Плащаница богородицы что это
Что такое Плащаница?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Если зайти в любой православных храм с двух часов дня Великой пятницы до полуночи Пасхи, то обязательно можно увидеть стоящий посреди церкви стол, на котором лежит больших размеров, расшитое золотыми нитками, украшенное бисером и ценными камнями полотнище дорогой ткани. Приглядевшись, можно увидеть изображенного на нем человека, полуобнаженного, как бы лежащего в гробе. Это — плащаница, а человек этот — не кто иной, как Иисус Христос.
Традиция выносить на середину храма «гроб Господень» — относительно недавняя. Примерно в XIV веке на утрени Великой субботы (то есть во второй половине дня пятницы) во время выноса Евангелия использовали небольшой платок с изображением умершего Спасителя. Этим платком покрывали книгу во время шествия, как бы наглядно показывая, что Господь уже лежит в гробе телом, а душою сходит в ад. Примерно в XVI веке платок превратилось в большое полотнище, известное нам сейчас как Плащаница.
Сначала Плащаница лежала на престоле в алтаре всю Светлую седмицу, чуть позже ее стали оставлять вплоть до Вознесения. Это была уже не просто материя с изображенным на ней Христом, а целый шедевр ткацкого искусства, украшенный по строгим правилам. Традиция выносить «гроб Господень» для поклонения верующих окончательно утвердилась не ранее XVII века, а современный порядок приобрела уже веку к XIX.
В наши дни изображение умершего Спасителя выносится в конце вечерни Великой пятницы, которая служится в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте. Под пение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи („Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе“)» священнослужители поднимают Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, и переносят на заранее приготовленный стол — «гробницу», и все присутствующие в храме поклоняются почившему Господу. Вечером, на службе утрени Великой субботы (вечером в пятницу) перед Плащаницей совершается чин «оплакивания Христа». В конце этого удивительного обряда совершается крестный ход вокруг храма, с пением погребальной молитвы «Святый Боже. ». Впереди шествия священники несут Плащаницу. Этим верующие как бы провожают Спасителя и хоронят Его. До пасхальной заутрени (полночь на воскресенье) изображение покоящегося Христа пребывает в храме, потом его заносят в алтарь и кладут на престол. Здесь оно покоится до праздника отдания Пасхи (канун Вознесения).
Иконография Плащаницы очень проста. По сути, это живописная копия Туринской плащаницы — пелены, в которую было завернуто тело Спасителя и на которой чудесным образом осталось изображение Господа.
На храмовых плащаницах Спаситель изображен лежащим в гробе, нагим, в набедренной повязке. Иногда его окружают фигуры ангелов, Богородицы, апостолов, но сейчас такие композиции встречаются редко. По краю Плащаницы идет вышитый золотыми нитками текст стихиры: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи». По углам полотнища (иногда на отдельно пристегиваемых ромбовидных скрижалях) изображаются четыре евангелиста.
Не просто икона. О чем говорит Плащаница
Созерцая Распятого
Протоиерей Николай Чернышев
Все происходит при созерцании, непосредственном созерцании Распятого, Умершего за каждого из нас Спасителя. Мы видим и кровь, вытекающую из Его ребер, и Его самого, обнимающим Собою весь мир.
Пелены
И вот наступает великий итог – день Его погребения, мы готовимся к Великой Субботе. Как здесь иконография освещает нам эти события?
Есть устойчивая традиция делать священные изображения на досках в иконной, темперной технике, которые поставляются посреди Церкви в течение всего года, а перед чином Погребения Спасителя выносится из алтаря Святая Плащаница.
Плащаница из Бачковского мон. 15 в. Болгария.
Христос во гробе, Христос покрыт пеленами, такими же, какими был покрыт и праведный Лазарь, пропитанными такими же смолами, которые не дают возможности никакого движения.
Поэтому чаще всего вместо иконы, написанной на доске, и видим мы Плащаницу, образ, выполненный, вышитый на материи, на ткани. Этот образ призван напоминать нам о той Плащанице, которой было покрыто Тело Христа во гробе.
Целомудрие в обобщении
Формы рисунка, которые мы видим на Святой Плащанице, гораздо более обобщенные, чем на большинстве икон, еще более обобщенные, чем на Распятии, написанном в православной традиции.
Вся она далека от натуралистичности, но здесь, в Плащанице, употреблено большее обобщение для еще большего целомудрия для того, чтобы меньше было напоминания о какой-либо чувственности, эмоциональности, плотяности в созерцании Тела Христа во гробе.
Вот почему Плащаница создается в иных формах, на ином материале и представляет собой даже по своей осязательности нечто иное, чем просто икона.
Образ Святой Плащаницы являет нам образ Бога, ставшего Человеком, жившего и умершего, как человек. И эта плоть Богочеловека Христа лежит во гробе… Это непостижимо, это прикровенно для нас, до конца понять это невозможно и ангелам.
Вот эта прикровенность проявлена в самих формах образа и даже в самой материи Святой Плащаницы. Когда к Ней прикасаешься, Ее осязаешь иначе, воспринимаешь как образ погребальных пелен, которыми был покрыт Первообраз при положении во Гроб.
Малая Гефсимания в Иерусалиме. «Гефсиманский метох»
Прямо напротив входа в Храм Воскресения Господня на другой стороне площади находится греческое подворье Гефсиманского Успенского монастыря.
Это подворье ещё называют «Гефсиманский метох», но среди православных христиан оно более известно как Малая Гефсимания.
Подземный храм с гробницей Пресвятой Богородицы находится в Гефсимании у Елеонской горы, за стенами Старого города Иерусалима, а Гефсиманский метох считается его городским подворьем.
Гефсиманское подворье занимает южную сторону площади, бывшей некогда под портиками храма Святого Гроба периода крестоносцев.
Плащаница Богородицы
На территории Малой Гефсимании в храме справа от алтаря, в киоте Иерусалимской иконы Божией Матери, хранится плащаница Пресвятой Богородицы, представляющая собой вырезанное на доске по контуру двустороннее изображение лежащей на смертном одре Пресвятой Девы. Изображение усопшей Божией Матери на плащанице резное, из дерева, и обложено богатой ризой; венец украшен драгоценными камнями. Размер плащаницы — 1 м. Серебряная с позолотой риза иконы — дар графини А.А. Орловой-Чесменской, известной российской благотворительницы, дочери Алексея Орлова, сподвижника Екатерины Великой.
Здесь, в Малой Гефсимании, плащаница хранится в течение всего года до православного праздника Успения Богородицы.
Праздничные богослужения, посвященные Успению Пресвятой Богородицы, в Иерусалиме, согласно традиции Иерусалимского Патриархата, начинаются за три дня до самого праздника, когда согласно преданию, святые апостолы чудесным образом собрались со всех уголков света, где они проповедовали благовестие Христово, чтобы проститься с Пречистой Девой, лежащей на смертном одре.
12 августа по старому стилю (25 августа по н.ст.), рано утром, еще задолго до восхода солнца, из святой обители, носящей название «Малая Гефсимания» начинает свое шествие многотысячный крестный ход с Плащаницей Пресвятой Богородицы. Именно этот день, 12 августа по ст.ст., согласно греческой традиции, считается днем, когда Божия Матерь предала Свою чистую душу в руки Своего Божественного Сына.
Святую Плащаницу, украшенную серебряной ризой и разноцветными лентами, в течение всего крестного хода несет на руках настоятель подворья в Гефсимании.
Крестный ход, олицетворяющий собою шествие святых апостолов, несущих на плечах одр с телом Пречистой Девы, направляется из центра Старого города в Гефсиманию, туда, где Божия Матерь завещала положить Свое тело рядом с гробами Ее праведных родителей Иоакима и Анны.
В древнем подземном гефсиманском храме, основание которого относится еще к византийской эпохе, до наших дней сохранившем в себе бесценное сокровище – Гробницу Пресвятой Богородицы – святая Плащаница кладется на особым образом устроенный киот, перед которым затем совершают Утреню и Божественную литургию.
На третий день, 14 августа по ст.ст. (27 августа по н.ст.) в подземном храме в Гефсимании греческое духовенство во главе с Иерусалимским Патриархом совершает Чин погребения Божией Матери, на котором вместе с чтением 17 кафизмы поются похвалы, подобные тем, что совершаются пред Плащаницей Спасителя в Великую субботу.
В сам праздник, 15 августа по ст.ст. (28 августа по н.ст.), когда, по преданию Иерусалимской Церкви, святые апостолы вместе с прибывшим позже апостолом Фомой обнаружили, что гроб Пресвятой Девы пуст, в храме в Гефсимании непосредственно на Гробнице Божией Матери совершают Божественную литургию, которую по традиции возглавляет Патриарх Иерусалимский.
Успение Пресвятой Богородицы: «в Гефсимании похороните тело мое»
Мощи Богородицы – на небе
Впервые документально упоминают об Успении Пресвятой Девы св. Андрей Критский и Модест Иерусалимский (оба жили в VII в.), а также св. Иоанн Дамаскин (VIII в.) в своем Похвальном Слове на Успение Богоматери. Он пишет, как императрица Пульхерия (V в.), построив Влахернский храм Богоматери в Константинополе, попросила у Иерусалимского патриарха св. Иувеналия мощи Пресвятой Девы Марии.
Св. Иувеналий ответил ей, что тело Божией Матери взято на небо.
И пересказал предание, как апостолы были перенесены по небу чудесным образом на погребение Богородицы. Апостол Фома задержался и прибыл лишь на третий день. Для него специально был открыт гроб, который оказался пуст, осталась лишь погребальная одежда Богоматери, от которой исходило благоухание: сама Богоматерь телесно была вознесена на небо. Она не спускалась в ад, как Сам Христос и Иоанн Предтеча.
Из этого факта происходит разница восприятия события Успения у христиан Востока и Запада.
Особая роль Пресвятой Богородицы в евангельской истории на Западе закрепилась, помимо прочего, во мнении, что Дева Мария не пережила человеческой смерти, но телесно была переселена в рай.
Успение Пресвятой Богородицы; Тверская икона 15 века
Праздник Успения Пресвятой Богородицы по своему строю напоминает Пасху, которая вдруг случилась летом.
Плащаница в центре храма, ладан, цветы, торжественные песнопения, многолюдье. И все это после поста, почти такого же строгого, как и Великий.
Успение Божьей Матери, плащаница
Плащаница праздника рассказывает о погребении Пресвятой Богородицы. Храм насыщен цветом не красным (как на Пасху), но голубым (это цвет богородичных праздников).
Успение Богородицы прославляется как восхождение: «При родах Ты сохранила девство, а в успении не оставила мира, Богородица. Ты перешла к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши». Это тропарь праздника – песнопение, раскрывающее его смысл.
Успение в Иерусалиме
Особым образом мысленно пребываешь в событии Успения Пресвятой Богородицы, когда попадаешь в этот день Иерусалим. Только представьте…
Иерусалим. Старый город. 4 часа утра. После ночной Литургии от площади храма Воскресения Христова по «пути скорби» огромная процессия переносит в Гефсиманский монастырь плащаницу с изображением Успения Богоматери.
По Преданию, Успение произошло на Сионе в доме Иоанна Богослова, где жила Богородица.
Однако Иерусалимский чин погребения плащаницы начинается на Голгофе: там, где стояла Мать скорбящая, когда распинали Ее Сына.
Тихое предрассветное шествие похоже на крестный ход Великой субботы: это прощание с надеждой на скорую встречу. И, конечно, оно напоминает о том дне, когда апостолы, проповедовавшие в разных странах, но чудесно собравшиеся в Иерусалиме, провожали Пресвятую Богородицу.
Гробница Богородицы (кувуклия), Успенский храм в Гефсимании
Пречистую Деву погребли в Гефсимании, в семейной усыпальнице рядом с Ее родителями Иоакимом и Анной и обрученным с Ней Иосифом.
Гефсиманский сад, Иерусалим. Раскрашенная фотография кон. 19 века
Сейчас на этом месте построен храм под землей, чтобы совершать Литургию прямо на гробе Богоматери, подобно тому, как совершается Литургия на гробе Господнем. Сюда на восходе и приносят плащаницу перед началом торжества.
Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию. Красным покровом покрыт православный престол, установленный над священным ложем. Пещерная церковь Успения Богородицы, Гефсимания
Смерть как праздник
Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески, 17 век
И за порогом смерти душу христианина встречает Христос. Вот та весть, которую несет в себе образ Успения.
Иерей Сергий Круглов, священник, поэт:
Славянское слово «успение» — от слова «сон», мирная кончина земной жизни. Но мне видится, что слово «успение» имеет и общий корень со словом «успех». Успех – вот могущественное божество, которому поклоняется современный мир, поклоняются на деле многие, на словах называющие себя верующими и церковными людьми: успешная карьера, богатство, власть.
Но в христианском смысле возможен совсем иной успех: успех полноценно прожитой жизни, итог ее, наполненной небесным светом, смыслом и любовью, как соты – душистым медом… Именно с таким «успехом» и пришла к своему успению Пречистая Дева Мария.
Почему же помощница? Чем заслужила?
Смерть – следствие греха. А Божия Матерь – самый чистый, самый свободный от греха человек из всех, когда-либо живших на земле. Грех – противник Бога. А святая Дева Мария – не просто стремящаяся к Богу, Она – сама Его Матерь.
И потому после смерти душа Богородицы была взята на Небо, а Ее тело, разлученное на три дня с душой, но неподверженное тлению — следствию греха, в третий день, силою Божией восстало, воскресло; Богородица увенчалась Божией славой.
И именно потому Богородица стала первой ходатаицей и заступницей людей перед Богом. Даже человек, далекий от Церкви, знает, кто такая Пресвятая Богородица. У всех на слуху названия Ее многочисленных икон: Всех Скорбящих Радосте, Умиление, Воспитание, Взыскание Погибших, Целительница…
Образ Матери, возрастившей Сына-Спасителя и отдающей Его страдающему человечеству, близок сердцу каждого. И в Ее Успении воплотилось то, чего так чает сердце ребенка, потерявшего мать: Она ушла, но осталась с нами, Она жива, и Ее материнская забота и любовь – явны и несомненны для чуткого сердца.
Есть предание: одному праведнику еще при жизни был показан Рай, его прекрасные обители со множеством ангелов и святых в прекрасных венцах. Он спросил: «А где же Матерь Божия?» Ему ответили: «Ее нет здесь, Она на земле, среди грешного народа».
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Плащаница Богоматери
Другие названия: Успенская плащаница, Богородичная плащаница
Что такое Богородичная плащаница?
В богослужении Успения Пресвятой Богородицы многие черты напоминают службы утрени Великой субботы. При этом они не имеют того драматического напряжения и трагизма, которые присущи воспоминанию о Крестной Жертве Богочеловека. Завершение земной жизни Матери Божией недаром именуется Успением: это был тихий переход в Горний мир, долгожданная встреча с Возлюбленным Сыном.
По традиции на Всенощном бдении праздника Успения в центр храма выносят Богородичную плащаницу – прямоугольный плат с изображением Усопшей Девы Марии.
Материалы изготовления
Как правило, Богородичная плащаница в храме бывает вышитой. Ее выполняют на толстой плотной ткани, чаще всего – на бархате.
Встречаются и писаные плащаницы – по сути, это иконы почившей Богоматери.
Еще один распространенный вариант – плащаница из ткани с нашитым на нее рукописным или полиграфическим изображением.
Вышитая плащаница Богоматери может быть выполнена в технике лицевого шитья или объемного шитья вприкреп и шитья по картону.
Лицевое шитье выполняется тончайшими нитями, изображение получается плоским: мастерица вышивает лики и руки. Одежды и другие детали изображения вышивают в технике золотного шитья – тонкими золотыми и серебряными нитями (в наше время, как правило, используются заменители драгоценных металлов). Так вышивали на Руси и других странах с древнейших времен и еще раньше – в православной Византии.
При выполнении шитья по картону лики и руки пишут на картоне. Затем изображение вырезают и прикрепляют на тканую основу плащаницы. С этой техникой обычно сочетается шитье вприкреп: под вышивку подкладывают основу, благодаря которой она приобретает выпуклую форму. Данная технология шитья была распространена в России в XVIII-XIX столетиях.
Особенности оформления
В центре Богородичной плащаницы мы видим изображение Пречистой, Которая покоится на смертном одре. Привлекают внимание плащаницы с расширенным сюжетом: помимо самой Богоматери мы видим оплакивающих Ее апостолов, ангелов, а иногда – и Христа, Который бережно принимает на руки душу Своей Родительницы, трогательно изображенную в виде младенца.
Образ окаймляет надпись – текст тропаря праздника Успения на церковнославянском языке, а также орнаменты.
Особенности использования
Плащаница Богоматери лежит в центре храма на праздник Успения (28 августа по новому стилю). В некоторых храмах ее оставляют доступной для поклонения прихожан до отдания праздника, которое совершается 5 сентября по н.ст. Важно предусмотреть, как хранить плащаницу в церковной ризнице все остальное время, чтобы этот хрупкий и красивый предмет не был поврежден.
В храме плащаницу кладут на особую гробницу. Хорошо, чтобы гробница эта была снабжена стеклянным чехлом – ведь к плащанице прикладывается множество верующих, и тонкие нити шитья могут не выдержать этого.
Во время службы Погребения Богоматери плащаницу обносят крестным ходом вокруг храма. Для этого обычно используют специальные носилки. Следует закрепить на них плащаницу, чтобы ее не сдуло ветром. Если погода дождливая – имеет смысл защитить плащаницу во время крестного хода, накрыв ее пленкой.
Полезный совет
Как правило, плащаница имеет довольно внушительные размеры, но встречаются и малые плащаницы. Они удобны тем, что не требуют особой гробницы – их можно положить на обычную церковную тумбу. Такие плащаницы востребованы небогатыми приходами и малыми храмами, в которых негде положить большую плащаницу.
Из истории Богородичной плащаницы
Успение Богоматери праздновалось уже в Древней Византии, тогда же появились и иконы праздника. Чин погребения Пречистой появился значительно позднее, с ним связана и традиция поклонения Богоматери с использованием Богородичной плащаницы. На Руси чин Погребения Пресвятой Богородицы распространился в XVI столетии.
Духовно-символическое значение
Плащаница с изображением Богоматери символизирует Саму Пречистую. Верующие относятся к ней с великим благоговением, воздавая образу честь, принадлежащую Первообразу, как этому и учит Православная вера. Во многих храмах и монастырях в завершение службы погребения Пресвятой Богородицы все молящиеся, склонившись, проходят под плащаницей, испрашивая покрова и молитвенного заступничества Матери Божией. В некоторых местах, в частности, в Псково-Печерском монастыре, для крестного хода с Богородичной плащаницей делают особую дорожку из живых цветов – так православные выражают свою любовь и благодарность к Богоматери.