Под эгидой чего создаются заповедники

Зачем нужны заповедники

С увеличением роста народонаселения возрастает численность обитателей городов, что, в свою очередь, ведет к еще большему развитию промышленности. Чем стремительнее развивается экономика, тем сильнее люди оказывают нагрузку на природу: загрязняются все сферы географической оболочки земли. Сегодня все меньше остается территорий, не тронутых человеком, где сохранилась дикая природа. Если не охранять природные зоны целенаправленно от пагубных действий людей, у многих экосистем планеты нет будущего. Уже достаточно давно некоторые организации и отдельные люди собственными усилиями стали создавать заповедники и национальные парки. Их принцип состоит в том, чтобы оставить природу в первозданном виде, охранять ее и дать возможность зверям и птицам жить в дикой среде. Очень важно защищать заповедники от различных угроз: загрязнений, транспорта, браконьеров. Любой заповедник находится под охраной того государства, на территории которого он располагается.

Причины создания заповедников

Существует множество причин, по которым были созданы заповедники. Одни являются глобальными и общими для всех, а другие – локальные, исходя из особенностей той или иной местности. Среди основных причин следует назвать такие:

Основные принципы организации заповедников

Существует большое количество принципов, на которых основывается организация заповедников. В первую очередь стоит выделить такой принцип, как полный запрет хозяйственной деятельности. Следующий принцип говорит о том, что реорганизовывать заповедники нельзя. Их территория всегда должна находится в состоянии нетронутости человеком. Вся организация и управление заповедником должна основываться на свободе дикой природы. Кроме того, не только разрешается, но и поощряется исследование биосферы в этих местах. И один из главнейших принципов организации заповедников гласит то, что высшая ответственность за сохранность заповедников несет государство.

Таким образом, заповедники нужны в каждой стране. Это своеобразная попытка сохранить хотя бы часть природы. Посещая заповедник, можно наблюдать жизнь животных в диких условиях, в которых они могут жить спокойно и увеличивать свою численность. И чем больше заповедников будет создано на планете, тем больше у нас будет шансов возродить природу и хоть как-то компенсировать тот ущерб, который нанесли люди земле.

Источник

Зачем России заповедники

И как их правильно охранять

И как их правильно охранять

70 лет назад советская власть почти в корне уничтожила заповедную систему в нашей стране, и эта система восстанавливается до сих пор. В связи с этим печальным юбилеем в Общественной палате РФ экологи и природоохранники обсудили состояние заповедной системы в современной России. Мы решили рассказать вам о ней поподробнее: в чём разница между заповедниками, национальными парками и заказниками, с какими угрозами они сталкиваются, как защищают заповедные территории в других странах и что нужно сделать России, чтобы перестать разрушать своё природное богатство.

Какие бывают особо охраняемые природные территории

Общее, большое и научное название для наших заповедных территорий – особо охраняемые природные территории (ООПТ). Их около 13 тысяч, и занимают они больше 13% территории России. Каждой заповедной территории присвоен свой охранный статус. Их много, но к основным можно отнести: заповедник, биосферный заповедник, национальный парк, природный парк, заказник и памятник природы. Давайте разберёмся, в чём же разница.

Заповедники — это природные территории федерального значения с самым строгим охранным статусом. Здесь запрещена любая деятельность — охота или рыбалка, рубка леса или строительство. Они закрыты для посещения, хотя с согласия дирекции попасть туда можно. Заповедники нужны, чтобы охранять популяции редких видов животных и растений, проводить научные исследования и сохранять естественный ход природных процессов.

Биосферные заповедники – это заповедники, которые включены в международную сеть биосферных резерватов, то есть охраняемых территорий, ЮНЕСКО в рамках глобального экологического мониторинга программы «Человек и биосфера». Биосферные резерваты должны быть разделены на три зоны: заповедное ядро (нужна для сохранения или восстановления ценных природных комплексов в естественном состоянии и наблюдения за естественным ходом природных процессов), буферная (окружает заповедное ядро или прилегает к нему, призвана защищать её от негативных антропогенных факторов) и переходная (обычно не включается в границы ООПТ и объединяет территории с природопользовательскими и рекреационными функциями). К сожалению, в российском законодательстве таких понятий нет, зато есть биосферные полигоны, где по закону можно строить спортивные и туристические объекты и инфраструктуру.

Национальные парки — это тоже охраняемые территорий федерального значения, на них деятельность человека ограничена, но не запрещена полностью. В национальных парках проводят научные и эколого-просветительские мероприятия. Здесь можно гулять и отдыхать, но только в специально выделенных для этого местах. Парки разделены на зоны, что позволяет совмещать охрану природы и природопользование. Например, в отдельных зонах коренным народам не запрещается рыбачить и охотиться.

Природные парки — то же, что и национальные парки, только регионального значения.

Заказники — это природные территории федерального или регионального уровня, которые могут охранять как весь природный комплекс, так и отдельные виды редких растений и животных, нуждающиеся в восстановлении. Заказники не зонированы и в них достаточно гибкий режим охраны: там запрещены одни виды хозяйственной деятельности, а другие, не влияющие на охраняемые объекты, могут быть разрешены (сенокос, выпас скота).

Памятники природы — это единственные в своём роде, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом плане природные комплексы федерального или регионального значения. Это может быть как отдельный природный объект — водопад, метеорит, пещера, дерево, — так и целые природные территории: лесные массивы, участки морских акваторий, редкие формы рельефа (дюны, горы, барханы и др.)

Ценность ООПТ

Когда человек освоил почти всю планету, а земель, не затронутых хозяйственной деятельностью, уже почти не осталось, очень важно сохранять самые ценные и наименее нарушенные участки нашей природы. И один из способов — присваивать им охранный статус.

К сожалению, не все ценные территории обладают охранным статусом. Но те, что имеют, помогают людям, например:

— сохранять биоразнообразие, ценные виды растений, животных и грибов, беречь чистый воздух и воду, экосистемы и ландшафты. Особенно если они очень чувствительны и могут пострадать от интенсивной хозяйственной деятельности;

— сохранять дикую и малонарушенную природу для научных исследований. Её изучение позволяет определять закономерности развития биосферы и её реакции на воздействие со стороны человека;

— вести экологическое просвещение и воспитание, формировать у людей, а особенно у детей, бережное отношение к природе и жизни во всех её проявлениях;

— создавать благоприятную среду для жизни человека, например, места для отдыха и познавательного туризма.

Наша задача — ценить и охранять природу, а хрупкие экосистемы – ценить и охранять вдвойне. Это важно понимать, чтобы не повторять ошибок прошлого, когда 70 лет назад пара нелепых решений чуть полностью не уничтожила заповедную систему, а вместе с ней — самые большие и ценные заповедники в стране.

Разгром заповедной системы

В середине прошлого века промышленное производство в нашей стране было важнее всего, иногда даже важнее здравого смысла. Сеть заповедников, которая, по мнению властей, «в ряде районов необоснованно разрослась», мешала заготавливать деловую древесину, расширять охотничий и рыболовный промысел, добывать полезные ископаемые.

Поэтому в 1951 году Совет министров СССР принял решение, подписанное Сталиным, ликвидировать часть заповедников, а территорию оставшихся свести не более чем к 1,5 млн гектаров. В СССР ликвидировали 88 государственных заповедников из 120, а их общая площадь сократилась в 15 раз. В научных и общественных кругах это воспринималось как катастрофа, последствия которой мы испытываем до сих пор.

Многие ценнейшие заповедные территории оказались полностью утраченными и за последующие 70 лет так и не были восстановлены должным образом. Среди них были:

Проблемы заповедных территорий

К сожалению, и в современной России отношение чиновников к особо охраняемым природным территориям часто можно назвать потребительским и заведомо вредительским. Вместо того, чтобы создавать новые ООПТ, они калечат старые, да ещё и незаконно. Мы видим, что история повторяется: сегодня промышленники при помощи чиновников снова стремятся уменьшить заповедные территории, вырезать из заказников и памятников природы самые ценные участки.

Таких историй много, и они происходят прямо сейчас:

К сожалению, это далеко не все случаи нападок бизнеса и власти на наши охраняемые территории. Иногда нас спрашивают, почему это происходит? Почему заповедники и заказники перекапывают в поисках нефти и золота, застраивают туристическими кластерами, почему там вырубают реликтовые леса? Такому пренебрежительному и неосторожному отношению к природе есть объяснение: охраной природы и использованием природных ресурсов занимается одно и то же ведомство — Минприроды.

Так быть не должно. Люди, которые должны охранять определенные участки природы, не должны решать, что их можно разрабатывать. Рано или поздно возникает конфликт интересов, который невозможно решить в рамках одного ведомства.

Давайте хотя бы мельком взглянем на опыт других стран с похожей заповедной системой и на то, как они справляются с аналогичными проблемами.

Сделать по-другому можно и нужно

Возьмём пример США. Там существует отдельная служба, которая занимается исключительно охраной национальных парков — National Park Service (NPS). В 2019 году в ведении службы было 137 национальных парков и около 430 других охраняемых территорий общей площадью в 34,5 млн гектаров. У NPS есть миссия: сохранять в неприкосновенности природные и культурные ресурсы и ценности системы национальных парков для просвещения и вдохновения нынешнего и будущих поколений. Природопользования в этом списке нет.

В Канаде тоже существует отдельное агентство, охраняющее национальные парки — Parks Canada. В его ведении находится 47 нацпарков и природных резерватов по всей стране общей площадью в 45 млн гектаров. При этом главная и единственная задача агентства — защищать природное и культурное наследие Канады, заниматься общественным просвещением, а ни в коем случае не экономическим использованием недр, лесов и вод.

У нас тоже было похожее ведомство, которое занималось исключительно сохранением биоразнообразия, экологической экспертизой, экологической безопасностью и охраной ООПТ — это Госкомэкология. Его образовали в 1991 году законом РФ «Об охране окружающей среды», но уже в 2000 году указом президента его упразднили, а все функции по охране природы передали министерству по использованию природных ресурсов. Это сразу привело к ослаблению государственного экологического контроля и экологической экспертизы, а также многочисленным нарушениям на особо охраняемых территориях.

До тех пор, пока в органах исполнительной власти не появится специализированное ведомство, которые будет выполнять исключительно природоохранные функции, нападки на наши особо охраняемые природные территории со стороны чиновников и бизнеса будут продолжаться на системном уровне.

Материал подготовлен на основе докладов на Круглом столе Всеволода Степаницкого – заслуженного эколога РФ и советника генерального директора АНО «Дальневосточные леопарды», Михаила Крейндлина – руководителя программы по особо охраняемым природным территориям Greenpeace России и Натальи Данилиной – эколога и специалиста по заповедному делу. Доклады были представлены 30 августа 2021 года в Общественной палате на Круглом столе «Печальный юбилей: 70 лет разгрома заповедной системы РФ».

Источник

Как создаются заповедники

Заповедники, так же как и люди, имеют свою судьбу, и она не всегда бывает легкой. Рассмотрим для примера историю лишь одного заповедника, которая сложна, но и в чем-то характерна. В ее основе лежат только подлинные достоверные материалы и факты, бережно хранимые в архивах или взятые из литературы.

Еще в 1923 г. энтузиаст охраны природы работник Главнауки Ф. Ф. Шиллингер планировал экспедицию на Конду, но его замысел не осуществился. Лишь в 1927-1928 гг. тобольскому охотоведу В. В. Васильеву удалось получить достоверные сведения о североуральских бобрах. В течение двух сезонов подряд, преодолевая всевозможные тяготы, с весьма ограниченными средствами он обследовал бассейны рек Конды и Малой Сосьвы и установил существование здесь крупного по тем временам очага речных бобров. Кроме них сохранился там и соболь, численность которого была подорвана по всей Сибири и на Урале, а также северный олень, лось, выдра и другие ценные виды, почти исчезнувшие на окружающих территориях из-за преследования охотниками.

Новая центральная усадьба заповедника в поселке Хангакурт становится своеобразным форпостом культуры в этом труднодоступном крае. Там действуют школа, врачебный пункт с амбулаторией, библиотека, создается музей природы. Сотрудники заповедника помогают коренным жителям освоить огородничество, приобщают к новой жизни. Но главное внимание уделяется научной работе. Приехавшая из Воронежского заповедника З. И. Георгиевская тщательно изучает экологию речных бобров, известный натуралист В. В. Раевский месяцами бродит по соболиным следам, ночуя в крохотных зимовьях, а чаще у костра, чтобы как можно детальнее проследить образ жизни и поведение соболя, уточнить численность и ее динамику. Большое оживление в жизнь заповедника принес приезд в 1938 г. нового научного руководителя, энергичного исследователя, будущего профессора В. Н. Скал она. В печати стали появляться научные статьи. В 1940 г. вышел в свет первый труд сотрудников заповедника, в числе которых была коллективная работа В. В. Васильева, 3. И. Георгиевской и В. В. Раевского «Бобры и соболи в Кондо-Сосьвинском заповеднике».

В трудные годы Великой Отечественной войны заповедник продолжал действовать, хотя многие его работники ушли на фронт. По-прежнему велись научные наблюдения, хотя писать дневники и отчеты приходилось то на старых бланках, то на клочках обоев. Трудно было с продуктами, но заповедный режим соблюдался, что принесло свои плоды. Соболь из редкого зверя стал многочисленным, заметно увеличилось поголовье лосей, северных оленей, боровой дичи. А вот речных бобров почти не прибавилось. Сказались и отловы их в заповеднике, и браконьерство. Лишь в сороковых годах поголовье бобра восстановилось, а потом и увеличилось.

Кондо-Сосьвинский заповедник завоевал признание как в науке, так и среди местного населения и стал достопримечательностью Зауралья. Но в 1951 г. на новом подъеме деятельности его застигло волевое решение о ликвидации всех крупных таежных заповедников страны. Наряду с Алтайским, Саянским, Кроноцким заповедниками был ликвидирован и Кондо-Сосьвинский.

Разобрали по бревнышкам и вывезли в Игрим недавно построенное здание конторы заповедника, библиотеку и архивы передали кому-то в Ханты-Мансийск, разъехались научные сотрудники. В Хангакурте обосновался участок промыслово-охотничьей станции, на бывшей заповедной земле добывали теперь соболей и белок, лоей и рябчиков, но даже многие охотники сожалели об утраченном заповеднике.

Но времена изменились. Недолго бобровые хатки соседствовали с поселками и железнодорожными мостами через таежные реки. Возрос спрос на пушнину, прежнее промыслово-охотничье хозяйство Зауралья изменилось коренным образом. Все чаще и чаше можно было видеть на лесорубах, газовиках, нефтяниках, летчиках. бобровые воротники и шапки. Тюменский зоолог Ф. Д. Шапошников, проплывавший в шестидесятых годах по некогда заповедной речке Ух, пришел к выводу, что дни существования кондо-сосьвинских бобров сочтены.

А тем временем продолжалась переписка между различными ведомствами о возможности восстановления Кондо-Сосьвинского заповедника. Сначала Тюменский облисполком предложил перенести территорию заповедника севернее, в бассейн Сосьвы, но уральские зоологи запротестовали, потому что условия обитания бобров в бассейне Конды благоприятнее и численность их там выше. Дело опять зашло в тупик.

В 1969 г. райисполком вновь созданного Советского района (районный центр Советский тоже находится на бывшей территории заповедника) ходатайствовал о восстановлении Кондо-Сосьвинского заповедника в новых границах. Известные ученые, в частности академик С. С. Шварц из Свердловска и профессор В. Н. Скалой из Иркутска, поддержали просьбу. В газете «Советская Россия» и в журнале «Охота и охотничье хозяйство» были опубликованы статьи о необходимости сохранить уникальную популяцию зауральских бобров. В 1970 г. Главохота РСФСР поручила Центральной проектно-изыскательской экспедиции провести необходимые работы для возрождения заповедника в новых границах.

Заповедник Малая Сосьва начал свою работу не на пустом месте. В его распоряжении имеются обширные материалы работников бывшего Кондо-Сосьвинского заповедника. Огромный научный интерес могут представить наблюдения, проводимые не только в самом заповеднике, но и за его пределами, где происходит ныне столь интенсивное преобразование таежных ландшафтов, приводящее к существенным изменениям животного и растительного мира.

Нынешний заповедник работает в более благоприятных условиях, чем его предшественник. Его центральная усадьба находится в поселке Советском, соединенном с обжитыми районами страны железной дорогой. Улица, где разместились контора и лаборатория, названа именем зоолога Раевского, память о котором бережно сохраняется. На его могиле у Хангакурта установлена мемориальная плита с надписью: «Он жил здесь, работал и умер, отдав все свои силы охране природы этого края». Молодой заповедник получил признание, отмечен переходящим знаменем Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.

Под эгидой чего создаются заповедники. Смотреть фото Под эгидой чего создаются заповедники. Смотреть картинку Под эгидой чего создаются заповедники. Картинка про Под эгидой чего создаются заповедники. Фото Под эгидой чего создаются заповедники
Колония бобров, где сделан этот снимок, была уничтожена браконьерами. Фото автора, 1970 г.

Бывает и хуже. Не дали пока результатов длительные работы по проектированию заповедника в нижнем Приамурье и в Тоджинском районе Тувинской АССР; с тридцатых годов и до наших дней безуспешно предлагается заповедать участок в районе озера Ханка (проект был разработан, и Приморский крайисполком трижды выносил решение с ходатайством о создании заповедника). В 1979 г. впервые за всю практику проектирования заповедников Ростовский облисполком отказался даже обсудить результаты проведенных разработок, а ведь речь шла о создании степного заповедника, которые на территории Российской Федерации практически отсутствуют.

В качестве положительного примера можно привести историю организации Нижне-Свирского заповедника в Ленинградской области. Идея его создания принадлежит орнитологам Ленинградского университета, которые вели наблюдения за птицами на восточном побережье Ладожского озера. Эти исследования привели к убеждению о необходимости заповедания участка в низовьях Свири, и орнитологи подтвердили свою точку зрения очень вескими доводами. С расширением Ленинграда Финский залив (знаменитая Маркизова лужа) теряет свое былое значение как место массового пролета водоплавающих птиц, но вместе с тем возрастает роль Ладоги, вдоль восточного побережья которой проходит важный пролетный путь. В устье Свири птицы остаются и на гнездование. В лесах у Ладоги сохранились участки старых несрубленных боров, своеобразные древние болота, среди которых обитает много ценных и редких видов птиц и зверей.

С конца шестидесятых годов проектированием заповедников стали заниматься специализированные экспедиции Главохоты РСФСР, а раньше это делали отдельные группы энтузиастов. Иногда за создание заповедников с успехом берутся ученые. Такой пример показали ленинградцы, создав Нижне-Свирский заповедник. Работники Магаданского института биологических проблем Севера подготовили проект большого заповедника на нескольких участках Магаданской области, который был организован в мае 1982 г.

А как быть в тех случаях, когда заповедник создан раньше, чем найдена нефть? Ни один принцип нельзя доводить до абсурда, всегда возможны исключения, но правило гласит, что заповедники можно только открывать, ликвидировать же их недопустимо. Они должны быть вечными и неприкосновенными. К сожалению, в прошлом этот принцип неоднократно нарушался.

Вот как описывает географ Ю. К. Ефремов известие о значительном сокращении в 1951 г. территории Кавказского заповедника: «Не верится, что вне заповедника оказались Чугуш и Ачищхо, Псеашхо и Аншха, Цахвоа и весь Кардывачский узел. Чугуш не заповеден? Чугуш с его сотнями, тысячами голов туров! Разве простят нам потомки, что мы не сберегли для них этих удивительных ландшафтов.

Что же произошло, как? Впрочем, понятно как. Заповедание изымало из хозяйственного оборота немалые участки природы во имя науки и культуры для будущих поколений и для обогащения природных ресурсов соседних территорий. Но скольким хозяйственникам эти принципы казались лишь пустыми громкими фразами! Лесопромышленники и животноводы, заботясь о росте добычи леса и поголовья скота, не удовлетворялись хлопотными изысканиями внутренних резервов и давно заглядывались на соседние заповедные массивы. Потоком текли докладные записки руководителям с просьбой отторгнуть в пользу соседей то одну, то другую часть территории заповедника для вырубок и выпасов. «

Создание государственных заказников, как уже говорилось, процесс гораздо более простой по сравнению с заповедниками, но и здесь не всегда можно достичь успехов. Вот лишь один из примеров.

Слушали-слушали на совещании эти споры, а потом решили, что надо закрепить заказник за райисполкомом, а он уж разберется, с кого спрашивать, на кого какие возложить обязанности. Все поддержали такую идею, так и записали в решении.

Конечно, в принципе все это верно, да и закон о местных Советах возлагает на них задачи по охране природы. Но в жизни подчас получается иначе. Не успел облисполком принять решение о заказнике, как пошли сигналы о том, что ни одно из принятых правил в нем не выполняется и порядок там навести некому.

Беда в том, что подобных заказников, решения о которых вынесены лишь формально, довольно много. Они есть и в Калининской, и в Московской областях, и в некоторых других, и все это дискредитирует саму идею охраняемых территорий в глазах общественности и местного населения.

Конечно, существуют примеры и более отрадные. Заказники Ленинградской области хотя и действуют на общественных началах, но более реальны и жизнеспособны, поскольку контроль за ними осуществляют заинтересованные научные организации. Ученые, проводя там различные исследования, не пройдут мимо недостатков и нарушений установленного режима.

Студенческая дружина по охране природы МГУ добилась создания в Талдомском районе Московской области местного заказника Журавлиная родина, который играет существенную роль в охране мест гнездований и пролета серых журавлей. Большую роль в этих примерах играет не официальный статус заказников, а инициатива живых людей, искренне заинтересованных в охране природы, что зависит от общей экологической культуры, которая, как правило, неотделима от понятия культуры в широком смысле слова.

Источник

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Справка

Под эгидой чего создаются заповедники. Смотреть фото Под эгидой чего создаются заповедники. Смотреть картинку Под эгидой чего создаются заповедники. Картинка про Под эгидой чего создаются заповедники. Фото Под эгидой чего создаются заповедники

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно этому закону, различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

1. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные
2. Национальные парки
3. Природные парки
4. Государственные природные заказники
5. Памятники природы
6. Дендрологические парки и ботанические сады
7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий.

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий.

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Заповедники являются учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Национальные парки являются учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

Природные парки являются учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.

На природные парки возлагаются следующие задачи:
1. Сохранение природных ландшафтов
2. Создание условий для отдыха (в том числе массового)
3. Сохранение рекреационных ресурсов

Заповедники и парки и их имущество относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Они являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Заповедники и национальные и природные парки распоряжаются следующими средствами: от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников; в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников; от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования; в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов. То же относится и к дендрологическим паркам и ботаническим садам.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и финансируются за счет средств федерального бюджета.

На территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы (а территории, занятые ими, – особо охраняемыми природными территориями) соответствующими органами государственной власти. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников.

Дендрологические парки и ботанические сады являются учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории парков и садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады. Находящиеся на балансе парков и садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.

К лечебно-оздоровительным местностям могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения, и обладающие природными лечебными ресурсами. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (или ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся.

Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *