Племя народ нация этноцентризм что является лишним
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2016- 2017 учебный год школьный этап
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016- 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Верны ли следующие суждения об общении?
А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку сама совместная деятельность предполагает взаимодействие.
Б. Общение можно представить как особую деятельность, основанную на обмене знаниями, идеями и действиями.
Верны ли суждения о личности?
А. Личность – это продукт биологической эволюции
Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек приспосабливается к существующим природным и социальным условиям.
Б. Человек может изменять условия своего существования.
Верны ли следующие суждения о последствиях научно-технической революции (НТР)?
А. одним из последствий НТР стало сокращение числа людей, занятых в сфере производства.
Б. в результате НТР повысился уровень образованности рабочего класса.
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.
Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.
Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?
А. В число элементов духовной сферы жизни общества входят учреждения культуры.
Б. К числу элементов духовной сферы жизни общества относятся отношения людей по поводу власти
Верны ли следующие суждения о личности?
А. черты личности обнаруживаются при изучении биологического строения человека.
Б. Человек как личность может формироваться только в человеческом обществе
Верны ли следующие суждения об общении?
А. Общение включает обмен информацией.
Б. общение включает восприятие и понимание людьми друг друга.
Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного?
А. Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.
Б. Человек отличается от животного способностью мыслить
Верны ли следующие суждения об общении?
А. Общение включает обмен информацией, но не мыслями и чувствами.
Б. Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками.
Все, что создано человеком, в своей совокупности называется
Обществом 2. Искусством 3. Экономикой. 4 Культурой
В процессе научного познания происходит
Теоретическое обобщение 2. Создание художественного образа
3. Создание материальных ценностей 4. Отрицание предыдущих достижений
При переходе к индустриальному обществу
Личность стала подчиняться общине Увеличилась доля городского населения Возросла роль обычаев и традиций Упрочилось значение коллектива в жизни общества
Верны ли суждения о самообразовании?
А. Самообразованием можно заниматься для заочного приобретения образования.
Б. Самообразованием можно заниматься для повышения индивидуального уровня культуры
Укажите существенные отличия человека от животного.
2.1 Укажите только те виды деятельности, в которых принимают участие все люди без исключения.
2.2 Укажите пять основных социальных ролей, которые выполняет человек.
Что является лишним в ряду? Попробуйте объяснить свой выбор.
3.1 Племя, народ, нация, народность, род, этноцентризм.
3.2 Конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс.
4.1 Приведите примеры административного нарушения (до трех)
4.2 Напишите основные признаки политической партии
Многие ученые считают, что начальный этап своего образования человек проходит в семье. Приведите любые аргументы, подтверждающие это мнение.
ЗАДАНИЕ 1 Прочитайте текст и выполните следующие задания.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.
Три ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них существует лишь формально.
Современное понимание принципа разделения властей дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно статье 11 Конституции РФ, государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды. (По материалам свободной Интернет-энциклопедии)
1.1 Составьте план текста.
1.2 На чем, по мнению авторов, основывается разделение властей? Для чего оно необходимо?
1.3 Как авторы текста определяют отношение государств с тоталитарным или авторитарным политическим режимом к разделению властей? Приведите объяснение подобного отношения.
1.4 Используя содержание текста, назовите высшие органы государственной власти в России. Укажите, к какой ветви власти они относятся. Определите роль Президента РФ в системе разделения властей.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
Верны ли следующие суждения об общении?
А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку сама совместная деятельность предполагает взаимодействие.
Б. Общение можно представить как особую деятельность, основанную на обмене знаниями, идеями и действиями.
Верны ли суждения о личности?
А. Личность – это продукт биологической эволюции
Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек приспосабливается к существующим природным и социальным условиям.
Б. Человек может изменять условия своего существования.
Верны ли следующие суждения о последствиях научно-технической революции (НТР)?
А. одним из последствий НТР стало сокращение числа людей, занятых в сфере производства.
Б. в результате НТР повысился уровень образованности рабочего класса.
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.
Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.
Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?
А. В число элементов духовной сферы жизни общества входят учреждения культуры.
Б. К числу элементов духовной сферы жизни общества относятся отношения людей по поводу власти
Верны ли следующие суждения о личности?
А. черты личности обнаруживаются при изучении биологического строения человека.
Б. Человек как личность может формироваться только в человеческом обществе
Верны ли следующие суждения об общении?
А. Общение включает обмен информацией.
Б. общение включает восприятие и понимание людьми друг друга.
Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного?
А. Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.
Б. Человек отличается от животного способностью мыслить
Верны ли следующие суждения об общении?
А. Общение включает обмен информацией, но не мыслями и чувствами.
Б. Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками.
Все, что создано человеком, в своей совокупности называется
Обществом 2. Искусством 3. Экономикой. 4 Культурой
В процессе научного познания происходит
Теоретическое обобщение Создание художественного образа Создание материальных ценностей Отрицание предыдущих достижений
При переходе к индустриальному обществу
Личность стала подчиняться общине Увеличилась доля городского населения Возросла роль обычаев и традиций Упрочилось значение коллектива в жизни общества
Верны ли суждения о самообразовании?
А. Самообразованием можно заниматься для заочного приобретения образования.
Б. Самообразованием можно заниматься для повышения индивидуального уровня культуры
По 0,5 балла за позицию. Всего 7 баллов.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ 24 балла
ЗАДАНИЕ 1 По одному баллу за позицию. Всего 8 баллов.
Укажите существенные отличия человека от животного.
Ответы и критерии оценки.
Сложноорганизованный мозг Членораздельная речь Прямохождение Совершенство руки как производящего орудия Способность производить орудия труда и использовать их Способность к творческой деятельности. Целеполагание Самосознание и самообразование
ЗАДАНИЕ 2. По 0,5 балла за позицию. Всего 4 балла
2.1 Укажите только те виды деятельности, в которых принимают участие все люди без исключения.
2.2 Укажите пять основных социальных ролей, которые выполняет человек.
Ответы и критерии оценки.
2.1 Учебная, трудовая, игровая (1,5 балла)
2.2 труженик, собственник, потребитель, гражданин, семьянин (2,5 балла)
Что является лишним в ряду? Попробуйте объяснить свой выбор.
3.1 Племя, народ, нация, народность, род, этноцентризм.
3.2 Конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс.
Ответы и критерии оценки.
Этноцентризм – идеология, в основе которой лежит приоритет нации, народа, уверенность в правоте своей культуры. Остальное – есть последовательное понятия, говорящие о процессе формирования наций.
ЗАДАНИЕ 4 По одному баллу за позицию. Всего за задание 3 балла
4.1 Приведите примеры административного нарушения (до трех)
4.2 Напишите основные признаки политической партии
Ответы и критерии оценки.
проезд в автобусе без билета, переход на запрещающий сигнал светофора, подкуп избирателей в период избирательной компании
— организация, имеет структуру, которая закреплена ее уставом
— в организации состоят люди с общими взглядами, которые как правило изложены в партийной программе (минимальное количество определено законодателем)
— стремление добиться поддержки избирателями своего курса
— организация, как правило, имеющая достаточно длительный период (время) существования
По одному баллу за признак. Всего за задание 4 балла
ЗАДАНИЕ 5 По баллу за аргумент. Всего за задание – 3 балла.
Многие ученые считают, что начальный этап своего образования человек проходит в семье. Приведите любые аргументы, подтверждающие это мнение.
Ответы и критерии оценки.
В семье человек получает первые знания о добре и зле
Семь дает представление о самых первых обязанностях и правах человека
В семье человек получает начала грамоты (учится читать, считать и т. п.)
Могут быть приведены и другие аргументы.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 9 баллов
Прочитайте текст и выполните следующие задания.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.
Три ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них существует лишь формально.
Современное понимание принципа разделения властей дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно статье 11 Конституции РФ, государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды. (По материалам свободной Интернет-энциклопедии)
1.1 Составьте план текста.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) сущность принципа разделения властей;
2) «система сдержек и противовесов»;
3) политические режимы и разделение властей;
4) дополнение к современному пониманию разделения властей;
5) разделение властей по Конституции РФ.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным. 2 балла
Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.1балл
Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный. 0 баллов. Максимальный балл 2
1.2 На чем, по мнению авторов, основывается разделение властей? Для чего оно необходимо?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) основание разделения властей, например: естественное разделение функций законотворчества, государственного управления, правосудия и др.;
2) необходимость принципа разделения властей, например: необходимо достижение такого баланса властей, при котором исключено сосредоточение всех властных полномочий в руках одного должностного лица или органа власти и невозможен произвол этого должностного лица или органа власти.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Указано основание и необходимость. 2 балла
Указано основание, ИЛИ указана необходимость. 1 балл
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный. 0 Максимальный балл 2
1.3 Как авторы текста определяют отношение государств с тоталитарным или авторитарным политическим режимом к разделению властей? Приведите объяснение подобного отношения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) отношение государств с тоталитарным или авторитарным режимом к разделению властей: в них, как правило, принцип разделения властей не признаётся или же разделение властей в них существует
2) объяснение, например: тоталитарный режим предполагает сосредоточение власти в руках одной политической партии, авторитарный режим – в руках одного политика; обе ситуации противоречат идее разделения властей.
Указано отношение, приведено объяснение. 2 балла
Указано отношение, ИЛИ приведено объяснение. 1 балл
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный. 0 баллов. Максимальный балл 2
1.4 Используя содержание текста, назовите высшие органы государственной власти в России. Укажите, к какой ветви власти они относятся. Определите роль Президента РФ в системе разделения властей.
В правильном ответе должны быть указаны следующие органы власти, государственные должности и ветви власти:
1) Президент РФ – является главой государства, обеспечивает эффективное взаимодействие государственных органов, представляющих все ветви власти;
2) Федеральное Собрание РФ – законодательная власть;
3) Правительство РФ – исполнительная власть;
4) суды РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и др. федеральные суды) – судебная власть.
Указаны органы власти, во всех трех случаях верно определены соответствующие ветви власти, определена роль Президента РФ. 3 балла
Указаны органы власти, в двух случаях верно определены соответствующие ветви власти, определена роль Президента РФ, или указаны органы власти, в трех случаях верно определены соответствующие ветви власти, роль не определена. 2 балла
Указаны органы власти, в одном случае верно определена соответствующая ветвь власти и (или) определена роль Президента РФ, или указаны органы власти, в двух случаях верно определены соответствующие ветви власти, роль не определена. 1 балл
Указаны (выписаны из текста) только субъекты государственной власти, ИЛИ приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный. 0 баллов Максимальный балл 3
Тесты по обществознанию на тему «Этнос» (11 кл)
Тесты на тему «Этнос»
16. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Объединение на основе кровнородственных связей и веры в общность происхождения.
Объединение на основе прочных связей исторического, экономического, культурного и территориально-политического характера.
Доклассовое общество представлено такими формами общности людей как род и племя.
Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.
Племя — объединение нескольких родов.
Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.
Нации появляются в период развития капиталистических отношений.
Нация — исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.
1. единство территории
3. общность исторической судьбы
5. общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство нац. достоинства
6. устойчивая государственность
7. единство экономических связей
8. развитая соц. структура
19. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Этнос, или этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная группировка людей. Виды этнических общностей: род, племя, народность, нация.
43. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
50. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этнические общности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
55. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны
Этническая общность — совокупность людей, обладающая общностью территории, особенностями культуры, языка, психического склада, исторической памятью, осознающая свое единства и отличие от других подобных образований.
Виды этнических общностей — род, племя, народность, нация.
Выпадают каста (социальная группа, членство в которой зависит от рождения) и государство (форма организации политической власти в обществе).
57. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «этнос». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) первичная группа
2) историческая память
69. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
117. Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства.
2) Этническими общностями являются племена, народности, нации.
3) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.
4) Все этнические общности обязательно имеют свою государственность.
5) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности.
отношения между различными государствами
отношения между различными национальностями в пределах одной страны
Формы межнациональных отношений:
— этническое смешивание ( межнац. браки
— этническое поглощение-ассимиляция полное растворение одного народа в другом (ВПН, освоение Северной Америки)
Основные направления в развитии межнациональных отношений:
интеграция- стремление к взаимодействию, расширению связей, восприятию всего лучшего ( ЕС)
Межнациональный конфликт-крайняя форма противоречия между соперничающими национальными формированиями, созданными для защиты национальных интересов.
Причины межнациональных конфликтов:
136. Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.
2) Доля тех, кто считает, что для избежания межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди жителей страны Z меньше, чем среди жителей страны Y.
3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что для избежания межнациональных конфликтов прежде всего необходимо уважать права и свободы.
4) Среди жителей страны Z мнение о необходимости отказаться от насилия и принуждения более популярно, чем мнение о необходимости научиться понимать друг друга.
5) Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Z меньше, чем в стране Y.
454. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «национальная политика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о национальной политике.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
2) два предложения с информацией о национальной политике, опирающейся на знания курса, например:
— основой принципом национальной политики России является равноправие народов, населяющих ее;
— национальная политика в ряде государств может принимать характер национального террора (погромы, этнические чистки, геноцид)
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о национальной политике.
472. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:
1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);
2) стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, стремление народа Косово к независимости);
3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).
477. Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
В правильном ответе могут быть указаны следующие признаки и примеры:
— общей территории (Русские в своем большинстве проживают в РФ.),
— общность языка (В каждом государстве есть. государственный язык. это,как правило,- язык доминирующего этноса),
обобщенность культуры. (В США большинство жителей отмечают День благодарения)
Могут быть приведены и иные признаки и примеры, не искажающие смысла.
498. Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание на то, что причиной межнациональных конфликтов в названных странах стало стремление отдельных народов к политической независимости;
2) другие причины, например:
— требование культурной автономии;
— борьба за подлинное равноправие.
Могут быть указаны иные причины.
499. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание на то, что приведенный пример отражает тенденцию сближения наций, межнациональной интеграции;
2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:
— примеры экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;
— примеры международных культурных центров: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).
506. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) Современные нации — высшая форма этнической общности.
2) Источники национальной общности:
а) историческая память;
б) национальное самосознание;
в) национальные интересы.
3) Межнациональные отношения в современном мире:
а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада и т.п.);
б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;
в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов;
г) национальная политика Российской Федерации (Конституция РФ; «Концепция национальной политики РФ»).
1) Этнические группы в структуре общества. / Нации – особая разновидности этнической группы.
а) наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3) Разновидности этнических групп:
4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:
а) межнациональная интеграция;
б) межнациональная дифференциация.
5) Демократические принципы межнациональных отношений:
а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;
б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;
в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;
г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;
д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.
6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.