Плохие мысли об аллахе что делать
Мысли – будет ли наказание за них?
Наш разум постоянно подвергается натиску разного рода мыслей. Он принимает и отменяет какие-то решения, от некоторых ему легко отказаться, а от некоторых – нет. Иногда испытанием человека является размышление о грехе.
Сатана наущает его, призывает к дурному. Бывает и так, что человек намеревается совершить какой-либо грех, но по разным причинам не совершает его. Будет ли человек отвечать за плохие мысли и за то, что происходит у него на душе, если это плохое, и будет ли он вознаграждён за отказ мыслей?
Всевышний Аллах в суре Аль-Бакара сказал:
وَإِن تُبْدُوا مَا فِي أَنفُسِكُمْ أَوْ تُخْفُوهُ يُحَاسِبْكُم بِهِ اللَّهُ ۖ فَيَغْفِرُ لِمَن يَشَاءُ وَيُعَذِّبُ مَن يَشَاءُ
(смысл): «Раскроете ли вы то, что в душах ваших, или станете скрывать – всё равно Аллах знает об этом и потребует с вас отчёта за это. Он прощает (грехи), кому пожелает, и наказывает, кого пожелает». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Бакара: 284)
Когда был ниспослан этот аят, сподвижники очень испугались, что Аллах спросит с них как за явные деяния, так и за скрытые. Под скрытыми деяниями подразумеваются деяния сердца. Ведь так же, как любым органом, мы совершаем деяния и сердцем: мысли, намерения, убеждения, решения.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ ۚ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولَٰئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْئُولًا
(смысл): «И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания, ведь слух, зрение, сердце – все они будут в День суда об этом спрошены». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Исра, 36)
В этом аяте есть указание на то, что деяния сердца, как и деяния слуха и зрения, не стираются из книги деяний. И оба этих аята говорят нам о предстоящем спросе за содержимое сердец.
Подобных аятов в Коране предостаточно, но делать выводы ещё рано, ведь передаются хадисы, сообщающие о прощении.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اللَّهَ تَجَاوَزَ عَنْ أُمَّتِى مَا حَدَّثَتْ بِهِ أَنْفُسَهَا ، مَا لَمْ تَعْمَلْ أَوْ تَتَكَلَّمْ
«Поистине, Аллах простит моей общине то, что станут внушать им их души, если только кто-нибудь из них не станет говорить об этом или делать это». (Бухари, 5269; Муслим, 127; Абу Дауд, 2209; Тирмизи, 1183)
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
يَقُولُ اللَّهُ: إِذَا أَرَادَ عَبْدِي أَنْ يَعْمَلَ سَيِّئَةً، فَلَا تَكْتُبُوهَا عَلَيْهِ حَتَّى يَعْمَلَهَا، فَإِنْ عَمِلَهَا فَاكْتُبُوهَا بِمِثْلِهَا، وَإِنْ تَرَكَهَا مِنْ أَجْلِي فَاكْتُبُوهَا لَهُ حَسَنَةً، وَإِذَا أَرَادَ أَنْ يَعْمَلَ حَسَنَةً فَلَمْ يَعْمَلْهَا فَاكْتُبُوهَا لَهُ حَسَنَةً، فَإِنْ عَمِلَهَا فَاكْتُبُوهَا لَهُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِ مِائَةِ ضِعْفٍ
«Всевышний Аллах говорит: “Если решит раб Мой совершить дурное, не записывайте за ним дурного дела, пока он не совершит его. Если он совершит дурное, запишите, как оно есть, а если он откажется от его совершения ради Меня, то запишите ему одно доброе дело. Если он решит совершить доброе дело, но не совершит его, запишите ему одно доброе дело, а если он совершит его, то записывайте ему от десяти до семисот и многим более добрых дел”». (Бухари, 7501; Муслим, 128; Тирмизи, 3073)
Как видим, между аятами и этими хадисами, кажется, есть некое противоречие, в котором стоит разобраться, начиная с момента возникновения этих мыслей в сердце до их физического проявления.
Имам Фахруддин Ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) в комментариях к первому аяту приводит мнения нескольких учёных. Самое достоверное из них следующее:
«Мысли, посещающие человека, делятся на два вида:
1. те, что крепко укоренились в сердце, которые человек уже решительно настроен исполнить их, за них несомненно будет наказание;
2. это мысли, посещающие человека непроизвольно, он не желает, чтобы они посещали его и избавиться от них не может, за них наказания не будет».
Имам Аль-Газали в книге «Возрождение религиозных наук» (5/146) подразделяет всё то, что приходит на сердце, на четыре вида:
первое, что приходит нам в голову – это мысль. К примеру, мысль о девушке, которая идёт позади, и если человек повернётся, то увидит её;
второе – возбуждённое желание посмотреть на эту девушку, которое имам называет склонностью эго;
третье – решение сердца о необходимости совершить то, что он возжелал, то есть посмотреть на девушку. Это имам называет убеждением;
четвёртое – твёрдое намерение совершить действие, то есть посмотреть на неё.
Что касается первых двух категорий, то они неконтролируемы, и избавиться от них сложно, а порой невозможно, поэтому за них не будет наказания, так как Аллах в священном Коране говорит:
لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا
(смысл): «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Бакара: 286)
Именно эти категории подразумеваются в словах Посланника Аллаха: «Поистине, Аллах простит моей общине то, что станут внушать им их души».
А что касается третьего вида мыслей, то они бывают либо вынужденными, либо добровольными, за первые не положено наказание, а за вторые положено. А за четвёртый вид мыслей человек понесёт наказание.
Однако будет ли он наказан, если он не воплотит в реальность намерение из четвёртой категории? Тут имам Аль-Газали рассматривает две основные причины, по которым человек может не воплотит в реальность намерение четвёртого вида:
1. страх наказания Аллаха или сожаление за такое намерение;
За такой отказ человеку запишется одно благое деяние, ведь отказ от плохого намерения – благо.
2. отказ от действия не из-за страха наказания Аллаха, а по другой причине.
Например, что-то помешало ему совершить действие в соответствии с намерением: он хотел вечером пойти ограбить дом, и когда пришёл в дом, обнаружил собаку и не смог ничего украсть.
За такое деяние сердца будет спрос и наказание, ведь не будь этого препятствия, он бы с лёгкостью совершил намеренное.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّمَا يُبْعَثُ النَّاسُ عَلَى نِيَّاتِهِمْ
«Поистине, люди будут воскрешены в соответствии со своими намерениями». (Ибн Маджах, 4229)
Из всего сказанного ясно, что сердце – это немаловажный орган в теле человека. Поскольку сердце является источником всех деяний, оно больше всего заслуживает наказания, ведь всякое действие, которые выполняют органы, берёт своё начало в сердце. И если человек вовремя среагирует разумом и отфильтрует мысли и намерения, то спасётся в этом и в том мире.
Будем благодарны за репост!
Абубакр Пирдамов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Плохие мысли об аллахе что делать
Как правильно мыслить по Исламу (фото: pixabay.com)
Тысячи самых разных мыслей приходит человеку в голову на протяжении всего дня. Человек не может контролировать их возникновение у себя в голове, и часто в сознании возникают негативные, не соответствующие благому помыслы. Каковы причины возникновения таких мыслей, как с ними бороться, и будет ли спрошен за них верующий?
Согласно исламу, мысли бывают трех видов : мысли от ангелов – ильхам, мысли от шайтана – васваса, и мысли от нафса самого человека.
Естественно, что мысли от ангелов благие и созидательные, становятся причиной совершения благодеяний, вдохновляют на добрые свершения. Причиной отдаления от ислама могут стать мысли от шайтана и мысли от нафса.
Аллах сотворил этот мир состоящим из дозволенного и запретного, благого и плохого. Смысл этого – определить самых покорных, праведных и близких к Аллаху рабов. Также и мысли, возникающие в нашей голове, могут быть благими и приближать к довольству Аллаха, либо отдалять от него.
Почему возникают такие мысли?
Во-первых, как отмечалось выше, это происки шайтана, который стремится своими наущениями сбить верующих с пути истины и радуется каждой возможности искусить рабов Аллаха. В одном из хадисов сказано: «Поистине, шайтан передвигается в (теле) человека подобно крови» (Бухари).
Как отличить голос разума от голоса шайтана?
Во-вторых, наряду с шайтаном, есть у человека враг – он сам, темная сторона его души – его нафс. Это алчность, жадность, страсть, похоть – все эти низменные качества, способны вызывать в человеке самые негативные мысли, и стать причиной совершения самых скверных поступков.
Стоить отметить, что мысли своего рода лакмусовая бумажка, показывающая уровень праведности человека. Мысли плохие возникают у всех, но чем больше веры в человеке, тем чище его помысли и намерения. Человека определяет то, как он относится к своим мыслям. Одни могут даже не различать плохие мысли от хороших, принимая их как само собой разумеющееся, другие испытывать огромную неприязнь за негативные мысли, которую лезут им в голову.
Как сказано в хадисе: «Правоверный смотрит на свои грехи, словно сидящий под горой, который боится того, что она упадет на него. Нечестивец же смотрит на свои грехи, как на муху, пролетевшую перед его носом», – и он провел рукой, будто бы отгоняя муху» (Бухари).
Так и для человека, далекого от веры, плохие мысли не представляют особого беспокойства.
В другом хадисе повествуется, что однажды сподвижники сообщили посланнику Божьему (мир ему) о том, что у них бывают моменты, когда они чувствуют что-то в сердце, и не могут говорить об этом вслух. То есть они поведали о появлении у них плохих мыслей. На что Пророк (мир ему) ответил: «Это чистая вера» (Муслим).
Негативные мысли могут быть несколько видов.
Первые – пессимистично настроенные, связанные с негативным прогнозом на предстоящие события, будущее, отсутствием веры в свои силы и пр, такие мысли страшны тем, что они отдаляют от веры в способность Аллаха на каждую вещь.
Вторые связаны с негативным мышлением о других, замечанием их недостатков.
11 способов навсегда покончить с негативным мышлением
Третий вид – представление плохих деяний, совершение греха в мыслях.
Эти мысли сами по себе не являются грехом, если человек не начинает их контролировать и определять как нечто неприемлемое. Если же он относится к ним с беспечностью и позволяет им укорениться в своей голове, эти мысли становятся намерением и выливаются в конкретное действие, и могут стать причиной совершения греха. Поэтому не стоит недооценивать свои мысли и давать себе поблажку в этом плане.
Но если человек откажется от плохой мысли и не совершит грех, о котором задумал, то ему запишется награда: «Если кто-то захочет совершить дурное деяние, но откажется от него (опасаясь наказания Аллаха), то Создатель запишет ему благое дело» (Бухари, Муслим).
Как защитить себя от плохих мыслей?
— Мыслить позитивно, наполнять свою голову мыслями о благом, о бесконечной милости Всевышнего, о Его предопределении, которое является лучшим для нас.
— Укреплять знания в религии.
— Не зацикливаться на негативных мыслях, отпускайте их, заменяйте плохие мысли хорошими.
— Думать хорошо о людях, видеть в них только хорошее, не замечать недостатков, не акцентировать внимание на ошибках окружающих, не таить обид.
— Постоянное поминание Аллаха, зикр и дуа о благом.
Ужасные мысли довели меня до отчаяния
Вопрос: Мой вопрос вам может показаться странным, но мне очень нужна ваша помощь. Меня просто замучили мысли в моей голове. Они такие ужасные, что иногда жить не хочется. Я не знаю, откуда они. Я иногда аж передергиваюсь от них. Вначале я плакала, потом я прочитала про силу самовнушения и внушаю себе, что они не мои. Я – девушка религиозная, и очень боюсь, что попаду в ад из-за них, потому что мои мысли идут против того, что я люблю больше всего на свете. Я прошу помощи у Аллаха, так как только Он может помочь. Помогите мне, пожалуйста, не осуждайте меня только. Родителям не говорю, не хочу их расстраивать. Всегда была для них образцовой дочкой.
Ответ: Это явный признак веры (имана).
Мы хотели бы поздравить Вас с Вашими чувствами. Это само по себе является признаком имана. В сборнике «Сахих» Муслима записано, что однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) пришла группа сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и пожаловалась ему, что у них есть такие мысли, о которых им стыдно даже рассказывать.
Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Серьезно? Вам всем приходят такие мысли и сомнения?» Они ответили утвердительно. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это явный признак имана». («Сахих» имама Муслима, хадис 357).
Алимы объяснили причину этому на следующем примере: вор не будет пытаться ограбить дом, в котором нет никаких ценностей; вор будет пытаться ограбить только те дома, в которых есть ценные вещи.
Сердце верующего подобно дому, в котором имеется величайшая драгоценность этого мира и ахирата. Шайтан будет вкладывать сомнения только в те сердца, которые содержат такой драгоценный дар как иман. Он постарается сделать все, чтобы выбить человека из колеи и украсть у него иман. Поэтому Вам не стоит беспокоиться; будьте благодарны Аллаху за то, что Он благословил Вас иманом.
Алимы сообщили, что средством избавления от таких сомнений является их игнорирование. Когда Вас мучают такие сомнения, проигнорируйте их и займитесь зикром и шукром Аллаха. Это всего лишь безосновательные сомнения от шайтана, которые совершенно не заслуживают никакого внимания.
Поразмышляйте о различии между неверующим и верующим. Когда такие мысли возникают в голове верующего, он обеспокоен и растерян, показывая, что он не принимает эти мысли, и это явный признак имана. А неверующий, наоборот, совершенно не беспокоится и в действительности наслаждается этими мыслями и убеждениями, лелеет и распространяет их. Тот факт, что Вы возмущены, – достаточное доказательство Вашего имана и Вашего довольства Исламом в качестве своей религии.
Кроме того, воздержитесь от всех видов харама, всей той литературы и иных вещей, которые могут стимулировать такие сомнения, и самое главное – держитесь подальше от всех грехов.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Плохие мысли об аллахе что делать
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Дурные мысли об Аллахе
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Из грехов, которые объединяют неверных и лицемеров всего мира, главный и наихудший — это скверные думы о Господе миров. Именно они станут причиной их вечных страданий в Геенне.
«Некоторые же были заняты размышлениями о себе. Они несправедливо думали об Аллахе — мыслями времён невежества, говоря: «Есть ли у нас какая-то власть над делами (или принятием решений)?» Скажи: «Дела (или решения) целиком принадлежат Аллаху». Они скрывают в своих душах то, чего не открывают тебе, говоря: «Если бы у нас была какая-то власть над делами, то мы (те из нас, которые погибли) не были бы убиты здесь». Скажи: «Даже если бы вы находились в своих домах, то те, кому была предписана гибель, непременно вышли бы к местам, где они полегли, и Аллах испытал бы то, что в ваших грудях, и очистил бы то, что в ваших сердцах (, удалив лицемерие). Аллаху известно о том, что в груди»» (Коран, 3:154).
«. и чтобы наказать лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц, думающих об Аллахе дурное. Это зло обернётся против них же. Аллах разгневался на них, проклял их и приготовил для них Геенну. Как же скверно это место прибытия!» (Коран, 48:6).
По поводу первого аята Ибн аль-Кайим сказал:
«Как истолковали это (одни учёные), злые мысли о Нём, пречист Он (от них), состояли в том, что Он не помогает Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), что его дело исчезнет и Аллах отдаст его (неверным) для убийства. (Другие учёные) поняли (суть этих мыслей) так: всё, что постигает их (мусульман), не происходит по предопределению Аллаха и Его мудрости. Их также истолковали как отрицание мудрости Аллаха и Его предопределения, отрицание того, что Аллах доведёт до конца дело Своего Посланника и что Аллах возвысит (Ислам) над всеми религиями. Это и есть те дурные мысли, которыми думали лицемеры и язычники, (о чём сказано) в суре «аль-Фатх».
Это действительно были злые мысли — лживые представления, характерные для людей времён (доисламского) невежества, поскольку такие думы не приличествуют Ему с Его прекрасными именами, возвышенными атрибутами и Его сущностью, свободной от любого изъяна, и не соответствуют тому, что подобает Его мудрости, славе, единственности в том, чтобы быть Господом и Богом, Его правдивому обещанию, которое Он не нарушит, и Его слову, которое предшествовало всем Его посланникам — о том, что Он поможет им и не предаст их, и о том, что Его воинство победит. А если кто думает, что Он не поможет Своему Посланнику и не завершит Своё дело. или отрицает то, что всё предопределённое Им происходит по Его мудрости и сообразно цели, достойной похвал, и (утверждает), что всё это зависит от произвольных желаний (рабов), в которых нет какой-то мудрости и цели. то «. это — мысли неверных. Горе же тем, которые не уверовали, от (мук) Огня!» (Коран, 38:27).
Большинство людей думают об Аллахе дурными мыслями в тех вопросах, которые касаются их или того, как Он поступает с другими людьми. В безопасности от этого находятся только те, кто познал Аллаха, Его имена и качества, непреложность Его мудрости и обязательность Его восхваления.
Пусть же каждый умный, чистосердечный человек будет внимателен к этому, и пусть раскается пред Аллахом и попросит Его простить за злые мысли каждый раз, когда он думал о своём Господе дурное» («Заду-ль-ма‘ад», 3/196).
В категорию дурных мыслей об Аллахе входит также отрицание Его бытия, Его прекрасных имён и качеств:
«Когда поминают одного лишь Аллаха, содрогаются от отвращения сердца тех, которые не веруют в будущую жизнь. А когда поминают тех, которые ниже Него, они радуются» (Коран, 39:45).
Если послушать речи и почитать книги и статьи таких людей, то выходит, что Всевышний Творец чего-то не знает, чего-то не может, испытывает нужду в чём-то, несправедлив к Его рабам и т.д. Цитата из христианского веб-ресурса:
Возвышен Аллах над тем, что они говорят! С какой стати святому и безупречному Аллаху брать на Себя чьи-то грехи и принимать наказание от рук тиранов? Как вообще Его рабы могут нанести Ему какой-то вред? Он Сам судит и наказывает, кого пожелает!
«Его не спросят за то, что Он совершает, а они (люди) будут спрошены» (Коран, 21:23). Читайте также: Об Адаме и его потомстве Нагорная проповедь Иисуса: оценка психолога
«Бога оскорбить невозможно. Он вне морали, вне людских понятий о чести».
Т.е. Аллаху незнакомы понятия добра, зла и справедливости? Он равнодушен к словам и делам Его творений, наподобие каменного истукана язычников? Или наподобие безликой «матушки-природы» атеистов? Далёк наш Господь от этого безграмотного словоблудия (читайте также: Желания Аллаха всегда справедливы)!
И в будущей жизни люди встретят Аллаха именно таким, каким они Его представляли себе. Как сказано в священном хадисе:
«Я подобен мыслям Моего раба обо Мне. Так пусть же он думает обо Мне, что пожелает» (ад-Дарими, Ахмад, ат-Табарани. аль-Хаким и аз-Захаби назвали хадис достоверным по условиям Муслима. См. «аль-Мустадрак», 4/268).
Ибн Хаджар аль-Аскаляни, да помилует его Аллах, пояснил:
«То есть, Я способен поступить с ним так, как он это себе представляет» («Фатху-ль–Бари», 13/385).
Имам ан-Навави говорил:
«Как утверждают учёные, хорошее мнение о Всевышнем Аллахе — это когда человек рассчитывает на то, что Аллах смилуется над ним и простит его» («Шарху сахихи Муслим», 17/210).
Те же, которые не верили в Аллаха, никогда не увидят Его прекрасный лик, который Он откроет праведникам в Раю. Те, которые считали Его слабым и бедным, несправедливым или равнодушным — не могут надеяться на Его милосердие и не получат от Него помощи в День Суда и несметных богатств Рая. А мольбы тех, которые отрицали Его абсолютные слух, зрение и знание, останутся без ответа.
«Они скажут: «Господи! Наше злосчастие одолело нас, и мы оказались заблудшими людьми. Господи! Выведи нас отсюда. И если мы вернёмся (к грехам), то действительно будем беззаконниками (, заслуживающими наказания)». Он скажет: «Подите прочь и не говорите со Мной!»» (Коран, 23:106-108).
И само собой, что благие мысли об Аллахе подразумевают и благие поступки, посвящённые Ему:
«Нет ничего любимее для Меня из всего, что (делает) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, чем то, что Я вменил ему в обязанность; и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне дополнительными делами, пока Я не полюблю его» (часть священного хадиса, переданного аль-Бухари).
Меня мучают навязчивые, абсурдные и страшные мысли
Здравствуйте! У меня к вам один вопрос: как избавиться от навязчивых мыслей? Я на 100 % уверена, что причина всех нелепых мыслей в моей голове – наущения шайтана, ибо начались они тогда, когда я всерьёз занялась Исламом.
Каждый день меня посещают всякие абсурдные мысли, базирующиеся на моих страхах и постоянно меняющиеся. Одна мысль хуже другой.
Типичный пример: говорим с моей мамой о религии. И вдруг внезапно у меня возникает мысль, до которой я ни за что бы сама не додумалась, а именно что я и моя мама – два безумца. Это явление, конечно, вызвало волнение с непривычки, но я поняла, что это такое, и не поддалась ему.
Из-за подобных тупых мыслей иногда возникает даже подозрение, что я сама безумец. Однако, когда я убедилась, что не одна страдаю «навязчивыми состояниями», – успокоилась. Надеюсь, вы дадите мне совет по поводу избавления от всего этого.
С точки зрения религии:
Несомненно, что причиной подобных мыслей являются наущения Сатаны. Подобными наущениями он пытается сбить Вас с истинного пути, на это указывает и момент возникновения мыслей, а именно с того времени, как Вы всерьёз взялись соблюдать каноны и нормы Ислама.
Чтобы избавиться и уберечь себя от подобных мысленных помех в дальнейшем, следуйте следующим рекомендациям:
1. Когда Вас тревожат подобные мысли, обращайтесь ко Всевышнему с следующей мольбой: «Аузу бикалиматилляхи ат-таммати мин гадабихи ваикабихи вашарри ибадихи вамин хамазати-ш-шаятыни ваан яхзурун».
أَعـوذُبِكَلِمـاتِ اللّهِ التّـامّـاتِ مِن غَضَـبِهِ وَعِـقابِهِ ، وَشَـرِّ عِبـادِهِ وَمِنْ هَمَـزاتِ الشَّـياطينِ وَأَنْ يَحْضـرون
Перевод: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха от гнева Его, и наказания Его, и зла рабов Его, и от наущений шайтанов и от того, чтобы они являлись ко мне».
2. Старайтесь постоянно пребывать в омовении, есть только ту пищу, которую приготовили с омовением.
3. Совершайте обязательные молитвы в коллективе (джамаат-намаз). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет ни одного села или палаточного городка, в котором живут хотя бы три человека и в котором не совершают коллективную молитву, если только не овладел ими шайтан. Так будьте же с коллективом! Воистину волк съедает отделившуюся овцу» («Джами уль-ахадис», 20433).
4. Просите о защите у самого Всевышнего, особенно в последней трети ночи. Например, можно просить у Него защиты словами «Аузу билляхи мина-ш-шайтани ар-раджим!» («Я прошу защиты у Всевышнего от проклятого шайтана, чтобы тот не навредил моей религии, моей мирской жизни, чтобы не смог помешать мне совершить то, что мне велено, и чтобы не побудил совершить то, что мне запрещено». Воистину никто не в силах оградить и сохранить человека от шайтана, кроме Самого Аллаха, Того, Кто его создал. Поэтому нам и велено просить у Всевышнего защиты.
5. Как можно больше читайте Коран, особенно суры «аль-Ихляс», «аль-Фаляк», «ан-Нас» и «аят аль-Курси» (255-й аят суры «аль-Бакара»). Если не умеете, то хотя бы слушайте его запись.
С точки зрения психологии:
Изложенное Вами встречается достаточно часто. Обычно причиной подобных мыслей является общее эмоциональное и психологическое состояние человека. В принципе, это нормальное явление, если слишком на нём не концентрировать внимание и не придавать большой значимости этим мыслям.
Если Вас пугает мысль по поводу собственной ненормальности и психической аномалии, то будьте спокойны на этот счёт, так как проблема Ваша не психического плана, а психологического, это существенное различие. В психиатрии принято считать, что нормальным состоянием называется то состояние, когда человек ощущает в себе навязчивые мысли как нечто чуждое ему. Если же, наоборот, человек не отделяет их от самого себя, то есть живёт ими, то это уже аномалия.
В большинстве случаев навязчивые мысли являются следствием внутренних страхов – именно страхи дают им силу. Тут важно трезво взглянуть на ситуацию и признаться самой себе в собственных страхах, в их влиянии на Вашу жизнь. Важно не бежать от них, а спокойно разобраться в них, продумать их тщательным образом. Кроме того, из Вашего письма следует, что страхи (и, как следствие, навязчивые мысли) появились после того, как Вы встали на путь религии. В этом и может таиться ключ к разгадке.
Вполне вероятно, что Вы, узнав о дозволенности и недозволенности тех или иных действий и, как следствие, о наказании за выполнение запретного, стали всё подвергать сомнению. И появилось нормальное стремление к совершенству, к правильному, с точки зрения религии, поведению. Это вполне нормально и заслуживает уважения, но надо понимать и то, что Вы, как бы ни старались, всё равно, по ошибке, незнанию или ещё в силу ряда причин, можете совершить запретное. Но и богослов Вам подтвердит, что человек грешен по природе своей и опасность не столько в совершении греховного, сколько в отсутствии желания исправить плохое и раскаяться.
Почитайте истории о жизни нашего Пророка (мир ему и благословение), его сподвижников – и Вам многое станет ясным. Не помешало бы и ознакомление с работами имама Аль-Газали, он очень хорошо описал внутреннюю сущность человека, природу его поступков.
А теперь, после теоретического отступления, поговорим о том, как избавиться от этих мыслей.
Прежде всего нужно понять их природу. Чаще всего они появляются в результате такой черты характера, как мнительность, принятие любой негативной информации на свой счёт. Из этого следует, что большая часть этих мыслей рождается в результате внутренней неуверенности и незнания особенностей своей личности. Простое отвлечение от этих мыслей и переключение на что-либо другое не всегда даёт положительный результат, хотя иногда он и достигается.
В этом случае срабатывает так называемый эффект Зейгарника: когда неоконченное действие надолго сохраняется в памяти. Именно поэтому, если Вы просто прогоните из головы некую мысль, то она, скорее всего, вернётся и не будет давать Вам покоя. Из этого следует, что для того, чтобы полностью избавиться от той или иной мысли, её следует продумать до конца. При этом не стоит бояться, что произойдёт нечто страшное, всё будет нормально, просто таким образом, продумывая каждую мысль, Вы завершаете действие и тем самым освобождаете память.
Другим не менее эффективным способом избавления от навязчивых мыслей будет их письменное изложение на бумаге. Постарайтесь выбрать время и подробно и тщательно написать всё, о чём Вы думаете, на бумаге; при этом пусть Вас не волнует стиль изложения, пишите всё так, как оно приходит в голову. После чего этот лист рекомендуется спрятать, а по прошествии недели или дней десяти, находясь в хорошем настроении, заново всё перечитать. Проведя таким образом пять-шесть процедур, Вы сможете избавиться от внутренних страхов и, как следствие, от навязчивых мыслей.
На вопрос отвечали:
Мухаммад-Амин Магомедрасулов, теолог
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев, психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям