Платежи по операционной деятельности что относится
Что входит в операционные расходы
Компания несет разные виды расходов, обеспечивая собственное функционирование. Не все они имеют прямую связь с основным видом деятельности. Однако они также нуждаются в учете и признании. Начиная с 2006 года градация расходов упрощена: помимо трат на основные виды деятельности, выделяются прочие расходы. К этой категории относятся и операционные.
Что входит в состав прочих расходов в целях бухгалтерского учета?
Какие издержки можно отнести к этой статье, как правильно рассчитать и учесть операционные расходы, а также оценить успешность управления ими, читайте в этой статье.
Что представляют собой операционные расходы
Все непрямые издержки предприятия относятся к операционным расходам. Ранее существовало разделение затрат на следующие:
Начиная с 2006 года согласно Приказу 116н от 18 сентября это разделение перестало быть обязательным, но для удобства предприятия может продолжать применяться. Теперь принято делить все расходы на две большие группы.
Какие расходы относятся к прочим внереализационным расходам при расчете налога на прибыль?
Если представить весь комплекс затрат предприятия, то на одном полюсе будут средства, предназначенные непосредственно на производство продукции, а на другом – прочие расходы, к которым относятся как раз операционные затраты, то есть дополнительные траты на обеспечение капитальных.
НАПРИМЕР. Фирма приобрела аппарат для производства напитков – это капитальная затрата. Операционными, производными от нее, будут средства на закупку чая и кофе для заправки, сахара, стаканчиков, оплаты электроэнергии и обслуживания аппаратуры, а также, если аппарат покупался в кредит, деньги на выплату банковских процентов.
Итак, операционные расходы (в англоязычной литературе «operating expenses», аббревиатура «ОРЕХ») – это затраты на ежедневное поддержание функционирования деятельности предприятия.
Состав операционных расходов
Действующий план бухгалтерского учета 10/99 в п.11 гл.3 приводит полный перечень расходов предприятия, относимых к операционным. К таковым относятся:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Данные расходы будут признаны операционными, только если они не относятся к основной деятельности организации, в этом случае они должны быть сочтены обычными.
Операционные расходы, относимые к прочим
К ним относятся траты, не входящие в предыдущий перечень:
Бухгалтерия в отношении операционных расходов
Операционные затраты, поскольку они относятся к прочим, отражаются на бухгалтерском счете 91 (на дебете). Для учета расходов открывается субсчет первого порядка 91.2.
По этому субсчету бухгалтер ведет учет в течение всего отчетного периода по накопительному принципу. В конце месяца подводится итог: на счет 91.9 выводится разница прочих доходов и затрат.
К СВЕДЕНИЮ! Бухгалтер должен вести учет таким образом, чтобы по каждой финансовой операции можно было отследить конкретный результат.
Бухгалтерские проводки по учету операционных расходов
Рассмотрим проведение операционных расходов на конкретном примере.
ООО «Раффлезия» продала бывший в употреблении 3 года станок (объект основных средств) за 40 000 руб., в том числе НДС– 6 153 рубля. Первоначальная стоимость основного средства составляла 100 000 руб. По документам срок полезной эксплуатации такого станка составляет 6 лет. За три года использования была начислена сумма амортизации 55 000 руб. Станок был доставлен покупателю за счет ООО «Раффлезия», которая наняла для этого транспорт сторонней компании, расходы на это составили 15 000 руб., в том числе НДС 2307 руб.
Рассмотрим отражение этой операции в бухгалтерском учете:
Вопрос: Организация по договору аренды арендует торговое помещение. Согласно договору арендная плата за месяц определяется как определенный процент от выручки арендатора за вычетом операционных расходов арендатора (операционные расходы включают суммы по обслуживанию оборудования и заработную плату персонала), полученная величина увеличивается на сумму НДС. В текущем месяце операционные расходы превысили процент от выручки, то есть при расчете суммы арендной платы получается отрицательное значение. По условиям договора арендатор выставляет арендодателю счет на возмещение расходов. По итогам года по данной аренде планируется получение выручки. Облагается ли НДС у арендатора полученная сумма возмещения?
Посмотреть ответ
Анализ эффективности операционных расходов
Помимо целей фиксации денежных операций, учет операционных расходов помогает решить дополнительные задачи по повышению эффективности предпринимательской деятельности. Этот вид затрат, наряду с капитальными, составляет значительную часть финансовых издержек любой организации.
Что можно узнать из показателей операционных расходов?
Сравнив данные затраты с выручкой от реализации продукции, можно сделать вывод о том, насколько дорого обходится предприятию деятельность по производству данных видов товара. Это отношение называется коэффициентом операционных расходов.
Он позволяет понять, сколько процентов полученного дохода идет на поддержку текущей деятельности (операций) организации, то есть насколько она эффективна.
Если исследовать этот коэффициент в динамике, можно отследить потенциал по увеличению объема производства и/или продаж без лишних издержек. Снижающийся коэффициент говорит об уменьшении операционных расходов при неизменном или даже возрастающем объеме продаж. Это говорит о росте выручки, а значит, и чистом увеличении прибыли предприятия.
Какие факторы влияют на коэффициент операционных расходов
Причины, оказывающие влияние на рост или снижение операционных затрат, могут быть как внешнего (не зависящего от самой организации), так и внутреннего свойства.
Внешние факторы влияния на операционные затраты:
Внутренние факторы (те, которые можно изменить усилиями самой компании):
ИТОГ. Операционные расходы – повседневные траты на поддержание ведения бизнеса, относятся к «прочим расходам». Снижение этих издержек приводит к росту прибыли организации.
Виды денежных потоков: операционный, инвестиционный, финансовый
Автор: Лейла Залялутдинова, финансовый директор компании Нескучные Финансы
Считаешь в конце месяца деньги и видишь — расходов больше поступлений, значит, ушел в минус. Даже пришлось взять займ под процент у знакомого, чтобы выплатить зарплаты. В такой момент сердце ёкнет, а в голове возникнет вопрос: неужели все плохо?
Может быть, и нет. «Плохой» минус или «хороший» можно узнать, если разделить денежный поток по видам деятельности. На какие виды делить и в каком отчете — разберем сегодня.
Три вида денежных потоков
Предпринимателям привычно делить денежный поток на поступления и выбытия и сравнивать: если сумма затрат больше суммы поступлений, то месяц неудачный, а если наоборот — все хорошо. Это самый быстрый способ оценить положение дел в бизнесе. Однако он не самый точный, так как многое зависит от того, на что хватило денег.
Например, в один месяц переплатили за содержание офиса —обновили форму сотрудников, но в конце месяца не хватило денег на основные расходы — зарплату и аренду.
В другой — потратились на запуск новой производственной линии. Разница между поступлениями и затратами была отрицательной, но аренда, зарплаты и другие регулярные обязательства закрыли.
Если каждый месяц оценивать по итоговой сумме расходов и доходов, то они получатся отрицательными.
Однако с точки зрения видов деятельности минус в первом месяце «плохой», так как основные статьи расходов не обеспечены деньгами вовремя, а второй месяц «хороший», потому что все основные обязательства закрыты. Да и позже новый цех будет приносить дополнительную прибыль.
Чтобы понять, как это работает, разделим денежный поток по виду деятельности и рассмотрим каждый отдельно. Всего их три:
Разобраться в теме поможет отчет, в котором фиксируют фактические поступления и выбытия по видам деятельности — отчет о движении денежных средств (ДДС). Вот так он выглядит:
Пример сводного отчета о движении денежных средств
Операционный денежный поток
Операционный вид деятельности — все, что делает бизнес для достижения основной цели. У каждого бизнеса она своя: для ресторана — это приготовление вкусной еды, для мебельного завода — производство столов, стульев и шкафов, а для юридического агентства — подготовка документов и представительство в суде.
Чтобы достичь цели, каждый бизнес нанимает персонал, закупает сырье, производит товары или оказывает услуги, занимается их продвижением и продажами. Затраты на эти процессы регулярные и ежемесячно требуют оплат. Все это помогает производить продукт, который клиенты приобретают, и в компанию поступают деньги. Так вот, траты и поступления от основной деятельности компании складываются в операционный денежный поток.
Это ключевой денежный поток. Он обеспечивает устойчивое финансовое положение компании. А когда поступлений от клиентов хватает и на операционку в уже существующих торговых точках, то можно остаток направить и на развитие бизнеса.
К доходам операционного денежного потока относятся оплаты клиентов, в том числе авансы, а также возвраты от поставщиков по основной деятельности компании.
А вот какие статьи выбытий можно включить в операционный денежный поток:
Закупку товара, сырья
Зарплату персонала и налоги на ФОТ
Поиск, найм и регулярное обучение персонала
Расходы на подрядчиков
Аренду офиса и торговых точек
Содержание офиса и торговых точек
Комиссии за получение наличных денег
В зависимости от бизнеса что-то можно убрать или добавить.
Операционный денежный поток может быть:
положительным — поступлений от клиентов хватает на закрытие всех обязательств бизнеса;
или отрицательным — денег, поступивших в этом месяце, недостаточно для оплаты обязательств.
Если не планировать операционный денежный поток, то можно попасть в кассовый разрыв.
Например, в начале месяца прикинули на салфетке расходы на бизнес и решили увеличить рекламный бюджет. В этом месяце денег хватило на все, а вот в следующем нет. Оказалось, что потраченные на рекламу дополнительные деньги были нужны для оплаты трех новых сотрудников, нанятых в конце месяца.
Видно, что в феврале увеличился ФОТ и налог на ФОТ, и в этот же месяц увеличили рекламный бюджет.
В итоге, подсчет денежного потока по операционной деятельности помогает ответить предпринимателю на несколько вопросов:
Достаточно ли своих средств, чтобы обеспечить бесперебойную работу существующих точек или нужно найти какую-то сумму дополнительно? Оцениваем разницу между запланированным расходами и доходами по операционному денежному потоку.
Какую сумму доходов необходимо обеспечить, чтобы избежать кассового разрыва? Оцениваем сумму расходов по операционной деятельности.
Достаточно ли собственных средств, чтобы без угрозы операционной деятельности покупать дорогое оборудование, офис или инвестировать в новое направление? Оцениваем разницу между запланированным расходами и доходами по операционному денежному потоку накопленным итогом на промежутке в несколько месяцев.
Чтобы компания была финансово устойчивой и могла не только обеспечить операционную работу бизнеса, но также и его развитие, нужно создавать положительную разницу между доходами и расходами по операционному виду деятельности. Если эта разница от месяца к месяцу растет, то бизнес становится более устойчивым.
Когда запланировали показатели операционного денежного потока, можно переходить к планированию следующего — финансового.
Финансовый денежный поток
Финансовый вид деятельности — это выплата дивидендов собственникам бизнеса или внешнее финансирование компании. Часто встречается такая ситуация: у клиента кассовый разрыв, собственник из каких-то домашних запасов приносит денежные средства и вкладывает в кассу. Вот это будет финансовый денежный поток.
Финансовый денежный поток является вспомогательным и подпитывает основной поток при необходимости. Когда предприниматель видит временную нехватку средств в операционной деятельности, то привлекает стороннее финансирование и поддерживает устойчивость операционной деятельности бизнеса.
В финансовом денежном потоке есть также различные статьи расходов и доходов. Их основное отличие заключается в том, что деньги приходят не от клиентов по основной деятельности компании, а из других источников.
Например, в статьях поступлений могут быть:
Вклады от собственников.
А в статьи выбытий по финансовой деятельности можно отнести:
Оплаты по кредитам.
При планировании финансового потока стоит учитывать на какой основе предприниматель получает финансирование: на возмездной или на безвозмездной.
Если средства возвращать не нужно, то в отчете поступления будут отображаться в одном месяце, а выбытий в следующие периоды не будет:
Так отображается получение гранта по госпрограмме, который не нужно возвращать.
А вот кредиты и займы возвращать нужно. Тело кредита вместе с процентами вписывается в статью расхода «Возврат кредитов и займов» и тогда нужно следить, чтобы в месяцы выплаты кредита или займа хватало дохода от операционной деятельности на все обязательства бизнеса, включая кредитные.
Так выглядит получение и оплата кредита в течение года. Заметьте, что здесь операционного дохода хватает и на операционку, и на кредиты
После уплаты обязательств внутри бизнеса и по внешним финансовым обязательствам можно перейти к следующему виду деятельности — инвестиционному.
Инвестиционный денежный поток
Открыть третий ресторан, разработать новую линейку продуктов или купить дорогое оборудование в действующий бизнес — это инвестиционный вид деятельности. Все связанные с ним выбытия и поступления — это инвестиционный денежный поток. Он помогает создавать новые источники прибыли и развивать бизнес.
К инвестиционному денежному потоку мы относим выбытия, связанные с дорогостоящими улучшениями действующего бизнеса или с новыми проектами, которые еще не генерируют выручку или прибыль.
Иногда инвестиционный денежный поток путают с операционным. Например, если ресторатор открывает вторую точку и каждый день там что-то делает — красит стены, устанавливает оборудование, — то это не операционный вид деятельности, а инвестиционный. А вот обслуживание существующей торговой точки или уже запущенного направления бизнеса, а также их доход можно отнести к операционному денежному потоку.
Так как инвестиции сначала вкладывают, а потом получают от них прибыль, для начала рассмотрим пример статей выбытий по инвестиционной деятельности. Сюда можно отнести:
Приобретение основных средств (недвижимости, дорогостоящего оборудования и т.д.).
Покупку нематериальных активов (покупка сайта).
Выдачу кредитов или займов другим компаниям.
Запуск нового проекта.
А статьи поступлений по инвестиционной деятельности могут выглядеть так:
Продажа основных средств.
Продажа нематериальных активов.
Возврат кредитов и займов.
Прежде чем какие-то средства направлять в инвестиции, необходимо понять, сколько денег «съедает» операционка. Тут важно запомнить, что без инвестиций действующее предприятие продолжит приносить выручку и прибыль. Просто не будет каких-то новых направлений. Поэтому грамотный предприниматель инвестирует положительную разницу по операционной деятельности безболезненно для основной работы компании.
Так может выглядеть инвестиционный денежный поток
А как обычно бывает: предприниматель загорелся идеей, вложил деньги, а новое направление еще 6 месяцев только «ест» и не генерирует никаких поступлений. В таком случае возникает кассовый разрыв и денег не хватает на операционные расходы.
Бывает и другая ситуация. В кассе закончились деньги, общая сумма расходов за месяц меньше доходов. Кажется, что предприятие работает в минус. Однако, вспомнив конкретные расходы, можно сделать вывод, что доходов от основной деятельности хватило, чтобы закрыть все обязательства по операционной деятельности компании, а на покупку нового грузовика была потрачена разница между доходами и расходами по операционной деятельности и сумма и остаток в кассе с прошлого месяца. Это здоровая ситуация и оправданный минус.
Видно, что в месяц покупки нового грузовика доходов по операционной деятельности больше, чем расходов, а значит, компания в порядке
Что с этим всем делать
Иногда минус может быть хорошим. Проверить это легко, если предприниматель ведет ДДС и делит денежный поток на операционный, финансовый и инвестиционный. Если все хорошо, то разница между доходами и расходами по операционному денежному потоку будет положительной.
В целом, деление денежного потока по виду деятельности помогает правильно оценивать развитие компании и возможности бизнеса. При этом, у каждого денежного потока своя задача:
Операционный — обеспечивает бесперебойную работу и развитие компании.
Финансовый — поддерживает устойчивость операционной деятельности бизнеса.
Инвестиционный — помогает развивать бизнес.
Такое деление помогает планировать развитие компании, избегая кассовые разрывы. Для этого нужно придерживаться трех последовательных шагов:
Спланировать операционный денежный поток. Разница между доходами и расходами по этому виду деятельности должна быть положительной и постепенно увеличиваться.
Спланировать финансовый денежный поток, если есть возможность получить безвозмездное финансирование или при необходимости поддержать операционную деятельность компании кредитами, чтобы избежать кассовых разрывов.
Если накопилась достаточная положительная разница по операционному денежному потоку и все обязательства выплачиваются за счет поступлений клиентов, то можно планировать, куда вкладывать накопившиеся деньги.
Планировать денежные потоки стоит регулярно и непрерывно на год вперед — так можно заранее увидеть кассовые разрывы и разработать план спасения: или увеличить выручку, или привлечь внешнее финансирование на максимально щадящих условиях. А в идеале, такое планирование поможет развиваться компании за собственные средства.
Итоговый отчет будет выглядеть вот так:
Отчет ДДС, как он выглядит в здоровой компании
Шаблон отчета ДДС с разбивкой по видам деятельности
Что включают в себя операционные расходы?
До начала годовой отчетности за 2006 год прочие затраты делились:
Операционные расходы по своей природе противопоставляются прямым расходам на непосредственное изготовление продукции и капитальным затратам. В качестве примера можно привести следующее: покупка автомата для изготовления кофе относится к капитальным расходам. А операционные затраты включают в себя расходы на приобретение самого кофе, сахара, воды, электроэнергии, издержки на обслуживание техники.
Операционные расходы включают в себя затраты, направленные:
Внереализационные затраты – издержки на покрытие штрафов, пени, процентов, убытков прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, курсовые разницы и т. д.
Чрезвычайные – издержки, возникшие вследствие чрезвычайных обстоятельств.
Но после принятия приказа Минфина от 18.09.2006 № 116н данная градация была упразднена и теперь согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы любого предприятия делятся на издержки:
Полный перечень прочих затрат приведен в п. 11 ПБУ 10/99. Список вы можете найти в Готовом решении от КонсультантПлюс:
Если у вас нет доступа к К+, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Рассмотрим порядок учета прочих доходов и расходов в бухгалтерском учете.
Прочие доходы и расходы в бухгалтерском учете
Прочие доходы и затраты по общему правилу отражаются по счету 91. Учет доходов ведется по кредиту 91 счета, расходов – по дебету. Для их учета открываются субсчета первого порядка:
Записи по субсчету 91.1 и 91.2 производятся бухгалтером накопительно на протяжении отчетного периода. По итогам месяца выводится разница между прочими доходами и издержками, которая фиксируется на субсчете 91.9: по дебету отображается убыток, по кредиту – прибыль.
ВАЖНО! Аналитический учет должен обеспечить возможность выявления финрезультатов по каждой операции.
О нюансах бухучета прочих доходов и расходов читайте здесь. А основные проводки по учету прочих расходов вы найдете в К+:
Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Для разбивки затрат и доходов на операционные, внереализационные и чрезвычайные компании вправе самостоятельно разработать план счетов, утвердив его в локальном акте или использовать отраслевые планы счетов, например для предприятий агропромышленного комплекса (АПК). План счетов для фирм АПК утвержден приказом Минсельхоза от 13.06.2001 № 654 и позволяет средним и крупным компаниям фиксировать прочие доходы и затраты, используя следующие субсчета:
Итоговое сальдо субсчета 91.9 в любом случае ежемесячно закрывается на счет 99 «Прибыли/убытки», в результате чего счет 91 не имеет остаточного сальдо на отчетную дату.
Прочие операционные расходы отражаются на субсчете 91.2.
О порядке и принципах учета доходов и расходов в организации читайте здесь.
Факторы повышения эффективности операционных расходов
Самой важной целью для управленческого персонала является оптимизация операционных расходов. Ведь их снижение позволит нарастить темпы развития операционной хоздеятельности и, соответственно, увеличить операционную прибыль. Факторы, влияющие на размер операционных расходов, делятся на внешние и внутренние.
Подробнее о порядке формирования такой прибыли вы узнаете из нашей статьи «Расчет и формирование операционной прибыли (формула)».
К внутренним факторам следует отнести:
К внешним факторам (не зависящим от воли самой компании) относят:
Итоги
Операционные расходы включают в себя повседневные издержки компании на ведение бизнеса, изготовление и реализацию продукции. В соответствии с ПБУ 10/99 эти расходы отнесены к прочим.
Что такое операционные расходы?
Операционные расходы (или затраты) — это повседневные издержки компании на ведение бизнеса, производство товаров и услуг. С 2006 г. Приказом Министерства финансов № 116н термин «операционные расходы» был официально упразднён.
Вместо него стало использоваться более широкое понятие «прочие расходы», в которое ранее входили операционные расходы, в том числе. Однако несмотря на это в профессиональном бухгалтерском лексиконе словосочетание «операционные затраты» используется очень часто, поэтому имеет смысл выяснить, что под этим подразумевается.
Правильное ведение бухгалтерского учета предприятия — в том числе, фиксация всех издержек — позволит существенно экономить на налогах и избежать штрафов. Если у вас небольшая фирма и нет возможности взять бухгалтера в штат, то имеет смысл заказать абонентское обслуживание. Это обойдется вам дешевле, а качество услуг от этого не страдает.
Какие расходы компании можно отнести к операционным
Для лучшего понимания необходимо уточнить, что можно отнести к операционным затратам. Это средства, используемые для:
Некоторые специалисты также считают операционными расходами закупку сырья и заработную плату, другие же уверены, что это — расходы на производство, и к операционным они не относятся. Мы не будем трактовать понятие слишком широко и остановимся на вышеперечисленных пунктах.
Операционные расходы в налоговом учете
Очевидно, что вести речь об операционных расходах предприятия имеет смысл прежде всего в контексте налогового учета. Налоговики называют операционные (прочие) расходы внереализационными.
Для того чтобы рассчитать налог на прибыль, необходимо исключить из доходов предприятия внереализационные расходы. Их список утвержден в ст. 265 Налогового кодекса РФ. К этим расходам можно отнести все вышеперечисленные пункты, кроме вложения в уставный капитал других фирм.
Налоговая служба не запрещает отнести к операционным (внереализационным) издержкам и другие пункты, но их нужно обосновать. Прежде всего необходимо доказать, что эти расходы не связаны с тратами на производство и реализацию.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.