Плахта и запаска что такое
Понёва, запаска и плахта русских, украинцев, белорусов
Наиболее древней разновидностью восточнославянской одежды, которую мы рассматриваем, является белорусская понева. Берутся 4-6 прямоугольных кусков шерстяной материи, 90 см длины и 50-55 см ширины каждый; не сшивая, их закрепляют на талии поверх рубахи с помощью пояса. В середине XIX в. женщины Могилевской, Смоленской и Минской губ. носили поневу именно такого типа; в настоящее время ее сменили самые разнообразные юбки.
Скрепленные таким образом куски складывают посредине, и сшитый конец (так называемый стан) прикрывает заднюю часть туловища, а две нескрепленные полосы (так называемые крили, т. е. крылья, криси, колишки) свисают сзади поверх сшитой части. Внизу они немного расходятся, и в образующуюся при этом прорезь видна нижняя сшитая часть. Белорусы Черниговской губ. и южнорусские Севского уезда Орловской губ. называют такую плахту поневой.
Так как ткань плахты узорная, трудно добиться того, чтобы как сшитая, так и несшитые части ее были одинаково обращены наружу правой стороной, а не изнанкой. Южнорусские Орловской губ. устраняют это затруднение, подгибая свободные концы поневы-плахты не назад, а наперед. Украинцы же обычно обрезают эти концы и затем пришивают их там, чтобы, загнутые назад, они были обращены наружу правой стороной. Иногда, если ткань достаточно широка, нижнюю часть плахты делают из цельного куска, и тогда крылья плахты подгибают вниз, так что общее число полос (гривка) уже не четыре, а только три. Носят плахту и без крыльев, т. е. только станок из двух сшитых полос, которые не загибают.
Во всех случаях спереди остается открытое место, которое прикрывают передником или запаской.
Тканые клетки плахты часто вышивают затем вручную шерстяными нитками; в старину это делали также шелком. Раньше иногда всю плахту делали из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи.
Из главы VI «Одежда и обувь» книги Д.К. Зеленин. «Восточнославянская этнография», Москва, «Наука», 1991 г
Украинская национальная одежда XVI-XIX века: плахта и запаска
В женском украинском национальном костюме плахта была популярна в южной, северной и центральной частях Украины. Этот элемент является прообразом юбки. Шили ее преимущественно из шерстяной клетчатой ткани.
Для того чтобы сделать плахту, сначала полотно разрезали на три равных куска. Потом два куска из них не сшивали, а пришивали к третьему. Это нужно было сделать так, чтобы разрез боковых частей был примерно посередине нижнего куска. При надевании плахту обматывали вокруг тела и крепили при помощи широкого или узкого пояса. А впереди обязательно одевали передницу или запаску.
Клетчатая плахта и юелая запаска с вышивкой, реконструкция
С казацких времен плахты и запаски были чуть ли не единственной женской одеждой для нижней части тела. Для богатых дам изготавливали их из шелка, вышивая на них узоры серебряными и золотыми нитями. Историки сейчас считают, что женские и мужские вышиванки, а также плахты и запаски являются самой старинной одеждой на просторах Древней Руси.
Плахта не имела фиксированного пояса, поэтому ее могли носить женщины разных размеров и комплекции. Это значительно экономило время при пошиве, так не нужны были и точные замеры.
Купить вышиванку или плахту на рынке было практически невозможно, одежду женщины шили самостоятельно. У каждой девушки насчитывалось как минимум пять комплектов будничного и праздничного костюма.
Традиционный украинский женский костюм
22.01.2014
Женский украинский костюм имеет множество вариантов. И это зависит не только от этнографического региона, но и от того факта, для какого события такой костюм шили. В зависимости от этих факторов женский наряд мог отличаться силуэтом, кроем, отдельными частями одежды и даже способами ее ношения, цветовой гаммой, декором, украшениями.
Традиционно вышивкой украшался подол рубашки, воротник и рукава, особенно на месте соединения с плечом. Поверх вышиванок женщины одевали жилетки или жупаны.
Молодые девушки вплоть до замужества носили только подпоясанные вышиванки, а вот женщины должны были убирать рубашку в поневу. Понева являет собой шерстяную юбку из нескольких кусков ткани. В некоторых областях даже существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка уже посватанная и скоро перейдет в разряд женщин.
Юбка
Украинские женщины носили три разновидности юбок: запаска, дерга и плахта.
Все элементы женского костюма изготовлялись собственноручно, наши предки не могли просто пойти и купить вышиванку на улице. Над каждой частью гардероба, особенно праздничного, женщина проводила немало бессонных ночей.
Пояс
Неотъемлемым элементом как мужского, так и женского гардероба украинцев были пояса. Прежде всего, они выполняли функцию оберега. Наши предки верили, что пояс способен защитить и уберечь от злых сил. Праздничные пояса имели длину 3-4 метра, и несколько раз обматывались вокруг талии. Концы пояса украшали кистями, которые могли свисать до колен и даже ниже. Невесту традиционно подпоясывали вышитым рушником.
Головной убор
Главным отличием женских головных уборов от девичьих было то, что они должны полностью прикрывать голову, не оставляя ни единого волоска. Для замужней женщины было недопустимым появиться в обществе или в церкви с непокрытой головой.
Одним из распространенных женских уборов был платок. Поверх него часто одевали кибалку, которая имела форму дуги или обруча, на которую накручивали волосы. Кибалка служила каркасом для верхнего головного убора. Замужним женщинам позволялось носить разноцветные яркие платки. Сперва женщины одевали на голову очипок, плотно обхватывающий голову, а поверх него красивый платок, концы которого завязывали на лбу. Очипок был обязательным убором для замужней женщины, и снимала она его лишь перед сном.
Обувь
Женская обувь изготовлялась из кожи. Чоботы с высоким голенищем шились без каблуков, его обычно заменяла железная подкова. С обувью в украинцев связано много обрядов и традиций. Так, зять непременно должен быть подарить теще красные сапоги.
Украшения
В обыденной жизни женщины практически не носили украшений, но вот в церковь или на какое-либо празднество они украшали свою шею невероятным количеством бус и дукатов. Часто о состоянии женщины или девушки судили именно по ее украшениям. В воскресенье в церковь молодые девушки одевали свои лучшие венки и намиста. Встречали разноцветные украшения, хотя наиболее популярными были красные и синие.
Запаску или плахту обязательно украшал пояс
Запаску или плахту обязательно украшал пояс
Женский головной убор
Головной убор на Буковине
Молодые девушки часто одевали на голову ленты
Поверх платка часто одевали кибалку, которая имела форму дуги или обруча
Современная запаска: «попередниця» и «задниця»
Незамужние девушки могли подпоясывать вышиванку
Женский головной убор
Праздничный наряд с плахтой
Венок для молодых девушек
Женский головной убор
Женский головной убор
Украинки чаще всего заплетали не одну, а две косы
Замужние женщины обязательно убирали вышиванку в юбку
История моды. Украинский народный костюм
Мужской украинский народный костюм – описание
Основой мужского костюма выступает вышитая рубаха. Но в отличие от русской косоворотки разрез на украинской вышиванке располагался по центру. В разных регионах закрепились различные варианты оформления верха рубашки: на юге горловина собиралась мелкими сборками и оформлялась тесьмой, в центральных регионах более распространен был вариант с узким вортником-стойкой, украшенным вышивкой, а для западных – более характерен был (также вышитый) отложной воротник. Рубаху украинцы заправляли в шаровары. В западных областях брюки были довольно узкими и понизу имели отвороты, украшенные вышивкой. В остальных районах брюки были более просторными, собирались мелкими складками и дополнительно фиксировались широким цветным поясом. Казаки нередко дошивали между штанин прямоугольный кусок ткани – мотню, что обеспечивало свободу движений в боевом гопаке. В качестве верхней одежды использовали свитки из серого или другого темного сукна, а зимой – кожухи из овчины.
Женский украинский народный костюм
Женская сорочка была длиннее мужской рубахи и обязательно украшалась вышивкой не только на горловине и манжетах, но и по подолу. Украинский народный костюм для девушки предполагал ношение сорочки без верхней одежды.
Народные костюмы Украины имели отличительные региональные особенности. К примеру, для южных областей характерной была более открытая горловина рубахи и яркая вышивка с использованием красного, желтого, зеленого цветов. В центральных регионах получила распространение черно-красная цветовая гамма. Хотя на Полтавщине до сих пор популярна удивительно красивая вышивка белым по белому, а на Черкасщине, через которую проходил «черный шлях» (по нему гнали на юг полон) была распространена вышивка черным по белому.
Как видим, в народном костюме нашли свое воплощение не только характер и талант украинского народа, но и его история. Поэтому и отношение к нему на Украине особое – костюм в украинском народном стиле, или хотя бы вышиванку сегодня имеет у себя едва ли не каждая украинская семья.
Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях.
Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI-XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою.
В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туникообразные, поликовые (з уставками), на кокетке.
Этнические контакты с инонациональным населением не могли не сказаться на традиционной одежде украинцев. Взаимодействие с рядом живущими русскими, немцами, со степными народами нашло отражение в заимствованиях друг у друга культурных явлений и выработке общих свойств. Это подтверждается описанием одежды украинцев Покровской слободы: «Верхняя одежда малороссиян мужчин состоит в плисовом и суконном казакине или нанковом халате, шароварах и сапогах, на голове носят картуз или поярковую шляпу.
Верхняя одежда украинцев разнообразна как по покрою, так и по названиям.
В науке выделяется 4 типа верхней одежды:
Форму плаща имела манта или гугля украинских гуцулов, похожая на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон. Роль капюшона выполняло дно мешка, закреплявшееся на плечах специальными шнурками. В начале XX в. манта служила исключительно обрядовой одеждой невесты во время венчания.
2. Широко распространенным покроем верхней одежды у украинцев был клинообразный: клинья (уси) вшивались сзади по бокам ниже талии, острый конец клина доходил до пояса, а основание оказывалось на уровне подола. По этому образцу шились свита, сiрак, куцинка, гуня.
4. В последнем типе покроя сборки делались не только на спине, но и спереди, т.е. кругом по талии. Такой одеждой являлась чемера, чемерка, чамарка.
Головной убор кибалка, хомевка, хомля в своей простейшей форме имеет вид обруча или дуги, обращенной назад. На него украинки накручивали свои волосы. Кибалка служила в качестве каркаса для верхнего головного убора.
Кожаная обувь с высокими голенищами (чоботи) шилась без каблуков. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке.
Еще в середине XIX в. преобладал особый вид сапог, так называемые выворотные, подметка пришивалась к сапогу изнутри (пiд завидь), после чего весь сапог смачивали водой и выворачивали.
В ранний период украинцам были известны и лапти, отличавшиеся от русских и белорусских прямоугольным плетением, низкими боками и очень слабо оформленный носком. Носок и бока такого лаптя состояли их петель, сквозь которые продергивалась веревка, связывающая лапоть и закрепляющая его на ноге.
Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными.
На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях.
Они охотнее собирают вылупившуюся камаху, нежели пузырьки, потому что из оной краска выходит чище и лучше. Они же рассказывают басенку, что вышедшая камаха на некоторый день собирается из всей страны к одному кусту, и тогда тем людям, которые в день праздника Казанской Богородицы, то есть 8 числа июля, ходят на разсвете в поле оной камахи искать, оставляется на щастiе найти такое сокровище.
Собранный червец катают в сите для очищения от земли, потом сушат на сковороде в печи или на угольях, небольшой жар испускающих. По причине трудного собирания продают червец нарочито дорого, и собирают его не больше, как сколько им надобно для домашнего употребления, ибо они красят червецом поясы и шерстяную пряжу, которою вышивают узоры на своей одежде.
Если хотят они пряжу красить, то кладут в чрезмерно кислой квас, прибавляют еще квасцов и ставят сосуд в печь на целые сутки. Потом вынув пряжу, выжимают и сушат, а червец в горшке трут и варят в воде. Когда все красильные частицы из оного выйдут, то опускают пряжу в горшок и еще варят. Горстью червеца красят они столько пряжи, сколько потребно на 2 пояса или тесьмы, что составляет близ фунта шерсти. Краска из червеца цветом не много лучше краски из травы душицы, только что она не скоро линяет».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Мужское дело. Запаски и постолы
Мастера из карпатского села Космач сохраняют и воссоздают давние искусства и ремёсла гуцулов. Здесь до сих пор ткут запаски (традиционная женская одежда нижней половины тела, похожая на фартук – перевод.) и делают постолы (сандалии из сыромятной кожи – перевод.).
З а этими и другими изделиями сюда приезжают из разных регионов Украины и заказывают из-за границы. Настоящих мастеров остаётся всё меньше: искры в молодых учениках хватает ненадолго, ведь работа сложная, а цена ошибки – высока. Те же, кто её любит и продолжает здесь семейное дело, с удовольствием делятся опытом и показывают особенности изготовления.
Украинская национальная одежда, она же строй («стрий» в дословном переводе – перевод.), элементы которой сегодня всё чаще являются предметами роскоши, а не необходимости, имеет интересную историю. Каждый из элементов строя имеет своё особенное назначение.
Запаска, фартук и плахта, например, – элементы поясной одежды, но они имеют различные функции. Фартук — это давнейшая рабочая одежда, которую надевают поверх юбки, чтобы не измазать её, а вот плахта и запаска — уже более праздничный вариант. Плахта — это элемент одежды, известный на территории Украины ещё со времён козачества. Плахты отличались особенной пышностью: шили их из дорогих тканей с серебряной или золотой вышивкой. Плахтой когда-то заменяли современную юбку — это несшитое полотнище длиной до четырёх метров, сотканное из шерсти, часто ещё и украшенное вышивкой.
Настоящая гуцульская свадьба и сегодня не обходится без традиционной одежды. Хотя настоящих мастеров тут осталось очень мало, но заказы для свадебного таинства они принимают ото всех.
Дмитро Лындюк. Запаски
Мастер Дмитро Лындюк ткёт запаски — несшитые четырёхугольные куски шерстяной ткани с завязками на верхних углах. Две запаски надевают поверх длинной сорочки спереди и сзади, и получается такая себе юбка из двух частей.
Среди украинских мужчин редко встречаются мастера, которые профессионально ткут одежду, ведь это издавна считалось преимущественно женской работой.
Талант к ткачеству Дмитро перенял у матери, а та — от бабушки. За станок впервые сел совсем маленьким ребёнком.
— Было три дочери, но ни одна не имела таланта к этому. То нужно иметь терпение и хотеть то делать, любить эту работу. Я у мамы эту перенял работу. Маленьким мальчиком, 6-7 класс, уже начал садиться за станок, мама мне разрешала. Так я полюбил эту работу.
Каждое карпатское село имеет свой традиционный узор и цвет для запасок. Тёмные запаски — это Прокурава, Брустуры, Верховина, Ворохта, Мыкуличин, а светлые — Космач. Первая запаска появляется у девочки в детстве, а вторую готовят уже к свадьбе. К Дмитру учиться ткачеству приезжают группы по 12-15 человек со всех регионов Украины: и из Надднепрянщины, и со Слобожанщины. Но сил у учеников хватает только на несколько часов, ведь работа эта не из лёгких и цена ошибки высока — нити путаются и обрываются, а если мастер не заметит ошибку сразу — нужно всё распускать и начинать сначала:
— Если делать целый день, то могу две сделать. На одну женщину — одну пару, но это нужно с утра и до вечера делать, потому что здесь ни ошибиться, ничего. Если не бросил нитку, то уже выбрасывает. Её разобрать уже нельзя. Прошло там 10 сантиметров — ты его уже не разберёшь. Нужно наново мерять.
— Первый раз снуём, потом набираем. Нужно ещё три мужчины, каждому, видите, как тут есть этих кобылок, набираешь, накручиваешь это всё и потом уже ткешь себе. Такая технология. Нужно идти влево, вправо. «Зомиться» называется.
Дмитро Лындюк проработал 25 лет лесником, потому «любимой работой» называет оба занятия. Сейчас у мастера очень много заказов, бывает по 30 пар, потому иногда приходиться клиентам отказывать. Но вот молодожёнам на свадьбу ткать успевает всегда, ведь знает, что традиционный наряд могут получить только с его станка.
В Китае запасок не ткут
Сейчас для запасок мастер покупает акриловые нити, которые привозят из Киева и Беларуси. Но вспоминает, что лучшими были шерстяные нитки. Их Дмитро красил самостоятельно при помощи красителя. Раньше такие нити изготавливали женщины, которые очень тонко пряли:
— Жиночок нету. Старшие люди, те, что умели делать — нету их уже, а были государственные нитки, шерсть. Когда-то артель была, капци (укр. «тапочки» — перевод.) — «капчяры» у нас говорят — плели. Запасы старые ещё были, так я и скупил, что-то около пятидесяти килограммов было. Они более такие, массивная шерсть, но их моль быстро ест, поэтому нужно перекладывать с места на место.
Да и вручную невыгодно делать уже нитки или полотно. Сейчас можно купить всё готовое, что значительно облегчает работу. Когда-то Дмитро запаски продавал на базаре в Космаче и работал над заказами для всеукраинских ансамблей за границу — в Америку и Великобританию. Мастер рассказывает, что сейчас конкурировать приходиться с Китаем — там начали штамповать гуцульские сорочки. Но запаски ещё не делают:
— Не, что-то тот Китай не успевает. Хотя, может, кто-то и придумает.