По чем сейчас черника
Наш корреспондент проверила, сколько можно заработать на чернике
Ягода и выгода
Ищем проводника
Самые, пожалуй, ягодные места на Витебщине — это лепельские леса. Красивые хвойные, граничащие с Березинским заповедником. Настоящий рай для любителей лесной ягоды. И для заготовителей, конечно, тоже. Но идти в незнакомую чащу без сопровождающего было бы слишком легкомысленно. С начала июля, кстати, в Витебской области спасателям уже приходилось принимать участие в поисках девяти заблудившихся в лесу грибников и ягодников. Некоторым из них после экстремального путешествия даже понадобилась помощь медиков.
Это только с трассы кажется, что в лесу тихо и одиноко. На часах семь утра, а тут настоящее столпотворение. Вот справа за кустарником женский крик: «Васька, ты почему вместо ведра банку взял? Опять лодырничать собираешься?!» Но неведомый нам Василий где-то, видно, затаился. А может, уснул. Спать, честно говоря, хочется. Несмотря на росу, успевшую слегка промочить мои ноги в кроссовках (легкомысленный, конечно, выбор).
— Какое спать? — удивляется Настя. — Настоящие ягодники часов с пяти — шести утра в лесу. Скоро уже домой будут собираться. Ведь в жару собирать ягоды намного сложнее, чем сразу после рассвета, по холодку.
Да, все эти хитрости я когда-то в детстве знала, но, честно говоря, в лес за черникой сама лично не ходила уже лет дцать как. Чувствую себя дилетантом. Тормозим у красивой полянки с зарослями черничника. От вида россыпи крупной иссиня-черной ягоды в душе и руках вдруг просыпается азарт.
Без права на отдых
Мой проводник смеется: хватит с меня на первый раз. И признается: если бы не я, она бы уже пол-леса обежала и собрала примерно раза в два больше. Я охотно верю и даже не пытаюсь спорить, лишь бы побыстрее добраться до машины и вытянуть ноги.
Итак, мы уставшие, но довольные. Ведерки полные. Кусачую летающую живность оставляем искать других жертв. Ура! Кромка леса позади. Остается лишь продать вырученное и проанализировать прибыльность нашей сегодняшней лесной экспедиции.
Мини-рынок не ждет
Пенсионерка Лидия Николаевна подтверждает это предположение:
Конечно же, конкуренции дамы не рады. Но тем не менее слегка подвигаются на своем прилавке: может, новичкам повезет. И им заодно: вдруг привлекут покупателей?
Увы. Мы оказываемся не особо счастливыми. За час притормозила только одна машина. Черника пассажиров не интересовала — купили на дорожку крыжовника у нашей соседки.
— Может, дорого просим? — шепчу на ухо Насте.
Девушка улыбается: а у кого просим? Покупателей-то нет…
Ирина Воропаева начинает нам сочувствовать:
— Девчата, вы же до конца дня, как мы, здесь стоять не будете? Попробуйте отсыпать из ведра баночку — у вас все равно оно с горкой. В розницу проще продать. И цену мы иногда к вечеру снижаем до 3 рублей за литр — все зависит от спроса.
Пробуем. Вовремя. Рядом тормозит темная «Мазда». В машине двое детишек с родителями. Литр черники уходит за 4 рубля.
Оптом проще
По словам начальника отдела заготовок Лепельского филиала Витебского облпо Виктора Аверьянова, в целом в Латвии и Литве готовы принять от лепельчан 50 тонн замороженной ягоды. Кроме того, часть продукции идет в местный общепит, ее с удовольствием заказывают для детишек в детском реабилитационном центре «Жемчужина». Конкуренция, правда, солидная. Лепельские предприниматели тоже активно занимаются закупками. Хотя и цены с ними одинаковые. Тем не менее в планах райпо — выполнить все заказы. Кстати, в прошлом году у населения было закуплено в два раза меньше черники.
Они, оказывается, есть. На городском рынке стоят два «микрика» — тут заготовку ягод ведут местные предприниматели. Знакомимся с представителем одного из них: Елена Пытько признается — занимается скупкой лесных даров уже лет 20.
— В нынешнем сезоне черники очень много, — отмечает собеседница. — Знаю, что многие люди специально берут отпуска, чтобы подзаработать. Выходят в лес семьями. Сбор комбайном мы не приветствуем. Если так ягоду скупаем по 3,7 рубля за килограмм, то после механической грязной сборки ее цена снижается до 3,2 рубля. Сколько можно собрать максимально? Это зависит от мастерства. У нас есть постоянные клиенты, которые приносят по 8—10 ведер в день. Да, знают хорошие места, собирают семьей из 3—4 человек. Вот смотрите, две девушки прислали фото, сейчас привезут, — Елена показывает снимок в «Вайбере», где запечатлен собранный в лесу урожай: количество ведер устанешь считать.
Пока решение не созрело, расспрашиваю о транзитном черничном предпринимательском пути. Елена Пытько рассказывает: ежедневно закупают не менее 400 килограммов ягоды. И сразу же отправляют ее в Москву. Со всеми необходимыми накладными и фитосанитарными сертификатами. Через границу скоропортящийся товар, говорит, пропускают в основном без проблем. На рынке агрокластера «Фуд Сити», что на Калужском шоссе, есть свои продавцы. Они и реализуют ягоду москвичам. По какой цене? Это, конечно, коммерческая тайна. Но не секрет, что цена плавающая. В зависимости от времени суток, состояния ягоды, ее количества. В любом случае дело выгодное. Иначе не занимались бы им десятки людей.
Да-да, по словам заместителя председателя Лепельского райисполкома Оксаны Терешковой, закупку сельхозпродукции и сырья в районе официально осуществляют около 30 индивидуальных предпринимателей и более 10 юридических лиц. С каждым годом их количество растет.
Чем дальше, тем дороже
Прощаемся с милой Настей, и я еду в Витебск. Вместе со своим ведерком. Но прежде чем заняться реализацией ягоды, решаю просчитать все за и против. Провести разведку на месте.
Время к вечеру — самый разгар торговли для людей, вернувшихся из леса. Иду на Чкаловский рынок. Меня интересуют цены. Сразу замечаю: черники сегодня немного. Или распродали, или предложений было маловато в целом. Стоимость — от 5 до 6 рублей за литр! Вот те на… Вчера, кстати, была по 4 крупная, сегодня по 6 — маленькая. Как в анекдоте. Самый высокий ценник — у плотного мужчины в расцвете лет. Где собирал? Под Лепелем. О-о, знакомые места.
— А сколько по весу в вашей литровой баночке? — щепетильно подхожу к главному вопросу.
Путем несложных математических расчетов на основе уже полученной и проверенной лично исходной информации делаю нехитрые выводы. Итак, человек со средними возможностями без проблем может собрать в день как минимум 10 литров черники. Это, по информации скупщиков, 7—8 килограммов. То есть продать оптом ведро сейчас реально примерно за 30 рублей. За месяц в сезон можно заработать около 900 рублей.
Путь поэффективнее — вывезти ягоду подальше, в крупный город, и продавать экономичными баночками без горки. Тут за 10 литров можно получить вдвое больше — 60 рублей.
А что я сделала со своей ягодой? Половину просто съела, а остальное отправила в холодильник. Решила, что ароматные живые витамины дороже суеты, связанной с их продажей. Кстати, одна упаковка незаменимого для глаз витаминного препарата, изготовленного по подобию полезности черники (с натуральным содержанием вы нигде не найдете), в наших аптеках стоит 25—30 рублей.
Оксана СКИНДЕР, начальник управления заготовок Белкоопсоюза:
— В целом по стране нашими организациями уже заготовлено около тысячи тонн черники. Пока мы ее на экспорт не продаем: перерабатываем, реализуем в свежем виде и подвергаем шоковой заморозке для последующей отправки за рубеж. Сезон в этом году наступил позже примерно на 12—14 дней. Наиболее активно заготовку ведут кооператоры Брестской, Могилевской и Минской областей.
Виктор ШУЛЯК, заместитель председателя правления Витебского облпотребсоюза:
— Заготовку черники сейчас ведут все районы Витебской области. Впереди Лепельский и Поставский. На 20 июля уже закуплено около 60 тонн ягоды. Это примерно в 2,2 раза больше прошлогоднего. Основной коридор поставок — страны Прибалтики, Польша, Германия. Предлагаемая нами цена сборщикам варьируется от 3,5 до 4 рублей за кило — в зависимости от урожайности, количества предложений и существующей на местах конкуренции. Кроме экспорта, планируем полностью обеспечить собственные нужды всех наших предприятий.
С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ТЕЛА
Ученые утверждают: черника поистине бесценна по своим свойствам. Она богата всевозможными витаминами и микроэлементами. Например, по содержанию марганца ей вообще нет равных среди растений. Каротин, витамины группы В, витамины С и РР, железо, медь, калий, фосфор, цинк, а также щавелевая, лимонная, яблочная, молочная, хинная, янтарная кислота и многое другое. Этот уникальный состав помогает при множестве желудочно-кишечных и мочеполовых заболеваний, воспалительных болезнях горла и рта, снижает риск возникновения сердечно-сосудистых проблем, пагубно действует на возбудителей дизентерии и брюшного тифа, укрепляет иммунитет, помогает при сахарном диабете. Ягода незаменима для глаз — способствует обновлению сетчатки, улучшает кровообращение в мелких сосудах. А еще улучшает память и умственные способности, помогает сохранить мозг молодым и избежать болезни Альцгеймера.
Закупочная цена на чернику в этом году выше, чем в прошлом сезоне, получится ли на ягоде заработать?
Черники меньше, но она дороже
В белорусских лесах созрела черника. Но прогнозы на урожай и возможность на ней заработать заготовители и сборщики делают осторожные. Ягода, мол, в этом году не везде уродила. Но тем не менее расположенные в урожайных зонах деревушки с утра словно вымирают. Сельчане, вооружившись лукошками, ведрами и гребенками, отправляются в лес. Для многих это основной источник заработка летом, для других — хорошая возможность пополнить семейный бюджет. Корреспонденты «СГ» выяснили, как в зависимости от региона меняется цена на ягоду.
Из леса прямо.
На сельхозрынке в Берестовице — все, чем богаты здешние поля и леса. Еще продают клубнику, есть картофель, зелень. На днях места в ряду заняли сборщики черники. За ягодой выстраиваются очереди — за день расходится все, что сумели собрать поутру. Век черники на Берестовиччине недолгий. Район малолесистый, именно поэтому на нее всегда повышенный спрос. Но и дефицита не бывает, ведь потребность закрывают торговые точки Берестовицкого райпо.
— Сезон только начался, пока заготовили около 6 тысяч тонн черники. Как правило, наши заготовители отправляются в районы Брестской области, урожай, собранный в тех лесах, — основной источник заготовки. Стараемся максимально выложиться, ведь сезон черники, как правило, только в июле. Закупаем ягоду по 4 рубля 70 копеек за кило, — дает расклад директор Берестовицкого филиала Гродненского областного потребительского общества Валентина Парманчук.
Редкий случай, если у палатки райпо нет покупателей. Цены на чернику несколько ниже, чем у частников, — 5 рублей 70 копеек. Но стартовая цена на нее выше, чем в 2020-м, когда в начале сезона просили за кило 3 рубля. В этом нижний порог 4,5—4,7 рубля. С чем связано? Со спросом. Пока частные организации не активизировали скупку, цена будет держаться на этом уровне. Как только они включатся в работу, наверняка подскочит.
. на заготпункт.
Если в районах торговля черникой еще раскачивается, то на рынке в Гродно ягоду продают ведрами. Цена за литр — от 6 рублей 80 копеек. Такую держит заготовитель — филиал «Центральный рынок» Гродненского облпотребобщества. Закупочная выше, чем в районах, — 5 рублей 80 копеек. Заготовленная ягода долго не стоит, сразу продается в розницу. Покупатель это знает, поэтому и голосует рублем. Цена тоже привлекает, ведь частники продают дороже, за 700 грамм — 7 рублей.
Лельчицкий район называют черничной столицей, а жителей Тонежского сельсовета — одними из самых активных ягодников. Традиционный распорядок дня летом в деревне Тонеж почти в каждом доме такой: в 4 утра подъем, в 5 — уже в лесу, к 10 сельчане возвращаются по домам — жарко. Ягоды в такую погоду собирать нет мочи. По словам местной жительницы Надежды Дриневской, в этом году на чернику неурожай:
— В прошлом году ягоды было больше, цена на нее стартовала с 2,5 рубля — потолок был 5. В этом сезон только начался, а цена уже 5 рублей. Думаю, еще вырастет. Заготовителей-то много, только в одном Тонеже девять точек. Ягода уродила только там, где болота, а на открытых проталинах ее немного.
В день самые трудолюбивые ягодники собирают в среднем по 10—15 килограммов, в прошлом году — около 50. Разницу чувствуют и приемщики. В Тонеже в среднем один заготовитель принимает 150—200 килограммов, значительно меньше, чем в минувшем сезоне. Но ягодка хоть и мелкая, для местных жителей значит много. Говорят, в сезон заработать можно около тысячи долларов, а то и больше.
За «черное золото» разворачивается конкуренция между частниками-заготовителями и местным райпо.
— Цены на ягоду могут меняться по 2—3 раза в день. В пятницу принимали по 5 рублей 30 копеек. На урожай повлияла погода. В мае — июне ягоды на кустах было много, но из-за жары осыпалась, да и мелковата, — делится наблюдениями начальник отдела производства, заготовок и ВЭД Лельчицкого райпо Елена Кудин.
В Петриковском районе другие цифры — приемщики в день собирают до 500 килограммов. Сезон продлится еще две-три недели. Небольшая разбежка в закупочных ценах, надеются кооператоры и скупщики, позволит всем неплохо на ягоде заработать.
Похожая ситуация сложилась в Брестской области. Еще в мае у тех, кто занимается сбором ягоды каждый год, были опасения насчет урожая. В некоторых регионах, например в лунинецких лесах, они оправдались. Черника выросла мелкая, да ее и негусто. В агрогородке Радостово Дрогичинского района, куда мы наведались, местные жители на урожай не нарекают. Говорят, что бывали годы похуже — дикоросы все равно собирали. Кроме райпо, заготовкой черники в Радостово занимаются сами сельчане. Татьяна Федюкович раньше работала продавцом в магазине, выучилась на бухгалтера. Сейчас в отпуске по уходу за ребенком. Оформив необходимые документы, закупает у людей ягоды:
— Мы и сами показываем пример в сборе черники. В лес ходим всей семьей. Для домашнего бюджета это хорошее подспорье. Построили дом, благоустраиваем двор, ставим забор. Детей в школу скоро пора собирать. Как говорится, каждая копейка на счету. А на ягодах можно сотню рублей за день заработать, если постараться.
За килограмм черники в Радостово сейчас можно выручить 5 рублей 20 копеек. Если она очищена от листьев и другого мусора, цена увеличивается до 6 рублей за кило. Возможностью получить дополнительный заработок пользуются многие сельчане. К Федюковичам чернику везут из Радостово, Горавицы, Сварыни и других деревень. Урожай доставляют также из соседнего Кобринского района. Пенсионеры из Повити и других населенных пунктов садятся в маршрутное такси, курсирующее здесь регулярно. Пока микроавтобус отправляется в обратный рейс, ягоды успевают сдать.
В нынешнем сезоне черники меньше, но стоит она дороже. Из-за аномальной жары, установившейся в последние дни, сбор ягоды в окрестностях Радостово — на самом юге Брестской области — продлится еще около недели. Сейчас, по словам сельчан, черника самая сладкая, но с каждым днем становится все мягче. Сухая погода может повлиять на то, что скоро введут запрет на посещение лесов. В конце июня в большинстве регионов области он действовал. Правда, после прошедших обильных дождей был отменен. Теперь от осадков почти не осталось следа, а столбик термометра уверенно ползет вверх.
Самые черничные места на Брестчине — Ганцевичский, Ивацевичский, Пинский районы. Крупные ресурсные зоны для заготовителей есть также в Ивановском и Дрогичинском. Предприятия Брестского облпотребсоюза к ягодному сезону подготовились заранее. Накопили тару, привлекли к работе стационарные и сезонные заготпункты.
Первый заместитель председателя правления Брестского областного союза потребительских обществ Алексей Макаревич отметил, что к активной заготовке ягод приступили все предприятия потребкооперации:
— Закуплено свыше 50 тонн черники. Средняя цена в нынешнем году составляет 5—6 рублей. Мы готовы принять у населения весь собранный урожай. Его будем реализовывать в своих торговых точках, поставлять на перерабатывающие предприятия, а также отправлять на экспорт. В прошлом году организации потребкооперации Брестской области заготовили 560 тонн черники. Сейчас она созрела позже, и жаркое лето негативно сказывается на урожае. Однако с каждым днем объемы заготовок растут.
КОМПЕТЕНТНО
Начальник управления заготовок Белкоопсоюза Оксана СКИНДЕР:
— В 2021 году заготовительные организации потребительской кооперации планируют закупить около 70 тысяч тонн плодов и ягод. Заготовка дикорастущей ягоды только началась, к ней приступили все структурные подразделения Белкоопсоюза. Организации потребкооперации не монополисты на рынке, закупки ведут перерабатывающие предприятия и субъекты хозяйствования разных форм собственности. Благодаря этому закупочные цены формируются под влиянием предложений и спроса.
Фото БЕЛТА и Геннадия ПОПЛАВСКОГО.
Ягоды растут
Александр Самохвалов: «Соотношение импорта и экспорта прежде всего зависит от ценообразования. Внутренний рынок сформировался, и зачастую ягоды в России продаются дороже, чем в Скандинавии. Поэтому к экспорту необязательно стремиться — он может быть финансово неуспешным»
Компания «Ягоды Карелии», специализирующаяся на закупках дикорастущих ягод и грибов у населения и поставке продуктов их переработки производителям и торговым сетям в России и за рубежом, за пять лет увеличила свою долю на рынке с 50 до 70% при росте в объемах на 20–30% ежегодно. Параллельно продолжая диверсифицировать свой бизнес через управление коммерческой недвижимостью, хлебопекарный и рыбный бизнес. О специфике бизнеса на дикоросах и развитии компании в масштабах моногорода с населением 30 тыс. человек в 500 км по трассе от республиканского центра рассказывает управляющий директор компании «Ягоды Карелии» Александр Самохвалов.
— Ранее мы встречались на производстве в Костомукше в 2013 году (см. «Ягодка по ягодке», «Эксперт Северо-Запад» № 41 (638), октябрь 2013 года. — «Эксперт С-З»). Расскажите, как развивается компания?
— В том году мы как раз переезжали на новый большой завод за городом, были в процессе обустройства — выстраивали работу в цехах, отрабатывали технологии, расширяли морозильные камеры. Все это время продолжали модернизацию производства, в том числе обновили линии, улучшили очистку и сортировку ягод — сейчас таких линий уже две, а также строили новые заводы. Развиваемся и на кредитные, и на свои средства.
За последние пять-шесть лет мы вдвое выросли в объемах: сейчас перерабатываем 9–10 тыс. тонн ягод ежегодно. Нам соответственно пришлось вырасти и в закупках. Раньше мы покупали в Карелии и в незначительных объемах в других областях. Сейчас работаем по всему Северо-Западу и вышли в другие регионы. Мы не только скупаем все дикоросы в Карелии, но охватили и всю Мурманскую область — наши закупщики работают здесь в каждом населенном пункте. К нам поступает около 70% ягод из всей Псковской области, мы активно закупаем в Новгородской, Ленинградской, Архангельской областях, в Республике Коми. Есть заготовители в Кировской области и на Алтае. Суммарно у нас 42 закупщика по России, около 700 пунктов приема сырья у населения и более 25 «холодильников», больших и маленьких. Также мы строим собственные общежития для сборщиков.
— Как меняется рынок и ваша доля?
— В обороте мы растем на 20–25% в год. Но отмечу, что в последние годы мы росли в том числе за счет того, что наш главный конкурент — компания «Вологодская ягода» — по целому ряду причин стагнировал, постепенно теряя оборот и «вылетая» из торговых сетей, теряя оптовые контракты, на протяжении двух лет практически не закупая сырье. Мы на этом фоне набрали обороты и в закупках, и в продажах. Наши доли российского рынка изменились: от соотношения «Ягоды Карелии» — «Вологодская ягода» 45 на 50% весы качались в ту или иную сторону, мы перешли, по нашим оценкам, к 70% — на 5% в нашу пользу. При этом на рынке образовались и подросли другие игроки — маленькие региональные компании в Сибири, Тюмени и других регионов — у них суммарно уже около 25% рынка.
— Какова структура сбыта? Насколько растут объемы и география поставок?
— Во-первых, мы продаем в розницу. Начиная просто с ягод до натуральных соков, морсов, нектаров и сиропов, в их составе только два компонента в различных соотношениях — ягоды и сахар.
Вообще, у нас очень быстро растут продажи по клюкве в сахарной пудре. Мы не только придумали хорошую технологию, а это очень сложный продукт для масштабного производства, но сейчас сделали новую упаковку. Это очень нишевый товар. Но он всем нравится. И это сугубо русский продукт, клюква — наша национальная ягода, нигде в мире такого не купишь. Хороший потенциал в опте и экспорте. Сейчас «Ягоды Карелии» на первом месте в России по объемам продаж клюквы в сахарной пудре, растем и планируем еще вырасти.
С запуском фабрики по сублимации (щадящая консервация методом вымораживания с сохранением межклеточной структуры. — «Эксперт С-З»)
мы начали поставлять ягодное сырье в виде порошков, кусочков, целых сушеных ягод крупным производствам с мировым именем. Это кондитеры, изготовители сухих завтраков и мюсли, шоколада, производители чая — сфера применения очень обширна. И отечественные компании, и локализованные в России производства мировых гигантов, а также их заводы за рубежом. Оптовых клиентов становится все больше, опт — это 85–90% наших продаж в индустрию.
Соотношение импорта и экспорта прежде всего зависит от ценообразования. Зачастую ягоды в России дороже, чем в Скандинавии, поэтому мы не всегда финансово успешны в экспорте. Но так как в России в принципе уже сформировался достаточно высокий спрос на дикорастущие ягоды, то около 70% всей продукции мы продаем именно внутри страны. Доля экспорта, соответственно, 30%. Главные позиции — морошка, брусника и черника. По морошке «Ягоды Карелии» — мировой лидер, мы собираем и продаем 99% морошки в России и до 70–80% от всего мирового рынка. Основной рынок ее потребления и спрос в Скандинавии — Норвегии, Финляндии, Швеции, немного в Дании, в России его практически нет. Но нам повезло: морошка в основном только у нас и растет.
Черника. Мы самый крупный ее поставщик из России, но, конечно, финны и шведы значительно крупнее нас в объемах заготовки. Почти весь экспорт черники идет в страны Азии. Сфера не пищевая — фармацевтика. Мы собираем именно северную лесную чернику: в отличие от садовой голубики, у нее черная не только кожура, но и мякоть. И максимальное содержание антоцианов — антиоксидантов, которые благоприятно действуют на сосуды сетчатки и улучшают зрение. В этом году мы поставили чернику и на одно итальянское производство, которое также делает экстракты для фармацевтики.
Главный спрос на бруснику в Швеции, немного в Финляндии. Именно мы — самый крупный поставщик брусники в IKEA для их легендарного джема к фрикаделькам. IKEA просто не может не продавать брусничный джем, им все равно, сколько сырье стоит на рынке. В этом и в прошлом году цены поставок впервые достигли уровня 4–5 евро за килограмм — это абсолютный рекорд, всегда было около 2 евро. Да, вдвое дороже, но от брусники в Швеции никто не откажется.
— Как вы расширяете ассортимент?
— Добавляем новые продукты: в опте, например, это сублиматы. Постепенно увеличиваем линейку розничных продуктов: запустили таблетки и порошки для аптек. Из планов: мед с ягодными порошками, медово-ягодные конфетки, мороженое из ягодного смузи. Но здесь, в рознице, мы пока не так успешны. Это напрямую связано с тем, что наша продукция дороже среднерыночных цен. В нашем джеме 60% ягод и 40% сахара, а в обычных российских джемах на полках супермаркетов 5–10–25% ягод, а остальное — сахар, но также глюкозно-фруктозный сироп, пектин, и т. д. Также и в напитках мы разительно отличаемся по качеству от стандартных соков в коробках, но и цена соответствует качеству. Ежедневно «Ягоды Карелии» на полке в каждом «магазине у дома» не увидишь. При этом рост розницы — наша стратегическая цель. Причин много, в том числе и из-за более высокой маржинальности. Но сейчас мы прирастаем главным образом именно в опте. У нас и ягод так много, что без опта мы не смогли бы расти. Но долю розницы все равно будем поднимать хотя бы до 30%.
— Урожай 2019 года удался?
Если брать Cевер, то черники в Карелии и Мурманске в этом году было крайне мало. Совсем было мало вороники. И было немного, ниже среднего, но достаточно, брусники. Но в Пскове, Новгороде, Ленинградской области было много черники, необычно много брусники и сейчас идет очень хороший урожай клюквы. Так, благодаря нашей широкой географии по регионам, мы всегда компенсируем объемы.
— Кто они, ваши поставщики — сборщики ягод и грибов?
— И количество, и качество сборщиков постепенно меняется. Раньше мы лишь примерно оценивали, сколько это людей, их было тысяч 30. Сейчас их около 100 тыс. человек: мы закупаем напрямую у населения, ведем четкую статистику — все сборщики становятся членами нашего кооператива.
Раньше все наши конкуренты в Финляндии жили на сырье из России. Но если сейчас сравнить закупочные цены у нас и в Финляндии и Швеции, то мы платим практически вдвое больше. Поэтому финны вынуждены привозить на сезон до 2,5 тыс. сборщиков ягод, шведы — 4,5–6 тыс. Главным образом из Таиланда, 2–5% приезжают с Украины, СНГ.
Мы тоже развиваем эту практику, хотим, чтобы к нам в Карелию приезжали до 2 тыс. человек. Начали с общежития в Костомукше, сейчас строим такие же объекты в других населенных пунктах и регионах, будем каждый год их увеличивать. Уже четыре года к нам на условиях с проживанием приезжают люди на сбор ягод. В первый год это были 23 человека, во второй — более 40, потом более 100. В этом году более 300 человек приехали в Костомукшу из разных регионов России. Из Тувы, Ростова, Новосибирска. Работники живут у нас, арендуют автомобили, разные «Лады». Мы их снабжаем всем необходимым: сапогами, устройствами для сбора ягод, ведрами и ящиками, картами, оказываем им помощь, если что-то случается, например, если они потерялись или машина застряла. Они собирают ягоды и привозят к нам на предприятие.
К 2020 году мы сможем принимать только в Костомукше до 800 человек. Процесс идет постепенно: мы одновременно строимся и расширяемся, ищем сборщиков, работает сарафанное радио — это комбинация факторов, но мы наращиваем эту программу. Нас все устраивает: и показатели хорошие, и сборщики довольны.
Наши сборщики — это ровно 50/50 женщины и мужчины в возрасте 35–47 лет. Есть две категории. Первая, большинство, это те, кто не боится физического труда и привычен к нему, кто уже проводил время, работая на земле, на грядках, такой труд для них нормален. Это наши главные сборщики. Как наш постоянный сборщик Ирина, которая работает технологом на мясном комбинате в Ярославле и приезжает в Карелию с двумя-тремя подругами. Они зарабатывают деньги, здесь на свежем воздухе у них своего рода лесная «детокс-программа», они становятся стройными и уезжают домой.
Но иногда приезжают люди творческие, например художник из Петербурга, он ходил, смотрел на деревья, каким цветом окрашена листва. Но он не сборщик, он романтик. Зарабатывал только на еду, но у него и не было другой цели.
— Сколько может заработать сборщик на ягодах за сезон?
— Заработок зависит от очень многих факторов. От объемов сбора конкретного человека, от урожайности и востребованности сорта ягод в данный сезон. Но так или иначе это больше, чем на обычной работе, в разы. Закупочная цена, в свою очередь, также зависит от множества факторов, например, от остатка ягод с прошлого года у нас и у наших конкурентов в той же Швеции.
В этом году урожай черники в Костомукше и в округе был достаточно слабый. И в августе на чернике сборщики зарабатывали совсем мало, около 500 рублей в день. А потом началась брусника, и заработок вырос до 10 тыс. рублей в день, и даже 12 и 13 тыс. Например, если брусники много, а собирать ее легко, то она стоит в закупке 100 рублей за килограмм. Но в этом году брусника была востребована, цена была очень высокой, 180 рублей за килограмм. Урожай не самый хороший, но ягод было достаточно, чтобы заработать много. И, например, наши гости из Тувы говорили, что они у себя столько в месяц не зарабатывают, сколько здесь за день.
Очень опытные сборщики всегда увозят около 400 тыс. рублей за сезон. За два месяца — 380–450 тыс., мы посмотрели. Даже несмотря на то что в последние три года были абсолютно разные урожаи разных видов ягод и абсолютно разные цены на них. Закупка ягод у населения — это не только бизнес. Во многих населенных пунктах в Карелии и других регионах вообще нет никакой другой работы, кроме этой. На деньги, которые мы платим за ягоды, большинство наших сборщиков и их семьи живут целый год.
Законодательные инициативы
— С 1 октября НДС на фрукты и ягоды отечественного производителя снижен до 10%. Как это повлияло на ваш бизнес?
— Пока никак. Как обычно у нас в России, объявить — объявили, но на практике еще ничего не работает, полная неразбериха. За прошедший месяц у нас был только один клиент, которому мы начали отгружать продукцию с НДС 10% в счетах-фактурах — требование исходило от самого контрагента, европейского концерна. А юристы всех остальных компаний написали, что оснований для этого пока нет, так как не приняты дополнительные документы, а дикорастущие ягоды вообще не факт что попадают под новое законодательство, и неясно, по каким именно товарам можно будет платить меньший налог. Как сообщал Минфин, проект с кодами фруктов и ягод, по которым будет применяться пониженная ставка НДС, еще разрабатывается. И пока обновленный перечень кодов не появится, безопаснее новую ставку не использовать. Так что мы продолжаем отгрузки с 20% НДС и пока находимся в неведении.
— Какие еще государственные решения обсуждают в отрасли?
— Всех волнует новый закон об органическом агропроизводстве. Но я уверен, что наши чиновники делают то, что работать вообще не будет. Во-первых, придумывается совершенно новый стандарт. Но это как заново изобретать велосипед. В России не только нет собственного опыта в «органике», но главное — нет собственного рынка, и еще очень долгое время не будет, мы нищие, у населения страны просто нет денег на эко-био-органик продукцию. За все годы работы у нас есть только один клиент в России — ритейлер «Гиперглобус», для которого мы поставляем продукты для СТМ. В других сетях, если и есть небольшая полка «органик», то на ней представлены в основном только импортные продукты.
Таким образом, внутреннего рынка у нас нет, но и на мировом наша продукция будет неконкурентна, наш стандарт никем не будет принят. Есть всего два всемирно признанных стандарта: EU Organic Европейского союза и стандарт американской национальной органической программы NOP Organic. А все внутренние сертификации, такие как Luomu в Финляндии или Krav в Швеции, всегда четко соответствуют или европейскому, или американскому стандарту. Но сейчас мы решили делать свой стандарт, который работать не будет. Мы потратим время, деньги, усилия. Но на нашем велосипеде с квадратными колесами никуда не уедем. Сама инициатива положительная, но следует взять за основу европейский стандарт и просто начать по нему сертификацию. Иначе для таких производителей, как мы, которые уже давно проходят сертификацию EU Organic, процесс сертификации станет и сложнее, и дольше, и дороже.
Во-вторых, что очень актуально для нас: в России все вообще забыли про дикорастущие ягоды, их сейчас нет в разрабатываемом стандарте. А мы, как я уже говорил, давно сертифицируемся как органик и экспортируем в 30 стран мира.
— Вы до сих пор рассчитываете только на себя или начали взаимодействовать с правительством Карелии?
— У нас в регионе, пожалуй, впервые за последние годы очень правильный губернатор с эффективной командой министров. Первое, что он сделал для бизнеса, — опустил задранные вдвое, например, в сравнении с соседними Вологдой и Мурманском, тарифы на электроэнергию. Это самая большая поддержка. Многие административные барьеры снимаются, решаются проблемы. Мы впервые в жизни общаемся и тесно взаимодействуем с региональными властями. Со стороны бизнеса стало легко и просто обратиться к любому министру и быстро, порой в выходной день, получить ответ на вопрос. Мы начали пользоваться и господдержкой. Для нашего нового предприятия в Беломорске — компании «Белое море» — мы вернули 30% стоимости нового оборудования по программе субсидирования, будем обращаться за субсидией на оборудование и по «Ягодам Карелии». Также для нас актуальна компенсация участия в международных выставках — мы уже ездили в Женеву, в начале декабря я поеду в бизнес-миссию в Израиль. Инструменты работают, мы будем ими пользоваться. Регион на глазах развивается.
Диверсификация в масштабах моногорода
— Ягодный бизнес — самый успешный проект из всех ваших предпринимательских начинаний в Костомукше. Пять лет назад холдинг объединял также пекарню, торговые и складские центры, проектно-строительную компанию, центр красоты, супермаркет мебели и товаров для дома. Какие направления сохранились, появились ли новые?
— Конечно, мы больше всего развиваемся в ягодном направлении. Строим новое отдельное производство ингредиентов из ягод. У нас по-прежнему работает пекарня в Костомукше, сейчас мы открываем еще одну в другом городе Карелии. Развиваем свою сеть пунктов продажи свежих продуктов, хлеба, молока и ягодной продукции. Сейчас сеть пока небольшая — 22 торговые точки, но вырастем, думаю, до 60. Это достаточно успешная прибыльная сфера, хоть и сложная. Также мы параллельно занимаемся строительством торговых помещений и сдаем их в аренду сетям, например, сейчас у нас строится два торговых центра. Так сложилось, что в отсутствие арендаторов нам самим приходилось открывать многие магазины в Костомукше — это мебельный супермаркет, магазины одежды и другие — они и сейчас работают.
— Как вы пришли в рыбный бизнес?
— Людям, которые занимаются для нас сезонной закупкой ягод, в принципе нечего делать в несезон. Они натолкнули нас на мысль, что на Белом море пропадает рыба. И действительно, года четыре назад мы начали покупать у них рыбу зимой — в более свободное для нас время от ягод. Белое море — единственное в регионе, замерзающее зимой. Традиционно местные жители выходят на подледный лов специальными мережами. Но здесь уже лет 15 не было никакой рыбохозяйственной деятельности по одной причине: рыбы в Белом море очень мало, и крупным рыбодобывающим компаниям тут делать нечего. Мы первые, кто начал что-то делать, но и другим места нет. Большие сложности со сбытом — беломорская сельдь мелкая и в себестоимости вылова явно дороже крупной атлантической и дальневосточной. Мы выкупили прибрежный холодильник, который раньше принадлежал «Карелрыбфлоту», начали потихоньку возрождать закупки у местных рыбаков, фасовать рыбу и поставлять в местные карельские торговые сети. И даже в рестораны Санкт-Петербурга и Москвы. Небольшие объемы, но для местных жителей это стабильная работа, и нет необходимости переезжать жить в другие города.