мольбе защитить, что, казалось, все пожалели несчастную. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», 1866 г. ◆ В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867—1869 г.
2. действие по значению гл. плакать
3. филол. литературный жанр, старинная обрядовая жалобная песня на похоронах, поминках или свадьбе ◆ Плач Ярославны.
Плач (жанр)
Плач — литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, — традиционные импровизации элегического характера, связанные, преимущественно, с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами, неурожаем, болезнью. Жанр бытовой народной поэзии, лирико-драматическая импровизация в стихах.
История развития
Один из древнейших лирических жанров — плач являлся, преимущественно, погребальным и представлен во всех древних литературах с опорой на древнейшие фольклорные истоки.
Примеры плачей представлены в древнеегипетской литературе (например, Речение Ипувера, Повесть о красноречивом крестьянине, плачи по Осирису).
В древнейшей Ближневосточной литературе ярким образцом жанра являются шумерские «Плач об Уруинимгине» и «Плач об Уре» (около 2000 года до н. э.), плач о разрушении города Лагаш. Большинство этих текстов исполнялось во время богослужения. Жанр плача о народных бедствиях, разрушении того или иного города или храма был столь распространён в Шумере, что создание подобных плачей на шумерском языке продолжилось в вавилонской, ассирийской, персидской, эллинистической (селевкидской) эпохах.
Этот жанр схож с древнееврейским жанром кина, а, возможно, даже оказал на него влияние. Библейская «Книга Плача» (Кинот) говорит о разрушении Иерусалима в ходе вавилонского нашествия в VI веке до н. э. В еврейской религиозной и поэтической традиции плачи исполняются во время литургии.
Плач (коммос) — обязательная часть античной трагедии. Являлся важным аспектом гомеровских поэм.
Для барокко характерны плачи («ляменты»), в которых создаются персонификации городов и земель: «Плач оскорблённой Польши» (1639), «Плач Сербии» (1763) Захарие Орфелина, стихи серба Арсения IV Йовановича Шакабенте на тему захваченного турками Белграда.
Жанр плача проявился в годы Второй мировой войны среди остарбайтеров:
Русские плачи
Плач известен в русской обрядовой (голошение) и бытовой народной поэзии с глубокой древности. В древнерусской литературе плач — жанр, сочетающий традиции книжного плача (восходящего к книгам Ветхого Завета) и обрядовых причитаний. Устный жанр по происхождению плач в литературе Древней Руси широко представлен в книжной обработке.
Тема борьбы с захватчиками родила жанр плача о погибели родной земли: «Слово о погибели земли Русской» (начало XIII века), «Повесть о разорении Рязани Батыем» (1237 год). Примерами плачей в древнерусской литературе являются знаменитый плач Ярославны в «Слове о полку Игореве», плач московской княгини Евдокии над телом Дмитрия Донского. В «Житии зырянского просветителя Стефана Пермского», написанном Епифанием Премудрым, есть ряд текстов, относящихся к категории плача: «Плач пермских людей», «Плач пермской церкви» и «Плач и похвала инока списующа».
Известны плачи, написанные русскими авторами XVII века, в частности анонимный «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства» (1612) и «Плач и утешение» (1682) по поводу смерти царя Фёдора Алексеевича, написанные поэтом Сильвестром Медведевым. Техника драматизированного панегирика широко использовалась в восточнославянском барокко: «Евхаристирион» (1632) приуроченное к открытию Киево-Могилянской коллегии.
Лучшие образцы севернорусских плачей были записаны от И. А. Федосовой и Н. С. Богдановой из Заонежья.