Плюсовая фонограмма что это
Что такое плюсовка и минусовка
В этой статье мы поговорим о том, что такое плюсовка и минусовка, чем они отличаются и какие бывают. Итак, обо всем по порядку.
Что такое плюсовка и минусовка
Что такое плюсовка
Плюсовка, или плюсовая фонограмма — это полноценный музыкальный трек с записью музыкальных инструментов и, зачастую, вокала, под который выступает на сцене артист. Если вы когда-нибудь слышали про «пение под фанеру», то наличие плюсовки — одно из важных условий такого «пения».
Плюсовка может полностью соответствовать студийной записи артиста, которая была выпущена на его официальном альбоме или сингле, использовалась в видеоклипе. Но бывает и так, что для концертных выступлений специально создается плюсовка. Такая плюсовая фонограмма может отличаться от альбомной версии по балансу инструментов и звучанию. К слову, при «пении под фанеру» артисты могут нередко разбавлять звуковую картину различными репликами или выкриками: «я вас не слышу», «давайте все вместе», «НАЗВАНИЕ ГОРОДА, вы просто молодцы!». Любой опытный звукорежиссер сразу на слух определяет, что кроме этих выкриков ничего «живого» в выступлении такого фонограмщика нет. Однако неискушенная публика в основном не замещает подвоха и думает, что всё выступление происходит «живьем».
Исполнение песни под плюсовку
Плюсовку используют не только вокалисты. Некоторые музыканты, работающие в инструментальном жанре, также могут прибегать к использованию плюсовой фонограммы, поскольку не обладают должными исполнительскими навыками для безупречного «живого» выступления. Это запросто может быть, к примеру, «раскрученный» гитарист, обладающий различными почетными титулами и играющий в стиле неоклассики.
Но бывает и более честное применение плюсовки. Например, при разучивании какой-то известной песни начинающий вокалист вполне может использовать плюсовую фонограмму, пытаясь петь вместе с ней. В этом случае любые неправильно взятые ноты будут слышны сразу, что позволит быстрее скорректировать своё исполнение и выучить песню быстрее.
Также нередко плюсовая фонограмма используется различными непрофессиональными исполнителями на тех или иных мероприятиях, например, свадьбах, юбилеях. Это может быть жених или невеста, родственники или друзья юбиляра. В этом случае вряд ли стоит в чем-то обвинять таких вокалистов, ведь они не профессионалы, берущие плату за билеты. Основная задача исполнения песен под плюсовую фонограмму на таких мероприятиях — создать веселую атмосферу, а не обмануть кого-то. Ведь большинство зрителей в данном случае и так обо всем догадываются. Ну а использование плюсовки позволяет избежать проблем исполнения, связанных с волнением и отсутствие профессионального вокального опыта.
Что такое минусовка
Минусовка, или минусовой трек — это такая музыкальная фонограмма, в которой отсутствует звуковая дорожка одного или нескольких инструментов, либо голоса, которые изначально предполагались в этом музыкальном произведении. Но чаще всего под минусовкой подразумевается именно фонограмма, в которой отсутствует вокальная дорожка.
Минусовка может использоваться как при студийной записи голоса или инструмента, так и при живом исполнении. Не секрет, что большинство артистов, работающих в жанре поп-музыки, работают на сцене без живого музыкального сопровождения. И им на помощь приходит минусовка. В этом случае минусовка может полностью соответствовать по звучанию той версии песни, которая была официально выпущена артистом. Но может и отличаться тембрами инструментов и даже аранжировкой. Выступление под такую минусовку может быть наиболее интересным для поклонников творчества артиста, поскольку позволяет услышать новое прочтение известной им песни.
Исполнение песни под минусовку
Какие бывают минусовки
По способу создания различают несколько видов минусовок. Наиболее качественный и аутентичный вариант — оригинальная минусовка. Как правило, доступ к ней имеет артист, для которого она была создана. Иногда можно найти такую минусовку в бесплатном доступе в сети. Но нужно понимать, что далеко не все артисты хотят делиться подобным образом своей интеллектуальной собственностью. Вот почему появляются минусовки других видов. Один из распространенных вариантов — так называемая задавка. Минусовка-задавка получается из плюсовки (плюсовой фонограммы) при помощи определенной компьютерной обработки. Стоить отметить, что качество звучания минусовки, сделанной таким способом из плюсовки, в значительной мере зависит от особенностей сведения и мастеринга оригинальной фонограммы. Иногда задавка звучит очень достойно, но бывает и так, что сделать качественную минусовку-задавку из конкретной плюсовки просто невозможно. Вот почему появляются минусовки еще одного вида. Речь идет о минусовках, которые вручную создают аранжировщики на основе существующей плюсовой фонограммы. Вручную в данном случае означает, что аранжировщику приходится «снимать» на слух партии всех музыкальных инструментов, а также подбирать наиболее подходящие тембры виртуальных или живых музыкальных инструментов, после чего записывать все необходимые партии и микшировать их (делать сведение). Нетрудно догадаться, что процесс этот длительный и трудоемкий, поэтому минусовки такого вида стоят достаточно дорого. Но отличаются, как правило, более высоким качеством, нежели задавки.
Создание минусовки-задавки
Минусовки перечисленных трех видов — основные, которые встречаются в практике музыкантов. Но бывает также еще и промежуточный вариант — гибридная минусовка. К примеру, в некоторых случаях при подавлении голоса в плюсовке (для того чтобы получить задавку) вместе с голосом могут пропасть и ударные инструменты, поскольку они часто панорамируются по центру микса, как и вокал. Если аранжировщик «снимет» на слух партию ударных и наложит ее сверху на такую неудачную задавку, может получиться вполне приемлемый гибридный вариант минусового трека.
Примеры минусовок
Минусовка Брaво — «Любите, дeвушки» (Fis-dur) — фрагмент:
Минусовка Nightwish — «Deep Silent Complete» — фрагмент:
Минусовка Руки вверх — «Ну где же вы, девчонки» — фрагмент:
Минусовка для русской народной песни «Русская сторонка»:
Как распознать обман известных артистов
О том, как различить обман, рассказывает основатель школы вокала, педагог Жанна Серопян.
ПО ТЕМЕ
Вайкуле врезала наглым фонограмщикам
Самбурская разоблачила Фадеева
Громкие скандалы с Филиппом Киркоровым
Почему артисты используют фонограмму
Любая запись, звучащая со сцены, считается фонограммой. Принято различать «плюсовую», когда к аккомпанементу добавляется голос исполнителя, и «минусовую» – на которой звучит только музыка и иногда бэк-вокал.
Российская эстрада грешит частым использованием фонограмм на концертах. Особенно массово этот не совсем честный способ применялся в 90-х годах. Данный период славится появлением целого сонма звезд, выступающих исключительно под запись. Это объясняется тем, что на тот момент концертное оборудование зачастую оставляло желать лучшего и обеспечить качественный живой звук просто не было возможности. Тогда на помощь приходила фонограмма.
Сейчас среди причин подобных выступлений можно назвать следующие:
Также использование «плюсовых» фонограмм – характерная особенность съемок ТВ-шоу и развлекательных программ. Хорошо известный всем новогодний «Голубой огонек» записывается именно так. Но и в телевизионной среде есть исключения: при просмотре целого ряда передач, в частности «Голос» и «Главная сцена», зрители могут видеть в углу экрана специальный значок «живой звук».
Но как артист говорит со зрителями, если звучит плюсовая фонограмма? Все просто: в нужных местах он просто включает свой микрофон – и может общаться с залом, создавая эффект живого выступления.
Как отличить исполнение живое исполнение от «фанеры»
Есть несколько простых способов, позволяющих распознать использование фонограммы:
Но есть и хорошая новость. Практически всегда поют вживую исполнители рока, рэпа, джаза и классики. Поэтому можете без опасений посещать их концерты и наслаждаться их взрывной энергетикой.
Какими бывают живой звук и фонограмма
Эта статья посвящена живым выступлениям музыкантов и уловкам, на которые они идут, чтобы доставить слушателю максимальное удовольствие от концерта и…максимально обмануть его.
Статья ориентирована на людей, не разбирающихся в концертном звуке, и призвана помочь им в понимании процесса живых выступлений.
В прошлой статье мы уже писали, как формируется звук на концертах и по какому принципу выстраивают звук. Здесь узнаем, как выступают артисты на концертах. Для наглядности я покажу модели выступления в виде списка и алгоритма:
1. Выступление под фонограмму
На сцене работают только мониторы, чтобы музыканты слышали звук и попадали движениями под музыку. Музыканты делают вид что играют, вокалист изображает пение, но звуков они не производят
Тут все понятно: зрители слышат звук и видят как музыканты играют, это скорее больше шоу чем концерт. Обман на лицо. Думаю, четверть из присутствующих на концерте догадываются, что их обманывают, но обманывают красиво. Поэтому такие артисты в большинстве своем имеют свою аудиторию.
2. Выступление под полный плюс
Саунд чек отсутствует или непродолжителен. Артист или группа выходит на сцену. В руках музыкантов инструменты, у вокалиста микрофон. Звукорежиссер включает музыку и подмешивает к сигналу фонограммы звучание инструментов и голоса.
На сцене работает вся аппаратура – это мониторные линии, гитарные и басовый усилители, барабанная установка, вся аппаратура озвучена. Музыканты действительно играют, вокалист поет. Но они играют сверху на ту же самую фонограмму. То есть повторяют то что было записано на студии, только делают это вживую.
Как таковым обманом это не назовешь, но все же он присутствует. Такие выступления распространены в нынешнее время, так как качество звука значительно повышается по сравнению с живым выступлением, а затраты и скорость настройки звука понижаются. Удобство и выгода от таких выступлений видны невооруженным глазом.
3. Живой звук
Концерту предшествует длительный саунд чек. Музыканты появляются на площадке задолго до выступления, идет настройка инструментов и голосов. После начала концерта звукорежиссер полностью выполняет свою функцию в отличие от предыдущих пунктов. В данном выступлении весь звук идет со сцены поэтому полагаются только на тот звук который был настроен на саунд чеке.
Ну а слушатель получает свое наслаждение, так как он слышит не созданную запись в студии когда-то, а звук, исполнение и эмоции исполнителя которые рождаются у него на глазах и он становится этому свидетель.
4. Выступление под минус
Выступление под минус можно условно разделить на две категории:
Возможные другие варианты выступлений являются интерпретацией изложенных выше или их частичным смешением.
Конечно, каждый исполнитель выбирает сам как ему выступать. Все зависит от средств, вложенных в выступление и последующей отдачи, от мастерства исполнителя, от технического оснащения площадки, от репутации исполнителя и его способностей.
Группа Оранжевый VINIl выступает исключительно вживую! В нас только живые барабаны, бас, гитара, клавиши, вокал и саксофон. На корпоратив мы приезжаем полным составом и исполняем самые популярные песни!
Как стать звездой? Энциклопедия начинающего артиста (26 стр.)
Издание своей книги – занятие ответственное: автор-артист будет использовать ее на протяжении длительного времени. Дарить невзрачную брошюрку известному артисту (ведь он же хочет им стать!) не пристало, так что, если он решился на этот шаг, то должен быть готов к нему в том числе и материально.
Но сколько бы ни было способов заработка у артиста, основным долгое время будут всё же выступления…
А как выступать? Под фонограмму или «живьем»?
Глава 15
Фонограмма и «фанера»
• Варианты использования технических средств при выступлениях
Обойти молчанием эту тему, я считаю, невозможно: таблоиды и Интернет заполнены статьями о том, что тот или иной артист выступает под фонограмму («фанеру»). В некоторых странах даже приняты специальные законы…
Чтобы во всём разобраться, нужно понимать: что это вообще за зверь такой – фонограмма?
Фонограмма (от греч. φωνή – звук, γράμμα – запись) – вся сумма звуковых сигналов, полученных в результате любой звукозаписи (механической, электрической аналоговой или цифровой) и сохраненных на механическом, магнитном (или любом другом аналоговом) носителе или в цифровой форме, в виде файла любого стандарта.
Ключевым тут является слово «вся»; фонограмма не подразделяется на составляющие – голос, музыку, шумовые эффекты и прочие звуки, если не конкретизировано, какие звуки записаны на той или иной фонограмме.
Воспроизведение записанной фонограммы и есть озвучивание. Например, просмотр кинофильма сопровождается включением общей фонограммы: речь актеров, различные звуковые эффекты и шумы. Отдельно речевая фонограмма – это запись выступления оратора, вокальная – пение артиста.
Полное отсутствие фонограммы означает для слушателя воспроизведение звуков, издаваемых только оригинальными исполнителями – как живыми организмами (люди, животные), так и природными явлениями (шум прибоя, гром, извержение вулкана и т. п.).
А это значит, что получать звуки, издаваемые оригинальными исполнителями, можно везде, где не используются технические средства для их предварительной записи и последующего воспроизведения.
Но всех интересуют только звуки, получаемые на коммерческой основе; пение птиц или звуки скандала пьяных соседей и так слышны «живьем», и при этом абсолютно бесплатно.
К «звукам на коммерческой основе» относится не только пение (как многие думают), но и, например, речь актеров во время спектакля.
Так вот, весь сыр-бор разгорелся из-за того, что мировое сообщество захотело слышать звуки, непосредственно издаваемые участниками всех коммерческих медийных мероприятий!
Зазвучали призывы вернуться во времена полного отсутствия фонограммы, когда технических средств аудиозаписи и воспроизведения попросту не существовало! Но возможно ли это? Разумеется, нет.
Полное отсутствие фонограммы практиковалось лишь до начала ХХ века.
На практике это означало, что зрители слышали не только живые голоса актеров и певцов, но и аккомпанемент фортепиано, озвучивавшего немое кино!
В настоящее время полное отсутствие технических средств возможно при исполнении песен с аккомпанементом (гитара, аккордеон, фортепиано и пр.), да и то лишь на камерных концертах.
Во всех других случаях это либо невозможно технически, либо… до этого никто не додумался (например, записать речь всех актеров во время спектакля, а потом включить запись; на сцене же актеры будут лишь раскрывать рот).
Однако баталии почему-то касаются по большей части артистов, работающих в собирательном стиле «поп», хотя известны случаи использовании полноценной фонограммы в… опере!
Особенно удивляют формулировки, встречающиеся не только в быту, но и в официальных документах, – «выступление под фонограмму». Если исходить из определения фонограммы, то исполнители просто не могут выступать иначе!
Сам стиль диско (давший огромный импульс развитию поп-музыки) и не предполагал полностью живого исполнения песен на сцене! Потому что этого практически не требовалось.
Песни данного стиля были рассчитаны на миллионное тиражирование для широчайшего распространения, а потому были четко стилизованы, с блеском пропеты и виртуозно сведены. Продажа носителей давала основной доход; концерты же являлись лишь дополнением к промоакциям для продажи дисков в той или иной стране. И, как правило, исполнялись под фонограмму.
Классическим примером подобного подхода является небезызвестное трио «Арабески» (Arabesque). Его песни были такого высокого качества, что воспроизвести на сцене живой вокал и музыку со звучанием, близким к исходной записи, было попросту невозможно!
Используют ли фонограмму представители других направлений?
Если задать такой вопрос продюсерам артистов или руководителям музыкальных коллективов, то можно услышать ответ: о какой фонограмме идет речь? О т. н. плюсовой (полноценной) или же о минусовой (минус вокал)?
Если на сцене нет музыкантов, то артист автоматически выступает под фонограмму! Только минусовую. Этот способ получил практически повсеместное распространение; запретить его – значит запретить выступления таких артистов вообще!
Музыкальные же коллективы используют элементы предварительной записи (фонограммы) там, где без этого нельзя обойтись из-за сложности музыки: например, «Пинк Флойд» (Pink Floyd). Они стараются соблюдать баланс живого звука и записанных с помощью компьютерных технологий музыкальных эффектов… Зато какая красивая и эффектная получается музыка! Особенно если исполнитель выступает «живьем».
Однако под «выступлением без фонограммы, вживую (англ. live )» подразумевается почему-то только живое пение (без использования фонограммы вокала). А то, что всё музыкальное сопровождение идет в записи (вплоть до того, что музыканты на сцене имитируют игру), никого почему-то не волнует…
Иногда встречается и обратное действие: музыканты играют вживую, а вокал артиста предварительно записан. Практикуется и т. н. дабл (от англ. double – двойной) – совместное (в разном процентном соотношении) использование живого вокала и записи.
В последние годы появилось оборудование, включающееся между микрофоном и микшерским пультом, позволяющее «на лету» изменять параметры голоса, придавая ему звучание фонограммного (обработанного). Так стоит считать такое исполнение фонограммным или нет?
Вопросов много, а ответов…
…Но что же следует из всего этого для начинающего артиста? Какую пользу он может извлечь, прочитав написанное выше?
– выступления с использованием тех или иных технических средств практикуются всеми артистами, за исключением некоторых узких форматов, жанров и направлений;
– выступления под плюсовую фонограмму практикуются на ТВ (при съемке артистов в различных программах, а не трансляции концертов) и на радио (интервью с артистами), часто – во время сборных концертов (особенно на открытых площадках);
– плюсовая фонограмма не используется на сольных концертах, а уж тем более на различных вокальных конкурсах и прочих ответственных медийных мероприятиях;
– если артист не является плодом т. н. продюсерского проекта, ему необходимо выработать различные варианты пения, в зависимости от формата мероприятия.
На практике это означает четкое представление о способах донесения творчества до, так сказать, широких масс во время концертов.
Универсальные советы тут дать трудно: один артист поет каверы под минусовую фонограмму на различных закрытых мероприятиях. Другой основал группу этнической музыки, которая выступает со своими специфическими музыкальными инструментами только вживую, так как имеет хоть и узкую, но преданную целевую аудиторию; почитатели приходят на его концерты именно затем, чтобы услышать экзотические звуки, издаваемые инструментами и вокалистом. Третий выступает в составе трио для популяризации альбомов группы…
Музыкальное сопровождение у всех этих артистов будет разным: как фонограммным, так и оригинальным (живым). Но вот вокальные партии необходимо взять себе за правило исполнять только «живьем».
При одном условии: это позволяет оборудование площадки, а заказчик может предоставить время для репетиции (саундче́ка). Обычно речь в таких случаях идет о сольном выступлении в закрытом помещении.
А как поступить, если это открытая площадка, температура минусовая и концерт сборный? Для таких случаев (и некоторых других) необходимо иметь предварительно записанную фонограмму сценического выступления (т. н. концертная фонограмма), поскольку исполнение на сцене всегда будет отличаться от студийной записи, которая звучит «из каждого двора» (ну то есть хотелось бы, чтобы звучала).
Концертную фонограмму нужно всегда иметь при себе (на флеш-накопителе и (не или!) CD, в формате WAV), предоставлять только ее, иногда даже по требованию, а не по просьбе – например, при выступлениях в телепередачах.
Использование же где бы то ни было плюсовой студийной фонограммы может привести к тому, что карьера артиста закончится, толком не начавшись…
Плюсовая фонограмма что это
Конечно это долгая и противоречивая тема обсуждения. Поэтому хочется, чтобы все участники, гости, друзья высказывались и оставляли сообщения. Ведь ничто иное, как публичное обсуждение, не дает более четкого и детального взгляда на проблему со стороны.
Итак,
плюс:
Никто не услышит, фальши, дрожания голоса, волнения.
минус:
Очень сложно попадать в свои слоги, открывая рот. Нужна отрепетированность.
плюс:
Во время пения не нужно думать о вокальных трудностях.
Только об образе на сцене.
минус:
Как раз этот образ является естественным лишь тогда, когда звучишь вживую. Открывая рот, не поешь искренне, от души. Приходится отрабатывать движения и мимику. А зрителя не обманешь, он чувствует, где ты работаешь, а где ты живешь в каждой песне для него. Этот момент так же требует детальной проработки, а следовательно и времени.
плюс:
Аппаратура. Заказчик или твой арт-директор не мучается в поисках мониторов, ин-иар-мониторингов, микрофонов, шнуров, примочек и так далее. Звукорежиссер не парится на саунд-чеке.
минус:
Гонорар ты получишь меньше, так как большая сумма уйдет на аренду аппарата для живака.
В сборной солянке лучше всего петь под плюс. Здесь ты точно знаешь, что звукореж не зарубит тебе звук, потому что перед тобой разрывали мониторы панк-рокеры.