Платформа государственных сервисов что это такое
Платформа государственных сервисов что это такое
Гостех – платформа, на которой можно быстро и эффективно создавать государственные цифровые сервисы и информационные системы
О Гостех
Платформа Гостех – это набор сквозных технологических решений, развернутых на облачной инфраструктуре. Создание единой цифровой платформы государства позволит не только увеличить скорость разработки цифровых сервисов государства, а также вывести сервисы на принципиально новый уровень клиентского опыта.
Благодаря платформе государство и разработчики могут сфокусироваться на дизайне качественных сервисов для граждан, не беспокоясь о выборе инструментов для разработки или поддержании инфраструктуры.
Из чего состоит платформа?
Каналы
Приложения, реализующие
продукты и услуги для клиентов:
например, Единый портал
госуслуг
Прикладные сервисы
Прикладные сервисы общего назначения,
используемые сразу несколькими ведомствами:
например, единый профиль клиента,
нормативно-справочная информация
Технологические сервисы: например,
аудит, журналирование, поддержка
выполнения моделей, интеграция
Данные
Инфраструктура
Управление вычислительной инфраструктурой
в облаке: например, сервисы облачных провайдеров
Прикладные сервисы
Прикладные сервисы общего назначения,
используемые сразу несколькими ведомствами:
например, единый профиль клиента,
нормативно-справочная информация
Данные
Цикл создания сервиса
ведомства на Платформе Гостех
Платформа ГосТех станет основным инструментом цифровой трансформации, внедрение которой будет также сопровождаться трансформацией процессов, стандартов, нормативно-правовых актов, а также культуры и компетенций в ГосИТ.
Текущее законодательство не позволяет в полной мере использовать преимущества гибких методологий – например, Постановление Правительства Российской Федерации №676 закрепляет «водопадный» подход в разработке государственных информационных систем, а приказ ФСТЭК №17 обязывает проводить аттестацию перед выходом в ПРОМ для каждого сервиса.
Об эксперименте
Эксперимент по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе ГосТех был запущен Постановлением Правительства Российской Федерации №1674 в октябре 2020 года. Данный цифровой эксперимент продлится с 1 ноября 2020 года по 31 мая 2022 года, а первыми пилотными ведомствами стали Фонд обязательного медицинского страхования, Росимущество и Минспорт России.
Решение об участии в эксперименте принимается Правительством Российской Федерации.
Платформа государственных сервисов v2.0 (ПГС)
Портал поддержки электронного правительства Оренбургской области
Контакты и режим работы
телефон для связи:
+7 (3532) 480-240 — Отдел сопровождения электронного правительства
Подробная информация об отделе СЭП в разделе «Контакты»
Мы работаем так:
Пн-Чт 9:00 – 18:00
Пт 9:00 – 17:00
Сб-Вс выходные дни
Платформа государственных сервисов v2.0 (ПГС) для Оренбургской области
Ссылка на региональную группу для обсуждения вопросов в Telegram (только для Оренбургской области): https://t.me/joinchat/C52cSzYS4rFmNzEy
Для работы с информационной системой необходимо обеспечить сетевой доступ к информационной системе, а также включить ответственных сотрудников в соответствующие группы доступа в профиле организации в ЕСИА в соответствии с инструкцией: Инструкция по добавлению сотрудников организации в группы доступа ПГС2 в профиле организации ЕСИА. Авторизация осуществляется через сервис ЕСИА.
Доступ к системе на уровне защищенной сети Правительства Оренбургской области будет предоставлен автоматически всем администрациям муниципальных образований Оренбургской области.
Муниципальным образованиям, в которых доступ к информационной системе требуется подведомственным организациям, для предоставления доступа на уровне защищённой сети необходимо направить заявку в отдел защиты информации ГКУ ЦИТ на адрес электронной почты help@mail.orb.ru или подать заявку на сайте help.orb.ru.
Для корректного отображения ресурса необходимо прописать в локальном DNS субъекта либо добавить в файл hosts АРМ следующие соответствия IP-адресов и доменных имён:
Интеграция с «Госуслугами». Место СМЭВ в общей картине (часть I)
В цикле статей мы, команда Gems Development, расскажем о работе с «Госуслугами» по ту сторону экрана и о том, как оформить эффективное взаимодействие органов государственной власти с порталом.
Общая схема взаимодействия через СМЭВ
Участники взаимодействия
Представим, что «Госуслуги» — это магазин, на витрине которого представлены сервисы для граждан и организаций. Запрос «покупателя» на услугу передаётся соответствующим органам через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Система передаёт сообщения между порталом и ведомством.
Работа через СМЭВ происходит по протоколу SOAP (Simple Object Access Protocol — простой протокол для доступа к объектам).
Участники взаимодействия, как в магазине, делятся на поставщиков и потребителей. Поставщик — это информационная система (ИС), которая предоставляет сведения по запросу, а потребитель — система, запрашивает сведения.
Одна и та же ИС может действовать сразу в двух ролях. Например, в процессе предоставления услуги нужно уведомить портал о смене её статуса. В этом случае ИС-поставщик исполняет роль потребителя — проводит информационный обмен по статусам.
Виды сведений
Участники обмениваются данным через виды сведений (протоколы обмена) — правила формирования пакетов данных для передачи от одного участника другому.
Хороший пример вида сведений — Всероссийская перепись населения 2020. Данные о переписи передают федеральным органам исполнительной власти в электронном виде. В полученных данных существует чёткая структура сведений: ФИО, пол, дата рождения, гражданство, семейное положение. Также в рамках вида сведений описан ответ, который должен быть получен, если обработка запроса прошла успешно.
На июнь 2020 года в СМЭВ зарегистрировано более 1000 промышленных (рабочих) и 2000 тестовых видов.
Обмен данными в промышленной среде по всем видам сведений ведётся через защищённые каналы связи. Все передаваемые данные сопровождаются электронной цифровой подписью, с помощью которой СМЭВ идентифицирует участников взаимодействия.
Данные передаются по протоколу SOAP, при этом каждое сообщение представляет собой вложенную структуру:
Виды сведений делятся на две группы — простые и универсальные. Рассмотрим схему обмена данными по простому виду сведений:
На схеме видно, что данные форм отображаются непосредственно в конверты обмена данными. Из-за этого появляется ограничение: необходимо разработать структуру блока данных, запроса/ответа для каждого такого вида сведений.
Обмен по универсальному виду сведений можно представить так:
На первый взгляд схема может показаться более сложной, однако она демонстрирует принципиальную разницу, которая в итоге упрощает взаимодействие между участниками по универсальному виду сведений (УВС). Специфические данные форм передаются во вложении к конверту СМЭВ, а признаки УВС, позволяющие идентифицировать вид сведений, передаются непосредственно в конверте и имеют одинаковую для любого ВС структуру:
Таким образом можно оформить предоставление практически любых услуг без необходимости проходить трудную регистрацию нового вида сведений.
Очереди сообщений и процесс взаимодействия
В процессе взаимодействия сообщения помещаются в очереди входящих запросов и очереди входящих ответов. По сути очереди — это контейнеры, в которых содержатся сообщения по видам сведений.
Взаимодействие с очередями происходит с помощью специальных запросов. Более подробно они описаны в методических рекомендациях по работе со СМЭВ. Отметим только то, что благодаря очередям становится возможным асинхронный обмен данными: потребитель может оставить заявку на получение сведений, а поставщик — разместить ответ.
Следует помнить: чтобы забрать сообщение из очереди, необходимо подтвердить его получение с помощью Ack-запроса. В противном случае СМЭВ посчитает сообщение недоставленным и вернёт его в очередь через 15 минут после извлечения.
На каждый запрос может поступить как успешный, так и неуспешный ответ.
Представим себя в роли поставщика сведений: по запросу мы выдаём пользователю градостроительный план земельного участка, причём в рамках нашего ведомства действуют несколько территориальных подразделений, некоторые из которых такую услугу вовсе не оказывают. Допустим, пользователь портала при формировании заявления на получение услуги указал подразделение, не оказывающее услугу. Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:
Успешный ответ предполагает сценарий, в котором результат услуги — это набор файлов (что бывает довольно часто). Перед отправкой результата необходимо выгрузить файлы в файловое хранилище СМЭВ на основе FTP-сервера. Названия файлов и их контрольные суммы нужно зафиксировать в пакете, который отправляем через SOAP. Таким образом, есть две операции по передачи данных, которые нужно связать общим контекстом — сведениями о файлах.
На практике встречаются случаи, когда во время взаимодействия СМЭВ находится в режиме обслуживания, и запросы участника оборачиваются неудачей и требуют повторной отправки. Неудачу нужно зафиксировать и отправить запрос повторно.
Постановка задачи
С учётом приведённых выше особенностей, нашей команде предстояло обеспечить интеграцию ИС заказчика с «Госуслугами» по универсальному виду сведений. Информационная система заказчика — ИАС «Градоустройство». С её помощью пользователи ведомств, ответственные за оказания услуг, могут собирать пакеты документов и формировать результаты для дальнейшей передачи на портал через СМЭВ.
Итак, СМЭВ, как в поговорке про слова в песне, нельзя исключить из решения задачи интеграции с порталом государственных услуг. Но это к лучшему: благодаря системе у всех участников есть универсальная среда взаимодействия. Это позволяет опираться на определённый стандарт и не изобретать велосипед.
В следующих статьях мы рассмотрим, как на стороне поставщика сведений организовать обработку заявлений по данным пользователя с использованием движка автоматизации бизнес-процессов Workflow Core.
Государственные услуги
Платформа является единой точкой взаимодействия граждан и органов власти с инфраструктурой электронного правительства на региональном и федеральном уровне, в рамках оказания государственных и муниципальных услуг.
Решаемые задачи
Интеграции
Встроенная интеграционная шина платформы обеспечивает взаимодействие с широким спектром информационных систем, в числе которых ЕСМЭВ/РСМЭВ, ЕПГУ, базовые федеральные информационные ресурсы (ГИС ГМП, ЕГР ЗАГС, ЕГИССО, ФРГУ, ЕСИА и др.), ведомственные ФГИС и РГИС.
Результаты внедрения
Создание единой IT-инфраструктуры предоставления услуг на уровне региона
Популяризация предоставления услуг и сервисов в электронном и цифровом виде
Повышение качества предоставления услуг
Снижение сроков оказания услуг
Автоматизация административных процедур
Упрощение процедуры получения услуг и снижение административных барьеров
Снижение возможности возникновения коррупционной составляющей при оказании услуг
Оптимизация расходов за счет унификации процессов и использования конструкторов
Компоненты решения
Автоматизированная информационная система, основной задачей которой является обеспечение межведомственного электронного взаимодействия ОИГВ и ОМСУ между собой и с ФОИВ, а также для автоматизации процесса оказания услуг на стороне государственных органов власти. Система обеспечивает межведомственное электронное взаимодействие с использованием РСМЭВ и ЕСМЭВ, предоставление веб-сервисов, размещенных ФОИВ в ЕСМЭВ, с помощью клиентских модулей вызова веб-сервисов, предоставление информации внешним информационным системам, в том числе информационным системам федеральных органов исполнительной власти, предоставление тестовых веб-сервисов, заверение электронных запросов усиленной квалифицированной электронной подписью информационной системы (органа власти), предоставление веб-сервисов, предназначенных для приема проверяемых сообщений и отправки результатов проверки, преобразование сообщений, которыми оперируют веб-сервисы, в форматы пригодные для отображения во внешних информационных системах, хранение всех сообщений, формируемых при межведомственном электронном взаимодействии, прием заявлений граждан на оказание услуг, поступивших в электронном виде: с ЕПГУ, РПГУ, из АИС МФЦ, ведение электронных дел, сформированных на основе принятых заявлений, отправка статуса заявки и направление ответа заявителю по заявлению, а также возможность оказания услуг в рамках жизненных ситуаций с использование технологии суперсервисов.
12 сервисов госуслуг, которые облегчат жизнь
Количество доступных россиянам государственных сервисов постоянно растёт. Многие услуги стали предоставляться в электронном виде.
Собрали 12 полезных сервисов для взаимодействия с государственными органами.
1. Госуслуги
Самый крупный сервис по государственным услугам в России
В этом приложении доступен широкий спектр услуг для россиян:
▪️ проверка и оплата штрафов
▪️ контроль налогов
▪️ проверка долгов у судебных приставов
▪️ регистрация автомобиля
▪️ запись на получение паспорта
▪️ запись к врачу
▪️ оплата ЖКХ
Сайт: перейти
Приложение: скачать
2. ПФР России
Лёгкое взаимодействие с Пенсионным Фондом России
В этом сервисе отображается актуальная информация об изменениях в пенсионной системе.
Кроме того, в нем указывается номер СНИЛС и информация об индивидуальном лицевом счете, проверяются пенсионные накопления и рассчитывается будущая пенсия.
Сайт: перейти
Приложение: скачать
3. МВД России
Вызываем наряд, ищем участкового
Даже у МВД есть фирменное приложение. Через него можно оперативно вызвать полицейских, узнать расположение вашего участкового, найти ближайшее отделение полиции, создать обращение и получить свежую информацию о новостях вашего района.
Сайт: перейти
Приложение: скачать
4. Помощник Москвы
Ищем нарушителей на дорогах
Надоели нарушители на дорогах и «мастера» парковок на газонах? Окей, в этом приложении можно на них пожаловаться.
За каждое заснятое нарушение полагаются бонусы, которые можно потом потратить на оплату парковки, проезда на транспорте, билеты на мероприятия и многое другое.
Кто бы что ни говорил о «стукачестве», но сервис реально толковый. Доносить на другого, может, и неправильно, но и нельзя ставить свою машину, где попало. Порядок должен быть везде, господа.
Сайт: перейти
Приложение: скачать
5. Мой налог
Специальное приложение для самозанятых
Приложение автоматически формирует чеки для клиентов, а информация о продажах отправляется в налоговую службу. В конце месяца приходит выписка с суммой налога, который спишут автоматически с согласия пользователя.
Сайт: перейти
Приложение: скачать
6. Активный гражданин
Помогаем улучшать город
В Активном гражданине отображаются актуальные новости Москвы. Ежедневно проводятся голосования по улучшению инфраструктуры города, в которых вам предлагается принять участие.
Высказывая свою позицию, вы получаете баллы, которые можно потратить на:
▪️ оплату парковки
▪️ проезд в метро
▪️ билеты в театры и музеи
▪️ фирменные сувениры с символикой Активного гражданина
Самым активным участникам посещают уникальные мероприятия. Например, сходить на генеральную репетицию Парада Победы.
Сайт: перейти
Приложение: скачать
7. Наш город
С мэрией на коротком поводке
В приложении Наш город москвичи могут создавать обращения для решения насущных вопросов. К примеру, пожаловаться на яму в дороге, приложив фотографию и её местоположение, либо указать на сломавшийся светофор.
Суть программы в том, чтобы донести до мэрии ту или иную проблему для её дальнейшего решения.
Правда, на этом портале сильно ограничен выбор проблем. Если она вне шаблона, то вы ее просто не сможете разместить. Модераторы разведут руками, сообщив, что «не знают, как вам помочь».
Сайт: перейти
Приложение: скачать
8. Моя Москва (mos.ru)
Самое главное приложение портала мэрии Москвы
Здесь сосредоточены самые важные функции портала мэрии Москвы:
▪️ записаться к врачу или изменение даты записи
▪️ проверить и оплатить штрафы
▪️ узнать историю автомобиля
▪️ подключить уведомления об эвакуации машины
▪️ узнать новости Москвы
▪️ посмотреть карту города с пометками детских площадок, бассейнов и других объектов городской инфраструктуры
▪️ получить консультацию по любым госуслугам
▪️ узнать дату проверки счетчиков, получить счета по ЖКХ
▪️ доступ к электронному дневнику школьника
Сайт: перейти
Приложение: скачать
9. Сайт трудовой инспекции
Отстаиваем свои права перед работодателем
Через этот сервис создаются обращения в трудовую инспекцию. Если вы считаете, что работодатель ведёт себя не так, как предполагает закон (например, штрафует из зарплаты), просто создайте обращение.
Обычно обращения рассматриваются в течение 2-3 дней. Результат не заставит себя ждать.
Сайт: перейти
Приложение: нет
10. ФССП
Проверяем долги перед судебными приставами
Через портал и приложение можно найти информацию о физических и юридических лицах в банке данных исполнительных производств.
Кроме того, сервис даёт напрямую обращаться к федеральным приставам, а также подписаться на обновления по делопроизводству. Они приходят в виде push-уведомлений.
Сайт: перейти
Приложение: скачать
11. iGrajdanin
Изменяем город своими силами
Эта платформа — бесплатный независимый инструмент для взаимодействия с властью, работающий по всей России. С его помощью пользователи контактируют с городскими службами, муниципалитетами и надзорными ведомствами.
Просто отправляете официальную жалобу в электронном виде, а затем отслеживаете движение вашего обращения по нескольким инстанциям. И получаете ответ.
Сайт: перейти
Приложение: скачать
12. Сердитый гражданин
Общаемся с властью на «ты»
С помощью этого сервиса пользователи по всей России жалуются на различные сферы услуг. Будь то «вечная» очередь в детский сад, хамство в больницах, отказ в приёме заявления в полиции, незаконные увольнения на работе и многое другое.
Сервис работает не только с муниципальными и государственными службами, но и с конкретными работодателями, размещенными на площадке.
Сайт: перейти
Приложение: нет
Оставайтесь мобильными. Будьте активными.
Артём Баусов
Главный по новостям, кликбейту и опечаткам. Люблю электротехнику и занимаюсь огненной магией. Telegram: @TemaBausov
Китай хочет запретить майнинг криптовалют, потому что это глупая трата энергии
15 прикольных геймерских футболок с AliExpress. Есть олдскул
Акции Apple выросли на 3% после появления нового штамма COVID-19, хотя у других IT-гигантов они падают
Создатель iPod Тони Фаделл анонсировал выход собственных мемуаров в 2022 году
Apple добавит iPhone 6 Plus в список устаревших 31 декабря
Apple выпустила шесть циферблатов (PRODUCT)RED для Apple Watch. Можно скачать
Qualcomm представила новый флагманский процессор Snapdragon 8 Gen 1. Первым его получит Xiaomi 12
15 хороших онлайн-сервисов для работающих на удаленке. Редактируем фото, видео в браузере и не только
15 товаров недели с AliExpress. Незаменимый автомобильный мультитул
15 оригинальных домашних инструментов с AliExpress, которые должны быть у каждого
🙈 Комментарии 53
Всё жду прогу от ГИБДД, чтобы стучать на водителей с низкой социальной ответственностью. Задолбали.
11 и 12 это не сервисы Госуслуг…
“Кто бы что ни говорил о «стукачестве», но сервис реально толковый. Доносить на другого, может, и неправильно, но и нельзя ставить свою машину, где попало.”
Пока вот такое мышление не искоренится, тяжело будет увидеть какие-то изменения. Почему попытка найти управу на хама, нарушителя, идиота – воспринимается в России как стукачество и доносы?
А так – нет. Человек делает пользу себе, окружающим в рамках закона. Закон должен исполняться
Наш город — в теории это отличное приложение, но на практике большинство жалоб просто вернут с отписками и предложением “пишите письма”. пожаловаться на мусор в подьезде или неработающий светофор можно, на что то более серьезное, нет
Ещё нужно ужесточить порядок Получения прав для «куриц в юбках»..
П.4
Настучи на ближнего своего и завтра он настучит на тебя. Аминь.
И если стукачеством можно будет эту ответственность привить и дать сигнал обществу, то считаю, что заниматься этим нужно. Те, кто расходуют не целевым образом честно наштрафованное увидят этот сигнал. И испугаются нового для России явления – гражданского общества, ответственного и нетерпимого к нарушениям.