По дороге мы рассказывали что случилось с нами за лето

Дидактический материал «Предупреждение ошибок в предложении с деепричастным и причастным оборотом».

По дороге мы рассказывали что случилось с нами за лето. Смотреть фото По дороге мы рассказывали что случилось с нами за лето. Смотреть картинку По дороге мы рассказывали что случилось с нами за лето. Картинка про По дороге мы рассказывали что случилось с нами за лето. Фото По дороге мы рассказывали что случилось с нами за лето

Предупреждение ошибок в предложении с деепричастным и причастным оборотом.

1.Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

2.Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

2.Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

3.Человек с коротко волосами остриженными рассказывал, как всё случилось.

Человек, с коротко остриженными волосами, рассказывал, как всё случилось.

4. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

3. Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

5.Посвящённые стихотворения дружбе есть и в творческом наследии Пушкина.

Стихотворения, посвящённые дружбе, есть и в творческом наследии Пушкина

6. Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце.

Глядя на эту картину, мы невольно чувствуем грусть

7. Войдя в лес, солнце село.

Когда мы вошли в лес, солнце село.

8.Читая книгу, у сценариста тоже есть свое мнение.

Читая книгу, сценарист выражает своё мнение.

9. Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшие в существительные.

Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшими в существительные.

10. Сидя на берегу тихой речушки, хорошо думается о будущем.

Когда сидишь на берегу тихой речушки,

хорошо думается о будущем.

11.Постепенно отдалялся сиявший город в закатных лучах.

Постепенно отдалялся город, сиявший в закатных лучах.

12.Сравнение кажется вполне уместным, имея в виду художественное достоинство этого стихотворения.

Сравнение кажется вполне уместным, когда имеешь в виду художественное достоинство этого стихотворения.

13.Мы слышали только однообразное журчание бегущего ручейка по дну оврага.

Мы слышали только однообразное журчание бегущего по дну оврага ручейка.

14.Я смотрю на плывущие облака по небу и радуюсь жизни.

Я смотрю на плывущие по небу облака и радуюсь жизни.

15.Глядя из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника.

Когда глядишь из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника.

16. Очень низки результаты выполнения заданий, требующие работы с информацией.

Очень низки результаты выполнения заданий, требующих работы с информацией.

17.От снега стало скользко на тротуарах, падавшего крупными хлопьями.

От снега, падавшего крупными хлопьями, стало скользко на тротуарах.

18.Поступив работать, у меня оставалось мало времени.

Когда я поступил работать, у меня оставалось мало времени.

19. Деревня была нам знакома, раскинувшаяся на берегу реки.

Деревня, раскинувшаяся на берегу реки, была нам знакома.

20. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

Я чувствую ширь, взглянув на Волгу.

21.Взяв её под руку, они пошли вместе.

Взявшись за руки, они пошли вместе.

22.Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

23. Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.

Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся прямо против нас гору.

24. Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.

Прочитав эту роль, я рассмеялся.

25. Свирепствовавший ветер всю ночь срывал с деревьев сухие листья.

Ветер, свирепствовавший всю ночь, срывал с деревьев сухие листья.

26. Я не мог совладать с охваченным меня воспоминанием.

Я не мог совладать с захватившим меня воспоминанием

27.Посмотрев на деревце около дома, мне представилась весна.

Посмотрев на деревце около дома, я представила весну.

28. Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавшими в ногу.

Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавших в ногу.

29.Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытом хрустящей скатертью.

Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытым хрустящей скатертью.

30.Будучи ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы.

Когда я был ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы.

31.Учитывая типичные ошибки, подбираются тексты, содержащие трудные для учащихся части речи.

Учитывая типичные ошибки, учитель подбирает тексты, содержащие трудные для учащихся части речи.

32.Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе!

Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, испытываешь огромную радость!

Или: Когда идёшь по лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе!

33.Сплошь покрытая дорога выбоинами и кочками гудела под колёсами.

Сплошь покрытая выбоинами и кочками дорога гудела под колёсами.

34.Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских.

Взобравшись на крышу сарая, Павка хорошо видел сад Лещинских.

35. Думая о будущем, мне забывается прошлое.

Думая о будущем, я забываю прошлое.

36. Не вдаваясь в подробности, обращается внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член.

Не вдаваясь в подробности, нужно обратить внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член.

Источник

Синтаксические ошибки в речи учащихся

учитель русского языка

МАОУ гимназия «Мариинская»

Синтаксические ошибки в речи учащихся (материалы к спецкурсу по «Культуре речи»)

Синтаксическая норма – это правила построения словосочетаний и предложений. Типичные синтаксические ошибки в речи учащихся:

Употребление несогласованных приложений.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Ошибки в построении предложений с однородными членами.

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.

Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.

Ошибки в построении сложного предложения.

Смешение прямой и косвенной речи.

Имена прилагательные и причастия согласуются в роде, числе и падеже с определяемым именем существительным. Типичные ошибки:

1) Петя был младший сыном в семье Ростовых ( имя прилагательное не согласуется в Тв. п. с именем существительным – младшим сыном );

2) нужно обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом: Я знаком с группой ребят , серьёзно увлекающимися джазом (причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; определяемое слово к причастному обороту – группой (какой?) серьёзно увлекающейся джазом );

3) ошибки в грамматической форме определения при количественно-именном сочетании: при существительных мужского и среднего рода, зависящих от числительных два, три, четыре, определение ставится в форме именительного падежа множественного числа: два красивых платья, три спелых яблока, четыре сладких апельсина;

при существительных женского рода, зависящих от числительных два, три, четыре, определение ставится в форме именительного падежа множественного числа: две модные блузы, четыре спелые дыни.

Употребление несогласованных приложений

Нужно помнить, что названия книг, газет, журналов и т.п., заключённые в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об это писали в газете « Известия». Если нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: Об этом писали в «Известиях».

Приложения-прозвища не изменяются: у Всеволода Большое Гнездо.

Существительные – названия городов – согласуются в падеже с определяемым словом: в городе Таганроге, в городе Москве.

В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания – характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность );

Необходимо уметь правильно ставить вопрос к управляемому слову:

Заслуживать + сущ. Р.п.

Оскорбиться + сущ. Т.п.

Обидеться + на + сущ. В.п.

Пренебрегать + сущ. (мест.) Т.п.

Игнорировать + сущ. (мест). В.п.

Ограничить + сущ. В.п. + от + сущ. Р.п. +в + сущ. П.п.

Отличаться +от + сущ. Р.п. + в + сущ. П.п.

Различаться + сущ. Т.п.+ по + сущ. Д.п.

Заплатить + за + сущ. В.п.

Уплатить + за + сущ. В.п.+ сущ. В.п.

4) довольно часто в заданиях встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Наиболее распространенными являются следующие случаи:

а) сказуемое согласуется с подлежащим, а не с его приложением: Девушка- пилот умело вел а машину;

б) сказуемое при вопросительном местоимении КТО ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – в мужском роде: Кто из девочек умеет танцевать? Кто вчера опоздал ?

в) сказуемое при неопределённых и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и других ставится в единственном числе ( в прошедшем времени – в форме мужского рода: Кто-то (скорее всего, трёхлетняя Любаша) нарисовал в углу каждого чертежа симпатичный цветочек;

г) с подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным, сказуемое согласуется в соответствии с грамматическим родом, установленным для данного слова в русском языке: Шимпанзе взобрался на верхушку дерева;

д)согласование сказуемого во множественном числе при наличии нескольких однородных подлежащих: Свежий воздух и спорт полезно для здоровья детей и взрослых – воздух и спорт полезны ).

5. Ошибки в построении предложений с однородными членами

1)Побывали не только на Кавказе, а также в Крыму. (причина ошибки – неправильно подобраны компоненты двойного союза; правильно: … не только на Кавказе, но и в Крыму.

2)Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей. ( причина ошибки – разные способы морфологического выражения однородных сказуемых); Струи фонтана, бившие в самое небо, и которые искрились на солнце, освежали воздух (в однородный ряд объединяются причастный оборот и придаточное предложение).

3) В книге описывается происхождение религии и как она развивалась. (причина ошибки – соединение неоднородных синтаксических конструкций : в однородный ряд объединяется член предложения и придаточное предложение).

6. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженным глаголом-сказуемым, основное и добавочное действие выполняет один субъект: Приехав в Москву, я отправился в Третьяковскую галерею (я приехал и отправился).

Если в предложении нет подлежащего, то сказуемое должно быть выражено:

1. формой повелительного наклонения: Выполняя работу, обращайте внимание на..

2. формой 1 или 2 лица изъявительного наклонения : Выполняя работу, обращаю внимание на..

Выполняя работу, обращаешь внимание на..

Выполняя работу, обращаем внимание на …

формой инфинитива в значении повелительного наклонения

Выполняя работу, следует обратить внимание на…

Деепричастный оборот не употребляется:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится к разным лицам (предметам): Слушая сказки А.С. Пушкина, вспоминаются русские предания и былины.

2) если в безличном предложении есть смысловое подлежащее в косвенном падеже и нет инфинитива: Вернувшись на родину, мне стало радостно.

7. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом:

1) Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов. (причина ошибки – неправильное местонахождение причастного оборота; правильно: Горная цепь, состоящая из горных хребтов, тянется с востока на запад ) .

2) Живущие родственники за границей гостили у нас (причина ошибки – определяемое слово помещается в середине причастного оборота. Правильно: Живущие за границей родственники гостили у нас; Родственники, живущие за границей, гостили у нас)

1) Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился (причина ошибки: придаточное зависит от другого слова в главном предложении; правильно: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства ).

2) В армии Петя стремился быть в опасных местах, он просился (?), где шли бои. (причина ошибки: пропуск указательного местоимения в главном предложении – В армии Петя стремился быть в опасных местах, просился туда, где шли бои. )

3) Как только перестал дождь, и м ы отправились домой. (причина ошибки: одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов)

4) Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. (причина ошибки: нарушение границ сложносочинённого предложения). Когда герой опомнился. Было уже поздно. (причина ошибки: нарушение границ сложноподчинённого предложения)

С синтаксической точки зрения, косвенная речь выступает как придаточное предложение в сложноподчинённом, где роль главного предложения играют авторские слова.

Союз что указывает на то, что говорящий уверен в достоверности информации, и употребляется при замене повествовательного предложения чужой речи.

Мне сказали, что пора собираться в дорогу.

Союзы будто, как будто указывают, что говорящий сомневается в точности передаваемой информации.

Вчера рассказывали, будто перед этим он выпил целый бочонок вина.

Ко мне подошла женщина и спросила, где находится ближайшая аптека.

В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются относительно человека, передающего чужую речь:

Тогда он сказал, что вернётся через час. – Тогда он сказал: «Вернусь через час».

Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером. – Она попросила: «Зайди за мной вечером».

Обращения, междометия, звукоподражания и т.п., использующиеся в чужой речи, в косвенной речи опускаются, а их значение передаётся словами, близкими по смыслу:

1) форма 1-го лица глагола заменяется на 3-е лицо;

3) если чужая речь представляет собой побудительное предложение, то форма повелительного наклонения заменяется формой сослагательного наклонения с союзом чтобы ( Капитан приказал, чтобы подняли флаг); 4) если чужая речь дана в форме вопросительного предложения, то вопросительное местоимение или наречие становятся относительными, употребляются как союзные слова; при отсутствии вопросительных местоимений и наречий в косвенную речь вводится ли в качестве подчинительного союза (Я спросил, когда отправляется поезд; Я спросил, отправляется ли поезд.);

Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за матерью и ушёл на фронт»

Употребление прямой речи без слов автора: Дети увидели баркас: «Папа!»

Автор сказал, что я не согласен с мнением многих. – правильно: Автор сказал, что он не согласен с мнением многих.

1. Нормы управления

Упражнение 1. Перепишите, раскрывая скобки и выбирая нужную падежную форму. Укажите возможные варианты.

Искать (помощь, помощи), искать (счастье, счастья), искать (славы, славу); требовать (деньги, денег), требовать (билет, билета); страшиться (расправу, расправы); бояться (мать, матери).

Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки, употребив управляемое слово в нужном падеже. При работе над упражнением используйте «Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой. М., 1985.

Свойственный (ты), характерный (он), жажда (месть), жаждать (мир), избегать (ошибка), уверенность (правда), неверие (успех), вера (человек), начать (работа), приступить (расследование), награжден (грамота), удостоен (награда), упрекать (грубость).

Упражнение 3. Составьте словосочетания «глаг. + сущ.», в качестве главного компонента употребите следующие слова: верить, обеспокоиться, добиться, удивляться, восхищаться, преклоняться, опираться, основываться, базироваться, обвинять, предупреждать, предостерегать, использовать.

Упражнение 4. Составьте словосочетания «сущ. + сущ.», в качестве главного компонента употребите следующие слова: уверенность, преимущество, жажда, беспокойство, тревога, обида, рецензия, отзыв, гордость.

Упражнение 5. Выберите из скобок нужный глагол и вставьте его в предложение, соблюдая нормы управления. Определите падеж управляемого слова. При работе используйте следующую подсказку.

Заслуживать + сущ. Р.п.

Оскорбиться + сущ. Т.п.

Обидеться + на + сущ. В.п.

Пренебрегать + сущ. (мест.) Т.п.

Игнорировать + сущ. (мест). В.п.

Ограничить + сущ. В.п.

Отличаться +от + сущ. Р.п.

Различаться + сущ. Т.п.

Заплатить + за + сущ. В.п.

Уплатить + за + сущ. В.п.

1. Язык моряков крепок, свеж, полон спокойного юмора. Он (заслужить, заслуживать) отдельного исследования (К. Паустовский). 2. Они вполне (заслужить, заслуживать) свое положение и счастье (В. Каверин). 3. …Незадолго до смерти Андерсен сказал одному молодому писателю: «Я (оплатить, заплатить, уплатить) за свои сказки большую и, я бы сказал, непомерную цену. Я отказался ради них от своего счастья…» (К. Паустовский). 4. К счастью, самозванец или не расслышал, или (пренебрегать, игнорировать) неуместным намеком (А. Пушкин). 5. Потом, когда начнется настоящее разногрибье, маслятами как-то (пренебрегать, игнорировать), и, между прочим, зря (В. Солоухин). 6. Пусть же не (оскорбиться, обидеться) ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу (И. Тургенев). 7. Николай Иванович теперь даже и не (оскорбиться, обидеться) на эти слова (И. Тургенев). 8. Чем, например, (отличаться, различаться) спорый дождь от грибного? (К. Паустовский). 9. Природа словно хотела резко (отличить, ограничить) здесь прибрежный район от бассейна реки Имана (И. Арсеньев). 10. Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились,…(отличить, различить) (А. Пушкин).

Упражнение 6. Составьте словосочетания с глаголами бороться (с чем? против чего?), добавить (что? чего?), требовать (чего? что?), властвовать (над кем? чем?).

Упражнение 7. Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях, и запишите предложения в исправленном виде. Какие нормы управления в них нарушены?

1. Преподаватель написал отзыв на мою работу. 2. В газете появилась рецензия о новом фильме. 3. Больше внимания следует уделять на повторение. 4. Он ждал решение суда. 5. Лицеисты выступали с верой в успехе. 6. Сестра тревожилась о брате. 7. Им руководила жажда в деятельности. 8. Выступающие отметили о недостатках успеваемости. 9. Он не обиделся этими словами. 10. Учитель отметил о недостатках контрольной работы. 11. Пенсионерам сейчас трудно оплачивать за квартиру. 12. Он был осужден к десяти годам лишения свободы. 13. Мы надеемся о том, что полугодие вы закончите успешно.

2.Синонимия форм главных членов предложения

Согласование сказуемого с подлежащим

Упражнение 8. Определите способы выражения подлежащего в следующих предложениях, укажите стилистическое различие между ними.

1. Любить тебя – большое испытание. Любовь к тебе – большое испытание.

2. Учиться – всегда пригодится (посл.). Учение всегда пригодится.

3. Как-то незаметно у нас вошло в обычай читать вслух короткие чеховские рассказы. Как-то незаметно у нас вошло в обычай чтение вслух коротких чеховских рассказов.

4. Обучение речевой деятельности на чужом языке – трудная задача. Обучать речевой деятельности на чужом языке – трудная задача.

Упражнение 9. Определите способы выражения простых глагольных сказуемых, укажите стилистическое различие между ними.

1. И в волны вмиг прыгнул пловец нетерпеливый (А. Пушкин). – Вот поравнялись мы с телегой …вдруг великан в полушубке прыг с неё долой – и прямо к нам! (И. Тургенев).

2. Генерал резко остановил машину возле своей палатки (В. Катаев). – Только как назвал я тебя, батюшка, так она вдруг и останови коня (А. Толстой).

Упражнение 10. Укажите стилистическое различие в способах выражения составного именного сказуемого.

1. Небо было ясно, чисто… (А. Куприн). Небо было ясное, чистое.

2. Я на неё не в обиде (К. Паустовский). Я на неё не обижен.

3. Егор Семеныч был высокий, широкий в плечах… (А. Чехов). Егор Семеныч был высок, широк в плечах.

4. Труд есть борьба человека с природою (Д. Писарев). Труд является борьбой человека с природою. Труд – борьба человека с природою.

Упражнение 11. К каким из выделенных главных членов предложения можно подобрать синтаксические синонимы? Определите способы выражения главных членов. В чем их смысловые и стилистические различия?

Упражнение 12. Какое значение и стилистическую окраску приобретает сказуемое, если его именная часть стоит в именительном или творительном падеже, выражена краткой или полной формой прилагательного? Запишите предложения, подчеркните сказуемые.

1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. 2. Как тополь киевских высот, она стройна. 3. Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. 4. Петушок мой золотой будет верный сторож твой (А. Пушкин). 5. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М. Лермонтов). 6. Я самый смирный стал теперь человек (Л. Толстой). 7. Теперь Васька врачом в уезде. 8. Это я только к тебе добрый (М. Горький). 9. Стали теперь безопасны для проезда лесные тропы. 10. У Ивашкиных он был своим человеком (А.Чехов). 11. В то время был ещё жених её супруг. 12. Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой 9А.Пушкин).

Упражнение 13. Проанализируйте формы сказуемых в следующих предложениях. Чем объясняется в них выбор форм множественного или единственного числа? Какие факторы являются предпочтительными при выборе той или иной формы?

1. Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море (А. Куприн). 2. Несколько матросов… вышли как-то в море на этом катере (А. Куприн). 3. …Вспыхнуло множество огней и ослепило Лизу (К. Федин). 4. Приехало множество народу (Л. Петрушевская). 5. Большинство писем было доставлено днем (К. Лидин). 6. Большинство пассажиров дремали (К. Паустовский).

Упражнение 14. Выберите один из указанных в скобках синонимичных вариантов сказуемых. Сопоставив ваш выбор с авторским вариантом, попытайтесь мотивировать последний.

Упражнение 15. Найдите грамматико-стилистические ошибки в употреблении составного сказуемого. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Работники отдела оказались глухие к критике. 2. Все становится ясно, когда мы начинаем разбирать это дело. 3. Этот человек сделался невозможный. 4. Себя же режиссер видел как разрушителя старых, косных, отживших, по его мнению, форм и как искателя новых форм театра. 5. Эта книга полезная и интересная, но не свободна от некоторого схематизма. 6. Этот человек был больной гриппом. 7. Сергей считает себя как удачливого человека. 8. Девочка стала безразличная ко всему окружающему.

Упражнение 16. Найдите и исправьте грамматические ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Молодежь собирались в парке на митинг. 2. Родня его не любили. 3. Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану. 4. Вдруг перед ним возникло три громадных фигуры. 5. На дворе у него воспитывались несколько медвежат. 6. Собака Дик увидел палку. 7. В нем мне понравилось любовь к Маше и искренность по отношению к Пугачеву. 8. На моем попечении была старая бабушка и мой маленький братишка. 9. Доброта и ум отличал нашу первую учительницу. 10. Он наблюдал из-за угла, не идут ли кто. 11. В дискуссии участвовали много ученых. 12. Несколько мужчин и женщин стояло у ворот больницы.

3. Синтаксические нормы в структуре

простого осложнённого предложения

Упражнение 17. Однородные члены предложения чаще всего выполняют следующие стилистические функции:

1) служат средством детального описания предмета, обстановки, действия и т.п.;

2) передают эмоциональное отношение к описываемому;

3) выступают в качестве средства создания портрета персонажа.

Определите стилистическую роль однородных членов в следующих предложениях:

Привольно зеленеют кругом хлеба и травы (И. Бунин).
2. У печи солдат в грубой рубахе, и галстуке, и черных штанах, и в одном сапоге с желтым голенищем (Л. Толстой). 3. Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть… (Ф. Тютчев). 4. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад… (Н. Бунин). 5. От глухой лесной опушки до невидимой реки встали танки, кухни, пушки, тягачи, грузовики… (А. Твардовский). 6. Что, дремучий лес, призадумался, грустью темною затуманился? (А. Кольцов). 7. Во всех комнатах – в лакейской, в зале, в гостиной – прохладно и сумрачно (И. Бунин).
8. Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы, и распущенные власы, и капли слез (А. Пушкин). 9. Захар смотрел то на солнце, то на широко раскрывшийся после косьбы степной простор… (И. Бунин).

Упражнение 18. Выразительно прочитайте стихотворение. Найдите в нем однородные члены предложения. Определите, какова их стилистическая роль.

Упражнение 19. Определите разновидности речевых и стилистических ошибок при однородных членах, характеризуя их как: 1) объединение сочинительной связью слов, обозначающих логически несопоставимые понятия; 2) неодинаковое морфологическое оформление однородных членов предложения; 3) несоответствующее норме употребление союзов; 4) чрезмерное удлинение ряда однородных членов; 5) объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц. Запишите предложения
в исправленном виде.

1. Изменивший присяге и общаясь с Пугачевым, Швабрин показал свой характер и плохие черты. 2. Автор говорит не только о ее внешней красоте, а и о внутренней. 3. Добрыня был честным, умным, благородным, мужественный и порядочный.
4. Я бы хотел завести собаку для интереса и чтобы было весело. 5. Люди и дети будут радостные ходить по улицам. 6. Листья
в лесу пахнут ягодами, зеленью, природой и грибами. 7. Девочка любит чистоту, декоративную посуду и читать книги. 8. Они шли по улице быстро и разговаривая о чем-то своем. 9. Дон Кихот был высок и худой. 10. После праздника мы шли домой с подарками и отличным настроением. 11. Во всех своих рассказах Чехов высмеивал тех, кто был хамелеоном и тщеславен. 12. В характере Гаврика особенно проявились хитрость, осторожность, зоркость, смелость, большая сила воли, настоящая рыбацкая гордость, выносливость, терпеливость, содержательность, заботливость. 13. Он увидел молодую девушку – грузинку, пришедшую за водой и которая поразила его своей красотой. 14. Когда гулял по городу и увидев несчастных детей – сирот, он задумал написать картину.

Упражнение 20. Найдите и исправьте ошибки, связанные с построением предложений с однородными членами. Определите причины данных ошибок. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Комната мне нравится, потому что в ней светло, уютно. Большая и чистая. 2. Мальчик был лобастый, но очень серьезный. 3. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, авторучку, шариковую ручку, капиллярную ручку. 4. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда. 5. Тревога и тоска застыла в их глазах. 6. Девочки спрыгнули с лодки и бегут к морю. 7. Море после шторма спокойное, веселое и играет лучами солнца. 8. Все были рады, счастливы и веселые. 9. Дети были очень веселые и радующиеся. 10. Вода была голубая и спокойная. 11. Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход. 12. Все очень ждут и переживают за рыбаков. 13. Наташа помогала матери по хозяйству. Следила и укладывала спать маленького братишку. 14. Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 15. Несколько человек пытались решить и задумались над задачей. 16. Я люблю бокс, хоккей и плавать в бассейне. 17. Все мы радовались и гордились успехом команды. 18. Залогом успеха является контроль и руководство за университетской работой. 19. Для меня счастье – это хорошая семья, любимый человек. Призвание и верные друзья.

Упражнение 21. За счет чего создается комический эффект в следующих примерах?

1. Этот скандал, несмотря на свою видимую ничтожность, обошелся ему очень дорого. Благодаря ему он потерял свою новую форменную фуражку и веру в человечество (А. Чехов). 2. Любит жаловаться больным на свое здоровье и порядки в поликлинике (Г. Горин). 3. Катя любила Петю и английский язык (С. Лившин). 4. Он обещал на съезде, что родит роман и сына (И. Ильф). 5. Бью чечетку и баклуши (В. Русанов). 6. Все смешалось в голове Анны Львовны, а потом и в доме. 7. Он… сначала вышел из народа, а потом из гоголевской шинели (И. Двинский). 8. Она принуждена была встать с своего ложа в негодовании и в папильотках. 9. Штабс-капитан …явился опять в нашем городе… с своею сестрой и с новыми целями (Ф. Достоевский). 10. Приобрел большое состояние и дурную славу (К. Валишевский).

Упражнение 22. Перестройте предложения так, чтобы обособленные определения стали необособленными. Что изменилось при этом в содержании предложения и в его пунктуационном оформлении?

1. Потом пришла весна, яркая, солнечная (М. Горький).
2. А через минуту, скупой и редкий, пошел дождь (М. Шолохов). 3. Судно, взявшее меня на борт, называлось «Нырок» (А. Грин). 4. Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, как будто прислушиваясь к шороху все прибывающей реки (В. Короленко). 5. Мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже облитые утренней прохладой, принеслись звуки колокола (И. Тургенев).

Упражнение 23. Прочитайте стихотворение.

Найдите в нем обособленные определения. Какие стилистические функции они выполняют? Замените обособленные определения необособленными. Какие определения (обособленные или необособленные) обладают большей выразительностью?

Много былей я знаю, веселых и грустных,

О хлебах, испеченных на листьях капустных,

О замешанных круто духмяных опарах,

О колосьях, наполненных солнечным жаром,

О зерне крутобоком в пыльце желтоватой,

Что лежит на ладони, сухой и щербатой;

О ладони, что стала от стужи лиловой,

И о стуже степной, по-январски суровой.

Упражнение 24. Охарактеризуйте грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов: 1) нарушение согласования причастия с определяемым словом; 2) нарушение места расположения причастного оборота по отношению к определяемому слову; 3) включение в состав причастного оборота союзов и союзных слов. Исправьте ошибки.

1. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится. 2. В поэме «Мцыри» рассказывается о судьбе грузинского мальчика, отданного на воспитание монахам и тосковавшем по свободной жизни. 3. Дети спешат к реке, приехавшие в лагерь. 4. Этой пятерке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни. 5. Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату, радует глаз. 6. Кот, так как удивленный случившимся, перестал с этого дня красть. 7. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой. 8. Обожжённое лицо морозом горело. 9. От ледяного панциря, прикрывающие Антарктиду, откалываются огромные айсберги. 10. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

Упражнение 25. Замените деепричастные обороты придаточными предложениями. Изменилось ли содержание предложений? Какие из предложений более характерны для устной речи?

1.Набрав в лесу много грибов, мы отправились домой. 2. Неожиданно заболев, студент не пришел на занятия. 3. Подъезжая к деревне, мы заметили начавшийся в одном доме пожар. 4. Вы сможете отдохнуть, только полностью закончив свою работу. 5. Очень уважая своего друга, я все же не могу выполнить его просьбу. 6. Не повторив старое, не усвоишь новое.

Упражнение 26. Исправьте ошибки в следующих предложениях с деепричастными оборотами.

1. Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму шуткой. 2. Получив известие о Павле, радость охватила Ниловну. 3. Изучая «Слово о полку Игореве», у нас возник вопрос, кто автор этого произведения. 4. Включив радио, раздались звуки музыки. 5. Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

Упражнение 27. Найдите и исправьте ошибки в построении простых предложений с обособленными членами. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьёзной доработке. 3. На картине изображена девочка, которая только вставшая. 4. Вблизи лодки раскинутую на шестах мы видим сеть. 5.Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 6. Он, выпив полковша, и другую половину вылил на себя. 7. Отдыхая в кресле, передо мной висит картина Левитана «Март».

Упражнение 28. Прочитайте. Проанализируйте экспрессивно-стилистическую роль обращений в данных примерах (обращения-метафоры, обращения-метонимии, обращения-перифразы, обращения-иронии, обращения-повторы, риторические обращения, обращения-олицетворения).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *