Пмпк перед школой что нужно знать

Как психиатр я регулярно участвую в работе психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и каждый раз, когда вижу испуганные глаза мамы, которая пришла с ребенком на комиссию, хочется ее успокоить и объяснить: что же это такое ПМПК.

Документальная база

Для начала небольшая выдержка из официального документа, «Положении о психолого-медико-педагогической комиссии».

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.

Таким образом, в состав комиссии входят:

дефектолог по соответствующему профилю: олигофренопедагог (для детей с умственной отсталостью), тифлопедагог (для слепых детей), сурдопедагог (для детей с глухотой),

При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Для проведения обследования ребенка в комиссию предоставляются следующие документы:

Медицинские справки должны быть оформлены на отдельных бланках, обязательно наличие штампа учреждения, выдавшего справку, личной печати и подписи врача. Справки действительны в течение одного года, справка от психиатра действительна шесть месяцев

Как проходит работа комиссии?

Ребенок приходит на обследование в сопровождении родителей или законного представителя. Желательно, чтобы на ПМПК присутствовала мама ребенка. Если будет необходимо, то именно мама может рассказать о раннем периоде развития ребенка.

В день, когда ребенок должен быть показан на ПМПК, родители приходят заблаговременно (за 30 минут) и регистрируются у дежурного специалиста. После этого с родителями начинает работать секретарь комиссии. Еще раз проверяется наличие всех документов.

При этом собеседовании родители (законные представители) должны предоставить оригиналы документов, удостоверяющие личность ребенка, личность родителя (законного представителя) и их право представлять ребенка на ПМПК.

В определенное время в порядке очереди, установленной заблаговременно, родители и их дети приглашаются на комиссию.

После того, как родитель (законный представитель) даст согласие на обследование ребенка и услышит ответы на все интересующие вопросы по воспитанию и обучению ребенка, члены комиссии, в зависимости от заявленных проблем, проводят обследование ребенка и в рамках своей компетенции выносят решение.

Завершается вся работа собеседованием родителей с секретарем ПМПК, который окончательно оформляет все документы и при необходимости разъясняет родителям их возможные дальнейшие действия в интересах ребенка.

Преимущества обучения ребёнка

в специализированной группе

В дошкольных образовательных учреждениях для детей с особыми возможностями здоровья открываются логопедические группы, группы для детей с задержкой психического развития, группы для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также группы для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В школах открываются коррекционные классы для детей с задержкой психического развития. Школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья набирают детей только по рекомендации ПМПК.

Некоторые родители ошибочно полагают, что перевод ребёнка в другое образовательное учреждение не оправдан в силу территориальной удалённости, сложности адаптационного периода, при этом упускают время, которое могло бы быть использовано для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка.

Обучение и воспитание детей в коррекционной группе или классе имеет ряд преимуществ.

Пмпк перед школой что нужно знать. Смотреть фото Пмпк перед школой что нужно знать. Смотреть картинку Пмпк перед школой что нужно знать. Картинка про Пмпк перед школой что нужно знать. Фото Пмпк перед школой что нужно знать

Наполняемость групп по нормативам – 10-15 человек. Каждому ребёнку уделяется больше внимания. Созданы условия для индивидуального обучения.

Расширенный кадровый состав, дополнительное финансирование детских садов и школ, реализующих медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии предполагает комплексную коррекцию проблем, особенностей, имеющихся у ребенка.

Родители не всегда бывают согласны с решением ПМПК. Они могут пройти обследование в вышестоящей ПМПК (городской, областной).

Хочу подчеркнуть еще раз, что обследование ребенка на ПМПК проводится только с согласия родителей, заключение специалистов носят рекомендательный характер и право родителей решать – выполнять эти рекомендации или нет.

Источник

Обследование ребёнка на ПМПК. Что должен знать будущий первоклассник.

учитель-логопед МБДОУ №46

Перед тем как дошкольники зачисляются в логопедическую группу или на логопункт, они проходят городскую психолого — медико — педагогическую комиссию. ПМПК подтверждает, что дети нуждаются в занятиях с логопедом. Обучение с логопедом заканчивается, дети идут в школу. Теперь надо снова пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, которая решит, либо вывести ребенка из логопункта или логопедической группы, либо оставить для дальнейшего обучения на школьном логопункте, либо порекомендует школу для детей с речевыми нарушениями.

Как проходит ПМПК? На каждого ребенка отводится примерно 15 минут.

Что спрашивают специалисты ПМПК?

Обычно, фамилию, имя, отчество, как зовут родителей. Ребенок должен уметь рассказать о бабушке, дедушке, сестре или братишке, а так же могут спросить и о домашних питомцах (кличка, возраст, какого цвета животное). Спрашивают о том, как ребёнок добирается до садика, какое сейчас время года, могут спросить все месяцы, а могут попросить назвать, например, осенние месяцы и т.д. Все это дети должны знать.

А так же будущий первоклассник должен знать, когда он пойдет в первый класс. Какое это будет время года. Когда у ребенка день рождения. Могут спросить, какое время года было до осени и. т. д. Необходимо знать, что такое будни и что такое выходные, и объяснять последовательность каждого дня недели.

К первому классу ребенок должен знать основные и оттеночные цвета, формы, а так же уметь определять, какой из предметов длиннее, а какой короче, какой больше, а какой предмет меньше.

Ребенок должен ориентироваться в пространстве и уметь правильно называть, где находится предмет: вверху, внизу, справа, слева и. т. д.

Ребенок должен знать счет в пределах 10 туда и обратно.
Просят рассказать стихотворение, которое должно соответствовать возрасту. Можно рассказать стихотворение, которое ребёнок недавно учил на праздник к 23 февраля или к 8 марта. Если стихотворение о времени года, то лучше взять о весне, чтобы соответствовало действительности. Часто спрашивают, о ком или о чем стихотворение. Например, если стихотворение о весне, просят произнести это слово по звукам, назвать, сколько слогов, сколько согласных, сколько гласных, твердых согласных, звонких, мягких и глухих.

Проверка знаний на умение обобщать несколько разных предметов в одну категорию (ручка, карандаш, альбом, краски – это школьные принадлежности).

Кроме того, ребенок должен уметь найти на картинке лишний предмет и объяснить, почему именно он лишний. Также должен знать, для чего какой предмет нужен или что он делает (холодильник — для хранения пищи, а для чего нужен чайник…? и. т. д.)

Также у детей проверяют мелкую моторику. Просят показать козу, зайца, сделать колечки с определенным пальцем либо по очереди, ребенок должен повторить. Часто просят положить указательный палец на средний, или средний на безымянный и наоборот. Проверяют фонематический слух, т.е. просят повторить ряд слогов са-ша-са, ча-тя-ча.

Вот примерные вопросы, которые спрашивают специалисты ПМПК:

Источник

Пмпк перед школой что нужно знать

Сайт муниципального казенного учреждения

муниципального района Давлекановский район

С целью оказания специализированной помощи детям, имеющим отклонения в психофизиологическом развитии, а так же проблемы в обучении, общении и поведении создаются психолого-медико-педагогические комиссии (далее именуется ПМПК). Наш район обслуживает Белебейская ПМПК.

Председатель комиссии Халфина Лилия Фанилевна, логопед.

Родионова Л.В. – детский психиатр;

Федотова В.П. – педиатр;

Фазлутдинова Л.С. – дефектолог;

Гурточенко Л.А. – психолог;

Соломина Э.Р. – психолог;

Шумихина Л.Ю. – психолог;

Сайруллина А.А. – логопед;

Царенкова Т.В. – юристконсульт;

Фазлыева С.С. – статистик;

Захарова К.Н. – социальный педагог.

Адрес: г. Белебей, ул. Ленина, 1а

По всем вопросам работы ПМПК в Управлении образования обращаться к м етодисту Скрипченко Вере Владимировне

Часто задаваемые вопросы

1. Каковы задачи психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)?

1. Основной задачей ПМПК является обследование детей от 0 до 18 лет, детей-сирот и детей-инвалидов с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения образовательного маршрута.

2. Подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа учебно-воспитательного и лечебного учреждения и целесообразности пребывания в нем ребенка.

3. Консультативная и методическая помощь родителям,(лицам их заменяющих), педагогическим, медицинским и социальным работникам по вопросам воспитания, обучения и лечения детей с легкими отклонениями в развитии, нарушением поведения, в том числе не подлежащих направлению в специальное воспитательное учреждение.

4. Просветительская работа со специалистами учреждений образования, здравоохранения, труда, занятости и социальной защиты.

5. Направление при необходимости детей в медицинские центры для углубленного обследования.

2. Какие дети нуждаются в коррекционно-развивающем обучении?

Основной контингент детей нуждающихся в обучении по программе коррекционно-развивающего обучения (КРО) – дети с различными вариантами задержки психического развития. Задержка может развиваться при хронических заболеваниях внутренних органов, аллергических состояниях, склонности к частым респираторным заболеваниям, хронических тонзиллитах и других заболеваниях, снижающих общий и психический тонус; негрубых остаточных проявлениях органической мозговой недостаточности, так же при патологическом формировании личности, педагогической запущенности детей, обусловленной воспитанием в неблагополучной микросоциальной среде; некоторых психических заболеваниях в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия) без явления слабоумия и выраженных расстройств поведения.

3. Где должны обучаться дети, получившие тот или иной диагноз?

Возникающие среди специалистов терминологические затруднения только подчеркивают актуальность изучения «загадочной» и очень распространенной категории детей с задержкой психического развития. Специалисты ищут ответы на сложные вопросы: «Насколько временной является неспособность к обучению?», «Кто виноват, что она возникает?», «Способен ли педагог справиться с трудностями в обучении у детей?», «Как лучше всего решать проблемы интеграции таких школьников?» и т.п. На все эти вопросы однозначного ответа не существует. Неслучайно дети с задержкой психического развития различного генеза продолжают одновременно обучаться в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах VII вида, школах-интернатах VII вида, классах выравнивания, классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ.

Если ребенок успешно усваивает программу, если его трудности в обучении, негативные особенности развития удалось компенсировать, то по решению ПМПК ребенок переводится на обучение по программе общеобразовательной школы, т.е. снимается диагноз «ЗПР».

Детям, получившим диагноз обучение по 8 виду, комиссия предлагает обучение в специальных коррекционных школах-интернатах, при этом родители могут отказаться, тогда эти дети идут в школы своего микрорайона.

Детям-инвалидам, имеющим 8 вид, ПМПК рекомендует обучение на дому или обучение в других специализированных коррекицонных школах-интернатах.

4. Кто направляет на ПМПК?

На комиссию детей направляет общеобразовательное учреждение по рекомендации школьного психолого-педагогического консилиума и классного руководителя, желательно в первом классе, а в четвертом классе на повторное обследование обязательно, для определения вида обучения в среднем звене (это выписка действительна до окончания девятого класса).

5. Какие документы нужны для прохождения ПМПК?

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ГБУ БЕЛЕБЕЕВСКАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЕЙ:

2) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребёнка;

3) копии паспорта или свидетельства о рождении ребёнка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

4) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации.

5) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся в образовательных организаций, при наличии);

6) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведённого обследования ребёнка (при наличии);

7) подробную выписку из истории развития ребёнка с заключением врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (невролог, психиатр детский, офтальмолог, оториноларинголог, хирург, педиатр, терапевт)

. для детей с нарушением зрения: заключение офтальмолога выданного не раннее 3-ех месяцев.

. для детей с нарушением слуха: заключение аудиограммы отоларинголога (сурдолога) не раннее 3-ех месяцев.

8) характеристику подробную (с подробным описанием успеваемости/неуспеваемости по предметам) из образовательного учреждения (дата и подпись директора образовательного учреждения);

9) табель успеваемости обучения, за последние 3 лет обучения;

10) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка.

Дети обследуются в присутствии учителя данного класса и родителя (если по каким-то причинам отсутствуют родители, родственникам необходимо иметь расписку, с подписью родителей, заверенную сельским советом или школой).

6. Какие документы получат дети, имеющие диагнозы ПМПК?

Обучающиеся, имеющие диагноз 7 вида (ЗПР) получают такие же аттестаты об основном общем образовании, как и все обучающиеся (обязательно их после окончания 9-ого класса устроить в средние специальные профессиональные училища, для получения специальности).

Обучающиеся, имеющие диагноз 8 вида, получают свидетельство об окончании общеобразовательного учреждения 8 вида.

Психологическая помощь в образовательных организациях.

Источник

Приложение. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082)

3. Комиссия может быть центральной или территориальной.

Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

4. Комиссию возглавляет руководитель.

В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

5. Состав и порядок работы комиссии утверждаются соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.

6. Количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. Количество, создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.

8. Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают комиссию необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации ее деятельности.

II. Основные направления деятельности и права комиссии

10. Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

11. Центральная комиссия, кроме установленных пунктом 10 настоящего положения основных направлений деятельности, осуществляет:

а) координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

12. Комиссия имеет право:

запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;

осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);

вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.

13. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.

14. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

15. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);

з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.

16. Комиссией ведется следующая документация:

а) журнал записи детей на обследование;

б) журнал учета детей, прошедших обследование;

в) карта ребенка, прошедшего обследование;

17. Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.

18. Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

19. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

При решении комиссии о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.

Территориальная комиссия в случае необходимости направляет ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.

20. В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение комиссии.

21. В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:

обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей.

22. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.

В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем 5 рабочих дней со дня проведения обследования.

Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.

23. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

24. Комиссия оказывает детям, самостоятельно обратившимся в комиссию, консультативную помощь по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе информацию об их правах.

25. Родители (законные представители) детей имеют право:

присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;

в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *