Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

Плачь Ярославны. К кому обращается? О чём просит? Поэма «Слово о полку Игореве»

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.

Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?

Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты? »

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне! »

Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан? »

пять минут прочесть

«Ярославна рано поутру плачет в Путивле-городе на стене зубчатой». Откуда появилась эта стена зубчатая? Уж если переводить прозой, то надо быть до предела точным.

Знаменитый поэт Василий Жуковский тоже не совсем верно перевел это место? У него «Ярославна плачет на стене».
А что говорится в других переводах? В переложении Аполлона Майкова читаем:
«Игорь слышит Ярославнин голос…
Там она, в Путивле, раным-рано
На стене стоит и причитает…»

В поэме нет ни слова о том, что она стоит. Стоит – это слишком театрально, напоказ, а Ярославна искренне тоскует по мужу. Она одинока в своем горе.

А вот Николай Заболоцкий верно прочел это место в поэме:
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру.

Очень известный иллюстратор «Слова» В. А. Фаворский на своих гравюрах изобразил Ярославну на стене деревянного городка. В тех местах на Руси ставили белокаменные стены из тесаного природного камня с известью, и делали это не из прихоти, а по необходимости, поскольку это уже лесостепь и с древесиной, из которой можно строить крепости, напряженка.

Итак, «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале». В соответствии с традициями устного народного творчества, да и многих литературных произведений, Ярославна трижды делает свои обращения: к ветру («О, ветре, ветрило!»), к реке («О, Днепре Словутицю!»), к солнцу («Светлое и тресветлое солнце!»)

Вы ничего странного не заметили? Игорь отправился с дружиной на Дон, а Ярославна собиралась лететь зегзицею на Дунай. Игорь ехал на Дон через Курск. Помните, он дожидается милого брата Всеволода, а у того уже дружина на запряженных лошадях под Курском дожидается. Но ведь верхний Дон и Дунай вообще в разных сторонах.

Ну, допустим, Ярославна была безграмотной и не изучала географию. Но автор-то куда глядел? Если судить по тексту, то он был очень образованным человеком своего времени.

И это еще не всё. Игорь со Всеволодом и дружинами отправились на восток или юго-восток. Битва с половцами идет где-то на Дону, а Ярославна обращается к Днепру. А эта река совсем в другой стороне, ведь Сейм течет от Путивля на запад, а Десна на запад и юго-запад до слияния севернее Киева с Днепром.

Есть логика в том, что Ярославна встает на рассвете, пока никого еще нет и никто не мешает, и обращается к восходящему солнцу, потом к ветру. Муж с воинами где-то там же. Логичнее обратиться к Дону, он там же, в той стороне, где восходит солнце. Но Ярославна обращается к Днепру. Почему? На этот вопрос мы уже ответили: через Днепр легче попасть к морю, а через него в устье Дуная. Все, что говорится об Игоре, и все, что говорится об Ярославне, – это два разных литературных произведения.

А теперь смотрим завершающие строки поэмы. Игорь из плена прибегает в Киев. Но это же не его вотчина. Его дом в Новгороде-Северском, его вторая жена Ефросинья Ярославна, если верить комментариям, ждет князя в Путивле. А он бежит в Киев, мимо собственного дома, мимо

Источник

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

Описание произведения и краткое содержание

Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» написан приблизительно в 1185 году на древнерусском языке. Эта поэма-песнь описывает поход русских князей против половцев, при этом сама военная кампания окончилась неудачно, многие воеводы и дружинники были убиты или захвачены в плен.

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

Крайне интересна история находки этого произведения. Впервые о нем стало известно в конце XVIII века, когда граф Мусин-Пушкин приобрёл коллекцию древних манускриптов, в котором и оказался один из переписанных вариантов «Слова о полку Игореве» и плач Ярославны. Считается, что на протяжении многих сотен лет эта копия хранилась в Спасо-Преображенском монастыре.

Первая печатная версия этой поэмы появилась в немецком литературном журнале в 1797 году. В последующем был сделан адаптированный перевод со старорусского, который выполнил Николай Карамзин. Также имеются тексты, над которыми работали литераторы Лихачев и Заболоцкий.

На сегодняшний день имеется несколько копий этого произведения, однако ученые и литераторы до сих пор спорят об их оригинальности, при этом отсутствуют какие-либо доказательство того, что «Слово о Игореве полку» было действительно написано в XII веке, а не появился этот стих на несколько столетий позже.

Новый жанр

Многие литературоведы, выполняя анализ этого отрывка, нашли сходство с различными литературными жанрами. Именно такое сочетание различных стилей и необычный план этого произведения является новаторским для литературы того времени. Сегодня эта поэма изучается в старших классах школы и в лингвистических университетах. Сочинение по плачу Ярославны может включать как анализ этого произведения, так и краткое описание сюжета.

Во фрагменте плача чередуются следующие литературные жанры и темы:

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

При этом весь текст плача Ярославны складывается в единое произведение, которое позволяет ощутить всю боль и отчаяние. Это настоящий крик души, в котором каждая строчка кратко пропитана болью о потере любимого.

Автор также подчеркивает неразрывную связь с природой, поэтому Ярославна обращается в своём послании к теплому солнцу, сильному ветру, бурной реке и густому лесу.

Обращение Ярославны

Начинается этот отрывок с обращения Ярославны к стихиям природы. Женщина вспоминает всех русских воинов, которые погибли в сражении с половцами. Ярославна стоит на юру деревянной крепости, прося в своём плаче-молитве помощи у реки Днепра. Это место неразрывно связано с этим произведением. Муж Ярославны Святослав оказался в плену у половцев, и она просит силы природы защитить супруга.

В обращении к ветру Ярослава просит заступничества природной стихии, одновременно спрашивает, почему боги отступись от русских воинов и не помогли им в этом сражении. В этой части произведения прослеживается единение женщины и стихии.

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

Ярославна, едва дыша, спрашивает у солнца, почему оно иссушило степь и лишило воды и всех её жителей. Именно из-за небесного светила войны мучились от жажды, а половцы смогли победить ослабленную дружину. Женщина одновременно плачет по погибшим и воспевает силу солнца. Именно в этой части произведения становятся явными глубокие чувства, все тяготы и боль от потери любимых.

Природа в стихотворении-монологе плаче Ярославны является частью и главным героем битвы, откуда не вернулись многие богатыри. Такие высшие силы вместе с женщиной горюют по погибшим и радуются за тех, кто убежал из плена и смог вернуться домой. Послание соединяется с солнцем, ветром и льется над рекой. Сливается реальность событий и сказочных персонажей, не позволяя читателю отвлечься от речи этой женщины. Природа, словно картина-магнит, успокаивает и отвлекает, притягивая и связывая внимание слушателя.

Источник

Анализ эпизода “Плач Ярославны”

Гениальность автора исторического произведения «Слово о полку Игореве» признана литературоведами разных эпох. Большинство из них проводили анализ эпизода «Плач Ярославны». Такой литературный жанр встречается крайне редко, он ближе к народным сказкам. Ярославна — это, с одной стороны, символ любящей и верной жены, с другой — этот образ показывает общее народное горе. В её монологе звучит волнение за исход предстоящей битвы и неугасающая надежда на возвращение мужа.

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

Новый жанр

Литературоведы нашли в плаче Ярославны сходство с несколькими литературными жанрами: песня, заклинание, причитание, крик. Песенные мотивы подтверждаются лиризмом плача и повторами. Плач можно петь, он складывается в единый сюжет, напоминающий привычные песни женщин в разные обрядовые события. Заклинание связано с содержанием. Героиня просит и требует одновременно. Она как будто колдует, стоя на юру, надеясь вызвать все силы природы к себе в союзники. Причитание матери, оставшейся в одиночестве и не знающей, как сложится её судьба. Причитание – это горе, страдание, именно оно лежит в основе речи Ярославны.

Слезы Ярославны – крик души. Каждая строчка несёт особый смысл. Искренняя русская душа женщины обнажается и соединяется с природой. Автор доказывает, что связь со стихией лежит в основе русского характера. Крепкий лес, буйная река, сильный ветер, тёплое солнце – эпитеты женской любви. Она крепкая, прочная и непоколебимая. Любовь живет в течение всей жизни, меняя свою силу, она греет и развевает над головами своих близких темные тучи.

Обращение к реке

Анализ «Плач Ярославны» начинается с обращения героини к стихиям природы. В «Слове…» плач встречается несколько раз. Учёные посчитали и перечислили все употреблённые в тексте плачи: Ярославны, жен русских воинов, матери Ростислава, Киева, Чернигова, всей Руси. Происходит усиление значимости плача. От слёз одной женщины автор переходит к горю жён, оставшихся вдовами, матерей. Плачут города. Самый сильный плач – это вся русская земля. Русь плачет ветром, реками, шумом деревьев, птичьим гомоном.

Ярославна стоит на юру, на забрале городской крепости, охраняющей Путивль; кукушкой взлетает над Дунаем и просит помощи у реки. Дунай – родная река для Ярославны, она протекает через княжество её отца. Полёт героини мысленный, образный. Она вспоминает реку, видит в ней огромную силу, которая должна поддержать её и помочь мужу.

Обращение к ветру

Ярославна плачет на ветру. Такое обращение знакомо многим по сказке А.С.Пушкина. Могучий ветер веет под облаками, лелеет корабли, гладит синее море. Ветер пробил каменные горы. Он прошел легко сквозь половецкие земли. Добрый ветер помогал когда-то Святославу. Ярославна спрашивает природную стихию, почему она изменила своё отношение и отвернулась от русских воинов. Анализ Ярославны в «Слове о полку Игореве» интересен силой женской души. Она, как птица, не боится ветра. Он развевает её крылья, разносит мысли, но нет в нём жестоких порывов. Здесь прослеживается единение стихии и женщины.

Обращение к солнцу

Солнце дарит всем тепло. Оно прекрасно на небе. От него зависит всё живое на земле. Ярославна спрашивает солнце, зачем оно прожгло степь, лишило её воды. Жгучие лучи мешали русским воинам, мучили жаждой. Солнце «луки скрутило». Истома колчаны «заткнула». Тяжело было воинству князя. Ярославна воспевает силу солнца и плачет по погибшим. Описанная битва через пейзажные картины в речи героини становится еще значимее. Все тяготы боя становятся явственнее и зримее.

Значение природы

В плаче природа – это не фон, она герой битвы. Русский пейзаж плачет вместе с Ярославной и радуется возвращению Игоря, освобождению из плена. Песня-плач соединяется с ветром, солнцем, льётся над рекой. Сказочность персонажа и реальность события сливается, не даёт возможности автору отвлечься от речи героини. Природа, как магнит, притягивает слушателя, отвлекает и успокаивает читателя.

Плач Ярославны не может остаться без внимания. Плач в художественном произведении имеет огромную силу.

Источник

Плач Ярославны: текст, анализ, слушать онлайн

В этом материале вы сможете прочитать полный текст и анализ эпизода «Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве».

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Плач Ярославны. Текст

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру́ кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».

Далеко́ в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру́:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки́,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки́?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко́ под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?»

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко́ в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»

И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному —
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.

(«Слово о полку Игореве».

Перевод Н. Заболоцкого.)

Анализ эпизода

В «Слове о полку Игореве» рассказывается, как Новгород-северской князь Игорь отправился в поход на половцев, но все закончилось полным разгромом русского войска. Сам князь оказывается в плену, а дома его ждет жена – Евросинья Ярославна, которая очень переживает о судьбе своего мужа.

В третьей части поэмы показано, как Ярославна уже не справляется с собственным волнением. Ей настолько тяжело и горько, что она отправляется к берегам Дуная и произносит горький монолог, обращенный ко всем сразу – к силам природы, к самому Игорю, к русской земле, к другим князьям. Она мечтает о том, чтобы ее муж вернулся домой целый и невредимый, и она просит, чтобы ему помогли.

Образ Ярославны

В «Слове о полку Игореве» Ярославна олицетворяет собой все лучшие женские качества. Она – мудрая и сильная, но при этом она не имеет влияния на своего мужа. Например, жена не отговаривает Игоря от похода на половцев, хотя она, скорее всего, понимала, что это неразумная и опасная затея.

Ярославна отлично исполняет свою женскую роль. Пока ее муж – полководец и грозный воин, сражается с врагами и защищает свою родину, Ярославна преданно ждет его дома. В ней олицетворено понимание семьи и тепла родного очага, ведь как бы не сложились дела у Игоря, он всегда может вернуться туда, где его любят и ждут. Доля томительного ожидания, волнения за своих мужей, ведения домашнего хозяйства – все это было характерно для всех русских жен, и Ярославна является их собирательным образом. Через этого персонажа автор передает также те качества, которые наиболее ценны в русских женщинах – это возможность нежно любить и стойко бороться за свою любовь одновременно.

Обращение Ярославны к высшим силам

После того, как Игоря пленили половцы, для Руси настали нелегкие времена. Князья различных земель стали драться между собой, и в борьбе за славу, расширение собственных владений и богатство они забыли о том, что русские границы нуждаются в защите. Поэтому с одной стороны Русь разрывали междоусобные войны, с другой – нападения от внешних врагов.

В этих условиях Ярославна, жена Игоря, хочет хоть как-то помочь плененному мужу. При этом она не осуждает его поступок и не говорит о том, к каким последствиям привела его жажда славы и военных побед. Все, что ее волнует – это жизнь и здоровье любимого.

Ярославна – верующая женщина. Она живет в гармонии с природой и знает, что может попросить у нее помощи в критической ситуации. Поэтому она обращается к высшим силам для того, чтобы они помогли ее супругу вернуться домой. Причем где-то ее плач звучит жалобно, где-то – требовательно и даже с упреком, ведь в свое обращение Ярославна вкладывают всю свою тревогу и любовь.

К реке

Река Дунай протекает через княжество отца Ярославны (Галицкое). Для нее эта река является родной, и в своем обращении женщина взлетает над ней кукушкой и сверху смотрит на быстрое и неумолимое течение. Она видит в этом воплощение силы – неукротимой и безжалостной. Ярославна надеется, что эта сила поможет Игорю вернуться домой и укроет его от вражеских глаз, ведь сам он может не справиться.

К ветру

Ярославна плачет на ветру. Это могучая стихия, которая может погубить много людей одновременно, утопить корабль или сдвинуть что-то очень тяжелое. Бороться и спорить с ветром бесполезно, потому что его поток устремился куда-либо – от него нужно либо бежать, либо ждать и просить помилования.

Когда-то добрый ветер помогал князю Святославу, и об этом вспоминает Ярославна в своем обращении. Она не боится стихии и говорит с ней смело, даже упрекая за то, что она не помогла русским воинам в борьбе с врагами. Ярославна спрашивает, почему ветер отвернулся от ее мужа, почему он не помог ему в сражении с половцами, ведь он мог?

К солнцу

Солнце – это прекрасная звезда, которая может согреть или сжечь. От него зависит существование всех живых существ на земле, в том числе и людей. И когда происходила битва князя Игоря с половцами, солнце оказалось на стороне последних.

Ярославна напоминает ему об этом. Она спрашивает солнце, почему оно было так беспощадно к русским воинам, для чего слепило им глаза и мучило жаждой. Мужчинам было очень тяжело, ведь если с врагами у них еще оставался шанс справиться, то противостоять силе солнца было бессмысленно. Ярославна одновременно восхищается этой силой и сокрушается о том, что она была направлена против ее мужа и его дружины.

В этом эпизоде читатель может прочувствовать все тягости, с которым столкнулись русские воины в бессмысленном и трагическом для них сражении с половцами.

Во всем «Слове о полку Игореве» природа является не фоном для происходящих событий, а прямым ее участником. Например, еще до похода на половцев она посылает Игорю дурные предзнаменования, но князь не обращает на них внимание. После поражения русских войск природа сникает и скорбит вместе со всей Русью, потом – помогает Игорю при возвращении домой и радуется, когда он благополучно добирается до родных земель.

Связующим звеном между военным походом Игоря, силами природой и самим читателем как раз является плач Ярославны. Это – полное горя обращение, которое имеет огромную силу. В нем сливается реальность и фантастика, а читатель не может оторваться от строк, завороженный удивительными образами природы и женщины, которая настолько смелая, что может не то, что попросить – потребовать у нее помощи и покровительства.

Лирическая песня Ярославны была услышана. Высшие силы природы откликнулись на ее призыв и действительно помогли князю вернуться домой. Ветер, река, солнце – все они постарались скрыть Игоря от его злобных преследователей и оградить от возможных в пути опасностей. В итоге князь возвратился на родину целым и невредимым на радость семьи и всей Руси, а половцы остались ни с чем – в дальнейшем им также пришлось отпустить других пленников.

Один из самых мистических элементов «Слова о полку Игореве» — появление Овлура. Это половец, который помогает Игорю бежать из плена. При этом причины, из-за которых он так поступил и предал свой народ (кроме того, что его мать была русской) – неизвестны. Отдав Игорю конец, Овлур тихо растворяется в ночи, и больше в произведении не появляется.

Можно предположить, что этот половец – это проявление мистических сил, пришедших на помощь Игорю. Возможно, что Овлур стал неким духом, вызванным плачем Ярославны, ведь без него у князя не появилась бы возможность сбежать. Однако подтверждений или опровержений этой теории в тексте не встречается, поэтому каждый читатель может сам для себя решить, насколько сильным было обращение княжеской жены к высшим силам.

Источник

Анализ эпизода плач ярославны 9 класс

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем проситПлач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит
Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

Описание произведения и краткое содержание

Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» написан приблизительно в 1185 году на древнерусском языке. Эта поэма-песнь описывает поход русских князей против половцев, при этом сама военная кампания окончилась неудачно, многие воеводы и дружинники были убиты или захвачены в плен.

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

Крайне интересна история находки этого произведения. Впервые о нем стало известно в конце XVIII века, когда граф Мусин-Пушкин приобрёл коллекцию древних манускриптов, в котором и оказался один из переписанных вариантов «Слова о полку Игореве» и плач Ярославны. Считается, что на протяжении многих сотен лет эта копия хранилась в Спасо-Преображенском монастыре.

Первая печатная версия этой поэмы появилась в немецком литературном журнале в 1797 году. В последующем был сделан адаптированный перевод со старорусского, который выполнил Николай Карамзин. Также имеются тексты, над которыми работали литераторы Лихачев и Заболоцкий.

На сегодняшний день имеется несколько копий этого произведения, однако ученые и литераторы до сих пор спорят об их оригинальности, при этом отсутствуют какие-либо доказательство того, что «Слово о Игореве полку» было действительно написано в XII веке, а не появился этот стих на несколько столетий позже.

Новый жанр

Многие литературоведы, выполняя анализ этого отрывка, нашли сходство с различными литературными жанрами.

Именно такое сочетание различных стилей и необычный план этого произведения является новаторским для литературы того времени.

Сегодня эта поэма изучается в старших классах школы и в лингвистических университетах. Сочинение по плачу Ярославны может включать как анализ этого произведения, так и краткое описание сюжета.

Во фрагменте плача чередуются следующие литературные жанры и темы:

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

При этом весь текст плача Ярославны складывается в единое произведение, которое позволяет ощутить всю боль и отчаяние. Это настоящий крик души, в котором каждая строчка кратко пропитана болью о потере любимого.

Автор также подчеркивает неразрывную связь с природой, поэтому Ярославна обращается в своём послании к теплому солнцу, сильному ветру, бурной реке и густому лесу.

Обращение Ярославны

Начинается этот отрывок с обращения Ярославны к стихиям природы. Женщина вспоминает всех русских воинов, которые погибли в сражении с половцами. Ярославна стоит на юру деревянной крепости, прося в своём плаче-молитве помощи у реки Днепра. Это место неразрывно связано с этим произведением. Муж Ярославны Святослав оказался в плену у половцев, и она просит силы природы защитить супруга.

В обращении к ветру Ярослава просит заступничества природной стихии, одновременно спрашивает, почему боги отступись от русских воинов и не помогли им в этом сражении. В этой части произведения прослеживается единение женщины и стихии.

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

Ярославна, едва дыша, спрашивает у солнца, почему оно иссушило степь и лишило воды и всех её жителей. Именно из-за небесного светила войны мучились от жажды, а половцы смогли победить ослабленную дружину. Женщина одновременно плачет по погибшим и воспевает силу солнца. Именно в этой части произведения становятся явными глубокие чувства, все тяготы и боль от потери любимых.

Природа в стихотворении-монологе плаче Ярославны является частью и главным героем битвы, откуда не вернулись многие богатыри. Такие высшие силы вместе с женщиной горюют по погибшим и радуются за тех, кто убежал из плена и смог вернуться домой.

Послание соединяется с солнцем, ветром и льется над рекой. Сливается реальность событий и сказочных персонажей, не позволяя читателю отвлечься от речи этой женщины.

Природа, словно картина-магнит, успокаивает и отвлекает, притягивая и связывая внимание слушателя.

Конспект проведения урока литературы Класс: 9 Тема урока: «Перекличка веков. Анализ стихотворения М. Цветаевой «Плач Ярославны»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

План-конспект проведения урока
литературы

Тема
урока:
«Перекличка веков. Анализ
стихотворения М. Цветаевой «Плач
Ярославны».

План-конспект
составлен на основе учебного плана
«Обязательный минимум содержания
основного общего образования по
литературе»

Учебник:
Литература, 9 класс под редакцией М.
Коровиной.

Дополнительная
литература: Н. Паскевич «Уроки мастеров
слова» г.Краснодар, 2000г., Словарь
литературоведческих терминов, М. 1974г.

Прежде всего для меня главное – отношение
с ребятами в процессе общения. Стараться
не навязывать ему свою точку зрения,
т.е. работать по схеме: автор-ученик-учитель.

Этот
материал можно использовать в качестве
дальнейшего изучения творчества М.
Цветаевой (11 класс), для внеклассных
мероприятий (диспуты, литературные
салоны, клубы). Материал интересен не
только учителю, но и ученику (из опыта).

Диск
содержит фотоматериалы, отрывки
стихотворений М. Цветаевой, цитаты из
«Слова о полку Игореве», дополнительный
материал.

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

Моя
Цветаева… первая встреча с поэтом
состоялась поздно, в 1976г. в фильме Э.
Рязанова (в 2007 году ему исполнилось 80
лет) «Ирония судьбы…» Помните строчки
«Мне нравится, что вы больны не мной…».

Стихами сразила сразу и на всю жизнь.
Больно, что о таком поэте знали не многие.
Жизнь и трагическая судьба этой
необыкновенной женщины почти неизвестна
вам, дорогие мои ученики. Кто виноват?
Извечный вопрос.

Что делать? Читать
Цветаеву.

М.И.
Цветаева о своих стихах писала: «Моим
стихам, как драгоценным винам, настанет
свой черёд» (1913г.)

23
декабря 1920 года появилось произведение
«Плач Ярославны», написанное в
драматический период её жизни. Современники
отмечали, что вся поэзия М. Цветаевой –
это отражение её жизни, чувств. В
водовороте гражданской войны, в Белой
гвардии, между жизнью и смертью находился
её муж Сергей Эфрон.

Стихотворение М. Цветаевой «Плач
Ярославны» сразу ассоциируется с великим
памятником древней литературы «Слово
о полку Игореве».

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

В них
общая героиня – Ярославна. И та, и другая
оплакивают своего мужа. Это трагедия
русской женщины, женщины 12 и 20 веков,
трагедия Руси и народа России.

Создается впечатление, что душа Марины
больше не может выдержать напряженных
чувств. Она стремится освободиться от
переполняющей сердце боли через Слово.
В стихотворении «Плач Ярославны» и
любовь к мужу, и боль за него, и преданность
своему народу, и верность своей Родине.
Она плачет за всех русских женщин.

Главным героем в стихотворении выступает
Ярославна. Она черпает веру и надежду
в сильном характере древней героини.
Разница во времени Восемь столетий.
Сколько поколений унесла река времени,
как изменился мир. Остались только:

Завершается
образом женщины – жены. В своей работе
я хотела показать свое понимание
композиции и интонационно-синтаксические
особенности стихотворения «Плач
Ярославны».

Анализ поэтического произведения

Структура
стихотворения говорная, интонация
народного плача, стихотворение начинается
с зачина

Зачин – ключевое слово – «вопль стародавный». Это эпитет. Он подчеркивает древность. К нему присоединяются слова: непрерывный – неизбывный.

Автор как бы требует от нас – «Слышите?»
Перед словом ставит знак «тире».

К зачину Цветаева относит и обращение
к Игорю (5раз). Обращение к Игорю усиливается
словами «мой», «князь». Это крик души,
желание донести свой голос, чувство до
любимого человека. А им для Цветаевой
был Сергей Эфрон.

Заканчивается зачин словом «Русь». Это
не случайно. Для поэтессы и ее героини
Ярославны судьба любимого и Родины
жизненно важны. Без них она жить не
сможет.

Автор внимательно следит за словом.
Здесь и обращение к любимому и к силам
природы, и размышления о жизни, о
превратностях судьбы. Обращение –
традиционная форма для фольклора.

Ярославна М.Цветаевой – обращение к
Солнцу, ворону, ветру

Ярославна из «Слова…» тоже обращение
к ветру, Солнцу, Дону.

Причитания. Плакальщицы (вопленицы) не просто оплакивали усопшего. Они рассказывали о его жизни, делах.

Выстраивается цепочка: ложь – обман –
смерть.

«Лжет, обманул нас Баян льстивый…»

Смешение слов высокого и низкого стилей
придает размышлениям разоблачительный
характер: «пал Игорь» — погиб за Отечество,
за Русь, за правое дело. Настораживает
слово «белое». В нем заложен глубокий
смысл.

Белый – это цвет правды, чистоты,
святости помыслов. Таким переплетением
М.Цветаева доказывает основную мысль:
напрасно ввергли Русь и в эту кровавую
бойню, напрасно погиб Игорь. Кратки,
лаконичны фразы. Но как велика сила
чувств, переданных автором! Очень
интересен выбор эпитетов к слову «плач»:

Плач ярый – сильный

Плач плавный – бессильный,
уже нет больше силы.

И в обрядовом плаче, и в плаче Ярославны
Цветаева просматривает образ женщины
– матери, жены. Только они могут так
оплакивать дорогих им людей.

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

3. Концовка стихотворения «Плач Ярославны».
Последние строфы дают ответ на вопросы:

А случилось это 31 августа 1941 года, когда
она приехала с сыном в Елабугу. А.Ахматова
писала: «Ее убило то время, нас оно убило,
как убивало оно многих, как оно убивало
и меня…»

II.Стиховая
структура создания произведения.

1).
Необычно деление на строфы ( части ) –
они различны по строению. Каждая из
строф несет определенную мысль, но
логично связаны, ритмичны за счет
переносов ( дополнительные
паузы )

Не
будем забывать – ведь это плач Ярославны.
Паузы связаны с дыханием рыдающего
человека, речь его прерывиста. Кроме
того, в этих словах первый слог ударный.
Этот прием усиливает ритм стиха: вопль,
плачут, слышите, ворон, глаз, солнце,
стрелы.

Вслушаемся в звучание стихотворения.
Вот оно слово ПЛАЧ. Автор использует
аллитерацию и ассонанс. Этим самым
слышим отзвуки слова. Давайте проследим:

Так М.
Цветаева достигает гармоничного
единства. Делая вывод, думаешь, откуда
Цветаева нашла силу, чтобы создать такое
патриотическое произведение. Её героиня
сильна, она готова вынести всё во имя
спасения Отечества, Руси, мужа. Без них
она и жить не хочет. Такова Ярославна
Цветаевой. Такова Ярославна во все
времена.

III. Практикум.
Звуковая инструментовка.

Совершенствовать навыки анализа, применяя полученные знания.

Звуковой
символизм – способность звуков языка
вызывать не только слуховые, но и
зрительные, осязательные, обонятельные
и вкусовые представления, а так же
многочисленные эмоции.

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

Задание.
Определите, какие поэтические ассоциации
вызывает символика имён и фамилий в
стихотворениях М.И.Цветаевой:

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

Задание.
Обратите внимание на то, каким образом
зарифмовано имя «Анна» в отрывке. Как
вы думаете, почему!

Сочинение-рассуждение Анализ эпизода «Плач ярославны»

«Плач Ярославны» — один из важнейших эпизодов «Слова о полку Игореве», поскольку именно в этой главе раскрывается образ жены Игоря – княгини Ярославны, важнейший женский образ в произведении.

Главная тема эпизода – это прежде всего тема семьи, домашнего уюта и тоски по мужу. Задачей автора становится показать верность и могущество русской женщины. Автор раскрывает проблему тоски и переживания за любимого человека.

Главной героиней плача является сама Ярославна, однако и автор занимает важную позицию в эпизоде. «Оживлённые» Ярославной силы природы – второстепенные герои отрывка.

Данный отрывок написан в жанре плача – одном из древнейших жанров. Сюжет заключается в том, что Ярославна, молодая жена русского князя Игоря, переживает о военных неудачах мужа. Чувствуя безвыходность ситуации, она старается помочь всем, чем может – она умоляет силы природы смиловаться над Игорем и сохранить ему жизнь.

«Плач Ярославны» имеет интересную композицию.

Он состоит из трёх частей-воззваний, каждая из которых начинается сравнением Ярославны с кукушкой. Женщина воззывает к силам природы: к солнцу — как к высшей области, к реке — как к низшей и к ветру — как к промежуточному пространству. Тем самым Ярославна охватывает всю природу.

В эпизоде «Плач Ярославны» присутствует и конфликт К моменту написания «Слова о полку Игореве» Русь была христианским государством. Однако в плаче, как и во всём произведении, показаны языческие традиции. Ярославна обращается к реке, ветру, солнцу, как обращались на Руси язычники до принятия христианства.

В «Плаче Ярославны» присутствует множество средств художественной выразительности. На протяжении всего отрывка обнаруживается олицетворение неживых существ.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Река, ветер, солнце – Ярославна будто беседует с ними. Она упрекает ветер в пособничестве половецким войскам, умоляет Днепр о помощи, словно посылая реку к мужу («Возлелей же князя, господине, сохрани на дальней стороне…»).

В отрывке присутствует постоянное сравнение Ярославны с кукушкой – женщина плачет, тоскуя по мужу, не находит себе места.

Также встречается лексический повтор («Ах зачем, зачем моё веселье в ковылях навек развеял ты?») для усиления эмоциональной окраски, эпитеты («жаркими лучами», «Ярославна, полная печали», «в пустыне ты безводной»), риторические вопросы, обращения и восклицания.

Автор показывает Ярославну как любящую и верную жену, готовую пойти на всё, ради мужа. Её сила духа настолько велика, что даже силы природы прислушиваются к ней. Плач выражает светлую надежду Ярославны на лучшее будущее.

Я считаю, что автор замечательно воссоздал образ, Ярославны, выразив в ней не только всех русских женщин, но и саму Русь. «Плач Ярославны» — важная часть целого произведения, придающая ему смысловую завершённость.

Полезный материал по теме:

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

Сочинение-рассуждение Анализ эпизода «Плач ярославны»ЕГЭСтр. 1

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит

Сочинение-рассуждение Анализ эпизода «Плач ярославны»ЕГЭСтр. 2

«Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве»: анализ

Меню статьи:

«Слово о полку Игореве»: краткая история произведения и художественные особенности

«Слово о полку Игореве» – загадочное произведение русской литературы. Хотя почему же только русской? Этот текст имеет значение для мировой литературы в целом. Но «Слово о полку Игореве» считается шедевром и памятником древнерусского периода.

Основу сюжета произведения составил поход (как читатель знает из учебников по истории – неудачный для князя) русской армии на половецкий народ. Поход организовал князь Руси Игорь, который тогда правил Новгород-Северским княжеством.

События разворачиваются в 1185 году.

Немного об истории создания «Слова о полку Игореве»

Впрочем, у историков литературы есть все причины сомневаться в аутентичности находки. По официальной версии, «Слово о полку Игореве» было написано в XII веке, почти сразу после произошедших событий.

Скептическая позиция касательно «Слова» принадлежит ряду исследователей (среди которых, в частности, представители скептической историографической школы – М. Каченовский, О. Сенковский и другие).

Согласно этой точке зрения, подлинность текста – не что иное, как мистификация, и на самом деле «Слово о полку Игореве» – плод умельца, жившего в период Просвещения, то есть в XVIII веке.

Разумеется, есть масса гипотез, которые ставят своей целью пролить свет на происхождение произведения, однако одна из наиболее оригинальных позиций, безусловно, принадлежит Льву Гумилеву. Русский писатель с трагической судьбой, сын Анны Ахматовой, переживший тяжкий период реакции, считал, что «Слово» – это литературный шедевр, который несет все признаки гениальности и древности.

Но писатель также предполагал, что произведение – это иносказательный текст, который написан не в XII веке, а в XIII веке. Герои «Слова» – это вовсе не реальные исторические прототипы, а образы, под которыми скрываются другие люди.

Например, под маской Игоря и других русских князей спрятались, по мнению Гумилева, Александр Невский, Даниил Галицкий и другие личности, жившие немного позже персонажей «Слова».

Скепсис касательно «Плача Ярославны»

Между тем, вопреки заключениям лингвистов – о том, что «Слово», все же, следует признать аутентичным произведением древнерусской литературы, сегодня крайне популярны различные скептические версии происхождения текста.

Например, в статье «Настоящий плач Ярославны» (журнал «Дискурс», статья от 8 марта 2016 года) Дмитрий Левчик говорит: «И как великолепно описаны чувства русской княгини – Ярославны! Как прекрасен ее плач» При этом многие комментаторы отмечают, что в Путивле на стене она плакать не могла, так как стена города в то время была разрушена.

Но автору Слова – не до стены. Ему важны переживания женщины! Иногда создается впечатление, что именно ради Плача Ярославны написана вся поэма!». Автор сомневается, что мужчина, который якобы написал это произведение анонимно, мог оказаться таким знатоком женской души и женских переживаний.

Кроме того, обращение к внутреннему миру человека нехарактерно для литературы до эпохи романтизма, когда начинают проявляться первые ростки интереса к переживаниям, эмоциям, драмам внутри души человека.

Анализ художественной специфики произведения

«Слову о полку Игореве» приписывают южнорусское происхождение. Автор – который является анонимным – восхищается великим киевским князем Святополком, из чего некоторые литературоведы делают заключение, что произведение имеет не просто южное, но даже киевское территориальное происхождение.

Повествование – не только по своему сюжету, но также по лингвистическим особенностям – текст сложный и трудно поддающийся прочтению, поэтому на данный момент существует множество переводов этого произведения на современный русский и украинский языки.

Отдельную ремарку стоит сделать относительно жанровой принадлежности «Слова». В принципе, средневековые тексты – это пример жанрового синтеза. Произведение, в частности, отмечено характерными особенностями ораторских приемов красноречия.

В литературоведении и критике утвердилось мнение, что «Слово» – это героическая поэма. Другие же специалисты рассматривают текст как военную повесть с признаками летописи и песни.

Например, «Плач Ярославны» – это песнь, лирическая часть «Слова», которая наделяет весь текст уникальным эмоциональным зарядом.

Полифонизм Для средневековой литературы в целом характерен так называемый полифонизм. Эта особенность была отмечена еще Михаилом Бахтиным, который писал о полифонии (полифонизме) романов Достоевского.

Это значит, что в «Слове» трудно выделить героев первостепенных или же второстепенных: все персонажи едины и действуют в мире, где они равны по значимости.

Кроме того, для «Слова» характерна символическая полифоничность: каждый образ, действие, слово персонажа несет символическое значение, а сам текст произведения оказывается словно сотканным из символов.

Панорамность Другая особенность текста – эффект «панорамного зрения», взгляда, что тесно связывается с принципом символического полифонизма. Панорамность позволяет оценивать события, происходящие в «Слове о полку Игореве» с разных точек зрения, давая объективную оценку действиям героев.

В “Слове о полку Игореве” не так уж много женских образов, поэтому на общем фоне повествования они заметно бросаются в глаза читателю. Один из таких – образ Ефросиньи Ярославны.

Это реально существующий исторический персонаж, но стоит отметить, что в тексте ее описание и характеристика не полностью соответствуют реальности.

Автор «Слова» трансформирует ее образ, придает дополнительных характеристик, такой процесс связан с особенностями песнопения в то время.

Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Смотреть картинку Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Картинка про Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем просит. Фото Плач ярославны к кому обращается ярославна и о чем проситОсновной момент раскрытия образа Ярославны (в тексте она названа исключительно по отчеству) приходится на временной промежуток знаменуемый поражением войск князя Игоря, ее мужа. После известий о трагедии, женщина выходит на стены города и оглашает плач. Эта часть текста более известна под названием «Плач Ярославны».

Языческие элементы

Следует отметить, что, несмотря на то, что на момент написания текста «Слова» христианство уже было широко распространено между славянами, плач Ярославны, фактически лишен каких-либо символов или образов связанных с этой религией. Напротив, множество языческих вкраплений составляют основу ее речи.

Анализ эпизода Плач Ярославны (Слово о полку Игореве) — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Гениальность автора исторического произведения признана литературоведами разных эпох. Большинство из них пытаются провести анализ эпизода «Плач Ярославны». Такой литературный жанр встречается крайне редко, он ближе к народным сказкам.

Новый жанр

Литературоведы нашли в плаче Ярославны сходство с несколькими литературными жанрами: песня, заклинание, причитание, крик. Песенные мотивы подтверждаются лиризмом плача и повторами. Плач можно петь, они складываются в единый сюжет, напоминающий привычные песни женщин в разные обрядные события.

Заклинание связано с содержанием. Женщина просит и требует одновременно. Она как будто колдует, стоя на юру, надеясь вызвать все силы природы к себе в союзники. Причитание матери, оставшейся в одиночестве и не знающей, как сложится ее судьба.

Причитание – это горе, страдание, именно оно лежит в основе речи женщины.

Слезы Ярославны – крик души. Каждая строчка несет особый смысл. Искренняя русская душа женщины обнажается и соединяется с природой. Автор доказывает, что связь со стихией лежит в основе русского характера.

Крепкий лес, буйная река, сильный ветер, теплое солнце – эпитеты женской любви. Она крепкая, прочная и непоколебимая.

Любовь живет в течение всей жизни, меняя свою силу, она греет и развевает над головами своих близких темные тучи.

Обращение к реке

Анализ «Плач Ярославны» начинается с обращения женщины к стихиям природы. В «Слове…» плач встречается несколько раз.

Ученые сосчитали и перечислили все употребленные в тексте плачи: Ярославны, жен русских воинов, матери Ростислава, Киева, Чернигова, всей Руси. Происходит усиление значимости плача.

От слез одной женщины автор переходит к горю жен, оставшихся вдовами, матерей. Плачут города. Самый сильный плач – это вся русская земля. Русь плачет ветром, реками, шумом деревьев, птичьим гомоном.

Ярославна стоит на юру, на забралах городской крепости, охраняющей Путивль. Кукушкой взлетает над Дунаем и просит помощи у реки. Дунай – родная река для женщины, она протекает через княжество ее отца. Полет женщины мысленный, образный. Она вспоминает реку, видит в ней огромную силу, которая должна поддержать ее и помочь мужу.

Обращение к ветру

Ярославна плачет на ветру. Такое обращение знакомо многим по сказке А.С.Пушкина. Могучий ветер веет под облаками, лелеет корабли, гладит синее море. Ветер пробил каменные горы. Он прошел легко сквозь половецкие земли. Добрый ветер помогал когда-то Святославу.

Женщина спрашивает природную стихию, почему она изменила свое отношение и отвернулась от русских воинов. Анализ Ярославна «Слово о полку Игореве» интересен силой женской души. Она как птица не боится ветра. Он развевает ее крылья, разносит мысли, но нет в нем жестоких порывов.

Здесь прослеживается единение стихии и женщины.

Обращение к солнцу

Солнце дарит всем тепло. Оно прекрасно на небе. От него зависит все живое на земле. Ярославна спрашивает солнце, зачем оно прожгло степь, лишило ее воды. Жгучие лучи мешали русским воинам, мучили жаждой. Солнце «луки скрутило».

Истома колчаны «заткнула». Тяжело было воинству князя. Ярославна воспевает силу солнца и плачет по погибшим. Описанная битва через пейзажные картины речи женщины становится еще значимее. Все тяготы боя становятся явственнее и зримее.

Значение природы

В плаче природа – это не фон, она герой битвы. Русский пейзаж плачет вместе с Ярославной и радуется возвращению Игоря, освобождению из плена. Песня-плач соединяется с ветром, солнцем, льется над рекой. Сказочность персонажа и реальность события сливается, не дает возможности автор отвлечься от речи женщины. Природа как магнит притягивает слушателя, отвлекает и успокаивает читателя.

Плач женщины не может остаться без внимания. Плач в художественном произведении имеет ту же силу.

Написать сочинение «Анализ эпизода «Плач Ярославны» с помощью предлагаемых рассуждений станет проще, информация будет интересной и содержательной.

Анализ эпизода Плач Ярославны

“Слово о полку Игореве” – литературный памятник древнерусской культуры, в котором рассказывается о неудачном походе князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году.

Плачь Ярославны – это одна из трех частей поэмы, посвященная моменту скорби жены князя Игоря о неудачном исходе сражения, в котором принимала участие его дружина. Этот эпизод признан одним из лучших во всем произведении, а его героиня выступает символом любящей и верной жены.

Образ Ярославны олицетворяет собой тему семьи, мира, дома и бесконечной тоски по мужу, который каждое мгновение рискует погибнуть от вражеского меча.

Ее волнение настолько сильно и непреодолимо, что она готова стать птицей, чтобы поскорее оказаться рядом с мужем и залечить его раны.

Что характерно, подобные приемы, а именно превращение героев произведений народного творчества в различных птиц и зверей, представляют собой одну из основных черт русского фольклора.

Действие происходит в тот период, когда Русь уже приняла христианство, но в то же время еще продолжает традиции языческой веры. Об этом говорят художественные образы, используемые в произведении. Например, Игорь, заметив черную тень, поднявшуюся над русским ополчением, усомнился в удачном исходе сражения.

Или, к примеру, обращение Ярославны к ветру, к солнцу, к реке, означает ее веру в языческих богов, олицетворяющих названные силы природы. Она разговаривает с ними на равных, то упрекая, то умоляя о поддержке и защите. Кроме того, с помощью данного приема автор показывает красоту русской земли, бескрайность ее полей, яркое солнце, высокие горы, глубокие моря и могучие реки.

Вся необъятная и великая Русь воплотилась в этой картине, олицетворенная в образе прекрасной Ярославны. Ее плач несет в себе не только страдание и печаль, но также наполнен нежностью и светлой надеждой.

Монолог героини – это лирическая песня, пронизанная неугасающей надеждой на скорое возвращение князя Игоря с поле боя. И за ее веру и безграничную любовь судьба щедро вознаграждает Ярославну. Мольбы услышаны, и князь Игорь бежит из плена, ведомый чудесной силой на пути к своему дому.

Таким образом, плач Ярославны является важнейшей сюжетной составляющей поэмы “Слово о полку Игореве”. Именно в ней содержится вся сила всеобщей народной скорби о павших войнах и утверждается идея созидания и мира.

Вариант 2

12 век для Руси ознаменовался многими событиями, но, в основном, военной направленности. Если говорить о культурном развитии государства, то важно заметить, что именно к этому времени относится замечательный памятник древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”.

Вышеназванное произведение имеет четкую структуру, которой подчинены идея, жанровые особенности, средства языка. В “Слове…” нет ничего случайного или лишнего: каждый эпизод важен, он несет определенную смысловую нагрузку.

В данном сочинении речь пойдет об эпизоде, который литературоведы называют “Плач Ярославны”. Это своего рода предсказание судьбы любимого лады.

“Плач” позволяет неизвестному нам автору усилить эмоциональный фон текста. В нем, единственном в тексте, без утайки выражены авторские чувства и переживания.

Ярославна олицетворяет собой землю Русскую. И в плаче девушке ярко показано отношение всей земли русской к военным событиям с половцами.

Если говорить о композиционном построении текста, то “Плач” важен как предрешение бегства Игоря из плена. Потому что лада Ярославна обращается к солнцу, ветру, Дунаю, затем, чтобы они помогли ее возлюбленному освободиться от половецких пут, затем, чтобы лада смог быть с любимой вместе.

Если “Плач” изъять из текста, то нарушится его стройность и смысловая завершенность. Ведь главная идея – это призыв к единению.

Также не стоит забывать о таких вещах как художественное пространство и время. В данном случае особое внимание уделяется пространству. Оно то расширяется, то сужается. В “Плаче” же пространство расширено до самых окраин государство русского.

Это достигается за счет мастерства автора, за счет того, что он приблизил “Плач” к народной лирической песне.

Важны в “Плаче” и пейзажные зарисовки. По словам литературоведа Д. Лихачева, они призваны быть самостоятельными действующими лицами. Это также свойственно древнерусским текстам того времени, потому что такой прием позволяет показать и подчеркнуть огромность пространства, которое окружает ничтожно маленького человека.

“Слово…” имеет поэтические переложения. Наиболее интересными являются переводы Лихачева Д., и Заболоцкого Н.

Если говорить о “Плаче”, то Лихачев приукрашивает текст за счет метафор, а Заболоцкий – за счет сравнений.

Сопоставительный анализ стихотворения М. Цветаевой «Плач Ярославны» и фрагмента «Плач Ярославны из «Слова о полку Игореве» Реферат ученицы 9 класса МОУ. — презентация

1 Сопоставительный анализ стихотворения М. Цветаевой «Плач Ярославны» и фрагмента «Плач Ярославны из «Слова о полку Игореве» Реферат ученицы 9 класса МОУ СОШ с. Лебедёвка Токаревой Марии

7 «Плач Ярославны» из «Слова…» и «Плач Ярославны» Марины Цветаевой – что это? Сходство, перекличка двух произведений или новая художественная реальность? Попробуем это определить.

8 Композиция. Оба произведения выстроены в традициях фольклорного плача: зачин причитание концовка

9 I. Зачин: а) Плач Ярославны – Слышите?; б) вопль-обращение Игорь мой!; в) обращение к ворону, Солнцу; г) вопль-обращение Русь! Игорь!

10 II. Причитания: а) монолог-размышление; б) обращение к ветру; в) диалог с ветром.

11 II. Концовка: а) Плач Ярославны – Слышите?; б) судьба Ярославны. Завершение образа женщины-жены. В концовке содержится видоизменённый повтор 1-й строфы зачина, который выполняет двойную функцию: а) подчёркивает тематическое завершение темы; б) усиливает трагизм III части, трагизм героини произведения, завершает раскрытие образа женщины-жены.

12 В основе этих произведений – реальные события. И форма народного плача, в которой написаны эти произведения, в высшей степени позволяет передать накал чувств авторов и добиться единства формы и содержания.

18 Таким образом, сравнительный анализ двух произведений, во-первых, позволил обнаружить факт сознательного обращения Цветаевой к тексту «Слова о полку Игореве», своеобразную его интерпретацию, что дало дополнительный материал к пониманию стихотворения Марины Цветаевой.

Во-вторых, сопоставление дало возможность увидеть новые смысловые грани в стихотворении Цветаевой и трактовать его как символическое.

В-третьих, сопоставление произведений близких, но не тождественных по идейно-эмоциональному комплексу, обнаружило механизм связи и взаимообусловленности формы и содержания анализируемых текстов.

Анализ эпизода Плач Ярославны

«Слово о полку Игореве» — литературный памятник древнерусской культуры, в котором рассказывается о неудачном походе князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году.

Плачь Ярославны — это одна из трех частей поэмы, посвященная моменту скорби жены князя Игоря о неудачном исходе сражения, в котором принимала участие его дружина. Этот эпизод признан одним из лучших во всем произведении, а его героиня выступает символом любящей и верной жены.

Образ Ярославны олицетворяет собой тему семьи, мира, дома и бесконечной тоски по мужу, который каждое мгновение рискует погибнуть от вражеского меча.

Ее волнение настолько сильно и непреодолимо, что она готова стать птицей, чтобы поскорее оказаться рядом с мужем и залечить его раны.

Что характерно, подобные приемы, а именно превращение героев произведений народного творчества в различных птиц и зверей, представляют собой одну из основных черт русского фольклора.

Действие происходит в тот период, когда Русь уже приняла христианство, но в то же время еще продолжает традиции языческой веры. Об этом говорят художественные образы, используемые в произведении. Например, Игорь, заметив черную тень, поднявшуюся над русским ополчением, усомнился в удачном исходе сражения.

Или, к примеру, обращение Ярославны к ветру, к солнцу, к реке, означает ее веру в языческих богов, олицетворяющих названные силы природы. Она разговаривает с ними на равных, то упрекая, то умоляя о поддержке и защите. Кроме того, с помощью данного приема автор показывает красоту русской земли, бескрайность ее полей, яркое солнце, высокие горы, глубокие моря и могучие реки.

Вся необъятная и великая Русь воплотилась в этой картине, олицетворенная в образе прекрасной Ярославны. Ее плач несет в себе не только страдание и печаль, но также наполнен нежностью и светлой надеждой.

Монолог героини — это лирическая песня, пронизанная неугасающей надеждой на скорое возвращение князя Игоря с поле боя. И за ее веру и безграничную любовь судьба щедро вознаграждает Ярославну. Мольбы услышаны, и князь Игорь бежит из плена, ведомый чудесной силой на пути к своему дому.

Таким образом, плач Ярославны является важнейшей сюжетной составляющей поэмы «Слово о полку Игореве». Именно в ней содержится вся сила всеобщей народной скорби о павших войнах и утверждается идея созидания и мира.

Вариант 2

12 век для Руси ознаменовался многими событиями, но, в основном, военной направленности. Если говорить о культурном развитии государства, то важно заметить, что именно к этому времени относится замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Вышеназванное произведение имеет четкую структуру, которой подчинены идея, жанровые особенности, средства языка. В «Слове…» нет ничего случайного или лишнего: каждый эпизод важен, он несет определенную смысловую нагрузку.

В данном сочинении речь пойдет об эпизоде, который литературоведы называют «Плач Ярославны». Это своего рода предсказание судьбы любимого лады.

«Плач» позволяет неизвестному нам автору усилить эмоциональный фон текста. В нем, единственном в тексте, без утайки выражены авторские чувства и переживания.

Ярославна олицетворяет собой землю Русскую. И в плаче девушке ярко показано отношение всей земли русской к военным событиям с половцами.

Если говорить о композиционном построении текста, то «Плач» важен как предрешение бегства Игоря из плена. Потому что лада Ярославна обращается к солнцу, ветру, Дунаю, затем, чтобы они помогли ее возлюбленному освободиться от половецких пут, затем, чтобы лада смог быть с любимой вместе.

Если «Плач» изъять из текста, то нарушится его стройность и смысловая завершенность. Ведь главная идея — это призыв к единению.

Также не стоит забывать о таких вещах как художественное пространство и время. В данном случае особое внимание уделяется пространству. Оно то расширяется, то сужается. В «Плаче» же пространство расширено до самых окраин государство русского.

Это достигается за счет мастерства автора, за счет того, что он приблизил «Плач» к народной лирической песне.

Важны в «Плаче» и пейзажные зарисовки. По словам литературоведа Д. Лихачева, они призваны быть самостоятельными действующими лицами. Это также свойственно древнерусским текстам того времени, потому что такой прием позволяет показать и подчеркнуть огромность пространства, которое окружает ничтожно маленького человека.

«Слово…» имеет поэтические переложения. Наиболее интересными являются переводы Лихачева Д., и Заболоцкого Н.

Если говорить о «Плаче», то Лихачев приукрашивает текст за счет метафор, а Заболоцкий — за счет сравнений.

Анализ эпизода Плач Ярославны

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *