По желтому билету что значит
Желтый билет в Российской империи
На страницах Толстого и Достоевского, в исторических справках мы можем видеть упоминания о желтом билете. Что это такое? Кому его выдавали? можно ли было от него избавиться? Что значит «пойти по желтому билету?» Читайте описание и историю этого необычного документа, который можно было получить вместо паспорта.
Что это такое?
В царской России был период, когда проституция контролировалась государством и была легализована. Публичные дома платили налоги, а девушкам выдавался соответствующий документ вместо паспорта. Его называли «желтый билет» из-за цвета.
Выражение «пойти по желтому билету» в те времена означало пойти по рукам, стать девушкой легкого поведения.
Историческая справка
Проституция, как известно, древнейшая профессия. И в России она также существовала, но не в самом развитом виде. Расцвела «заморская зараза» во времена Петра Первого благодаря «окну в Европу».
Тогда же началась официальная борьба государства с этим явлением. В 1716 году был издан указ, запрещающий блуд за деньги в военных частях. Сделано это было с целью сокращения венерических болезней. Были введены наказания для военных, прибегающих к услугам доступных женщин. А дам, пойманных с поличным, отправляли в тюрьму.
Все эти меры не давали ожидаемого результата. К тому же весь царский двор не отличался высокой нравственностью и не подавал должного примера.
До конца 19-го века продолжалась безуспешная борьба с этим злом, а потом было принято решение поставить проституцию под контроль государства. Теперь за девушками следили врачи и полицейские, и торговля телом стала профессией.
В публичных домах появился свод официальных правил. Запрещались азартные игры, но разрешалась игра на фортепьяно. Три четверти денег получала владелица дома, одна четверть доставалась работнице.
Регулировался и возраст проституток. Запрещено было начинать раньше 16 лет. В начале 20-го века возрастные рамки сдвинулись до 21 года. Но на деле правила далеко не всегда соблюдались, и в борделях можно было встретить совсем юных особ.
На рубеже веков существовало около 2500 официальных публичных домов и больше 15 000 работниц. Помимо этого по желтому билету работало столько же уличных девушек.
После революции началась активная борьба с «мелкобуржуазным злом». В трудовом социалистическом обществе не было места девушкам легкого поведения. И проституция снова ушла в глубокое подполье.
Кто жил по желтому билету?
Среди девушек часто встречались горничные, совращенные барином, и работницы фабрик, соблазненные мастером. Оказавшись на улице с испорченной репутацией, они не знали, куда им идти. Тут их поджидали «заботливые» хозяйки, которые сначала прикармливали отверженных, давали кров, а потом постепенно объясняли, какую работу они предлагают. Зачастую у девушек не было другого выхода, кроме как согласиться.
Изредка среди проституток встречались интеллигентки или обедневшие дворянки. Стоимость обладания красивой образованной девушкой была выше, так как встречались они нечасто.
Желтый билет некоторые из них получали самостоятельно. А другие, может, и не планировали остаться надолго в профессии, но были пойманы с клиентом при облаве или же стали жертвой доноса квартирной хозяйки.
Уличный промысел считался самым дном. Туда шли новички или те, кто уже не мог больше работать в борделе. Женщины, утратившие красоту, больные или имеющие дефекты.
Желтый билет в «Преступлении и наказании»
Из исторических свидетельств и классической литературы можно узнать о трагических судьбах девушек, по нужде попавших в профессию. Желтый билет в «Преступлении и наказании» имела Соня Мармеладова, героиня исключительно положительная, но попавшая в трудные обстоятельства. Документ девушка получила по доносу.
В книге Раскольников смог полюбить ее, несмотря на это. Но в жизни так происходило нечасто.
Что значит желтый билет. Бордели и проституция в царской России
В бордель можно было устроиться с 16 лет (таким же был минимальный возраст вступления в брак). В 1901 году МВД запретило проституцию для девушек младше 21 года, в 1903 году это положение было закреплено новым «Положением об организации надзора за городской проституцией в Империи».
Она усмехнулась и сказала:
— Да кто ж меня возьмет с желтым билетом?
Л.Н. Толстой. «Так что же нам делать?»
Желтый билет Сони Мармеладовой. Что значит «пойти по желтому билету»
Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти! Когда единородная дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел… (ибо дочь моя по желтому билету живет-с…)
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Когда и кто легализовал проституцию в России
Император Николай I. Портрет работы Владимира Сверчкова. 1856 год
Отметки о медицинском осмотре в желтом билете
Однако справиться с венерическими заболеваниями легализиация не помогла. Медосвидетельствование проституток производилось только «ради казенного порядка», жаловались медики в конце XIX века. Даже в Петербурге, при «образцовом» надзоре, «в течение 4 часов врач зачастую должен осмотреть 200 женщин, а то и более 300», сетовали специалисты. Не лучше обстояло дело с лечением.
Дома терпимости. Как были устроены бордели в Российской империи
С 1843 года вслед за Петербургом Врачебно-полицейские комитеты стали возникать и в провинции. В некоторых городах проституцию контролировали местные власти или напрямую полиция.
К началу XX века в России было зарегистрировано 2400 публичных домов и 15000 проституток. Кое-где появлялись целые «кварталы красных фонарей». К примеру, в Курске было пять борделей. Они находились рядом, и в районе постоянно дежурил городовой, а при полицейском участке действовал медицинский контроль.
Бордели запрещалось открывать вблизи церквей, гимназий и школ. Согласно правилам, «воспитанники учебных заведений в тайные притоны допускаемы быть не могли».
По закону, содержательница публичного дома отвечала за здоровье и поведение своих работниц, обязана была обеспечивать регулярный медосмотр. В 1861 году, при императоре Александре II, правила для борделей были ужесточены. Теперь открывать их могли лишь женщины 35-55 лет, подавшие чиновникам специальное прошение. Были введены наказания для бандерш за неявку девушек на медосвидетельствование.
Фото «билетных» российских проституток из полицейских архивов Нижнего Новгорода
Права и обязанности проституток в Российской империи
«Правила для публичных женщин» от того же 1844 года дозволяли «публичным женщинам жить и не в борделях, а на квартирах, но только отнюдь не более как по одной».
Медицинский билет с отметкой об уплате пошлины
В бордели зачастую шли бедные горожанки, крестьянки, прибывшие на заработки и не нашедшие места в городе, юные девушки-подмастерья, сбежавшие от жестоких мастеров и мастериц. По статистике, 70% российских проституток были моложе 25 лет, а среди «нелегалок» попадались даже девочки 10-12 лет. Большинство проституток не имели ни отца, ни матери.
Проститутка считалась человеком второго сорта: она должна была получать в полиции разрешение, если собиралась куда-то поехать, сдавать проститутке квартиру тоже можно было лишь с разрешения полиции.
Тем не менее, работа в легальном борделе считалась более престижной, чем незаконный труд на панели.
Ярмарочная шансонетка Масленникова, фотограф Максим Дмитриев, 1900-е годы
Когда в России запретили проституцию
После революции 1917 года новые власти объявили ночных бабочек «жертвами капиталистического строя», а проституцию запретили.
В здании Комиссариата московского градоначальства под председательством комиссара Московского градоначальства Никитиан в среду в 7 ½ часов вечера состоялось совещание по вопросу о регламентации проституции.
После обсуждения целого ряда вопросов собрание высказалось за закрытие домов и квартир свиданий, а также отмену регистрации и всякого рода принудительно-административных мер, практиковавшихся ранее в порядке врачебно-полицейского надзора.
Кроме того, предложено: 1) учредить приюты для несчастных детей-сифилитиков; 2) отделения при лечебницах, где каждый больной мог бы бесплатно лечиться от венерических болезней, причем прием должен быть не в общей амбулатории; 3) уничтожить желтые билеты и т.д.
«Ведомости комиссариата московского градоначальства»
(Цитата с сайта «Проект 1917. Свободная история»)
Почему Николай I легализовал «жриц любви», и как работала система после ввода «жёлтых билетов»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что вынудило Николая I легализовать древнейшую профессию в России
В Российской же империи «жрицы любви» традиционно относились к нижайшим социальным слоям, а их «трудовая занятость» после XVII века была официально запрещена государством. Однако, несмотря на закрытие публичных домов и отправки потенциальных «сотрудниц» на принудительные работы, число продажных женщин росло, а вместе с ним увеличивалась и цифра заражений венерическими болезнями.
Поняв по безуспешному опыту предшественников, что карательными мерами проституцию и её последствия не сдержать, Николай I пришёл к решению: легализовать дома терпимости. В 1843 году по специальному указу императора публичные женщины получили право торговать своим телом на законных основаниях, находясь под строгим полицейским и медицинским контролем.
Кому и на каких условия выдавали «жёлтые билеты»
После царского разрешения проституток обязали вставать на учёт в специально созданные врачебно-полицейские комитеты, где у них забирали паспорта, выдавая взамен жёлтые – заменительные – билеты и смотровые книжки. Получить официальный статус «жрицы любви» могла любая 16-летняя девушка, но при условии, что уже не является девственницей. Иначе кандидатку даже более старшего возраста после медицинского осмотра часто ожидал отказ. В 1901 году возрастную планку для начинающих проституток подняли до 21 года – времени совершеннолетия по существующему тогда законодательству.
Обмен документов резко ограничивал женщину в правах. Получив билет, она теряла возможность кормиться другим способом, кроме как продажей собственного тела. Возврат паспорта в случае желания прекратить порочное существование представлял собой сложную и длительную процедуру, пройти которую было практически невозможно. Впрочем, безнадёжно испорченная репутация и так не позволяла рассчитывать на какие-либо лучшие перемены в жизни, вынуждая заниматься проституцией до преклонных лет или полной потери здоровья.
Кроме того, по изданным в 1844 году «Правилам для содержательниц домов терпимости», от каждой обладательницы жёлтого билета требовалось два раза в неделю проходить врачебный осмотр и фиксировать его результаты в медицинскую книжку. Лечить проститутку при обнаружении «профессиональной болезни» полагалось бесплатно (за счёт государственной казны). Со временем из-за большой загруженности медиков – 200-300 человек за 4 часа – обследование превратилось в формальность, в ходе которой внимание обращалось лишь на явные симптомы уже существующей болезни.
При выявлении «безбилетниц» грозило уголовное наказание. Такая же мера ожидала тех, кто игнорировал медицинские осмотры, являясь источником заражения.
Иерархия «жриц любви»: «камелии», «билетные содержанки», одиночные продажные женщины, «любительницы»
Проститутками становились представительницы разных сословий. Согласно полицейской статистике, основная масса сексуально-продажного контингента в России состояла из бывших крестьянок – их насчитывалось 47,5%. 36,3% приходилось на мещанок, являвшихся ранее портнихами, цветочницами, прачками и т.д. Далее места распределялись так: 7,2% – солдатки, 1,8% – дворянки, 1,5% – иностранные подданные, 1% – из купечества и духовенства. Возраст 70% «ночных бабочек» был меньше 25 лет.
Третья категория продажных женщин занималась проституцией от случая к случаю – в виде подработки. Любительницы считались вполне добропорядочными членами общества, нередко имели работу, и, конечно же, как и «элита», не состояли на учёте в полиции. Промышляли безбилетницы каждая по-своему: крестьянки, приезжающие на ярмарку, отдавались купцам; танцовщицы и певички – посетителям ресторана; гувернантки, служанки, студентки находили клиентов, давая объявления в местные газеты.
Кто получал право открыть публичный дом, сколько получали «жрицы любви»
Согласно упомянутым «Правилам для содержательниц домов терпимости», владелицей заведения могла стать женщина не младше 35 и не старше 55 лет, никогда не имевшая проблем с законом. Помимо прочего в её обязанности входило следить за здоровьем и поведением работниц, а также обеспечивать им регулярный медицинский осмотр.
Некоторым советским актрисам приходилось играть роль женщины легкого поведения, что потом приводило к проблемам репутационного характера.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Желтый билет, порядок получения и содержание документа
В произведениях русских литераторов конца XIX – начала XX веков иногда упоминается словосочетание «желтый билет». Это что? Сегодняшнему читателю о том нетрудно догадаться из контекста, а во времена написания рассказов, повестей и романов Достоевского, Бунина и Толстого всем взрослым людям (детишек, как правило, оберегали от непотребных сведений о порочных сторонах жизни) было известно, что это непременный атрибут женщины, торгующей собственным телом.
Что это такое?
В царской России был период, когда проституция контролировалась государством и была легализована. Публичные дома платили налоги, а девушкам выдавался соответствующий документ вместо паспорта. Его называли «желтый билет» из-за цвета.
Выражение «пойти по желтому билету» в те времена означало пойти по рукам, стать девушкой легкого поведения.
Правила для нелегалок
Не всем девушкам выпадала «удача» попасть в официальный бордель. Многие становились, как сказали бы теперь, фрилансерами, — самостоятельно искали клиентов, оказывая интимные услуги на квартирах, в банях, трактирах. Однако правила 1861 г. ввели запрет на подобную деятельность, постановив, однако, что «свидания мужчин с женщинами» могут случаться лишь в специальных квартирах и гостиничных номерах, которые исключительно для подобных «свиданий» и предназначены.
Нелегалкам не запрещалось рекламировать свои услуги через газеты, на страницах которых не редкостью были объявления следующего содержания: «Девушка без прошлого, но с безукоризненной репутацией, отдаст всё, что имеет, тому, кто одолжит ей 200 рублей».
Историческая справка
Проституция, как известно, древнейшая профессия. И в России она также существовала, но не в самом развитом виде. Расцвела «заморская зараза» во времена Петра Первого благодаря «окну в Европу».
Тогда же началась официальная борьба государства с этим явлением. В 1716 году был издан указ, запрещающий блуд за деньги в военных частях. Сделано это было с целью сокращения венерических болезней. Были введены наказания для военных, прибегающих к услугам доступных женщин. А дам, пойманных с поличным, отправляли в тюрьму.
Все эти меры не давали ожидаемого результата. К тому же весь царский двор не отличался высокой нравственностью и не подавал должного примера.
До конца 19-го века продолжалась безуспешная борьба с этим злом, а потом было принято решение поставить проституцию под контроль государства. Теперь за девушками следили врачи и полицейские, и торговля телом стала профессией.
В публичных домах появился свод официальных правил. Запрещались азартные игры, но разрешалась игра на фортепьяно. Три четверти денег получала владелица дома, одна четверть доставалась работнице.
Регулировался и возраст проституток. Запрещено было начинать раньше 16 лет. В начале 20-го века возрастные рамки сдвинулись до 21 года. Но на деле правила далеко не всегда соблюдались, и в борделях можно было встретить совсем юных особ.
На рубеже веков существовало около 2500 официальных публичных домов и больше 15 000 работниц. Помимо этого по желтому билету работало столько же уличных девушек.
После революции началась активная борьба с «мелкобуржуазным злом». В трудовом социалистическом обществе не было места девушкам легкого поведения. И проституция снова ушла в глубокое подполье.
Примечания
Кто жил по желтому билету?
Среди девушек часто встречались горничные, совращенные барином, и работницы фабрик, соблазненные мастером. Оказавшись на улице с испорченной репутацией, они не знали, куда им идти. Тут их поджидали «заботливые» хозяйки, которые сначала прикармливали отверженных, давали кров, а потом постепенно объясняли, какую работу они предлагают. Зачастую у девушек не было другого выхода, кроме как согласиться.
Изредка среди проституток встречались интеллигентки или обедневшие дворянки. Стоимость обладания красивой образованной девушкой была выше, так как встречались они нечасто.
Желтый билет некоторые из них получали самостоятельно. А другие, может, и не планировали остаться надолго в профессии, но были пойманы с клиентом при облаве или же стали жертвой доноса квартирной хозяйки.
Уличный промысел считался самым дном. Туда шли новички или те, кто уже не мог больше работать в борделе. Женщины, утратившие красоту, больные или имеющие дефекты.
О правилах гигиены и поведения
Правила предписывали как можно чаще «омывать водой детородные органы». После каждого приема полагалось сделать это при помощи спринцовки, а затем по возможности сменить белье. Еженедельно нужно было ходить в баню, а в женские дни – от работы отдыхать.
Кроме того, что публичная женщина должна была выглядеть опрятно и чисто, правила регламентировали ей отказываться «от излишнего употребления вина» и косметики. Вести себя следовало как можно скромнее и благопристойнее, не приставать к прохожим и не зазывать их к себе, в общественных местах не делать непристойностей и «по нескольку вместе» не гулять. Держаться подальше от церквей и учебных заведений.
Желтый билет в «Преступлении и наказании»
Из исторических свидетельств и классической литературы можно узнать о трагических судьбах девушек, по нужде попавших в профессию. Желтый билет в «Преступлении и наказании» имела Соня Мармеладова, героиня исключительно положительная, но попавшая в трудные обстоятельства. Документ девушка получила по доносу.
В книге Раскольников смог полюбить ее, несмотря на это. Но в жизни так происходило нечасто.
Конечно, не у всех девушек желтый билет был связан с лишениями и страданиями. Некоторые в те времена были рады, что им не приходится гробить себя тяжелой работой на фабрике. Кто-то считал, что им повезло — есть кров, еда, красивая одежда, небольшой доход. А какая-то часть женщин даже умудрялась получать удовольствие от своей профессии.
В произведениях русских литераторов конца XIX — начала XX веков иногда упоминается словосочетание «желтый билет». Это что? Сегодняшнему читателю о том нетрудно догадаться из контекста, а во времена написания рассказов, повестей и романов Достоевского, Бунина и Толстого всем взрослым людям (детишек, как правило, оберегали от непотребных сведений о порочных сторонах жизни) было известно, что это непременный атрибут женщины, торгующей собственным телом.
Идиома
Смотреть что такое «Жёлтый билет» в других словарях:
— обиходное назв. документа, выдававшегося в дорев. России столичной полицией проституткам и узаконивавшего их право заниматься своим ремеслом … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
— (разг.), название санитарной книжки официального документа, выдававшегося проституткам в дореволюционной России взамен паспорта. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
— Доревол. Особый, жёлтого цвета документ, дающий право легально заниматься проституцией. Она усмехнулась и сказала: «Да кто же меня возьмёт с жёлтым билетом?» (Л. Н. Толстой. Так что же нам делать?). Дочь моя по жёлтому билету живёт с… прибавил… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Белый билет. Разг. Освобождение от воинской службы. БТС, 70; Ф 1, 22; СБГ 1, 45. Билет в коммунизм. Разг. Ирон. Продовольственный талон. ББИ, 28; Балдаев 1, 36. Билет на тот свет. Жарг. шк. Шутл. Дневник. (Запись 2003 г.). Волчий билет. Разг. В… … Большой словарь русских поговорок
Ярким образом инфернальной женщины в романе Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, для которой нет жизненных правил, нет жизненных границ, нет общественных правил. Её жизнь сопровождается желтым цветом. Человек, которого она любит, – убийца, но со своими, необычными и очень непохожими на других, взглядами на жизнь. Не смотря на то, что Сонечка Мармеладова пошла по «желтому билету» она во многом олицетворяет Богоматерь с младенцем, где младенцем является – Раскольников.
Раскрытию образа Сони Мармеладовой способствует анализ портрета героини. При помощи портрета – мы можем определить мысли героини, при помощи описания внешности или одежды – мы определяем её особенности характера, манеры поведения. Прежде всего, нужно обратить внимание на одежду Сони. На ней надет бурнус
(это «накидка и верхняя одежда разного вида, мужская и женская, будто по образу арабскому, с широкими рукавами»). Для того, чтобы изобразить традиционную одежду Марии – мафорий
(одежда палестинских замужних женщин), более всего подходит бурнус, бывший к тому времени достаточно распространенным видом одежды. Зеленый платок –
вообще, зелёный цвет как цвет зеленой жизни, напрямую связан с образом Богоматери, Молельницы и Предстательницы перед Господом за человека и землю, за всякую земную тварь. Например, знаменитая икона «О тебе радуется» происходящая из мастерской Дионисия (находящаяся сейчас в Третьяковской галерее) изображает сидящую на престоле Богоматерь в Славе, окруженную расходящимися от престола кругами синего и зеленого цвета. Если вспомнить почти бесцветные, мягкие, пушистые волосы Сони, то ими вполне прорисовывается нимб
– на иконах – сияние в виде небольшого круга над головой Бога и святых; символ святости, божественности. Тогда зеленый платок может изображать «Славу». Почти все изображают Богоматерь в ярко-зеленом платке.
Соня, конечно же, никого не может спасти. В этом-то и причина её поступка. Ненасытимое сострадание – вот что позволяет переступить её через себя. По сути, её жертва – христианская. Кого спас Христос, позволив распять себя на кресте? Формально никого. В образе Сони и заключена эта идея Христа. Мотив её поступка – не в желании спасти близких, а в невозможности их спасти. Она не может им помочь, и она не может спокойно наблюдать их страдания, она лишь может взять на себя еще большее страдание, чем они. Но именно Соня одарена той духовной силой, которая помогает ей, живя во зле, пребывать в добре и нести добро другим. Дает ей эту силу вера в Бога. Соня нечасто посещает церковь – ей неловко. Но она глубоко верует в Бога, а значит – и в высшую справедливость и чудо, которые изменят её жизнь; она верует в воскресение Лазаря, ибо без этого не будет надежды и веры в собственное воскресение. Зная мотив, мы можем осуждать или оправдывать поступок героини. Мотив помогает нам понять намерение персонажа, его мысли, его чувства.
Для Сони нет общественных правил, она ведет себя против общепринятых правил. Она не похожа на окружающих, она делает всегда, так как ей велит её сердце, особенно по отношению к Раскольникову. Она любит этого человека, она на все ради него готова, Сонечка хочет помочь ему «переродится», она всегда рядом, даже если Родион её отталкивает. Ведь не каждую женщину «с желтым билетом» можно сравнить с Богоматерью, далеко не каждая полюбит убийцу и поможет ему «родиться заново», а Соня поступает именно так.
Последние десятилетия все активно обсуждают вопрос проституции. Как бороться с ней и ее покровителями из правоохранительных органов? Как оградить общество от асоциальных элементов? Как относиться к проституткам, некоторые из которых стали заложницами обстоятельств? Каждый считает своим долгом на эту тему высказаться даже если видел проституток только в мультиках. Поляризацию общественных мнений еще подстегивает надвигающийся на Москву гей-парад, но о гей-парадах разговор отдельный.
Кто-то утверждает, что надо не бороться с этим явлением, а легализовать его. То есть желающих воспользоваться услугами проституток все равно не убавится, а так можно будет как-то контролировать этот бизнес, получать с него налоги, не говоря о мед.книжках и трудовом договоре для работниц древнейшей профессии
! А повысив качество, — повысить цены и, соответственно, отчисления в бюджет.
Странный памятник проститутке «Лавочка порока» на окраине Праги
Сейчас в России многим трудно представить себе подобную легализацию по морально-этическим соображениям, и я это понимаю. Как и в случае с алкоголем, сигаретами, наркотиками, азартными играми и прочими средствами удовлетворения потребностей разной степени порочности, это всегда будет камнем преткновения как минимум двух точек зрения.
и каждая из работниц имела документ, позволяющий этим заниматься!
Жёлтый билет, позволяющий легально заниматься проституцией
«Жёлтый билет» выдавался проституткам вместо паспорта. Не очень-то приятно сейчас было бы ловить ухмылки полицейских, рассматривающих такую корочку в наше время:) Документ состоял из 8 страниц, содержал медицинские пометки, правила по надзору, правила для публичных женщин
Может быть настало время ввести подобный принудительный документ? Хочешь зарабатывать своим телом — пожалуйста, но будь добра завести жёлтый билет с докторскими пометками. Или все же давить профессию до конца, до последнего сутенера? Но кто же тогда обеспечит тысячи девушек приличным образованием, работой, кто подпустит к своему чаду падшую учительницу? Каковы ваши соображения на эту тему?
На страницах Толстого и Достоевского, в исторических справках мы можем видеть упоминания о желтом билете. Что это такое? Кому его выдавали? можно ли было от него избавиться? Что значит «пойти по желтому билету?» Читайте описание и историю этого необычного документа, который можно было получить вместо паспорта.
Заменительный документ
Желтый билет на своих четырех разворотах содержал следующую информацию: