Под системностью научного знания понимается то что наука
Научное знание: основы
Современное научное знание представляет собой огромную по информационной емкости и своим размерам сверхсложную структуру. Она состоит из различных научных дисциплин, областей знания, уровней, видов и форм научного знания. Несмотря на такое разнообразие, она, едина.
Для начала дадим определение и рассмотрим само понятие. Научное знание – это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению. Научным знанием также является система знаний о законах природы, общества и мышления.
Области научного знания: математика, логика, естествознание, технические науки, социальные науки, гуманитарные науки.
Структура системы научного знания
Структура научного знания состоит из уровней (видов), методов и форм. Рассмотрим каждый элемент отдельно.
Уровни научного знания
Научное знание рассматривается на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом. Оба из них находятся в тесной взаимосвязи, но при этом каждый имеет свою методологию исследования и значимость для науки в целом.
Теоретическое знание
Несмотря на то, что теоретическое знание само по себе редко может полностью объяснить явление, его значение в науке огромно. Существует большое количество теорий (например, теория относительности), которые сделали огромный вклад в развитие этой дисциплины и продвинули ее вперед.
Теоретический уровень знания необходим, потому что на нем эмпирические данные вписываются в определенную систему. Также без определенных теоретических принципов невозможно начать ни один эмпирический эксперимент или исследование.
Суть теоретического знания состоит в том, чтобы описать, объяснить и систематизировать процессы и закономерности, которые выявлены эмпирическим путем, а также попытаться охватить действительность целостно.
Существует три основных метода теоретического знания:
Эмпирическое знание
Эмпирическое знание формируется в результате экспериментов, наблюдений и непосредственного контакта с реальностью. Когда наука опирается на установленные факты, говорят, что эти знания получены эмпирическим (опытным) путем.
При помощи эмпирического знания формулируются эмпирические законы, закономерности и правила, что статистически выводятся из наблюдаемых явлений.
Существует пять основных методов эмпирического знания:
Все эти методы могут использоваться одновременно или последовательно при проверке гипотезы или теории. Информация, полученная при их помощи, подвергается статистической обработке, после которой ученые делают обобщения.
К общелогическим методам относят
Дедукция и индукция широко используются во всех областях научного познания (математика, логика) и играют важную роль при переходе от эмпирического знания к теоретическому.
Выделяют следующие формы (компоненты) эмпирического и теоретического знания:
Проблема развития научного знания
Проблема развития научного знания имеет три главных аспекта:
Считается, что ответы на данные вопросы получить нельзя, если исходить лишь из философского анализа структуры научного сознания. Важным условием является привлечение материала реальной истории науки. Однако, очевидно, что история науки не может говорить сама за себя и что она (впрочем, как и всякий внешний опыт) может быть интерпретирована по-разному.
Системность научных знаний.
Однако, разные научные теории даже самых разных авторов объединяются в целостную науку.
Если между научными концепциями возникают существенные противоречия, то ученые их стре-мятся так или иначе преодолевать (или хотя бы сглаживать), восстанавливая взаимную согласо-ванность в рамках единой системы знания.
От системности отдельных научных областей важно пытаться перейти к более-менее единой картине ми-ра.
Конечно, со временем эта картина сменится другой, более совершенной.
Полностью избежать все противоречия невозможно и на смену преодоленным будут возникать новые.
Но они “поджидают” исследователя на более высо-ком уровне научного поиска, чем прежний, и тоже мо-гут быть преодолены.
Девиз “Вперед и выше!” стимулирует не только от-важных альпинистов…
Единое здание науки воздвигается (и перестраива-ется) содружеством ученых только системоорганизо-ванно.
Любая система научных знаний уходит со сце-ны не под давлением даже очень веских, но раз-розненных фактов, противоречащих ей.
Она отступает лишь перед новой системой на-учных знаний (новой парадигмой).
Вот почему обречены на провал попытки создавать новые гран-диозные концепции, никак не связывая с уже существующими. Такова участь многих горе-самоучек и «непризнанных гениев».
Нередко свою некомпетентность они прикрывают агрессивной на-пористостью. Подобный типаж представлен в рассказе В.М. Шукшина “Срезал! ”
Во многих современных науках широко используется системный подход. В его основе лежит исследование объектов как систем.
Методология С. п. определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Задачи адекватного воспроизведения в знании сложных социальных и биологических объектов действительности впервые в научной форме были поставлены К. Марксом и Ч. Дарвином. “Капитал” К. Маркса послужил классическим образцом системного исследования общества как целого и различных сфер общественной жизни, а воплощённые в нём принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т. п.) явились важнейшим компонентом диалектико-материалистической методологии научного познания. Созданная Дарвином теория биологической эволюции не только ввела в естествознание идею развития, но и утвердила представление о реальности надорганизменных уровней организации жизни – важнейшую предпосылку системного мышления в биологии.
В 20 в. С. п. занимает одно из ведущих мест в научном познании. Предпосылкой его проникновения в науку явился прежде всего переход к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов: познание начинает оперировать системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Во 2-й половине 20 в. аналогичные по типу задачи возникают и в социальной практике: техника всё более превращается в технику сложных систем, где многообразные технические и другие средства тесно связаны решением единой крупной задачи (например, космические проекты, человеко-машинные системы разного рода, см. Система “человек и машина”); в социальном управлении вместо господствовавших прежде локальных, отраслевых задач и принципов ведущую роль играют крупные комплексные проблемы, требующие тесного взаимоувязывания экономических, социальных и иных аспектов общественной жизни (например, проблемы создания современных производственных комплексов, развития городов, мероприятия по охране природы).
Изменение типа научных и практических задач сопровождается появлением общенаучных и специально-научных концепций, для которых характерно использование в той или иной форме основных идей С. п. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов – глобальные системы. Выделение особого класса систем – информационных и управляющих – послужило фундаментом возникновения кибернетики.
В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике.
В экономической науке принципы С. п. получают распространение особенно в связи с задачами оптимального экономического планирования, которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня.
В практике управления идеи С. п. кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.
С. п. не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко.
Во-первых, содержательные принципы С. п. позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач.
Во-вторых, понятия и принципы С. п. существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и т. о. способствуя формированию конструктивных исследовательских программ.
Будучи в принципе общенаучным направлением методологии и непосредственно не решая философских проблем, С. п. сталкивается с необходимостью философского истолкования своих положений. Сама история становления С. п. убедительно показывает, что он неразрывно связан с фундаментальными идеями материалистической диалектики, что нередко признают и многие из западных учёных. Именно диалектический материализм даёт наиболее адекватное философско-мировоззренческое истолкование С. п.: методологически оплодотворяя его, он вместе с тем обогащает собственное содержание; при этом, однако, между диалектикой и С. п. постоянно сохраняются отношения субординации, т. к. они представляют разные уровни методологии; С. п. выступает как конкретизация принципов диалектики.
По своей структуре диалектика как метод состоит из набора принципов, назначение которых – вести познание к развертыванию противоречивости развития.
2 группы принципов:
1) предпосыл.-ые – объективности (изнач. ориент. на объект-сть, рассм. вещей самих по себе, в их всеобщности, не откл. от них на побочн.обст., устр-ть агности. ориент. в процессе дв. к сущн.), системности, историзма, диалект. противореч-сти
2) поиск-ые – восходящие от абстр. к конкр.,единства логич. и историч.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 30.06.2010
Фонд оценочных средств по курсу «Современные концепции естестознания» для студентов1-го курса специальности «Клиническая психология»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО КУРСУ «СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТОЗНАНИЯ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ1-ГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Наука и ее место в культуре. История естествознания и его место в науке. Структура и методы естественно-научного познания.
1. Сущность, особенности, механизм развития и применения науки являются объектом исследования:
2. Науку в целом можно рассматривать как:
1) особую систему знаний
2) систему организаций и учреждений, вырабатывающих, хранящих и распространяющих знания
4) все вышеперечисленное
3. Учение, отрицающее объективную причинную обусловленность явлений природы, общества и человеческой психики называется:
4. Каков предмет изучения естествознания?
4) все выше перечисленное
5. Одним из уровней научного познания является:
6. Под системностью научного знания понимается то, что наука
1) делится на отдельные дисциплины
2) направлена на получение знаний, пригодных для всех людей, и ее язык является однозначным
3) имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей
4) изучает не бытиё в целом, а различные фрагменты реальности
7. Под объективностью научного знания понимается…
1) независимость его (знания) от познающего субъекта
2) преемственность в развитии идей, теорий и понятий, неразрывность всего познания как внутренне единого целенаправленного процесса
3) свобода критики, беспрепятственное обсуждение спорных или неясных вопросов, открытое и свободное столкновение различных мнений
4) готовность поставить под сомнение и пересмотреть взгляды, если в ходе проверки они не подтвердятся
8. По предметному своеобразию все научные дисциплины делятся на группы: естественные, общественные, технические, формальные. Естествознание – это …
1) учение о Вселенной как целом, ее устройстве и развитии
2) система знаний и деятельности, объектом которых является природа
3) система знаний о бытии человека, социума, государства
4) наука о телах, их движении, превращениях
9. Познавательная процедура, посредством которой из отдельных наличных фактов выводится обобщающее их утверждение, называется:
10. Метод, основанный на процессе мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений предмета, называется:
11. Система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания, называется:
12. Метод эмпирического исследования, устанавливающий тождество и различие исследуемых объектов, называется:
13. Метод эмпирического исследования, позволяющий выявить количественные характеристики изучаемой реальности, называется:
14. Метод эмпирического исследования, устанавливающий тождество и различие исследуемых объектов, называется:
15. В гуманитарных науках, в отличие от естественных,…
1) знание строго объективно
2) все законы выражаются в математических формулах и количественных отношениях
3) предмет изучения всегда историчен
4) основу методологии составляют экспериментальные методы исследования
16. Физика относится к наукам:
17. Предположение о существовании каких-то явлений, о причинах их возникновения и закономерностях их развития называется.
18. В процессе наблюдения происходит.
1) логическая обработка всей совокупности фактов
2) фиксация фактов, их предварительная классификация и сравнение
3) интерпретация, объяснение, понимание наблюдаемых фактов
4) фиксация и регистрация количественных характеристик объекта при помощи различных измерительных приборов
19. К числу признаков, которыми должна обладать гипотеза, относятся…
1. неверифицируемость, системность
2. субъективность, незавершенность
3. соответствие эмпирическим фактам, принципиальная проверяемость
4. системность, абстрактность
20. Классификация – это:
1) установление сходства и различия признаков исследуемых объектов
2) объединение различных признаков исследуемых объектов
3) отнесение объектов к определённому классу явлений
21. Высшей и основной формой научного знания
1) вопрос, ответ на который требует поиска новых знаний
2) знание о незнании
3) противоречие между устоявшимся знанием и новым
4) все перечисленное
23. Понятие «парадигма» формируется в модели научного знания:
24. Мировоззренческая ориентация, возникшая в результате НТП и НТР, абсолютизирующая роль науки:
2) экологическое мировоззрение
1) убеждение о вреде избыточных знаний для человека
2) борьба против суеверий
3) вера в будущее научно-технического процесса
4) философская концепция об антигуманной сущности науки и техники
26. Псевдонаука, которая занимается изучением зависимости судьбы человека от положения планет, – это …
3) девиантная наука
27. Псевдонаука, признающая фальшивые археологические находки, – это…
3) девиантная наука
28. Преувеличение относительности знания называется:
29. Понятие абсолютного пространства у Ньютона означает пространство, которое…
1) является конечным и имеет абсолютные характеристики
2) не зависит от присутствующей в нем материи и протекающих процессов
3) связано с материей в единое целое
4) изменяет свои характеристики в зависимости от движущейся материи
Физическая, космологическая, химическая и биологическая картины мира.
1. Неодинаковость физических свойств по разным направлениям называется:
2. Статистические законы в физике имеют:
1) вероятностный характер
2) закономерный характер
3) необходимый характер
4) фатальный характер
3. Всеобщими свойствами пространства и времени являются:
3) единство прерывности и непрерывности
4. Процесс излучения энергии Солнцем относится к________________ формам движения материи:
5. Пространственное перемещение представляет собой ________________ форму движения:
6. Согласно концепции механического детерминизма, …
1) все сложное, что есть в природе, можно свести к сумме более простого
2) будущее полностью предопределено современным состоянием Вселенной и законами механики
3) точное предсказание будущего с помощью законов механики требует знания всего прошлого Вселенной
4) будущее полностью предопределено современным состоянием Вселенной и законами природы
7. Кто из древних учёных внёс большой вклад в развитие механики?
8. Автор труда «Математические начала натуральной философии» …
9. В классической механике введение в научный оборот понятий абсолютного пространства и времени принадлежит:
10. Понятие абсолютного пространства у Ньютона означает пространство, которое…
1) является конечным и имеет абсолютные характеристики
2) не зависит от присутствующей в нем материи и протекающих процессов
3) связано с материей в единое целое
4) изменяет свои характеристики в зависимости от движущейся материи
11. В классической механике Ньютона …
1) время отражает лишь последовательность событий
2) время такая же полноправная координата, как и три пространственные
3) время неравноправно с пространственными координатами и выступает как дополнительный параметр
4) существует единое четырехмерное пространство-время
12. В настоящее время представления о взаимодействии основаны на …
1) концепции близкодействия
2) концепции дальнодействия
3) одностороннем воздействии движущего на движимое
4) мгновенной передаче взаимодействия через пустоту на любые расстояния
13. Силы, соответствующие притяжению тел друг к другу на основании закона всемирного тяготения, – результат проявления _______ взаимодействия:
14. В механической картине мира считалось, что…
1) взаимодействие тел происходит только при непосредственном контакте друг с другом
2) взаимодействие тел происходит посредством материального посредника–поля
3) тела воздействуют друг на друга через пустоту на любые расстояния со скоростью, не превышающей скорость света
4) тела воздействуют друг на друга через пустоту на любые расстояния
1) внутренняя энергия системы
2) количество теплоты, которое идёт на совершение механической работы
3) термодинамическая функция состояния, которая характеризует часть внутренней энергии системы, способной преобразовываться в механическую работу
4) мера хаоса, которая в состоянии теплового равновесия достигает своего максимального значения
16. В процессе плавления вещества его энтропия…
2) сначала остается постоянной, а затем уменьшается
17. В процессе кристаллизации вещества из расплава его энтропия…
4. сначала увеличивается, а затем уменьшается
18. При охлаждении тела его энтропия…
3) сначала остается постоянной, а затем увеличивается
19. Невозможен вечный двигатель первого рода. Это одна из формулировок …
1) первого закона термодинамики
2) третьего закона термодинамики
3) второго закона термодинамики
4) закона сохранения момента импульса
20. Мерой рассеивания (деградации) энергии материи является …
21. Физический закон, отображающий объективную закономерность в форме однозначной связи физических величин, выражаемых количественно, называется:
22. Вопрос о сущности процесса горения стал отправной точкой в теории:
23. Любые взаимодействия передаются полем от точки к точке непрерывно и с конечной скоростью, это сущность принципа:
24. Примером электромагнитного взаимодействия может (могут) служить…
25. Инвариантность физических величин при определенных преобразованиях характеризует наличие …
26. Открытие какого закона позволило выявить зависимость свойств элемента от числа частиц в атоме:
2) периодический закон Менделеева
27. В электромагнитную картину мира идею относительности пространства и времени ввёл:
28. В теории относительности Эйнштейна:
1) время неравноправно с пространственными координатами и выступает как дополнительный параметр
2) время такая же полноправная координата, как и три пространственные
3) время многомерно и носит абсолютный характер
4) время есть условная категория, несвязанная с материей
29. Согласно концепции мирового эфира считалось, что мировое пространство …
1) заполнено невидимой субстанцией (“непостижимо тонкой жидкостью”), изливающейся из Солнца и проникающей во все тела физического мира
2) есть поле, характеризуемое минимальной энергией и отсутствием каких либо материальных частиц
3) заполнено разреженным «газом», состоящим из виртуальных частиц, поток которых представляет собой электромагнитную волну
4) заполнено невидимой субстанцией (“тонкой материей”), в которой распространяются электромагнитные волны
30. Время в понимании теории относительности – это …
1) способность человека переживать и упорядочивать события одно за другим
2) доопытная форма восприятия, получаемая человеком при рождении
3) величина, определяющая порядок смены явлений
4) четвертая координата пространственно-временного континуума
31. К научным предпосылкам возникновения специальной теории относительности относят…
1) преобразования Галилея
2) открытие пятен на Солнце
3) обнаружение спутников Юпитера
32. Законы распространения электромагнитного поля, открытые
1) опровергают специальную теорию относительности
2) согласуются с требованиями специальной теории относительности
3) противоречат требованиям специальной теории относительности
4) хорошо согласуются с принципом относительности Галилея
33. Принцип относительности теории Эйнштейна расширил область применения…
1) принципа причинности
2) принципа эквивалентности
3) принципа суперпозиции
4) принципа относительности Галилея
34. Следствием общей теории относительности явилось то, что …
1) материальные тела не изменяют геометрию пространства-времени
2) геометрия пространства-времени зависит от системы отсчета
3) свойства пространства-времени зависят от движущейся материи
4) свойства пространства-времени не зависят от движущейся материи
35. Из общей теории относительности следует, что …
1) в неинерциальных системах отсчета физические законы претерпевают изменения
2) свет всегда имеет постоянную скорость и прямолинейную траекторию
3) пространство и время образуют континуум
4) материальные тела изменяют геометрию пространства-времени
36. Выберите верное утверждение относительно связи между пространством, временем и материей, согласно теории относительности Эйнштейна:
1) Если бы из Вселенной исчезла вся материя, то вместе с ней исчезли бы и пространство и время.
2) Если бы из Вселенной исчезла вся материя, то вместе с ней исчезло только пространство, время бы сохранилось.
3) Если бы из Вселенной исчезла вся материя, то пространство и время сохранились бы.
4) Если бы из Вселенной исчезла вся материя, то вместе с ней исчезло только время, пространство бы сохранилось.
37. Вселенная в модели Эйнштейна является:
38. Область природы, соизмеримая с человеческим опытом, доступная для непосредственного восприятия, – это:
39. Область природы, частично доступная для непосредственного наблюдения и изучаемая с помощью приборов, а также теоретических моделей, – это …
40. Среднее расстояние от Земли до Солнца, равное примерно 150 млн. км, называется …
1) астрономическая единица
41. Небесное тело, подобное нашему Солнцу и находящееся в состоянии плазмы – это …
42. Укажите верную характеристику нашей Галактики «Млечный путь»
1) Средняя по массе, неправильная, состоящая из старого и нового населения звезд и межзвездного газа.
2) Небольшая по массе, неправильная, состоящая только из межзвездного газа.
3) Гигантская, эллиптическая, состоящая из старого населения звезд и межзвездного газа.
4) Гигантская, спиральная, состоящая из старого и нового населения звезд и межзвездного газа.
43. Сущность утверждений Фридмана о свойствах Вселенной состоит в том, что Вселенная …
1) конечна, замкнута и неизменна во времени
2) расширяется, что связано с необратимостью времени
3) нестационарна, она либо расширяется, либо сжимается
4) статична, причиной чего является конечность пространства-времени
44. Стационарные модели Вселенной предполагают, что ….
1) Вселенная, ее свойства неизменны во времени
2) существует множество Вселенных с различными свойствами
3) Вселенная расширяется и будет расширяться до некоторого предельного радиуса
4) свойства Вселенной обусловлены наличием в ней наблюдателя
45. Теоретической основой современной космологии является …
1) общая теория относительности
2) теория электромагнитного поля
4) классическая механика
46. Согласно …. …., чем дальше от наблюдателя находится галактика, тем с большей скоростью она удаляется.
1) диаграмме Герцшпрунга-Рессела
2) общей теории относительности
4) принципу соответствия
47. Экспериментальное обнаружение реликтового излучения, ранее предсказанного теоретически, подтвердило …
1) теорию «Большого Взрыва»
3) существование «черных дыр»
4) теорию замкнутой Вселенной
48. В основу квантовой механики легла гипотеза о том, что ….
1)основой материи является фундаментальная частица – квант
2) электромагнитное излучение испускается отдельными порциями – квантами
3) все физические величины являются дискретными
4) энергия кванта есть величина постоянная
1) принцип соответствия
3) соотношение неопределенностей
4) закон сохранения импульса
1) квантовомеханические явления неисчерпаемы, а возможности человеческого разума ограничены
2) измерительный прибор вступает во взаимодействие с исследуемой системой и меняет ее свойства
3) квантовый объект – это микрообъект, для измерения характеристик которого не существует макроскопических приборов
4) не изобретены приборы высокой точности для измерений характеристик квантовых объектов
51. Сущность принципа дополнительности, сформулированного Н. Бором, сводится к признанию того, что …
1) для полного понимания природы микрообъекта необходимо проведение дополняющих друг друга экспериментов
2) измерение дополнительных друг к другу величин можно точно провести в одном эксперименте
3) для полного описания природы микрообъекта достаточно одного точно поставленного эксперимента и нет необходимости в проведении дополнительных
4) дополнительные друг к другу величины равноценны, и любую из них можно использовать для исчерпывающего описания природы микрообъекта
52. Атомное ядро состоит из …
1) протонов и нейтронов
2) нуклонов и электронов
3) электронов и протонов
4) электронов и нейтронов
52. Из перечисленных частиц нулевой массой обладает ….
53. Частицы, обладающие одинаковыми характеристиками, но имеющие противоположные знаки зарядов, называются…..
54. При встрече частицы и античастицы происходит процесс….
2) образования новой частицы с удвоенной массой
4) образования новой частицы с дефектом масс
55. В 1913 году Н. Бор разработал свою модель:
56. В физике Н. Бор сформулировал принцип:
1) соответствия симметрии
2) дополнительности суперпозиции
57. Наличие у каждого элемента материи свойств волны и частицы характеризуется в современной физике как:
1) корпускулярно волновой дуализм
58.Не имеет массы покоя, но обладает энергией и другими свойствами:
59. Система, состоящая из большой совокупности молекул одного вида, представляет собой…
60. Определенный химический элемент – это:
1) мономер макромолекулы
2) совокупность атомов, связанных ковалентной связью
3) совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра
4) совокупность одинаковых молекул
61. По приведенным химическим формулам укажите сложное вещество:
62. Молекула образуется в результате взаимодействия:
3) элементарных частиц
4) кварков и лептонов
63. утлеровым теория химического строения органических соединений стала основой для создания:
1) аналитической химии
2) структурной химии
4) эволюционной химии
65. Жизнь на Земле существует благодаря уникальным свойствам воды. В частности, большое по величине значение поверхностного натяжения обеспечивает:
1) участие воды в биохимических процессах
2) существование жизни в водоемах в зимний период
3) сохранение приемлемого для живых организмов диапазона температур
4) перенос питательных веществ по капиллярам
66. Выберете свойство воды, обусловливающее ее растворяющую способность.
1) Высокая полярность молекулы.
2) Высокое поверхностное натяжение.
3) Высокая теплоемкость.
4) Высокая теплота испарения
67. Высокая теплоемкость воды играет важную роль для живой природы, обусловливая …
1) протекание многообразных биохимических процессов в водной среде
2) существование жизни на поверхности водоемов
3) относительное постоянство температурного режима клетки при колебаниях температуры в окружающей среде
4) транспорт питательных веществ из корней в листья
68. Возможность выхода жизни на сушу связана с таким важнейшим ароморфозом в истории жизни как появление:
1) гетеротрофного питания
3) фотосинтетической деятельности
4) эукариотных организмов
69. предпринял первую попытку построить целостную концепцию развития:
1) органического мира
2) неорганического мира
3) потустороннего мира
4) информационного мир
70. Ч. Дарвин показал, что под борьбой за существование понимается:
1) ожесточённая борьба особей одного вида
2) установление между живыми организмами форм сотрудничества и взаимопомощи
3) конкуренция между представителями разных видов животных
4) борьба с неблагоприятными условиями природной среды
71. Многообразие живой природы Ч. Дарвин рассматривал как результат процесса:
1) наследственности организма
2) изменчивости организма
3) предрасположенности организма
72. Метод исследования эволюции, изучающий черты строения предковых форм на ранних стадиях онтогенеза, относится к ….
73. Из перечисленных таксономических групп животных: птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, – назовите ту группу, которая занимала более раннюю ступень эволюционного развития:
74. Исследуя причины смены животных и растений на Земле, Ж. Кювье разработал:
1) теорию катастроф
2) эволюционную теорию
3) клеточную теорию
4) мутационную теорию
75. Коэволюция – это:
1) современный этап эволюции живого на Земле
2) разрушение биоценоза
3) взаимное приспособление видов
4) самая жёсткая борьба за существование
76. Элементарная структура эволюции, по современным представлениям, – это:
77. Антидарвиновская концепция развития живой природы, согласно которой эволюция совершается под действием внутренних, заранее определённых причин называется:
78. Синтетическая теория эволюции разработана в рамках:
79. В синтетической теории эволюции элементарной единицей выступает понятие:
80. С именем Г. Менделя связано развитие:
81. Наследственность и изменчивость организмов, их способность передавать свои признаки другому поколению и приобретать новые качества изучает:
82. Хромосомная теория наследственности Г. Моргана стала важным этапом в развитии:
83. Совокупность всех генов организма называется:
84. Совокупность всех признаков организма называется:
85. Нанотехнологии являются:
4) междисциплинарным направлением в естествознании
86. Разные формы одного и того же гена, определяющие различное проявление одного и того же признака, называют…
87. Количество аллелей одного гена в норме, содержащееся в соматических (неполовых) клетках равно:
88. Количество аллелей одного гена в норме, содержащееся в половых клетках, равно:
89. Выделяют несколько уровней организации генетического материала, один из которых геномный. Геном человека – это:
1) набор генов в половых хромосомах
2) набор генов в одной хромосоме
3) диплоидный набор хромосом
4) гаплоидный набор хромосом
Геология, экология и глобальный экологический кризис. Самоорганизация в живой и неживой природе.
1. Мировой океан включает в себя:
1) все моря и океаны
2) все океаны и находящиеся под ними подземные воды
3) все океаны и льды Антарктиды
2. Факторы, связанные с воздействием живых организмов друг на друга, называются:
3. К абиотическим факторам среды относятся:
1) атмосферное давление, вирусы, ингредиентное загрязнение
2) рельеф местности, плотность почвы, тяжелые металлы в почве
3) землетрясение, эрозия почвы, вырубка лесов
4) атмосферное давление, рельеф местности, землетрясение
4. Вирус герпеса, живущий в клетках человека, вступает во взаимоотношения …
5. Выберете наземную природную экосистему с наименьшим биоразнообразием.
2) Лиственный лес умеренной зоны.
4) Арктическая тундра
6. Выберете наземную природную экосистему с наименьшим биологическим разнообразием.
1) Полярная арктическая пустыня.
3) Лиственный лес умеренного пояса.
7. Организмы, на долю которых приходится основной круговорот химических элементов в биосфере, – это…
8. Результатом совместной деятельности живых организмов и геологических процессов является ____________ вещество:
9. Снижение видового биоразнообразия угрожает устойчивости:
1) биоценозов лесов
10. Известно много результатов влияния живых существ на окружающую их неживую природу Земли. Одним из них является:
1) формирование современной атмосферы с низким содержанием углекислого газа и высоким содержанием кислорода
2) образование продуктов тектонической деятельности
3) образование скальных пород вулканического происхождения
4) формирование литосферных плит Земли
11. Известняк под влиянием повышенного давления и высоких температур превращается:
12. Веществом, образованным в результате совместной деятельности живых организмов и геологических процессов в биосфере, является:
1) космическая пыль
13. Характерной чертой человека, отличающей его от животных, является:
1) бинокулярное зрение
14. По положению в трофической цепи современный человек является:
15. Обезьяноподобные предки человека имеют ряд особенностей, которые послужили предпосылками для эволюции человека. Одна их них – это:
1) стадный образ жизни
2) густой волосяной покров
4) вскармливание детенышей молоком
16. Основным аргументом, доказывающим, что для ископаемых предков человека характерна сложная трудовая деятельность, является (-ются):
1) разнообразие найденных орудий
3) особенности строения костей черепа
17. Результатом неолитической революции является:
1) появление огромного количества отходов
2) истощение озонового слоя
3) ледниковый период
4) окультуривание растений
18. Кто из русских учёных развил идеи естествознания и теорию биосферы:
2) минеральная оболочка Земли
3) сфера деятельности
20. Одним из способов сохранения видового разнообразия является:
1) создание заповедников
2) искусственное выведение новых сельскохозяйственных пород животных и сортов растений
3) проведение разъяснительной работы
4) развитие охоты и земледелия
21. Антропогенными источниками электромагнитного излучения являются:
22. Нефтяное пятно на поверхности водоема относится к загрязнению …
23. Деградация земельных ресурсов происходит в результате …
1) чрезмерного сенокошения
2) истребления редких видов животных
3) разрушения и засоления почв водами водохранилищ
4) повышения температуры на планете
24. Синергетика – это наука о превращении:
1) хаоса в космос (порядок)
2) простых систем в сложные
3) сложных систем в простые
25. Самоорганизующаяся система не характеризуется:
1) высокой упорядоченностью
4) отсутствием управления извне
26. И. Пригожин открыл самоорганизацию макросистем в виде:
1) концентрационных автоволн
2) открытых каталитических систем
3) диссипативных структур
4) нестационарных, нелинейных систем
27. Внутреннее, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, определённая целостность, проявляющая себя как нечто единое по отношению к другим объектам это:
28. Неравновесная система отвечает условию:
1) система реагирует на внешнее воздействие
2) поведение не случайно и зависит от начальных условий
3) не стоит на месте, всё время падает
4) молекулы ведут себя независимо друг от друга
29. Неравновесные системы участвуют в самоорганизации природы и общества, а также:
1) чувствительны к флюктуациям
2) не чувствительны к флюктуациям
3) адаптируются к внешним условиям
4) поведение системы определяют линейные зависимости
30. Основными условиями формирования новых диссипативных систем являются:
1) открытость системы
2) её местонахождение вдали от равновесия
3) наличие флюктуации
4) наличие чемодана, куда бы она могла быть помещена
31. Эволюция диссипативных структур должна удовлетворять некоторому условию:
1) взаимообратимость между прошлым и будущим
2) необходимость введения понятия «процесс»
3) некоторые события должны обладать способностью изменять ход эволюции
4) понижать энтропию
32. Точка бифуркации это:
1) место встречи с другой точкой
2) место, куда всё стремится
3) место, которое фиксирует наблюдатель
4) точка, в которой происходит изменение развития системы
33. Кто из авторов написал работу «Порядок из Хаоса»:
Оценочные средства разработаны кафедрой философии и биоэтики
Зав. кафедрой, проф. ________________
Завуч, доцент ___________________
Приняты на заседании кафедры философии и биоэтики