Плохо учусь в 10 классе что делать
Подросток в 10 классе подводные камни обучения
Поступление в 10 класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В это период у подростков неизбежно возникают новые трудности – в учебе, в отношениях со сверстниками и родителями.
Ранняя юность – период от 13-14 до 16-17 лет – время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек уже очень мало чисто детских черт, но и взрослыми их не назовешь, так как многое еще сохранилось от детства. На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания, социальных установок, мировоззрения; близость к завершению школы требует профессионального самоопределения. Старшие школьники уже интеллектуально зрелые люди, но психически, да и физически тоже, они далеки от полной взрослости. Кроме того, не следует забывать, что ранний юношеский возраст – это пора первой любви, и далеко не всегда наши уже совсем большие дети думают в это время исключительно об учебе.
Итак, ваш любимый подросток перешел в 10 класс. Какие трудности могут подстерегать родителей в первые месяцы учебы?
1. Сложности в учебе.
В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Как правило, слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, сложность изучаемого материала возрастает. Поэтому родители должны быть готовы к тому, что ребенок, бывший ранее отличником, может «скатиться» на четверки или даже тройки.
Особенно часто это случается в тех случаях, когда ребенок поступает в другое учебное заведение, тем более в «профильное», с более сложной программой – там критерии оценки знаний иные, чем в родной школе. Главное – не огульно ругать подростка, а попробовать разобраться. Плохие оценки и упреки дома могут не только существенно снизить самооценку подростка, но и привести к изменениям в поведении – ребенок может стать замкнутым, мрачным, отдалится от родителей.
Кроме того, после напряженного выбора в девятом классе и лихорадки выпускных экзаменов у школьников часто наблюдается вполне естественное желание «отдохнуть после трудов». Десятый класс многие из них рассматривают как передышку перед сложным одиннадцатым. В этом дети совершенно правы. Однако не следует забывать, что именно в десятом классе есть необходимое время для определения будущей профессии и, соответственно, для углубленного изучения тех предметов, которые даются сложнее. В выпускном классе на это может просто не остаться времени.
Что можно сделать в данном случае?
Прежде всего, необходимо выяснить, с какими именно трудностями столкнулся школьник, какие предметы сложнее всего ему даются, и помочь справиться с возросшей учебной нагрузкой. Следует объяснить ребенку, что плохие оценки – это результат изменения критериев оценки учителя, и если раньше он получал за сочинения отличные оценки, а теперь – только тройки, то это результат изменившихся требований учителей.
Вместе с ребенком надо проанализировать замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости. Возможно, для этого потребуются дополнительные консультации учителей, и лучше, чтобы их получил школьник, а не родители. Затем нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с новыми правилами.
Не следует ругать ребенка, бывшего прежде отличником, за то, что он «съехал». Поверьте, ему и так тяжело. Необдуманными замечаниями и чрезмерными нотациями можно оттолкнуть от себя сына или дочь, а также существенно снизить самооценку подростка (в этом возрасте от самооценки зависит если не все, то очень многое). Не рассматривайте плохие оценки, как трагедию. Кроме того, учитывайте и здоровье школьника.
2. Следующая проблема, с которой может столкнуться десятиклассник – это взаимоотношения в коллективе. Как правило, десятые классы делаются сборными, часто дети приходят из других школ. Первые месяцы обучения становятся не только периодом адаптации к новым условиям, но и временем обретения статуса среди сверстников.
Чем могут помочь в данном случае родители?
Не следует вмешиваться в отношения ребенка с одноклассниками без крайней на то необходимости. В противном случае вы рискуете зарекомендовать свое чадо «маменькиным сынком». Пятнадцатилетний подросток должен научиться выстраивать отношения сам.
Если ребенка не приняли в коллектив, нужно оказать ему психологическую поддержку дома. Как можно чаще указывайте ребенку на его реальные достоинства (именно реальные, а не выдуманные) и реальные недостатки. Ни в коем случае не следует захваливать и занижать требования. Четкая, разумная политика поможет подростку в формировании адекватной самооценки. Успешные межличностные отношения во многом зависят от самооценки ребенка. Человек, который реально оценивает свои силы и возможности, который понимает, что люди –разные и не обязаны подстраиваться только под его требования, более успешен, чем тот, кто либо всех боится, либо напротив считает себя образцом поведения.
Надеемся, что вам, дорогие родители, помогут эти советы. И помните: от вашего спокойствия зависит душевное спокойствие ваших детей.
Если у вас возникнут вопросы или желание получить психологическую помощь, вы можете обратиться в скайп a-chinuchina или написать мне через ВКонтакт: https://vk.com/id47925164
Список использованной литературы:
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Е.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под.ред. Е.Г.Трошихиной. – СПб.: Речь, 2003.
2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя. – М.:Просвещение, 1989.
4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность – диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006.
5. Немов Р.С. Психология. Учеб.пособие для студентов высш.уч.заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2000.
7. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
Почему важно закрыть пробелы в знаниях в 10 классе?
Лев Левицкий
Только 17% учеников сдают ЕГЭ на 80+. А ведь именно такой балл нужен, чтобы гарантированно поступить на бюджет в вуз. Если же это престижное направление в ТОПовом вузе, все куда сложнее – нужно сдать ЕГЭ на 90+, желательно также предоставить портфолио, которое принесет дополнительные баллы – то есть, красный аттестат. Но как повысить успеваемость и сдать ЕГЭ почти идеально?
Ответ прост: готовиться нужно с 10 класса. В 10 классе нужно закрыть пробелы по школьной программе и закончить год на отличные оценки. Не стоит сразу кидаться решать всевозможные задания ЕГЭ, потому что их могут поменять уже на следующий год, да и на оттачивание навыков решения теста не нужно больше года. А вот на закрытие «слепых зон» в твоих знаниях времени в 11 классе уже не будет.
Почему в 10 классе так тяжело учиться?
Причин несколько. Во-первых, в 10-м классе школьник уже изрядно вымотан ОГЭ и хочет немного отдохнуть от экзаменационной гонки, поэтому сил и мотивации на текущую учебу уже не остается, а в спину уже дышит ЕГЭ.
Во-вторых, в 10-м классе программа заметно усложняется. «Ленивых» предметов типа ИЗО и технологии уже нет, зато добавляется астрономия, органическая химия, которая намного сложнее неорганической, а также профильные предметы – в большинстве школ они есть и занимают большое количество часов.
В-третьих, на 10-й класс часто выпадают выпускные классы в дополнительных кружках. То же рисование или музыка, если вы ходите на них с начальной школы, отпустят вас как раз к 10-му классу. К выпускным в таких школах тоже нужно готовиться.
В четвертых, в 16-17 лет уже хочется немножко свободы и самостоятельности. Многие ребята начинают подрабатывать, чтобы иметь карманные деньги, и это отнимает достаточно времени.
Как же все успеть? Сначала нужно расставить приоритеты. Если ты не хочешь получать высшее образование, то, наверное, подработка – это хорошая идея. Но если ты хочешь поступить в крутой вуз, то подрабатывать в 10-м классе не стоит, если обстоятельства позволяют. На свои «хотелки» ты сможешь заработать летом перед вузом или даже во время учебы в вузе – в университете это делать намного легче.
Это же касается секций. Если ты не можешь жить без своего хобби, конечно же, нужно закончить обучение. Но если баян тебе не очень нравится и занятия отнимают много времени, не стоит его тратить, даже если родители против. Через месяц-другой они забудут, что ты когда-то на него ходил.
Что на счет отдыха после ОГЭ – это важно! Не нужно сразу же бросаться во все тяжкие. Распредели свою подготовку к ЕГЭ в 10 классе так, чтобы она не выматывала тебя. Оставь больше времени на отдых, потому что через год его будет намного меньше.
Если профильные предметы мешают тебе жить, например, ты хочешь поступить на гуманитарную специальность, но волею судьбы оказался в химико-биологическом классе, возможно, стоит поменять школу на более простую, без профилизации 10-11 класса. Поверь, это освободит массу времени и снимет с тебя большую ответственность, а также поможет получить красный аттестат. Друзья – это важно, но с ними можно видеться не только в школе, и это намного интереснее.
Но, несмотря на все сложности, поступить в вуз мечты все же хочется. Можно ли стать отличником за учебный год? Можно! Мы, учебный центр MAXIMUM, помогаем нашим ученикам добиться наилучших результатов на ЕГЭ и для аттестата. У тебя есть возможность заглянуть за кулисы и увидеть, как они учатся (ведь и ты тоже можешь так же). Присоединяйся к открытым онлайн-урокам, которые выглядят как кусочек нашего основного курса. Это бесплатно, записывайся, не тяни.
Как закрыть быстро закрыть пробелы в знаниях?
Нужно начать с того, что это вполне реально. Поверить в себя и задаться целью повысить успеваемость – уже шаг к тому, чтобы ее исполнить.
Дальше нужно провести диагностику своих знаний. Какие конкретно темы у тебя западают? Попробуй найти в интернете итоговые контрольные по программе с 5 по 10-й класс и решить их. Определи самостоятельно или спроси у учителя, на какую тему было задание, с которым ты не справился.
Дальше нужно распределить время грамотно. Первое, что стоит вписать в свое расписание, это отдых. Нужно выделить не менее часа на физическую активность (прогулки, спорт, йога, танцы и т.д.) и час на общение с семьей или друзьями. Так ты точно не выгоришь на пути к своей цели.
Дальше нужно сосчитать количество проблемных тем и разделить их на оставшиеся до каникул дни. Получившееся число – количество тем, которые тебе нужно проработать за день. Но оставь себе 1 или 2 дня выходных каждую неделю!
Как проработать темы? Можно воспользоваться учебником. Перечитай параграф, сделай с ним карточки, повторяй их ежедневно и решай задания после параграфа.
Составь себе чек-лист, который ты будешь заполнять. За каждый пройденный параграф и решенный блок заданий награждай себя серией любимого сериала или еще чем-нибудь, что ты любишь.
С чего десятикласснику начать подготовку к ЕГЭ?
Начни с глубокой проработки теории. Распечатай кодификатор тем ЕГЭ и двигайся в удобном тебе темпе. Оптимально разбирать одну тему в день. Можно брать тему, выписывать конспект на карточки (можно в электронном виде в Anki или другой программе), затем решать по теме, к примеру, 10-20 заданий разного типа. Пока не стоит тратить деньги на их проверку, поскольку критерии могут поменяться в следующем году. Если ты изучишь всю теорию и научишься идеально решать тестовую часть, подготовиться к заданиям с развернутым ответом за 11-й класс не составит труда.
Почему карточки эффективнее, чем обычный конспект? Потому, что для запоминания информации к ней нужно постоянно возвращаться. А повторять материал по конспекту совсем неудобно, потому что конспект – это цельный текст или набор формул, терминов и правил. А для лучшего запоминания нам нужно делить информацию на «атомы». Один атом – одна формула, один термин, одно правило, одна дата, если это история – то один сюжет (например, ход войны тезисным списком). После подготовки карточек по теме просмотри их: сморишь на вопрос и пытаешься вспомнить ответ. Если не вспоминаешь, кладешь в стопку. Если удалось вспомнить, откладываешь карточку в коробочку «завтра». Если и завтра вспомнишь эту карточку, перекладываешь в коробочку «через 3 дня». Дальше интервалами будет неделя, две недели, месяц, три месяца. Если на одном из этапов ты ошибся, карточка помещается в самый первый отдел и учится снова. За год ты выучишь всю теорию без усилий всего за полчаса в день – просматривай карточки в удобное время, можно несколько раз в день. Автоматизировать процесс помогут программы для интервального повторения.
Теперь-то ты точно знаешь, что стать отличником даже на последних порах школы реально. А если с нашей помощью – повысить успеваемость можно еще быстрее! Присоединяйся к открытым онлайн-урокам, чтобы ощутить себя в роли нашего ученика и принять взвешенное решение об участии в полном курсе. Это ни на что тебя не обязывает. Увидимся на уроке!
13 способов, как заставить ребенка учиться. Практические советы психолога (3 фото)
У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.
Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.
Выяснить причину – 50% успеха
Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.
1) Нет желания и стимула к учебе
Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.
Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.
2) Стрессы в школе
Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.
На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)
Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?
Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.
Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.
3) Сопротивление давлению
Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.
4) Заниженная самооценка, неверие в себя
Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.
5) Слишком много контроля и помощи
Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.
Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.
Случай из практики:
К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.
Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.
Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.
6) Нужно давать отдых
Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.
Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.
7) Ссоры в семье
Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.
8) Комплексы
Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.
9) Плохая компания
Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.
10) Зависимости
Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.
11) Гиперактивность
Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для гиперактивного ребенка можно прочитать в этой статье.
Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.
13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки
Стоит ли заставлять чадо учиться?
Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.
Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.
Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.
Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.
Подросток перестал учиться: 3 причины и план действий
Как найти мотивацию для учебы и решить проблемы со школой
Марина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии
В конце учебного года ваш ребенок «съехал» по всем предметам и, кажется, махнул рукой на учебу. Вы выдохнули с наступлением школьных каникул и решили дать ему и себе отдохнуть и вернуться к вопросу успеваемости ближе к школе. Что ж, сейчас самое время – можно спокойно обсудить проблемы, которые возникли со школой, и попробовать их решить.
Причин, по которым дети не хотят учиться, столько же, сколько и детей. Но, как показывает опыт, можно выделить несколько основных, и если их сгруппировать, станет понятно, по каким каналам и куда утекает энергия, которая должна быть направлена на учебу. Самые большие «черные дыры» я бы обозначила так: нагрузка, отношения, увлечения.
Нагрузка: когда подросток не успевает жить
Современные дети так загружены учебой и дополнительными занятиями (кружки, репетиторы, спортивные секции), что у них абсолютно не остается свободного времени. И если до подросткового возраста они худо-бедно тянут лямку, то потом начинают бунтовать, отлично понимая, что родительские крики и угрозы ни к чему не приведут. Как сказал мне один подросток, «кормить не перестанут, из дома не выгонят».
Чрезмерная занятость разрушает мотивацию, снижает креативность, тормозит развитие лидерских качеств. И негативно отражается на успеваемости — ребенок буквально перестает «успевать». Уроки приходится делать поздно вечером, когда он устал и плохо соображает. Конечно, подросток использует любую возможность увернуться от непосильных нагрузок.
Перегруженность сказывается и на здоровье — школьники начинают чаще болеть, а значит, пропускать уроки. Те, кто занимаются спортом или творчеством, периодически пропускают занятия из-за сборов, соревнований, концертов. Причины вроде бы уважительные, но все это в итоге приводит к серьезным пробелам в знаниях, которые ребенок самостоятельно восполнить не может.
Пропустив несколько занятий, он не способен включиться в учебный процесс ни в классе, ни дома — он просто не понимает, о чем говорит учитель, и не знает, как подступиться к домашним заданиям, которые копятся, как снежный ком. Сначала он скрывает это от родителей, делает вид, что занимается, потом, чтобы «не нарываться на неприятности», начинает прогуливать уроки.
Отношения: когда в школу ходить страшно или незачем
На желание детей учиться и ходить в школу влияет и обстановка в классе, отношения со сверстниками и учителями.
В младших классах особенно важно, как к ребенку относится педагог. Одна мама жаловалась мне, что учительница невзлюбила ее сына. Вызвав маму в школу, она заявила: «Я не могу работать с вашим ребенком. У меня язва открывается, когда я его вижу». Она не могла сдержать раздражения, глядя, как мальчик во время урока машинально наматывает на палец какие-то ниточки. Конечно, ребенок это чувствовал, приходил с занятий расстроенный и не хотел делать домашнее задание.
У подростков на первый план выходят отношения с одноклассниками — они во многом определяют эмоциональное состояние. Когда отношения не складываются или ребенок становится объектом травли, ему уже не до учебы.
Увлечения: пустая трата времени?
Еще один канал «разбазаривания» энергии — незапланированные, неподконтрольные увлечения детей, которые, с точки зрения взрослых, ничего не дают ребенку — как говорится, «ни уму ни сердцу», а только «отвлекают от дела».
Это могут быть подростковые компании «по интересам»: у одних это музыкальная группа, у других футбольная команда — дети собираются вместе, чтобы послушать музыку, обсудить новости, отправиться на стадион или просто прошвырнуться по улицам в поисках приключений. Кто-то всерьез увлекается травмоопасным экстримом — руфингом, паркуром, стритрейсингом, зацепингом.
Конечно, массу времени съедают и гаджеты: здесь и компьютерные игры, и общение в интернете, чаты, переписки. Ребенок считает минуты до окончания уроков — все внимание сосредоточено на чем-то другом.
А уж подростковая влюбленность способна поглощать все силы и мысли. Хотя бывает, что именно желание произвести впечатление на объект симпатии, вырваться в лидеры, стать лучшим, заставляет ребенка учиться — «стремиться и достигать».
Независимо от того, по какой причине ребенок не хочет учиться, мы, родители, должны отложить все дела, «спикировать» на проблему и посвятить ее решению столько времени, сколько понадобится. Самое главное — не угрожать, не наказывать, чтобы не разрушить контакт с ребенком. Наоборот, надо сблизиться и всячески ему помогать. Что именно делать?
Расставить приоритеты
Замечая, что дети утомляются, устают, родители зачастую начинают давать им медикаменты, способствующие концентрации внимания и повышению работоспособности — фактически подсаживают на допинг. Я всегда предостерегаю от этого. Если дело в чрезмерной нагрузке, нужно ее снизить, дать ребенку передохнуть, найти оптимальный для него темп жизни. И не ждать результатов сразу — пусть сначала восстановится.
Надо провести своего рода инвентаризацию — чем ребенок занимается, куда уходят его силы и почему их не остается на учебу. Если он бегает по кружкам, как в стихотворении Агнии Барто, надо подумать, от чего стоит отказаться, чтобы сосредоточиться на учебе.
Все дети разные, их способности индивидуальны, у кого-то лучше получается одно, а у кого-то другое. И если у ребенка не клеится с учебой, он должен знать, что он не бесталанный, не безнадежный, всегда найдется что-нибудь, что он делает хорошо: один прекрасно играет в футбол, другой поет, третий рисует, четвертый печет пироги. Поэтому ни в коем случае нельзя лишать ребенка того занятия, которое ему нравится и в котором он чувствует себя успешным.
Я знаю семью, где из-за плохих оценок мальчика забрали из хоккейной секции, хотя он был одним из лучших в команде. И что это дало? Ребенок был страшно расстроен, обижен на родителей — ведь его оставили без любимого дела. Отношения были испорчены, а лучше учиться он так и не стал. Ту сферу жизни ребенка, в которой он чувствовал себя уверенно, где у него были реальные достижения, родители отсекли, и он оказался лишь в роли отстающего, догоняющего, которому ничего не остается, как только тянуться за другими, а это тяжело, обидно, унизительно.
Подтянуть запущенные предметы
Когда какой-то предмет запущен и непонятно, как к нему подступиться, можно использовать то, что я называю «методикой швейцарского сыра»: если перед тобой стена проблем, надо сначала прокрутить в ней две-три дырочки, а потом постепенно, шаг за шагом увеличивать их размер, пока стена не рухнет.
В нашем случае надо определить, какие предметы сейчас наиболее важны и какие темы ребенок не усвоил, что надо подтянуть, после чего перейти к конкретным действиям — разобраться с одним запущенным параграфом из учебника, затем приступить к следующему и так далее.
Конечно, потребуется время и терпение, зато мы увидим, как меняется отношение ребенка к занятиям: как только он начинает понимать и усваивать материал, пропадает страх, появляется уверенность в своих силах, а вместе с ней и интерес к учебе. Если предмет сложный и мы не можем помочь сами, значит, надо временно взять репетитора.
Бывает, что родители заставляют ребенка заниматься трудным предметом по два часа кряду и следят, чтобы он не отвлекался. Но мало кто может так долго сосредотачиваться на чем-либо. Ребенок сидит эти два часа, страдает, начинает тайком заниматься другим, продолжая изображать из себя труженика — а воз и ныне там…
Поэтому важно найти оптимальный способ самостоятельной работы. Можно разложить большое дело на цепь маленьких. Например, прочитал условие задачи, посидел, подумал минут десять (можно поставить песочные часы или включить таймер), потом сделал короткий перерыв, выпил чаю или попрыгал, поиграл с кошкой. Затем снова сосредоточился и решил задачу до конца.
Надо научить ребенка после сильной концентрации переключаться на краткосрочный отдых и снова к максимальному сосредоточению.
Детей «заставляют» учиться прежде всего позитивная эмоция и успех. Ребенок чего-то достигает, у него появляется вера в свои силы, она дает ему энергию двигаться дальше. Если мы поможем ему почувствовать себя успешным — в любом деле, будь то спорт, музыка, рисование, поэзия, — то этот успех станет триггером, локомотивом, который потянет за собой остальное, в том числе и школьные оценки. А главное, вернет ребенку желание учиться.
Помочь наладить отношения
Если причина плохой учебы в пристрастном отношении учителя, ребенок рискует оказаться между молотом и наковальней: в школе его «третирует» педагог, а дома «прессуют» родители. Это тупиковый вариант: мы потеряем контакт с ребенком, а проблема так и не будет решена.
Чтобы ее решить, нам придется поговорить с учителем, попытаться его услышать, что-то ему объяснить, как-то выстроить отношения. Если же мы понимаем, что выправить ситуацию не удастся, надо менять учителя — переходить в другой класс или в другую школу. Причем действовать надо оперативно: ребенку нельзя долгое время находиться в поле мощных негативных эмоций.
Точно так же надо разбираться в плохих отношениях со сверстниками. Если ребенка травят — это один вопрос, если же ребенок не может найти общий язык с одноклассниками, надо учить его общаться и налаживать контакты.
Вводить ограничения
А что делать с увлечениями, которые пожирают время и энергию наших детей? Не стоит однозначно отвергать, критиковать то, что сейчас важно и значимо для ребенка. Иногда достаточно просто переждать, и увлечение само собой затухнет, рассеется, улетучится. Но так бывает, увы, не всегда.
Тогда нужно проявить заинтересованность, попытаться найти в занятиях ребенка какой-то позитив или рациональное зерно. Это позволит как минимум избежать конфронтации. А дальше — ограничивать время «нежелательных» занятий, постепенно сокращая его.
Например: «Тебе нравится паркур? В целом я не против, что ты занимаешься спортом, но давай договоримся: ты посвящаешь этому не больше двух часов в день, а опасные трюки выполняешь только тогда, когда абсолютно к ним готов».
Или: «Я понимаю, ты влюблена и ни о чем другом не можешь думать. Но ты пойдешь на свидание только после того, как сделаешь уроки, а вернуться домой должна не позже десяти вечера».
То же самое и с гаджетами. Садясь за стол, мы все откладываем в сторону и не отвлекаемся ни на какие устройства. А ложась спать, все отключаем и складываем подальше от кровати. Если мы будем устанавливать подобные правила и границы без критики и упреков, то и агрессии в ответ будет меньше.
Поощрять за процесс, а не за результат
Профессор Гарвардского университета Роланд Фрайер провел исследование, посвященное успеваемости школьников. В нем приняли участие 36 тыс. учеников из 250 школ. Оказалось, что лучше всего на учебу влияет поощрение конкретных действий — чтения книг, выполнения домашнего задания, активности на уроках. Оценки растут у детей, которые получают вознаграждение за процесс, а не за итоговый результат, причем вознаграждение не деньгами и не вещами.
Зачастую достаточно похвалить ребенка, куда-нибудь сходить вместе с ним, оплатить интересные для него занятия. Но поощрение он должен получить сразу, а не когда-нибудь потом. Обещание «Сдашь в конце года экзамен — получишь новый смартфон» не дает эффекта. Надо отмечать промежуточные финиши, а не финал.
Хорошо дисциплинирует и мобилизует правильная постановка целей. Никакие нравоучения, назидания и призывы — «Ты должен хорошо сдать ЕГЭ!» — не помогут, если ребенок не знает, что конкретно ему делать. Но если мы говорим: «На этой неделе ты должен сходить на два дополнительных занятия по физике, сегодня решить по математике пять задач, подготовить доклад по истории», — это уже конкретный план действий, четкий и понятный, за который можно и спросить.
Когнитивные способности очень важны, но они определяют не все. Если проследить судьбу отличников и троечников, посмотреть, как сложились их судьбы, станет ясно, что школьные достижения — не гарантия будущего успеха. Далеко не все мои клиенты, многие из которых входят в списки Форбс, были отличниками в школе и прекрасно себя вели на уроках. Хотя натаскать на пятерку, конечно, проще, чем воспитать в ребенке упорство, любознательность, умение общаться, справляться со стрессом, творчески подходить к любому делу.
Плохие оценки — знак неблагополучия, звоночек, который должен заставить нас остановиться, посмотреть, что происходит с ребенком, и помочь ему справиться с трудностями.