Героический эпос ойрот-алтайцев очень богат. На сегодняшний день имеется около 300 записей героических сказаний народа. Из них опубликовано около 60 %, которые вошли в основном в 14 томов героического эпоса «Алтай батырлар». На русский, немецкий и другие языки переведены более 60 сказаний. Остальные хранятся в рукописях исследователей фольклористов для дальнейшего опубликования и изучения.
По сравнению с другими сказками, легендами и мифами, героический эпос отражает исторический и героический путь своих героев в стихотворном изложении. Эпос сопровождаются игрой на топшуре (двухструнный щипковый музыкальный инструмент) или яткане / ятык / ятыг (длинные гусли). Играя на музыкальном инструменте, кайчи-сказитель озвучивает: топот копыт лошадей, пение птиц, кукование кукушки, звон ударов сабель и т.д., и поется особым горловым пением. Самые большие и длинные каи продолжаются иногда в течении нескольких дней.
стили алтайского горлового пения
мифология алтайского горлового пения:
Кай носит духовные магические силы, и требует от исполнителя не только огромного труда, но и выполнение четких последовательных обязательств перед своими героями и слушателями. Не всегда и в любых условиях исполняется кай. И у кайа есть свои табу-запреты. Обычно кай исполнялся вечером, когда уже стемнело.
В компании охотников были ясновидящий человек и сказитель. Когда сказитель начал исполнять кай, ясновидящий, в отличии от других, увидел, как разные люди-духи и звери со птицами собираются и располагаются вокруг сказителя. Ясновидящий подумал про себя: «Оказывается, хозяин Алтая очень любит слушать сказания». Вдруг он увидел, как одна из слушательниц, которая была обнаженная, села на нос сказителя. Ясновидящий не выдержал и рассмеялся. Обиженный сказитель прервал исполнение кайа, как положено. Хозяин тайги стал ругать виновницу, сорвавшую кай. Духи, что бы наказать ее, решили отдать охотникам ее марала, на котором она ездила.
Обычно сказители-кайчы сами являются ясновидцами. Таким даром обладали многие известные кайчи. Многие кайчи придерживались того правила-табу, чтобы спеть сказание так, как рассказывали их предшественники. Это установка, разрушение которой привело бы к разрушению последовательности изложения всего сюжета композиции, эпизодов, отдельных сцен, снизило бы героико-эпический стиль. Бытует легенда о знаменитом сказителе Анике, который жил в селе Мариинском. При исполнении сказания «Алтай-Буучай» он забыл некоторые места и пропустил их. И за это к нему явился сам богатырь Алтай-Буучай во время сна его, и высказав свое недовольство по поводу пропусков о нем в эпосе и ударил плеткой, и как говорят от этого умер сказитель.
Сказание «Алтай-Буучай» является священным живущим на земле Алтай-Хангая т.е. от Алтая до Байкала. Эпос также распространен у бурятов и монголов. Предполагают, что возможно, есть ее письменные варианты записанные ламами в 17-18 вв. или самим ойротским ученным Зая-Пандитой в 17 в.
Часто горловое пение сопровождается игрой на бубне, варгане, струнных инструментах и продолжает развиваться. Появились произведения для горлового пения и симфонического оркестра (на фото проект Toke-Cha):
Видео примеры двух видов горлового пения: кыргыраа и сыгыт, игра на алтайском топшуре, шооре и перкуссии :
Горловое (гортанное) пение является одной из сохранившихся техник шаманской практики (в Тибете связано с ламаистской традицией). Распространено в Тыве, Хакассии, Монголии, Башкортостане, Бурятии, Алтае, Тибете, Северной Африке и в некоторых племенах индейцев. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две (иногда даже три!) ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.
«Горловое пение подражает звукам животных,
и создаваемые звуки созвучны вселенским.
Николай Ооржак – потомственный тувинский шаман (как известно, Тыва считается родиной сибирских шаманов), в совершенстве владеет всеми стилями горлового пения (хоомей – по-тувински): хоомей, сыгыт, каргыраа, эзенгилээр, борбаннадыр.
Он считает, что эта музыка помогает шаману восстановить целостность человека:
«Хоомей в сочетании со звуком бубна создает целостный, высший подход к человеку. Здесь нет никаких трюков или иллюзий, а есть могущество цельного звука».
Хоть записи и не могут передать всю мощь вибраций горлового пения, но даже в них чувствуется преобразующая сила гортанного звука. Звук отзывается непосредственно в теле и в мыслях.
Он шаманизм не практикует, но как и Ооржак, занимался театром и выступает с концертами. Его вариант пения – концертный, хотя Ногон Шумаров признает и мощную целительскую силу этого пения:
Стили горлового пения
О происхождении разных видов горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.
Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыраа), имеющий значение:
1. хрипеть, издавать хриплые звуки,
2. бурлить (при кипении, например, каши)
В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.
Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста.
В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.
У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».
В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе.
В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие. Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.
На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц., кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространенное в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения.
Posted by admin on 17 января 2014 in Культура · 0 Comments
Горловое пение – это древнее искусство постижения гармонии Человека и Природы. Волшебные вибрации гармоничных звуков, которые разливаются в пространстве, открывают врата постижения и расширения границ человеческого восприятия. Рожденное изнутри, пение «без слов» настраивает на чистое переживание окружающего мира, даря проход к безграничному источнику энергии. Горловое пение в своей первичной форме сохранилось лишь у некоторых народов Саяно-Алтайского региона — тувинцев, алтайцев, монгол, а также у проживающих в европейской части России башкир. Уникальность этого пения заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло. Звук подобно полноводной реке изливается из Вашего внутреннего источника, распространяясь во всех направлениях одновременно и наполняя вашу Вселенную энергией. На сегодняшний день горловое пение всё больше воспринимается как метод саморазвития и оздоровления через работу с голосом, телом и сознанием.
Корни этого древнего искусства уходят далеко вглубь тысячелетий, когда люди жили в гармонии с природой. Подражая звукам природных стихий, животным человек открывал новые просторы, расширял границы своего восприятия, изобретая новые стили горлового пения. Наиболее сильно – это было проявлено в тех этносах, где существовал шаманский культ. Шаман, будучи посредником между людьми и Духами природы пел песню, стучал в бубен, играл на варгане (хомусе), проводил ритуалы, которые были направлены на исцеление людей, на защиту от стихийных нашествий, таких как засухи, наводнения, ураганы, восстанавливал связи между Человеком и его Родом, предками и т.д. Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность. О древних истоках искусства горлового пения свидетельствуют легенды и мифы тувинцев. В основе космогонических представлений тюрко-монгольских народов лежит трёхуровневая пространственно-временная модель — Верхний, Средний и Нижний миры Вселенной. А также Тенгри – мир Создателя, Творца этих трёх миров и всего сущего и проявленного во Вселенной. Человеческое тело – это микрокосм, в котором отражается Макрокосм Вселенной. Согласно представлениям шаманской традиции Верхний, Средний и Нижний миры связаны с трёмя энергетическими центрами. Эти центры располагаются на вертикальном стержне, который при пении расширяется до диаметров трубы 5-10 см. Откуда и рождаются эти волшебные вибрации горлового пения. Мир Тенгри (Творца, Первопричины) — находится за пределами тела. Символично он ощущается, как идеальная энергетическая сфера над головой человека. Во время пения человек способен гармонизировать все три мира, осознать внутреннюю целостность бытия и, как результат пережить единство с истоком – Тенгри. Таким образом, сольное горловое пение и инструментальная музыка, основанная на обертоновом многоголосии, и является звуковым воплощением этих традиционных представлений. Сочетание певческого и инструментального начал в одновременном звучании двух- трёх голосов лежит в основе звукового идеала тюрков и монголов. Существует три основных стиля горлового пения: Каргыраа, Хоомей и Сыгыт, а также множество подстилей – Борбанадыр, Эзенглиер и т.д. Стиль Каргыраа звучит в самом низком регистре. Согласно легенде, в незапамятные времена стиль Каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам термин каргыраа имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Сравним также «крок» — подражание звуку, издаваемому вороном, или рычанию тигра, медведя. Каргыраа бывает двух наиболее известных разновидностей – степное и горное. Степное Каргыраа характерно ощущением широкого безграничного пространства, а горное глубиной звучания и огромной внутренней силой.
Стиль Хоомей рассматривается как базовый стиль горлового пения, и обучение, как правило, начинается с этого стиля из-за удобства звукоизвлечения в среднем регистре. Регистровая основа хоомей позволяет проявлять исполнителям свою творческую фантазию в бесконечном множестве его технических разновидностей. Происхождение термина «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие — с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу. В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев. Стиль хоомей акустически связан с жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент. У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей». Сыгыт, является вершиной мастерства в горловом пении. При исполнении песен в стиле Сыгыт пентатоническая мелодия чередуется с обертоновым горловым пением. Тувинский стиль Сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр — свистеть. Есть существительное сыгыт (свист). Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова «сыгытчы» — причитающий или стонущий. На фоне опорного звука исполняется прерывистая звонкая, свистящая в самом высоком регистре трель, напоминающая игру флейты или пение птиц. «Как горный лёд звенит сыгыт, в ответ поёт струна» — так образно охарактеризован стиль сыгыт в поэтических строках.
Правильное гармоничное пение этими стилями позволяет человеку обрести состояние внутреннего спокойствия, уверенности в себе, ощущение и восприятие потоков энергий, которые пронизывают внутреннее и внешнее пространство. Умение пребывать в потоках энергии не нарушая их естественных течений гармонизирует и исцеляет.
В технике горлового пения основное внимание следует направить внутрь тела. Осознав своё естественное состояние между небом и землёй, почувствовав связь между ними в теле, в виде стержня проходящего от точки макушки к точке промежности, определив границы, связи внутренних и внешних объёмов, воспринимая сферу идеальных образов над головой, как запредельное состояние человека, в слиянии с Абсолютом, Творцом, Тенгри – пребываем в этом состоянии некоторое время. Затем естественно с плавным вдохом и выдохом воспринимается место, где рождается звук, и затем человек соединяя внутреннее и внешнее, пропевает этот звук наружу – во все просторы доступной ему Вселенной. Это специфическое пение, в котором задействованы, так называемые – «ложные» связки. Так как в повседневной жизни мы не пользуемся этой частью нашего тела, то на первых этапах необходима, часто продолжительная практика, чтобы привести их в рабочее состояние. Очень многие на этом этапе допускают ошибки, применяя чрезмерное внешнее усилие, забывая про то, что горловое пение – это прежде всего пение изнутри. То есть внутреннее состояние человека, насколько он расслаблен, спокоен, устойчив, является основой для извлечения звука. Человек создаёт звук колебаниями не только связками, но и сокращениями горла и диафрагмы, прежде всего умея управлять своим вниманием он может направить звук, например в носовые (гайморовые) пазухи в случае пения сыгытом. Так и звучит мелодия в основной частоте и обертонах.
Хорошей подготовкой или дополнением к горловому пению служит обертональное пение. Обертоны – это такие призвуки, подобные многоголосию, которые появляются на фоне пения «из трубы» гласных звуков или мантр. Обертональное пение — одна из самых совершенных форм целительства. Секрет ее заключается в том, что издаваемые человеком звуки составляют стройный аккорд со звучанием его тела. Стоит ему овладеть хотя бы азами этого искусства, как его слуховое восприятие и принцип работы голосового аппарата немедленно и навсегда изменятся. открываются новые, доселе неведомые возможности бесчисленного разнообразия звуков, переполняющих Вселенную. Групповое занятие хорошо начинать со звука «Ом». Пение этой древней мантры позволит сразу же создать в круге сидящих людей резонанс. В процессе пения естественным путем возникнут гармоники, поскольку звук «Ом» содержит в себе большинство существующих гласных. Это экзотерический, то есть внешний эффект, внутренне же или эзотерически, мантра «Ом» открывает пространство звука Вселенной и звучит во благо всех живых существ. Далее в подготовительной части пропеваются различные гласные и человек чувствует, как каждый звук несёт в себе определённую вибрацию вызывая определённое состояние восприятия. Так например, звук «А» наполняет вас изнутри и способствует расширению границ восприятия пространства во все стороны одновременно, что резонирует с переживанием Вселенной. А звук «И» — очищает пространство и внутренне напоминает о естественном вертикальном направлении для Человека, его устремлённости к Небу не теряя основы, устойчивости на Земле.
Также прекрасным элементом для работы со звуком является пение мантр. Мантры – это гармоничные сочетания слов или слоги несущие в себе определённый смысл. Так, например, пропевая Мантру «Ом» в виде четырёх букв А-О-У-М – можно почувствовать, как все внутренние и внешние структуры наполняются энергией и вы переживаете чистое объёмное восприятие реальности Жизни. Или пропевая семенные слоги различных энергетических центров (чакр) в теле гармонизируется перетекание энергии, что приводит к состоянию гармонии Внутреннего и Внешнего пространства. Вы раскрываете голос, умение управлять своим состоянием. Например, часто попадая в стрессовые ситуации человек начинает говорить на повышенных тонах, эмоционирует, теряет свою внутреннею основу, уверенность. Практика горлового и обертонального пения позволяет научиться регулировать такие моменты вашей Жизни, становиться более осознанным и наконец, посредством звука прийти в состояние единого потока восприятия реальности. В основе всех известных видов звукотерапии лежит принцип резонанса. «Резонансной частотой» называется частота колебаний, присущая объекту от природы. Все в нашей вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и тело каждого из нас. Каждый орган, каждая кость и ткань обладает «здоровой» резонансной частотой. Если эта частота изменяется, орган начинает выбиваться из общего гармоничного аккорда, что и влечет за собой болезнь. Болезнь можно излечить, определив верную, «здоровую» частоту органа и направив на него волну этой частоты. Или просто переживая естественное состояния слияния с энергией звука – пространство тела начинает приходить в состояние гармонии и целостности. Восстановление природной частоты в организме означает исцеление. Исцеление – обозначает «из Целого», что и передаёт основной смысл горлового и обертонального пения – пережить единство бытия и наполнять этим ощущением внутреннее и внешнее пространство жизни. Когда вы поете, вы начинаете замечать в собственном организме такие физиологические и психологические процессы, которые в обычном состоянии уловить невозможно. Поскольку горловое и обертональное пение требует определённой концентрации внимания, в работу вступают те зоны мозга, которые раньше пребывали в бездействии. И когда это происходит, вы вдруг понимаете, что перед вами распахнулись двери в новые неизведанные доселе просторы осознания. Основой для практики горлового пения, является медитативное состояние. Когда певец отслеживает своё внутреннее пространство, в единстве с внешним. Это естественное состояние человека находящегося между Небом и Землёй и пребывающего в гармонии с Природой. У человека возникает переживание взаимосвязей ощущений тела, чувств и сознания, расширяются границы восприятия. Каждый звук несёт в себе определённый спектр вибраций. Вступая в резонанс с этими вибрациями — человек попадает в различные состояния изменённого состояния осознания. Где он начинает открывать новые просторы, объёмы потенциальной творческой энергии. Эти вибрации могут быть им направлены на исцеление, обретения хорошего здоровья, на то чтобы гармонизировать свою эмоциональную сферу, структурировать своё сознание.
Из всех источников звука, какие только существуют на Земле, человеческий голос, по мнению многих, наделен наибольшей целительной силой. Ни один музыкальный инструмент не обладает столь богатым диапазоном звуков различной высоты и тембра. Фактически многие инструменты и были созданы лишь для того, чтобы воссоздавать те или иные аспекты звучания человеческого голоса. Диапазон, доступный человеческой гортани, простирается от горлового пения тувинских шаманов или тибетских монахов до птичьего щебетания певцов из племен индейцев Южной Америки. Пользуясь одним лишь голосом, мы можем охватить необычайно широкий спектр частот и тембров. Наши голоса способны имитировать любые музыкальные инструменты (в том числе и ударные), подражать звукам окружающего мира, а также производить звуки принципиально новые, которые в природе не встречаются. Венцом практики, может считаться пение – Алгыш, когда каждый из сидящих в круге людей, переживает состояние Единства с пространством Жизни, в котором он может проявиться как индивидуальность, переполненная потенциальной энергией творчества, и посредством звука способная преображать всё вокруг в состояние гармонии и совершенства. Это практика основана, на принципе единства Человека и Природы. Люди сидящие в круге способны пережить архетипическое состояние «у костра» под звёздным небом в окружении природных стихий, звуков птиц, животных, шума ветра, где всё происходит само собой естественным образом. А человек лишь поёт Песню Духа, восхваляя Природу! В этот момент вы являетесь лишь проводником для реализации Духа в бесконечном многообразии его проявлений! Это подобно журчанию чистой прозрачной воды, которая ниспадая с отвесных склонов высоких гор, бежит в узких ущельях, и наконец приходит в долины, образуя различные заводи, озера причудливых по красоте форм, даруя живительную влагу всему живому, или ветру, который задувает в расщелины скал, теребит листву деревьев, срывая пыльцу с цветков – переносит её на огромные расстояния! Так и песня рождаясь в серединке вашего бытия разливается волшебными вибрациями в бескрайних просторах Вселенной! Горловое пение – это естественный, древний путь постижения себя, как целостного Человека, живущего в гармонии и союзе с Природой, в состоянии чистого восприятия потока Жизни!
«Горловое пение звучит так, как звучал голос древнего человека». Интервью с алтайским музыкантом Добрыней Сатиным — о традициях и современной этнокультуре
Алтайская культура взаимодействует со всеми мировыми религиями, а народная музыка здесь — синтез всех азиатских звучаний. И это не удивительно, ведь Горный Алтай находится в самом центре Евразии. Виктория Хрусталева поговорила с алтайским музыкантом Добрыней Сатиным и узнала, как менялась музыка тюркских народов на протяжении веков и что собой представляет алтайская этнокультура сегодня.
На сегодняшний день алтайские филологи сохранили около 1300 фоноединиц музыки. Примерно 90% из них — песни и традиционные напевы, а самый большой пласт — самобытные музыкально-поэтические сказания о богатырях. Их исполняли кайчи — так называются народные сказители, которые странствовали со своими представлениями по селам. Кайчи живут на Алтае до сих пор.
В середине XX века большинство народов Центральной Азиипрактически потерялитрадицию сказительства. Однако на Алтае была совершенно иная картина.
В 1950-е местные фольклористы начали активно записывать героические сказания, причем из уст самих сказителей и исполнителей горлового пения, получивших знания от своих учителей. Но и сегодня алтайцы по-прежнему бережно сохраняют свои музыкальные традиции.
О традиции сказительства на Алтае
В сказительстве и шаманизме можно найти схожие элементы, несмотря на то, что это два разных мира, два разных течения. Кайчи — это сказитель с феноменальной памятью и гениальными данными. Например, самое большое эпическое произведение, которое записано нашими учеными из Института алтаистики — «Маадай-Кара». Очень сложное и многоплановое, в нем выражены наши священные представления о мире.
Так вот, в этом произведении около 8 тысяч строк. Если его петь, это займет часов 12.
Эти сакральные знания, заключенные в стихотворные строки, исполнялись под музыкальные инструменты, передавались сыновьям или просто одаренным ученикам. Песня сказителя течет, словно речка. По своему усмотрению он может менять какие-то незначительные детали, но основные тезисы всегда оставались неизменными. Например, согласно шаманской мифологии, вселенная состоит из трех миров: верхнего, среднего и нижнего. И кайчи, исполняя свои сказания, вводит слушателя в эти миры.
И шаман тоже может странствовать по разным мирам. Тесно общается с духами, ведет масштабную энергетическую работу, может заглядывать вперед. Это целая религия, которая сильно повлияла на нашу культуру.
Мы поклоняемся духам местности: горам, рекам, кедрам.
Превозносим всё живое: алтайцы всегда были тесно связаны с природой. Она нас кормила, одевала, а мы относились к ней с почтением и отвечали добром.
О современных шаманах
Сказителей осталось мало, можно по пальцам пересчитать. Но их сказания сохранены нашими учеными из Института алтаистики. В основном со слов одного из главных наших Гомеров XX века — Алексея Григорьевича Калкина. Благодаря ему появилось множество переводов нашего героического эпоса на другие языки.
Читайте также
А вот шаманов, я считаю, у нас не так уж и мало. Особенно всё это очень распространено в селах, далеко в горах. И лично мне этот уклад по душе. Люди там живут, как в былые времена: минимум цивилизации, максимум труда. Для них нормально, что человек может видеть что-то сверхъестественное. А детям с раннего возраста прививают духовность. И это нормально, что есть люди, которые могут быть близкими к богу. В новый век, как я считаю, шаманом может стать любой человек, который будет работать духовно и физически.
Сегодня шаманам не нужно сильно бить в бубны, погружаться в глубокий транс или прыгать у костра. Потому что сейчас время бежит быстрее — появляются совершенно другие шаманы.Я называю так всех просветленных людей.
О развлечениях вдали от цивилизации
А если женщина начинала петь горловым пением, ее приравнивали к шаманке. Но таких, чтобы играли на музыкальных инструментах и пели, не припомню.
О магических ритуалах в исполнении
Когда кайчи читает сказание, он все образы оживляет: ему приходится странствовать по всем мирам, как и шаману, проживать все приключения вместе с батырами, совершать подвиги. Ритуалы бывают разные. Например, кайчи берет свой топшуур — струнный музыкальный инструмент — и для начала просит благословения у духов, затем у своего топшуура, чтобы песня лилась, чтобы топшуур помог рассказать ему эпическую историю. Это своего рода благопожелания — у каждого были свои. Лично я знаю что-то из эпоса, но у меня не такая феноменальная память. Я артист, который владеет техникой горлового пения.
О народных музыкальных инструментах
Моя мама очень хорошо знает наш народный эпос. А народной музыкой я начал заниматься лет в 10–11. У нас в Горно-Алтайске есть специальная школа, которая называется «Алтайская студия мальчиков». Там обучают игре на таких музыкальных инструментах, как топшуур, амыргы, комыс, икили, шоор, шатра, тюнгур, ятаган.
Например, топшуур — щипковый инструмент, под аккомпанемент которого исполняется героический эпос.
Но конечно, сегодня все музыкальные инструменты очень сильно видоизменились. Совсем древние выглядели так: кусок цельного кедра, обтянутый кожей, а вместо струн — конские волосы или сухожилия.
О ложных связках и горловом пении
Есть несколько техник кая. Но всех их объединяют общие правила дыхания, подачи, упражнения для разработки связок. У каждого из нас есть так называемые ложные связки, которые мы не используем. Но они есть. Я думаю, что они со временем атрофировались, а древний человек примерно так и разговаривал.
В этом есть что-то такое звериное, древнее. И это определенные вибрации, а вибрации благоприятно влияют на человеческий организм.
О звукоподражании как способе общаться с природой
Это тоже из древних времен. Алтаец — человек, тесно связанный с природой. Во время охоты, чтобы заманить зверя, человеку приходилось самому становиться частью природы.
А как можно общаться с природой? Делать что-то похожее. Подражать звукам птиц, например, или, чтобы уверенно сидеть на коне, чтобы он тебя унес, ты должен говорить на его языке.
Так примерно и появились звукоподражания, которые стали частью сказаний и песен. Алтайская культура богата, но всё берется из природы: все традиции, законы. В них ничего лишнего. Всё давно уже придумано, просто надо наблюдать и учиться мудрости у предков.
О традиционном этно, трансформации реальности и экспериментах
На данный момент я работаю в оркестре Государственной филармонии Республики Алтай. И я солист группы «Новая Азия». Параллельно есть еще один проект — Todosh. Алтайцы — это разные племена, которые жили в разных частях Горного Алтая. Тубалары, челканцы, теленгиты, я, например, телеут. А внутри каждого племени — род, который начинается от одного общего предка. Вот я из рода Тодош. И в этом проекте я хочу донести мое видение алтайской традиционной музыки. Но сейчас я пишу альбом отдельно от этого проекта — он будет называться «Трансформация реальности». На русском, но с алтайскими корнями. Это о моей реальности, о трансформации моего духовного мировоззрения и мира. О ситуациях, которые влияли на меня.
Мне нравится регги. Вот недавно записал песню «Неповторимый путь». У нас во время пандемии никакие звукозаписывающие студии не работали, и я записал ее под гитару на лестничном пролете. Качества звука там нет, но для меня было важно выразить свою позицию. Я слушаю очень много разной музыки, для меня не особо важны жанры. Я смотрю на качество продукции. Даже иногда попсу слушаю, если она качественная. Мне интересно, как это сделано и с какой подачей. Любая песня — это определенный опыт.
О музыке всех кочевников
Это музыка на любителя, к этно-музыке люди приходят осознанно или через любовь к изучению разных культур. Например, группа «Новая Азия» не позиционирует себя как чисто алтайское ответвление. Мы мыслим масштабнее, там какие только музыкальные инструменты не намешаны, а первые альбомы были и вовсе электронными. А сейчас мы записываем новый альбом, в котором, например, и волынки ирландские есть. А я как солист вношу туда алтайский колорит. И в итоге получается музыка всех кочевников. Но если взять этно-проект Todosh, то там уже чисто алтайское звучание и направление. Можно сказать, что этно сейчас в моде. И мы делаем разноплановую музыку — и я лично чувствую себя от этого хорошо!
Народная музыка — отражение мировоззрения жителей Горного Алтая. В чем-то традиционного, в чем-то первобытного, а иногда современного. Но тем не менее здорово, что она по-прежнему живет и меняется.