По а н леонтьеву человеческая личность есть не что иное как иерархия
По а н леонтьеву человеческая личность есть не что иное как иерархия
1. Дифференцированность-Это
2. Возбудимость.-Это
3. Прочность-Это
4. Динамичность-Этот
7 дайте типы поведения организма
1. Импульсивное.
2. Волевое
3. Эмоциональное
1. Теоретические положения какого из учёных развивал А.Р.Лурия?:
•а)Д.Н.Узнадзе
•б)Л.С.Выготского
•в)Н.Н.Ланге
Ответ :б).
4. А.Р.Лурия принимал участие в создании:
•а)теории деятельности
•б)поведенческой теории
•в)теории социальных потребностей
Ответ : а).
5. Роль каких долей головного мозга в регуляции психических процессов изучал А.Р.Лурия?
•а) височных
•б) затылочных
•в) лобных
Ответ :в)
6. Создателем какой книги является А.Р.Лурия?
•а) «Потерянный и возвращенный мир»
•б) «Имперсона-лия»
•в) «Проблемы объективации»
Ответ :а)
7.А.Р.Лурия показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены:
•а)психически
•б) генетически
•в) физиологически
Ответ : б)
8. А.Р.Лурия считал, что для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия :
•а)воспитания
•б)жизни
•в)развития
Ответ : а)
8.Психоанализ и педология, их судьба в России.
1.В каком году было создано «Русское психоаналитическое общество», аналитические кружки и группы в разных городах?
• 1922г+
• 1930г
• 1899г
2. педология- это…
• наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.
• наука о развитии ребенка, охватывающая все стороны этого развития.+
• собая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека.
3. В России идеи педологии восприняли и развивали известнейшие ученые, психологи и психиатры
• Узнадзе,Павлов,Зинченко
• Ананьев,Мясище
• Бехтерев, Россолимо, Нечаев+
Ответы к тесту: Высшие психологические функции
⚑ Закажите написание студенческой работы!
Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!
Тестовый вопрос: К деятельности относится:
Выберите правильный ответ:
[неверно] наличие цели
[неверно] наличие бессознательного
[неверно] наличие притязаний
[неверно] наличие самооценки
Тестовый вопрос: В психологическую структуру деятельности не входит понятие:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] поступок
Тестовый вопрос: Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, – это:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] навык
Тестовый вопрос: Метод исследования, основанный на переходе от частных суждений к общему выводу, называется:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] индуктивным
Тестовый вопрос: Представление о будущем желаемом результате является:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] целью
Тестовый вопрос: По А.Н. Леонтьеву, человеческая личность есть нечто иное, как иерархия:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] мотивов
Тестовый вопрос: Высшие психические функции, по Л.С. Выготскому:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] опосредованы
[неверно] не имеют морфологической основы
Тестовый вопрос: Отношение цели действия к мотиву определяется:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] смыслом
Тестовый вопрос: Способ выполнения действий называется:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] операцией
Тестовый вопрос: Автором принятой в отечественной психологии теории эволюции психики в филогенезе является:
Выберите правильный ответ:
[неверно] Л.И. Божович
[ верно ] А.Н. Леонтьев
[неверно] П.Ф. Каптерев
Тестовый вопрос: Согласно А.Н. Леонтьеву, в эволюционном развитии психики отсутствует стадия:
Выберите правильный ответ:
[неверно] перцептивной психики
[ верно ] опосредованной психики
[неверно] элементарной сенсорной психики
Тестовый вопрос: Для простейших животных характерна … нервная система.
Выберите правильный ответ:
[ верно ] сетевидная
Тестовый вопрос: Появление способности к предметному восприятию и научению является признаком … стадии развития психики.
Выберите правильный ответ:
[ верно ] перцептивной
[неверно] элементарной сенсорной
Тестовый вопрос: Процесс развития психики от раздражимости у простейших до сознания человека называется:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] филогенезом
Тестовый вопрос: Онтогенез включает в себя период жизни человека от рождения до смерти, т.е. не только прогрессивные, но и … изменения.
Выберите правильный ответ:
[ верно ] регрессивные
Тестовый вопрос: Темпы и характер индивидуального психического развития:
Выберите правильный ответ:
[неверно] неповторимо своеобразны и не зависят от социальной среды, общения, обучения
[ верно ] неравномерны и обусловлены созреванием организма и изменением социальной ситуации развития
[ верно ] при соответствующем обучении и воспитании могут быть неограниченно ускоренны
[неверно] одинаковы по времени и содержанию для всех здоровых индивидуумов и обусловлены ростом головного мозга и нервной системы
36 Иерархия мотивов Леонтьев
Личность как иерархия мотивов и смыслов деятельности (школа А.Н.
Леонтьева и современное ее развитие)
А.Н.Леонтьев (1903-1979) — выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности (послед-ль Выготского).
Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития.
Исходной и основной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая. В процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации; существуют переходы и в противоположном направлении — от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Обе формы имеют общее строение.
В предметной деятельности выделяются относительно самостоятельные единицы — действия и операции. Во внутренней деятельности такими являются мотив, цель, условие. Особенность анализа целостной деятельности, связанного с выделением ее единиц, состоит в том, что он направлен на раскрытие ее внутренних системных связей и отношений. При выделении таких единиц деятельности можно задать следующие три вопроса: «Ради чего совершается деятельность?» (мотив деятельности), «На что она направлена?» (цель), «Какими способами реализуется?» (средство).
Личность по Леонтьеву — внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. «Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид — продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности.
Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности.
Развитие личности донаучн. период
основание личности – иерархия мотивов деятельности, чтобы понять структуру личности, нужно проанализировать ее деятельность, Движущей силой которой яв-ся мотив.
деятельность определяется мотивом и иерархией потребностей. Вместе с этим потребности человека порождаются развитием деятельности. схема деятельности выглядит как деятельность-потребность-деятельность. То есть потребности человека развиваются во время деятельности. Деятельность при этом понимается в глобальном смысле. Потребности у человека сначала витальные (не биологические!) и деят-ть, направлена на реализацию базовых потребностей, затем эта деятельность оборачивается, т.е. человек начинает удовлетворять свои витальные потребности, чтобы действовать. «Едим, чтобы работать».
Мотив – движущая сила деятельности, потребность, которая имеет определённый предмет. мотивы – смыслообразующие и мотивы-стимулы. Смыслообразующие отличаются тем, что в иерархии занимают более существенное место. не обладают прямой побудительной силой.
Мотивы не отделены от сознания, но и не всегда осознаются. есть категория, скрывающая истинные мотивы, — понятие мотивировки. Мы всегда можем дать ответ на вопрос, зачем мы что-то сделали
Личность рассматривается как иерархия мотивов: Мотивы конфликтуют и вступают в противоречие, личность складывается от осознания, что есть истинные мотивы.
Эмоции помогают осознать собственные истинные мотивы. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов, отражающих отношение между мотивами и успешностью той или иной деятельности. Исходя из того, какие у нас эмоции, можем догадаться о мотивах.
анализ собственных эмоций – это задача на личностный смысл, на соотношение мотивов, которые характеризуют личность. Личность – рефлексирующий человек, который отслеживает свои эмоции, когда ему становится грустно, то он думает: что же это такое, кто я такой, что мне стало грустно? Это есть задача на смысл.
личностн смысл понимается как отражение в сознании чела отношен мотива к цели. Ли смысл может меняться при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента. Значит разные ли смыслы у людей.
развитие личности: личность рождается дважды. Первый раз – ее можно назвать «ребёнок с горькой конфетой» (5-6 лет).
Он понимает, что он поступил нечестно, несмотря на то, что его не ругают. У ребёнка появляется полимотивированность, есть разные противоположно-направленные мотивы, ребёнок пока их полностью не осознаёт, но чувствует. Второй раз – возникновение соотношения мотивов друг с другом и подчинения одних другим – происходит становление личностного смысла, а значит и становление личности.
Структура личности — устойчивая иерархия мотивов. У личности мотивационная сфера многовершинная, между этими вершинами возникает борьба; гармоничная личность – не та, которая не знает внутренней борьбы, но такая, которая периодически пересматривает свои приоритеты, согласует разные мотивы, то есть структура личности включает в себя борьбу мотивов. Если эта борьба становится главной чертой, это – трагическая личность.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
. к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
проблема Я: как соотносятся самосознание и личность. Ощущение своего Я – не центр личности. Центр личности – в бытии человека, во множестве его деятельностей и общественных отношений. Полемика с Рубинштейном: личность – связанность внутренних условий, которые преломляют все внешние воздействия, то есть внешние условия д-ют через внутренние; у Леонтьева личность человека создаётся общественными отношения, в которые индивид вступает в своей деятельности (субъект д-ет через внешнее).
Дмитрий Алексеевич Леонтьев.
личность как единство возможного и необходимого: человек может, задействуя рефлексивное сознание, выходить за границы необходимого в возможное.
Человек как необходимое: пассивное, влекомое, управляемое, предсказуемого существо
Чек как возможное: «человек рефлексивный», выступающий субъектом собственной активности
Переосмысливая теорию отца, пытается понять тот уровень активности человека, на котором он не только развивается, но и строит себя.
Основные тезисы новой, «возможностной» теории личности по Д.А. Леонтьеву:
Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта, который воспринимает их как возможности для себя, что-то выбирает из них и делает свою «ставку», вкладывая себя и свои ресурсы в реализацию выбранной возможности
Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики
— предлагается рассматривать людей, как находящихся на пути к самореализации, мерой которой собственные шаги людей, сделанные в этом направлении, а также приложенные усилия. Однако самореализация, здесь — это не реализация того что заложено наследственностью или средой, но путь свободных, не детерминированных средой и наследственностью решений и выборов самого человека
Ключевыми понятиями для психологии личности, развиваемой Д.А. Леонтьевым, являются: пространство возможного, рефлексивное сознание и поступок (не вписывается в традиционные действия, осознанное ответственное действие, основанное на личностной причинности и продвигающее личность в измерении личностного пути).
Одной из ключевых проблем психологии личности для Д.А. Леонтьева является осуществление перехода человека из режима детерминированности в режим самодетерминации при подключении рефлексивного сознания
Механизмы перехода личности из режима детерминированности в режим самодетерминации — это определённые психотехнические действия или «экзистенциальные психотехники», выработанные в различных культурах, и осмысленные, преимущественно экзистенциальной философией, экзистенциальной психологией, а также диалогическим подходом к пониманию человека и его жизнедеятельности.
(Осознание ответственности за выбор, вкладывание себя в избранную альтернативу, Выявление альтернативности любых выборов и поиск неочевидных альтернатив, Осознание цены, которую приходится платить за каждый из возможных выборов, т.е. — экзистенциальный расчёт.Посмотри на себя со стороны. Включение рефлексивного сознания, и вдумчивое осмысление и осознание всех вариантов и альтернатив приводит к возможности сделать любой выбор).
человек использует 2 стратегии определения своей идентичности
В обществе это критическая масса людей, имеющих опору и источник собственной активности внутри себя, способных на поступок и принимающих за него на себя ответственность.
Совладание с трудными жизненными ситуациями
Братусь Б.С. «Смысловая сфера личности»
Личность как несводимая к другим измерениям (темпераменту, индивидным свойствам и т.д.) конструкция не является самодостаточной.
Она не сама в себе несёт конечный смысл своего существования. Этот смысл обретается в зависимости от складывающихся отношений. Смысл сущности личности – в сущности человека: Действует, любит и борется не личность, а человек, обладающий личностью. Через неё.
*Занять определённую жизненную позицию (межлюдскую, нравственную)
*Осознать её и нести за неё ответственность
*Утверждать её своими поступками, делами, всей своей жизнью.
Именно общие смысловые образования (при их осознанности – личностные ценности) являются основными образующими единицами сознания личности. Они определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни (к миру, к другим людям, к себе)
Эти отношения имеют 2 стороны: динамическую и содержательную.
Динамическая сторона – совокупность основных отношений к миру, к людям и к себе, задаваемых динамическими смысловыми системами, образует в своём единстве свойственную человеку нравственную позицию.
Смысловые образования – это основные конституирующие единицы сознания личности. Их специфические функции: создание образа, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Смысловые образования – основа этого возможного будущего.
Деятельность человека оценивается и регулируется: Успешностью и Нравственной оценкой.
Уровни смысловой сферы личности:
0. Ситуационные смыслы (нет смысла стоять в очереди, билетов нам всё равно не достанется, так как их меньше, чем перед нами народа).
Смысл здесь выполняет служебную регулятивную роль в осознании ситуации.
1. Эгоцентрический (исходный момент – личная выгода).
Все люди подразделяются на помогающих и препятствующих.
2. Группоцентрический. Люди: свои и чужие. Не только личная выгода, но и выгода и благополучие определенной группы близких людей.
3. Просоциальный. Внутренняя смысловая устремленность человека на создание результатов, которые принесут равное благо другим.
Василюк «Психология переживаний». Модель Ли:
исследует переживания человека в различных критических ситуациях и на основании анализа этих переживаний и поведения людей строит модель «жизненных миров» людей.
Жизненный мир каждого человека имеет 2 аспекта: внутренний мир (потр-ти чка и его отнош к себе и окр миру. ПРОСТОЙ: 1 потребность; СЛОЖНЫЙ: много потребностей) и внешний мир (предметы, к-е м удовлетв потреб-ти чка. ПРОСТОЙ: один объект для удовлетворения; СЛОЖНЫЙ: множество объектов).
Т.О., возможны 4 типа психологических жизненных миров.
1.внешне легкий и внутренне простой жизненный мир. В предельном случае у такого субъекта есть только одна потребность и один предмет для ее удовлетворения. Он пассивен, для него нет ни времени, ни пространства и только 2 состояния: удовольствие, оно же жизнь и неудовольствие, равное смерти. Собственно психики у такого существа нет. Прототипом такого существа является эмбрион в утробе матери. В последствии этот жизненный мир проявляется в инфантильных переживаниях, нереалистических стремлениях к положительным и избеганиям отрицательных эмоций, не учитывающих жизненных реалий. Психика такого человека в каждый момент времени содержит только одно отношение или переживание.
Т.О., Внутренняя необходимость: удовлетворение потребности «здесь и сейчас», нормальные условия для жизни – данность этих благ.
такая критическая ситуация – стресс для чка.
2.внешне трудный и внутренне простой жизненный мир. У такого человека внешний мир насыщен проблемами и помехами для удовлетворения его единственной потребности, которая обладает абсолютной ценностью.
Внутренняя необходимость: реализация мотива, удовлетворение потребности
критическая ситуация: фрустрация
3.внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. У такого человека одновременно сопрягаются несколько мотивов и переживаний из которых он сознательно делает выбор исходя из принципа ценности, то есть появляется необходимость в сознании. Но, выбрав мотив, человек не встречает никаких психологических проблем в его реализации, результат всегда равен цели, воплощение — замыслу. Для такого человека характерны внутренние конфликты между ценностными переживаниями. Такой тип жизненного мира реализуется в случаях нравственного выбора.
Внутренняя необходимость: внутренняя согласованность, работа со своими ценностями
критическая ситуация: конфликт
Четвертый тип — внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. В этом случае у человека имеется несколько конкурирующих мотивов и разнообразные условия, как помогающие, так и мешающие их реализации. Для организации деятельности у человека должны быть не только психика и сознание, но и воля. Человек должен сознательно выбрать мотив и выбрать или, возможно, создать, условия для его реализации, то есть появляются необходимость в творчестве. В полной мере такой жизненный мир создается при переживании кризисных ситуаций.
Внутренняя необходимость: реализация жизненного смыла, самоактуализация
критическая ситуация: кризис
Выделенные «жизненные миры» и переживания — это компоненты единого психологического мира человека, и на основе описанной модели Ф.Е.Василюк строит особую систему психологической помощи
Примеры похожих учебных работ
Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития
Особенности волевых качеств личности младших школьников с задержкой психического развития
Самые разные теории развития личности от передовых ученых
Теория личности А.Н.Леонтьева
Реферат по психологии личности
На тему «Теория личности А.Н.Леонтьева» по статье А.Н. Леонтьева «Деятельность и личность»
(Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: БАРАХ, 1999.)
Понятие индивида
«Индивид – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания» ». Но индивид является не только генотипическим образованием, он продолжает формироваться и в онтогенезе. Таким образом, данное понятие выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни.
«Чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организации, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях».
Врожденный индивид еще не вполне «готовый». Многие черты его даны лишь как возможность. А процесс формирования продолжается в ходе онтогенетического развития, пока все его особенности не образуют относительно устойчивую структуру.
«Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются – словом, многообразно изменяются».
Формирование личности происходит в результате процесса объединения, связывания деятельностей индивида. Деятельность – процесс, побуждаемый и направляемый мотивом. Развитие, умножение видов деятельности приводит к центрированию их вокруг немногих главнейших деятельностей, подчиняющих себе другие. За иерархией деятельностей открывается иерархия мотивов. Личность человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности.
Процесс формирования личности, неотделимый от развития сознания, самосознания, которые его опосредуют, сложен и длителен. Он имеет свои этапы.
Этапы формирования личности.
Первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше они образуют разные линии развития, переходящие друг в друга. «В онтогенезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз: фаза преимущественного развития предметной (практической и познавательной) деятельности и фаза развития отношений с людьми и обществом. Такие же переходы характеризуют движение мотивов внутри каждой фазы. В результате возникают иерархические связи мотивов, образующие «узлы» личности.
Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития действий субъекта. Действия, обогащаясь, перерастают реализуемый круг деятельности и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Эти явления образуют кризисы развития (кризис 3-х лет, 7 лет, подросткового периода и зрелого возраста). В результате происходит сдвиг мотивов по цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности.
«Личность рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность и происходит особая перестройка сознания, появляется необходимость понять суть этой перестройки».
Личность – специальное человеческое образование, которое рождается из иерархий деятельностей, объективных, общественных по своей природе отношений, в которые вступает субъект, и лежит не в индивиде, а в его бытии.
Возвратимся к проблеме определения понятия ʼʼличностьʼʼ в современной психологической литературе. В широком смысле слова личность — это синоним человека с момента его рождения (самая распространенная точка зрения в современной психологии). Эта точка зрения на личность подразумевает, что, изучая, к примеру, телосложение и его связь с особенностями темперамента͵ мы занимаемся личностью. При этом подчеркивается уникальная не-
1 Эта проблема часто формулируется в психологии как проблема соотношения ʼʼинтеллектаʼʼ (под которым в данном случае подразумеваются все познавательные процессы) и ʼʼаффектаʼʼ (под которым в данном случае имеются в виду все мотивационно-смысловые стороны деятельности человека). Как мы видим, в деятельностном подходе эта проблема диалектически решена: аффект и интеллект находятся друг с другом в конкретном единстве.
повторимость личности уже на уровне телесной организации (рост, вес, цвет глаз, особенности внешности и т.п.). ʼʼПравдаʼʼ этой точки зрения состоит в том, что человек действительно уникален и индивидуален уже на уровне телесной организации, а психофизиологические особенности служат основой для формирования особых уже собственно личностных свойств. Но войдет ли та или иная физическая особенность в структуру собственно личности — в данном можно сомневаться.
А. Н.Леонтьев приводит в этой связи следующий пример. Размещено на реф.рф У мальчика врожденный вывих бедра. Определит ли данный грубый анатомический дефект его личностные особенности, как думают некоторые люди (считая, что, родившись с тем или иным уродством, к примеру с горбом и т.п., человек уже автоматически становится злобным завистником, мечтающим отомстить всему человечеству за свои недостатки)? Нет. Сам по себе дефект выступает лишь ʼʼорганической предпосылкойʼʼ формирования личности, а на базе этих предпосылок бывают сформированы разные типы личности. Как говорил в таких случаях Л. С. Выготский, в случае если взрослый определенным образом не ʼʼозначитʼʼ данный дефект, он может вообще не существовать для ребенка или восприниматься им просто как индивидуальная особенность. Впрочем, нельзя отрицать, что имеющиеся дефекты накладывают ограничения на приемы и технику воспитания.
Обратимся в этой связи к литературному примеру (должна быть, он покажется кому-то немного искусственным, но зато он хорошо иллюстрирует процесс означивания дефекта другим человеком и тем самым осознания данного индивидного свойства как ʼʼдефектаʼʼ его обладателем). В опере П.И.Чайковского ʼʼИолантаʼʼ главная героиня слепа от рождения, но не знает об этом, поскольку окружающие тщательно выстроили способы общения с ней и избегают упоминаний в речи соответствующих слов. Случайная встреча ʼʼоткрывает ей глазаʼʼ: она не такая, как все, она не знает о мире, который знаком любому зрячему человеку. И девушка переживает, можно сказать, душевный кризис и чувствует себя неполноценной. Так что какой именно будет личность мальчика с врожденным вывихом тазобедренного сустава (станет ли он завистником или будет, напротив, чрезвычайно доброжелателен к людям) — зависит от очень многих факторов, которые нельзя искать в самом дефекте и в самом индивиде.
По этой причине в школе А.Н.Леонтьева настаивают на разведении понятий ʼʼиндивидʼʼ и ʼʼличностьʼʼ, сужая при этом объём последнего понятия (индивидом рождаются, личностью становятся). Мы называем словом ʼʼиндивидʼʼ отдельного человека как субъекта его деятельности уже с момента его рождения. Он целостен и неделим, но данная целостность обеспечивается закономерностями биологической1 эволюции. Индивид — продукт онтогенетическо-
1 Выше говорилось, что в чистом виде биологического развития человека в условиях человеческого общества не бывает. По этой причине нужно помнить об условности термина ʼʼбиологическоеʼʼ по отношению к развитию человека даже на самых ранних этапах его приобщения к культуре.
го развития заложенных в его организме генетических программ в конкретных условиях его деятельности в определенной среде. Конечно, становление индивида как носителя врожденных и приобретенных свойств можно лишь в абстракции отделить от становления собственно личности, которая характеризует человека уже с другой — социальной — стороны. По этой причине А. Н.Леонтьев давал более узкое определение личности, чем это встречалось в подавляющем числе концепций зарубежной психологии, и с данной позицией согласны практически все отечественные психологи.
Личностью человека можно назвать лишь с определенного момента его развития. Личность ʼʼрождаетсяʼʼ в онтогенезе ʼʼдваждыʼʼ, говорил А. Н.Леонтьев. Первое рождение личности начинается (это не одномоментное событие) в возрасте около 3 лет и продолжается фактически все дошкольное детство. Критерием произошедшего рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения. Внешне это проявляется, к примеру, в способности ребенка ʼʼне взятьʼʼ понравившийся ему предмет только потому, что ʼʼмама запретила его трогатьʼʼ. Даже когда его никто не видит, ребенок может ходить вокруг этого предмета͵ но трогать не будет. Значит, социальная норма, выступавшая внешним регулятором поведения ребенка (раньше ребенок не трогал предмет только в присутствии мамы или другого взрослого), теперь становится внутренней формой регуляции.
Одним из внешних признаков начальной стадии процесса интериори-зации социальных норм является ʼʼфеномен горькой конфетыʼʼ
(полученный однажды в качестве побочного результата одного из экспериментов школы А.Н.Леонтьева). Ребенок-дошкольник, участвовавший в эксперименте, должен был, не вставая с места͵ достать предмет со стола, стоявшего довольно далеко от него. За успешное выполнение действия в этих условиях ребенку обещали дать конфету. Пока взрослый был в комнате, ребенок не вставал с места. Но тут взрослого якобы вызвали — и он ушел (на самом деле из соседней комнаты он наблюдал, что делает оставшийся один ребенок). Ребенок встал с места и взял тот предмет, который ему нужно было взять, по инструкции не вставая с места. Взрослый тут же вернулся в комнату и предложил обещанную конфету в качестве награды за выполненное действие. Ребенок, однако, сначала отказался от вознаграждения, а затем, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.
Как объяснял данный феномен А.Н.Леонтьев? Действие ребенка объективно вписано в систему двух разных отношений ребенка к действительности. Одно отношение — отношение ʼʼребенок — взрослыйʼʼ, второе — ʼʼребенок — предметʼʼ. Как мы помним, любое отношение субъекта к объекту реализуется (существует) только в форме какой-либо деятельности субъекта͵ побуждаемой соответствующим мотивом. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мы имеем дело с тем, что
одно и то же действие ребенка оказалось в разном отношении к двум значимым для него мотивам: очень хочется достать предмет (поскольку за него обещана награда), но социально одобряемым способом его взять нельзя (а ребенок в данном возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослого). Появление экспериментатора привело к переживанию ребенком конфликта мотивов, и полученная им конфета оказалась ʼʼгорькойʼʼ по своему личностному смыслу. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, у данного ребенка начался процесс иерархизации мотивов, при этом все более и более значимым для него становится выполнение им социальной нормы.
Второе рождение личности, по А. Н.Леонтьеву, происходит в подростковом возрасте, когда ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед крайне важно стью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться в подростковом возрасте, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (к примеру, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка ʼʼзначимыми другимиʼʼ. В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т.п. Естественно, это требует большой работы самосознания, особенности которой раскрыть в вводном курсе не представляется возможным. Завершим разговор о втором рождении личности выделением критерия этого рождения.
Таким критерием должна быть первый в жизни самостоятельный и ответственный поступок. Обсуждая данный критерий, В. В. Петухов и В. В. Столин еще больше сужают объём понятия ʼʼличностьʼʼ и считают, что в подлинном смысле личностью должна быть назван субъект, способный на подобного рода поступок. Согласно этой точке зрения, в результате ʼʼпервого рожденияʼʼ рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта. Особой проблемой, к примеру, может выступить появление большей свободы деятельности, к которой субъект не привык (он привык к тому, чтобы все решали за него другие, а теперь нужно
решать самому) — и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э.Фромма так и называлась — ʼʼБегство от свободыʼʼ). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться и оказаться в проигрыше, выбрав не самую удачную стратегию поведения, потерпеть фиаско в борьбе с людьми, которые придерживаются иных систем ценностей.
Впрочем, всю диалектику становления человека личностью можно понять, лишь изучив соответствующую систему курсов по психологии личности. В следующем параграфе мы представим ориентировочную основу дальнейшего движения в проблематику психологии личности, предложив возможную схему строения личности (в данном случае мы используем понятие ʼʼличностьʼʼ в самом широком смысле — как синоним понятия ʼʼчеловекʼʼ). В создании данной схемы (имеющей исключительно учебный характер) были использованы материалы исследований А. Г.Асмолова и Д.А.Леонтьева, работы которых можно рекомендовать читателю для дальнейшего знакомства с проблемами психологии личности [5; 68].
BodyPsyhologyПсихология тела
В психологии понятие индивида употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.
Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т.д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не фигуральное только выражение; но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида: раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не «полипняк». Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как и его потребности (Маркс говорит: производство сознания, производство потребностей), личность человека тоже «производится» – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности.
Выразим это иначе: особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого образования (личности), так что первые уничтожаются; они сохраняются, но именно как особенности индивида. Так, особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно, необходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсе не является тем «скелетом», на котором она «надстраивается». Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т.д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности.
Чтобы подчеркнуть сказанное, я позволю себе некоторое отступление. Когда речь заходит о личности, мы привычно ассоциируем ее психологическую характеристику с ближайшим, так сказать, субстратом психики – центральными нервными процессами. Представим себе, однако, следующий случай: у ребенка врожденный вывих тазобедренного сустава, обрекающий его на хромоту. Подобная грубо анатомическая исключительность очень далека от того класса особенностей, которые входят в перечни особенностей личности (в так называемую их «структуру»), тем не менее ее значение для формирования личности несопоставимо больше, чем, скажем, слабый тип нервной системы. Подумать только, сверстники гоняют во дворе мяч, а хромающий мальчик – в сторонке; потом, когда он становится постарше и приходит время танцев, ему не остается ничего другого, как «подпирать стенку». Как сложится в этих условиях его личность? Этого невозможно предсказать, невозможно именно потому, что даже столь грубая исключительность индивида однозначно не определяет формирования его как личности. Сама по себе она не способна породить, скажем, комплекса неполноценности, замкнутости или, напротив, доброжелательной внимательности к людям и вообще никаких собственно психологических особенностей человека как личности. Парадокс в том, что предпосылки развития личности по самому существу своему безличны.
Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Как мы уже видели, при всем многообразии ее видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, т.е. наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта.
Импульсивность/рефлективность Данный когнитивный стиль, в соответствии с первоначальным предположением Дж. Кагана, характеризует индивидуальные различия в склонности принимать решения быстро либо медленно. Наиболее ярко это стилевое свойство проявляет себя в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив. …
Зарождение психологии как науки В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась «анатомическим началом». Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Вновь были открыты (см. выше) различия м …
Кризисные периоды брака и супружеские конфликты. Причины разводов Прежде чем рассматривать развод, его причины и последствия, необходимо учесть нормативные (соотнесенных с конкретным этапом жизни семьи) кризисы семейных отношений. Многообразие семейных систем существенно затрудняет проблему анализа стадий супружеских и семейных отношений, однако некоторые наиболее типичные варианты выделить можно. Ис …
PsychologiaGuide
Другой столь же важный постулат – это обращенное А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинщтейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагал: если субъект жизни обладает «самостоятельной силой реакции» (активностью), то тогда справедливо: «внутренне (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».
Итак, развитие личности – процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит в «отвязанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности»- отмечает А.Н. Леонтьев.
Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.
По сути, потребность замещается мотивом, т.о. иерархия деятельностей превращается в иерархию мотивов.
В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения. Особенность эмоций, — говорит А.Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношение между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации деятельности субъекта. «Они (эмоции) возникают вслед за актуализацией мотива до рациональной оценки субъектом своей деятельности». Рациональная оценка, следующая за переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям. Таким образом, место мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие вводимое А.Н. Леонтьевым.
Иерархия мотивов составляет мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А.Н. Леонтьева. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий психологический профиль личности».
Достоверность и обоснованность методов отбора Одним из способов уяснить, окажется ли претендент соответствующим всем требованиям, и выбрать наиболее подходящего из группы кандидатов является тестирование заявителей в условиях максимально приближенным к рабочим. Чтобы эти методы отбора оказались результативными, они должны быть достаточно надёжными, достоверными. Если претендент пол …
Стили поведения в межличностном конфликте. Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность. 1.Противоборство – характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства. 2.Укло …
Заключение. Исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что вопрос изучения уровня тревожности и связи его с мотивацией достижения успеха, избегания неудачи является крайне важным для стабилизации успешности подростка и юноши в учебной и иной деятельности. Предоставить основу для успешного развития индивида возможно благодаря созданию опред …
«Второе рождение» личности
Процесс «второго рождения» протекает в подростковом возрасте, выражаясь в оформлении умений распознавать мотивы собственной деятельности, контролировать, соподчинять их друг другу.
Непосредственно перед «вторым рождением» личность обладает уже сложившейся в результате предшествовавшей деятельности достаточно устойчивой иерархией мотивов, но оказывается перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими».
В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т. п. Естественно, это требует большой работы самосознания.
Ключевым показателем прохождения этапа «второго рождения» личности выступает первый самостоятельный и ответственный поступок человека.
Рассматривая данный показатель, выделенный А. Н. Леонтьевым, исследователи теории личности В. В. Петухов и В. В. Столин предлагают еще больше сузить объем понятия «личность», указав, что личностью может быть назван лишь индивид, способный на такой поступок.
Таким образом, после «первого рождения» еще нельзя говорить о личности, а лишь о социальном индивиде, который способен воспринимать социальную норму в качестве значимого внутреннего регулятора поведения, но не задумывается при этом о потенциально возможных иных социальных нормах.
Однако социальный индивид не всегда становится личностью, так как этап «второго рождения» предполагает повышение уровня ответственности и самостоятельности личности, следствием которого может быть выявление новых проблем субъекта.
Одной из таких проблем может выступить, например, обладание большей свободой деятельности, к которой субъект не привык – и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э. Фромма так и называлась – «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться, выбрав не самую удачную стратегию поведения.
«Первое рождение» личности
«Первое рождение» протекает в дошкольном возрасте, знаменуя формирование первых иерархически выстроенных отношений и мотивов, первое подчинение неосознанных побуждений и влечений нормам общественного устройства («эффект горькой конфеты»).
Возможно определение временных рамок «первого рождения»: оно начинается ориентировочно в возрасте 3 лет и продолжается вплоть до младшего школьного возраста. Следовательно, это не единовременный, а достаточно длительный процесс.
Основным критерием прохождения данного этапа в процессе формирования личности является принятие индивидом норм и ценностей социального устройства общества в качестве основополагающих мотивов поведения. Внешним проявлением данного принятия выступает, например, способность ребенка «не брать» желаемый предмет лишь потому, что это запретил делать воспитывающий взрослый. Причем необходимо, чтобы эта способность проявлялась даже тогда, когда ребенок находится наедине с данным предметом: ребенок должен понимать, что предмет нельзя брать ни при каких условиях. Когда ребенок способен на такое подчинение желаний указаниям взрослого, можно говорить, что социальная норма, которая выступала внешним регулятором деятельности ребенка (то есть родителю приходилось повторять свое требование) преобразовалась во внутреннюю форму регуляции.
Отдельно необходимо описать выявленный в процессе одного из экспериментов А. Н. Леонтьевым «эффект горькой конфеты». В данном исследовании принимал участие ребенок-дошкольник. Суть эксперимента была сведена к следующему. Перед ребенком было поставлено задание: достать со стола предмет, не вставая с места, при том, что стол располагался на значительном расстоянии от ребенка. Каждый раз за успешное выполнение задания ребенок получал конфету. В течение того времени, пока взрослый контролировал процесс, ребенок справлялся с заданием, как и необходимо – не вставая с места. На середине эксперимента взрослого якобы просили ненадолго выйти из кабинета, взрослый выходил (на самом деле он наблюдал за ребенком из соседней комнаты). Как только ребенок оставался один, чтобы достать предмет, он просто вставал с места, подходил его и брал. Взрослый, вернувшись в комнату и обнаружив предмет в руках ребенка, предложил ему конфету за правильно выполненное задание. Но ребенок сначала отказался от награды, а потом, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.
А. Н. Леонтьев предлагал следующее объяснение данному феномену. Любое действие ребенка является объективно вписанным в систему особых отношений с окружающей действительностью. Одним из таких отношений является отношение «ребенок – взрослый», другим – «ребенок – предмет». А в связи с тем, что любое отношение субъекта к объекту может быть реализовано лишь в формате деятельности этого субъекта, движимого конкретным мотивом, А. Н. Леонтьев указывает, что действие ребенка по-разному соотносилось с двумя значимыми для него мотивами: желание взять предмет (так как за него предполагается награда), но социально одобряемым образом его получить достаточно сложно (а ребенок в таком возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослых). Когда экспериментатор вернулся в комнату и предложил награду за «правильно» выполненное задание, ребенок переживал конфликт мотивов, в связи с чем конфета для него была «горькой» относительно личностного смысла.
Данный эксперимент доказал, что у ребенка начался процесс соподчинения мотивов, при этом наиболее важными представляются именно социально значимые мотивы, отражающие следование социальной норме.