По законам военного времени что означает
Законы военного времени
Перестройка нар. х-ва на воен. лад также вызвала необходимость издания ряда законодат. актов, регулирующих трудовую деятельность граждан на всей терр. страны. В годы войны были приняты новые законодат. акты и внесены изменения в действующие в сфере установления прав и обязанностей военнослужащих, льгот и преимуществ для членов их семей (напр., были приостановлены все гражд. дела, ответчиками в к-рых были военнослужащие). В годы войны на граждан СССР были возложены дополнительные по сравнению с мирным временем обязанности: по противовозд. и противохимич. обороне, обучению воен. делу, мобилизации автотракторного и гужевого транспорта и другие.
Большие изменения были внесены в сов. уголовное и уголовно-процессуальное законодательство (напр., принята ст. 192 «Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик» от 1924 об отсрочке исполнения приговоров, присуждающих в воен. время военнослужащих к лишению свободы, до окончания военных действий; введена уголовная ответственность за действия, к-рые в условиях мирного времени не были наказуемы; повышены санкции за отдельные виды правонарушений).
Ряд законодат. актов был направлен на реорганизацию суд. системы применительно к условиям военного времени (напр., Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в р-нах боевых действий 1941).
З. в. в. характеризовались в целом более суровыми санкциями в отношении к правонарушителям. Они имели приоритет перед законами мирного времени как законы специальные. С окончанием войны З. в. в. прекращали своё действие или отменялись соответствующими актами. Смотри также Военные трибуналы, Гражданское право, Инвалиды войны, Налоги, Уголовное право и др.
Лит.: Сов. право в период Вел. Отечеств. войны, ч. 12, М., 1948.
Полезное
Смотреть что такое «Законы военного времени» в других словарях:
Законы военного времени — законодательные акты, которые применяются в период войны. Могут приниматься как в мирное (заблаговременно), так и в военное время. Распространяются на всю территорию государства, находящегося в состоянии войны, либо на отд. р ны, что… … Словарь черезвычайных ситуаций
Законы военного времени — правовые акты и нормы, действие которых ограничено военным временем. Регламентируют гражданские, административные и другие правоотношения. Допускают реквизиции, проведение трудовой мобилизации населения, привлечение граждан к различного рода… … Словарь военных терминов
Законы и обычаи войны — Заседание Гаагской конференции 1907 г. Международное гуманитарное право совокупность международно правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с… … Википедия
ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ — – совокупность международно правовых норм, регулирующих отношения между воюющими государствами, а также между воюющими и нейтральными государствами во время войны. Государства, нарушившие 3. и о. в., несут политическую и материальную… … Советский юридический словарь
Чрезвычайные законы в Италии 1926 г — Закон «О защите государства» и Кодекс полиции безопасности. Первый из них предусмотрел создание «Особого трибунала, который в своей деятельности руководствовался правилами военного времени. Кодекс полиции безопасности был своеобразной… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Основные государственные законы — («Основные государственные законы») Российской империи, свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя царской России. Содержание «О. г. з.» и само их определение впервые даны М. М. Сперанским (См. Сперанский) и… … Большая советская энциклопедия
Действие уголовного закона во времени — Уголовное законодательство система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и… … Википедия
Действие уголовного законодательства во времени — Уголовное законодательство система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и… … Википедия
Военное право — Военное право[1] (военное законодательство, законодательство военное), данные термины имеют следующее значение в России: отрасль права, которая в широком понимании охватывает все правовые вопросы, связанные с военным делом, система установленных… … Википедия
Следует отметить, что к началу войны на территории Советского Союза действовали УК советских республик, и общесоюзные указы по вопросам уголовной ответственности. На территории советской России применялся УК РСФСР 1926 г. Непосредственно перед Великой Отечественной войной в уголовное законодательство были внесены изменения и дополнения, усиливающие уголовную ответственность. Правительство предполагало, что надвигается война, поэтому мобилизовало людские и материально-технические ресурсы
Например, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г. «Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы)» устанавливалась уголовная ответственность за грубое нарушение дисциплины, повлекшее отчисление из учебного заведения, и за самовольный уход из училища (школы) в виде заключения в трудовую колонию до одного года
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1941 г. «О запрещении продажи, обмена и отпуска на сторону оборудования и материалов и об ответственности по суду за эти незаконные действия» разбазаривание оборудования и материалов на предприятии приравнивались к их хищению, за данное преступление была установлена ответственность в виде тюремного заключения на срок от двух до пяти лет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1941 г. «Об уголовной ответственности несовершеннолетних» был снижен возраст уголовной ответственности до 14 лет.
Первым нормативно-правовым актом, принятым с началом войны, затрагивающим вопросы уголовной ответственности, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении». Указ устанавливал, что за неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежат уголовной ответственности по законам военного времени.
Военное положение было введено в Архангельской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининской, Курской, Ленинградской, Мурманской, Московской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Ярославской областях, Краснодарском крае, Крымской АССР, городах Ленинграде и Москве, Белорусской, Карело-Финской, Латвийской, Литовской, Украинской и Эстонской ССР. На остальной территории Советского Союза действовало обычное, мирное законодательство.
В июле 1941 г на военное положение была переведена территория Дальстроя – Колымский край
Указом от 15 апреля 1943 г. военное положение было распространено на все железные дороги. Железнодорожники, признанные виновными за преступления по службе, направлялись по решению военных трибуналов на фронт в штрафные роты
Первый месяц войны был полон хаоса, связанного с умышленной дезорганизацией коммуникаций и связи со стороны немецких диверсионных групп, плохой управляемостью войсками и гражданскими администрациями, и просто ростом панических настроений среди населения. Поэтому весьма логичным стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. установил уголовную ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу у населения. Признанному виновным в этом преступлении, военный трибунал мог назначить тюремное заключение от двух до пяти лет. Если же распространение слухов являлось конструктивным признаком другого более тяжкого преступления, то ответственность наступала за это более тяжкое преступление.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1941 г. «О применении судами Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» разрешил привлекать несовершеннолетних за неосторожные преступления
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с работы» всех рабочих и служащих авиационных, танковых предприятий, предприятий вооружения, боеприпасов, военного судостроения и военной химии признали мобилизованными (фактически военнослужащими), в связи с чем, самовольный уход с работы приравнивался к дезертирству, стал подсуден военному трибуналу. Каралось данное преступление тюремным заключением от пяти до восьми лет.
Указом от 29 сентября 1942 г. Президиум Верховного Совета мобилизовал всех рабочих, служащих и инженерно-технические работников, работающих в государственных предприятиях и учреждениях в районах, близких к фронту. Правда, в этом Указе устанавливалась еще и специальная уголовная ответственность для руководителей предприятия (учреждения), не обеспечивших организованной и полной эвакуации рабочих, служащих и инженерно-технических работников. Руководителям военный трибуналы могли назначить от пяти до десяти лет тюремного заключения.
11 октября 1942 г. действие Указа от 26 декабря 1941 г. было распространено на рабочих и служащих текстильных предприятий
3 января 1943 г. действие Указа от 26 декабря 1941 г. было распространено на рабочих и служащих медиплавильных предприятий
8 сентября 1943 г. действие Указа от 26 декабря 1941 г. было распространено на рабочих и служащих Ново-Лялинского целлюлозно-бумажного комбината
Я не знаю почему Новая Ляля заслужила отдельного Указа, чего там вычудили рабочие комбината, что их фактически мобилизовали Если у кого есть инфа сообщите форуму
В конце 1941 г., Советское Правительство, проанализировав мобилизационные возможности страны, приняло принципиальное решение о призыве в Вооруженные Силы осужденных граждан, как отбывших наказание, так и находящихся в местах лишения свободы. Последние освобождались из мест лишения свободы по основаниям, предусмотренным ст. 56 УК РСФСР (условно-досрочное освобождение). Для стимулирования указанных граждан на честное исполнение воинского долга был принят в соответствие с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1941 г. упрощенный порядок снятия судимости с военнослужащих, отличившихся в боях с немецкими захватчиками, Военными Советами фронтов (отдельных армий) и Военными Советами военно-морских флотов. Снятие судимости с военнослужащих, отбывших меру наказания или досрочно освобожденных и отличившихся в боях с немецкими захватчиками, производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР постановлениями Военных Советов фронтов (отдельных армий) и Военных Советов ВМФ по ходатайствам командиров (начальников) частей, кораблей, учреждений с последующим утверждением Президиума Верховного Совета СССР.
Только нужно учесть, что речь идет вовсе не о штрафбатах, они появятся позже в 1942 г.
Добавлено в 22:04
ФОРМА СПРАВКИ
О СНЯТИИ СУДИМОСТИ С ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
СПРАВКА
о снятии судимости
Настоящая справка выдана ______________________________________________
___________________________________________________________________________
(должность, звание, имя, отчество, фамилия) в том, что в соответствии с
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1941 года
постановлением Военного Совета _____________________________________ фронта
(отдельной армии), флота от ________ числа _______ месяца ________ года, за
N _____ за проявленное им отличие в боях с немецкими захватчиками судимость
по приговору (указать наименование суда, дату вынесения приговора, ст.
Уголовного Кодекса) с него снята.
(Подпись)
Ничего лишнего, можно было набрать на печатной машинке
Фильмы и Сериалы 12+
«По законам военного времени»: почему нельзя пропустить сериал
О чем фильм
Лето 1941 года. Фашисты подступают к Киеву. Обстановка в городе накаляется с каждым днем, что добавляет работы военным юристам и следователям военной прокуратуры. Для улучшения работы подразделения прибывший из Москвы заместитель генпрокурора Николай Мирский создает специальный отдел, в который входят опытный следователь Иван Рокотов и молодой юрист Светлана Елагина. Они приступают к расследованию особо важных дел, как в самом Киеве, так и на передовой, где укрепляются связи местной преступности с немецкими диверсантами. Отношения Рокотова и Елагиной, которые сначала с трудом терпят друг друга из-за разницы в происхождении и характере, со временем перерастают в бурный роман.
Максим Мехеда, режиссер-постановщик: «Эта картина не только о войне — сквозной линией легла серьезная любовная история. Это была необычная работа для меня. Приходилось совмещать детективный и военный жанры, и следовать историческим аспектам».
О команде
Режиссера Максима Мехеду зрители Первого канала помнят по остросюжетной мелодраме «Забудь и вспомни», а всего на его счету около десяти сериалов, среди которых «При загадочных обстоятельствах», «Кривое зеркало души», «Порох и дробь». Сценарная группа — Евгений Гориславец, Дмитрий Лысенко и Василий Попов — работали вместе над несколькими проектами, в том числе над вторым сезоном сериала «Нюхач».
В главной роли зрители увидят новое для себя лицо: Ивана Рокотова, который борется с преступностью в предвоенном Киеве, сыграл Евгений Воловенко. Роль Рокотова для него фактически первая главная в карьере. До этого он играл в многочисленных сериалах и телефильмах, среди которых «Купидон» с Максимом Виторганом и Анной Банщиковой, «Только ты» с Агнией Дитковските, «Чужая жизнь».
Евгений Воловенко: «Мне сразу понравилась эта история. Когда читал сценарий, складывалось ощущение, что читаю интересную и захватывающую книгу. Не могу сказать, насколько я похож на своего персонажа Рокотова, никогда не пытался проводить параллели. Но другие во мне его видят. По-моему, у моего героя много общего с моим братом. Видимо не зря я, готовясь к съемкам, наблюдал за братом и старался перенять его манеру поведения».
Евгения утверждали на роль дольше других актеров: режиссер просмотрел множество кандидатов, но решение о том, кто сыграет главного персонажа было принято в последний момент. Костюмерам, которые начали шить заранее, пришлось ушивать созданные под других актеров костюмы. Кроме того, Воловенко заметно похудел во время съемок, из-за чего его костюмы пришлось ушить на несколько размеров.
Партнершей Евгения Воловенко по площадке стала Екатерина Климова («Волчье солнце», «Однажды в Ростове», «Григорий Р.», «Синдром дракона»), которую режиссер утвердил без проб.
Екатерина Климова: «Это одновременно детективная и военная история, поэтому в первое время мне пришлось нелегко. Нужно было понять мою героиню. По сюжету смелой Светлане нужно разыскивать не только городских преступников, но и выезжать на линию фронта, где идут боевые действия. Но в Елагиной, несмотря на всю ее строгость и бойкость, все равно остаются обычные человеческие чувства. И она их не стесняется проявлять. Мне, как актрисе, больше всего нравится играть именно такие моменты, так как они понятны и знакомы каждому. При всей положительности моей героини я стараюсь сделать ее очень живой, временами даже наивной, по-детски смешной. Словом, наделить ее человеческими качествами. Но на меня Светлана не похожа — играть себя мне было бы неинтересно».
Еще один актер, утвержденный на роль без проб, — Александр Панкратов-Черный («Перед рассветом», «Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза», «Остров ненужных людей»), сыгравший личного шофера Рокотова Федоренко, который помогает ему в распутывании преступлений и берет под крыло молодого следователя Светлану Елагину.
Александр Панкратов-Черный: «Хорошая роль, интересный характер такого народного мужичка Федоренко. Она не комедийная, а трагедийная. Есть, что играть. Меня это и привлекло в сценарии. У моего героя во время войны погибает жена, дочка. Он это очень близко к сердцу принимает и живет с этой болью и потерей. До войны мой герой был таксистом, он был мобилизован на войну вместе с автомобилем. Болтун, каких поискать. Считает окружающих несмышленышами в бытовом плане, которые без него пропадут, особенно в условиях войны. Как может, опекает своего начальника Рокотова, а потом и примкнувшую к ним Елагину. Конечно, он немного иронизирует над поступками Светланы, так как не может понять, как такая молодая и красивая барышня занимается следственными мероприятиями и ловит опасных преступников. Но Федоренко делает это не со зла, да и Елагиной палец в рот не клади. Она всегда может поставить моего героя на место».
Руководителя следственной группы, в которой служат Рокотов и Елагина, сыграл Максим Дрозд, который привык к ролям оперативников и военных. Зрители Первого помнят его по сериалам «Мурка» и «Штрафник», фильму «А зори здесь тихие…». В сериале «По законам военного времени» он играет прокурора Николая Мирского, высокого начальника из Москвы, который направлен в Киев, чтобы разоблачить диверсионное подполье и раскрыть заговор внутри самой местной военной прокуратуры.
О съемках
Всего в сериале около 350 персонажей, 70 из которых — массовка. Для каждого из них были сшиты костюмы, в основном уникальные. Только на военную форму было потрачено около 200 метров ткани, хотя второстепенные герои иногда появлялись в кадре в немного доработанных костюмах своих коллег.
Валентина Головань, костюмер: «Сначала нужно было досконально изучить материалы прошлого, почитать воспоминания очевидцев, потому как у нас в картине будут костюмы, как 1935, так и 1941 года. А это разные образы, переход с одной формы в другую».
До мелочей были продуманы и детали костюмов — по оригиналам военного времени было создано более шестидесяти орденов, медалей и значков, десятки пуговиц и несколько звезд, которые специально нашивались на пилотки.
Екатерина Климова: «Военная форма мне понравилась своей лаконичностью. Но она доставляла некоторые неудобства. Мы ведь начали снимать летом, в жару. А форма-то шерстяная, плюс пилотка, кобура».
Евгений Воловенко, в отличие от Екатерины Климовой, боялся холодов больше, чем жары. Актер попросил костюмеров пошить для него специальное теплое хлопчатобумажное белье образца тех времен, поскольку современное белье, по его мнению, из-за синтетических добавок не смогло бы его согреть во время зимних съемок на натуре.
Основной массив съемок проходил в Киеве, однако в кадре не появится ни одной настоящей киевской улицы — их снимали в основном в Черновцах. Наведывалась съемочная группа также в Одессу, Львов, Бердичев и многочисленные киевские пригороды. В Порадовке и Ровжах снимали батальные сцены, там же строили окопы и землянки, полевую кухню и стойло для лошадей — настоящий военный городок.
Максим Мехеда: «В Киеве уже много современных зданий, поэтому мы приняли решение искать локации в других уголках. Улицы и дома снимали в Черновцах, в местах, которые сохранили свою историческую уникальность, так что картина будет выглядеть очень реалистично».
Фильмы и Сериалы 12+
К полюбившимся персонажам добавились новые герои
В центре сюжета — расследования, которые ведут военные юристы Иван Рокотов (Евгений Воловенко) и Светлана Елагина (Екатерина Климова), а также их неунывающий помощник шофер Григорий Федоренко (Александр Панкратов-Черный). Эти трое на протяжении нескольких сезонов живут, работают, влюбляются на фоне тяжелейших условий Великой Отечественной войны. Между Иваном и Светланой, несмотря на кажущиеся различия, возникает симпатия, перерастающая в настоящее сильное чувство.
Окружение и обстоятельства для Елагиной, Рокотова и Федоренко постоянно меняются. В первом сезоне они работают в Киеве, к которому подступают фашисты, под руководством направленного из Москвы Николая Мирского (Максим Дрозд), который оказывается братом Елагиной. Во втором сезоне действие перемещается в Харьков, где полным ходом идет эвакуация. Там Елагина встречает друга детства — лейтенанта Александра Громова (Алексей Шутов), и их теплые отношения вызывают ревность Рокотова.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/6/large/10166_large_ff47f15e56.jpg»> Изображение © Кинокомпания Star Media
В третьем сезоне между Рокотовым и Елагиной может встать новый персонаж — руководитель спецподразделения «Смерш», под началом которого работают герои, Виктор Звягинов. Звягинова сыграл Дмитрий Сутырин, на счету которого более ста ролей в кино и сериалах, в том числе в фильме «28 панфиловцев», сериалах «Крик совы», «Мажор 3», «Что и требовалось доказать». Звягинов — отличный профессионал, умело манипулирующий людьми. Хитрый, ловкий, неохотно признает достоинства других людей, но к Елагиной и Рокотову относится с уважением.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/0/large/10170_large_72e4143f98.jpg»> Изображение © Кинокомпания Star Media
Еще один персонаж, которому предстоит сыграть важную роль в судьбе главных героев, — Яков Иосифович Бланк. Секретарь горкома партии помогает Елагиной и Рокотову в расследовании. За внешней мягкостью, слабостью и даже трусостью Бланка скрывается железный характер и многолетний опыт взаимодействия с людьми. Бланка сыграл Юрий Ваксман, известный по ролям в сериале «Молодежка» и фильму «Гидравлика».
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/7/large/10167_large_fa5eef8b4e.jpg»> Изображение © Кинокомпания Star Media
Одного из самых любимых зрителями персонажей, Григория Ивановича Федоренко в исполнении Александра Панкратова-Черного, в этом сезоне ждет неожиданная любовная линия.
В двух первых сезонах мой герой больше ухаживал за детьми, а теперь он нашел женщину, которая проявляет к нему симпатию — к человеку, почти потерянному в этой войне. В интернете зрители пишут очень положительные отзывы на моего персонажа. По натуре я человек очень грустный, и отчасти поэтому стараюсь сниматься в ролях, которые вызывают у зрителя улыбку. Мне нравится, когда люди смеются, поэтому меня все считают комедийным актером, а я могу играть все: и трагедию, и драму.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2/large/10172_large_46327020e4.jpg»> Изображение © Кинокомпания Star Media
Рокотов и Елагина встретились после трех лет разлуки
Главные герои, следователи военной прокуратуры Светлана Елагина и Иван Рокотов, потеряли друг друга во время отступления из Харькова в начале Великой Отечественной войны. Действие нового сезона разворачивается в 1944 году, и к его началу влюбленные не виделись уже три года. В трагической истории Рокотова и Елагиной, разлученных войной, появляется надежда — они не просто чудом находят друг друга, но и вновь начинают работать вместе над расследованиями запутанных дел. Отношения супругов не будут безоблачными — в новых сериях вечно ревнующий Елагину Рокотов найдет новый объект для подозрений. Кроме того, героям придется разобраться в наполненном трагедиями и тайнами периоде, который они провели вдали друг от друга.
На съемках новых серий было трудно. Военный фильм — определенный тест для актеров на выносливость, и неважно — сильный духом ты или слабый, добрый или злой, капризный или нет. Тяжелые смены, когда либо холодно, либо очень жарко, взрывы, стрельба. Чаще всего съемки проходили на натуре, и нужно было рано вставать, чтобы успеть до захода солнца снять те или иные сцены. Это все непросто. И я всегда думала: «А как же на настоящей войне люди выдерживали? Когда ужас закончится не через 12 часов, как у нас, а через долгие годы войны…»