Плачу на техно что это значит фраза
Почему популярна песня «Плачу на техно», или Семантика синекдохи
Dec 5, 2017 · 3 min read
Группа «Хлеб» образовалась как некий стёб-проект, обыгрывающий четырёхбуквенные субстантивные номинации молодёжных постпанк- и инди-рок групп: «Утро», «Труд», «Сруб» и т. д. Кстати, подобная тенденция к идентичному количеству букв в названиях наблюдается, например, у российского режиссёра Юрия Быкова, недавно объявившего о своём уходе из кино. Он предпочитает пятибуквие: «Дурак», «Майор», «Метод» и «Завод». Впрочем, вернёмся к музыке.
Флешмоб «плачу на техно»
Популярность композиции проявилась необычно: то в одном аккаунте, то в другом, я стал замечать таинственные посты с одним-единственным словосочетанием — «плачу на техно». Сначала я подумал, что это один из этапов нового социально-депрессивного флешмоба, вроде смертоубийственного «Синего кита», но Google развеял мои сомнения и подозрения — это была просто песня.
«Руки вверх!»: интертекст
Перефразируя девиз отца-основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля, мы должны вернуться назад — «к самому тексту!» Благодаря соответствующему интонированию и вокальной ритмике, уже самое начало песни явственно напоминает нам композицию «Он тебя целует» группы «Руки вверх!» и это не просто так: именно она, эта инфантильно драматичная поп-песня является главным интертекстом, и без того шаблонный сюжет которой травестирует «Плачу на техно». Просто сравните два фрагмента:
Он тебя целует (2002)
Вечером теплым брожу один,
“Ты не сможешь ее вернуть” — шепчет мне нежно дождь.
Знаю, что встречу тебя с другим,
Лучше это была б не ты, но рядом с ним ты идёшь…
Я ж тебя так любил, так любил,
Думал, что ты ждала меня. Что же ты сделала?
Я ж тебя так любил, так любил,
А теперь потерял тебя.
Плачу на техно (2017)
Ночью уснуть не могу никак,
И пришел я на техно, чтобы найти тебя снова тут.
вэнсы твои, как год назад,
Но рядом найки уже не мои, топчут знакомый мне грув.
Ты была лишь моя, лишь моя.
И мы вместе мечтали купить что-то в Кузнецком мосту.
Ты была лишь моя, лишь моя.
Виллалобос играет для вас, а я слезы еле держу.
Уже само название песни содержит в себе мощный контраст: плач является уникальным свойством Homo Sapiens, в определённом смысле — это атрибут чувственной и творческой натуры. С другой стороны, у нас есть «техно» — слово, как будто заключающее в себе монотонный заводской бит, берлинскую хладнокровность и бездушность всего машинного, не-Человеческого. Конечно, пытливый читатель может вспомнить ещё и греческое слово «тэкне», которое тоже вроде бы означало искусство, но нет — им назвалось то, что нынче мы именуем ремёслами, весь спектр от гончарного до поварского дела.
Синекдоха: восприятие по кусочкам
Синекдоха является ключевым приёмом (по Александру Жолковскому — инвариантом), на котором построен текст — персонажи представлены не целостно, а с помощью значимых частей. В данном случае это кроссовки фирм Vans (символизирующие возлюбленную лирического героя-нарратора) и Nike (обозначающие его соперника), или, основываясь на разговорной норме орфоэпии, исповедуемой в тексте песни, — «вэнсы» и «найки». А использованное слово «топчут» по отношению к мужским кроссовкам невольно вызывает ассоциацию с употреблением этого глагола по отношению к паре петух — курица, что ещё сильнее усиливает тему соперничества и неразделённой любви.
Общий сюжетный контекст редуцирован, подчёркнуто трагично-романтичен («ночью уснуть не могу никак», сравни: «в сырую ночь ты из дому ушла») и прост: главный герой, попытавшись вернуть прошлое (любовь) возвращается в тоже самое место и время суток, но прошёл календарный год и уже ничего не вернуть. Обилие слов близких к семантическому центру — слову «плач» — «горько рыдаю», «слёзы бегут по щекам», «плачу навзрыд», «со щёк кап-кап» ещё большее усиливает трагичный пафос текста.
Маленькие миллениалы и Большое время
Здесь мы, по всей видимости, можем говорить о не введённом Михаилом Бахтиным в научный обиход по понятным причинам хронотопе танцпола, который характеризуется подчёркнутой карнавализацией: танцы, музыка, сексуальная раскрепощённость. Но одно из главных, уже упомянутых нами свойств, состоит в другом.
При сохранении пространственно-временного постоянства — регулярные вечеринки в одной точке — он обладает цикличностью Большого времени, что можно сформулировать в краткой сентенции: техно сегодня и техно год назад — это два разных места.
Именно поэтому песня «Плачу на техно» становится гимном поколения миллениалов — молодых людей носящих найки, вэнсы и стонаки, слушающих Вилалобоса и Нину Кравиц, не попавших на Outline и мечтающих купить что-то в Кузнецком мосту.
На наш взгляд, кратко сформулированным смыслом этой, как оказалось, философской песни является следующая мысль:
При внешней репетитивности событий (чашка кофе в одном и том же кафе, ежедневный пост в Инстаграме, пятничные вечеринки) колёса Времени крутятся, и жизнь неумолимо и жестоко движется вперёд.
Смысл песни «Плачу на техно» групп «Хлеб» и Cream Soda
Еще в 2017 году группа «Хлеб» записала песню «Плачу на техно» и выпустила на нее клип. Тогда внимание к композиции было привлечено у большого количества слушателей, причем не только из числа поклонников этой музыкальной банды. Частично это было связано с тем, что мотив песни взят из еще более ранней композиции, только другого коллектива «Руки Вверх», под названием «А он тебя целует». Кстати, были некоторые недовольства со стороны пользователей Интернета, что молодая группа позволила себе воспользоваться этой музыкой, однако еще за год до релиза «Плачу на техно» группа «Хлеб» получила права от Сергея Жукова на использование мотива композиции.
Смысл песни группы «Хлеб»
В целом песня имеет сюжет: молодой человек пришел на дискотеку в стиле техно, где год назад познакомился с привлекательной девушкой. Он хочет снова ее увидеть, возможно, возобновить и продолжить отношения, но видит, что она на танцполе с другим парнем. Главный герой очень расстраивается, что все пошло не по его романтическому замыслу и плачет, чему посвящен весь припев композиции.
В первом куплете молодой человек приходит на техно-вечеринку и видит понравившуюся девушку рядом с другим парнем. Интересен прием описания, использованный в данной сцене. Герой не называет персонажей истории, он лишь описывает танцпол, на котором рядом с девушкой танцуют кроссовки от компании Найк, а не Ванс, в которых пришел он сам. Танцуют они под грув — особое звучание ударных, характерное для такого стиля музыки, а также упоминается исполнитель техно — Виллалобос, отличающейся особенным звучанием и популярностью. Вторая часть куплета сильно напоминает «А он тебя целует», где герой рассказывает о несбывшихся мечтах проводить все время вместе — купить что-нибудь в «Кузнецком мосту», например — место в центре Москвы, где расположено много магазинов с одеждой, в том числе и брендовых.
Затем следует припев, где главный герой плачет на этой же вечеринке пока все вокруг танцуют под техно и не обращают внимания на переживания молодого человека. Это не просто музыкальный вечер, это рейв — массовое мероприятие, основной целью которого становится прослушивание танцевальной музыки.
Во втором куплете становится ясно, что герой, может, и подошел к девушке, но она ответила ему отказом, отчего слезы продолжают литься по щеках прямо на новую куртку от бренда Stone Island. А переживания от разрыва герой сравнивает с отменой крупного фестиваля в 2016 году.
Смысл песни группы Cream Soda
Песне группы «Хлеб» уже три года, так почему же о ней вновь заговорили? Это связано с тем, что коллектив Cream Soda в период карантина решили подарить композиции новое дыхание. Они слегка переписали текст и записали новый клип.
В этот раз исполняется трек от лица девушки, которая попала в аналогичную ситуацию. Она пришла на вечеринку, где год назад влюбилась в парня. Сейчас его ноги танцуют рядом с кроссовками от Найк.
Интересно то, как Cream Soda подошли к видео, сопровождающему песню. В карантинный период снять полноценный клип, как кажется, невозможно, однако участники видео смогли сделать это, не собираясь вместе, а потом при помощи монтажа был создан общий видеоряд. В клипе поучаствовал и тот самый Пухляш, который успел снять в клипе Little Big на песню для Евровидения, и участники шоу «Танцы» и один из создателей проекта Cream Soda — Александр Гудков и многие другие. Большинство сцен оказались, что называется «на злобу дня». Персонажи видеоклипа вынуждены отдыхать в одиночестве, не встречаясь друг с другом, а декорациями для их танцев стали типичные русские дворы, заброшенные здания и прочие места, создающие особенный колорит.
Стоит напомнить, что Cream Soda до сих пор не перенесли свой майских тур 2020 года, так что, вполне возможно, что его зрители смогут услышать новый хит вживую уже очень скоро.