Платеж в биллинг что это

Эффективный биллинг платежей: что это и зачем он нужен?

Биллинг представляет собой систему дистанционных взаиморасчетов, передачи денежных средств. Действует данная система во многих сферах человеческой жизни. От энергетики до рекламы и науки. В современном мире это эффективный инструмент для произведения расчетов, сбора информации о клиентах.

Платеж в биллинг что это. Смотреть фото Платеж в биллинг что это. Смотреть картинку Платеж в биллинг что это. Картинка про Платеж в биллинг что это. Фото Платеж в биллинг что это

Значение термина

Биллинг (от англ. bill – счет) – система контроля оплаты услуг. Сюда входит расчет тарификации, выставление счетов на оплату. Система работает по принципу модульного действия. То есть однотипно для разных сфер жизни. Особенность биллинговых расчетов – клиент может не иметь банковского счета. Проводимые операции действуют без индивидуальных счетов.

Система действует прозрачно для налоговых органов и участников платежей. В то же время операции с деньгами закрыты от несанкционированного доступа посторонних лиц.

Действие биллинговых расчетов распространяется на бюджетную сферу, банки, телекоммуникации.

Биллинг в бюджетной сфере

Для расчетов бюджетной сферы (в том числе ЖКХ) биллинг стал основой расчетов. Система незаменима при оплате пошлин, налогов, электроэнергии, газоснабжения.

Как работает биллинг в бюджетной сфере:

Для плательщика удобно, что все необходимые реквизиты уже находятся в системе. Биллинг работает в автоматическом режиме. Клиенту следует лишь найти в списке услуг ту, что необходимо оплатить. А также выбрать фирму-получателя денег. ИНН и другие данные получателя самопроизвольно высветятся в окне платежа. Клиент проверит данные и нажмет кнопку «Оплатить».

Денежные средства перечисляются моментально. Причем клиент способен отследить движение денег.

В программное обеспечение входят данные о каждом плательщике. В том числе его льготы. К примеру, льготы инвалидов либо пожилых людей, пенсионеров. Человеку для получения льготы следует представить соответствующий документ. То есть для получения налоговой льготы в налоговую службу. Единоразово. Далее работник внесет данные в программу. Платежи автоматически перейдут на другую тарификацию.

Что делать, если вы забыли распечатать квитанцию об оплате? Это распространенная ошибка плательщиков. Но, ошибка не страшна. Автоматическая система имеет архив платежей. Через онлайн-режим можно зайти в систему, найти проведенный платеж, распечатать квитанцию. Подобная система действует при оплате через онлайн-кабинеты на личной страничке банков.

Платеж в биллинг что это. Смотреть фото Платеж в биллинг что это. Смотреть картинку Платеж в биллинг что это. Картинка про Платеж в биллинг что это. Фото Платеж в биллинг что это

Телекоммуникации и биллинг

Самые распространенные расчеты по биллинговой системе – оплата счетов телефона, телевидения. Многие люди не задумываются об этом. Подходя к терминалу, внося средства не номер телефона, они производят оплату через систему биллинга.

Эффект системы клиент чувствует сразу. Платежи начисляются в течение пары минут при минимальных комиссиях. Зачастую комиссии и вовсе отсутствуют.

Работает способ аналогично бюджетной сфере. Клиент подходит к банкомату, терминалу. Выбирает в списке оператора, вводит номер телефона либо договора на телевидение. Вносит сумму. Нажимает кнопку «Оплатить». Тут же через онлайн-кабинет оператора возможно проследить движение денег.

Платеж в биллинг что это. Смотреть фото Платеж в биллинг что это. Смотреть картинку Платеж в биллинг что это. Картинка про Платеж в биллинг что это. Фото Платеж в биллинг что это

Банковский биллинг

Банковские операции перевода денежных средств тесно связаны с расчетами биллинговой системы. С помощью подобной автоматизации клиент самостоятельно способен оплатить через банкомат любые платежи. Но не только это. Плательщик может войти в систему, как зарегистрированный пользователь. А также изменить данные для платежей. К примеру, сменить тарифный план, или отключить услугу.

При подключении номера телефона к банковской системе, тут же придет сообщение о проделанной работе. Система предложит обратиться к оператору, если изменения внесли не вы.

Финансовые организации пользуются автоматизированной системой при рассылке писем. Как почтовым образом, так и на телефон.

Вывод. Биллинговая система – эффективная для многих сфер жизни программа платежей. С помощью нее исчезли бесконечные очереди желающих заплатить налог, пошлину в учреждениях. Оплатить долги теперь можно не выходя из дома. Следует войти в систему посредством онлайн-кабинетов, ввести данные, оплатить. При наличии домашнего принтера, тут же распечатать квитанцию об успешной оплате.

Источник

Биллинг простыми словами

Платеж в биллинг что это. Смотреть фото Платеж в биллинг что это. Смотреть картинку Платеж в биллинг что это. Картинка про Платеж в биллинг что это. Фото Платеж в биллинг что это

Биллинговая система. Что это?

Расчетные операции

В биллинговую систему заводится информация, на основании которой за определенный период обслуживания (как правило, расчетный период составляет один календарный месяц) оператор связи выставляет счет абоненту за потребление услуг связи. Что это за информация? Тарифы, стоимость минуты звонка в зависимости от направления (междугородняя и международная связь), стоимость интернет-трафика, стоимость подключенных ТВ-каналов и так далее. Кроме того, биллинг должен учитывать индивидуальные и общие скидки, акции, временное приостановление услуг по желанию абонента, налоговые начисления, дополнительные начисления и многое другое, что определяет для своего бизнеса оператор связи. Помимо этой информации, в биллинг поступают первичные тарификационные данные – информация обо всех звонках, совершаемых абонентами этого оператора связи и об объеме интернет-трафика. На основании всех этих данных биллинговая система рассчитывает стоимость своих услуг за расчетный период для каждого клиента и выставляет платежные документы.

Информационное обслуживание

Биллинговая система должна иметь удобный интерфейс для заведения и мониторинга всей необходимой информации: тарифы и тарифные планы, пакеты, опции, скидки, стоимость звонков в зависимости от направления и т.д.; уметь составлять отчеты; иметь возможность взаимодействовать с абонентами – рассылать документы, управлять событиями уведомления абонентами и многое другое.

Финансовое обслуживание

Автоматизированная система расчетов должна не только уметь корректно выставлять счета абонентам, но и обрабатывать поступившие платежи, разносить их по выставленным счетам, управлять дебиторской задолженностью абонентов, при необходимости взаимодействовать с бухгалтерскими программами.

В биллинговую систему заводится информация, на основании которой за определенный период обслуживания (как правило, расчетный период составляет один календарный месяц) оператор связи выставляет счет абоненту за потребление услуг связи. Что это за информация? Тарифы, стоимость минуты звонка в зависимости от направления (междугородняя и международная связь), стоимость интернет-трафика, стоимость подключенных ТВ-каналов и так далее. Кроме того, биллинг должен учитывать индивидуальные и общие скидки, акции, временное приостановление услуг по желанию абонента, налоговые начисления, дополнительные начисления и многое другое, что определяет для своего бизнеса оператор связи. Помимо этой информации, в биллинг поступают первичные тарификационные данные – информация обо всех звонках, совершаемых абонентами этого оператора связи и об объеме интернет-трафика. На основании всех этих данных биллинговая система рассчитывает стоимость своих услуг за расчетный период для каждого клиента и выставляет платежные документы.

Биллинговая система должна иметь удобный интерфейс для заведения и мониторинга всей необходимой информации: тарифы и тарифные планы, пакеты, опции, скидки, стоимость звонков в зависимости от направления и т.д.; уметь составлять отчеты; иметь возможность взаимодействовать с абонентами – рассылать документы, управлять событиями уведомления абонентами и многое другое.

Автоматизированная система расчетов должна не только уметь корректно выставлять счета абонентам, но и обрабатывать поступившие платежи, разносить их по выставленным счетам, управлять дебиторской задолженностью абонентов, при необходимости взаимодействовать с бухгалтерскими программами.

Это основные функции, которые должна уметь выполнять автоматизированная система расчетов.
Однако сейчас появляется все больше операторов связи, которые хотят обеспечить своим сотрудникам удобную работу с биллингом, взаимодействие разных отделов через единую систему, прозрачные расчеты с другими операторами связи, а своим абонентам не только качественную связь, но и дополнительные услуги, удобный личный кабинет, доступные варианты оплаты, индивидуальный подход и легкую коммуникацию с операторами.

Все эти требования, а также многие другие пожелания, легко обеспечиваются автоматизированной системой расчетов (АСР) Platex® — универсальной масштабируемой системой высшего функционального уровня. Она обеспечивает единое управление всеми бизнес-процессами между абонентами и операторами, независимо от типа услуг, технологии их предоставления, схемы тарификации, методов оплаты. Линейка продуктов, разработанная нашей компанией, дает возможность приобрести биллинговую систему и расширить ее функциональность, в случае необходимости, дополнительными модулями АСР Platex®. Кроме того, многофункциональная система комплексной автоматизации бизнес-процессов оператора связи, построенная на основе ядра программных продуктов линейки Platex®, позволит решить задачи, выходящие за рамки функциональности обычных биллинговых систем.

АСР Platex® совместима с продуктами компании «1С», интегрируется с различными платежными системами, соответствует всем требованиям государственных регулирующих органов, сертифицирована для применения в сетях электросвязи емкостью до 2,5 млн. абонентов.

Источник

Биллинг в большом проекте

Платеж в биллинг что это. Смотреть фото Платеж в биллинг что это. Смотреть картинку Платеж в биллинг что это. Картинка про Платеж в биллинг что это. Фото Платеж в биллинг что этоСуществуют разные способы «монетизировать» проект. Но у них есть одна общая составляющая ― то, как деньги переходят из кошелька пользователя на счет организации. Сегодня мы расскажем о том, как организован прием платежей в Badoo и что можно встретить на рынке платежных шлюзов. Сразу предупреждаем, что в статье вы не найдете конкретных цифр по обороту средств компании, но все остальное будет не менее интересно.

Что такое «биллинг»

Для нас биллинг ― это всё, что связано с получением денег от пользователей: конфигурация цен, страница приема платежей, непосредственно прием и обработка платежей, оказание оплаченных услуг, различные промоакции и, конечно же, мониторинг всего вышеописанного.

Изначально, как и во всех стартапах, у нас не было платных услуг. Первые серьезные шаги в сторону монетизации начались в далеком 2008 году, при том что официально сайт был запущен в 2006-м. Для экспериментов была выбрана Франция, а оплата принималась только через SMS. Сам прием платежей был организован на файлах. Каждый запрос записывался в отдельный файл, который затем перекладывался bash-скриптами из одной папки в другую, что означало смену статусов обработки. База данных использовалась только для учета успешно обработанных транзакций. Такая схема успешно проработала чуть больше года, после чего ее стало сложно поддерживать, и мы решили отказаться от файлов и переписать всё с использованием БД.

Разработка новой версии прошла достаточно быстро, так как стран, где были доступны платные услуги, было не много. Но она была рассчитана только на прием платежей через SMS, из-за этого у нас даже до сих пор сохранилось несколько забавных артефактов, например, поля MSISDN (номер телефона) и short code (короткий номер, на который отсылают платную SMS) в таблице обработанных платежей.

Сейчас мы принимаем платежи почти во всём мире. Каждую секунду пользователи пытаются что-то оплатить на сайте или в приложениях для всех популярных мобильных платформ. А если наложить это на карту, то получится картина «Вид на Землю из космоса ночью»:

Платеж в биллинг что это. Смотреть фото Платеж в биллинг что это. Смотреть картинку Платеж в биллинг что это. Картинка про Платеж в биллинг что это. Фото Платеж в биллинг что это

У нас доступно около 50-ти способов оплаты, предоставляемых разными партнерами. Самые популярные ― это банковские карты, SMS & Direct billing и покупки в мобильных приложениях.

Платеж в биллинг что это. Смотреть фото Платеж в биллинг что это. Смотреть картинку Платеж в биллинг что это. Картинка про Платеж в биллинг что это. Фото Платеж в биллинг что это

Среди них есть и экзотические, например, прямое списание со счета интернет-провайдера или оплата через городской телефон. А однажды нам поступил платеж через обычную почту!

Платеж в биллинг что это. Смотреть фото Платеж в биллинг что это. Смотреть картинку Платеж в биллинг что это. Картинка про Платеж в биллинг что это. Фото Платеж в биллинг что это

Банковские платежи

Все платежные системы позволяют принимать платежи от своих пользователей. Такие прямые интеграции удобно делать, пока их не очень много и вы подключаете известные системы с отлаженными процессами. Но когда нужно выйти на локальные рынки, то начинают появляться проблемы. Поддерживать «зоопарк» разных API становится всё сложнее, отличаются требования регуляторов, популярная локальная платежная система может вообще отказаться работать с иностранными клиентами при низких оборотах, или подписание контракта и улаживание юридических проблем может затянуться на долгое время. Несмотря на такие сложности, локальные платежные системы могут вас приятно удивить своей конверсией. Например, Голландия, которую мы считали не очень перспективной, после подключения популярного в этой стране способа оплаты iDeal стала приносить на 30-40% больше денег.

Если есть спрос, будет и предложение. На рынке много компаний-агрегаторов, или, по-другому, платежных шлюзов (англ. payment gateway), целью которых является объединение всех популярных платежных систем, в том числе локальных, под единым API. Сделав одну такую интеграцию, мы получаем возможность принимать платежи через десятки платежных систем по всему миру. Можно даже не делать страницу оплаты на своем сайте, а воспользоваться уже готовой, предоставленной агрегатором, и подогнать под себя только дизайн. Особо продвинутые компании дают возможность загружать свои CSS- и JS-файлы, менять картинки, тексты переводов и даже зарегистрировать получившуюся страницу на вашем поддомене, например, payments.example.com. Это дает очень богатые возможности по «кастомизации», и у пользователя складывается ощущение, что он не покидает ваш сайт. У себя мы этой возможностью не пользуемся, так как одновременно работаем с несколькими агрегаторами, но для кого-то это может быть очень удобным решением.

Какой способ использовать ― прямую интеграцию или через агрегатора ― зависит в первую очередь от размера комиссии. Чем больше ваших клиентов пользуется платежной системой, тем выгоднее может оказаться сэкономить на комиссии и подключиться к ней напрямую. Второй важный фактор ― это качество API, удобство работы и стабильность. Здесь агрегаторы позволяют сгладить шероховатости, а иногда и предоставить более стабильный сервис, чем прямое подключение.

SMS-платежи

Особняком стоят платежи через SMS и прямые списания с баланса мобильного телефона. Они находятся под очень жестким контролем во многих странах, особенно в Европе. Локальные регуляторы или само государство могут предъявлять особые требования к тому, как должна выглядеть страница оплаты или каким должен быть текст отсылаемых SMS-сообщений. За изменениями подобных требований нужно следить и вовремя вносить изменения у себя на сайте. Так, например, в Бельгии есть правило, что короткий номер должен быть написан белым шрифтом на черном фоне, а рядом с ним должна быть указана его стоимость.

Платеж в биллинг что это. Смотреть фото Платеж в биллинг что это. Смотреть картинку Платеж в биллинг что это. Картинка про Платеж в биллинг что это. Фото Платеж в биллинг что это

Технические детали

Badoo работает на связке PHP + MySQL, поэтому для обработки платежей мы используем те же технологии. Код выполняется на отдельной группе серверов, выделенной из общего пула. Внутри мы ее разделили еще на несколько логических подгрупп: cерверы для обработки входящих запросов, серверы для фоновых операций и сбора статистики, серверы баз данных, серверы для обработки платежей по банковским картам. Последние выделены в отдельную группу, потому что они должны соответствовать стандарту безопасности PCI DSS, разработанному при участии Visa, MasterCard, American Express, JCB и Discover для организаций, работающих или хранящих данные держателей банковских карт.

Для обработки платежей мы используем два сервера базы данных с MySQL от Percona, работающих в master-master репликации. Основная нагрузка идет только на один из них, второй используется для «горячей» замены в случае аварии или для подмены основного (на время его обслуживания, для запросов от системы мониторинга или сбора статистики).

После реализации API наступает этап тестирования. На Хабре уже были статьи о том, как выглядит наш процесс разработки и автоматизации. Но для биллинга есть некоторые особенности, связанные в основном с тем, что приходится тестировать не просто наш код, но и взаимодействие с агрегаторами. Очень удобно, если у них есть для этого тестовое окружение, которое полностью эмулирует реальный прием платежей. Если же его нет, мы делаем «заглушки», эмулирующие поведение агрегатора. Это упрощает нам ручное тестирование и позволяет писать автотесты, проверяющие весь процесс оплаты. Вот пример того, как выглядит одна из заглушек.

Платеж в биллинг что это. Смотреть фото Платеж в биллинг что это. Смотреть картинку Платеж в биллинг что это. Картинка про Платеж в биллинг что это. Фото Платеж в биллинг что это

После тестового окружения нужно проверить, как всё будет работать в жизни, провести реальную оплату. Но для SMS-платежей часто приходится получать одобрение от регуляторов или операторов, а это может длиться несколько месяцев. Чтобы не выкладывать полуготовый код на продакшн-серверы, мы придумали такую вещь, как External Shot. Это наш обычный Shot, который представляет из себя директорию с веткой задачи и предназначен для ее тестирования на продакшн-серверах, но кроме локального домена он имеет дополнительный внешний адрес, по которому любой желающий может зайти и посмотреть сделанные изменения. Для безопасности такие «шоты» создаются не для каждой задачи, а только в тех случаях, когда действительно необходимо. Ссылки на них мы даем нашим партнерам, и они в любое время дня и ночи могут проверить сделанные изменения. Особенно это актуально для стран, расположенных в другом полушарии, с которым разница во времени может достигать 12 часов.

Поддержка и эксплуатация

После того как новая интеграция выкладывается на продакшн-серверы, наступает этап ее эксплуатации и поддержки. Техническая поддержка занимает примерно 60-70% нашего времени.

Платеж в биллинг что это. Смотреть фото Платеж в биллинг что это. Смотреть картинку Платеж в биллинг что это. Картинка про Платеж в биллинг что это. Фото Платеж в биллинг что это

Сюда входит, во-первых, разбор жалоб от пользователей. Все простые ситуации решаются командой первой линии поддержки, она же переводит для нас жалобы с разных языков на английский. Поэтому к нам попадают только самые сложные случаи, действительно требующие внимания разработчиков.

Вторая составляющая технической поддержки ― это исправление ошибок или внесение изменений в существующие интеграции. Ошибки возникают по разным причинам. Например, из-за невнимательного чтения документации или пробелов в ней. Однажды вместо нее нам даже пришлось использовать логи чата с разработчиком агрегатора, потому что документация для их новой системы была еще не готова. Были случаи, когда агрегатор без уведомления менял протокол взаимодействия или его параметры. В другой раз банк-эквайер отключил наш шлюз, и пришлось в срочном порядке перенаправлять трафик в другое место. Как потом выяснилось, это был древний сервер из 80-х, который, по данным банка, вообще ничего не должен был обрабатывать. В общем, скучать не приходится, особенно если учитывать, что каждая минута простоя ― это недополученная прибыль.

Для решения подобных проблем мы пишем подробные логи работы приложения. Туда попадают не только ошибки, но и всё взаимодействие с системами агрегаторов или просто важные события, происходящие во время выполнения запросов. Каждый запрос имеет свой уникальный идентификатор, по которому можно найти все связанные с ним записи и восстановить ход его обработки. Это бывает особенно полезно, когда приходится разбираться с ошибками, с момента которых уже прошло несколько недель или месяцев.

Вот так организован биллинг в Badoo. Конечно, осталось еще много интересных тем, о которых мы планируем рассказать будущем, например мониторинг, сертификация PCI DSS и обработка платежей по банковским картам. Если есть вопросы или какие-то пожелания по теме будущих статей, добро пожаловать в комментарии.

Источник

Что такое платёжный биллинг?

Биллинг как процесс имеет несколько определений, начиная от понятий в бухгалтерии, электросвязи и энергетики, и заканчивая сферой рекламы и орнитологии. Как в повседневной жизни используются технологии платёжного биллинга и что это такое – ответы на эти и другие вопросы, связанные с биллинговыми процессами, вы найдете в этой статье. В общем случае термин связывают с дистанционными взаиморасчётами.

Платеж в биллинг что это. Смотреть фото Платеж в биллинг что это. Смотреть картинку Платеж в биллинг что это. Картинка про Платеж в биллинг что это. Фото Платеж в биллинг что это

Биллинг — это автоматизированный комплект контроля предоставленных услуг, их тарификация и выставления счетов для оплаты.

Системы биллинга построены по модульному принципу, что позволяет использовать единый подход обслуживания клиентов в разных сферах. С другой стороны, модульность позволяет учитывать каждую конкретную потребность и клиента, и бизнеса.

И еще одна важная особенность биллинговых платежей: физические лица вправе не открывать в банке счета для операций, проводимых с помощью таких технологий.

Биллинг гарантирует безопасность, открытость и прозрачность учета начислений и поступлений платежей, что позволяет гражданам, организациям и фискальным органам свободно и в полном объеме их контролировать.

Наиболее популярными биллинговые процессы стали в телекоммуникациях, жилищно-коммунальной, бюджетной и банковской сферах.

Биллинг в ЖКХ и бюджетной сфере

Технологии платёжного биллинга активно используют, оплачивая штрафы, пошлины, налоги и коммунальные счета.

Если не вдаваться в сложные технические вопросы биллинга, для обычных граждан он выглядит как 6 простых шагов.

Биллинг в телекоммуникациях

Наиболее распространенным видом платёжного биллинга с которым сталкивается практически любой современный человек являются расчёты за услуги мобильной связи.

Благодаря программным средствам мобильные операторы тарифицируют услуги и выставляют абонентам счета в автоматизированном режиме.

Биллинг в сотовой и фиксированной связи используют для маркетинговых исследований и для помощи абонентам.

Знакомые всем фразы: «если вас интересует баланс, нажмите два», «после разговора со специалистом оцените качество обслуживания», или «если вам необходима помощь оператора, нажмите ноль, или оставайтесь на линии», также имеют отношение к биллинговым технологиям.

Рынок таких услуг при невысоких затратах достаточно рентабельный. И за право быть в этом сегменте первым мобильные операторы начали конкурировать с платежными системами.

Мобильный телефон с функцией бесконтактной оплаты набирает всё большую популярность среди пользователей мобильной связи.

Банки и биллинг

Очевидно, что подобные технологии не могут быть внедрены без участия банков. Любой платёжный биллинг это, прежде всего, взаиморасчет между клиентом и организацией.

Не удивительно, что банковская система активно использует биллинговые технологии.

Биллинговые системы через web-интерфейс предоставляют клиенту контролировать счёт, проводить internet-платежи, формировать отчеты, менять тарифные планы и услуги.

Ко всему прочему, в личном кабинете клиент в режиме реального времени может проверить правильность начисления за услуги, распечатать квитанцию, связаться с обслуживающей организацией как для получения консультаций через режим обратной связи, так и для передачи каких-либо показаний, например, количество израсходованных киловатт электроэнергии или кубометров воды.

SMS- или электронные почтовые рассылки в автоматическом режиме оповещают клиентов о состоянии баланса, об изменениях в тарифах или правилах предоставления услуг, напоминают о приближении срока оплаты.

Системы платёжного биллинга позволяет осуществлять любые платежи через терминалы моментальной оплаты и банкоматы, системы электронных платежей и internet-банкинга.

Биллинговые процессы хорошо зарекомендовали себя и с точки зрения удобства платежей, и с точки зрения безопасности и надежности.

Вывод : Мы рассмотрели несколько вариантов использования платёжного биллинга в повседневной жизни.

А вы пользуетесь internet-платежами? Известны ли вам случаи задержки или потери платежей при оплате коммунальных услуг или сотовой связи? Что вы или ваши знакомые предпринимали в таких ситуациях? Давайте обсудим это в комментариях ниже.

Теперь вы знаете о том, что такое платёжный биллинг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *