По чем бензин в казахстане
Почему дешевые бензин и дизель стали дорогими в Казахстане, рассказали аналитики
Фото: NUR.KZ/Владимир Третьяков
Стоимость производства бензина и дизеля в стране рекордно низкая. Однако для потребителя окончательная цена оказывает выше. На этот процесс влияют и возникающие дефициты топлива. О том, почему сложилась подобная ситуация и что будет с рынком топлива в Казахстане, читайте в материале NUR.KZ.
Производство бензина за 10 месяцев 2021 года в Казахстане достигло 3,89 млн тонн. А дизеля – 4,2 млн тонн.
Это превышает аналогичные показатели прошлого года на 6,1% и 7% соответственно.
Всего в Казахстане работают три нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), которые прошли процесс модернизации и фактически покрывают весь внутренний спрос.
Однако все равно в стране регулярно возникает проблема с дефицитом топлива и его подорожанием. О причинах этого явления рассказал аналитический портал Ranking.kz.
Почему дешевое топливо становится дорогим
Несмотря на пандемию и кризисную ситуацию, производство топлива за 2020 год в стране практически не сократилось (всего на 1% меньше, чем в 2019 году).
Динамика производства топлива в Казахстане. Источник: Ranking
Однако на потребительском рынке возникает ситуация с острой нехваткой дизеля и бензина.
То есть, с одной стороны НПЗ полностью покрывают внутренний спрос по уровню производства. При этом производимое топливо оказывается значительно дешевле, чем в других странах.
А с другой – ежегодно возникает нехватка этого топлива.
Одной из причин этого явления аналитики называют транзитный поток транспорта, который закупает бензин в Казахстане и вывозит его за границу.
В результате государство вынуждено закупать бензин или дизель в тех же странах, куда они были вывезены.
То есть изначально дешевые и вывезенные из Казахстана продукты НПЗ закупаются обратно в страну уже по более высоким ценам. Это приводит к подорожанию топлива на внутреннем рынке.
Другими словами, бензин и дизель в Казахстане дорожают, так как являются дешевыми.
Сравнение цен в Казахстане и других странах
При этом во всех приграничных странах топливо намного дороже, чем на казахстанском рынке.
Сравнение цен на топливо в Казахстане и приграничных странах. Источник: Ranking
Так, данные GlobalPetrolPrices на 22 ноября 2021 года указывают, что:
И это не считая Китая, где бензин дороже почти втрое, а дизель почти в два раза.
Поэтому транзитный транспорт из соседних стран активно заправляется в Казахстане и фактически вывозит топливо, сокращая его запасы на внутреннем рынке.
Рост цен неизбежен
А дешевое топливо скупается и вывозится транзитным транспортом или другими способами и продается за границей (и даже обратно в Казахстан).
В итоге создаваемый дефицит приводит к высокому спросу и росту цен внутри страны.
Как отмечают аналитики, выходом из сложившейся ситуации может стать только увеличение стоимости топлива на отечественном рынке.
При этом подорожание бензина и дизеля до 1 января 2025 года будет неизбежным в рамках уравнивания цен на общем рынке нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Россияне ездят заправлять автомобили в Казахстан, где на российских АЗС бензин дешевле почти в два раза
Жители России ездят в Казахстан, чтобы заправлять свои автомобили. В соседнем государстве топливо стоит почти в два раза дешевле. Об этом рассказал один из автомобилистов на видео, которое сегодня опубликовал телеграм-канал «Усы Пескова».
«Мы в Казахстане, 15 километров от Оренбургской области. Я заправил 75 литров, заплатил 1900 рублей. Литр бензина стоит 145 тенге. Самый большой прикол в том, что бензин это российский. И газ тоже. Все россияне тут заправляются своим же бензином. На российские рубли газ — 10 рублей, бензин — 26,50 рубля. Это просто обалдеть. Просто беспредел, что с нами творят в России», — возмущается автор видео.
Судя по кадрам, мужчина находился на АЗС Qazaq Gaz в Актобе — практически на границе с Россией. В компании не стали комментировать корреспонденту Znak.com происхождение реализуемого бензина. Вместе с тем аналогичные низкие цены на бензин можно увидеть на казахстанских АЗС российской компании «Газпромнефть» (они работают, в частности, в Караганде и Нур-Султане — прим. ред.). «АИ-95 на „Газпромнефти“ стоит в пределах 170 тенге (в районе 28 рублей) за литр. В целом разбег цен на 95-й в Казахстане — от 155 до 175 тенге», — рассказал Znak.com екатеринбургский автомобилист, часто посещающий Казахстан.
Для сравнения — на АЗС в Екатеринбурге 22 июня бензин АИ-92 стоит в среднем 41,58 рубля, АИ-95 — 44,88 рубля.
В марте о ценах на «Газпромнефти» в Казахстане рассказал паблик «Инцидент Барнаул», где был опубликован ролик на эту тему. «Казахстан. Павлодар. Сеть АЗС „Газпромнефть“. Цена на бензин АИ-92 в пересчете на рубли по сегодняшнему курсу — 26 рублей 60 копеек. А цена сегодня в Новосибирске — 40 рублей 50 копеек», — сообщил автор видео.
Ранее на эту же тему рассуждал аналитик Андрей Нальгин. «Один мужик поехал в Казахстан на своем авто. И челюсть уронил… Потому что увидел цены на заправке такой же „Газпромнефти“, что и в России. Чтобы сразу была понятна суть, один литр АИ-92 у казахов стоит 26 рублей примерно. В России — более 40 рублей на похожей заправке», — написал он в «Живом журнале».
Нальгин констатировал, что условно существует одна стоимость сырья, равные затраты на переработку и дистрибуцию. «Но ценники на заправках отличаются более чем в 1,5 раза! В принципе, понятно, отчего так. Львиную долю чека c АЗС в России забирает себе бюджет. И второй момент: российская нефтяная отрасль сплошь суверенна и вертикально интегрирована. У казахов нет этой монополизации, а на рынке свободно работают иностранцы. В том числе — из России», — пояснил он и опубликовал инфографику «КП» о том, что входит в стоимость одного литра бензина в России.
25 июня стало известно, что правительство РФ не будет продлевать заморозку цен на бензин, срок действия которой истекает 1 июля. Соглашение между властями и нефтяниками о контроле за стоимостью топлива было подписано после резкого удорожания бензина весной 2018 года.
Правительство объяснило, почему в России подскочили цены на бензин
В мае этого года ФАС констатировала, что нефтяные компании не выполнили поручение вице-премьера Дмитрия Козака о стабилизации цен на топливо. Вопреки соглашению с правительством, нефтяники не увеличили поставки топлива на внутренний рынок и подняли оптовые цены на бензин и дизельное топливо на 20%.
В июне СМИ сообщили об очередном подорожании бензина. Рост цен произошел на АЗС в Туве, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской областях, а также в Забайкальском, Алтайском и Красноярском краях. Также автомобилисты стали жаловаться на дорогой бензин в Казани, Петрозаводске, Омске и на Сахалине.
По данным Росстата, в мае бензин в России подорожал на 17,5%. Подорожание топлива, указали в ведомстве, произошло в 58 регионах страны. В правительстве назвали закономерным скачок цен на бензин.
Дешёвое дорогое топливо: что происходит с ценами на ГСМ в Казахстане?
За десять месяцев в РК произвели 3,89 млн тонн бензина (плюс 6,1% за год) и 4,2 млн тонн дизельного топлива (плюс 7% за год), передает kazlenta.kz со ссылкой на ranking.kz.
Напомним: основной объём бензина и дизтоплива в РК производят три НПЗ:
• Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ);
• Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ);
• Шымкентский нефтеперерабатывающий завод «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП).
Все три НПЗ построены в прошлом веке. К 2018 году была проведена масштабная модернизация этих заводов. На НПЗ работают высокотехнологичные комплексы с применением технологий мировых лицензиаров Axens, UOP, Haldor Topsoe.
После модернизации НПЗ производят автомобильный бензин марок АИ-92-К4/К5, АИ-95-К4/К5, АИ-98-К4, реактивное авиатопливо, экологически чистое дизтопливо, гранулированную техническую серу, параксилол, бензол, вакуумный газойль, сжиженный углеводородный газ, топочный мазут, нефтяной кокс, нефтяной дорожный битум и другие виды нефтепродуктов. АНПЗ также выпускает зимнее дизельное топливо Altay-45.
В итоге за двенадцать месяцев 2020 года, несмотря на пандемию и резкое снижение потребления углеводородов в целом и ГСМ в частности во всём мире, в РК производство бензина практически не сократилось, составив 4,5 млн тонн (всего на 1% меньше, чем в 2019-м). Более того, к 2017 году, предшествующему глобальной модернизации казахстанских НПЗ, производство в 2020-м выросло почти в полтора раза.
Производство газойля за полный прошлый год составило 4,7 млн тонн — минус 7,1% к «докоронакризисному» 2019-му, однако плюс 6% к домодернизационному периоду.
Если же сравнивать производство бензина в текущем 2021 году с аналогичным периодом (январь–октябрь) домодернизационного 2017 года, прирост составляет 52,7%. По дизтопливу показатель текущего года превышает домодернизационные данные на 13,5%.
В то же время на рынке ГСМ РК складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, при модернизации НПЗ были учтены и заложены в планы внутренние потребности в топливе, и на текущий момент эти потребности НПЗ перекрывают. С другой — год за годом, особенно в «плодоовощной период», дешёвое топливо из страны фактически «вымывается» транзитным потоком транспорта. В итоге на рынке возникает искусственный дефицит, что ведёт к необходимости закупки ГСМ в тех же странах, куда ушло дешёвое казахстанское топливо, но уже по значительно более высокой стоимости, и в итоге к росту цен. То есть ГСМ в РК дорожают… потому что дешёвые.
Поясним. По ценам на бензин Казахстан входит в ТОП-10 самых «дешёвых» стран мира. По ценам на дизельное топливо — находится на 21-м месте из 167. Во всех приграничных странах и, главное, в тех, что входят в состав СНГ — России, Узбекистане, Кыргызстане, — топливо не просто дороже, а намного дороже. Так, по данным GlobalPetrolPrices на 22 ноября текущего года, в России бензин стоит в среднем на 47,9% больше, чем в РК, в Кыргызстане — на 63,9%, в Узбекистане — более чем вдвое. И это не считая Китая, где бензин и вовсе дороже почти втрое.
Что касается дизтоплива, в Кыргызстане оно стоит в среднем на 15,7% дороже, чем в РК, в России — на 20,8%, в Узбекистане — более чем в полтора раза. И вдвое дороже, чем в РК, дизельное топливо стоит в Китае.
В то же время, к примеру, летом и осенью из Узбекистана в РФ и обратно идёт колоссальный трафик, везущий плодоовощную продукцию. Да и помимо транзитного транспорта топливо из РК «вымывается» особенно заметно во всех приграничных регионах — заехать в Казахстан заправиться давно стало нормой, и не только в рамках ЕАЭС.
Простейший пример: заместитель акима соседствующей с Россией ЗКО Темирхан Мендыгалиев сообщил, что транзитные большегрузы разбирают более 70% выделяемого на регион дизтоплива. Фуры, следующие из европейской части России на восток, заезжают в Казахстан и пользуются бесплатными дорогами, попутно заправляясь казахстанским топливом.
И это — не говоря о контрабанде, приваренных дополнительных баках и прочих хитростях, применяемых водителями и не только. Напомним, в этом ноябре в РК введён очередной шестимесячный запрет на вывоз бензина и дизтоплива автотранспортом (ранее такой запрет уже вводился в апреле). Формулировка приказа говорит сама за себя: «Ввести запрет сроком на шесть месяцев на вывоз с территории Республики Казахстан автомобильным транспортом бензинов, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов, за исключением смазочных масел, за исключением вывоза в бензобаках, предусмотренных заводом-изготовителем автомобильных транспортных средств, а также в отдельных ёмкостях объёмом не более 20 литров». Как показывает практика, даже «бензобака, предусмотренного заводом-изготовителем» вполне хватает, если речь идёт о серьёзном трафике.
По подсчётам Минэнерго РК, только с мая по сентябрь текущего года спрос лишь на дизельное топливо превысил показатели аналогичного периода 2020-го на 480 тыс. тонн — это месячный объём производства трёх НПЗ. Фактически спрос увеличился на 50–60 тыс. тонн в месяц, и наиболее заметный скачок потребления в РК ожидаемо фиксируется именно в приграничных областях.
Ситуация могла бы быть забавной, не будь она столь неприятной: топливо из РК вывозится даже по воздуху. Так, Минэнерго заявляет о нехватке авиатоплива, при том, что объём производства отечественных НПЗ полностью покрывает потребности авиакомпаний, выполняющих пассажирские перевозки. Дело в том, что на рынке авиаперевозок наблюдается скачок в секторе транзитных услуг, обеспечение которых потребует импорта авиатоплива, так как казахстанское — как более дешёвое — в буквальном смысле улетает из РК.
При таком раскладе дефицит в секторе и сопутствующий ему рост цен закономерны. Прошлый год — год локдаунов и закрытых границ — отлично показал «стерильную» ситуацию, при которой в отсутствии стороннего «вымывания» внутреннее потребление ГСМ в РК было перекрыто с лихвой и цены на топливо падали. Так, по итогам октября 2020 года то же летнее дизтопливо подешевело на 1,5% к октябрю 2019 года, но уже в октябре текущего года стало дефицитным, и рост цен составил сразу 24,4%.
Напомним: цены на бензин и дизельное топливо в РК с 2016 года государством не контролируются и регулируются рынком. В этих условиях искусственный дефицит будет неизбежно приводить к росту цен, причём пытаться перекрыть этот дефицит, наращивая внутреннее производство, бесполезно: речь не идёт о потребностях казахстанцев, а вывоз из РК будет происходить в любом случае, просто в силу разницы цен.
Ещё один малоизвестный момент. В РК НПЗ не участвуют в ценообразовании ГСМ для конечного потребителя. Казахстанские заводы работают по давальческой схеме. Что это значит? Поставщик нефти (давалец) — ресурсодержатель — передаёт сырьё НПЗ для изготовления из этого сырья нефтепродуктов, будь то бензин, дизтопливо или иная продукция. При этом вся продукция является собственностью давальца, не завода. Все продукты, полученные в результате переработки, реализуются давальцами самостоятельно, и цены на них определяются, соответственно, тоже ресурсодержателями.
Фактически единственный механизм госрегулирования цен на ГСМ, применяемый в РК — тот момент, что государство обязывает нефтедобывающие компании поставлять определённое количество нефти (доля отличается для каждого конкретного месторождения) на внутренний рынок. При этом на внутренний рынок ресурсодержатель поставляет нефть по значительно более низкой цене, чем мог бы её экспортировать, то есть ресурсодержателю это просто невыгодно. Так, к примеру, ещё этой весной заместитель премьер-министра Роман Скляр в ответ на депутатский запрос сообщал: «Коридор низких цен на ГСМ всегда субсидировался недропользователями путём предоставления более низких цен на перерабатываемое сырьё. При этом разница от экспортной цены нефти составляла около 50 долл. США / тонна, сейчас она выросла до 80–130 долл. США / тонна нефти в зависимости от направления поставки».
Поэтому, в частности, НПЗ загружаются сырьём нередко по остаточному принципу, и сырьё это — не лучшего качества, что, опять же, ведёт к износу дорогостоящего оборудования.
К слову, модернизацию на НПЗ в РК проводили не за счёт государства. НПЗ брали на нее займы — причём, само собой, в валюте. И возвращать эти займы предприятия также должны в валюте. Инициирована модернизация была в 2011 году. В октябре 2011 года литр бензина популярной марки АИ 95/96 обходился в среднем по РК в 139,4 тг, летнего дизтоплива — в 92 тг, а доллар США стоил 148 тг.
С точки зрения инвестиций в модернизацию рост цен на топливо должен был быть соразмерным росту курса доллара. Однако и этого не произошло. В октябре текущего года литр бензина той же марки стоил в среднем 199,5 тг, литр дизельного топлива — 240,9 тг. А вот доллар подскочил в цене до 425,6 тг. То есть за этот (десятилетний) период цены на бензин выросли на 43%, дизтопливо подорожало в 2,6 раза, а доллар — сразу втрое.
Резюмируя, обрисуем ситуацию: чтобы удержать цены на топливо, нефтедобывающие компании в РК обязывают поставлять дешёвое сырьё на внутренний рынок. НПЗ при этом работают на самоокупаемости, без закладывания прибыли, регулярно оптимизируют расходы, сокращают численность работников и иными методами как-то снижают себестоимость производства. А в итоге дешёвое топливо «вымывается» из РК в приграничные государства.
Решается такая ситуация единственным возможным методом — ростом цен. Во-первых, это вернёт интерес ресурсодержателей к внутреннему рынку, позволит полностью загрузить мощности НПЗ (которых вполне хватает на полное закрытие спроса на ГСМ и которые недозагружены), а самим НПЗ позволит планировать дальнейшие инвестиции в расширение. Во-вторых, снимет вопрос «вымывания» топлива в соседние страны.
Впрочем, роста цен на ГСМ стоит ждать в любом случае, даже без каких-либо специальных действий со стороны государства. Напомним: до 1 января 2025 года в рамках Евразийского союза будет сформирован общий рынок нефти и нефтепродуктов, что неизбежно уравняет цены на топливо в РК и в странах-союзницах. К сведению: на текущий момент в той же Беларуси, входящей в ЕАЭС, бензин стоит на 83,6%, а дизтопливо — на 48,2% дороже, чем в Казахстане.
Цены на бензин в России и Казахстане 2021 — почему такая разница?
Россия – топливная держава, и логично ожидать низких цен на бензин. Но в реальности в соседней стране популярная отечественная марка A-95 стоит дешевле, чем в РФ. По этому поводу негодуют автомобилисты России.
Сравнение цен на бензин в Казахстане и России сегодня
в РФ цены на автомобильное топливо растут регулярно. Такая тенденция объясняется множеством факторов: размер акцизов и стоимости за баррель, и все выглядит достаточно логично. Но все доводы Правительства разбиваются о ценники на заправках Казахстана. У соседа, который платит экспортную пошлину, бензин стоит дешевле, чем в стране производителя.
Парадокс, но цены на российский бензин на территории Казахстана, как минимум, в 1,5 раза дешевле, чем в самой Российской Федерации. Как результат, жители Оренбурга и прочих приграничных зон стараются заправлять свой транспорт в казахском Павлограде и других городах соседней республики с ее более приемлемыми ценами на топливо
Сегодня в РК на «дочерних» заправках Газпромнефти А-92 обойдется в 153, 36 тенге, А-95 – в 177,19. В рублях это 26, 49 и 30,65 соответственно. Разница между стоимостью в России очевидна. В стране производителя за А-92 висит ценник 46,4 рубля при продажах в розницу. Любители более качественного топлива платят 50,99 рублей.
Еще немного и российские автомобилисты будут отдавать вдвое больше тех, кто покупает топливо в Казахстане.
Подобная разница в стоимости привела к массовому вывозу дешевого бензина из РК. Но в 2019 году лавочка закрылась путем введения ограничений по литражу. Теперь на одного человека, пересекающего границу, допускается только 20 л топлива. Разницу придется оставить в Казахстане.
Цены на бензин в РК считаются одними из самых низких в мире. Стоимость одного литра в республике колеблется в пределах 40 центов, когда в мире она достигает доллара.
Почему российский бензин в Казахстане такой дешевый – объяснения экспертов
На стоимость топлива влияет множество факторов, некоторые из которых формируются исключительно внутри страны. Если регулировать стоимость нефти достаточно сложно на государственном уровне, то акциз устанавливается Правительством.
И здесь большая разница между Россией и Казахстаном. В РФ акциз делится на классы, тогда как в Казахстане ставка формируется без классового деления.
Но роль в ценообразовании сыграл не только акциз. РК использует модернизированные технологии переработки нефти, что существенно снижает себестоимость топлива. На конечную стоимость влияют и налоги, которые вынуждены платить нефтедобывающие компании и заправки.
В России они существенно выше. При этом в РК нет монополиста и конкуренция на рынке также помогает сдерживать рост цен на бензин и дизель.
АЗС не выгодно торговать в минус, и затраты на налоги и доставку топлива уже закладываются в стоимость последнего. За это, как всегда, вынуждены платить рядовые граждане России. Снижение налогов – один из ключевых способов стабилизировать цены и сделать бензин доступнее.
Но такой шаг приведет к разладу микроэкономики, последствия ощутят на себе все россияне. Налоги от продажи бензина стабильно пополняют государственный бюджет крупными суммами, которые идут на решение других внутригосударственных проблем.
Однако цены на топливо растут настолько стремительно, что езда на личном автомобиле стала затратной даже для жителей столицы. Если такая тенденция сохранится, личный транспорт вновь станет роскошью, а не удобным средством передвижения.
Все обвинения по поводу более высоких цен на топливо в России, нежели в соседней Республике, строятся на том, что в Казахстане реализуется отечественный продукт. Но с 2019 года утверждение потеряло смысл. Благодаря современным технологиям, которые используются для переработки нефти, в РК количество импортного бензина снизилось до нуля.
Сегодня Казахстан не только покрывает рыночную потребность собственным топливом, но и экспортирует излишки.
При этом РК не останавливается на достигнутом и продолжает наращивать потенциал ежемесячно. Средний процент прироста количества топлива – 12. Но даже до модернизации производства соседняя держава закупала у России только 30% от всей массы топлива, реализуемой в стране. Остальные 70% производились внутри Республики.
Несмотря на то, что Россия входит в тройку лидеров по добыче нефти и ее производных – потребительский спрос на бензин внутри страны также достаточно высок. Это также учитывается при формировании ценовой политики. Чем выше спрос – тем больше цифру можно нарисовать на табло. К тому же российским нефтетрейдерам выгоднее торговать на международном рынке.
Там цены растут быстрее, нежели внутри страны. Смена направления приводят к дефициту бензина в России. Последние годы волновое стремление продавать за границу среди нефтетрейдеров случается чаще. И даже демпферный механизм, действующий в стране, не всегда помогает сбалансировать объемы поставок.
Цена на заправках в РК никак не зависят от Российской Федерации. Цены на рынке держатся на одном уровне, по большей части, из-за тех самых излишков. С этим мнением согласен и Нурлан Жумагулов, ГД Союза нефтесервисных компаний Казахстана.
Добиться излишков удалось благодаря законодательству, которое обязует все нефтедобывающие компании РК поставлять топливо на внутренний рынок. Даже если компания является иностранной, для реализации в стране они обязаны следовать букве закона.
Как бы там ни было, но вопросы ценообразования на топливо в бывшей союзной республике Казахстан никак не зависят от Российской Федерации. Решающую роль здесь играют объемы горючего, а точнее, его излишки, которые и задают текущие тенденции
Прогнозы цен на бензин в России на второе полугодие 2021 года
Рост ценника на бензин – одна из проблем страны, которая непосредственно затрагивает большинство жителей. Каждая новость об очередном повышении встречается шквалом негатива со стороны автомобилистов. Они и без того вынуждены закладывать в месячный бюджет приличную сумму на «питание» для машины.
В первом полугодии 2021 года ценник на топливо вырос в очередной раз. Средняя стоимость изменилась на 4,3%, при инфляции в 3,77 %. Тенденция роста закрепится до конца года, но цифры будут изменяться в умеренном темпе. Государству удалось немного стабилизировать ситуацию, приблизившись к постепенному росту, который лишь немного выше инфляции.
С 1 мая 2021 года в стране был запущен новый демпферный механизм, который должен сделать поставки внутри страны выгоднее, нежели за рубеж, даже при большой разницу в цене. Были увеличены выплаты заводам по переработке нефти, которые продолжат торговать внутри страны даже при высоких ценах на топливную жидкость за границей.
Уже в июне новая формула дала свои результаты. Запас бензина в стране вырос в несколько раз, что помогает удерживать цифры на АЗС на приемлемом уровне. Если обновленный механизм продолжит показывать такие результаты, темпы роста стоимости горючего замедлятся как минимум до конца года.
Дефицит исчезнет, так как бесконтрольный экспорт топлива завершится, а значит оптовые цены на внутреннем рынке стабилизируются.
Дополнительные затраты снимутся с плеч обычного потребителя. АЗС смогут зарабатывать без многочисленных наценок на сырье, чтобы выйти в плюс после заправочной деятельности исключительно в пределах РФ.
Несмотря на положительные прогнозы, есть и другой фактор, влияющий на ценообразование. Резкий скачок курса рубля в сторону снижения приведет к очередному повышению цен.
Цены на горючее формируются исходя из многочисленных факторов, и предугадать тенденцию каждого из них достаточно сложно. Но акциз и налоги, установленные внутри государства, играют не последнюю роль в выборе цифр на табло АЗС. Силу их влияния можно увидеть по разнице в стоимости бензина в РФ и Казахстане.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)