Пленэр что это для детей
Пленэр с детьми старшего дошкольного возраста
Кудлай Нелли
Пленэр с детьми старшего дошкольного возраста
Пленэр для дошколят, с детьми старшего дошкольного возраста
Развитие эстетических представлений об окружающем мире в процессе непосредственного общения с природой.
Одним из компонентов эстетического воспитатния дошкольников является рисование и живопись на открытом воздухе. Пленэр- это написание картин на природе, при естественном освещении. Это позволяет максимально точно передать богатство и красоту природы.
Цели работы на пленэре в детском саду- закрепление и расширение полученных в течении учебного года знаний, выработка умения творчески применить их на открытом пространстве.
Рисование на природе развивает положительные навыки: зрительно-пространственное восприятие, быстроту реакции, словарный запас, наблюдательность. А также рисование пленэр приносит радость, познания красоты и многообразие окружающего мира.
Материалы для работы:
Мольберты раскладные, листы А4, акварель, простой карандаш, ластик, кисти и стаканы с водой.
Занимательная геометрия с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться своим опытом по использованию геометрического материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Игры с детьми старшего дошкольного возраста в помещении. Часть 2 Главная задача воспитателя ДОУ- укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников. Во время подвижных игр совершенствуются.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья» Цель. Расширение представлений детей об истории. Задачи. Формировать представления о родственных отношениях и взаимосвязях, знать понятия.
Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.
Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения.
Пленер как процесс обучения и воспитания учащихся художественной школы
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Пленэр (от франц. en plein air — «на открытом воздухе») — правдивое отображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося под открытым небом, при активном влиянии воздушного пространства и солнечного света. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе, на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью наиболее полного воспроизведения ее реального облика.
Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи, можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников XVII века. Однако по существу принципы пленэра получили распространение в первой половине XIX века (Д. Констебл в Великобритании, А.А. Иванов в России). Английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, хотя картины писались в мастерской. В середине XIX века приверженцами пленэра выступают мастера барби-зонской школы, а также К. Коро, работавшие на открытом воздухе. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во второй половине XIX века в творчестве мастеров импрессионизма — К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара, А. Сислея и других. Именно тогда термин «пленэр» начинает широко употребляться. В 1891 году К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создает серию этюдов-картин «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды.
В России во второй половине XIX — начала XX веков работали на пленэре В.Д. Поленов, В.А. Серов, И.И. Левитан, К.А. Коровин, И.Э. Грабарь и многие другие. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный темный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы отраженного света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.
С конца XIX века и до наших дней работа на пленэре ложится в основу обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.
Практическая работа по курсу «Пленэр» является неотъемлемой частью процесса обучения в детской художественной школе. Она проводится после годовых просмотров, экзаменационных испытаний и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.
Содержание программы «Пленэр» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Приобщение к основам изобразительного искусства осуществляется через практические занятия в студии и на воздухе. Рисование с натуры природных форм, архитектуры, животных и человека является основным видом заданий во время пленэрной практики.
Изображение окружающей действительности с учетом воздействия на натуру световоздушной перспективы и естественного освещения — сложнейшие задачи для учащихся, верное решение которых требует от них серьезных навыков по всем творческим дисциплинам. Пленэр, опираясь на полученные знания и навыки по предметам рисунок, живопись, композиция, помогает совершенствовать и развивать технические способы работы в этих дисциплинах. Работа на открытом воздухе большей частью связана с выполнением этюдов и зарисовок пейзажных мотивов, их малыми и монументальными формами. Учащиеся, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает потребность в созерцании и неторопливом любовании природой.
На пленэре дети осваивают художественные особенности в работе над пейзажем, решают поставленную педагогом задачу, учатся выбору мотива, грамотной компоновке и последовательности при выполнении упражнения, с учетом осваиваемых материалов и дополнительных технических средств, применяемых в изобразительном искусстве.
Учитывая специфические особенности живописи на пленэре, как живописи на открытом воздухе, основные цели занятий направлены на приобретение и развитие у учащихся следующих знаний и навыков:
— умение воспринимать натуру в крупномасштабном, трехмерном пространстве, а ее изображение — в двухмерном пространстве на плоскости;
— умение воспринимать тепло-холодные отношения и оттенки в зависимости от освещения, среды, пространственного удаления планов, применяя на практике законы цветоведения, линейной и воздушной перспективы;
— умение сравнивать цвета натуры в их сочетаниях по цветовому фону, светлоте, насыщенности, исходя из особенностей пейзажной живописи;
— применение при исполнении этюдов метода работы большими цветовыми и тональными отношениями, выдерживая общий тонально-цветовой масштаб, воспринимая натуру целостно;
— использование этюдов пленэра наряду с набросками и зарисовками в графике и в цвете, как основной, подготовительный материал к текущим учебным заданиям, в том числе по композиции, умение создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры и по памяти, а так же (в старших классах) создавать художественные образы в самостоятельных работах, выполняемых на основе глубокого изучения явлений природы.
Существуют следующие условия эффективности пленэра:
— под руководством преподавателя осуществлять приведение программных требований и специальных знаний в единую структуру связей между явлениями в процессе выполнения учебно-творческих этюдов;
— уметь представить образ предстоящих действий в рисунке, живописи и композиции (приемы наглядного сравнения и метафоризации в объяснениях преподавателя);
— применять методы индивидуальных заданий по живописи на пленэре и самостоятельной творческой деятельности по мотивам учебных занятий;
— сочетать разнообразные организационные формы практики (базовая, экспедиционная, тематическая, музейно-экскурсионная);
— должна быть идейно-художественная направленность практической подготовки учащихся, ориентация ее на творческий характер изобразительной деятельности, при этом художественное творчество рассматривается на основе многовариантности выполнения эскиза и этюда, в процессе чего развиваются изобразительные навыки, формируется личностное отношение к изображаемому, воспитывается потребность в правдивой передаче чувств.
Учебный пленэр имеет цель адаптации рисовальщика к среде, развития его навыков рисунка и живописи с подготовкой материалов для аудиторных работ заданной тематики в изображении среды. Например, выполнение пейзажа одного и того же места в разных сезонах, при разном освещении, в разных манерах. На пленэре важно постоянно контролировать правильную сходимость линий в точках схода, учитывать высоту горизонта, находить и акцентировать основные компоненты пейзажа, удалять несущественные и нарушающие баланс композиции. Работа на пленэре делает учащегося более восприимчивым к образам среды, раскрывает его глаза и ум на явления природы, делает более полноценным и реалистичным его художественное мышление, уводит от абстракции, лишенной визуальной пищи. С развитием навыков пленэрные этюды перерастают свое первоначальное учебное значение, приобретая самостоятельную художественную ценность, очарование непосредственности изображения и свежести техники.
На пленэре в процессе этюдов ученик должен постепенно переходить от совместной работы с преподавателем (характерной для академической мастерской) к самостоятельной учебно-творческой деятельности. Для этого от задания к заданию разрыв между консультациями педагога увеличивается, исключается мелочная опека.
Ключевым фактором в работе с натуры на пленэре является ее идейная и художественная направленность. При этом, учитывая характер, темперамент, способности, привычки ребенка, в пленэрной практике нашли также применение и совершенствуются такие психолого-педагогические средства, как установочные беседы (создание определенных представлений об особенностях тематических этюдов с натуры и возможностях их совершенствования в самостоятельной практической работе), индивидуальные и групповые (предварительные и итоговые) просмотры с последующим обоснованным разбором положительных и отрицательных сторон этюдов, специализированные упражнения, способствующие развитию художественного мышления, овладению навыком выразительной передачи объекта, «быстрого схватывания формы», формированию константного восприятия величины, формы и цвета (особенно общего цветового тона натуры), мысленному изображению ранее наблюдаемых объектов в пленэре; постановка индивидуальных и коллективных задач по содержанию большой темы и отдельных заданий.
Пленэр особенно ценен тем, что характер ребенка формируется в жизни, в творческом труде, в преодолении реальных трудностей, в напряжении духовных, нравственных и физических сил. В процессе учебного этюда на пленэре при определенных условиях композиционно-тематического планирования сочетаются художественное обучение, образование и воспитание по следующим направлениям художественной подготовки: развитие образной восприимчивости к окружающей действительности; формирование умений выразительно обрабатывать, творчески осмысливать результаты переживаний, наблюдений и опыта, совершенствование способностей к практическому воплощению результатов творческой работы на языке рисунка, живописи и композиции. Именно ради этих качеств личности художественный процесс нацелен на то, чтобы воздействовать комплексом пленэрных условий среды на комплекс художественного восприятия личности.
Поскольку занятия на пленэре проходят в ограниченном объеме часов, большое значение имеют систематические самостоятельные занятия обучающихся набросками и зарисовками на пленэре. Именно они способствуют развитию обостренного восприятия окружающей действительности, обобщению увиденного, достижению максимальной краткости, правдивости и выразительности. Все виды набросков (с натуры, по памяти, воображения, комбинированные наброски) особенно важны для приобретения навыков в умении изображать окружающую среду.
Внимательное изучение среды и отражение состояния природы дает ценный опыт (если, конечно, рисующий придерживается реалистической ориентации в своем ремесле) накопления колористических соотношений и понимания воздушной перспективы, живости изображения, питающей в дальнейшем композиции, выполненные в аудитории. Пленэр развивает предметную и ассоциативную память, самостоятельность творческой интерпретации натуры, стильность изображения.
Таким образом, в системе обучения учащихся художественных школ значительное место занимает практика по изобразительное искусству в условиях природы — пленэр. Эта учебная практика, основанная на принципе гуманизма, высокой образности и жизненной правды, выступает на современном этапе как целостный художественный процесс, в котором наряду с обучением живописи осуществляется формирование знаний и навыков краткосрочного рисунка, композиционно-тематической работы, создаются естественные условия для положительного влияния природной среды на развитие личности учащегося.
На занятиях в период пленэрной учебной практики учащиеся художественной школы знакомятся с природно-климатическими условиями и характером местности родного края, пополняют свои знания новыми сведениями о памятниках истории и культуры, что, безусловно, способствует более углубленному нравственному их воспитанию. Во время пленэра закрепляются и углубляются знания и навыки по живописи, рисунку и композиции, через индивидуальные задания, развивается творческая активность и инициатива учеников, их художественные потребности и эстетический вкус.
Литература
Пленэрная практика. Углубленное изучение природы, в рамках изобразительного искусства
Oльга Kретова
Пленэрная практика. Углубленное изучение природы, в рамках изобразительного искусства
Изобразительное искусство является частью образовательной системы «искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие обучающихся. Изобразительное искусство не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Пленэрная практика является важнейшим звеном в системе художественного образования, как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в специализированных детских художественных школах и детских школах искусств.
В процессе пленэрной практики обучающиеся получают необходимые умения и навыки самостоятельной изобразительной деятельности. От того, как она будет организована, и сколь ответственно к ней отнесутся сами воспитанники, во многом зависит результативность практики, а значит и их подготовленность к следующему году обучения или к профессиональному самоопределению. Пленэрная практика открывает обучающимся широкие возможности для совершенствования владения ими изобразительными средствами, закрепления и углубления знаний и навыков по живописи, рисунку и композиции в условиях изобразительной деятельности на природе.
Разработка предусматривает активную самостоятельную работу обучающихся на пленэре над выполнением набросков, зарисовок с натуры, этюдов и композиционных поисков с использованием различных материалов. Рисуя на природе, они учатся постигать красоту привычных глазу аллей, деревьев, скамеек, учатся видеть эти предметы другими глазами. У них развивается наблюдательность, цветовое восприятие, они замечают игру света и тени, пытаются воспроизвести перспективу.
Очень часто следование программным требованиям и строгим традициям проведения занятий по изобразительному искусству гасит желание рисовать. И отдушина для свободного творчества детей, которая воспринималось бы воспитанниками как новая игра, но в то же время содержала бы в себе богатые педагогические возможности — и для развития их интереса к живописи и рисованию, и для укрепления здоровья, и для проявления творческих способностей, могут стать занятия на свежем воздухе — рисование на пленэре. Если воспитанники на занятиях по рисунку, живописи, композиции выполняют академические задания, то на пленэрной практике к своим работам они подходят более творчески, самостоятельно выбирая материалы, сюжеты для этюдов и зарисовок. Все это способствует развитию не только общего культурного уровня обучающихся, но личностных качеств, необходимых для самосовершенствования.
Дети несут с собой необходимое оборудование. В результате ребенок получает довольно серьезную физическую нагрузку и тренирует выносливость. Да и дополнительное пребывание на свежем воздухе крайне полезны для растущего и развивающегося организма.
Ежегодно на предмет отводится по 18 часов.
Основной целью программы является подготовка обучающихся к базовой программе Школы изобразительных искусств.
дать понятия об особенностях пленэрного освещения;
сформировать умения и навыки построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;
познакомить с различными техниками и материалами;
сформировать умения и навыки владения техническими приемами изобразительного искусства, применения в творчестве знаний, полученных на занятиях;
сформировать умения и навыки работы в коллективе, конструктивного общения со сверстниками, объективно оценивать свои работы и работы товарищей, мотивировать свои высказывания.
воспитать любовь к прекрасному, к родному краю;
сформировать эстетического отношения к действительности, художественный вкус;
воспитать духовно-нравственные качества личности;
воспитать культуры общения и поведения, сотрудничества в процессе творческой деятельности;
воспитать уважительное отношение к чужому мнению, коллективную деятельность;
воспитать в воспитанниках чувство прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, в произведениях искусства, потребности отразить увиденное в рисунке.
развить познавательную активность; художественное видение окружающей действительности;
развить самостоятельности у обучающихся;
развить умение анализировать строение предмета;
развить навыки построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;
развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
развить интеллектуальную сферу, образное и пространственное мышление;
развить зрительную память, воображение, фантазию;
развить способность к самореализации и саморазвитию воспитанника;
развивать индивидуальные способности обучающегося.
Основные дидактические принципы,используемые в процессе обучения:
Принцип научности. В процессе обучения воспитанники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т. е. знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира. Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др.
Принцип наглядности. Использование наглядности повышает внимание обучающихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, содействует вниманию, воображению, наблюдательности, мышлению. Поэтому мною используются схематические поэтапные рисунки, наглядные пособия в различных техниках, репродукции картин художников, образцы работ учащихся.
Принцип сознательности и активности обучения. Предмет приобретает для ребёнка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать тему и выделять наиболее характерное и главное. Повышая активность и сознательность воспитанников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому.Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрения, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Постоянное захваливание обучающихся так же вредно для их творческого развития, как и постоянное порицание, так как и то и другое мешает им стремиться к лучшим результатам. Здесь педагог должен соблюдать такт и чувство меры.
Принцип систематичности и последовательности обучения. Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до самостоятельно выполненной художественной работы. Особое внимание обращается на уровень усвоения обучающихся получаемых знаний и навыков, на закреплении их в последующих заданиях, всё это развивает у них творческое начало.
Принцип доступности обучения. Соблюдая принцип доступности и посильности обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способности каждого воспитанника.В группе не может быть совершенно одинаковых обучающихся: одни усваивают материал быстро, другие – с большим трудом; одним легко даётся тот или иной технический приём, другие долгое время не могут овладеть им. Задания позволяют поставить каждого в такие условия работы, при которых все могли бы достигнуть наибольших успехов.
Принцип прочности усвоения знаний. Прочность усвоения знаний достигается за счёт повторения пройденного материала в разных заданиях и техниках, разнообразие заданий позволяет воспитанникам наблюдать свой творческий рост, что повышает их интерес к предмету.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Начальным этапом любой работы является изучение изображаемого материала.
Начальная группа- 7-8 лет
Цель тематического плана:
Изучение, познание и любование миром окружающей природы, в рамках изобразительного искусства.
— изучить многообразие растительного мира; характерные особенности отдельных растений, цветов, деревьев; посредством пейзажа;
— изучение природы родного края;
— обретение навыка передачи связи изображаемых объектов со средой;
— умение выделить главное;
— любовь к ручному труду;
— приобщение к здоровому образу жизни;
— приобретение навыка передачи освещения, состояния воздуха, многокрасочность палитры, тоновые отношения;
— изучение последовательности в работе;
— решение зелени как отражение сложного взаимодействия различных оттенков зеленого, обусловленного световоздушной средой;
— изучение воздушно перспективы, технических приемов решения травы, деревьев, неба, воды;
— соблюдение правил ОБЖ на пленэре:
создать условия для обучения детей видеть всё, что представляет опасность для жизни и здоровья;
развивать умение контролировать своё поведение;
совершенствовать знания основных правил поведения на улице;
способствовать осознанию важности соблюдения ПДД
На всех этапах работы нужно обращать внимание на выразительность композиции и правильной компоновки на листе.
Знакомство с предметом пленэр
Задача: Общее ознакомление, пленэр его роль в изобразительном искусстве, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Рассматривание работ из методического фонда.
Зарисовки листьев и веток различных пород деревьев
Задача: изучение и передача характерных особенностей листьев различных пород деревьев.
Материалы: бумага, карандаш.
Этюды цветов и трав
Задачи: выбор характерного растения; передача пропорций, движения; цветовое решение без связи с фоном (силуэт); изучение разнообразия растительного мира, передача характерных особенностей цветов и трав.
Материалы: бумага, акварель.
Зарисовка и этюд цветущих растений в среде
Задача: Изучение и передача характерных особенностей цветка в среде, выбор группы цветов с листьями, передача пропорций, выявление главного, обобщение окружающего пространства.
Материалы: бумага, гуашь, карандаш.
Рисунок веток хвойных деревьев
Задачи: выбор характерной ветки, изучение и передача особенностей конструктивного построения ветки, расположения иголок.
Материалы: бумага, карандаш.
Этюд стволов деревьев
Задачи:развитие наблюдательности и выбор выразительного ствола березы: изучение особенностей и характер ствола березы, выделение главного, влияние среды на цвет.
Материалы: бумага, акварель.
Этюд с разными породами деревьев
Задачи: развитие наблюдательности, изучение различных пород деревьев, выбор композиции, передачи пропорций и характерных особенностей строения ствола и ветвей деревьев.
Материалы: бумага, карандаш, гелевая ручка, тушь.
«Мир природы» — результат работы кружка изобразительного искусства Здравствуйте коллеги, рада видеть вас на своей страничке! Вот уже несколько месяцев я веду кружок изобразительного искусства по программе.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках изобразительного искусства и технологии в начальной школе Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках изобразительного искусства и технологии. Учитель ИЗО и технологии Муниципального.
Конкурс знатоков изобразительного искусства (подготовительная группа) Цель: Обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве. Продолжать воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству.
Краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики средствами изобразительного искусства Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие и совершенствование.
Методическая разработка. Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства. Красота и доброта у ребенка появляется с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, ребенок тянется ручонками к красивой.
Развитие речи дошкольников посредством изобразительного искусства Из опыта:«Система работы воспитателя по развитию речи и творческого потенциала дошкольников посредством изобразительного искусства». Изобразительная.
Рекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группах детского сада Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует.
План-конспект открытого урока изобразительного искусства в 6 классе «Гжельские узоры» План-конспект открытого урока изобразительного искусства 6 класс Вид урока: творческий практикум Цели урока: 1. Познакомить учащихся с.
Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса «Осенняя палитра» Цель: • Продолжать учить детей выделять цвета осенней палитры из общей цветовой гаммы. • Дать первичное представление об эмоционально-выразительных.