Племя древляне чем занимались
Древляне
Древляне где они жили и чем занимались, происхождение.
Племя древлян всегда ассоциируется с именем князя Игоря и его смертью, так как по летописи Повесть Временных Лет именно ими был убит правитель Руси.
Причиной убийства стал двукратный сбор дани с племени. Возмущенные этим древляне убили Игоря со всей дружиной.
↑ Происхождение
↑ Где жили древляне
↑ Столица и города древлян
Искоростень был столицей древлян, находился на берегу реки Уж. Археологам также удалось найти несколько крупных городов на территории проживания племени: Овруч, Городск и ряд других, названия их неизвестны.
↑ Когда и кто подчинил
Опираясь на Повесть временных лет можно сказать, что изначально древляне жили независимо и имели раннегосударственный строй. Как утверждает Нестор, такое существовало еще при Кие. Первым князем покорившим древлян был Вещий Олег в 883 году. Князь обложил племя данью и заставил покориться своим законам. Кроме того, древляне были обязаны участвовать в военных походах с князем, таким был поход 907 года на Византию.
Князь Игорь и древляне фото
В середине 10 века племя древлян еще все не до конца было покорено. В своеобразном княжестве была сильна власть местного князя, по ПВЛ его звали Мал. Древляне не захотели покориться Игорю за его повторную дань и умертвили его. После убийства князь Мал захотел жениться на Ольге, но та казнила сватов, а многих похоронила заживо. После этого собрала военный поход против древлян и в 946 году окончательно покорила племя и включила их земли в состав Руси.
Все древлянские города, в том числе и столица Искоростень, были сожжены дотла, а древлянская знать вся истреблена. Столица была перенесена в город Вручень, где позже были поставлены на правление представители великокняжеской фамилии.
↑ Где проживали и чем занимались
Как уже говорилось местом проживания древлян было Житомирское и Киевское Полесья. Древлянские города находились на берегах рек Уж, Тетерев, Свиг. Поселения были скрыты в дремучих лесах. Дома-полуземлянки прекрасно скрывали от холодов и непогоды. Занятия древлян:
Все ремесла необходимы были для жизни. Кроме того, можно утверждать, что древляне вели торговлю. Археологами были найдены ценные вещи из драгоценных металлов, камней и стекла. Все вещи были иноземного происхождения, то есть не изготавливались самими древлнами. При этом монет найдено не было, поэтому предполагается меновая торговля.
↑ Итоги
Последний раз племя древлян упоминается в 1136 году, когда князь Ярополк Владимирович даровал древлянские земли Десятинной церкви. С этого времени племя древлян перестает существовать.
Древляне – воины-язычники, оскорблённые киевским князем
Ещё в детстве, начиная своё знакомство с историей Древней Руси, я была поражена одним преданием, что вполне могло оказаться реальным событием. Оно напрямую касалось древлян, что решили наказать князя Игоря из-за непомерно больших податей, что требовал князь.
Славяне, хорваты или готы?
Уже одно название этого народа открывает нам места их обитания. Слово «древляне» обозначало «живущие среди деревьев», то есть большую часть древлянских земель занимали леса. Если быть точнее, то отмечу, что территория этих племён простиралась от западных берегов Днепра, а на севере упиралась в излучину Припяти, на противоположном берегу которой жили родственные древлянам племена дреговичей.
«Древопоклоник»
Художник: Алексей Шишкин
Если одни историки считают их древним коренным народом Руси, то другие склоняются к иной версии (в пользу неё говорят и многие археологические находки). Древляне могли быть связаны с белыми хорватами, что появились на их землях около VI века. Нельзя исключать и того, что сами древляне пришли в Приднепровье с севера, как и многие другие славянские племена.
Правда, меня в изложении Льва Диакона немало смутило определение народа – он называет их германским племенем, которое Игорь собирался подчинить Руси.
Смерть князя Игоря
Художник: В.П. Верещагин
Самый загадочный князь
Теперь предлагаю перейти к «Повести временных лет». Она открывает нам, что Игорь вёл переговоры с неким Малом, древлянским правителем. К сожалению, об этом князе летописец Нестор пишет совсем мало и явно не старается быть объективным. Согласно его сведениям, переговоры с Малом у Игоря зашли в тупик.
Мал – дикарь или патриот?
Князь Мал – одна из самых загадочных личностей в истории. О нём известно очень мало, однако можно предположить, что он происходил либо из дулебов, либо из готского племени, отколовшегося от основной ветви и расположившегося неподалёку от русских земель. Как бы то ни было, именно он стал предводителем своего народа.
Древляне старались сохранить свою самобытность. Они селились в лесах, где строили дома и святилища древним богам. В «Повести временных лет» Мал описывается как дикарь, однако подобную характеристику Нестор даёт всем язычникам.
Перун
Не секрет, что Мал твёрдо стоял за свою веру, поклонялся Перуну, что благословлял древлян на военные победы. Высокий уровень развития древлян подчёркивают и письменные свидетельства кривичей, дреговичей и полян, с которыми древлянские племена вели торговлю и нередко объединялись для отпора захватчикам.
Древляне были не только превосходными воинами, но и талантливыми мастерами, строителями, охотниками. Сумев приспособиться к лесной жизни, они справлялись с любыми сложностями и обладали огромной силой. Сохранилось упоминание о деде Мала, что ходил на медведя с голыми руками и победил зверя.
Другой предок древлянского князя стал известен благодаря обустройству своих земель и стремлению объединить разрозненные племена в единый народ. Согласитесь, подобная культура мало напоминает обычаи дикарей.
Памятник князю Малу в центральном парке Коростеня
Роковое предложение воеводы
Игорь неоднократно получал налоги на подвластных землях, в том числе и древлянских. Всё прошло гладко и в этот раз, однако, уже возвращаясь в Киев, воевода Свенельд предлагает князю ещё раз собрать дань с древлянского народа, чьи земли славились своими богатствами. Князь пошёл на поводу у воеводы, а потому вернулся к древлянам.
Собирают дань
Художник: Николай Рерих, 1908
А теперь подумайте, рад ли был тот самый воинственный и решительный Мал такому повороту? Переговоры с Игорем были попыткой Мала образумить князя, однако того ничто не могло остановить, что и привело к гибели одного из самых известных правителей Руси.
Что же случилось с самими древлянами? Они не погибли от рук Ольги, однако последнее упоминание о них встречается в 1136 году. На мой взгляд, причиной исчезновения древлян стало их присоединение к Руси. Вера и культура народа подверглись изменениям, а потому древляне просто слились с другими племенами, потеряв самоидентичность, за которую так долго боролся князь Мал.
Русская История 4. Восточнославянские племена
ПОПОВ Флегонт Петрович
г. Кишинев, 1986 г.
ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА ПЕРЕД
ОБРАЗОВАНИЕМ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА.
СЛОВЕНЕ НОВГОРОДСКИЕ — одна из северных групп восточных славян. Славянская колонизация Приильменья относится к 1-й половине 1-го тысячелетия нашей эры. Славянские племена, придя с юга, ассимилировали местное финско-угрское население, о чём свидетельствует топонимика этого края.По летописи, Словене жили около озера Ильмень и прилегающих к нему рек. В 6-8 веках у словен, видимо, сложился крупный племенной союз. В 9 веке территория словен составила основу Новгородской земли.
КРИВИЧИ — восточно-славянское племя; населяло территорию в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кривичи занимались земледелием и промыслами. В 9 веке в земле кривичей возник Смоленск, по-видимому. В 11 веке — Торопец. Вместе с вятичами и новгородскими словенами составили основу великорусского (русского) народа. Во 2-й половине 9 века были подчинены власти Киевских князей. Последнее упоминание о кривичах в летописи относится к 1162 году.
ПОЛОЧАНЕ — восточно-славянское племя. Полочане — летописное название славян-кривичей, живших по реке Полоть (приток Западной Двины) и входивших в состав населения Полоцкого княжества.
РАДИМИЧИ — восточно-славянское племя, жившее в междуречье рек Днепра и Десны, по течению рек Сожа и Ипути. По культуре родимичи были близки к вятичам и северянам. Основное занятие — земледелие; были также развиты скотоводство, охота и бортничество. Племенные центры родимичей неизвестны. В 9 веке вошли в состав Древнерусского государства. Последний раз упоминаются в летописи под 1069 годом.
ВЯТИЧИ — восточно-славянское племя, жившее по верхней Оке и её притокам — рекам Угре, Москве и другим, а также, по-видимому, в верховьях Дона. Вятичи занимались земледелием, охотой и рыболовством. В 11-12 веках на земле вятичей возникли города Москва, Дедослав и другие. В 9-10 веках вятичи платили дань хазарам. Около 981 года были подчинены Киевским князем Владимиром Святославичем. В 12-13 веках земля вятичей входила в состав Ростовско-Суздальского, в дальнейшем — Владимиро-Суздальского княжества, позже в состав Московского княжества. Вятичи явились важным составным элементом великорусской народности. Название «вятичи» исчезло в 14 веке.
ПОЛЯНЕ — одно из крупнейших восточнославянских племён, живших в среднем Поднепровье. Поляне занимались пашенным земледелием и скотоводством. Главным городом полян был Киев. Более высокий уровень социально-экономического развития полян по сравнению с другими восточнославянскими племенами был одним из факторов, определявшим выдвижение Среднего Поднепровья в качестве центра Древнерусского государства. Последнее упоминание о полянах в летописи относится к 944 году.
ДУЛЕБЫ — славянское племя, жившее в 6-9 веках по реке Западный Буг; впоследствии стали называться волынянами.
БУЖАНЕ (ВОЛЫНЯНЕ) — племя восточных славян, обитавших в бассейне верхнего течения Западного Буга (от которого и получили название). С конца 11 века бужане именуются волынянами.
ХОРВАТЫ — восточно-славянское племя, жившее в Карпатах.
УЛИЧИ (УГЛИЧИ) — восточно-славянское племя, жившее первоначально в низовьях Днепра, а затем поселившихся между Бугом и Днестром. Поселения уличей доходили до Чёрного моря. С середины 10 века уличи упоминаются в составе Киевской Руси.
ТИВЕРЦЫ — славянское племя, жившее в 9-11 веках между Днестром и Дунаем.
Повествуя о расселении славян, летописец рассказывает о том, как одни славяне «седоша по Днепру и нарекошася Поляне», другие назывались «древлянами» («зане седоша в лесех»), третьи, жившие между Припятью и Двиной, именовались дреговичами, четвертые обитали по течению реки Полоты и назывались полочане. У Ильменского озера жили словене, а по Десне, Сейму и Суле — северяне.
Постепенно в рассказе летописца появляются названия других восточно-славянских племён.
Летописи ещё помнят о тех временах, когда славяне Восточной Европы делились на племена, когда племена русские «имеху бо обычаи свои и закон отець своих и преданья, кождо свой нрав» и жили «особе», «кождо с своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим».
От Карпатских гор и Западной Двины до верховьев Оки и Волги, от Ильменя и Ладоги до Чёрного моря и Дуная жили русские племена накануне образования Киевского государства: карпатские хорваты, придунайские уличи и тиверцы, побужские дулебы или волыняне, обитатели болотистых лесов Припяти — дреговичи, ильменские словене. Жители дремучих окских лесов — вятичи. Многочисленные кривичи верховьев Днепра, Западной Двины и Волги, днепровские северяне и другие восточнославянские племена составляли некое этническое единство «Словенск язык в Руси». Это была восточная, русская ветвь славянских племён. Этническая близость их способствовала образованию единого государства, а единое государство консолидировало. Сплачивало в этнический массив славянские племена.
Но русские племена не возникли сами собой в готовом виде со всеми присущими им особенностями языка, быта, культуры, а явились результатом сложного этно- и глоттогонического процесса. Рассказ летописца о расселении славянских племён на Руси — это последний акт сложного процесса формирования русских племён. В «Повести временных лет» нашли отражение лишь последние часы существования племенного быта. Новые производственные отношения, зарождение государства ломали старые — племенные границы, сплачивали народные массы внутри новых политических границ, объединяли по новому территориальному признаку. Когда летописец повествовал о восточно-славянских племенах, они уже переставали существовать, а многие из них, если даже не все, уже давно, по существу, были не племенами, а союзами племён.
Древляне
Древляне
Жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра (современные Житомирская и запад Киевской области Украины). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. На западе они граничили с дулебами, а на юго-западе — с тиверцами. Главным городом древлян был Искоростень на реке Уж, были и другие города — Овруч, Городск и иные, названия которых не сохранились, но археологи раскопали городища в землях древлян.
Как говорит Нестор, название их происходит от того, что они жили в лесах. Также он говорит, что еще во времена Кия у древлян было свое княжение. При этом летописец относится к ним гораздо хуже, чем к полянам. Вот что он пишет: «А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды». Однако ни археологические данные, ни другие летописи не подтверждают такой характеристики.
Племя занималось хлебопашеством, владело разными ремеслами, необходимыми для натурального хозяйства (гончарным, кузнечным, ткацким, кожевенным), люди держали домашних животных, в хозяйстве были также кони. Находки множества иноземных изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика указывают на международную торговлю, а отсутствие монет позволяет предположить, что торговля была меновой.
Древляне долгое время сопротивлялись включению их в состав Киевской Руси и христианизации.
По сказанию «Повести временных лет», в давние времена древляне обижали своих соседей полян; но уже князь Олег Вещий подчинил их Киеву и наложил на них дань. Они участвовали в походе Олега на Византию, после его смерти сделали попытку освободиться, но князь Игорь победил их и наложил еще большую дань.
В 945 году Игорь попытался собрать дань дважды и поплатился за это.
И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».
Святослав Игоревич посадил в Древлянской земле своего сына Олега. Владимир Святой, раздавая волости своим сыновьям, посадил в Древлянской земле Святослава, который был убит Святополком Окаянным.
Имя древлян последний раз встречается в летописи в 1136 год, когда их земля была подарена великим князем киевским Ярополком Владимировичем Десятинной церкви.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Древляне
Древляне Жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра (современные Житомирская и запад Киевской области Украины). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. На западе они граничили с дулебами,
Те самые древляне
Те самые древляне После похода 944 года князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда
«Древляне живяху зверинскимъ образомъ»: свои «чужие»
«Древляне живяху зверинскимъ образомъ»: свои «чужие» Вопрос об отношении к населению чужих земель-волостей тесно связан с проблемой осознания единства Руси. Как известно, в XII в. русские земли не составляли единого монолитного государства. В то же время они не были
Поляне, древляне и другие
Поляне, древляне и другие Археологические данные позволяют утверждать, что восточные славяне – предки нынешних русских, украинцев и белорусов – начали обживаться на территории современной Западной Украины и Восточного Приднепровья примерно с V и в VI и VII веках нашей
I ЮЖНОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ. ПОЛЯНЕ-РУСЬ. ДРЕВЛЯНЕ (ПОЛЕСЬЕ). ВОЛЫНЬ. ПОДОЛЬ. ЧЕРВОНАЯ РУСЬ
I ЮЖНОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ. ПОЛЯНЕ-РУСЬ. ДРЕВЛЯНЕ (ПОЛЕСЬЕ). ВОЛЫНЬ. ПОДОЛЬ. ЧЕРВОНАЯ РУСЬ Древнейшие известия о народах, занимавших Южнорусскую землю, очень скудны; впрочем, не без основания: руководствуясь как географическими, так и этнографическими чертами, следует отнести к
Древляне
Древляне Это племя обитало, как об этом свидетельствует само название (от слова «древо»), в дремучих лесах, простиравшихся на юг от Припяти, а именно, судя по различным позднейшим летописным сообщениям, между рекой Горынь, ее притоком Случь и рекой Тетеревом, за которой уже
Древляне
Древляне Занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, развивали промыслы и ремесла. Земли древлян составляли отдельное племенное княжество во главе с князем. Большие города: Искоростень (Коростень), Вручий (Овруч), Малин. В 884 г. киевский князь Олег покорил
Древляне
Древляне Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.Князь древлян Мал тут же
Древние народы. Древляне
Древляне – восточнославянский народ, племя, обитавшее на территории нынешнего Украинского и Житомирского полесья, а также Правобережной Украины по течению рек Терев, Уж и Убороть. С востока их территория ограничивалась Днепром, а с севера Припятью, за которой жили дреговичи. Древляне стали одним из племен, которое вошло в состав Руси и дало основу современному этносу.
Происхождение древлян и жизнь до присоединения к Руси
Древляне соседствовали со многими древними племенами: с востока с полянами, с запада с волынями и бужанами, а на севере с дреговичами. Предками же древлян считаются дулебы; к этой же группе – дулебской – относятся и соседние племена. Древляне получили свое название предположительно из-за того, что селились в основном в густых лесах и вели оседлый образ жизни, максимально приближенный к природе и земле. Так, жили представители этого племени в полуземлянках, существовало лишь несколько укрепленных камнем «градов», таких, как город Вручий (современный Овруч на Украине) или столица древлян – город Искростень (современный Коростень на Украине) на реке Уж, где до сих пор сохранилось древнее городище древлян.
В период своей самостоятельности, древлянам удалось создать довольно развитую племенную структуру, которую можно отнести к раннегосударственной. Согласно данным, которые можно прочесть в Повести Временных Лет, древляне имели собственное княжество с единым князем во главе, в частности, в летописи упоминается некий князь Мал и содружество «лучших мужей», управляющих древлянской землей.
Древлян в летописях часто сравнивали с их соседями, полянами и это сравнение показывало древлян как довольно дикий народ, который убивает и есть животных, постоянно воюет между собой и ведет довольно дикий образ жизни. Однако современные ученые пришли к выводу, что такое описание, данное в летописях, не совсем соответствует действительности.
Причина кроется в том, что летописцы были христианами, а древляне – язычниками, что в христианской традиции практически равносильно дикарству. Кроме того, постоянные противостояния между русскими князьями (также как и противостояние русских с печенегами, хазарами, половцами и другими кочевниками) и древлянскими приводили к тому, что этот народ считался диким и воинственным.
Древляне были самостоятельным племенем на протяжении нескольких веков, с 6 по 10, однако в 946 году окончательно потеряли независимость и вошли в состав Древнерусского государства, слившись с местным населением. Существуют сведения о том, что достаточно долгое время древлянская знать (упомянутый выше князь Мал) не хотела входить в состав Древней Руси и сопротивлялись этому всеми силами. Древляне стремились отстоять свою независимость и избежать принятия христианства, которое бы незамедлительно последовало за объединением.
Древляне и Русь
В 883 году древляне впервые попали в зависимость от Руси – Киев был захвачен князем Олегом (Вещий Олег), который заставил проживающих неподалеку древлян платить ему дань и подчиняться его законам. Чуть позднее, в 907 году древляне даже приняли участие в известном военном походе Олега на Византию. После трагической гибели Олега, древляне отказались дальше платить дань, однако новый князь Игорь быстро подавил зарождающееся восстание и заново покорил древлян, заставив их продолжать выплаты.
В 945 году Игорь попытался собрать со своих подчиненных двойную дань, что сильно не понравилось древлянскому князю Малу, который итак не хотел платить какие-либо деньги русскому князи, поднялось восстание древлян в 946 году. По приказу Мала в окрестностях древлянского города Искростень Игорь был убит. Убийство древлянами Игоря стало следствием восстания древлян и послужило причиной для начала очередной войны между древлянами и русичами, которую предприняла вдова Игоря – княгиня Ольга.
Война между древлянами и княгиней Ольгой закончилась полным покорением древлян. Были разорены и сожжены их города, уничтожена столица древлянского государства город Искростень в 945-946 годах, истреблена вся древлянская знать. Народ фактически остался обезглавленным. Все земли, ранее принадлежавшие древлянам, теперь вошли в состав древнерусского государства и были обращены в киевский удел с центров в городе Вручий, где в дальнейшем княжили Олег и Святослав.
С этого момента древляне окончательно потеряли свою самостоятельность.
Древляне в летописях
Древляне упоминались не только в русских летописях. В частности, поход древлян на Игоря и его убийство нашли свое отражение в летописях Константинополя. Согласно этим летописям, Император Иоанн переписывался неоднократно с князем Святославом и достаточно часто упоминал в своих письмах древлян и то, как они убили отца Святослава, Игоря. После похода Ольги против древлян, сведения об этом народе еще некоторое время встречаются в различных летописях, но постепенно сходят на нет.
Последний раз древляне упоминаются в летописи 1136 года, когда великий князь Ярополк Владимирович подарил бывшие земли древлян в пользу Десятинной церкви. С тех пор имя древлян навсегда исчезает из истории, а сам народ окончательно сливается с русичами.