По чем принимают молоко
Цены на сдаваемое молоко.
потому что если сдавать все произведенное молоко на молокозавод, то без штанов можно остаться. С заводом работать удобно в плане бумаг, сбыта, но никак по выгоде. если приемная 16-20 рублей. а сам можешь продать по 30 и выше, разницу чувствуете? сейчас в РФ развивается ярмарка выходного дня. Если все молоко перегонять в сметану, масло и тому подобное, то толка будет больше. ИМХО, нежели сдавать по 16 рублей. Но такой геморр.
Yanmar Kukje F455 DN
Iseki TU170F.
почему у них этот бизнес доходный
Когда-то давно читал, как наш товарищ попробовал поработать на американской ферме.
Между делом, он спросил у хозяина почем он сдает молоко. Оказалось, что по 2 доллара за литр.
Товарищ наш очень удивился, ведь в магазине молоко продавалось по 1 доллару.
почему у них этот бизнес доходный
потому, что они считают стоимость кормов и прочего в литре молока, а у нас люди готовы косить руками на низкоурожайных землях, работать техникой, которая невероятно прожорлива. Покупая обмотчик рулонов люди смотрят на цену изделия и не смотрят на расход плёнки и к какому трактору можно прицепить его, покупая сеялки для пастбищ не смотрят на то. сколько лошадей нужно высевающему органу. и пр.
конечно, есть и те, кто считает, но их почти нет. как-то так я вижу
почему у них этот бизнес доходный
Когда-то давно читал, как наш товарищ попробовал поработать на американской ферме.
Между делом, он спросил у хозяина почем он сдает молоко. Оказалось, что по 2 доллара за литр.
Товарищ наш очень удивился, ведь в магазине молоко продавалось по 1 доллару.
Коллега, это из области легенд. Традиционно сырое молоко в США БЫЛО ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В Европе.
перов николай,исполнительный директор союза сыроваров России, технолог по работе с молочным и мясным скотом
смотрите видео https://www.youtube.com/channel/UCWGaM1WCW5t1oAdiSEjTb2Q
потому что если сдавать все произведенное молоко на молокозавод, то без штанов можно остаться. С заводом работать удобно в плане бумаг, сбыта, но никак по выгоде. если приемная 16-20 рублей. а сам можешь продать по 30 и выше, разницу чувствуете? сейчас в РФ развивается ярмарка выходного дня. Если все молоко перегонять в сметану, масло и тому подобное, то толка будет больше. ИМХО, нежели сдавать по 16 рублей. Но такой геморр.
Они сдают за 16 рублей и имеют доход
перов николай,исполнительный директор союза сыроваров России, технолог по работе с молочным и мясным скотом
смотрите видео https://www.youtube.com/channel/UCWGaM1WCW5t1oAdiSEjTb2Q
Они сдают за 16 рублей и имеют доход
В РФ такого не будет, увы..
Yanmar Kukje F455 DN
Iseki TU170F.
Коллега, это из области легенд.
Себестоимость ниже 18-20 руб чревато непредсказуемыми последствиями для средних ферм.
потому что если сдавать все произведенное молоко на молокозавод, то без штанов можно остаться. С заводом работать удобно в плане бумаг, сбыта, но никак по выгоде. если приемная 16-20 рублей. а сам можешь продать по 30 и выше, разницу чувствуете? сейчас в РФ развивается ярмарка выходного дня. Если все молоко перегонять в сметану, масло и тому подобное, то толка будет больше. ИМХО, нежели сдавать по 16 рублей. Но такой геморр.
Они сдают за 16 рублей и имеют доход
«Работать вынуждены в ноль»: как молочники угодили в ценовые ножницы
Себестоимость производства сырого молока и молочной продукции небывало выросла этим летом — на 8–18%. В один клубок сплелся целый ворох проблем — от теплового стресса коров и подорожания кормов до новых расходов на маркировку и активности федеральных игроков по закупке сырого молока. В рознице молокопродукты подорожали всего на 3,5–5%, но рост ценников не за горами. В причинах ценовых ножниц разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
Артем Белов заявил о значительном падении доходности производителей молока и молочной продукции — из-за резкого роста себестоимости производства на фоне «сдержанного» увеличения цен на готовую продукцию Фото: «БИЗНЕС Online»
Подорожали все основные корма для КРС
Гендиректор национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов на минувшей неделе заявил о значительном падении доходности производителей молока и молочной продукции — из-за резкого роста себестоимости производства на фоне «сдержанного» увеличения цен на готовую продукцию. По его данным, доходность очень серьезно упала как в производстве, так и в переработке молока.
Так, себестоимость сырья для производителей сырого молока за год в среднем выросла на 18%: подорожали корма, дизельное топливо, минеральные удобрения (например, рост стоимости белковых кормов — 60%). Аналогичная ситуация и в переработке — для молзаводов рост себестоимости составил порядка 6–8%. «При этом рост цены молочки на полке — всего 3,5 процента», — сказал Белов.
В РТ, как в самом молочном регионе России, разумеется, эта картина вырисовывается не менее, а, может быть, даже более рельефно. Ценовые ножницы, о которых еще в мае сообщали съехавшиеся в Казань татарстанские молочники, в условиях засухи продолжают резать все больнее, обстригая с производителей буквально последнюю маржу.
Что особенно тревожно, цены на сырое молоко пошли вверх в период «большого молока» (лето, сочная трава, тепло), когда цены традиционно опускались вниз. Жаркое лето привело к уменьшению надоев, снижению жирности молока. Аграрии объясняют, что температура воздуха 35 градусов по Цельсию является непривычной для животных. При высокой температуре у них развивается тепловой стресс. Собеседники «БИЗНЕС Online» говорят, такие ситуации были и на агрофермах в Татарстане.
Согласно оперативным данным минсельхозпрода РТ, на 31 августа 2021 года сельхозформирования республики за сутки произвели 3 942,1 т молока. Надой на одну корову за день составляет 17,7 килограмма.
Крупными производителями молока в Татарстане являются АО «Красный Восток Агро», где валовый суточный надой молока составил 289,6 т, ОАО «ХК „Ак Барс“» — 267,9 т, третье место занимает АО «Агросила» — 185,6 тонны.
По данным Татмолсоюза, среди районов республики по валовому надою молока лидирует Кукморский район с суточным объемом в 325,4 тонны. На втором месте — Балтасинский район с показателем 291,5 т в сутки. Третье место занимает Атнинский район, где производство молока составляет 273 т сырого молока за сутки.
Как сообщили нашему изданию в «Ак Барс холдинге», в структуре себестоимости молока затраты на основное сырье: фуражное зерно, соевый шрот и подсолнечный жмых — занимают 50%. Эти компоненты значительно подорожали в первом полугодии 2021 года. В сравнении с аналогичным периодом 2020-го фуражное зерно стало дороже на 24% (рост с 11,9 тыс. рублей за т до 14,8 тыс. рублей за т), соевый шрот вырос в цене на 34% (до 62,2 тыс. рублей за т), цена подсолнечного жмыха и вовсе подскочила в 1,8 раза (до 28,1 тыс. рублей за т).
Цены на сырое молоко пошли вверх в период «большого молока» (лето, сочная трава, тепло), когда цены традиционно опускались вниз. Жаркое лето привело к уменьшению надоев, снижению жирности молока. Аграрии объясняют, что температура воздуха 35 градусов по Цельсию является непривычной для животных Фото: «БИЗНЕС Online»
Кроме того, произошел рост затрат на транспортные расходы (в связи с подъемом цен на ГСМ) на 18%, расходы на заработную плату возросли на 5% (за счет увеличения МРОТ).
Рост себестоимости, к сожалению для производителей, не компенсируется за счет повышения цен на товар. «Подъем цен на сырое молоко в первом полугодии 2021-го не превысил 5 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Это не покрывает рост себестоимости молока», — заявляют наши собеседники в «Ак Барс холдинге».
«Существенный рост себестоимости отмечается в категории «упаковка». Начиная с апреля закупки здесь подорожали от 6 до 45 процентов. Деревянные поддоны выросли в цене почти в 3 раза, как и динамика цен на нержавеющую сталь, — отсюда на запасные части, трубопроводы, листы — 35–40 процентов в среднем», — сообщили в «Агросиле» Фото: «БИЗНЕС Online»
Подорожание упаковки, ГСМ, траты на маркировку
Компания «Агросила» является не только производителем сырого молока, но также и переработчиком (бренд «Просто молоко»). Несмотря на полный цикл от поля до прилавка — сырье на ООО «Агросила-Молоко» поступает из агрофирм холдинга, — на предприятии также почувствовали удорожание производства.
«Существенный рост себестоимости отмечается в категории „упаковка“. Начиная с апреля закупки здесь подорожали от 6 до 45 процентов. Деревянные поддоны выросли в цене почти в 3 раза, как и динамика цен на нержавеющую сталь, — отсюда на запасные части, трубопроводы, листы — 35–40 процентов в среднем», — сообщили в компании. Поставщики упаковки объясняют молочникам, что рост цен провоцирует развитый экспорт макулатуры, металла и полипропилена. В частности, это поставки в Китай. По их мнению, более высокие цены на внешнем рынке провоцируют их рост на внутреннем.
Сильное влияние на формирование себестоимости оказывает и логистика. К примеру, последний тариф у перевозчиков продукции «Агросилы» в Москву увеличился на 36%.
Не последнюю роль в формировании цены на молочку играет внедрение маркировки («Честный знак»). «Основные затраты направлены на приобретение оборудования для нанесения и считывания маркировки, работу интеграторов — программное обеспечение. Общая стоимость внедрения технологии — 50 миллионов рублей, кроме того, операционные затраты — 50 копеек без НДС за получение каждого кода, а также использование чернил и этикеток. Исходя из анализа „Агросилы“, среднее удорожание составит около 2 рублей на единицу товара. Пока мы находимся на этапе тестирования системы», — сообщили в компании.
«В среднем с учетом логистики рост себестоимости [сырого молока] отмечаем на уровне 15–17 процентов. При этом цены на конечную продукцию „Агросилы“ повысились на минимальные 3–4,5 процента по отдельным категориям молочной линейки», — отметили в компании. Торговые сети, к сожалению, не всегда идут навстречу производителям молочной продукции.
«Следующий непростой этап, когда цены снова нужно будет корректировать, — 1 декабря. Тогда вступят в силу требования об обязательной маркировке молочной продукции со сроком годности 40 дней и менее», — прогнозируют в «Агросиле».
Для ГК «Вамин» сырьем является сырое молоко, которое в себестоимости конечного продукта занимает около 90%. За последний месяц рост стоимости сырого молока составил 13%, сообщили в компании. Также выросли цены на вспомогательные материалы Фото: «БИЗНЕС Online»
«Работать вынуждены в ноль к затратам на производство»
Рост себестоимости производства не обошел стороной и производителя сливочного масла и сыров — ГК «Вамин». Для него сырьем является сырое молоко, которое в себестоимости конечного продукта занимает около 90%. За последний месяц рост стоимости сырого молока составил 13%, сообщили нам в компании. Также выросли цены на вспомогательные материалы.
«Общая тенденция увеличения цен на рынке стройматериалов, топлива и горюче-смазочных материалов ведет к росту затрат на содержание ферм. Соответственно, цепная реакция не заставила себя ждать», — объясняют причину подорожания сырья на предприятии.
Еще одной причиной, приведшей к росту стоимости сырого молока, стали крупные федеральные производители, которые заготавливают молоко на зиму большими объемами, — они подогревают рынок повышенным спросом. Наконец, нельзя не отметить проседание внешнеторгового оборота: например, импорт белорусских товаров на территорию России существенно снизился.
В ГК «Вамин» пока не спешат делать выводы о грядущем росте розничных цен на молочку, но понимают, что он неизбежен. «Год еще не окончен, и итоги подводить рано. Цыплят, как говорится, по осени считают», — комментируют в компании. Пока ценники в магазинах прежние. «Выстраивание политики формирования цен с торговыми сетями — это работа, которая требует серьезного временного ресурса. У нас контракты с прописанными временными рамками предупреждения об изменении условий. В одностороннем порядке такие решения не принимаются. Но понимание, что будем инициировать изменение договорных условий, у нас есть», — говорят в «Вамине».
Речи о сворачивании планов по развитию компании, к счастью, не идет. «Если будем бездействовать или остановимся, то не выживем. Остановка в нашем случае равна смерти. Крупные федеральные игроки займут освобождающиеся ниши очень быстро, поэтому наши планы однозначно — в развитии бизнеса. Путь нелегкий, но сходить с него мы не намерены», — говорят на предприятии.
«Бесспорно, рост себестоимости производства мы ощутили остро — прежде всего, из-за увеличения цен на корма для животных. С конца весны они дорожали на 5–6 процентов ежемесячно, особенно отмечался рост в отношении соевого шрота и других белковых компонентов. Также надо отметить, что еще в начале года ситуации с кормами предшествовало увеличение банковских процентных ставок, значительный рост цен на металл, строительные материалы, удобрения», — сообщил нашему изданию генеральный директор УК «Август-Агро» Айдар Галяутдинов.
Отпускная цена молока у данной компании пока не изменилась. «Работать вынуждены в ноль к затратам на производство. О прибыльности пока речи не идет. Ситуацию нашим фермам облегчает наличие переходящих остатков кормов прошлого года. Тем не менее мы вынуждены пересматривать рационы, сокращая и заменяя дорогие и качественные компоненты на более дешевые аналоги. Однако есть риск, что со временем это отразится на показателях молока и объемах производства», — признает Галяутдинов. Несмотря на сложности, компания рассчитывает осуществить запланированные инвестиционные проекты, не снижая темпов.
Производители молочки ведут переговоры с торговыми сетями о повышении цен, но пока результата нет, сети смотрят друг на друга и не решаются переписывать ценники Фото: «БИЗНЕС Online»
«Сети друг на друга смотрят и мониторят»
Производители молочки ведут переговоры с торговыми сетями о повышении цен, но пока результата нет, сети глядят друг на друга и не решаются переписывать ценники. «„Магнит“ смотрит на X5 Retail Group, другие сети тоже мониторят, кто первый поднимет. Та, которая увеличит цену первой, в проигрыше останется, сбыт потеряет», — говорит генеральный директор «КЖК-Логистик» Искандер Зигангараев.
Он уверен, что уже сегодня цену на молочную продукцию надо было бы повысить минимум на 15% в связи с ситуацией на молзаводах. Взять хотя бы стоимость услуг по логистике: с начала 2021 года она выросла на 20–25%. Здесь свой клубок проблем. Из-за роста цен на железо значительно подскочили в цене грузовые автомобили. Например, четыре года назад «Газель» стоила 1,3 млн рублей, сейчас — 2,5 млн, трехтонник ISUZU подорожал с 2,5 млн до 4 млн рублей. К тому же на рынке труда образовался дефицит водителей, тем, кто остался верен рулю молоковоза, пришлось повышать зарплату с 40 тыс. рублей четыре года назад до 60–70 тысяч.
«Многим стало невыгодно оказывать услуги по низкой цене, ряд людей ушли работать в „Самокат“ или такси. Таксисты говорят: „В туристический сезон мы можем зарабатывать по 3–4 тысячи рублей в день, зачем нам возить молоко, поднимать коробки?“» — рассказывает Зигангараев.
Эксперт считает, что цены на молочку в любом случае повысятся до конца года, но вряд ли магазины сразу жахнут на 15%, скорее всего, станут «растягивать удовольствие», постепенно увеличивая стоимость продукции процентов по 5. «И за то время, пока будет подниматься цена, производители продолжат терпеть убытки», — констатирует наш собеседник.
Молзаводы вынуждены терпеть такую ситуацию, они не могут в «воспитательных целях», например, придержать продукцию на складе в ожидании высокой цены — из-за коротких сроков реализации скоропортящейся продукции. К тому же пока ты будешь бодаться с сетью, твое место на полке займет конкурент. Зигангараев не прогнозирует снижения сбыта молочной продукции из-за трудностей у производителей. В то время как молокозаводы едва выживают, полки магазинов полны недорогой молочкой.
«Корову надо доить каждый день, все молоко в сыр и сухое молоко не превратишь. Это огромные тонны молока, куда его девать?» — рассуждает гендиректор «КЖК-Логистик». Он считает, что государство в данной ситуации должно выступить неким регулятором, который поможет производителям поднять цены, потому что если этого не сделать, то те неизбежно начнут экономить — на рабочей силе, на качестве.
Тема: Скупка и доставка молока на завод.
Опции темы
Поиск по теме
У меня в регионе есть довольно крупный молокоперерабатывающий комбинат. Люди на своем транспорте ездят по селам, закупают молоко и привозят на комбинат. Сдают по более высокой цене. Все молча ездят и рассказать не хотят, видно не плохо получается. Может кто нибудь уже сталкивался с таким видом заработка? Может поведаете?
А какие тут секреты? Берете машину, бидоны, и едете в села к людям. Они вам прямо у двора продают молоко, если найдете желающих. А потом везете на молокозавод и сдаете это молоко по более высокой цене. Вот вам и навар.
Естественно, что Вам никто из местных не рассказывает все секреты. Зачем им конкуренция? Могу сказать, что первым делом нужно найти клиентов, которые будут Вам продавать молоко. Для этого закупочную цену для начала нужно установить повыше, чем у конкурентов. А далее, как себя зарекомендуете. Удачи!
Просто зачастую сами молокозаводы ездят по селам и скупают это самое молоко, так что не всегда получится на этом заработать.
Если наладить хорошо сбыт, и брать дешево, то можно сделать неплохой бизнес, нужны постоянные клиенты и надежный транспорт.
Да с радостью соглашаются заводы, главное контролировать качество закупаемой продукции, а так выходите на отдел снабжения молокозавода, договор и вперёд. Единственно надо стать субъектом предпринимательской деятельности, но тут уже свои нюансы )
Производство молока подорожало на 18%
О существенном росте затрат на производство сырого молока свидетельствуют материалы Национального союза производителей молока (Союзмолоко). По его подсчетам, в марте 2021 года себестоимость производства молока была на 18,2% выше, чем в марте 2020-го. Причиной этого гендиректор союза Артем Белов называет подорожание кормов, племенного материала, оборудования и запчастей, ветеринарных препаратов.
Себестоимость производства сырого молока выросла в 2021 году на 20–30% по сравнению с прошлым годом, оценивает Дмитрий Матвеев, президент агрохолдинга «Кабош» (входит в десятку крупнейших производителей сырого молока в России и выпускает более 20 сортов традиционного сыра). По словам Матвеева, на возросшую себестоимость продукции оказало влияние также снижение курса рубля по отношению к доллару и евро. Только корма для животных в прошлом году подорожали на 30%, уточняет президент «Кабоша». Стоимость кормов выросла на 3 руб. за 1 кг, тогда как стоимость реализации сырого молока выросла лишь на 0,5–1 руб., подтверждает президент агрохолдинга «Эконива» Штефан Дюрр.
Производители и переработчики молока сейчас работают в условиях «значительного роста издержек на ветпрепараты, логистику, электроэнергию, упаковку и другие составляющие себестоимости», признает представитель Минсельхоза. По его словам, снизить стоимость кормов и сократить издержки производителей молока помогут таможенно-тарифные меры регулирования рынка зерна.
Среднюю стоимость сырого молока отраслевой союз пока называет только по итогам февраля этого года: в этом месяце она составляла 29,5 руб. (без НДС) за 1 кг, что лишь на 3,6% выше, чем в феврале 2020 года. Минсельхоз располагает данными на 21 апреля 2021 года: отпускная цена сырого молока у сельхозпроизводителей составляла 26,6 руб. за 1 кг, что на 4,1% больше, чем годом ранее.
Невеселые молочники
Рост цен на молоко в 2021 году не покрывает рост затрат бизнеса на его производство, рассказал РБК Артем Белов, гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко; в союз входят 48 производителей и 40 переработчиков молока). К осени 2021 года производители для сохранения необходимой рентабельности будут вынуждены повысить отпускные цены на молочную продукцию на 7–10%, анонсирует гендиректор компании «Молвест» Анатолий Лосев.
«Молвест» производит молочную продукцию под брендами «Вкуснотеево» и «Нежный возраст» и входит в топ-5 крупнейших переработчиков молока в России. Его выручка от продаж в 2019 году составила 23,5 млрд руб., следует из последнего отраслевого рейтинга Союзмолока, Sreda Consulting и агентства Milknews. На первом месте — французская группа Danone (бренды Danone, «Активиа», Actimel, «Растишка» и др.) с оборотом 109,5 млрд руб., на втором — PepsiCo («Домик в деревне», «Веселый молочник», «Чудо» и др.) с 100,3 млрд руб., на третьем — группа «Ренна» («Коровка из Кореновки») с 30,3 млрд руб., на пятом — «Комос Групп» («Село Зеленое») с 22,9 млрд руб.
В Danone отказались от комментария, в PepsiCo переадресовали вопросы в Союзмолоко, представители «Ренны» и «Комос Групп» на запрос РБК не ответили. При этом источник в одной из компаний признал, что «предпосылки для роста цен на молочную продукцию в этом году уже есть».
Другие опрошенные РБК участники рынка уже повышали цены или также готовятся это сделать. Компания «А-Молоко», которая продает свою продукцию через так называемые молокоматы, еще в начале 2021 года подняла цены на 10% по сравнению с показателями конца 2020 года, в скором времени они вновь повысятся пределах 5–7%, рассказал руководитель проекта Иван Соломаха.
Компания «Рузское молоко» три года «вообще не поднимала цены, но в этом году есть объективные причины подъема цен», указывает Анна Бойко-Великая, заместитель гендиректора по коммуникациям АО «Рузское молоко». «К сожалению, в скором времени нам тоже придется пойти на эту меру, так как затраты сильно выросли и продолжают расти», — констатирует собеседница РБК. Значительный рост себестоимости производства молока не компенсируется увеличением отпускной цены, следовательно, подорожание молока «в какой-то мере возможно», согласен Андрей Недужко, гендиректор агрохолдинга «Степь» (входит в АФК «Система»).
«Эконива», которая является крупнейшим производителем сырого молока, но также выпускает и готовую продукцию, в этом году не поднимала цены на молоко и кефир, но сделала это для более маржинальных продуктов, например йогуртов, указывает президент агрохолдинга Штефан Дюрр.
Сколько сейчас стоит молоко
Молоко входит в утвержденный правительством перечень социально значимых продуктов. Государство следит за динамикой цен на него: если за последние 30 дней какой-то продукт из этого списка подорожал минимум на 30%, Минэкономразвития может зафиксировать для него предельную цену сроком на 90 дней. С января по май 2021 года средняя цена за 1 л питьевого молока в рознице выросла всего на 1% по сравнению с тем же периодом 2020 года, составив 59,2 руб., свидетельствуют данные Росстата. Для сравнения за этот же период цена на сахар, например, выросла почти на 48%, 1 кг картофеля — на 49%, моркови — на 44%, гречки — на 31%.
РБК направил запросы в торговые сети X5 Retail Group (магазины «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), «Магнит», «Ленту», «Ашан», а также в Ассоциацию компаний розничной торговли. В пресс-службе «ВкусВилл» от комментариев отказались. Никаких массовых запросов торговым сетям от поставщиков молочных продуктов по изменению цен пока не поступало, утверждает источник РБК на рынке ретейла.
Что влияет на цену молока
Молочная отрасль за последние полтора года столкнулась с резким снижением доходности как в производстве, так и в переработке, объясняет Артем Белов. По его оценке, себестоимость в производстве выросла на 18%, в переработке — на 6–8%, при этом цены в рознице «фактически не росли последние полтора года».
У производителей, как утверждают в Союзмолоке, увеличились практически все издержки: стоимость гофрокартона выросла на 60%, упаковка подорожала на 20–40%, выросли затраты на удобрения, топливо и электроэнергию. Такая ситуация, по словам Белова, безусловно, «создает риски для доходности и инвестпривлекательности сектора, и компании будут стараться постепенно компенсировать рост затрат». Параметры такой компенсации будут обсуждаться с торговыми сетями, добавляют в Союзмолоке.
Затраты производителей растут по всей цепочке — от стоимости сырья и кормов до упаковки конечной продукции, признает и Лосев. По его словам, стоимость сырого молока за год увеличилась на 9–10%, продолжает расти стоимость горюче-смазочных материалов и ветеринарных препаратов, к падению доходности привело также введение обязательной маркировки молочной продукции с 1 июня.
Если в 2020 году себестоимость 1 л сырого молока составляла около 31 руб., то в этом году — уже 35 руб., говорит Соломаха. Существенная часть себестоимости производства молока — это расходы на корма, добавляет Недужко. За последний год цены, по его словам, серьезно выросли по всем основным позициям — например, стоимость белковых и энергетических кормов выросла более чем на 80%, витамины подорожали на 60% по сравнению с прошлым годом.
Отпускные цены на сырое молоко и продукты переработки сохраняются на стабильном уровне, настаивает представитель Минсельхоза, признавая при этом, что затраты на производство сырого молока в этом году действительно увеличились. Причиной этому в министерстве называют прежде всего подорожание кормов, на которое приходится 45% в структуре себестоимости молочной продукции. Для поддержки молочных предприятий правительство приняло комплекс мер, уверяет представитель Минсельхоза.