Пмпк в доу что это
Запись на стене
РАЗЪЯСНЕНИЯ О НОВОМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ КОНСИЛИУМЕ ДЕТСКОГО САДА
Источник: Журнал: «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
Минпросвещения обязало создать в детских садах новый психолого-педагогический консилиум.
В чем его отличия от известного вам психолого-медико-педагогического консилиума и как теперь выстраивать психолого-педагогическое сопровождение, расскажем в статье.
Теперь детские сады должны запустить работу нового психолого-педагогического консилиума (ППк). Не волнуйтесь, вам не надо самому придумывать, как по-новому вести психолого-педагогическое сопровождение детей. Потому что Минпросвещения выпустило положение о консилиуме, в котором расписало кадровый состав, задачи ППк, какие выдавать рекомендации, шаблоны всех документов. Как быстро организовать новый ППк и чем он лучше предыдущего ПМПк, мы подскажем далее.
НОВЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ, КОТОРЫЙ РЕГУЛИРУЕТ ППк
В сентябре Минпросвещения утвердило примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (распоряжение Минпросвещения от 09.09.2019 № Р-93). То есть на смену психолого-медико-педагогическому консилиуму (ПМПк) должен прийти ППк.
В положении сказано, что ППк – это форма взаимодействия работников детского сада, чтобы создать оптимальные условия обучения, развития, социализации и адаптации детей с помощью психолого-педагогического сопровождения. Это определение очень напоминает, что было в ПМПк. Но Минпросвещения еще подробно разъясняет, как организовать ППк, его режим работы, как проводить обследование детей, что должны содержать рекомендации, какие документы нужны, чтобы организовать деятельность ППк.
На основании примерного положения Минпросвещения заведующий должен разработать и утвердить локальный нормативный акт – положение о ППк детского сада.
ЗАДАЧ У ППк БОЛЬШЕ, ЧЕМ У ПМПк
В дополнение задач, которые есть у ПМПк, появились новые. Например, ППк необходимо выявлять трудности в освоении ООП ДО, особенности в социальной адаптации и поведении детей.
Специалисты консилиума должны разрабатывать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей. ПМПк же только определяет коррекционную помощь. Также консультировать воспитателей и родителей по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей детей, содержания психолого-педагогической помощи. Задача ПМПк была – выявлять резервные возможности ребенка.
ППк должен выдавать рекомендации, какие надо создать специальные условия для образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Еще новая задача ППк – контролировать, как выполняются рекомендации. Такой задачи у ПМПк вообще не было.
Ликвидировать ПМПк после того, как создали ППк Минпросвещения не требует. Детский сад вправе поддерживать работу двух консилиумов одновременно. Сохранять оба консилиума нет необходимости. Потому что новый ППк отвечает современным подходам к психолого-педагогическому сопровождению детей в детском саду, а ПМПк устарел.
РЕКОМЕНДАЦИИ ППк СТАЛИ ШИРЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ПМПк
Рекомендации ППк должны содержать требования, как организовать психолого-педагогическое сопровождение ребенка, который испытывает трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации (ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Это основной посыл рекомендации. Например, проводить групповые и (или) индивидуальные коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом, проводить профилактику асоциального поведения.
Обратите внимание, что рекомендации ППк можно реализовывать после письменного согласия родителей (законных представителей). Поэтому обязательно соберите согласия с родителей.
Второй тип требований рекомендаций ППк связан с медицинскими заключениями. Например: организовать дополнительную двигательную нагрузку в течение дня/снизить двигательную нагрузку; предоставить дополнительные перерывы для приема пищи, лекарств.
Главное дополнение, и важное – рекомендации ППк могут конкретизировать, дополнять рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). Этого не было, сейчас появилось. Например, разрабатывать адаптированную основную образовательную программу, рекомендованную в заключении ПМПК; адаптировать образовательные материалы, рекомендованные ПМПК.
В заключении ПМПК указывает, что необходимо предоставить услуги по тьюторскому сопровождению и сопровождению ассистента (помощника), оказывать техническую помощь ребенку. Если отсутствуют в заключении ПМПК данные рекомендации, ППк детского сада самостоятельно может принять решение о предоставлении данных услуг, в том числе в какой период (письмо Минпросвещения от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»).
Если есть необходимость провести углубленную диагностику или разрешить конфликтные и спорные вопросы, специалисты ППк могут рекомендовать родителям (законным представителям) обратиться в ПМПК. Этот пункт в ПМПк есть. Но его изменили и в новом положении о ППк добавили зачем: чтобы с учетом рекомендаций ПМПК разработать и реализовать для ребенка оптимальный образовательный маршрут.
ДОКУМЕНТАЦИЮ ДЛЯ ППк УВЕЛИЧИЛИ, НО ДАЛИ ВСЕ ШАБЛОНЫ
Документация нового ППк расписана подробно. Вам не надо ничего разрабатывать. Помимо карты развития ребенка и журнала регистрации рекомендаций, которые были в ПМПк, нужны теперь приказ о создании ППк, положение о ППк, график проведения заседаний консилиума, журнал учета заседаний. Новый ППк должен вести протоколы заседаний, составлять представления на ПМПК. Их шаблоны есть в распоряжении Минпросвещения.
Особенности организации работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду
Галина Панычева
Особенности организации работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду
«Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях,
то она должна прежде узнать его
тоже во всех отношениях»
Необходимость создания и функционирования консилиумов в детских садах на сегодняшний день является одной из актуальных форм взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в психолого-медико-социальном сопровождении детей с проблемами в развитии,и определяется следующими факторами:
— ценностными ориентирами государства и общества, которые гарантируют права гражданам в предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития;
— уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей.
Ключевые слова: ФГОС ДО, ПМПк, психолого-педагогическое сопровождение.
Мир, в котором живет современный ребенок по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.
В ФГОС дошкольного образования среди основных задач определяется задача «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями» 2.
В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения трактуется как система профессиональной деятельности специалистов по созданию оптимальных условий для становления личности ребенка и всестороннее развитие в соответствии с его задатками, возможностями и способностями 4.
На современном этапе наиболее приемлемой и распространенной формой организации психолого-педагогического сопровождения в ДОУ является психолого-медико-педагогический консилиум.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) организуется в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
Взаимодействие организуется как с целью диагностики, профилактики психических и речевых нарушений, так и выборе форм, методов, средств организации образовательного процесса.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Основными задачами ПМПк являются:
выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в МДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;
профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
выявление резервных возможностей развития;
определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
Нормативно-правовая база деятельности ПМПк дошкольного учреждения:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., № 273ФЗ.
2. Письмо Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения» от 27.03.2000г., № 27/901-6.
3. Устав образовательной организации.
4. Договор об образовании по программам дошкольного образования
между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника.
5. Договор о взаимодействии с ПМПК.
Основные принципы деятельности ПМПк:
Принцип семейной центрированности. Специалисты ПМПк взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из его ближайшего окружения).
Принцип партнёрства. Деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй.
Принцип открытости. ПМПк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.
Принцип конфиденциальности. Информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ПМПк, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.
Принцип уважения личности ребёнка. Специалисты ПМПк принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
Принцип уважения к личности родителя. Уважая личность родителя, специалисты ПМПк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.
Принцип профессиональной ответственности. Специалисты ПМПк ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.
Принцип информированного согласия. Добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ПМПк даёт родителям (законным представителям) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.
С целью обеспечения комплексного сопровождения детей,состав ПМПк дошкольного учреждения состоит из следующих специалистов:
Обязательными участниками нашего ПМПк ДОУ являются:
— председатель консилиума;
— педагог-психолог;
— воспитатели коррекционных групп;
— медицинский работник (по согласованию).
Основные области деятельности специалистов ПМПк
Специалист Область деятельности
Председатель ПМПк Ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эффективности.
Педагог-психолог Психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребён-ком с учётом данных психодиагностики.
Учитель-логопед Логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
Учитель-дефектолог Динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия, дифференциация сходных состояний нарушений развития, отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям уровню развития ребенка.
Тифлопедагог Тифлопедагогическая диагностика, коррекция и разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных тифлопедагогических приёмов в работе с ребёнком с учётом данных диагностики.
Социальный педагог Объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребёнка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, обеспечение законодательно закреплённых льгот детям с нарушениями в развитии и их семьям, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
Воспитатель Определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций специалистов.
Медицинская сестра Информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито и физиотерапевтических процедур.
Заседания подразделяются на плановые и внеплановые.
Заседания проводятся под руководством председателя консилиума ПМПк.
Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом
образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обследование воспитанников.
Цель плановых заседаний – оценка динамики обучения и коррекции, внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в индивидуальную программу ППМ сопровождения; изменение формы, режима или назначение дополнительных обследований.
Цель внеплановых (срочных) заседаний – выяснение причин возникающих проблем, оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности преодоления, обсуждение изменения режима или формы обучения.
Промежуточное заседание консилиума проводится в середине учебного года и планируется на последнюю неделю января. Предварительно специалисты проводят обследование ребенка с целью выявления особенностей динамики развития в специально организованных условиях. В случае необходимости вносятся поправки и дополнения в коррекционную работу, назначается дополнительное обследование, меняется образовательный маршрут.
Заключительное заседание планового консилиума – проводится в преддверии окончания учебного периода.
Опыт работы показал, что в работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.
Первый этап – диагностический – сбор информации о ребенке, определение характера детских проблем и путей их решения.
Третий этап – деятельностный (коррекционный) – решение проблем – внедрение и реализация на практике специальных методов и приемов оказания помощи ребенку каждым участником сопровождения.
Каждым участником коррекционно-образовательного процесса прогнозируются результаты сопровождения:
— позитивная адаптация к условиям детского сада;
— динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу на основе выявленных резервных возможностей развития;
— эффективное формирование нарушенных функций;
— развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
— приобретение социального опыта.
— развитие психолого-педагогической компетентности, понимание работы с различной категорией детей;
— профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов работы, овладение технологией разработки индивидуальных форм сопровождения обучающихся (карта, программа) на основе психолого-педагогического прогнозирования;
— приобретение навыков работы в системе комплексного взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.
для родителей/законных представителей:
-получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по обучению, развитию, воспитанию ребенка;
— адекватность установок в отношении перспектив ребенка;
— информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в том числе в рамках ПМП консилиума ДОУ;
— приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию обучающихся;
— получение психолого-педагогической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.
Как показывает опыт, тесное взаимодействие всех специалистов ПМП консилиума как формы психолого-педагогического сопровождения детей в образовательной среде ДОУ, позволяет эффективно решать задачи развития, обучения и воспитания.
Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей, обеспечение их полноценного развития, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Таким образом, ПМПк позволяет построить взаимоотношения специалистов службы сопровождения, педагогов и родителей на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности каждого, организует комплексное сопровождение детей в процессе коррекционно-развивающего обучения, задействовав профессиональный и личный потенциал всех субъектов образовательного процесса.
1. Письмо Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000г., № 27/901-6.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014 – 32с.
3. Шипицына Л. М., Жданова М. А. Психолого-медико-педагогическая консультация: методические рекомендации. – Спб. : Детство-Пресс, 2002 – 345с.
4. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М. : Владос, 2003 – 528с.
Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.
Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.
Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.
Здоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.
Технология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъясняет содержание.
Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.
Организация комплексной службы сопровождения развития ребёнка дошкольного возраста с различными нарушениями. ПМПК ДОУ
Татьяна Щербакова
Организация комплексной службы сопровождения развития ребёнка дошкольного возраста с различными нарушениями. ПМПК ДОУ
Практическим воплощением гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребёнку явилась идея сопровождения, которая в настоящее время реализуется в системе образования, и обрела свою методологическую и организационную форму.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза в ситуациях дошкольного взаимодействия. Сопровождение опирается на личностные достижения, которые реально есть у ребёнка, и находится в логике его развития, а не искусственно задаёт ему цели и задачи.
Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребёнку социально-педагогической среды условия для его оптимального личностного развития и обучения.
Задачей медико-психолого-педагогического сопровождения является создание условий для максимально успешного обучения в каждом конкретном случае.
В нашем ДОУ создана служба сопровождения по развитию проблемных детей, которая обеспечивает оказание профессиональной систематической помощи.
1. Сотрудничество различных специалистов: педагогов, психолога, логопедов, дефектологов, медицинских работников.
2. Объединение усилий всех стоящих на стороне дошкольника взрослых.
3. Определение перспективы возможностей на последующих этапах адаптации ребёнка, которая будет способствовать постепенному переводу его из пассивной позиции в активную.
Организационной формой службы был определён психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Основные функции ПМПк:
1. Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения ребенка на протяжении всего периода его обучения детском саду.
2. Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.
3. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
4. Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
5. Создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.
В состав ПМПк входят: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения, представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели) с большим опытом работы, врач-педиатр (невропатолог, психиатр, медицинская сестра.
Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде.
Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка в присутствии родителей (законных представителей).
По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
На основании полученных данных (представление специалистов) коллегиально составляются заключение консилиума и рекомендации по обучению, развитию и воспитанию ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.
В рамках эксперимента в детском саду была разработана комплексная диагностика, о которой говорилось выше.
На основе комплексной диагностики и анализа проблем ребёнка служба сопровождения (ПМПк) высказала идею о составлении индивидуального маршрута воспитания и обучения, коррекционных программ.
Реализация адресных программ была разбита на шаги (ступеньки, определены цель каждого шага, промежуточный результат и функции каждого исполнителя службы.
Программа индивидуального сопровождения или индивидуальный образовательный маршрут вырабатывается на консилиуме при коллегиальном обсуждении.Это позволяет:
— изменить состояние ребёнка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция;
— изменить отношение взрослых к ребёнку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях;
— определить позитивные прогнозы взрослых относительно положительных изменений ребёнка.
Таким образом, сопровождение рассматривается нами как процесс, целостная деятельность, в рамках которой обязательно выделяются три взаимосвязанных компонента:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе обучения и воспитания в ДОУ. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики, о чём уже упоминалось ранее.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности ребёнка и его успешного обучения на основе данных диагностики. Реализация данного компонента предполагает, что учебно-воспитательный процесс в ДОУ может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые находятся в данном учреждении. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, логопеда, психолога, так как их подходы и требования должны ориентироваться на конкретных детей с их реальными возможностями и потребностями.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Для этого разрабатывается система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или компенсировать возникшие проблемы.
Кроме этого, поддерживается также тесная связь с невропатологом, психиатром,офтальмологом: дети, нуждающиеся в их помощи, всегда в полной мере получают соответствующие консультации и лечение. По мере необходимости поддерживается связь и с другими специалистами.
Таким образом, индивидуализация процесса образования, обучения и воспитания помогает выстроить текущую работу как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников взаимодействия внутри ДОУ.
Взрослые участники учебно-воспитательного процесса – педагоги, логопеды, психолог, дефектологи, администрация, родители – участвуют в нём на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. В решении проблем конкретного ребёнка, при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно устанавливают единый подход и стратегию медико-психолого-педагогического сопровождения.