Под тревогой в кризисном дистанционном консультировании понимается что
Особенности работы с кризисным эмоциональным состоянием абонента на телефоне доверия
Разберемся в сути психологического кризиса, для лучшего его понимания консультантом Телефона доверия. Любой абонент, обратившийся за помощью на ТД, может быть в кризисной ситуации, поэтому каждый консультант должен уметь узнавать признаки кризиса. Следует перечислить те признаки кризиса, которые необходимо безошибочно определять при общении с абонентом:
Все эти признаки могут указывать на наличие у абонента кризисного состояния. Консультант должен быть внимателен к проблеме абонента, возможно даже погрузить себя в ту кризисную ситуацию, в которой находится абонент, и помогать ему как бы изнутри. Но, для того, чтобы это не привело к ситуации эмоционального выгорания консультанта, необходимо осознавать цели данного вида работы и контролировать собственные эмоции. Задача консультанта Телефона доверия – оказать первоначальную помощь и поддержку абоненту, несмотря на кризисное состояние, и, в дальнейшем, направить его сотрудникам соответствующей службы.
Другое чувство — это беспомощность. Когда почва уходит из-под ног, происходящие внешние события и множество незнакомых эмоций, продуцируют чувство беспомощности [1, стр. 73]. Она напрямую связана с тревогой и ее интенсивностью.
Печаль обычно отмечается как результат переживания утраты. Это часть общей реакции горя.
Часто встречается чувство стыда. Человек в кризисе чувствует себя некомпетентным и зависимым от других. Это и может порождать переживание стыда.
Гнев обычно является компонентом тех состояний, которые могут быть адресованы другим людям, событиям или же себе. Однако гнев часто спрятан за другими сильными эмоциями (например, страхом, зависимостью). Часто бывает необходимо вслушаться, чтобы уловить гнев и дать возможность снять, облегчить его.
Человек в кризисе может испытывать амбивалентные чувства. Это вызвано борьбой противоположных устремлений: зависимости и независимости, уверенности в своих силах и ощущением бессилия со стремлением переложить ответственность на других, эмоционального контроля с его потерей. Все эти чувства могут вызывать в человеке снижение самооценки, и жизнь человека в кризисном состоянии особенно уязвима. Человек находит ранее упорядоченную для него, вполне понятную и тщательно сконструированну ю окружающую действительность шаткой и уязвимой. Он теряет доверие к собственным суждениям. Нормальная человеческая способность подражать меняется. Развивается человек или нет, улучшает свои способности или нет, во многом зависит от того, к кому он обратился.
Все эти знания помогут консультанту не только знать о состоянии абонента на данный момент, выяснив все причины, стадию, на которой он сейчас находится, но и правильно подобрать тот метод работы, который будет наиболее эффективен в консультации.
Каждый психолог должен стремиться к своему профессиональном у росту. Именно это определяет успешность его работы. Особенно это важно в кризисном консультировании на Телефоне доверия.
Составляющими успеха психолога в кризисном консультировании будут являться искренность, доброжелательнос ть и доверительность в его отношениях с абонентом. Против, в данном случае, будут выступать нетерпение, формализм, небрежность в выражениях, сухой допрос абонента.
В кризисном телефонном консультировании есть некоторые аспекты, которые могут снизить эффективность работы консультанта, например:
1. Консультант предполагает, что абонент раскрыл все важные детали ситуации, в которую он попал.
2. Консультант предполагает, что поведение абонента будет считаться рискованным не более чем по одному признаку.
3. Консультант предполагает, что после разговора с абонентом он должен быть с чувством выполненного долга.
4. Консультант предполагает, что абонент запомнил все, что сказал консультант.
5. Консультант предполагает, что абонент находится в состоянии рационального психического восприятия.
6. Консультант предполагает, что абонент говорит о себе.
7. Консультант предполагает, что он сможет ответить на все вопросы абонента.
В кризисном консультировании есть свои пределы конфиденциальнос ти общения с абонентом. Это значит, что консультант может не соблюдать конфиденциальнос ть в следующих случаях:
Так, например, в ситуации жестокого обращения над ребенком (если выявлена данная информация), психолог, или любой другой человек обязан (!) сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (статья 122 Семейного кодекса РФ).
Сложность заключается в выяснении данной информации (адреса или контактного телефона). Специфика телефонного консультирования ограничивает эту возможность.
Таким образом, помощь ребенку по проблеме и обратившемуся на Телефон доверия достаточно сложна и требует определенной подготовки специалистов. Помощь ребенку не ограничивается данными рекомендациями, она значительно шире. Каждый консультант должен подготовится к работе с таким ребенком, отнестись к его проблеме с вниманием и пониманием. При соблюдении данных условий каждый ребенок может рассчитывать на своевременную и квалифицированну ю помощь.
Литература:
Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. — 480 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 90).
Моховиков А.Н., ред.-сост., Практика телефонного консультирования : Хрестоматия. «Смысл» — 2005,
Руководство по телефонному консультированию / Пер. Зуева А., Лепеха Т.; ред. Лешукова Е., Зуева А. — М.: НПО «ЭГОС», 2004
Ермолаева Анна Валериевна
Руководитель сектора дистанционного консультирования
«Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ,
КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ЭКСТРЕННОГО ТЕЛЕФОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Психологическая травма может изменить представления человека о мире и о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира. Реакция на травматическое событие, которое формирует кризис, зависит от тяжести ситуации, возраста, психологических особенностей, навыков совладания с кризисными ситуациями. Эффективное поведение в ситуации кризиса уменьшает его негативное влияние на психическое здоровье, а также позволяет быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвратить появление психосоциальных проблем.
Кризис — состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. (Словарь по общественным наукам, 2004).
Кризисные ситуации (Всемирная организация здравоохранения, 1994) – это угроза телесной целостности или жизни, перемены в семейной организации или статусе, изменение роли индивидуума в группе людей, угроза нации и культуре. Кризисная ситуация вызывает психологически понятные психоэмоциональн ые реакции (кризисные состояния).
Кризисное состояние (Амбрумова А. Г., Полеев А. М., 1986) – это психическое (психологическое ) состояние человека, внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму (вследствие резкого изменения образа жизни, внутриличностной картины мира) или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующе й ситуации. Кризисное состояние развивается под влиянием внутренних процессов. Внешние события могут являться запускающим механизмом.
Под психологической работой с кризисными состояниями обычно понимается облегчение эмоционального состояния обратившегося и выход на конструктивное разрешение ситуации кризиса.
Основные современные теории кризиса базируются на исследованиях различных реакций на жизненные кризисы в малой психиатрии Л. Линдеманна (1944), психологических и психофизиологиче ских исследованиях стресса, стадий развития дистресса Г. Селье (1956), концепции восьми жизненных циклов и соответствующих им психосоциальных кризисов Э. Эриксона (1959), концепциях помощи в кризисных ситуациях (Д. Канлан, 1962; П. Левин, 1972).
Причинами развития кризисных состояний могут быть такие психотравмирующи е ситуации как [4, стр. 47]:
• расставание с родителями, с семьей;
• резкая смена профессии или уход на пенсию;
• тяжелые соматические заболевания;
• понижение или повышение социального статуса;
• замужество, рождение детей;
• переживание ситуации насилия и другие.
Терапия кризисов, как правило, фокусируется на чувствах, которые человек испытывает в настоящий момент, и на событиях ближайшего прошлого. Уже в процессе проработки проблемы актуализируются настоящие события и перспектива будущего. Не следует забывать и об актуализации у абонента будущих событий. Это полезно во всех случаях кризисной терапии для формирования временной перспективы, поиска ресурсов и понимания будущих последствий кризисной ситуации. Рассматривается, что человек чувствует сейчас, взаимоотношения, возможные ресурсы на данный момент и на тот момент, когда начался кризис. Таким образом, кризисная терапия отличается от других форм помогающих взаимоотношений. Понимание и осознание актуальных чувств и их связей с нынешними событиями помогает абоненту принять решение [1, стр. 27]. Цель эффективной кризисной терапии, как и других видов психологической помощи — установление таких взаимоотношений с помощью которых абонент мог бы высказать свои мысли и чувства и, благодаря этому, прийти к принятию решения.
1) «только что возникшая (актуальная) проблема» — об этом заявило 38% опрашиваемых;
2) «проблема, которая усилилась» — указало 54% опрашиваемых.
Актуальное состояние проблемы абонента может быть отнесено к «психологическом у настоящему», причины ее возникновения относятся к «психологическом у прошлому», выход из нее, ее разрешение (т.е. порождение новой проблемы) — к «психологическом у будущему».
Данная информация для консультанта Телефона доверия поможет сформулировать тяжесть запроса абонента и «психологическую запущенность» его состояния, что может послужить существенным основанием для работы.
Анализируя кризисные ситуации, отметим, что причины, их вызывающие, можно сгруппировать вокруг четырех факторов [5, стр. 94-106]:
1. Наличие стрессовых факторов.
2. Ограниченное или искаженное восприятие ситуации.
3. Отказ адаптационных механизмов.
4. Отсутствие или отказ систем поддержки.
Знать эти факторы консультанту необходимо для определения последствий, тяжести психологического состояния и способов работы с абонентами.
1. Наличие стрессовых факторов.
Действующие стрессоры (стрессогенные факторы) могут быть разделены на два типа: потери и блокады. Когда речь идет о потерях, имеются в виду интегральные (органически присущие) в прошлом части личности — ныне утраченные. Приведем следующие примеры потерь: утрата любимого (любимой); утрата социального статуса или высокой самооценки, утрата идентичности, чувства безопасности или внешней поддержки. Под блокадами подразумеваются препятствия на пути достижения целей. Примеры блокад: невозможность достичь намеченную цель; невозможность установить желаемые отношения или соответствовать ожиданиям — своим или окружающих; невозможность достичь независимости и автономии.
2. Ограниченное или искаженное восприятие проблемной ситуации.
Примеры ограниченного восприятия: восприятие нового окружения (например, новой страны иммигрантами) как опасного для себя и своих близких; потерянный возлюбленный воспринимается как лучший в мире, с которым никто и никогда сравниться не сможет. По мнению Ронни Янова-Пульмана искаженное восприятие обычно имеет более тяжелые последствия. Вот его примеры: чувство вины в отсутствии реальных оснований, ощущение безысходности и т.д.
3. Отказ адаптационных механизмов.
Одной из характерных особенностей кризисной ситуации является отказ адаптивных механизмов человека, который в нее вовлечен. Причем предполагается, что обычно эти механизмы находятся в его распоряжении. Анализируя специфику кризисных ситуаций, следует выяснить, к каким из приемов адаптации к окружению и решения проблем прибегал ранее абонент и, почему они оказались бесполезными в данной ситуации.
4. Отсутствие или отказ систем внешней поддержки.
Отсутствие или отказ систем (внешней) поддержки — одна из основных причин кризиса и один из ключевых моментов, определяющих выздоровление. Для людей, находящихся в кризисной ситуации, можно считать типичным чувство одиночества и изоляции. Не следует забывать, что отсутствие систем поддержки может быть как действительным, так и воображаемым, что связано с искаженным восприятием. Таким образом, этот вопрос требует специального, осторожного исследования в процесс разговора с клиентом.
Значение внешней (социальной) поддержки вновь и вновь подчеркивается в исследованиях выхода человека из стрессовых ситуаций и преодоления последствий психологических травм. Наличие рядом человека, в лояльности или внимании которого клиент уверен, — едва ли не самое существенное условие выхода из кризиса без особого ущерба для личности [5].
Как отмечает Юдит Герман в своей книге «Травма и выздоровление» [5]: «Выздоровление как процесс формируется только в контексте межличностных отношений: оно невозможно в изоляции». Помочь абоненту вновь обрести доступ к системам внешней поддержки – основная, главная задача консультанта на Телефоне доверия.
Любая кризисная ситуация в жизни человека влияет на психофизическое состояние человека которая отражается в таких сферах личности как:
1. Эмоциональная сфера ( тревога, агрессия, депрессивные состояния, апатия, чувство вины, одиночества, стыда, растерянности, повышенная раздражительност ь, постоянное напряжение, низкая самооценка).
2. Сфера поведения — повышается процент травматизма, развитие зависимого поведения самых различных видов – химическая и психологическая зависимость, эмоциональные срывы, нарушения пищевого поведения, нарушения сна, нарушения речи, импульсивное поведение, внезапные приступы тремора всего тела и пр.
3. Соматическая сфера. Может развиться целый ряд психосоматически х заболеваний, которые в зависимости от вида и тяжести кризисного состояния могут носить лавинообразный характер развития, например, бронхиальная астма язвенная болезнь желудка, гипертония, на физиологическом уровне. может повыситься артериальное давление, появиться сухость во рту, возникнуть усиленное потоотделение, приступы жара и озноба.
4. Когнитивно-мнест ическая сфера. Человек неспособен принимать решения, сосредоточиться, отмечается выраженное ухудшение памяти, чрезмерная чувствительность к критике, умственная заторможенность и пр.
Любой абонент, обратившийся за помощью на ТД, может быть в кризисной ситуации, поэтому каждый консультант должен уметь узнавать признаки кризиса. Следует перечислить те признаки кризиса, которые необходимо безошибочно определять при общении с абонентом:
в эмоциональной сфере: депрессивное настроение, тревога, страх, потерянность, злость;
в когнитивной сфере: неспособность сконцентрировать ся на общении, забывчивость хаотичность мыслительной деятельности, неспособность решать ранее вполне очевидные и простые задачи;
в сфере межличностных отношений: трудности в общении с окружающими, неспособность адекватно рассказать, что с ним сейчас происходит, раздражительност ь, выраженная эмоциональная лабильность или реактивность и другие.
Все эти признаки могут указывать на наличие у абонента кризисного состояния. Консультант должен быть внимателен к проблеме абонента, возможно даже погрузить себя в ту кризисную ситуацию, в которой находится абонент, и помогать ему как бы изнутри. Но, для того, чтобы это не привело к ситуации эмоционального выгорания консультанта, необходимо осознавать цели данного вида работы и контролировать собственные эмоции. Задача консультанта Телефона доверия – оказать первоначальную помощь и поддержку абоненту, несмотря на кризисное состояние, и, в дальнейшем, направить его сотрудникам соответствующей службы.
Другое чувство — это беспомощность. Когда почва уходит из-под ног, происходящие внешние события и множество незнакомых эмоций, продуцируют чувство беспомощности [2, стр. 73]. Она напрямую связана с тревогой и ее интенсивностью.
Печаль обычно отмечается как результат переживания утраты. Это часть общей реакции горя.
Часто встречается чувство стыда. Человек в кризисе чувствует себя некомпетентным и зависимым от других. Это и может порождать переживание стыда.
Гнев обычно является компонентом тех состояний, которые могут быть адресованы другим людям, событиям или же себе. Однако гнев часто спрятан за другими сильными эмоциями (например, страхом, зависимостью). Часто бывает необходимо вслушаться, чтобы уловить гнев и дать возможность снять, облегчить его.
Человек в кризисе может испытывать амбивалентные чувства. Это вызвано борьбой противоположных устремлений: зависимости и независимости, уверенности в своих силах и ощущением бессилия со стремлением переложить ответственность на других, эмоционального контроля с его потерей. Все эти чувства могут вызывать в человеке снижение самооценки, и жизнь человека в кризисном состоянии особенно уязвима. Человек находит ранее упорядоченную для него, вполне понятную и тщательно сконструированну ю окружающую действительность шаткой и уязвимой. Он теряет доверие к собственным суждениям. Нормальная человеческая способность подражать меняется. Развивается человек или нет, улучшает свои способности или нет, во многом зависит от того, к кому он обратился.
Все эти знания помогут консультанту не только знать о состоянии абонента на данный момент, выяснив все причины, стадию, на которой он сейчас находится, но и правильно подобрать тот метод работы, который будет наиболее эффективен в консультации.
Можно сделать вывод о том, что кризисы в жизни человека протекают по-разному. Кто-то сталкивается ними чаще, кто-то реже. Но, как бы ни складывалась динамика кризиса у человека, он неизменно вызывает изменения в его жизни. Задача телефонного консультанта сгладить все «острые углы» прохождения кризиса и сделать его максимально нормативным.
Вебер В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга основанная на практическом опыте. СПб, 1998.
Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. — 480 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 90).
Руководство по телефонному консультированию Metro Crisis Line г. Портленд (штат Орегон), США. Metro Crisis Training Manual, 1996.
Системная семейная терапия: Классика и современность / Составитель А.В.Черников. — М: Независимая фирма «Класс», 2005.
Ермолаева Анна Валериевна
Руководитель сектора дистанционного консультирования
«Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ,
01. Под средствами информационно-коммуникационных технологий понимают:
Выберите один или несколько ответов:
a. программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники
b. компьютеры и компьютерные системы
c. современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации
d. сеть Интернет
e. возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей
02. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что
Выберите один ответ:
a. доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена
b. любая деятельность человека начинает представлять собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения
c. стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной
Выберите один ответ:
a. при котором, информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления
b. при котором, информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства и управления, но и для развития социокультурной сферы
c. при котором, происходит отмирание существующих (особенно в связи с роботизацией многих рабочих специальностей и внедрением систем искусственного интеллекта)
Выберите один ответ:
a. при котором, информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления
b. при котором, информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства и управления, но и для развития социокультурной сферы
c. при котором, происходит отмирание существующих (особенно в связи с роботизацией многих рабочих специальностей и внедрением систем искусственного интеллекта)
05. В соответствии с выявленными сложностями описания информационной картины мира, выделите наиболее значимые аспекты ее рассмотрения:
Выберите один или несколько ответов:
a. определение конструктов информационной картины мира
b. выявление субъект–объектных отношений
c. выявление характеристики информационного взаимодействия и пространственно–временных особенностей
d. использование информационных ресурсов
e. обеспечение синтеза всей информации
06. Для реализации информационного процесса необходима
Выберите один ответ:
a. информационная система, в которой протекает процесс
b. система соответствующих ресурсов, в том числе информационных
c. информационная технология
d. информационная деятельность
07. Конструктами современной информационной картины мира стали:
Выберите один или несколько ответов:
a. источник информации (человек, компьютер, электронный информационный ресурс)
b. средства массовой информации
c. потребитель информации (человек)
d. социокультурная группа
e. сетевые информационные технологии
08. Ответьте, верно ли утверждение: «Информационную картину мира можно интерпретировать как банк мировой информации, позволяющей человеку адекватно воспринимать окружающий мир».
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
01. Ответьте, верно ли утверждение: «Определения (критерии, положения, принципы) психологического консультирования охватывают собою стержневые содержательные установки психолога-консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности».
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверною
02. Ответьте, верно ли утверждение: «Определения (критерии, положения, принципы) психологического консультирования охватывают собою стержневые содержательные установки на взаимодействие психолога-консультанта и клиента».
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
03. Процесс интернет-консультирования имеет двустороннюю содержательную специфику относительно критерия анонимность/публичность личности (личностных проявлений) клиента, это значит, что
Выберите один или несколько ответов:
a. процесс консультирования для клиента анонимен, что обусловлено тем, что в интернете клиент, чаще всего, выступает под вымышленным именем
b. процесс интернет-консультирования для клиента публичен, так как оно происходит, как правило, «в чатах» или «на форумах», где «видны» все вопросы каждого клиента и «видны» все ответы консультанта каждому клиенту
c. особенностью процесса психологического интернет-консультирования является его интерактивный характер
d. в процессе интернет-консультирования, его участники могут «вмешиваться» в процесс консультирования психологом конкретного клиента, делая, давая свои комментарии происходящему, оценивая смысловую подоплеку обсуждаемых тем
04. Содержательной особенностью процесса психологического интернет-консультирования является его интерактивный характер, это значит, что;
Выберите один ответ:
a. процесс консультирования для клиента анонимен, что обусловлено тем, что в интернете клиент, чаще всего, выступает под вымышленным именем
b. процесс интернет-консультирования для клиента публичен, так как оно происходит, как правило, «в чатах» или «на форумах», где «видны» все вопросы каждого клиента и «видны» все ответы консультанта каждому клиенту
c. в процессе интернет-консультирования, его участники могут «вмешиваться» в процесс консультирования психологом конкретного клиента, делая, давая свои комментарии происходящему, оценивая смысловую подоплеку обсуждаемых тем
05. Содержательной особенностью интернет-консультирования является его доступность, то значит что
Выберите один или несколько ответов:
a. клиенту как пользователю интернет-консультирования психологически удобно и физически комфортно (клиент, в подавляющем большинстве случаев, сидит дома за своим персональным компьютером)
b. клиент может совершенно бесплатно удовлетворять и потребность в получении новой информации по интересующим его психологическим проблемам
c. само участие человека («клиента») в процессе интернет-консультирования, его «присутствие» на консультативном интернет-форуме или в консультативном интернет-чате, имеет обучающий, познавательный эффект
d. информативность такого рода взаимодействия, для отдельно взятого человека, сравнима со «знаниевой» продуктивностью участия его в процессе классического группового консультирования
06. Смысловую специфику интернет-консультирования составляет его обучающий характер, это значит что
Выберите один или несколько ответов:
a. клиенту как пользователю интернет-консультирования психологически удобно и физически комфортно (клиент, в подавляющем большинстве случаев, сидит дома за своим персональным компьютером)
b. клиент может совершенно бесплатно удовлетворять и потребность в получении новой информации по интересующим его психологическим проблемам
c. само участие человека («клиента») в процессе интернет-консультирования, его «присутствие» на консультативном интернет-форуме или в консультативном интернет-чате, имеет обучающий, познавательный эффект
d. информативность такого рода взаимодействия, для отдельно взятого человека, сравнима со «знаниевой» продуктивностью участия его в процессе классического группового консультирования
Выберите один или несколько ответов:
a. основным «внутренним» отличием интернет-консультирования от классического группового консультирования, является различный качественный характер социальной перцепции, профессионально осуществляемой психологом-консультантом
b. психолог-консультант, «в Интернете», не очень глубоко личностно (эмоционально) воспринимает своего клиента и может себе позволить совершенно внешне не реагировать на их (клиентов) личностные проявления
c. клиент может совершенно бесплатно удовлетворять и потребность в получении новой информации по интересующим его психологическим проблемам
d. само участие человека («клиента») в процессе интернет-консультирования, его «присутствие» на консультативном интернет-форуме или в консультативном интернет-чате, имеет обучающий, познавательный эффект
08. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. «Парадоксальность общей ситуации заключается в том, что, с одной стороны, интернет-технологии способствуют развитию отчужденности между людьми, а, с другой стороны, они представляют собой оперативный способ поиска информации, установления контактов, и потому широко используются людьми, страдающими от одиночества, для общения»
b. «Парадоксальность общей ситуации заключается в том, что, с одной стороны, интернет-технологии способствуют развитию установления контактов между людьми, а, с другой стороны, они представляют собой оперативный способ поиска информации, и потому широко используются людьми, страдающими от одиночества, для общения»
09. Имеющаяся на данный момент информация об интернет-технологиях психологического консультирования позволяет нам высказать о них ряд предварительных положений:
Выберите один или несколько ответов:
a. Технические возможности современных интернет-технологий позволяют осуществлять психологическое консультирование в рамках интернета
b. Интернет-консультирование осуществляется в рамках личностно-ориентированной парадигмы, на процесс реализации которой накладывают отпечаток условия виртуального взаимодействия
c. Общий алгоритм проведения интернет-консультирования соответствует техническим возможностям интернет-технологий
d. Возможно проведение индивидуального и группового психологического консультирования в интернете
10. Первоначальной целью интернет-консультирования является…
Выберите один ответ:
a. построение диалога между участниками коммуникаций при виртуальном общении
b. построение виртуального общения между участниками коммуникаций
c. построение диалога между участниками коммуникаций при непосредственном общении
11. Сервис «Психологические консультации он-лайн» был основан
Выберите один ответ:
a. в сентябре 1986-го года
b. к 2001-му году
c. с 1993-го года
d. в середине 1994-го года
12. Платные услуги психологического консультирования начали появляться в Интернете
Выберите один ответ:
a. в сентябре 1986-го года
b. к 2001-му году
c. с 1993-го года
d. в середине 1994-го года
13. Американские «интернетные» самаритяне – это
Выберите один ответ:
a. прошедшие психотерапевтическое обучение добровольцы-консультанты, которые отвечают на электронные письма от людей, находящихся в отчаянии, на грани самоубийства
b. прошедшие психотерапевтическое обучение священнослужители, которые отвечают на электронные письма от людей, находящихся в отчаянии, на грани самоубийства
c. прошедшие психотерапевтическое обучение добровольцы-консультанты, которые пишут электронные письма о своем опыте преодоления отчаяния и желания самоубийства
14. Особенности профессионального «e-клинического подхода» включают в себя возможность…
Выберите один ответ:
b. проверки e-терапевта «на профпригодность»
15. Международное Общество психического здоровья он-лайн создано в 1997-м году для того, чтобы способствовать …
Выберите один или несколько ответов:
a. пониманию между людьми
b. организации платных услуг
c. использованию и развитию коммуникации он-лайн
d. обеспечению терапевтов клиентами
e. продвижению информационной поддержки и технологий
Выберите один или несколько ответов:
a. отсутствие централизованной организационной структуры
b. наличие централизованной организационной структуры
c. высокая скорость распространения информации
d. неконтролируемое распространение информации
e. информация в Интернете распространяется сетевым образом
02. Датой рождения Российского Интернета можно считать
Выберите один ответ:
a. 7 апреля 1994 года
b. 19 сентября 1990 года
c. 1 августа 1990 года
d. 17 мая 1991 года
03. Интерактивность коммуникации в Интернете, что означает возможность:
Выберите один или несколько ответов:
a. вступления в прямой диалог с аудиторией и получения от нее обратной связи в режиме реального времени
b. опосредованной коммуникации интернет-технологиями
c. общение представителей данной аудитории между собой
d. общения через интернет
Выберите один ответ:
a. WWW (также WorldWideWeb, W3, «Всемирная паутина»)
b. Chat (чат)
c. E-mail (электронная почта)
d. Usenet (система «телеконференций» или «группы новостей»)
Выберите один ответ:
a. WWW (также WorldWideWeb, W3, «Всемирная паутина»)
b. Chat (чат)
c. E-mail (электронная почта)
d. Usenet (система «телеконференций» или «группы новостей»)
Выберите один ответ:
a. WWW (также WorldWideWeb, W3, «Всемирная паутина»)
b. Chat (чат)
c. E-mail (электронная почта)
d. Usenet (система «телеконференций» или «группы новостей»)
Выберите один ответ:
a. WWW (также WorldWideWeb, W3, «Всемирная паутина»)
b. Chat (чат)
c. E-mail (электронная почта)
d. Usenet (система «телеконференций» или «группы новостей»)
08. В России имеется ряд объективных предпосылок, способствующих переходу к информационному обществу, среди них:
Выберите один или несколько ответов:
a. быстрое развитие материальной базы информационной сферы
b. информатизация многих отраслей производства и управления
c. активное вхождение в мировое сообщество
d. подготовленность общественного сознания
09. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации определены:
Выберите один или несколько ответов:
a. перечень информационных объектов, требующих защиты
b. список юридических лиц, требующих защиты
c. национальные интересы в информационной сфере
d. методы защиты национальных интересов в информационной среде
e. методы обеспечения информационной безопасности страны
01. Существует несколько моделей, способов оказания психологической помощи «в рамках» интернета:
Выберите один или несколько ответов:
a. групповое консультирование (по общей для данной конкретной группы проблеме)
b. групповая коррекция (по общей для данной конкретной группы проблеме)
c. индивидуальное консультирование
d. развивающие занятия
e. участие в консультативном форуме, который подбирается в зависимости от возрастной категории клиента и его личностных свойств и предпочтений
02. Верно ли утверждение: «Психологическое консультирование исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения, у клиента можно актуализировать дополнительные психологические силы и способности, что, в свою очередь, может обеспечить открытие новых личностных возможностей клиента для его деятельностного выхода из трудной жизненной ситуации»?
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
03. Объективная «слабость» психологического консультирования в интернете, на современном технологическом этапе, в подавляющем большинстве случаев заключается…
Выберите один или несколько ответов:
a. в невозможности психолога реально действенно и информативно протестировать клиента, увидеть и оценить его психическое состояние, манеры поведения, «прочитать» мимику и жесты
b. в невозможности психолога реально действенно и информативно воздействовать на клиента
c. в невозможности психолога получить достоверную вербальную и невербальную диагностическую информацию о своём клиенте
d. в невозможности психолога получить информацию о своём клиенте
04. Клиент должен быть информирован о
Выберите один или несколько ответов:
a. имени человека, к которому он обратился за помощью или его псевдониме
b. семейном положении консультанта
c. квалификации консультанта
d. количестве клиентов, которым «помог» консультант
e. том как удостовериться о квалификации консультанта, где можно получить информацию
05. Клиенту нужно сообщить о преимуществах получения услуг по охране психического здоровья он-лайн. Например, потенциальные выгоды использования электронной почты могут включать:
Выберите один или несколько ответов:
a. возможность принимать и отправлять сообщения в любое время дня и ночи
b. никогда не оставлять и не переправлять сообщения через посредников
c. избежать не только посредников, но и использования голосовых сообщений и «вычисления» номера телефона
d. быть готовым ждать так долго, сколько потребуется каждой стороне для размышления и обдумывания ответа
e. автоматически получать запись коммуникаций, чтобы иметь возможность обратиться к ним позже
06. Клиент до начала интернет-консультирования должен быть проинформирован
Выберите один или несколько ответов:
a. о потенциальных рисках получения услуг по охране психического здоровья он-лайн
b. о технических возможностях интернет-консультанта
c. о гарантиях, которые консультант берет на себя или обязуется обезопасить клиента от некоторых моментов риска в работе
d. о других интернет-консультантах, работающих с проблемами клиента
e. об альтернативных видах получения помощи
07. В целом консультант должен следовать одним и тем же процедурам, как предоставляя услуги по охране психического здоровья он-лайн, так и предоставляя их лично, в особенности:
Выберите один или несколько ответов:
a. Консультант должен оставаться в пределах его\ее границ компетентности и не пытаться решить проблему он-лайн, если он\она не взялся бы решить ту же самую проблему при личном обращении
b. Консультант имеет право выбирать подходящие способы и методы воздействия на клиента
c. Консультант должен соответствовать необходимым требованиям для обеспечения услуг по охране психического здоровья, по месту своего расположения
d. Консультант и клиент должны договориться о сумме и способе оплаты
e. Консультант и клиент должны договориться о частоте и способе коммуникации
f. Консультант и клиент должен соответствовать необходимым возрастным и полоролевым требованиям
08. В целом интернет-консультант должен следовать одним и тем же процедурам, как предоставляя услуги по охране психического здоровья он-лайн, так и предоставляя их лично, в особенности:
Выберите один или несколько ответов:
a. Консультант должен адекватно оценить клиента перед предоставлением любых услуг по охране психического здоровья он-лайн
b. Консультант должен работать только с адекватными клиентами
c. Конфиденциальность клиента должна быть полностью защищена
d. Консультант должен сохранять все отчеты услуг по охране психического здоровья он-лайн
e. Консультант должен предоставлять все отчеты о консультациях руководству центра
f. Консультант должен следовать законам и другими установленными руководящим принципам
09. Ответьте, верно ли утверждение: «Перед началом консультации должны быть обсуждены действия консультанта с клиентом в критических ситуациях, а именно необходимо включить в процесс помощи правило, что при необходимости, когда у консультанта не будет возможности связаться с клиентом срочно, не исключено подключение местных служб психологической помощи для клиента».
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
01. Верно ли утверждение: «Если психолог пришел в интернет-консультирование из реального «лицом к лицу» психологического консультирования, то его профессиональная продуктивность будет значительно выше по сравнению с тем психологом, который изначально работает только в рамках интернет-консультирования»?
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
02. Верно ли утверждение: «Если психолог пришел в интернет-консультирование из реального «лицом к лицу» психологического консультирования, то его профессиональная продуктивность будет значительно ниже по сравнению с тем психологом, который изначально работает только в рамках интернет-консультирования»?
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
03. Некоторые люди даже в сети Internet могут стесняться своих психологических проблем, это, как правило, вызвано тем, что…
Выберите один или несколько ответов:
a. человек не решается сам себе признаться в личностных причинах собственных проблем
b. клиента просто неискренне обратился к психологу с целью получить от него компетентную помощь, ничем, при этом, не жертвуя, ничего в себе не меняя и не принимая ответственности за свои проблемы
c. клиент психологической интернет-консультации в полной мере имеет в своём активе то психологическое состояние, которое принято называть «вторичной выгодой»
04. Целительный психотерапевтический эффект в процессе-интернет консультирования может быть вызван
Выберите один или несколько ответов:
a. искренностью человека (клиента), в основном, именно перед самим собой
b. высокой квалификацией психолога-консультанта
c. процессом описания человеком (клиентом) своей личной проблемы
d. высоким техническим уровнем информационно-коммуникационных технологий
05. В детском сегменте (возрастные рамки: 5-6―12-13 лет) основные задачи, решаемые виртуальной психологической службой, – это
Выберите один ответ:
a. создание учебных классов задач, когда потенциального пользователя можно научить какому-либо навыку или умению
b. профессиональная ориентация
c. решение школьных проблем
06. В подростково-юношеском сегменте (возрастные рамки: 12-13 – 17-18 лет) основные задачи, решаемые виртуальной психологической службой, – это
Выберите один или несколько ответов:
a. создание учебных классов задач, когда потенциального пользователя можно научить какому-либо навыку или умению
b. задачи оказания профессионального психологического консультирования, опосредованного средой интернета
c. помощь в освоении некоторых понятий и знаний в предметных областях (истории, географии, физики, алгебры, геометрии)
07. В молодёжном и взрослом пользовательском сегменте (большинство клиентов – возраста 17-18―30-35 лет, иногда до 45-ти лет) основные задачи, решаемые виртуальной психологической службой, – это
Выберите один или несколько ответов:
a. создание учебных классов задач, когда потенциального пользователя можно научить какому-либо навыку или умению
b. задачи самотестирования
d. предоставление популярной информации по психологии
08. Основная особенность работы в интернете, когда человек «переходит» от одной интернет-страницы к другой или «заходит» на какую-либо интернет-страницу постоянно, – это
Выберите один ответ:
a. необходимость отвечать на огромное количество очень быстро меняющихся вопросов
b. необходимость ориентации на огромное количество очень быстро меняющихся условий информационной работы (постоянно возникают новые вопросы, темы дискуссий, появляется новая информация и т.д.)
c. необходимость запоминать огромное количество очень быстро меняющихся ответов (постоянно возникают новые вопросы, темы дискуссий, появляется новая информация и т.д.)
01. Имеет место несколько категорий информационных «сред», наиболее адекватных потребностям различных групп клиентов, например «До 16 и старше» – это…
Выберите один ответ:
a. специализированный форум для подростков и юношества, где обсуждаются волнующие данные возраста проблемы
b. круглосуточные общедоступные дискуссии по решению психологических проблем. Основная задача форума – эмоциональная и информационная поддержка участников
c. форма группового психологического интернет-консультирования
02. Имеет место несколько категорий информационных «сред», наиболее адекватных потребностям различных групп клиентов, например «Е-форум» – это
Выберите один ответ:
a. специализированный форум для подростков и юношества, где обсуждаются волнующие данные возраста проблемы
b. круглосуточные общедоступные дискуссии по решению психологических проблем. Основная задача форума – эмоциональная и информационная поддержка участников
c. форма группового психологического интернет-консультирования
03. Имеет место несколько категорий информационных «сред», наиболее адекватных потребностям различных групп клиентов, например «Группы по интересам» – это…
Выберите один ответ:
a. специализированный форум для подростков и юношества, где обсуждаются волнующие данные возраста проблемы
b. круглосуточные общедоступные дискуссии по решению психологических проблем. Основная задача форума – эмоциональная и информационная поддержка участников
Выберите один ответ:
a. электронная почта
b. средства для мгновенного обмена сообщениями
c. чат
d. видео-конференц связь
e. телефон
f. сочетание всех этих способов
05. При выборе способа общения необходимо выбирать тот, который
Выберите один ответ:
a. предпочтителен для консультанта
b. предпочтителен для клиента
c. предпочтителен для обоих участников терапии
06. Если консультант будет работать с клиентом через печатный текст, то необходима оценка клиентов
Выберите один или несколько ответов:
a. по их опыту чтения и письма
b. по их грамотности
c. по тому, что ему удобнее читать, или высказываться письменно
d. по оборудованию, находящемуся в его распоряжении
e. на возможность использования клиентом смайлов, и принятых в сети сокращения (ИМХО и т.п.)
07. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. «Необходимо очень внимательно относиться к клиентам, которые страдают от импульсивности, внутренней пустоты, расщепления и агрессии, в данный момент не достаточно клинического опыта позволяющего прогнозировать поведение таких людей в сравнительно неструктурированном социальном мир киберпространства»
b. «Необходимо очень внимательно относиться к клиентам, которые страдают от импульсивности, внутренней пустоты, расщепления и агрессии, в данный момент собрано много клинического опыта позволяющего говорить о том, что поведение таких людей легко изменяется в сравнительно неструктурированном социальном мир киберпространства»
c. «Необходимо очень внимательно относиться к клиентам в сравнительно неструктурированном социальном мире киберпространства, потому что в данный момент не достаточно клинического опыта позволяющего прогнозировать поведение людей»
08. В сети консультант будет получать запросы на лечение от людей из других стран и культур. В таких случаях он должен определить:
Выберите один ответ:
a. насколько он знаком с языком и культурными особенностями, будет ли терапия эффективной
b. сможет ли клиент оплатить услуги консультанта, будет ли терапия эффективной
c. насколько он близок по ценностным и другим личностным особенностям к жителям его страны, будет ли терапия эффективной
01. Среди технологически-вариативных процессуальных преимуществ психологического интернет-консультирования для личностно зрелых, здравомыслящих людей, довольно много занятых на работе, можно отметить то, что…
Выберите один или несколько ответов:
a. им нет необходимости тратить время на поездки для очных консультаций
b. в данном формате им удобнее сохранять анонимность
c. есть возможность работать над ситуацией в своем темпе, получая лишь методическую помощь
d. общение по интернету они могут в любой момент прервать
02. Ответьте, верно ли утверждение: «Интернет-консультированием, как формой психологической помощи, может воспользоваться практически любой человек».
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
03. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. «Одно из несомненных преимуществ данной технологии психологического консультирования заключается в том, что возможно осуществить проведение консультирования на очень удаленных пространственно расстояниях психолога от клиента, иногда настолько удалённых расстояниях, что физически, лицом к лицу, психолог-консультант и клиент никогда бы не встретились»
b. «Одним из несомненных недостатков данной технологии психологического консультирования заключается в том, что возможно осуществить проведение консультирования на очень удаленных пространственно расстояниях психолога от клиента, иногда настолько удалённых расстояниях, что физически, лицом к лицу, психолог-консультант и клиент никогда бы не встретились»
04. С технической точки зрения, развитие различных типов услуг, в том числе и психологической помощи в интернет связано
Выберите один или несколько ответов:
a. с возникновением новых форм передачи данных по информационным сетям
b. с овладением большинства населения интернет-технологиями
c. с внедрением высокоэффективного и относительно недорогого телекоммуникационного оборудования
d. с отсутствием высококвалифицированных во всех населенных пунктах
e. с появлением целого ряда организаций, оказывающих техническую поддержку в разработке модульных элементов Интернет-содержания
01. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. Виртуальная личность имеет материальное тело, подобно реальной личности
b. Виртуальная личность возникает только по воле других людей, создающих собственную интерпретацию этой личности
c. После своего создания виртуальная личность “живет” автономно и независимо от своего автора, рождаясь или вновь оживая в сознании других людей или продолжая существовать в их памяти, взглядах, мировозрении, поступках
02. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. Виртуальная личность не может произвольно прекращать сам факт своего существования как по желанию своего создателя, так и по независимым от него причинам
b. Анонимность, которую следует понимать как отсутствие имени и сокрытие реального
c. Расширенные возможности идентификации, свобода наделять виртуальную личность любым набором характеристик, вплоть до изменения пола, возраста, образования, профессии или места жительства
03. Выберите верные утверждения:
Выберите один или несколько ответов:
a. Множественность, это когда несколько физически реальных людей выступают как один целостный образ одной виртуальной личности
b. Автоматизация, возможность полностью или частично симулировать активность виртуальной личности, используя компьютерные программы
d. Собственный интернациональный язык общения с постоянно изменяющимся и расширяющимся словарным запасов
04. Если максимально отвлечься от конкретных теоретических подходов и авторских позиций, то можно выделить следующие общие характеристики виртуальности:
Выберите один или несколько ответов:
a. Виртуальность «растормаживает» многие запреты
b. Виртуальность ограничивает человека в повседневной жизни, так как создает иллюзию анонимности
c. Виртуальность размывает идентичность человека
d. Виртуальность усиливает диссоциативные силы, угрожающие целостности человеческой личности
e. Взаимодействие человека и его аватаров – это особый тип психической динамики
05. Если максимально отвлечься от конкретных теоретических подходов и авторских позиций, то можно выделить следующие общие характеристики виртуальности:
Выберите один или несколько ответов:
a. Опыт человека в виртуальной реальности сюрреалистичен
b. Опыт человека в виртуальной реальности реалистичен
c. Большая часть сегментов виртуальной реальности рассчитана на постоянное стимулирование непроизвольного внимания, это создает сильный «затаскивающий» эффект и тормозит механизмы произвольной регуляции
d. Большая часть сегментов виртуальной реальности рассчитана на произвольное внимание, это создает сильный «затаскивающий» эффект и тормозит механизмы произвольной регуляции