Пластический грим что это
Пластический грим: возможности и главные особенности
Эксперт: Ольга Вишнякова, коммерческий директор и специалист по пластическому гриму Студии пластического грима и физических спецэффектов «Пластика Формы» (Москва).
Пластический грим представляет собой сложную технику нанесения на кожу актера эластичных деталей, меняющую при этом не только исходные анатомические формы человека, но и мимику. С помощью техники создания сложного пластического грима из одного актера можно сделать любой задуманный режиссером и сценаристом образ, несколько различных образов.
Пластический грим относится к категории физических специальных эффектов (обозначающихся магической аббревиатурой FX). В странах СНГ данный вид современных специальных эффектов начал развиваться сравнительно недавно: с появлением новых технологий, материалов и, конечно, специалистов, очарованных возможностями грима. Те кинокомпании, которые опробовали в создании фильмов идею сложного пластического грима, шагают в ногу со временем, считаются компаниями более высокого уровня, а также находят все больше положительных откликов у кинообщественности.
Возможности пластического грима
Заглянем теперь в сам процесс создания сложного пластического грима, поймем, какими возможностями он обладает, и пройдемся по художественным нюансам.
Итак, для первоначального создания образа (например, для перевоплощения молодого человека в старого, худого – в полного, одного человека – в копию другого) необходимо детально изучить множество фотографий, портретов требуемого образа, понять, в чем основная анатомическая особенность и особенность мимики каждого лица, каждой характерной складочки на нем. Не все актеры соглашаются на пластический грим, считая, что не справятся с «новым» лицом своего героя или неточно передадут образ известного человека. Очень часто и со стороны компании-производителя специальных эффектов поступают отказы от участия в создании того или иного образа, что сопряжено с недостатком времени на проработку художественной лепки образа, нехваткой достоверных материалов для воссоздания точной копии образа или невозможностью донести до автора идею изменения образа в сторону усиления характера, его яркости и запоминаемости.
Актеры, сыгравшие в современном кинематографе роль в пластическом гриме, поднимаются в рейтинге востребованности, популярности, о них больше говорят, ими восхищаются. Анна Ардова, сыгравшая множество ролей c использованием FX в скетчкоме «Одна за всех», стала известной народной любимицей не только по всей России, но и в странах СНГ. По словам актрисы, ей было сложно на первых порах вживаться в каждую из ролей, находясь в килограмме силикона (в основном детали пластического грима отливаются из мягкого платинового силикона, схожего по своим качествам с кожей человека).
На сам процесс гримирования уходит порядка 4-х часов, конечно, с небольшими перерывами, но данный творческий процесс стоит того. Мы видим результат этого искусного процесса на киноэкранах, а точнее – не видим! Поскольку не узнаем даже хорошо известных актеров в гриме. Так произошло и с главной ролью в нашумевшей кинокартине «Высоцкий. Спасибо, что живой»: актера Сергея Безрукова многие долго не могли рассмотреть в данном образе, но это действительно был он!
Главный секрет пластического грима
Секрет пластического грима в том и заключается, чтобы один актер, меняя внешность и, соответственно, амплуа, был неузнаваем миллионами зрителей. Только истинный актер способен на полнейшее перевоплощение в пластическом гриме.
После выпущенной пилотной версии скетчкома «Одна за всех» его создателям не раз приходилось отвечать на вопросы типа: «А кто играл ту старушку Серафиму?», «Какая замечательная актриса в роли еврейской мамы! Кто она?!». И на ответ, что это одна и та же актриса (поэтому и название «Одна за всех»), возникало множество удивленных, недоверчивых взглядов, полных непонимания такой действительности. Это забавно. А как это льстит создателям подобных спецэффектов.
Сложности работы с пластическим гримом
Самая большая сложность в пластическом гриме – скрыть так называемый стык эластичной детали с кожей актера, чтобы зритель не смог догадаться, в каком месте его разыгрывают. Но у пластического грима есть свои ограничения: он уверенно держится на лице в течение 4-х часов, после чего начинает потихоньку отклеиваться в самых подвижных местах (носогубные складки, в уголках глаз, на стыке с веками). Поэтому самые подвижные сцены и макропланы заранее оговариваются с режиссером и снимаются в начале смены, как только пластический грим закончен.
Актеру, продолжительное время снимающемуся в пластическом гриме (несколько дней подряд или 12-часовую смену), приходится нелегко: он быстро утомляется, постоянно нуждается в питье, свежем воздухе, а также пище, содержащей большое количество углеводов. Обязательно нужно следить, чтобы актер всем этим был обеспечен. Как правило, сложный пластический грим обслуживают 2 человека в один съемочный день: во-первых, из-за трудоемкого процесса нанесения его деталей, во-вторых, из-за распределения задач при создании такого грима (один специалист замешивает клей для грима, другой подготавливает деталь, придерживает ее, первый сводит края, затем один из них расписывает до нужных оттенков деталь, другой убирает жирный блеск силикона и т. п.).
За всю историю работы Студии пластического грима и физических спецэффектов «Пластика Формы» самым сложным пластическим гримом был образ снежного человека к кинокартине «Самка», где главную роль сыграл Александр Стриженов. Во-первых, долгим был подход к вопросу создания самого образа современного снежного человека. В итоге основной акцент режиссер (и он же сценарист) решил сделать на лице и форме головы йети, взяв за образец что-то среднее между Аватаром и брутальным мужским типажом. После окончательного утверждения образа начался съемочный процесс на прекрасных просторах Кандалакши (Карельские края) в условиях зимы, на натурных съемках. Этот период для студии явился самым запоминающимся, поскольку гримировать актера и его «снежную подругу» (образ снежного человека-женщины) приходилось зачастую прямо на морозе (что само по себе проблематично), клей застывал с трудом, было много активных сцен. Например, борьба на снегу двух человекоподобных существ повредила лапы обоих, а это являлось частью образа, лапы были выполнены в виде силиконовых деталей (перчатки с когтями и натуральным мехом), вклеивающихся в руки актеров. Так что возникали трудности…
Работа специалиста по пластическому гриму и гримера тесно связана, ведь первый иногда может выполнять работу второго. Нередко после создания спецэффектов необходимо заняться прической актера или накрасить его, не затрагивая при этом деталей пластического грима – и здесь виртуозно сможет справиться только специалист по такому гриму, иначе края, так хорошо скрытые, могут проявиться! А это и является самым опасным для глаза камеры.
Также специалисту по пластическому гриму, хорошо разбирающемуся в технике его нанесения, необходимо обладать качествами психолога, поскольку довольно часто актера приходится настраивать на работу в спецгриме и при первом знакомстве с техникой, и в последующие съемочные дни. Актер устает, ему кажется, что его лицо страдает от клея, от силиконовых деталей, а лицо для представителя данной профессии – это всегда самое главное. Здесь приходится постоянно находиться в контакте с «подопечным», объяснять ему, какие ограничения имеет грим, какие условия необходимы, стараться поддержать и всегда следить за физическим состоянием актера (если нужно, настоять на окончании смены и незамедлительно снять грим).
Можно много чего рассказывать, вспоминать об особенностях создания пластического грима на съемочных площадках. Много шуток, азарта, эмоций вызывает такой сложный грим. Однако для дальнейшего развития данной индустрии необходимо давать специалистам, занимающимся производством пластического грима, возможность уделять больше внимания художественной проработке образа, учитывать особенности съемок, пожелания актера, а также тип его кожи.
Впервые статья была опубликована в журнале MAKEUP&YOU Professional.
Как делают пластический грим для проекта «Точь-в-точь»
выношу на ваш суд пост про то как изготавливали маски в проекте «Точь-в-точь» на Первом канале. Суть шоу заключается в том, чтобы спеть песню известного артиста максимально похожим голосом и в максимально похожем образе. И если первое зависит целиком и полностью от исполняющего артиста, то второе является плодом труда десятков человек, в том числе и пластических гримеров.
В целом процесс подготовки образов есть у меня в ЖЖ, но здесь я хотел бы углубиться в технологию изготовления маски, корректирующей форму лица, на которую потом ложится обычный грим, парик и, наконец, костюм.
О том во сколько приемов заливают силиконовую маску, зачем нужно заворачивать артиста в черный полиэтилен, как выглядит ужас-ужас-ужас, и кому всё это нужно, вы узнаете
Первым делом знакомимся с ребятами из мастерской, которая находится на Мосфильме. Выглядит это всё как музей безумного кукольника, и первые экспонаты встречают нас уже на входе.
В принципе, экспонаты на входе можно рассматривать долго, но я покажу пару фотографий, и будем двигаться в мастерскую, ибо нас там уже ждут.
А ждут нас наготове с черными пакетами, гипсом и силиконом. Потому что первое, что нужно сделать — это снять слепок с лица и изготовить форму для заливки масок. В сезоне снимается четырнадцать программ, соответственно, за это время специалистам нужно изготовить 14 масок. Благо слепок снимается только один раз. Слепок снимался в феврале, и я еще не знал, что Ренас, человек, напяливающий на меня резиновую шапочку, будет не только лепить из меня Стинга в конце сезона, но и снимется в моем летнем клипе, презентация которого пройдет в этот четверг 😉
Вот и раскрыта тема черных пакетов. А теперь на лицо льется специальный ОЧЕНЬ ХОЛОДНЫЙ состав на основе силикона, чтобы слепок точно повторял форму лица. Штука настолько холодная, что приходится прикладывать усилия, чтобы не начать стучать зубами.
На форму далее накладывается гипс, чтобы не повредить силиконовый слой. Полчаса, пока вся эта конструкция сохнет, нельзя ни двигаться, ни разговаривать и «дышать тоже аккуратно», как посоветовали мне кудесники пластического грима. Я всё старался делать очень аккуратно, дабы не повторять процедуру по второму разу.
В итоге в получившуюся заготовку заливается специальный полимер, который после затвердевания и извлечения (а это происходит через пару дней после снятия слепка) выглядит вот так. Похож?
На фоне рабочая доска с фотографиями всех участников проекта и чьей то маской, оставшейся со съемок последней передачи.
Ну, полдела сделано, но самое интересное еще впереди. Вот еще один экспонат, на этот раз хобби одного из сотрудников студии слева).
Кстати, а вот и тот самый сотрудник.
Начинается самый захватывающий процесс — подготовка маски. Первым делом на слепке лепится пластилиновая маска, «дополняющая» лицо артиста до лица того, кого он будет изображать. Из меня сегодня лепят Стинга, например 🙂
А из Лены Максимовой — Михаила «Тысяча Чертей!» Боярского.
Иногда мастер увлекается, получается вот такая штука, совсем непохожая на Александра Градского, например:
День длинный, сил мало, и поэтому ребята периодически поддерживают друг друга музыкой 🙂
Но и без помощи советом тоже не обходится, конечно же. Особенно когда дело касается Стинга. Ответственность же ж )
Лепка лица — самый трудоемкий процесс, занимающий весь рабочий день, а то и больше. Когда форма лица готова, на «кожу» наносится рельеф, чтобы лицо потом смотрелось натуральнее, а не как пластиковая маска (как на самом деле и есть).
И усы, конечно. Без усов никак.
Когда заканчивается пластилин, приходит время заливать заготовку. Но сначала маски выстраиваем в ряд и любуемся результатом.
То, что у нас получилось, называется «позитив».
Эта заготовка в точности повторяет форму лица героя, которого будут изображать в шоу «Точь-в-точь». Но до настоящей маски еще как до луны пешком. Нам предстоит сделать негатив, а уже потом туда залить состав, который, застыв, станет маской, накладываемой на лицо героя программы. Продолжим.
Позитив обмазывается слоем силикона, который будет верхним, мягким, слоем негатива. Тадыщ.
Сверху накладывается еще один слой, более густой.
И еще, и еще. Пока заготовка не становится вот такой.
Наносим слой смазки, чтобы облегчить последующее извлечение заготовки из формы, и можно приступать к самой форме. Пластиковая паста, являющаяся компонентом внешней части негатива, хоть и похожа на мороженое, но к принятию внутрь не рекомендуется ввиду склонности к затвердеванию и токсичности. Скажем так, диетолог не одобрит )
Смесь двухкомпонентная. Заливаем и перемешиваем.
Пока не получаем однородную слегка пенистую массу.
И пока это происходит, обращаем внимание на обилие инструментария и слов для его обозначения 🙂
Наносим пластиковую массу на заготовку.
Толстым-толстым слоем. Здесь, как видите, материала не жалеют 🙂
В этом состоянии заготовка простоит как минимум часов 12, чтобы мягкие слои силикона застыли и были готовы к формированию маски. Почему то просится слово «безмолвие».
Даже несмотря на то, что к каждой программе нужно готовить 14 масок (а так как две передачи снимаются два дня подряд, то за полторы недели, когда уже утверждены образы, нужно изготовить 28), у ребят остается немного свободного времени. И они знают на что его потратить 🙂
На самом деле, если вы видите в Москве на Хеллоуин в клубе фрикующего типа примерно с таким лицом, то это в 85% работа этих ребят. 🙂
Ну, время пришло, и нужно разделить позитив и негатив, чтобы с их помощью изготовить маску. В позитив заранее вставлена железная распорка, с помощью которой расстыковку можно провести плавно и без резких действий (а также с помощью знания правила рычага, нехитрого приспособления с ремнем и такой то матери), дабы не порвать силикон.
Пластилин больше не нужен, поэтому его остатки с обеих деталей нужно удалить.
Теперь на позитив наносится слой винила. Эта пленка будет держать маску на лице артиста.
На внутреннюю часть негатива наносится смазка, чтобы маска к нему (негативу) не прилипла, и ее можно было без труда достать.
Теперь начинается, собственно, изготовление маски. Она смешивается на основе нескольких компонентов, но в основе, конечно же, силикон (силикон — наше всё!). Очень важно соблюсти пропорции.
Без красителей маска была бы прозрачной, и красить под цвет кожи её пришлось бы прямо на лице, создавая слой «штукатурки». Дабы не усложнять работу гримерам, маска красится в околотелесный цвет на стадии изготовления. Немного кремового, немного красного по вкусу и на глазок.
Теперь очень важный момент, из силиконовой массы, пока она не застыла, нужно удалить пузыри воздуха, чтобы масса была однородной. Как это сделать? Да очень просто. Вакуум.
Раствор помещается под колпак, из которого электронасосом выкачивается воздух.
Олег внимательно следит за процессом. Не то, чтобы тут что-то могло пойти не так, просто ему нравится смотреть на пузырьки 🙂
Никогда не работайте с вакуумом без перчаток. Слышите? Никогда!
Наконец, жидкая маска без пузырей (это важно) заливается в негатив.
Сверху вставляется позитив. Таким образом получившаяся маска изнутри будет повторять форму моего лица, а снаружи — лица артиста, которого я буду играть.
Осталось хорошенько прижать и снова ждать пока застынет.
Пока мы ждем готовой маски, позвольте вас познакомить с директором студии Illusion Industries Moscow, Ириной. Она замечательная 🙂
Наконец, маска готова, и её нужно аккуратно отделить от негатива и позитива. Практически дзен 🙂
В инструкции, представленной американскими технологами, рекомендуется хранить маску на позитиве, но наши ребята немного усовершенствовали подход, и дабы маска не деформировалась под собственной тяжестью.
Процесс наложения грима выглядит примерно вот так, и это только начало.
У меня вызывает примерно такие ассоциации.
К слову, хоть это и не является уже предметом данного поста, но Стинг в результате получился вот такой:
Надеюсь, вам понравилось 🙂
ЗЫ: по просьбе в комментариях выкладываю timelapse с закулисного процесса наложения грима, парика и всего такого прочего. заодно можно посмотреть как всю эту хрень снимают с лица после съемок 🙂
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано
Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке — Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!
Пластический грим своими руками
Пользователь Debrito на ресурсе pikabu рассказал немножко о своей работе гримером и о маленьких уловках, к которым прибегают при этом.
Например, как сделан этот шрам.
Для создания макета шрама нам понадобится пластелин без серы.
Далее лепим сам макет и огораживаем его бортиками из того же пластилина.
Замешивает резину макетную в пропорциях.
И заливаем в заготовку из пластилина.
И оставляем сохнуть примерно на пару тройку часов. После получаем вот такую заготовку.
Далее акриловая клейкая паста, в моем случае это просейд американский.
И оставляем сохнуть. Причем первые 2 часа в комнате.
Потом, когда станет прозрачным, убираем в холодильник еще на 2 часа.
Далее наносим клей Просейд на место, куда клеим, и на саму накладку. Прикладываем и сильно прижимаем в течение 1 минуты. Потом аккуратно отделяем резинку от места. Помогать можно спиртом.
Чет как-то мало, подумал я, и решил сделать себе рассечение на другой стороне лица.
Далее немного цвета.
Добавим немного коагулятора крови.
Ну и, пожалуй, жидкой кровушки тоже добавим.