По бархату золотом что это
Золотом по бархату
Газетный выпуск № 2021_083
На Коренской ярмарке наш корреспондент пообщался с представительницей редкой профессии – золотошвейкой из Торжка
Это народный промысел сейчас выглядит как архаичная экзотика. Но во второй половине 18-го – первой половине 19 веков мастерицы из Торжка славились на всю Россию. Женщины вышивали головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки, детали народного костюма и предметы церковного обихода. Поступали заказы от императорского двора.
Только для красивых
Например, Екатерина II заказала у местной золотошвейки бархатное платье с двухметровым шлейфом, расшитое розами. Однако мастерица показалась ей непривлекательной, и императрица дала ей наказ обучить искусству наиболее симпатичных крепостных. «Золотое шитьё, – сказала Екатерина II, – должны вышивать только красивые девушки». Эту и другие легенды поведала нам мастер золотного шитья, преподаватель золотошвейного училища Любовь Цветкова. На Коренскую ярмарку мастерица привезла немало удивительных экспонатов. Среди них замысловатые кожаные туфли. Такие носили знатные люди в 18 веке. Обувь была сделана мастером на заказ, а Любовь расшила её в старинной технике.
– Эта выставочная модель. Но если на продажу, то стоили бы такие туфли не менее пятидесяти тысяч рублей: ручная работа! – говорит женщина. – Сейчас на ярмарке обменялись контактами с курским обувным мастером, обсудили возможность совместного проекта по изготовлению аналогичных, но более простых в исполнении, с машинной вышивкой, туфель.
Изначально Любовь хотела связать жизнь с медициной, но, проработав в этой сфере неделю, поняла, что не её это призвание. Собрала вещи и поехала с сестрой в Торжок.
– Сорок лет ходишь на работу, как песню поешь, – рассказывает мастерица и протягивает образцы вышивки. – Попробуйте, какое ощущение?
На ощупь вышивка как металл.
– Если потрогать, когда на улице холодно, кажется, поверхность ледяная.
Чем затейливей, тем круче О своём городе женщина рассказывает подробно и увлечённо.
– Привези мне из Торжка два сафьянных сапожка. Есть такая приговорка. Городу 1028 лет, он стоит на холмах. У нас голубиный город, шесть птиц на гербе – символ богатства и гостеприимства. Торжок славится не только золотым шитьём, но и металлическим кружевоплете-нием. Когда девушка видела перед собой «предмет» (так называли жительницы Торжка молодых людей), она прикрывала рот перчаткой. Чем затейливее рисунок, тем искуснее рукодельница, а чем больше драгоценных металлов и камней, тем богаче считалась невеста. Александр Сергеевич Пушкин нередко посещал Торжок. Здесь он познакомился с искусством золотошвеек, которое вызвало у него восхищение. Он приобрёл несколько нарядных поясов и отправил вместе со стихами княгине Вере Вяземской. Поэт надеялся, что получательница столь щедрых подарков «всю прелесть московскую за пояс заткнёт».
Любовь Цветкова часто бывает в школах. Облачается в народный костюм и рассказывает детям о профессии. И обязательно начинает со сказки:
– Бедная девушка сидела на поле. Ей было скучно и грустно, она была в бедном стареньком платье. И вот она посмотрела на солнце и сказала: «Солнышко, дай мне золотую ниточку, я хочу себя разукрасить». И солнышко её пожалело и кинуло лучик. Она расшила своё платье, чем удивила народ, и стала учить других, как попросить у солнышка золотую нить.
Традиционное золотое шитьё в городе Торжок – золотом по бархату.
– В 18 веке вышивали чистым золотом: из слитка золота вытягивалась пластинка. Сейчас содержание золота в нити 9 процентов, – рассказывает Любовь Евгеньевна. – Такие нити делают в городе Денисов.
Золотая нить и сегодня помогает перенестись в поистине сказочную атмосферу. Неслучайно многие сюжеты на выставке мастерицы посвящены сказкам Пушкина. Золотой петушок, купола, жар-птицы и совы, Пушкин и Натали Гончарова…
Сюжетов множество – Золотом вышивать можно разные рисунки: от орнаментов до портретов. Сейчас жить стало еще интереснее. Благодаря Интернету узнаёшь много новой информации, знакомишься с людьми.
Золотые традиции Торжка продолжают дочь и сын мастерицы. Сын научил женщину компьютерной вышивке.
– А есть среди ваших учеников парни-золотошвеи?
– За сорок лет я обучила золотному шитью троих молодых людей. Двое из них уехали в Финляндию, где вышивают туфли, а еще один – плащаницу в церковно-приходской школе, работает фотографом при храме. Церкви можно увидеть на многих работах золотошвеек, многие вышивают иконы. Это и неудивительно. У нас 36 монастырей.
Вероника ТУТЕНКО
В ТЕМУ
Вышивка золотой нитью зародилась на Востоке, свидетельством этого являются первые археологические находки расшитых, вернее, сотканных из золотой нити предметов, которые датируются 6-5 вв. до нашей эры. Со временем это искусство распространилось по территории Сибири, Кавказа, Поволжья, Азии и Европы. Учёным часто встречаются предметы, вышитые золотой нитью, которые они находят в погребениях, датируемых 1-4 вв. нашей эры.
На Руси, по мнению историков, золотое шитьё появилось около десяти веков назад и пришло к нам из Византии. Нитки для золотого шитья изготавливались из золота, расплющенного в тонкие пластинки и нарезанного на очень узкие полоски.
Первоначально золотая вышивка применялась для оформления церковной одежды. Служителям церкви расшивали епитрахиль, оплечье и стихарь. Церковные одежды расшивали в монастырях. Труд был тяжёлым и недешёвым.
Технология вышивки разнообразна, разделяют ее по способам прикрепления металлической нитки на формах с выпуклой или плоской настилкой. Для вышивания употребляется очень прочная и толстая ткань. Обычно используют толстую шёлковую материю, сукно, бархат, кожу. Для работы, кроме ткани, иглы, нити и пяльцев, требуется шило. Отверстие, где должна проходить игла с металлической ниткой, делают заранее с помощью шила (особенно при работе с кожей). Золотые нити очень жёсткие и плохо гнутся, поэтому перед работой их советуют нагреть на батарее – при высокой температуре металл становится мягче и пластичней.
Ответы в игре Поле чудес за 8 января 2021 последний выпуск
Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.
В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 8 января 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.
Ну а мы как обычно подготовили для вас ответы на все вопросы в игре Поле чудес от 8.01.2021
Как в середине 14 века на Руси называлась подбитая мехом одежда из дорогих тканей, которую носили в высших сословиях?
Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на первый тур. В середине 14 века на Руси появилась одежда, которую шили из самых дорогих тканей. Для зимы ее подбивали мехом. Носили такую одежду представители высших сословий. Как называлась такая одежда? (Слово из 7 букв)
Ответ: Охабень (7 букв).
Как называлась старинная меховая рубашка чукчей и эскимосов?
Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на второй тур. Одежда чукчей и эскимосов всегда была глухой без разреза. Мужчины носили зимой две меховые рубашки. Одна шерстью наружу, другая шерстью внутрь. Как такая рубашка называлась? (Слово из 8 букв)
Ответ: Кухлянка (8 букв).
Как называется одежда чукчей и эскимосов, которая защищает меховую одежду от снега?
Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на третий тур. У чукчей и эскимосов есть верхняя одежда, которая защищает меховую одежду от снега. Шьется она из хлопчатобумажной ткани, брезента или синтетических материалов. Раньше алеуты шили эту одежду из кишок морских животных. Как называется такая одежда? (Слово из 8 букв)
Ответ: Камлейка (8 букв).
Как называлась шапка поморов, сшитая из шкуры молодого оленя или тюленя?
Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на финальный тур. В старину поморы из шкуры молодого оленя или молодого тюленя шили особенно теплые шапки. Этнографы считают, что такая поморская шапка была одной из самых древних меховых головных уборов Севера. Как называлась шапка поморов? (Слово из 7 букв)
Ответ: Оплеуха (7 букв).
Ответы в Суперигре Поле чудес 8.01.21
Победительница игры набрала более 5 тысяч очков, но все же решила рискнуть и сыграть в Суперигру на Поле чудес за сегодня 8 января 2021 года.
Как в старину по-другому называли женскую зимнюю душегрею?
Слово по горизонтали (8 букв). Как называется женская зимняя одежда? Это душегрея, в разных российских губерниях она была похожа на куртку, на жилет с раструбами на спине. У нее несколько названий, скорее всего это производное от названия мужской одежды.
Ответ: Епанечка (8 букв).
Как, согласно словарю В.И. Даля, в Ярославской губернии называли женскую шубейку?
Слово слева по вертикали (5 букв). В словаре даля говорится, что в Ярославской губернии так называлась женская шубейка. Как звучит это название?
Ответ: Дурка (5 букв).
Как, согласно словарю В.И. Даля, называли надетые вместе тулуп и армяк?
Слово справа по вертикали (6 букв). У Даля есть название надетых вместе тулупа с армяком для тепла. Как это называется?
Ответ: Снизка (6 букв).
Победительнице сегодняшней игры Поле чудес удалось отгадать главное слово по горизонтали.
Как назывались шапки у поморов, сшитые из шкуры молодого оленя или тюленя?
«Оплеуха» – это традиционное название головного убора поморов – поморской длинноухой меховой шапки.
По своему символическому значению шапка-оплеуха у поморов значит не меньше, чем папаха у кавказцев или шапка Мономаха у русских царей – её дарили только самым уважаемым людям. Оплеуху носили люди, занимавшие достаточно высокий статус в поморском обществе, – кормщики, богатые рыбопромышленники, зверобои.
– У поморов была такая «шуба» – малица, которая напоминает комбинезон с пришитым капюшоном и рукавицами, но она очень сковывала движения во время охоты, – рассказывает Владимир Ломакин. – И поэтому малицу использовали в большей степени для того, чтобы согреться. Так же была сюма – она была без капюшона. Вот эту шапку-оплеуху и использовали во время промысла: она позволяла свободно поворачивать голову, не сужала охотнику поле обзора, в отличие от тяжелых меховых капюшонов. А длинные «уши» использовались вместо шарфа, в морозы ими обматывали шею, – говорит Ломакин.
Как у чукчей и эскимосов называется одежда для защиты меховой от снега?
У эскимосов теплая одежда не делится на мужскую и женскую. Они носят кухлянку – штаны и куртку с капюшоном, рукавицы, кожаную обувь или меховые унты. Одежда эскимосов имеет много общего с одеждой чукчей и основным материалом для ее изготовления является шкура оленей и других животных. Ранее, кроме этого, эскимосы вместо шкур животных использовали шкурки птиц с перьями (перьями внутрь).
А еще у инуитов в ходу своеобразные непромокаемые «дождевики» (камлейка), изготавливаемые из кишок крупных млекопитающих. Но сейчас, конечно же, эскимосы кишкам предпочитают ткани.
Эскимосы очень любят украшать свои одежды мехом пушных животных, вышивкой и бисером.
Конечно же, как и другие люди, эскимосы стараются украсить себя. И кроме колец, бус и прочего-прочего им всегда очень нравилась татуировка. Они раскрашивали свои лица, причем, у женщин рисунки были более замысловатыми.
Как у чукчей и эскимосов назывались меховые рубашки?
Разнообразие одежды народов Чукотки тесно связано с хозяйственно-культурной и этнической принадлежностью населения. Наиболее заметны различия между эскимосами и чукчами, с одной стороны, и юкагирами и эвенами.
Одежда чукчей и эскимосов глухая — без разреза. Мужчины носят зимой две меховые рубашки — кухлянки — одна шерстью наружу (она длинная, почти до колен), другая шерстью внутрь, штаны мехом внутрь, поверх кухлянки может надеваться камлейка, сшитая из ровдуги или ткани. К вороту кухлянки пришивается небольшой нагрудник для защиты лица от пурги.
Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом, с большим напуском. На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем, спичками. В качестве верхней одежды морскими охотниками на промысле использовались дождевики из кишок моржа.
Головные уборы у чукчей разнообразны: шапки в виде малахая и капора, которые изготовляли из шкурок с лап выдры, собаки или росомахи, а также из оленьего меха пыжика. Делали их на подкладке из оленьего меха. На опушку вокруг лица в основном использовали мех росомахи и собаки. Летние малахай и капор того же покроя шили из стриженого оленьего меха шерстью внутрь, без подкладки. У эскимосов головные уборы были редкостью.
Как в 14 веке на Руси называлась одежда, шитая из самых дорогих тканей?
Вот задание на первый тур. В середине XIV века на Руси появилась одежда, которую шили из самых дорогих тканей. Для зимы ее подбивали мехом. Носили такую одежду представители высших сословий. Как называлась такая одежда? (Слово из 7 букв)
Охабень – старинная русская одежда, появившаяся в середине 14 века: широкая, длиннополая, подобно однорядке, с длинными свисающими рукавами, в проймах которых были прорези для рук. Для красоты рукава завязывались на спине. Охабень имел большой четырехугольный воротник.
Эта ткань импортировалась из Венеции. Очень дорогая пышная ворсистая бархатная ткань. На Руси любили ее красные или фиолетовые оттенки, украшенные звериными орнаментами. Для выделки узоров использовали золотые нити, обмотанные вокруг тонких шелковинок. Аксамит был очень плотным и тяжелым материалом – 5 метров ткани весили 16 кг. Одно из первых упоминаний аксамита на Руси можно найти в «Слове о полку Игореве».
Царь Алексей Михайлович в одежде из алтабаса
Это еще более плотная ткань, чем аксамит. При изготовлении этой парчи использовались золотые или серебряные проволочки, вытянутые до тонкости волоса. Особенно любили восточные алтабасы, в них было больше драгоценных нитей, чем в аналогичных западных. Но за это русским модницам приходилось «страдать» – восточные алтабасы практически не сгибались и не образовывали складок, поэтому одежды из них казались металлическими листами, но зато смотрелась очень монументально! Считается, что одежду из алтабаса, за исключением духовенства, монопольно носили только члены царской семьи или как подарки за службу «с царского плеча».
Это старинная тонкая шелковая ткань с волнистыми разводами, которые получались после горячей обработки. В особой моде была в 15-17 веках. Более всего русскими модниками были любимы лазоревые, алые, червчатые цвета. Из объяри шились кафтаны, опашни, ферези. Особенно ценились иранские объяри.
Одежда из тафты. Реконструкция.
Изначально тафта – это тонкая шелковая ткань разнообразной расцветки от однотонной до узорчатой. Впервые появилась на Руси в 14 веке. Привозилась из Византии и других восточных стран. Использовалась как для пошива женской, так и мужской одежды. Тафтой отделывали шубы, шили кафтаны, штаны и рубахи, использовали и для головных уборов.
Бархат – это шелковая, если ее везли из Италии, или хлопчатобумажная, если импортировалась с Востока, ткань с мягким густым ворсом. Итальянский бархат любили больше, так как шелк, отличался глубиной цвета, блеском ворса, мягкостью и эластичностью поверхности. По бархату вышивали золотом и серебром, ткали красивые узоры.
Но даже такие красивые и дорогие ткани, казались русским царевнам и боярыням недостаточно «богатыми», поэтому отечественные золотошвейки дополнительно нашивали на ткани драгоценные камни и жемчуг.
13 непонятных слов и выражений из «Слова о полку Игореве»
Грамотность на «Меле»
«Слово о полку Игореве» — поэма, в которой рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев — была написана, предположительно, в XII веке и изучается в 7-м классе на уроках литературы. Несмотря на то что современный перевод был сделан в XX веке, в тексте поэмы встречается множество слов и выражений, которые, скорее всего, не знакомы семиклассникам и их родителям.
Все пути им ведомы,
С «яругой» все просто: в переводе с польского языка это «овраг». В Древней Руси слово употреблялось в том же смысле.
Уж лиса на щит червлёный брешет,
Стон и скрежет в сумраке ночном…
«Червлёный» — это слово, которое используется в геральдике (историческая дисциплина, изучающая гербы) и означает любой оттенок красного цвета.
Захватили золота без счёта,
Груду аксамитов и шелков,
Вымостили топкие болота
Япанчами красными врагов.
Слово «аксамит» происходит от греческих «шесть» и «нить». Так в Древней Руси называли плотную ворсистую, напоминающую бархат ткань из шёлка и золотой или серебряной нити. Чтобы выдержать тяжесть золота и серебра, ткань формировали из шести обычных нитей — двух основных и четырёх уточных (поперечных).
«Япанча», или «епанча», в переводе с тюркского языка означает «плащ» или «накидку». Это древнерусская одежда, представляющая собой длинный широкий плащ без рукавов. Епанчи считались одеждой зажиточных людей.
Берега Немиги той проклятой
Почернели от кровавых трав —
Не добром засеял их оратай,
А костями русскими — Всеслав.
«Оратай» — это устаревшее название пахаря, человека, который пашет землю. Слово также встречается в одном из стихотворений Афанасия Фета:
Оглянись: сошла вода,
Зимний дождь не хлещет боле;
На горах опять стада,
И оратай вышел в поле.
А в степи, с ордой своею дикой
Серым волком рыская чуть свет,
Старый Гзак на Дон бежит великий,
И Кончак спешит ему вослед.
Гзак — это имя половецкого хана, который руководил половцами, жившими в XII веке на берегах Дона. Кончак — тоже половецкий хан примерно из тех же краев, с Дона и Придонья. Кончак известен набегами на Киев и Переяславль и вмешательством в междоусобные распри русских князей, привлекавших военную силу половцев.
Вот Стрибожьи вылетели внуки —
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки.
Стрибог —это языческий бог древних славян, который традиционно считается богом ветра или воздуха. Соответственно, «стрибожьи внуки» — это ветра.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.
«Шелом» — это русский средневековый шлем, отличительной чертой которого была высокая сфероконическая форма. До того как стать фирменным знаком русских богатырей, такие шлемы, отлитые или выкованные из бронзы, использовали воины Ассирии в третьем тысячелетии до нашей эры.
«Шишак» — это шлем круглой формы с высоким навершием (что-то вроде антенны на макушке). Наибольшее распространение в русском войске шишаки получили в XVI веке, а в XVII форма этих шлемов изменилась на металлические наголовья западноевропейского образца.
Прозван Гориславичем в народе,
Князь Олег пришёл на Русь, как ворог,
Внук Даждь-бога бедствовал в походе,
Век людской в крамолах стал недолог.
Слово «крамола» может означать как бунт, мятеж или восстание, так и все, что противозаконно, запрещено или предосудительно. Здесь имеются в виду частые войны, из-за которых умирало много людей.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Слово «харалуг» в переводе с персидского языка означает «булат» или «сталь». Соответственно, речь идет о копьях со стальными наконечниками.
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Недостало русичам вина,
Славный пир дружины завершили —
Напоили сватов допьяна
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна.
«Стяг» — это воинское знамя в Древней Руси, которое представляло собой шест с укрепленным на нем пучком конских волос, клином яркой ткани и фигуркой животного или другим предметом, хорошо видным издалека.
8 устаревших слов из «Недоросля», которые нам приходится гуглить
Вышивка золотом и золотыми нитями
Золотное шитье долгое время относилось к одному из самых дорогих видов вышивки, которую использовали для украшения одежд монархов и главенства церкви, а также ряда предметов, требующихся для религиозных обрядов.
Сегодня появились материалы, имитирующие драгоценные металлы, из которых и создавались тончайшие золотые нити, но при этом стоимость их значительно ниже. В связи с этим золотное шитье, которым ранее занимались избранные мастерицы, профессионализм которых сводил к минимуму риск порчи нитей, сейчас стало доступно всем желающим и превратилось в изысканное хобби.
Что такое золотная вышивка
Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа.
Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.
На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.
Обучались золотошвейки и для княжеского дома. В их обязанности входило расшивание царской одежды. На обучение мастерицы уходило до 7 лет.
Необходимые материалы и подготовка к работе
Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.
Сейчас применяют синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку особой тонкости, которой раньше и создавали узоры. При желании рукодельницы вышивают металлизированными нитями других цветов, но в этом случае рисунок получится далеким от классической золотной вышивки.
Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.
Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.
Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.