Плотность антифриза что это
Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Требования к антифризу, измерение плотности
Антифриз – всесезонная жидкость для охлаждения автомобильных двигателей. Плотность антифриза – основной показатель, влияющий на его качество. Чем выше плотность охладителя, тем ниже температурный порог замерзания раствора.
Общие сведения об антифризе
В летний период эксплуатации наиболее экономный метод охлаждения двигателя – это вода. При низких температурах атмосферного воздуха, во избежание размораживания агрегата, применяют спиртосодержащие водорастворимые смеси – антифризы.
Самые распространенные типы незамерзающих составов – это химические соединения этиленгликолей с дистиллированной водой. Этиленгликоли представляют собой прозрачные жидкости желтого цвета, кипят при температуре – плюс 197°C, кристаллизуются – при минус 70°С, плотность веществ – 1,112 г/см3.
Изменяя объемное соотношение жидкости и спирта, можно понижать или увеличивать значение плотности, а значит – управлять физическими свойствами охладителей.
Нашей промышленностью на основе гликолей производится две марки низкозамерзающих жидкостей – ОЖ–40 и ОЖ–65, с порогом кристаллизации – 40 и – 65°C соответственно. Для легкого распознавания типа антифриза реактивы окрашивают в разные цвета: марка 40 – синий, 65 – красный.
Плотность раствора не является единственным показателем качества жидкости. В заводских условиях приемку незамерзающих составов осуществляют по целому ряду характеристик:
Антифриз должен соответствовать следующим эксплуатационным требованиям:
Из всех перечисленных свойств для рядового потребителя доступны только два параметра – замер плотности раствора и оценка внешнего вида жидкости.
Проверка качества и плотности антифриза в домашних условиях
При исследовании внешнего вида охлаждающего раствора, в первую очередь нужно обратить внимание на его окраску. Цвет эмульсии должен быть насыщенного естественного оттенка и соответствовать характеристикам, отраженным в нормативных документах.
Второй существенный признак доброкачественности продукта – это отсутствие масляных пятен и неорганических включений на поверхности жидкости.
Температурный порог замерзания смеси можно определить при помощи специальных приборов – ареометра или рефрактометра. Первый определяет содержание спирта в процентах, второй – фиксирует температуру кристаллизации в градусах по Цельсию.
Конструкция ареометра
Ареометр – это специальное приспособление, служащее для анализа показателя плотности жидких веществ. Прибор состоит из стеклянной герметичной колбы с измерительной шкалой, внутреннее пространство которой заполнено свинцовой дробью.
Количество металлической крошки – это расчетная величина, зависящая от типа исследуемой жидкости. Устройство настраивается (калибруется) специалистами для работы только с определенной субстанцией.
Принцип работы приспособления основан на законе Архимеда. На тело, погружаемое в жидкость, действует выталкивающая сила равная по величине удельной массе рассматриваемой смеси. Разные растворы имеют не похожие друг на друга значения плотности, а значит и всплывать ареометр будет по–разному.
В одних жидкостях поплавок может утонуть, а в других будет курсировать по поверхности на разном расстоянии от границы водораздела (шкала прибора). Поэтому, если требуется исследовать плотность антифриза, то при покупке прибора следует указывать именно этот реактив.
Обзор рефрактометра
Рефрактометр – еще один прибор для измерения плотности антифриза. Принцип работы устройства основан на отклонении (рефракции) луча света при переходе из одной водной среды в другую. Величина угла преломления зависит от температуры среды и химического состава эмульсии.
Приспособление состоит из следующих деталей:
Показатель преломления зависит от консистенции и физико-химических свойств испытуемой жидкости.
При повышении начальной концентрации раствора степень кривизны луча света увеличивается. Чем больше угол изгиба, тем выше параметр плотности антифриза.
Измерение плотности антифриза без приборов
Измерить плотность охлаждающей автомобильной жидкости можно двумя способами:
1). Налить антифриз в широкий и высокий стеклянный сосуд (стакан, пробирка и др). Опустить в жидкость ареометр. Дождаться всплытия поплавка. Определить по шкале прибора плотность раствора. Во время проведения опыта нужно контролировать положение устройства в емкости, оно не должно касаться стенок стакана.
2). На призму рефрактометра пипеткой нанести каплю дистиллированной воды. Поднести окуляр к глазу. В объективе будут видны деления с цифрами, и часть шкалы будет окрашена в синий цвет. Черта, на границе раздела светлого и темного цвета, будет служить индикатором для измерения плотности.
Линия разграничения, в случае с чистой водой, должна указывать на ноль по шкале прибора. Теперь, если воду заменить на антифриз, то это значение измениться в большую сторону (выше 0°C). Полученный результат и будет показателем качества жидкости.
Как не купить подделку
Качественный антифриз обладает необходимым количеством специальных добавок и заданной на заводе плотностью. Все это обеспечивает надежную защиту автомобильному двигателю от резких перепадов температур.
Даже при низких показателях, превышающих рекомендуемые значения, раствор, в случае замерзания, превратится в пластичную желеобразную массу и не повредит элементы конструкции мотора.
Если вместо кондиционной жидкости в систему охлаждения залить фальсификат, то при снижении температуры ниже 0°C, такая смесь будет расширяться и увеличиваться в объеме. Достигнув критического порога, заледеневший антифриз разорвет рубашку охлаждения, радиатор и водяной насос двигателя.
Проверить качество охлаждающей жидкости при покупке можно мобильным ареометром (колба с грушей) или лакмусовой бумажкой. Она при погружении в жидкость должна изменить свой нейтральный окрас на цвет покупаемого антифриза.
Более сложный способ проверки удобней будет проводить в домашних условиях. Предназначен он для исследования раствора на наличие в его составе серной или хлорной кислоты.
Антифриз сливают в отдельную вместительную емкость. Добавляют в нее небольшое количество соды. Если охладитель в норме, то никакой реакции не последует, а если жидкость начнет пениться и шипеть – это неопровержимый факт присутствия в смеси кислотных реактивов.
При выборе антифриза рекомендуется покупать только в проверенных местах, и приобретать марки охладителя от известных производителей.
Как проверить антифриз или ТОСОЛ: какую плотность должны иметь охлаждающие жидкости
Начнем с того, что в автомобиле используются разные технические жидкости, при этом за их качеством и состоянием нужно постоянно следить. Прежде всего, внимания требует охлаждающая жидкость, так как она меняется реже моторного масла, тормозной жидкости и т.д. При этом важно понимать, что необходимо контролировать не только уровень антифриза или ТОСОЛа в системе, но и плотность.
Дело в том, что антифриз или ТОСОЛ проверять на плотность необходимо по причине того, что от данного показателя фактически будет зависеть температура замерзания охлаждающей жидкости, температура кипения и некоторые другие свойства.
Также проверка плотности антифриза позволяет снизить риски заливки в систему охлаждения контрафакта в виде окрашенной воды. Далее мы рассмотрим, как проверяется антифриз, плотность ТОСОЛа или антифриза, каким в норме должен быть показатель плотности ОЖ и т.д.
Проверка антифриза на плотность: для чего необходима и как выполняется
Другими словами, активно доливая воду в антифриз или ТОСОЛ, плотность охлаждающей жидкости будет отличаться от рекомендуемой. Само собой, добавка 50-100 грамм воды не сильно повлияет на ситуацию, однако в случае, если охлаждающая жидкость используется 3 — 4 года, таких доливов бывает несколько, что неизбежно приведет к изменению плотности.
Если летом данная проблема зачастую не заметна, зимой, особенно с наступлением сильных морозов можно столкнуться с определенными неприятностями. Бывает и так, что некачественная жидкость просто разрывает радиаторы и даже становится причиной трещин блока двигателя. Естественно, чтобы избежать неполадок и добиться качественной работы системы охлаждения, необходимо периодически проверять плотность ТОСОЛа или антифриза. Давайте разбираться, как это сделать.
Как проверить плотность антифриза/ТОСОЛа своими руками
Прежде всего, плотность охлаждающей жидкости будет зависеть от того, в каких пропорциях залит антифриз (концентрат) и вода. Другими словами, на плотность ОЖ будет влиять массовая доля антифриза в дистиллированной воде.
С учетом того, что антифризы и ТОСОЛы могут быть разного типа, цвета и поколения (например, концентрат антифриза красный G11 или зеленый G12+), а также отличаются по составу (пропиленгликоль, этиленгликоль, присадки, краситель и другие компоненты), плотность того или иного концентрата также не одинакова.
Однако, общее количество присадок, красителя и добавок обычно не превышает 10% от общего объема, то есть на плотность они не особо влияют. Получается, основную плотность дает базовая основа антифриза.
Нормальная плотность антифриза будет зависеть от температуры замерзания, которой нужно достичь. Например, у жидкости до – 30 градусов плотность будет одной, тогда как у антифриза до – 40 уже другая плотность. Фактически, показатель будет зависеть от концентрации веществ.
При этом еще раз напомним, не разбавленный водой этиленгликоль в антифризе замерзнет уже при – 13, то есть самая высокая концентрация еще не означает лучшую стойкость к замерзанию.
На деле, чтобы получить антифриз до – 40 градусов, этиленгликоля должно быть чуть больше 50% или 1,071 г/см3, или же целых 85%, что равно 1,104 г/см3. При этом стойкость жидкости к замерзанию будет одинаковой как в первом, так и во втором случае. Естественно, для получения более плотного готового антифриза 85% нужно будет приобрести больше концентрата.
Если же нужна «подгонка» ОЖ с учетом климатических особенностей региона, в этом поможет таблица плотности антифриза, а также изучение этикетки на таре с концентратом. Как правило, сами изготовители антифризов указывают, в каких пропорциях смешивать воду и концентрат для получения тех или иных показателей.
Кстати, если показатель плотности будет ближе к 1.0, заливать такой антифриз в систему охлаждения зимой категорически запрещено. Игнорирование данного правила приведет к тому, что радиатор и блок двигателя может разорвать даже при относительно небольшом понижении температуры.
Полезные советы
Как советуют специалисты, если антифриз куплен в виде концентрата, нужно после заливки в систему охлаждения готовой жидкости обязательно замерить плотность такого состава. Если же был приобретен готовый антифриз или ТОСОЛ, еще до заливки в систему нужно сразу промерять его плотность.
Дело в том, что в продаже есть большое количество подделок под охлаждающие жидкости известных брендов (Shell, Liqui Moly, Bizol и т.д.). Если просто, там нет этиленгликоля/пропиленгликоля. Вместо базовой основы используют кислоты, сахар соль.
Чтобы избежать подобных рисков, через пару-тройку дней после замены антифриза лучше снова проверить плотность жидкости. Если заметны явные изменения в сторону уменьшения плотности, тогда это подделка. Нужно срочно сливать такой антифриз, тщательно промывать всю систему охлаждения и заливать качественный оригинальный продукт.
На практике, именно готовые антифризы (уже смешанные с водой) подделывают чаще всего, но исключать аналогичные манипуляции с концентратом тоже нельзя. Для страховки можно порекомендовать покупку антифризов, ТОСОЛов и других технических жидкостей исключительно в официальных или проверенных точках продажи.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что плотность антифриза или ТОСОЛа является важнейшим показателем, на который нужно обращать особое внимание перед наступлением холодов. Также важно замерять плотность охлаждающей жидкости при замене, чтобы получить готовую ОЖ с необходимыми свойствами для круглогодичной эксплуатации ТС.
Также антифриз или ТОСОЛ нужно регулярно менять, учитывая, что на интервалы замены влияют определенные факторы. Только с учетом пониманию всех нюансов, обслуживания, качественного ремонта и своевременной замены ОЖ можно получить полностью работоспособную систему охлаждения двигателя, которая будет в полной мере справляться со своей задачей как в летний, так и в зимний период.
Ареометр для антифриза. Что такое плотность ОЖ и как ее проверить.
Выбирая охлаждающую жидкость для своего автомобиля, на что мы в первую очередь обращаем внимание? Известный бренд, симпатичная упаковка, привлекательная цена. Многие и вовсе выбирают антифриз по цвету (мне красный нравится!), не обращая внимания на состав и технологию производства. И уж точно мало кого интересует такая характеристика как плотность. А зря. Проверить ее, прежде чем заливать жидкость в систему, не мешало бы. Иначе как быть уверенным в том, что перед вами не… обычная подкрашенная вода!
Основные показатели охлаждающей жидкости
В числе обязательной информации, указываемой на упаковке антифриза, его основные показатели. К ним относятся:
А также некоторые другие. О последнем в списке показателе и пойдет речь.
Что значит показатель «плотность»
Так что же это такое, плотность антифриза? От этой характеристики зависит, подходит ли жидкость для вашего автомобиля, замерзнет она или закипит раньше времени. Указывает этот показатель на то, что в состав продукта входит кислота или спирт, соли. То есть, сколько массовых долей того или иного вещества растворено в воде.
Поскольку в состав ОЖ входит спиртовая основа, присадки, красители и прочее, то плотность ее не может быть такой же, как у воды. Однако и превышать намного – тоже, поскольку добавок должно быть не более 5-10%.
Каким должно быть это значение для антифризов и тосолов
Кстати, для сравнения, плотность воды – 0,9982 г/см³. На первый взгляд, разница небольшая. Но именно она определит, когда и при какой температуре закипит и застынет залитая в систему охлаждения жидкость.
Таблица зависимости между плотностью ОЖ и концентрацией антифриза
Температура (°C) и удельный вес (г/см3) охлаждающей жидкости | Температура (°C) | Концентрация антифриза (% объема) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
10°C | 20°C | 30°C | 40°C | 50°C | Замерзания жидкости | Безопасной эксплуатации | |
1,054 | 1,050 | 1,046 | 1,042 | 1,036 | -16°C | -11°C | 30% |
1,063 | 1,058 | 1,054 | 1,049 | 1,044 | -20°C | -15°C | 35% |
1,071 | 1,067 | 1,062 | 1,057 | 1,052 | -25°C | -20°C | 40% |
1,079 | 1,074 | 1,069 | 1,064 | 1,058 | -30°C | -25°C | 45% |
1,087 | 1,082 | 1,076 | 1,070 | 1,064 | -36°C | -31°C | 50% |
1,095 | 1,090 | 1,084 | 1,077 | 1,070 | -42°C | -37°C | 55% |
1,103 | 1,098 | 1,092 | 1,084 | 1,076 | -50°C | -45°C | 60% |
Как замерить плотность антифриза с помощью ареометра
Чтобы обеспечить двигателю надежную защиту в любых условиях, необходимо, чтобы не только был правильный состав и технология производства, но и нормальная плотность антифриза. Если вы меняете ОЖ самостоятельно, не в сервис-центре, то нелишним подстраховаться и замерить этот показатель.
Как проверить плотность антифриза? Проще всего это сделать с помощью ареометра. Купить ареометр можно практически а любом магазине автозапчастей. Его стоимость не велика. Прибор представляет собой небольшую колбу со шкалой, к которой присоединена резиновая груша. Внутри располагается поплавок, который всплывает при набирании жидкости в колбу через пипетку. На каком делении он остановится – такой показатель плотности и есть.
Кстати, плотность антифриза в зависимости от температуры меняется. Чтобы результат был максимально правдивым и можно было выяснить, когда антифриз замерзнет, проверять его нужно при 20 градусах Цельсия. Если температура другая – придется высчитывать.
Как замерить плотность антифриза с помощью рефрактометра
Как замерить плотность антифриза в домашних условиях
Ну а что делать, если под рукой нет ни того, ни другого? Можно просто провести примитивные эксперименты – попробовать заморозить антифриз. Для этого нужно небольшое его количество налить в пластиковую бутылочку, плотно закрыть. Если за окном морозная зима – узнать температуру и оставить его там на час. В теплое время года можно воспользоваться морозильной камерой, если температура внутри нее регулируется.
К чему может привести недостаточная или избыточная плотность антифриза
Поскольку самое главное, на что влияет плотность ОЖ, это температура ее кристаллизации, то при недостаточном или избыточном этом показателе можно опасаться, что вещество подведет зимой и замерзнет при достижении своего температурного предела.
Заключение
Чтобы подобрать идеальную охлаждающую жидкость для своего автомобиля и своих условий эксплуатации, нужно знать все его характеристики, и плотность – далеко не второстепенная. Ведь именно она влияет на то, когда антифриз начнет замерзать. Чтобы обезопасить двигатель, стоит перед заливкой проверить этот показатель.
Видео
Как измерить плотность тосола, антифриза.
Рефрактометр. Как выбрать незамерзайку. Как проверить антифриз. Как проверить аккумулятор
Что такое плотность антифриза и как её проверить своими руками
В процессе обслуживания автомобилей владельцам приходится периодически менять некоторые расходники, а также проверять их текущее состояние. Это даёт понять, пора ли уже сливать ту или иную жидкость, либо она ещё сможет нормально прослужить некоторое время.
К числу важнейших жидкостей в автомобиле смело можно отнести антифриз. Он же охлаждающая жидкость или просто ОЖ.
Помимо слива и замены антифриза, часто автомобилисты проводят проверку плотности. Не все понимают, зачем это делать и как выполнять подобную процедуру.
Зачем нужно проверять плотность
Сама по себе проверка показателей плотности используемого антифриза для охлаждения двигателя не отличается сложностью. С ней может справиться даже новичок.
Другой вопрос, зачем вообще это делать.
Плотностью ОЖ является характеристика, которая отражает процентное содержание спирта (этиленгликоля) в составе рабочей жидкости. И плотность непосредственно влияет на температуру, при которой начнётся процесс кристаллизации, то есть замерзания.
В этом случае тосол и антифриз можно рассматривать как идентичные жидкости.
Нужно разобраться с тем, как плотность влияет на температуру замерзания охлаждающей жидкости. Для обычной дистиллированной воды плотность составляет 1. При этом замерзать она будет уже при 0 градусов Цельсия. Это общеизвестный факт.
В случае с антифризом не работает принцип, при котором увеличение количества этиленгликоля в составе ОЖ повышает температуру замерзания.
То есть максимально низкий порог замерзания достигается только за счёт определённых пропорций. При увеличении процентного содержания этиленгликоля в антифризе полученная смесь будет замерзать при меньшей температуре.
Именно из-за этого и проводится проверка плотности. Причём проверять рекомендуют уже используемую в системе охлаждения жидкость, а также ту, которая приобретается в магазине. Это даст понять, в каком состоянии находится ОЖ в авто, или что будет заливаться на замену, насколько данный антифриз подойдёт.
В основном решается проблема именно недостаточной плотности. Хотя не исключено, что проверка может показать и превышение рекомендуемого соотношения воды и спирта. Обе ситуации нежелательные, поскольку они ведут к возможному замерзанию ОЖ во время сильных морозов.
Методы проверки
Есть несколько вариантов, как можно проверить плотность у антифриза своими руками. Причём такие процедуры легко выполнить в домашних или гаражных условиях.
Перед тем как измерить текущую плотность антифриза, следует определиться с используемым способом. Каждый из них предполагает наличие определённых приспособлений.
Чтобы проверить актуальную плотность антифриза в домашних условиях, можно воспользоваться:
При таких измерениях плотности у антифриза автомобилист узнает текущее состояние жидкости и примет решение о дальнейших действиях с ней.
Ареометр
Проще всего проверить текущую плотность залитого или купленного антифриза именно ареометром.
Это доступный прибор для измерения, чётко отражающий значения плотности автомобильного антифриза. Приобрести его можно в любом магазине автозапчастей. Покупка обойдётся в крайне скромную сумму.
Теперь коротко о том, как можно замерить плотность у антифриза с помощью обычного ареометра:
Именно по шкале легко определить актуальную для антифриза текущую плотность.
Чтобы результат был точным, необходимо проводить замеры при температуре окружающей среды 15–20 градусов Цельсия.
Если будет холодно или жарко, тогда данные будут некорректными.
Рефрактометр
Есть ещё один вариант, как можно замерить плотность антифриза с помощью специального рефрактометра.
Он прекрасно отображает плотность как зелёного антифриза, так и красного, к примеру. Цвет здесь не играет особой роли, поскольку на плотность антифриза это не влияет.
Рефрактометр значительно дороже ареометра, но здесь точность данных более высокая.
Чтобы проверить текущую плотность у антифриза, с охлаждающей жидкостью и измерительным прибором следует выполнить такие манипуляции:
Использовать девайс предельно просто. Плюс точность измерений заметно выше. Проблема лишь в том, что далеко не каждый автолюбитель готов тратить такие деньги.
Народный способ
В некоторых случаях проводится проверка параметров плотности у антифриза простым народным способом.
Фактически здесь есть 2 варианта:
Эксперимент предельно простой. Смысл в том, чтобы взять небольшое количество ОЖ, налить в ёмкость и подвергнуть воздействию низких температур. Если это улица, просто используйте наружный градусник, чтобы точно знать текущую температуру. В морозильных камерах современной бытовой техники есть регулятор.
Тем самым удастся понять, при какой температуре состав кристаллизуется и сколько градусов ниже нуля может выдержать.
Нормальные показатели
Очень важно знать о показателях нормальной плотности антифриза, чтобы отталкиваться от этих значений и делать выводы по результатам измерений.
Опыты показывают, что в зависимости от температуры текущая плотность у антифриза будет меняться. Вопрос лишь в том, какой показатель считается нормой.
Чтобы определить должный уровень, поможет специальная таблица. Она отражает плотность антифриза, такого как G11 или G12, к примеру.
Но если концентрация будет выше или ниже нормы, тогда есть вероятность замерзания уже при 10–20 градусах Цельсия ниже нуля.
Самым удобным способом считается использование информационной таблицы. Сравнивая параметры, полученные в результате тестирования, с данными из таблицы, можно понять, при какой температуре используемая охлаждающая жидкость замёрзнет.
Корректировка плотности
Исходя из приведённой выше таблицы, становится понятно, что повышенный показатель плотности нужно уменьшить, а пониженный поднять.
При этом практика показывает, что чаще всего требуется именно повысить характеристики.
Чтобы выполнить корректировку, требуется вооружиться ареометром, концентратом этиленгликоля и данными об объёме системы охлаждения.
Для наглядности стоит рассмотреть корректировку на конкретном примере. Условия следующие:
То есть задача заключается в том, чтобы в 7 литрах жидкости увеличить плотность до 1,06.
При 1,05 процентное содержание этиленгликоля около 35%. А это 2,5 литра от общего объёма системы. А чтобы плотность поднялась до 1,06, доля этиленгликоля должна быть 45%. То есть 3,1 литра от объёма. Всё остальное будет приходиться на дистиллированную воду. В этом случае добавлять нужно 600 мл концентрата, поскольку 3,1-2,5=0,6 л.
Для корректировки нужно:
Теперь двигателю нужно дать поработать, чтобы жидкость начала циркулировать по системе и могла полностью перемешаться.
Проверка на подлинность
К сожалению, идентифицировать поддельный антифриз при покупке практически невозможно. Для этого можно разве что сдать образцы на анализ, потратить кучу времени и денег.
Но есть куда более простой вариант проверки.
Поддельный и низкокачественный антифриз быстро теряет свои характеристики.
Это связано с тем, что с целью удешевления производства мошенники заменяют этиленгликоль сахаром, солью, кислотой и пр. То есть при проверке ареометром параметры плотности будут в норме. Но на практике такая жидкость замёрзнет даже при небольшом морозе.
Чтобы проверить качество жидкости охлаждения, нужно сделать первичный контрольный замер. Если он нормальный, состав заливается в систему охлаждения. В течение недели можно ездить на авто. Затем через неделю делается забор ОЖ из машины, и проверяется плотность ещё раз:
Если продолжить эксплуатацию авто с низкокачественной жидкостью, это негативно скажется на состоянии двигателя. Антифриз способен вывести ДВС из строя, спровоцировать целый ряд неприятных и дорогих неисправностей.