По чему бобслеист мчится 5 букв
Что нужно знать о бобслее. Ответы на главные вопросы о виде спорта
Бобслей — зимний олимпийский вид спорта, который предполагает скоростной спуск по ледяной трассе на управляемых санях, называемых бобами. Хотя сейчас бобслей получил большую популярность, в нем не так-то просто разобраться. Отвечаем на главные вопросы.
Вопрос первый: что особенного в санях для бобслея?
Почему боб так называется, внятного ответа нет, тем более что по форме эти сани больше напоминают сигару. Боб установлен на стальном шасси. Внутри сани оборудованы местами для сидения экипажа, там же находятся руль и рычаг тормоза. Еще у боба есть две пары полозьев, которые отличаются по функциям. Задняя пара неподвижна, за счет нее держится баланс, а передняя — наоборот: с ее помощью осуществляются маневры. Все стандартные бобы делятся на двухместные и четырехместные и, естественно, отличаются по весу и размерам. Еще есть монобобы, которые используются в соревнованиях молодежи, но назвать их стандартными нельзя по двум причинам — во-первых это относительно новый класс инвентаря, а во-вторых, они не принадлежат спортсменам, а предоставляются организаторами, более того, достаются участниками по случайному принципу, жребием.
Длина двухместного боба — 2,7 метра, ширина 0,67 метра, а масса его не может превышать 165 килограммов. При этом совокупный вес членов экипажа должен быть не более 200 килограммов. Для четырехместного боба это 3,8 метра, 0,67 метра, 230 и 400 килограммов соответственно. Средняя скорость саней для бобслея — 135 км/ч.
Вопрос второй: что представляет собой трасса?
Трасса для соревнований по бобслею — это извилистый ледяной желоб с железобетонным основанием, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Длина трассы обычно составляет от 1500 до 2000 метров. Обязательное требование — на ней должно быть не менее 15 виражей с минимальным радиусом 8 метров, причем перепад высот должен быть от 130 до 150 метров.
Для соревнований высокого уровня используют преимущественно искусственные трассы. Трасса естественного происхождения, на которой проводят крупные старты, осталась всего одна и находится в Санкт-Морице (Швейцария). Эта трасса была открыта больше века назад — в 1902 году. Считается, что именно там и тогда зародились бобслей и скелетон. А в 1927 году в Санкт-Морице состоялся первый в истории чемпионат мира по бобслею.
Трасса в Сигулде, на которой проходит ЧЕ, была построена в 1986 году и стала первой искусственной трассой в СССР. Строили ее для подготовки к Калгари-88, а место было выбрано во-многом благодаря сильным позициям прибалтов в сборной СССР.
Первая полноценная санно-бобслейная трасса в России открылась в 2012 году. Она была построена в ходе подготовки к проведению Олимпиады в Сочи в 2014-м. Официальное название объекта — Центр санного спорта «Санки». Спортивный комплекс находится в 60 километрах к северо-востоку от Сочи (недалеко от Красной Поляны). Вмещает комплекс 5000 зрителей. После Игр трасса стала использоваться в качестве тренировочного центра национальной команды. При этом «Санки» — не единственное в России место, где можно проводить сборы и соревнования. Так, в Московской области, в федеральном тренировочном центре «Парамоново», располагается еще один международный санно-бобслейный комплекс. Правда, сейчас он находится на реконструкции.
Вопрос третий: каковы основные правила бобслея?
Они относительно просты. Двигаясь со старта, команда должна максимально разогнать боб, держась за него одной рукой. Когда достигается максимальная скорость разгона, вся команда должна быстро вскочить в боб и занять в нем свои места. Летом, кстати, соревнования по бобслею включают в себя исключительно разгон. После посадки в боб спортсмены, в теории, могут меняться местами в нем во время движения, хотя на деле этого, конечно, не происходит, правило осталось от старых времен. Отсчет времени начинается с того момента, как только сани пересекут луч хронометра, расположенный после разгона. Разгоняющих выбирают обычно из физически сильных, мощных членов команды, на эти позиции приходит много легкоатлетов-спринтеров, тяжелоатлетов и вообще представителей скоростно-силовых видов спорта. В состязаниях по бобслею каждый экипаж совершает по четыре спуска, а побеждает тот, кто сделает это в суммарно кратчайшее время.
Помогает в этом особая экипировка. Обтягивающий костюм обладает компрессионным эффектом и снижает сопротивление воздуха. Забрало оснащено прослойкой из двойного пластика, чтобы не запотевало. На подошвах кроссовок — 680 маленьких шипов. Под костюм надевают специальную противоожоговую рубашку. Она спасает тело бобслеиста, когда его тащит по льду со скоростью свыше 100 километров в час. В таких условиях любая другая одежда загорелась бы.
Вопрос четвертый: что в бобслее — под строгим запретом?
Во-первых, в бобслее запрещено выступать без шлемов. Но это элементарная техника безопасности. В случае, если боб слетит с трассы, он может пролететь по непредсказуемой траектории, а спортсмены внутри него вряд ли сумеют избежать ударов, причем, что самое неприятное, — головой. Шлем, как и боб, изготавливается из карбона — высокопрочного материала. Но все-таки случаи травм в бобслее не такая уж и редкость, в интернете легко можно найти видео с перевернувшимися и даже вылетевшими с трассы бобами.
Во-вторых, нельзя иметь на шлемах и бобах несогласованную рекламу. Это уже вопрос спонсорских интересов и решается он с каждым спортсменом индивидуально.
В-третьих, нельзя искусственно нагревать полозья в бобе. Так сани быстрее разгоняются, а спортсмены показывают лучший результат. Правило это появилось не просто так. На Олимпиаде 2006 года в Турине сборную Германии обвинили в использовании запрещенных технологий, так как на их бобах были коньки якобы с подогревом. Доказать это не удалось. Сейчас полозья для всех сборных изготавливаются из стали, которая хранится на складе в Швейцарии. У каждого конька — свой серийный номер. Полозья при этом приходят в команды необработанными, то есть подготовку скользящей поверхности они должны делать самостоятельно.
«Разрешенный прием для механиков: увеличить скорость скольжения, изменив форму полозьев. 20 лет я экспериментировал с разными типами шлифовки, и вот теперь добился принципиально нового результата. Но своих секретов я не раскрою», — приводит слова механика сборной России по бобслею Йохана Валнера сайт «Первого канала».
Вопрос пятый: из какой страны самый титулованный бобслеист в истории?
В активе немцев Андре Ланге и Кевина Куске по четыре олимпийских золота — это абсолютный рекорд. Кроме того, Ланге — девятикратный чемпион мира и восьмикратный — Европы, а Куске восемь раз выигрывал первенство мира и шесть — континента. Несмотря на то, что победы на Олимпиадах они одержали, сидя в одном бобе, дальнейшие их карьеры сложились по-разному. Андре ушел из спорта по окончании сезона-2008/2009, а Кевин продолжил выступать до самого Пхенчхана-2018, где выиграл серебро в соревновании четверок.
По три золота Игр у соотечественников Ланге и Куске — Бернхарда Гермесхаузена и Майнхарда Немера, а список двукратных победителей Олимпиады довольно объемен. В нем сразу 11 спортсменов.
Как устроен бобслей
Несколько лет назад мне довелось попасть на олимпийскую бобслейную трассу в Турине. Коллегам с телевидения нужно было заснять с нескольких точек, как боб-«четверка» пролетает по трассе, и я вызвался помочь «подержать камеру». И вот я сижу на бетонном бортике, направляя объектив камеры выше по склону, туда, откуда слышится быстро нарастающий далекий рокот приближающегося спортивного снаряда.
Сидящий рядом начальник эксплуатации трассы протягивает руку и направляет камеру выше, еще выше — на верхнюю часть внешней стены ледяного желоба. И вовремя: через несколько секунд всего в метре от нас на сумасшедшей скорости с грохотом проносится что-то красное, напоминающее поезд, но только идущий по вертикальной стене.
Снаряд
Боб представляет собой закрытую углепластиковым обтекателем рамную конструкцию из двух соединенных шарнирно половинок. Шарнирное соединение дает возможность бобу проходить виражи, прижимаясь ко льду всеми четырьмя коньками. Рулевой трапеции, как в автомобиле, у боба нет, и поворотной является вся передняя часть. Пилот управляет с помощью рулевых тяг, причем это нужно делать очень точно и плавно — иначе есть риск потерять управление.
Подбор коньков под конкретные погодные условия, температуру, конфигурацию и состояние трассы — это целая наука: существуют коньки для льда, для снега, для более или менее крутых виражей и даже для различной развесовки боба или положения центра тяжести. Имеют значение профиль и геометрия коньков, твердость сплавов, методы закалки и обработки поверхности. Даже такие мелочи, как нагревание коньков во время спуска, могут сыграть свою роль. Это передний край спортивных технологий, и некоторые команды уделяют им огромное внимание: скажем, в немецкой команде научная группа состоит из сорока человек!
Эта «активная масса» позволяет более эффективно управлять бобом во время спуска — спортсмены могут переносить центр тяжести в нужную сторону на виражах, удерживая боб на трассе и заставляя проходить ее быстрее. В случае необходимости можно использовать небольшой балласт — для улучшения развесовки и ходовых качеств, но при этом пустой боб не должен весить менее 170 кг — иначе неизбежна дисквалификация.
Бывают и анекдотические случаи. «Когда мы с пилотом Александром Зубковым выступали в 2010 году в Ванкувере, взвесили боб накануне старта: 171 кг. Вроде все в порядке, но решили перестраховаться — прикрутили еще 700 г. На финише взвешиваемся — 170,5! А если бы без балласта поехали? На следующий день опять выступаем, вроде уже и запас есть, и тут интуиция подсказала: а давай-ка еще граммов 600 добавим. На финише взвешиваемся — опять 170,5! В общем, то ли наш боб весы невзлюбили, то ли он худел в знак солидарности с нами!» — смеется Алексей Воевода.
С толкача
Хотя боб движется вниз под действием гравитации, его сначала нужно как следует разогнать. Этап разгона — один из самых важных в бобслее. Как говорит Алексей Воевода, хороший разгон не означает победу, но плохой почти гарантирует поражение. Разгонная часть длится меньше пяти секунд, и каждая сотая доля секунды играет большую роль. На дистанции 50 м команда должна разогнать боб до скорости около 50 км/ч, да еще и сесть в него. Первым запрыгивает пилот, потом (в случае «четверки») по очереди «боковики», а последним — задний разгоняющий, или брейкмен, от английского слова brake (тормоз), поскольку именно задний разгоняющий дергает за тормозную гребенку после пересечения финишной линии, чтобы снизить скорость и остановиться.
Брейкмен должен запрыгнуть в самый последний момент и так, чтобы ни в коем случае не затормозить боб: это приведет к потере выходной скорости. Задача достаточно сложная: бывает, что боб «уезжает» без зазевавшегося заднего разгоняющего (что приводит к дисквалификации команды). «Четких критериев, когда именно наступает тот самый момент, когда дальше разгонять уже некуда и нужно запрыгивать, нет, — говорит Алексей Воевода. — Это должна подсказать интуиция в каждом конкретном заезде».
На спуске бобом управляет пилот, но это не значит, что остальная команда — просто пассажиры. Их задача — по договоренности с пилотом перемещать центр тяжести в проблемных виражах, удерживая боб на льду, не давая ему перевернуться (переворот не только автоматически ведет к поражению, но и чреват серьезными травмами — вся защитная экипировка бобслеиста состоит из шлема и тонкого комбинезона). Причем делать это приходится практически вслепую, подсчитывая повороты (трассу видит только пилот), в тесноте, ориентируясь на собственный опыт и вестибулярный аппарат, и при ускорениях, достигающих 6 g.
Сила и скорость
Существуют виды спорта, где решающую роль играет сила, и другие, где во главе стоит скорость. Бобслей же требует и того и другого: разгон должен быть быстрым и сильным. Среди бобслеистов множество представителей силовых видов спорта — борцов и штангистов. Алексей Воевода до начала своей карьеры в бобслее был многократным чемпионом мира и обладателем Кубка мира по армрестлингу.
По его собственным словам, сначала пришлось учиться правильно бегать. Зато сила и мышечная масса (около 111 кг) помогали ему разгонять боб. Впрочем, среди бобслеистов не меньше легкоатлетов, ведь разгон боба — не что иное, как спринт. «Причем силовой спринт, и с постоянным нарастанием темпа, — уточняет Алексей. — Профессиональные спринтеры привыкли быстро разгоняться и поддерживать постоянный темп, это хорошо для «боковиков».
А задний разгоняющий должен бежать с постоянным ускорением, хотя и на короткую дистанцию. Ему необходимо разогнать боб до очень высокой скорости — в конце разгонной эстакады он движется быстрее, чем знаменитый спринтер Усейн Болт!» К тому же важна не только скорость, но и длина шага: если спортсмены побегут «не в ногу», это тоже может сказаться на эффективности разгона.
Непременный атрибут бобслея — специальные шиповки, «бобслейки», с тремя сотнями коротких тонких иголочек в передней части подошвы. Такая конфигурация шипов меньше повреждает лед. Несмотря на то что после каждого заезда трассу проверяют и очищают, повреждения льда могут стать неприятным сюрпризом для спортсменов при разгоне в следующем заезде. Нежелательно и наличие снега на стартовой эстакаде — чтобы шипы легче очищались от снега и льда, спортсмены даже обрабатывают их смазкой типа WD40. Идеальная температура льда — чуть ниже нуля (-3°С), более холодный лед тяжело прокалывается шипами.
Для честной борьбы
Ну и конечно, очень многое зависит от бобслейной трассы. Еще несколько лет назад в России их просто не существовало, и спортсменам приходилось для тренировок ездить за границу — в Австрию или Швейцарию. Сейчас ситуация изменилась — у нас появились две трассы, в подмосковном Парамоново и в Сочи. «Причем сочинская на сегодняшний день если не лучшая в мире, то одна из лучших, — говорит Алексей Воевода. — Ее проектировали при активном участии канадца Терри Гудзовского, который считается самым опытным в мире специалистом по строительству санно-бобслейных трасс. В результате она получилась очень безопасной и комфортной — с закрытой от осадков стартовой эстакадой и ареной для разогрева спортсменов над треком. На этой трассе все будет определяться опытом и мастерством спортсменов — это будет честная, но острая борьба».