Плевелы что это в пьесе гроза

Значение слова плевел

Словарь Ушакова

пл е вел, плевела, род. мн. плевел и плевелов, муж. (книж.).

1. Сорная трава, растущая среди хлебных злаков.

| Название некоторых луговых и полевых трав из семейства злаков, отдельные виды которых являются сорными (бот.). Льновый плевел (сорняк льна). Опьяняющий плевел (сорняк в посевах яровых хлебов). Многолетний плевел.

2. перен., только мн. Что-нибудь вредное, дурное, портящее, засоряющее что-нибудь, преим. в заимствованном из Евангелия аллегорическом выражении: отделить плевелы от пшеницы (т.е. худое от хорошего, неиспорченного еще).

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, м. ПОЛОВА, ы, ж.

1. Сорная трава среди хлебных злаков.

* [Феклуша:] Вижу, стоит кто-то лицом черен, и делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыплется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, народ днем в суете-то в своей невидимо и подберет. // Островский. Гроза //; Пусть, теша буйство удалое и сея плевелы свои, Толпы пустых, надменных, праздных, Толпы пороков безобразных В тебе кишат. // Некрасов. Стихотворения // / *

Энциклопедия «Биология»

, род растений сем. злаков. Включает ок. 10 видов одно-, двух– и многолетних травянистых растений. Из сорняков наиболее известны плевел льняной и опьяняющий. Плевел льняной засоряет лён, плевел опьяняющий – яровые зерновые и озимую пшеницу. Однолетние сорняки. Размножаются семенами. Семена обладают хорошей всхожестью, но она сохраняется не более года. Одно растение плевела льняного даёт до 100 зерновок, а опьяняющего – до 500. Семена опьяняющего плевела ядовиты для человека и большинства животных (кроме кур, свиней и уток). Хлеб, выпеченный из муки с примесью плевела, вызывает отравление. Такой хлеб называют «пьяный» (по типу отравления). Отравление вызывается алкалоидом темулином, который вырабатывает гриб строматиния, обычно поселяющийся на семенах плевела. Род плевелов включает также такие ценные кормовые пастбищные культуры, как райграс пастбищный и райграс многоукосный.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ПЛЕВЕЛ, а, мн. плевелы, плевел, м.

1. Сорная полевая трава сем. злаков. Льновый п.

2. Оболочка зерна (стар. и обл.). Отделить зерно от плевел (также перен.: отделить хорошее от дурного; книжн.). Очиститься от плевел (перен.: от чегон. вредного, чуждого; книжн.).

| прил. плевельный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Источник

Из действия первого, явления первого.

Феклуша. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда.
Кабанова. Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша.
Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются: оттого все и делается прохладно и благочинно. Ведь эта беготня-то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве: бегает народ взад и вперед, неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнает; ему мерещится, что его манит некто, а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты, что он догоняет. Суета-то, ведь она вроде туману бывает. Вот у вас в этакой прекрасный вечер редко кто и за ворота-то выйдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для ради скорости.
Кабанова. Слышала я, милая.
Феклуша. А я, матушка, так своими глазами видела; конечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат.
Кабанова. Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду.
Феклуша. Что за крайности, матушка! Сохрани господи от такой напасти! А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу, на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днем в суете-то своей невидимо и подберет. Оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко.
Кабанова. Все может быть, моя милая! В наши времена чего дивиться!
Феклуша. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить.
Кабанова. Как так, милая, в умаление?
Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят.
Кабанова. И хуже этого, милая, будет.
Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого,
Кабанова. Может, и доживем.

Опорные вопросы.
1. О чём говорят Кабанова и Феклуша?
2. Как этот разговор характеризует собеседниц? С чем связаны их переживания?
3. Как противопоставляются образы двух городов – Калинова и Москвы – в представлении Феклуши?
4. Почему в данном фрагменте преобладают реплики Феклуши?
5. Можно ли судить об авторском отношении к предмету беседы и к самим персонажам?

Источник

7 секретов «Грозы»

Вспоминаем школьную программу по литературе. Сегодня — Островский: чем живет город Калинов, темное прошлое Катерины, люди, размахивающие руками, и другие важные детали, которые читатель не должен пропустить, чтобы понять пьесу

1. Тайна первых слов

«К у л и г и н (поет). „Среди долины ровныя, на гладкой высоте…“»

«Среди долины ровныя…» — песня на слова поэта Алексея Мерзлякова, ко­то­рую, судя по песенникам времен Островского, хорошо знало подавляющее большинство зрителей, сидящих в зале. Главный посыл этой печальной песни в том, что даже богатство и почести не могут заменить человеку любовь, и мы видим, как одна из главных тем всей пьесы раскрывается уже в первой строке. Другой важный посыл песни Мерзлякова — одиночество «в чужой стороне». Казалось бы, действующие лица «Грозы» живут в родных местах, но чувства героя песни явно определяют и их эмоциональное состояние: в пьесе трудно найти персонажа, который был бы в гармонии с окружающими людьми и миром.

2. Тайна веры героев «Грозы»

Вот странница Феклуша рассказывает Кабановой про ужасы жизни в других городах, особенно в Москве, и подводит итог:

«Ф е к л у ш а. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и стало в умаление приходить».

Что значит «время в умаление стало приходить»? Чтобы ответить на этот во­прос, зададимся сначала более общим: во что вообще верят герои «Грозы»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая. Писа­тель, чиновник и исследователь раскола Павел Мельников-Печерский был уверен, что в «Грозе» изображены старообрядцы. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно. Странница Феклуша — один из главных каналов, связывающих Калинов с другими го­родами, и, по ее мнению, весь окружающий мир, лишенный «благочестия», быстро гибнет:

«Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! так и снует, один туда, другой сюда».

По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Говоря о времени, которое «в умаление стало приходить», Феклуша на своем специфическом языке описывает вполне понятный процесс ускорения темпа жизни, присущий новому времени — с его рационалистиче­ским отношением ко времени как к ресурсу, который можно измерить и кото­рого может не хватить.

Плевелы что это в пьесе гроза. Смотреть фото Плевелы что это в пьесе гроза. Смотреть картинку Плевелы что это в пьесе гроза. Картинка про Плевелы что это в пьесе гроза. Фото Плевелы что это в пьесе грозаЭскиз декораций Бориса Кустодиева «Гулянье на берегу Волги» к пьесе «Гроза». 1918 год Государственный Русский музей / «Артхив»

О времени говорят и другие герои драмы, и из их слов становится ясно, что на самом деле проблемы со временем как раз у жителей Калинова. Кулигин замечает:

«Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И всего часа три в сутки. А что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены».

Город Калинов как бы выпал из нормального течения времени: именно здесь оно на самом деле пришло «в умаление».

3. Тайна размахивания руками

Кулигин видит вдалеке Дикого:

«К у л и г и н (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
К у д р я ш. Это? Это Дикой племянника ругает».

Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками. Для рус­ского купца XIX столетия такое по­ведение особенно значимо. Во многих школьных учебниках сказано, что жители Калинова живут по домо­строевским правилам. Однако по «Домострою» как раз положено «не выносить сор из из­бы», в том числе не ругаться на людях (например, жену нужно «наеди­не про­учить», а бить прилюдно не стоит). Ругающийся на улице Дикой, конеч­но, ведет себя с точки зрения традиционных купеческих представлений о морали совер­шенно неправильно: весь город знает, с кем он сегодня «воюет», — и это довольно яркая характеристика персонажа.

4. Тайна возраста Кабанихи

Кабанова жалуется на свой возраст:

«Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать».

Разворчавшейся Кабанихе верить не стоит: в пьесе не говорится, сколько ей лет, и это нетипичный случай для Островского, обычно точно указываю­щего возраст своих героев. И все же можно предположить, каков возраст этой герои­ни. На сцене свекровь Катерины долгое время было принято изображать глубо­кой старухой. Однако едва ли это верно. Тихон, сын Кабанихи, еще моло­дой че­ловек. Купеческие дочери выходили замуж очень рано: в одной из пер­вых пьес Остров­ского «Семейная картина» купчиха вспоминает, как вышла замуж в 13 лет. По­сле 1830 года такие ранние браки были запрещены, однако, даже если Кабаниха вышла замуж в 16, ей вполне может быть меньше 40 лет.

5. Интимные тайны города Калинова

Кудряш описывает местные любовные нравы:

«У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».

Почему важно, что «девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет»? Чаще всего русская классическая литература обращалась к дворянской жизни, где падение девушки воспринималось как катастрофа, и привыкшего к этой картине мира читателя слова Кудряша могут удивить. Дело в том, что дворян­ские и купеческие представления о нормах женского сексуального поведения в XIX веке сильно различались: последние были гораздо свободнее. В пьесе да­же Кабаниха ничего не может поделать с дочерью Варварой, которая почти от­крыто встречается с тем же Кудряшом.

Плевелы что это в пьесе гроза. Смотреть фото Плевелы что это в пьесе гроза. Смотреть картинку Плевелы что это в пьесе гроза. Картинка про Плевелы что это в пьесе гроза. Фото Плевелы что это в пьесе гроза

Плевелы что это в пьесе гроза. Смотреть фото Плевелы что это в пьесе гроза. Смотреть картинку Плевелы что это в пьесе гроза. Картинка про Плевелы что это в пьесе гроза. Фото Плевелы что это в пьесе гроза

В этом смысле главная героиня Катерина — исключение: в девичестве она, по всей видимости, не «гуляла», но изменила мужу, и это для купечества было гораздо более серьезным проступком, что раскрывается в следующих репликах:

«К у д р я ш. Так неужто ж замужнюю полюбили?
Б о р и с. Замужнюю, Кудряш.
К у д р я ш. Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!»

Опасность здесь не для Бориса, а для самой Катерины: в Калинове замужней женщине измены не простят.

6. Тайна прошлой жизни Катерины

Плевелы что это в пьесе гроза. Смотреть фото Плевелы что это в пьесе гроза. Смотреть картинку Плевелы что это в пьесе гроза. Картинка про Плевелы что это в пьесе гроза. Фото Плевелы что это в пьесе гроза

Плевелы что это в пьесе гроза. Смотреть фото Плевелы что это в пьесе гроза. Смотреть картинку Плевелы что это в пьесе гроза. Картинка про Плевелы что это в пьесе гроза. Фото Плевелы что это в пьесе гроза

Плевелы что это в пьесе гроза. Смотреть фото Плевелы что это в пьесе гроза. Смотреть картинку Плевелы что это в пьесе гроза. Картинка про Плевелы что это в пьесе гроза. Фото Плевелы что это в пьесе гроза

Вот как Катерина вспоминает жизнь до замужества:

«Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за работу, больше по бархату золотом, а странницы ста­нут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет».

Что значит это воспоминание? Судя по ее собственным рассказам, в девичестве Катерина делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха: то есть жила согласно традиционному укладу купечества. В то время именно купцы после­довательно и сознательно старались соблюдать традиции внутри сословия. Ровно это делает Катерина — причем не «из-под неволи», а от души, искренне.

Как ни странно, именно у этих героинь, Катерины и Кабанихи, — обычно про­тивопоставляемых! — наиболее близкие взгляды на жизнь. Различие между ними не в моральных нормах, а в отношении к ним: Кабаниха хочет, чтобы люди сле­довали «калиновскому» жизненному кодексу по необходимости, а Катерина считает, что это должно идти от души.

7. Тайна грозы

Главная героиня Катерина боится приближающейся грозы:

«К а т е р и н а (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее! я к образам да Богу молиться!»

Чтобы понять, почему она боится, посмотрим, какие еще смыслы образ грозы принимает в пьесе. Для Тихона Ка­банова это постоянный страх перед матерью; уезжая, он говорит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Механик-самоучка, своеобразный «про­светитель» из народа, Кулигин уверен, что гро­за — это «электричество», и хочет соорудить громоотвод. Необразованный Дикой ругает Кулигина, объясняя ему, что гроза — это наказание Божье, кото­рое, по мнению обитателей Калинова, может постигнуть едва ли не любого: был бы человек, а проступок найдется.

Однако Катерину покарает не безличная гроза — напротив, героиня накажет себя сама. Для пьесы это принципиально: даже искренне желающей жить по калиновским домостроевским правилам героине придется самой решать свою судьбу. Время традиционного общества в пьесе Островского подо­шло к концу — по выражению Феклуши, «пришло в умаление».

Источник

Явление первое

Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка.

Кабанова и Феклуша (сидят на скамейке).

Феклуша. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда.

Кабанова. Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша.

Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются: оттого все и делается прохладно и благочинно. Ведь эта беготня-то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве: бегает народ взад и вперед, неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнает; ему мерещится, что его манит некто, а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты, что он догоняет. Суета-то, ведь она вроде туману бывает. Вот у вас в этакой прекрасный вечер редко кто и за ворота-то выйдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для ради скорости.

Кабанова. Слышала я, милая.

Феклуша. А я, матушка, так своими глазами видела; конечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат.

Кабанова. Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду.

Феклуша. Что за крайности, матушка! Сохрани господи от такой напасти! А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу, на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днем в суете-то своей невидимо и подберет. Оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко.

Кабанова. Все может быть, моя милая! В наши времена чего дивиться!

Феклуша. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить.

Кабанова. Как так, милая, в умаление?

Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят.

Кабанова. И хуже этого, милая, будет.

Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого,

Источник

плевел

Смотреть что такое «плевел» в других словарях:

ПЛЕВЕЛ — ПЛЕВЕЛ, плевела, род. мн. плевел и плевелов, муж. (книжн.). 1. Сорная трава, растущая среди хлебных злаков. || Название некоторых луговых и полевых трав из семейства злаков, отдельные виды которых являются сорными (бот.). Льновый плевел (сорняк… … Толковый словарь Ушакова

ПЛЕВЕЛ — ПЛЕВЕЛ, а, мн. плевелы, плевел, муж. 1. Сорная полевая трава сем. злаков. Льновый п. 2. Оболочка зерна (стар. и обл.). Отделить зерно от плевел (также перен.: отделить хорошее от дурного; книжн.). Очиститься от плевел (перен.: от чего н. вредного … Толковый словарь Ожегова

ПЛЕВЕЛ — (Lolium), род однолетних, дву или многолетних растений сем. злаков. Многоцветковые, сжатые с боков колоски собраны в двурядпый колос. Ок. 10 видов, в СССР 7 9. Широко распространены в Европе, Ср. и Юго Зап. Азии и Сев. Африке. Мн. виды… … Биологический энциклопедический словарь

ПЛЕВЕЛ — 1) род трав семейства злаков. Ок. 10 видов, преимущественно в умеренном поясе Евразии и в Сев. Африке. Среди них ценные кормовые растения. Некоторые виды ядовиты, напр. плевел опьяняющий (примесь его в муке дает т. н. пьяный хлеб, вызывающий… … Большой Энциклопедический словарь

ПЛЕВЕЛ — ПЛЕВЕЛ, 1) род трав (семейство злаки). Около 10 видов, преимущественно в умеренном поясе Евразии и в Северной Африке. Среди них ценные кормовые растения. Некоторые виды сорняки различных культур. В плодах (зерновках) плевела опьяняющего,… … Современная энциклопедия

плевел — сущ., кол во синонимов: 7 • злак (70) • мякина (10) • плева (11) • … Словарь синонимов

Плевел — (Lolium L.) родовое название растений из сем. злаков(Gramineae), группы ячменных (Hordeae). Это однолетние или многолетниетравы, растущие густыми дерновинами или по одиночке; колосья у нихверхушечные, сплюснутые и иногда довольно длинные. На… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Плевел — ПЛЕВЕЛ, 1) род трав (семейство злаки). Около 10 видов, преимущественно в умеренном поясе Евразии и в Северной Африке. Среди них ценные кормовые растения. Некоторые виды сорняки различных культур. В плодах (зерновках) плевела опьяняющего,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

плевел — а; м. 1. Сорная полевая трава сем. злаков. Многоцветный п. Бороться с плевелами. 2. Нар. разг. Оболочка зерна. Очищать, освобождать зерно от плевел (также: отделять хорошее от плохого, дурного). 3. только мн.: плевелы, вел. Книжн. То, что… … Энциклопедический словарь

Плевел — (Lolium) род многолетних или однолетних трав семейства злаков. Соцветие двурядный колос. Колоски многоцветковые, сжатые с боков (к оси колоса прижаты узкой стороной). Около 15 (по др. данным, до 40) видов, преимущественно в умеренном… … Большая советская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *