Пленэр это что в искусстве

Что такое пленэр? Самые известные картины, написанные на пленэре

О том, что такое пленэр, хорошо осведомлены художники, искусствоведы, ценители живописи, ну и, конечно же, просто эрудированные люди. Для остальных красивое иностранное слово окружено тайной. Эта статья поможет восполнить пробел в знаниях и расширить кругозор.

Пленэр – что же это такое?

«En plein air», – произносят французы, а по-русски говорится «пленэр», что в переводе с изысканного французского означает «на открытом воздухе». Это выражение пришло в Россию из Франции, но не получило широкого применения, а прижилось исключительно в художественной среде.

Если художник, повесив на плечо этюдник, говорит, что идет на пленэр, это означает, что он собирается заняться живописью на природе. И не столь важно при этом, что именно он собирается писать с натуры: пейзаж, портрет прекрасной дамы или целую жанровую картину, лишь бы это изображение или действие, запечатленное на холсте, происходило в естественной природной среде.

Пленэр это что в искусстве. Смотреть фото Пленэр это что в искусстве. Смотреть картинку Пленэр это что в искусстве. Картинка про Пленэр это что в искусстве. Фото Пленэр это что в искусстве

Возникновение пленэрной живописи

Природа всегда была излюбленной темой художников. Так было и во времена эпохи Возрождения, и даже до нее. Однако в прошлом живописцы выбирались на природу лишь для создания предварительной серии набросков-эскизов к будущей картине. Главный же творческий процесс всегда происходил в мастерской.

Понятие пленэрной живописи появилось сравнительно недавно – в начале XIX века. Считается, что первым художником, который начал работать на природе, был англичанин Констебль, влюбленный страстно в бескрайнюю красоту неба, лугов и полей, яркую зелень деревьев. Он старался запечатлеть на холсте ощущение переменчивой жизни природы. Но настоящими первооткрывателями широких возможностей пленэра стали французские импрессионисты.

Эти одержимые искусством творцы были настоящими новаторами для своего времени. С утра до позднего вечера они писали картины под открытым небом. Хотите увидеть и понять, что такое пленэр, – посетите Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Там находится большая коллекция полотен французских импрессионистов. Сегодня картины таких мастеров пленэра, как Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Писсаро, украшают экспозиции самых известных музеев мира. Удивительно, но, когда они еще только начинали свой творческий путь, их живопись мало кто понимал.

Пленэр это что в искусстве. Смотреть фото Пленэр это что в искусстве. Смотреть картинку Пленэр это что в искусстве. Картинка про Пленэр это что в искусстве. Фото Пленэр это что в искусстве

Русские мастера пленэра

В России пленэрная живопись также завоевала большую популярность. Первым русским живописцем, начавшим писать на пленэре, был Сильвестр Щедрин. Его картины-пейзажи сегодня считаются академическими, но для XIX века они были новаторскими. Вот еще ряд имен самых известных русских художников – мастеров пленэра:

Пленэр это что в искусстве. Смотреть фото Пленэр это что в искусстве. Смотреть картинку Пленэр это что в искусстве. Картинка про Пленэр это что в искусстве. Фото Пленэр это что в искусстве

Самые известные картины, написанные на пленэре

Рассказ о том, что такое пленэр, будет неполным без информации о лучших образцах мировой пленэрной живописи. К общепризнанным эталонам относятся следующие картины:

Конечно, это только небольшая часть огромного списка мировых шедевров.

Пленэр это что в искусстве. Смотреть фото Пленэр это что в искусстве. Смотреть картинку Пленэр это что в искусстве. Картинка про Пленэр это что в искусстве. Фото Пленэр это что в искусстве

Интересные факты

До появления художественного пленэра мастера живописи готовили масляные краски прямо в мастерских, растирая вручную пигменты. Благодаря новым веяниям в искусстве и жажде художников отправляться в творческие путешествия и носить краски с собой, появилась потребность во что-то упаковывать такой неудобный для перевозки материал. Промышленность быстро среагировала на массовый ажиотаж: на свет появились краски в тюбиках, которые очень удобно брать в дорогу.

Пленэр это что в искусстве. Смотреть фото Пленэр это что в искусстве. Смотреть картинку Пленэр это что в искусстве. Картинка про Пленэр это что в искусстве. Фото Пленэр это что в искусстве

Современный пленэр

Сегодня, отправляясь в путешествие, художнику необязательно брать с собой краски, чтобы запечатлеть понравившийся пейзаж. Достаточно взять в дорогу фотоаппарат. В наше время огромной популярностью пользуются фотосессии на природе. Картины-пейзажи, которые создаются при помощи современной цифровой техники, порой не уступают по красоте лучшим живописным полотнам.

Это современный фотопленэр. Чтобы успешно заниматься данным видом искусства, не нужно предварительное постигать основы живописи и всюду таскать с собой этюдник с красками. Все, что требуется: наличие цифровой камеры и жажда творчества.

Источник

Пленэр это что в искусстве

Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.

Характерным в рисовании на пленэре, является освещение, совершенно иное, чем в закрытом помещении.

Пленер появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону.

Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление).

Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.

Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленерной живописи.

В России во 2-й половине XIX — начале XX века пленерной живописью успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.

Работа на пленэре: 8 необходимых рекомендаций!

Пленэр это что в искусстве. Смотреть фото Пленэр это что в искусстве. Смотреть картинку Пленэр это что в искусстве. Картинка про Пленэр это что в искусстве. Фото Пленэр это что в искусстве

Ignacio de Leon y Escosura. El patio del artista 1875

1. Выбор места расположения

Располагайтесь в тенёчке! Это обязательное условие.

Работа, написанная на ярком солнце, в помещении будет выглядеть тёмной. А вы, работая на солнце, испортите своё зрение.

2. Необходимость головного убора

Кроме того, даже в тени, одевайте широкополую шляпу или кепку с козырьком. Это сфокусирует вас на пейзаже, даст видеть его отчетливее.

Подробнее о выборе места и чистоте живописи пленэрного этюда:

Пленэр это что в искусстве. Смотреть фото Пленэр это что в искусстве. Смотреть картинку Пленэр это что в искусстве. Картинка про Пленэр это что в искусстве. Фото Пленэр это что в искусстве

Georges d’Espagnat. Woman painting in the Open Air. 1912-14

3. Этюдник

Для работы на пленэре художник использует специальный этюдник. Но его отсутствие — не повод отказывать себе в удовольствии писать пейзажи.

Всегда можно удобно расположиться, имея низкий складной стульчик и планшетик. Краски при этом кладутся на землю, планшет — на колени, а палитру — в нерабочую руку. Всё получается!

4. Скорость работы

Пишите быстро. Иначе глаз быстро привыкает, «замыливается» и не видит нюансов.

Широкими мазками проложите основные цветовые отношения: небо-земля (вода), кроны деревьев дальнего и переднего плана (свет и тень). Это нужно сделать в первые 15 минут работы.

Иногда уже на этом можно остановиться, для этюда больше и не надо, остальное можно дописать дома.

Пленэр это что в искусстве. Смотреть фото Пленэр это что в искусстве. Смотреть картинку Пленэр это что в искусстве. Картинка про Пленэр это что в искусстве. Фото Пленэр это что в искусстве

Fernand Allard-L’Olivier. Le Jardin de L’artiste

5. Перерывы в рисовании

Если работаете больше часа — делайте перерыв, чтобы отвлечься, дать глазу отдохнуть и увидеть всё опять свежим взглядом.

6. Формат работ

Размер этюдов лучше брать небольшой – от 10х15 см до альбомного формата. Больший размер потребует большего времени и красок.

И потом, как говорил И. Левитан: «Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало».

Летний пейзаж: ВИДЕО этюд с пленэра

Пленэр это что в искусстве. Смотреть фото Пленэр это что в искусстве. Смотреть картинку Пленэр это что в искусстве. Картинка про Пленэр это что в искусстве. Фото Пленэр это что в искусстве

John Singer Sargent. Claude Monet Painting by the Edge of a Wood, 1885

7. Постоянно сравнивайте

В процессе работы постоянно сравнивайте разные участки этюда по тону и цвету.

Чтобы хорошо видеть тональные отношения иногда смотрите на натуру расфокусированным взглядом — так детали исчезают, и тон объектов виден лучше.

8. Детальность этюда

В завершении этюда пропишите первый план более детально. Это придаст пейзажу глубину, а картине — законченность.

Сделайте репост статьи в лентах своих соцсетей! Мне приятно, когда мой труд не напрасен:)

Источник

Пленэр это что в искусстве

Продолжаем рубрику «Художественные термины» для самых любознательных начинающих художников. Сегодня расскажем, что такое пленэр.

Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — создание картины при естественном солнечном свете на открытом воздухе. Благодаря такому освещению художник передает всё богатство природных цветов и окружающей атмосферы.

Пленэр появился в Англии в начале 19 века благодаря художникам Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону.

Рисовать на пленэре особенно нравилось французским импрессионистам таким, как Клод Моне, Жан-Батист Камиль Коро, Камиль Писсарро и Пьер-Огюст Ренуар.

Пленэр это что в искусстве. Смотреть фото Пленэр это что в искусстве. Смотреть картинку Пленэр это что в искусстве. Картинка про Пленэр это что в искусстве. Фото Пленэр это что в искусствеКамиль Писсарро – Гайд-парк, Лондон

В России во 2-й половине 19 — начале 20 века пленэрной живописью успешно занимлись Владимир Серов, Исаак Левитан, Василий Поленов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.

В художественных школах обучение пленэру – один из основных элементов изучения живописи с натуры и проводится в тёплое время года.

Пленэр воспитывает тонкость вкуса и тренирует память, вырабатывает навык реалистичного переложения видимого пространства на бумагу.

Пленэр это что в искусстве. Смотреть фото Пленэр это что в искусстве. Смотреть картинку Пленэр это что в искусстве. Картинка про Пленэр это что в искусстве. Фото Пленэр это что в искусствеКамиль Писсарро – Пейзаж. Церковь и ферма в Эраньи 1895

Захотелось отправиться на пленэр? Вот, что вам понадобится:

— Планшет для хранения бумаги или альбомом с жесткой подкладкой и удобным креплением;

— небольшой набор материалов для рисования (краски, карандаши, пастель, фломастеры или что-то другое)

Пленэр это что в искусстве. Смотреть фото Пленэр это что в искусстве. Смотреть картинку Пленэр это что в искусстве. Картинка про Пленэр это что в искусстве. Фото Пленэр это что в искусствеКлод Оскар Моне – Banks of the Seine at Jeufosse, Autumn 1884

Интересные факты и забавные истории, которые случились с известными художниками на пленэре.

1. Клод Моне создал себе специальную передвижную художественную студию на лодке. Благодаря этому он плавал по Сене, вставал на якорь в живописных местах и рисовал оба берега реки одновременно.

2. Один из великих французских пейзажистов Камиль Коро обожал рисовать рано утром, чтобы запечатлеть на века просыпающуюся природу. Для этого он выходил из дома уже в 3-4 утра. Его современники шутили, что оценить реалистичность его работ не просто, ведь надо самому очень рано встать.

3. Император Александр II очень ценил творчество Ивана Шишкина и часто приглашал его в Царскую Беловежскую пущу для написания картин.

Не смотря на то, что Ивана Ивановича принимали там как важную особу, управляющий Беловежской Пущей везде следовал за ним и просил убирать с этюдов изображения засохших деревьев. Служащий опасался обвинений в плохом управлении лесом.

4. С Огюстом Ренуаром однажды произошла такая история. В 1870 году он неудачно выбрал место для пленэра и оказался между двух враждующих лагерей солдат. Солдаты-коммунары приняли его за шпиона, который снимает карту местности. Ренуару повезло, знакомый офицер вступился за него, иначе художника арестовали бы за шпионаж.

5. Поль Сезанн, как и многие творческие люди, негативно реагировал, когда его отвлекают от любимого рисования. Из-за этого он чуть было не лишился прибыльного заказа. Дело было так. Поль Сезан творил на пленэре, и в это время к нему подъехали двое всадников. Художник не знал, что это были знаменитые любители живописи и коллекционеры того времени бароны Кошены, отец и сын. Поль Сезанн прогнал незваных зрителей, и в будущем им пришлось заново искать общий язык.

Источник

Пленэрная живопись

работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. И состоявшийся мастер, время от времени покидает уютную мастерскую и выезжает «на вольный воздух», чтобы отрабатывать профессиональные навыки в «живой», динамичной обстановке, которые дает пленэрная живопись.

Пленэр (от французского en plein air — в переводе с французского «на открытом воздухе». Художники знают, что живопись на пленэре — это не просто красивый образ, романтическая игра слов, а вполне определенный термин, обозначающий как живописную технику, так и непосредственный её результат. Пленэрная живопись обладает той свежестью, той силой передачи мгновенного, переменчивого, мимолетного, которой нет у пейзажистов, работающих только в мастерской по этюдам, зарисовкам с натуры или по памяти.

Казалось бы, художники испокон веков писали предметы с натуры, при естественном свете и в естественных условиях. Тем не менее, само понятие появилось сравнительно недавно: по существу, принципы пленэра получили распространение лишь в первой половине XIX века.

Только работая на «открытом воздухе», пленэре, можно живо и полно передать «открытые» проявления жизни: особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в начале XIX века английский художник Джон Констебль писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но все же картины дописывались и дорабатывались в мастерской. Только через полвека в полной мере на открытом воздухе стали работать мастера барбизонской школы, Камиль Коро и другие художники.

Общение с природой, постоянный контакт с ней в процессе работы обостряют взгляд живописцев-пленэристов, делают их чуткими к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. А главное — в этой непосредственной близости к природе художник вступает в теснейшее общение с ней.

По-настоящему пленэрная живопись раскрылась в работах французских импрессионистов: Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и другие. В 1891 году К. Моне вступил на пленэре в настоящее соревнование с природой. По тем временам это был смелый и рискованный эксперимент. Так родилась серия «Тополя», написанная на берегу реки Эпт.

Мастер работал одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть колорит и освещение, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник одну за одной создавал картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие, дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.

Раскрыв секрет особого зрительного эффекта, который получается при наложении рядом друг с другом мазков чистого, несмешанного цвета, импрессионисты добились в своих пейзажах редкой солнечности, яркости, свежести. До импрессионистов моменту наложения красок на холст предшествовало смешение их на палитре.

Например, для получения определенного “теплого” желтого цвета на палитру накладывалась желтая, коричневая, красная краски и смешивались. Импрессионисты для получения такого же цвета все составляющие его цвета накладывали на холст чистыми мазками. В результате с определенного, продиктованного художником расстояния они смешивались “в глазу” у зрителя. Тем самым снимая условность ровного, среднего тона. Возьмем, к примеру, пейзаж последователя импрессионистов Альбера Марке “Порт Гонфлер”.

Пленэр это что в искусстве. Смотреть фото Пленэр это что в искусстве. Смотреть картинку Пленэр это что в искусстве. Картинка про Пленэр это что в искусстве. Фото Пленэр это что в искусствеАльбер Марке “Порт Гонфлер”

Марке был великолепным маринистом — художником любившим и умевшим писать море, — его пейзаж полон жизни.В нем ощущение влажного морского воздуха, чистоты, как бы “умытого” неба, свежесть красок. Марке удалось в самой композиции этого небольшого полотна, в расположении бегущих парусников передать ту извечность движения. Сама поверхность воды, гладкая, как стекло, отражающая лучи утреннего солнца, превращается в узор серовато-голубых, белых и желтых пятен, точно передающих цвет моря на рассвете. Пейзаж Марке не претендует на философские обобщения, но в нем есть обаяние самой жизни. Зритель перед картинами Марке чувствует себя как перед широко распахнутым окном.

В России во второй половине XIX – начале XX веков на пленэре работали такие выдающиеся живописцы как Валентин Серов, Василий Поленов,Исаак Левитан, Константин Коровин, Игорь Грабарь и многие другие. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от затяжного зимнего сна.

На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник обнаружил и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой аскетичный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.

С конца XIX века и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. И состоявшийся мастер, время от времени покидает уютную мастерскую и выезжает «на вольный воздух», чтобы отрабатывать профессиональные навыки в «живой», динамичной обстановке, которые дает пленэрная живопись.

Источник

Пленэризм

Пленэр это что в искусстве. Смотреть фото Пленэр это что в искусстве. Смотреть картинку Пленэр это что в искусстве. Картинка про Пленэр это что в искусстве. Фото Пленэр это что в искусстве

Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.

Возникновение

Пленэр появился в начале XIX в. в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. В России во 2-й половине XIX — начале ХХ вв. пленэрной живописью успешно занимаются Василий Поленов, Исаак Левитан, Владимир Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.

Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Однако среди художников барбизонской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь.

Интересные факты

Благодаря пленэру краски стали изготавливать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Пленэризм» в других словарях:

пленэризм — сущ., кол во синонимов: 1 • пленэр (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

пленэр — пленер, пленэризм, живопись Словарь русских синонимов. пленэр сущ., кол во синонимов: 3 • живопись (41) • плене … Словарь синонимов

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович — [2(14).4.1870, Саратов, 26.10(8.11).1905, Таруса], русский художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890 91 и 1893 95), в петербургской АХ (1891 93) у П. П. Чистякова и в студии Ф. Кормона (1895 98) в Париже. Член (с… … Большая советская энциклопедия

Борисов-Мусатов — Виктор Эльпидифорович [2(14).4.1870, Саратов, 26.10(8.11).1905, Таруса], русский художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890 91 и 1893 95), в петербургской АХ (1891 93) у П. П. Чистякова и в студии Ф. Кормона… … Большая советская энциклопедия

Импрессионизм — ИМПРЕССИОНИЗМ. И. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все времена или же периодически, в той или иной форме… … Литературная энциклопедия

Лилиенкрон — Детлев Фридрих, фон (Detlev v. Liliencron, 1844 1909) немецкий поэт, отпрыск древнего, но захудалого дворянского рода из Шлезвиг Голштинии. Монархист и патриот, Л. в качестве офицера участвует в походах 60 х и 70 х гг. Крайняя бедность вынуждает… … Литературная энциклопедия

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович — (1870 1905), русский живописец. Учился в МУЖВЗ (1890 91, 1893 95), в петербургской АХ (1891 93) у П. П. Чистякова и в студии Ф. Кормона (1895 98) в Париже. Член Союза русских художников (с 1904). С 1898 жил преимущественно в Саратове, с… … Художественная энциклопедия

Пленэр — «Клод Моне на опушке леса», Джон Сингер Сарджент Пленэр (от фр. en plein air «на открытом воздухе … Википедия

Пленэрная живопись — Клод Моне на опушке леса, Сарджент, Джон Сингер Пленэр (от фр. en plein air «на открытом воздухе») живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения… … Википедия

Плэнерная — Клод Моне на опушке леса, Сарджент, Джон Сингер Пленэр (от фр. en plein air «на открытом воздухе») живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения… … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *