По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что

Семинар по психологии

Психическое развитие человека происходит под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Среди них наиболее важными являются

Сильная и подвижная нервная система, с преобладанием процессов возбуждения, дает холерический «взрывной» темперамент, при уровновешанности процессов возбуждения и торможения – сангвинический. Ребенок с сильной, малоподвижной нервной системой, преобладанием торможения – флегматик, отличающийся медлительностью, менее ярким выражением эмоций. Ребенок – меланхолик со слабой нервной системой особенно раним и чувствителен. Хотя наиболее легки в общении и удобны для окружающих сангвиники, нельзя «ломать» данный природой темперамент других детей.Наследственные задатки придают своеобразие, процессу развития способностей,облегчая или затрудняя его. Если ребенок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве он не добьется и его специальные способности не разовьются. Если ученик, который схватывает всена лету вовремя урока, добросовестно не занимается дома, он не станет отличником, несмотря на свои данные, и его общие способности к усвоению знаний не получат развития. Способности развиваются в деятельности.

По наследству человеку передаются:

1) видовые признаки как представителя человеческого рода (Homo sapiens): анатомо-физиологическая структура ( задатки речи, прямохождение, мышление, трудовая деятельность);

2) физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

3) физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

4) особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

5) аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;

6) предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

Такой фактор развития детской психики, как наследственность, включает в себя специфику нервной деятельности и тип ее работы. Если у родителей ребенка есть какие-либо нарушения нервной деятельности, туту учитываются и патологические заболевания тоже, вызывающие психические расстройства, болезни, такие как, например, шизофрения, могут передаваться детям по наследству от родителей.

Пример из личного опыта:мама ребенка играла на гитаре. В данное время ребенок тоже занимается игрой на гитаре, очень быстро осваивает технику, аккорды и с лёгкостью подбирает на слух ноты. Таким образом, ребенку передались задатки мамы.

Пример из личного опыта: ребенка с раннего возраста учили вежливости, учили не обижать животных. Во взрослом возрасте он остается вежливым и добрым по отношению к животным. В этом и проявляется воспитание.

В истории педагогической мысли имеются три точеки зрения на вопрос ро соотношении обучения и развития.

Более того, обучение обусловлено уровнем развития человека. «Развитие создает возможности- обучение их реализует» (В. Штерн.)

Впервые она была сформулирована Л. С. Выготским в его концепции умственного развития ребенка. Подвергнув критике первые две точки зрения, он утверждал, что в ходе его поступательного движения.Сотрудничество ребенка и взрослого- центральное звено в педагогическом процессе, так как умственное развитие ребенка осуществляется путем формирования у него высших психических функций с помошью и при участии взрослого, т. е. в ходе культурного развития ребенка.

При решении проблемы соотношения обучения и умственного развития Л. С. Выготский, ведущую роль отводил обучению.

Процесс развития ребенка, считал он, не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним.

Благодаря концепции психического развития Л. С. Выготского педагогика обогатилась представлением о том, что психика социальна по происхождению, что обучение и развитие- взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы.

При этом ведущая роль обучения стала пониматься как пробуждение в ребенке процессов развития.

Обучение «вызывает их к жизни, пускает их в ход».

Источник

А) ассоциативных теорий научения

По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Смотреть фото По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Смотреть картинку По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Картинка про По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Фото По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Смотреть фото По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Смотреть картинку По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Картинка про По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Фото По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Смотреть фото По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Смотреть картинку По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Картинка про По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Фото По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Смотреть фото По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Смотреть картинку По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Картинка про По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Фото По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что

По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Смотреть фото По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Смотреть картинку По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Картинка про По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Фото По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что

По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Смотреть фото По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Смотреть картинку По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Картинка про По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Фото По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что

б) условно-рефлекторных теорий научения

в) знаковых теорий научения

г) операциональных теорий научения

13. Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отображение в понятиях и закрепление в словах составляет содержание:

а) ассоциативных теорий научения

б) условно-рефлекторных теорий научения

В) знаковых теорий научения

г) операциональных теорий научения

4. Учение как приобретение знаний и умений по решению различных задач среди зарубежных ученых изучал:

а) Я. А. Коменский в) Б. Скиннер

б) И. Гербарт г) К. Коффка

15. Научение как изменение поведения, изменение внешних реакций на изменяющиеся стимулы в зарубежной психологии рассматривал:

а) Я. А. Коменский в) Б. Скиннер

б) И. Гербарт г) К. Коффка

а) ассоциативных в)знаковых

б) условно-рефлекторных г) операциональных

17. Проблемы усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуются в рамках:

а) бихевиористского подхода в) факторного подхода

б) когнитивного подхода г) функционалистического подхода

18. Процесс учения как преобразование личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:

а) функциональной психологии в) гештальтпсихологии

б) бихевиоризма г) когнитивной психологии

а) бихевиористским в) деятельностным

б) когнитивным г) ассоциативным

20. Работы Э. Торндайка можно классифицировать в рамках:

а) бихевиористских теорий учения в) деятельностных теорий учения

б) когнитивных теорий учения г) ассоциативных теорий учения

21. Автором закона эффекта является:

а) Э. Торндайк в) Г. Эббингауз

б) Б. Скиннер г) Дж. Брунер

22. Парадигма образования, где педагогическое воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, основывается на образе (по А. Г. Асмолову):

а) «ощущающего человека» в) «запрограммированного человека»

б) «человека-потребителя» г) «деятельностного человека»

23. Когнитивные модели обучения базируются на образе (по А. Г. Асмолову):

а) «ощущающего человека» в) «запрограммированного человека»

б) «человека-потребителя» г) «деятельностного человека»

24. Автором книги «Структура процесса учения» является:

а) А. К. Маркова в) И. И. Ильясов

б) Н. Ф. Талызина г) В. В. Давыдов

25. Учение в отечественной науке Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов трактовали как:

а) приобретение знаний, умений и навыков

б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий

В) специфический вид учебной деятельности

г) вид деятельности

26. Учение в отечественной науке П. Я. Гальперин трактовал как: а) приобретение знаний, умений и навыков

Б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий

в) специфический вид учебной деятельности

г) вид деятельности

Обучение и развитие

1. По поводу соотношения обучения и развития У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка считали, что:

А) обучение и есть развитие

б) обучение — это только внешние условия созревания, развития

в) обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка

г) обучение лишь пассивно следует за психическим развитием

По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Смотреть фото По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Смотреть картинку По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Картинка про По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что. Фото По поводу соотношения обучения и развития у джеймс дж уотсон считали что

а) биологизаторский в) теория «двух» факторов

б) социологизаторский г) когнитивистский

3. Психическое развитие и обучение отождествлял:

а) Ж. Пиаже в) Дж. Брунер

б) Э.Торндайк г) П. П. Блонский

4. Один из концептуальных принципов современного обучения — «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:

а) Л. С. Выготский в) Б. Г. Ананьев

б) Л. С. Рубинштейн г) Дж. Брунер

5. Уровень актуального развития характеризуют:

А) обученность, воспитанность, развитость

б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость

в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость

г) обученность, обучаемость

6. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой — это показатели:

а) обучаемости в) воспитуемости

б) развитости г) развиваемости

7. Откликаемость учащегося на побуждения к дальнейшему умственному развитию, исходящие извне, а также переключаемость с одного плана мышления на другой — это показатели:

а) обучаемости в) развиваемости

б) развитости г) воспитуемости

8. С одной стороны — результат предыдущего обучения и прошлого опыта, с другой — цель (конечная или промежуточная) предстоящего обучения — это:

а) обученность в) обучаемость

б) воспитанность г) воспитуемость

9. Активность ориентировки в новых условиях характеризует:

а) вид обучаемости в) этап обучаемости

б) уровень обучаемости г) форма проявления обучаемости

10. Обучаемость к способам предметной деятельности понимается как:

а) вид обучаемости в) этап обучаемости

б) уровень обучаемости г) форма проявления обучаемости

11. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:

А) младшем школьном возрасте

б) младшем подростковом возрасте

в) старшем подростковом возрасте

г) юношеском возрасте

12. Проблемы взаимосвязи в познавательной деятельности восприятия и мышления изучал (и) в отечественной психологии:

А) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин

б) А. А. Смирнов, П. И. Зинченко

г) Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов

13. Вопросы взаимосвязи в познавательной деятельности памяти и мышления в отечественной психологии анализировали:

а) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин

Б) А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков

в) Н. А. Менчинская, Е. И. Кабанова-Меллер

г) Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов

Источник

Педагогическая психология: конспект лекций

Е. В. Есина Педагогическая психология Конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека

1. Соотношение обучения и развития

Педагогическая психология занимает определенное место между педагогикой и психологией, являясь сферой их совместного изучения взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием психики человека.

Она изучает в первую очередь процесс учения, его характеристики, структуру, закономерности протекания этого процесса, а также возрастные и индивидуальные особенности обучения и условия, обладающие наибольшим эффектом развития подрастающих поколений. Педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, а также исследует индивидуальные различия в протекании этих процессов, закономерности формирования у обучающихся активного творческого мышления, развития психики человека, формирования психических новообразований в процессе обучения и развития.

Процесс формирования и изменения внутренних качеств человека называют развитием. Выделяют несколько аспектов развития: физическое развитие, которое проявляется в изменениях пропорций тела человека, его роста, веса, в прибавлении силы; физиологическое развитие – проявляется в изменениях функций различных систем и органов человека; психическое развитие – выражается в усложнении психических процессов и способностей – чувств, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, в усложнении таких психических образований, как способности и мотивы деятельности, потребности и интересы, ценностные ориентации. Постепенное вхождение человека в различные виды отношений – экономические, правовые, общественные, производственные – называется социальным развитием. Человек становится членом общества, усваивая все эти виды отношений и в них – свои функции. Духовное развитие является венцом развития человека и означает, что человек осмыслил свое предназначение в жизни, свою ответственность перед настоящим и будущим поколениями, к нему пришло понимание сложности мироздания, появилась потребность в постоянном нравственном совершенствовании. Ответственность человека за свое развитие – психическое, физическое и социальное, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей может быть показателем духовного развития человека.

Личность человека развивается в течение всей его жизни. Психическое, социальное и физическое развитие личности происходит под воздействием внутренних, внешних, природных, социальных, неуправляемых и управляемых факторов.

Развитие происходит индивидуально под влиянием общества, окружающего человека, образцов поведения и ценностей, присущих данному обществу. Установки и нормы формируются в ходе индивидуальной и групповой деятельности. Индивидуальная предметная деятельность как процесс, несущий в себе противоречия, ведет индивида к развитию его высших психических функций. Нельзя сказать, что воспитание вторично по отношению к развитию, их отношения намного сложнее. Развитие происходит в процессе воспитания, уровень развития влияет на воспитание, меняя его. Более совершенное воспитание ускоряет темп развития человека. Таким образом, воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга на протяжении всей жизни человека.

Связь между развитием и обучением ребенка – одна из центральных проблем педагогической психологии. При рассмотрении данной проблемы важно отметить, что:

1) «само развитие – это сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, деятельностные, поведенческие изменения в самом человеке» (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев);

2) развитие не прекращается в течение всей жизни человека. Могут изменяться его интенсивность и направление. Общими характеристиками развития являются «прогресс (регресс), необратимость, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения» (Л. И. Анциферова).

Каждая психологическая концепция старается выявить в первую очередь законы развития ребенка. Одной из первых теорий является концепция рекапитуляции американского психолога С. Холла, в которой он выдвигает версию, что в своем развитии каждый ребенок повторяет в кратком виде развитие всего человеческого рода. Так, например, даже развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Вскоре стало понятно, насколько несостоятельна эта теория. Но исследования учеников С. Холла Л. Термена и А. Гезелла повлияли на развитие детской психологии. Они разработали систему диагностики развития психики детей от рождения до юношества. А. Гезелл проанализировал соотношение между научением и развитием с использованием близнецового метода, а также разработал метод продольного лонгитюдного исследования детей и подростков. А. Гезелл сводил развитие к простому увеличению, приросту поведения, не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой. Он заметил, что чем меньше возраст ребенка, тем быстрее меняется его поведение, т. е. изменения и развитие происходят быстрее в молодом возрасте. Л. Термен ввел понятие коэффициента интеллектуальности и пытался доказать, что он остается постоянным на протяжении жизни.

Основоположник теории конвергенции В. Штерн считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития, что на развитие оказывают влияние внешние условия, окружающие человека, и его внутренние задатки, способности, наследственные качества. В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции, считал, что развитие психики ребенка повторяет историю развития человечества и культуры. Споры о том, какой из факторов – наследственность или среда – имеет решающее значение, не прекратились до сих пор и перенеслись в экспериментальную сферу. Например, по мнению английского психолога Х. Айзенка, на 80 % интеллектуального развития человека накладывает отпечаток наследственность, остальные 20 % интеллектуального развития определены влиянием окружающей среды. Четыре модели влияния окружающей среды и приобретенного ранее опыта на развитие модели поведения детей предложил американский психолог И. Вулвилл.

1. В первые месяцы жизни ребенок беспомощен и находится под влиянием окружающей среды, поэтому первая модель называется «больничная койка».

2. Вторая модель«луна-парк»: ребенок выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но он не может изменить их последующее влияние на себя.

3. В рамках третьей модели внешние стимулы не оказывают влияния, и человек совершает свой определенный путь независимо от других, по своей «плавательной» дорожке. Модель называется «соревнование пловцов». В ней среда выступает как поддерживающий контекст поведения человека.

4. Четвертая модель – «теннисный матч»: осуществляется постоянное взаимодействие между влиянием среды и человеком подобно тому, как теннисист приспосабливается к действиям своего противника и в то же время влияет на поведение другого игрока способом отражения.

Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:

1) обучение и есть развитие – У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка, хотя природа научения понимается всеми по-разному.

2) только внешние условия становления являются обучением, т. е. «обучение идет в хвосте развития» – В. Штерн.

3) «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития независимо от того, обучается ребенок или нет», т. е. развитие не зависит от обучения – Ж. Пиаже.

4) «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования», – Л. С. Выготский, Дж. Брунер, т. е., опережая развитие, обучение стимулирует его, опираясь, несмотря на это, на актуальное развитие, опираясь на будущее состояние развития ребенка. Противоречия между уже достигнутым уровнем становления способностей человека, его знаний и полученных навыков действий, а также мотивами и способами связи с внешней средой являются движущей силой его психического развития.

Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным.

В русле понимания отечественной психологией психического развития как внутренне противоречивого, связанного с возникновением психических и личностных новообразований процесса Л. С. Выготский вслед за П. П. Блонским рассматривает определенные эпохи, стадии, фазы в общей схеме переломов, или кризисов, развития. При этом в качестве критериев их разграничения, по Л. С. Выготскому, выступают характеризующие сущность каждого возраста новообразования. А само психическое развитие трактуется им как прогрессивное качественное изменение личности, в ходе которого с разной динамикой формируются возрастные новообразования. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде; его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».

Источник

Период повышенной чувствительности к некоторым внешним воздействиям

Психология 1 курс. 2 семестр. Итоговый экзамен

1) психика человека онтогенеза психика человека в онтогенезе

2) развитие психических функций

Закономерности психического развития человека на разных этапах

4) развитие умственных способностей

1.Книга П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» была издана:

3) в 1876 г. (+)

2. Лонгитюдный метод исследования (по Б. Г. Ананьеву) относится к:

1) организационным методам (+)

2) способам обработки данных

3) эмпирическим методам

4) интерпретационным методам

3.Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется:

1) наблюдением (+)

2) констатирующим экспериментом

3) формирующим экспериментом

4.Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:

2) от позиции наблюдателя (+)

3) от упорядоченности

4) от активности наблюдателя

5.Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

2) методе анализа продуктов деятельности

3) экспериментальном методе (+)

1) пилотажный эксперимент

2) констатирующий эксперимент

3) формирующий эксперимент (+)

4) включенное наблюдение

7.Междисциплинарный подход к анализу учения осуществил:

3) И. Лингарт (+)

8. Автором книги «Процесс и структура человеческого учения» является:

3) И. Лингарт (+)

9.Учение как адаптационный процесс, где изучаются наследственность, среда, приспособление, регуляция и т. п., исследуется в:

2) биологии (+)

10.Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в:

3) социологии (+)

11.Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:

2) научение (+)

4) учебная деятельность

12.По поводу соотношения обучения и развития У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка считали, что:

1) обучение и есть развитие (+)

2) обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка

4) обучение лишь пассивно следует за психическим развитием

1) биологизаторский (+)

2) теория «двух» факторов

14.Психическое развитие и обучение отождествлял:

3) Э.Торндайк (+)

1) Л. С. Выготский (+)

16.Уровень актуального развития характеризуют:

1) обученность, воспитанность, развитость (+)

2) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость

3) обучаемость, воспитуемость, развиваемость

4) обученность, обучаемость

17. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте определяется:

2) в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

3) в классической советской психологии и педагогике (+)

4) теории поэтапного формирования умственных действий

18.Учебная деятельность по отношению к деятельности (по В. В. Давыдову является:

3) видом (+)

4) формой проявления

19. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:

1) одна из форм проявления усвоения (+)

2) уровень усвоения

3) разновидность усвоения

20. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются:

1) ориентировочными (+)

1) форма их проявления

2) этап их усвоения

3) их вид (+)

4) уровень их усвоения

22. Проблему учебной мотивации анализировала(и):

1) В. В. Давыдов, В. В. Рубцов

3) А. К. Маркова, Ю. М. Орлов (+)

23. Связь умственного развития и мотивации исследовали:

1) А. К. Маркова (+)

24.Проблемы возникновения и развития познавательных интересов у детей в отечественной психологии изучал(а):

3) Н. Г. Морозова (+)

25. Психологические причины неуспеваемости установлены:

2) Н. А. Менчинской (+)

26.Сводную карту состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования разработала:

1) А. К. Маркова (+)

3) суждение (+)

1) форма мышления (+)

2) мыслительная операция

4) уровень мышления

29.Понятие относится к суждению, как воспоминание к:

1) узнаванию (+)

31.Процесс изменения личности учащегося в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимаются как:

3) формирование (+)

35. Характер взаимодействия педагогов и учащихся как специально регулируемое взаимодействие на основе личностных отношений изучал(а):

1) Н. Д. Хмель (+)

36.Интерактивная сторона общения предполагает:

1) передачу информации

2) восприятие людьми друг друга

3) взаимодействие (+)

4) совместную деятельность

37. Коммуникативная сторона общения предполагает:

1) передачу информации (+)

2) восприятие людьми друг друга

4) совместную деятельность

38. Перцептивная сторона общения предполагает:

1) передачу информации

2) восприятие людьми друг друга (+)

4) совместную деятельность

4) системно-моделирующим (+)

40. Основоположником российской педологии является:

1) А.П.Нечаев (+)

41.Основателем зарубежной педологии считается:

1) С.Холл(+)

42.Основоположником русской педагогической психологии является:

3) К.Д.Ушинский (+)

43.Содержание педологии к развитию ребенка составляли подходы:

4) комплексный (+)

44. Функция фасилитации педагогического общения выделена:

4) К.Роджерсом (+)

45.Проективный и перцептивно- рефлексивный уровни педагогических способностей выделили:

3) Н.В.Кузьмина (+)

46. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:

1) комплексного подхода (+)

2) практической направленности на диагностику

3) деятельностного подхода

4) системного подхода

47.Понятие «воспитание» в русской педагогике датировалось:

3) второй половиной XVII в.

4) второй половиной XVIII в. (+)

48. Начало научной разработки теории воспитания датируется:

2) началом Х1Хв. (+)

49.Процесс изменения личности учащегося в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимаются как:

3) формирование (+)

50. Целенаправленная деятельность, призванная сформировать у учащегося систему качеств личности, взглядов и убеждений, трактуется в педагогической психологии как воспитание:

1) в широком смысле слова

2) в локальном смысле слова

3) в узком смысле слова (+)

4) в переносном смысле слова

51.Развитие творческого теоретического мышления, способности к культурному диалогу активных и инициативных людей составляет в философии образования и воспитания суть:

1) социально-рационалистического направления (+)

2) социально-реформаторского направления

3) культурно-антропологического направления

4) технократического направления

52.В наиболее обобщенной форме педагогические способности представлены:

3) Ф. Н. Гоноболиным (+)

53. Характер взаимодействия педагогов и учащихся как специально регулируемое взаимодействие на основе личностных отношений изучал(а):

1) Н. Д. Хмель (+)

1) Н. В. Кузьминой и ее научной школой (+)

2) А. К. Марковой и ее научной школой

3) Л. М. Митиной и ее научной школой

4) В. А. Крутецким и его научной школой

1) конструктивной (+)

4) системно-моделирующим (+)

1) Л,С,Выготский(+)

58.Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ,- это.

2) оперантное научение

3) викарное научение(+)

4) условно- рефлекторное научение

59.Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует.

1) традиционное обучение

2) проблемное обучение(+)

3) программированное обучение

4) догматическое обучение

60.В воспитательном плане наиболее эффективен. тип обучения

3) проблемный(+)

61.Теорию воспитательных систем в отечественной науке разрабатывал(и).

1) Л.И.Новикова, А.В.Караковский(+)

3) В.С.Лазарев, М.М.Поташник

62.Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относится к умениям.

1) межличностной коммуникации

2) межличностного взаимодействия

3) восприятия и понимания друг друга(+)

4) передачи информации

63.Неправильное отношение учителя к учащемуся относится к. педагогического общения.

1) физическим барьерам

2) барьерам неправильной установки сознания(+)

3) социально- психологическим барьерам

4) организационно- психологическим барьерам

64.Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога составляют суть.

1) дидактических способностей

2) коммуникативных способностей

3) организаторских способностей

4) гностических способностей(+)

65.Модульное представление профессиональной компетентности в педагогической психологии разработала.

2) А.К.Маркова(+)

66.Понятие » самонаблюдение» является синонимом термина.

2) интроспекция(+)

67.Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, называется.

3) лонгитюдным(+)

68.Свойство, которое обозначает способность отражать отраженное= размышлять над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями, называется.

1) рефлексией(+)

69.В теории формирования умственных действий и понятий выделяются.

2) 6 этапов (+)

70.Понятие «ведущая деятельность «выдвинуто.

2) А.Н.Леонтьевым(+)

71.Психоанализ изучает. личности.

1) бессознательное(+)

2) познавательные процессы

4) социальную сферу

72.Эксперимент не бывает.

3) исследовательским(+)

73.Развитие человека в онтогенезе характеризуется последовательностью понятий.

1) индивид, субъект деятельности,личность,индивидуальность, универсум(+)

2) субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность, универсум

3) индивид,личность, индивидуальность,субьект деятельности, универсум

4) индивид, индивидуальность. субьект деятельности, личность, универсум

74.Успешное общение предполагает.

2) владение монологической речью

3) присутствие собеседника

4) обратную связь(+)

3) оптико-кинетические(+)

4) пространственно- временные

76.Источником активности человека выступают.

4) потребности(+)

77.В структуре способностей человека выделяют. способности.

1) специальные(+)

78.Педагогическая психология изучает.

1) процесс развития

2) процесс обучения

3) процесс воспитания и развития

4) психологические закономерности процесса обучения и воспитания(+)

79.Учение о доминанте было создано.

4) А.А.Ухтомским(+)

80.Ж.Пиаже в качестве критерия периодизации психического развития выбрал.

1) Развитие эмоциональной сферы

2) развитие интеллекта(+)

4) развитие воображения

81.Способ познания от общего к частному был предложен.

3) Б. Спинозой(+)

82.К группам методов исследования, выделенных Б.Г.Ананьевым, не относятся—————-методы.

4) практические(+)

83.Своеобразное, специфическое для данного возраста единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой Л.С.Выготским назвал.

1) окружающей средой

2) условием психического развития

3) социальной ситуацией развития(+)

4) причиной психического развития

84.В качестве критерия периодизации развития ребенка П.П.Блонский выделил.

1) рост волос на теле

2) появление и смену зубов(+)

3) психосексуальное развитие

85.ПоА.Н.Леонтьеву, объективным биологическим критерием возникновения психики может служить.

4) чувствительность(+)

86.Закон обратного развития памяти сформулировал.

4) Т.Рибо(+)

87.В конфликте задействованы лица находящиеся в подчинении друг к другу- это конфликт.

3) вертикальный(+)

88.Восприятие одним партнером по общению другого называется.

3) перцепцией(+)

89.Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является.

1) непосредственное- эмоциональное общение

2) межличностное общение(+)

3) учебно- профессиональная деятельность

4) учебная деятельность

90.Непосредственное- эмоциональное общение является ведущей деятельностью в.

2) младшем школьном

3) дошкольном детстве

4) младенческом(+)

91.Кризис 7 лет связан с.

2) повышением самостоятельности ребенка

3) коренным изменением социальной ситуации развития

4) осознанием ребенка своего места в системе человеческих отношений(+)

92.Количественные и качественные изменения в психике человека это-

1) факторы развития

3) условия развития

4) психическое развитие(+)

93.По мнению. кризис неизбежен и ярко выражен

3) Л.С.Выготского (+)

94.В 3 года неуправляемость приводит к формированию.

2) самостоятельности(+)

96.Т.Шибутани выделил. типа отклоняющегося поведения

97.Понятие ведущая деятельность ввел.

1) Л.С.Выготский(+)

3) А.Н.Леонтьев

1) период повышенной чувствительности к некоторым внутренним воздействиям

2) период пониженной чувствительности к некоторым внешним воздействиям(+)

3) период повышенной чувствительности к некоторым условиям воздействия

период повышенной чувствительности к некоторым внешним воздействиям

99.А.Б. Орлов отмечает. типов центраций

1) социальная ситуация развития

2) ведущая деятельность

3) кризис(+)

101.Б.Г.Ананьев выделяет. групп(ы) методов исследования

102.Психика имеет две ярко выраженные.

1) формы и функции(+)

2) методы и методики

3) формы и средства

103.В основе конфликта лежат.

4) противоречия(+)

104.К видам отклоняющегося поведения не относится.

4) перцепция(+)

105.Ю.З.Гильбух выделяет. типа неуспевающих детей.

106.К механизмам социальной перцепции не относится.

2) каузальная атрибуция

4) перцепция(+)

107.Автор культурно исторической теории развития психики человека.

4) Л.С.Выготским(+)

108.Несовпадение между физической, интеллектуальной и социальной зрелостью- это.

3) социальная ситуация развития

4) гетерохронность(+)

109.Временная утрата самоконтроля вследствии сильного раздражителя- это.

1) комфортное поведение

2) импульсивное поведение(+)

3) адиквитное поведение

4) компульсивное поведение

110.Временная утрата самоконтроля при употреблении алкоголя и наркотиков- это.

1) импульсивное поведение

2) комфортное поведение

3) компульсивное поведение(+)

4) адиквитное поведение

1) каузальная атрибуция(+)

1) основная деятельность

2) ведущая деятельность(+)

3) преобладающая деятельность

4) развивающая деятельность

113.Оппозиционная форма поведения, направленная против лидеров, руководителей называется.

3) негативизмом(+)

114.Относительно замкнутый цикл развития по Л.С.Выготскому.

1) возраст(+)

115.К видам самооценки не относится.

4) неустойчивая(+)

116.А.Басса-А.Дарки выделили. типов агрессии

117.Горизонтальный вид конфликта характеризуется как.

1) задействованы лица не находящиеся в подчинении друг с другом

2) оппоненты не выходят за рамки этических норм

3) задействованы лица находящиеся в подчинение друг с другом

4) оппоненты выходят за рамки этических норм

118.Условием возникновения, реализации, видоизменения деятельности выступает.

Ответственность

4) социальные отношения(+)

120.Одним из принципов развивающегося обучения по Занкову является.

1) принцип наглядности

2) принцип систематичности

3) принцип научности

4) принцип обучения на высоком уровне сложности(+)

121.В выборе друга старшеклассник руководствуется:

2) деловыми качествами

3) личностными качествами(+)

4) нравственными чертами личности

122.Умственная активность в юношеском возрасте приобретает характерную черту:

1) интнрес к реальным явлениям

2) интерес не столько к фактам,сколько к их анализу,обсуждению,рассуждению и размышлению над ними

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 203 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *