Под воздействием чего формируются потребности человека
Основные факторы формирования потребностей
— основные аспекты формирования потребностей;
— закономерности формирования потребностей;
— классификация факторов формирования потребностей;
— объектиные и субъективные факторы формирования потребностей;
— экономические, социальные, демографические, национально-культурные, физиологические, политические, географические факторы формирования потребностей;
— средства формирования потребностей;
— цели и средства распространения рекламы.
Для того, чтобы грамотно формировать и развивать потребительский спрос, основанный в первую очередь, на потребностях населения, необходимо подробно изучить факторы, методы и средства формирования данных потребностей.
Понятие «формирование потребностей» населения рассматривается в двух аспектах:
— как объективный процесс формирования потребностей. Это условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности населения;
— как целенаправленное воздействие общества и государства на процессы развития потребностей (методы, инструменты и средства формирования потребностей).
Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями.
Различают:
— общие закономерности формирования потребностей. Данные закономерности присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, (наприме: рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствование);
— специфические закономерности формирования потребностей. Это отдельные стороны развития личных потребностей, в том числе те, которые присущи определенным общественно-экономическим формациям.
В зависимости от воли и сознания индивида факторы формирования потребностей подразделяют на:
К объективным факторам относятся те, которые действуют независимо от воли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей.
Из всего многообразия существующих классификаций можно выделить основные виды данных факторов формирования потребностей:
Экономические факторы формирования и удовлетворения потребностей обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни населения, отношениями собственности, их вещественным содержанием.
К данной группе факторов относятся:
— производство, накопление, распределение и перераспределение благ;
— собственность на средства производства;
— сосредоточение земли, капитала и рабочей силы у различных категорий населения.
Классовая имущественное расслоение общества на собственников земли, рабочей силы и капитала повлекло дифференциацию уровня благосостояния людей. Каждая из категорий собственников имеет различные доходы, разный уровень удовлетворения неодинаковых по своей структуре потребностей, формирование которых определяется их положением в обществе, прежде всего в отношении средств производства.
Денежные доходы являются существенным фактором, влияющим на потребности людей. Для богатых людей более существенными являются потребности в самоутверждении, а для бедных — экономические потребности. Богатые люди предпочтение отдают качеству, престижности, эстетическим свойствам товаров, а бедные — цене и надежности товаров
Экономические факторы влияют на уровень инфляции, уровень и соотношение цен, размер и прирост сбережений, уровень занятости или безработицы и т.д.
В группе экономических факторов можно выделить:
— торгово-экономические (емкость и насыщенность рынка, потребительские свойства товаров, их иерархия и взаимозаменяемость (субституция), процесс морального старения товаров, организация и эффективность маркетинга, наличие и эффективность системы стимулирования покупок, реклама);
— инфраструктурные факторы (развитие сети предприятий сферы сервиса, методы и формы торговли и т.д.);
— производственные (объем, структура и ассортимент производства товаров, качество и уровень конкурентоспособности товара, проявления научно-технического прогресса, политика импортирования, доля нетоварного потребления, уровень научно-технического прогресса) и т.д.
К социальным факторам формирования потребностей относятся: распределение населения по социальным группам (классам), социальный статус, стиль и образ жизни, уровень образования и профессиональная принадлежность и т.д.
Все факторы формирования потребностей взаимодействуют между собой и образуют взаимосвязанные группы. Например пенсионное и социальное обеспечение относится к социально-экономическим факторам.
Существенное влияние на структуру потребностей оказывают демографические факторы. К ним относятся: численность и половозрастная структура населения, размер, состав и жизненный цикл семей, уровень урбанизации, региональное распределение населения, миграция, типы и размер городских и сельских поселений и т.д. Потребности женщин несколько отличаются от потребностей мужчин. У женщин более развит вкус, они более требовательны к товару, у них более выражены потребности в экономии средств. С возрастом у людей менее выражена потребность в модных изделиях, более выражены материальные потребности, например, приобретение удобных изделий.
Некоторые авторы в рамках демографических факторов рассматривают национальность, расу, гражданство. Однако, большинство ученых рассматривают национально-культурные факторы как отдельную группу факторов, определяющих специфику потребительской корзины населения. Национальный состав населения, исторически сложившиеся обычаи и система моральных ценностей, образ жизни, религиозные традиции, господствующее мировоззрение и стереотипы, потребительская культура, отношение к моде проявляются в структуре потребностей тех или иных национально-этнических групп.
Например, в ряде мусульманских стран не принята трудовая деятельность женщин вне домашнего хозяйства. По-разному в различных странах будут удовлетворяться потребности в жилье, одежде, продуктах питания. В каждой национальной хозяйственной системе есть, безусловно, свои особенности, продиктованные ее социально-культурной средой и традициями. Пожалуй, самым наглядным примером в данной связи являются традиции национальной кухни, демонстрирующие специфику материального воплощения потребностей в пище рассматриваемого социума.
Физиологические факторы – это естественные (физические) свойства человека, обусловленные его биологической природой и определяющие естественные границы потребления и потребительские привычки. К ним относятся характеристики физического состояния, антропологические особенности и т.д.
Политические факторы обусловлены существующими социальными и политическими системами, демократическими преобразованиями, наличием социальнх институтов по защите прав потребителей и выравниванию уровней благосостояния членов общества и т.д. Данные факторы значительно влияют на «общественный выбор» (насильственным или ненасильственных путем).
Георгафические факторы, в первую очередь, связаны с природно-климатической средой проживания. Климатические условия, запасы природных ископаемых, энергетических ресурсов, плодородие земельных угодий и т.д. в значительной мере определяют группы потребностей жителей тех или иных географических регионов. Так, природно-климатические условия России требуют значительно больших затрат электроэнергии для поддержания жизнеобеспечения населения и реального сектора экономики, соответственно потребности в электроэнергии будут больше, чем во многих других странах, расположенных в других климатических зонах.
Субъективные факторы зависят от самого индивида, психофизиологических особенностей личности (типа личности, степени внушаемости, темперамента, особенностей мыслительных процессов и памяти). Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его наклонности, привычки, внутренняя субъективная оценка ситуации, субъективное ощущение проблемы, отношение к престижу, подверженность влиянию извне и т. п. Однако, как известно из социологии, и они формируются в определенной социальной среде, которая существенно на них влияет.
Рычаги с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей – это средства формирования потребностей.
К ним относятся:
— рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге.
Типичные цели рекламы определяют характер и особенности рекламного обращения и представлены в таблице.
Вид рекламы | Цели рекламы |
Информативная | Формирование имиджа фирмы Формирование имиджа продукта Предоставление информации о продукте Корректировка представлений о деятельности фирмы |
Убеждающая | Изменение отношения к продукту Побуждение к приобретению продукта Увеличение продаж Противодействие конкуренции |
Напоминающая | Подтверждение имиджа Поддержание осведомленности и спроса |
Реклама имеет множество видов, и ее можно классифицировать по разным признакам.
По объекту рекламирования можно выделить:
— товарную (продуктовую) рекламу;
Последнюю группу целесообразно выделять только в туристской рекламе.
Товарная (продуктовая) реклама имеет основной целью формирование и стимулирование спроса на определенные виды товаров и услуг. Имидж-реклама направлена на создание привлекательного образа фирмы. Реклама дестинаций в туризме представляет собой рекламу как отдельно взятой страны в качестве объекта путешествия, так и рекламу областей, регионов, районов и т.п.
В зависимости от источника рекламного сообщения выделяют рекламу от имени:
— производителей товаров и услуг;
— розничных и оптовых продавцов;
— правительства, общественных институтов и групп.
В зависимости от адресата рекламы можно выделить два класса рекламы:
— реклама, предназначенная для конечных пользователей;
— реклама, предназначенная для специалистов.
Среди всех рекламных каналов (средств распространения рекламы) одним из самых распространенных является реклама в прессе. Это хорошо иллюстрирует таблица, составленная по данным исследований, проведенных в Москве (июль 2008 г.) компанией «Потенциал».
Потребности человека: классификация и описание
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье представлена классификация потребностей человека и их подробное описание. Также мы разберем основы: что такое потребности человека, как они проявляются. Кроме того, рассмотрим несколько наиболее популярных научных подходов к изучению потребностей человека, в том числе знаменитую «Пирамиду потребностей Маслоу». Начнем.
Что такое потребности?
Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.
Потребности человека проявляются следующим образом:
Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:
Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.
Классификация потребностей человека
В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.
1. Биологические потребности
Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:
Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).
2. Социальные потребности
Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:
3. Духовные потребности
Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.
К духовным относятся такие потребности как:
Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.
Научные теории о потребностях человека
Теория Абрахама Маслоу
Это самая известная классификация потребностей человека, о ней знает каждый, кто хотя бы однажды интересовался саморазвитием. Данную концепцию предложил и развил американский психолог Абрахам Маслоу в ряде своих работ о мотивации. Он отсортировал все потребности человека по возвышенности: от низших (биологических) до высших (духовных). Благодаря характерной форме схематического изображения эта классификация получила название «Пирамида Маслоу».
Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:
1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.
2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.
3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.
4. Уважение и признание. Если человек уверен в собственном благополучии во всех сферах, входящих в первые три уровня пирамиды, у него появляется устойчивая потребность в уважении и признании. Здесь речь не о банальном «Ты меня уважаешь, нет?!», а о реальном уважении за поступки и достижения.
5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.
Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.
Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).
Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:
В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.
Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.
Теория ERG Альдерфера
Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):
Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).
Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).
Теория Фромма
Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:
Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.
Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда
Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:
Заключение
Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании. Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей. Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.
Мотивации и потребности человека
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, регулирующих интенсивность его действий, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность при достижении целей. Мотивация – это процесс побуждения себя и других для достижения личностных целей, целей манипулятора, это основа управления человеком.
Мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, и, следовательно, стремлением от него избавиться.
Мотивы формируются у человека под воздействием многих субъективных и объективных факторов – стимулов (stimulus – лат. заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных), в качестве которых могут выступать материальные предметы, действия других людей, возможности, надежды и многое другое. У отдельных людей реакция на одинаковые стимулы различна. Процесс использования стимулов для мотивации человека называется стимулированием. Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия человека должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия в зависимости от того, что он от стимулирования получает, сколько своей энергии он затрачивает на достижение поставленной цели.
Мотив – это внутренний стимул, внутренняя потребность, которая есть у людей. Это ваше желание. Ваше стремление. Ваша мечта. То, что хочет, к чему стремится, чего требует ваше тело и разум. То, чего вы хотите добиться, называется целью, стимулом или объектом. Мотив всегда внутри. У меня есть стремление нравиться, хочу, чтобы я нравился людям, чтобы меня любили, чтобы меня уважали. Потребности тоже внутри меня. Мне требуется пища, энергия, требуется воздух, вода. Некоторые из потребностей имеют самое решающее значение для физического здоровья организма. Некоторые – для душевного здоровья. Важно пользоваться уважением, быть любимым, иметь воду, воздух, пищу. Некоторые из имеющихся у нас потребностей почти целиком являются внутренними. Чувство, что меня уважают – внутреннее. Если я чувствую, что меня уважают другие, я чувствую это разумом.
Те стимулы, с помощью которых достигается согласованность интересов, целей и действий и которые побуждают отдельных индивидуумов отказаться от своих личных целей и с большим или меньшим желанием подчиниться целям манипулятора, называют побудительными мотивами. Известный американский экономист Дж. К. Гэлбрейт выделяет четыре основных вида мотивов деятельности личности:принуждение, денежное вознаграждение, солидарностьс целями манипулятора и приспособление целей манипулятора к своим целям.
Дж. К. Гэлбрейт привел примеры, которые поясняют суть этих мотивов. Представим, что человеку поручено выкопать канаву. Копание канавы для обычного человека работа неинтересная. Цель будет достигнута, когда канава будет полностью вырыта. Как же можно сделать так, чтобы человек отказался от своих личных устремлений в интересах манипулятора. Это можно сделать разными способами:
• манипулятор может заставить человека принять свои цели. За человеком с лопатой стоит манипулятор с дубинкой. Отказ человека согласиться с целями манипулятора приведет к отрицательному вознаграждению в виде наказания. Такого рода побудительный мотив называют принуждением;
• согласие с целью манипулятора может быть куплено: в конце канавы стоит манипулятор с деньгами. Согласие с целью манипулятора ведет не к отрицательному, а к положительному вознаграждению. Взамен – человек предлагает манипулятору свое время и умение. Это денежный мотив;
• если человек каким-либо образом связан с манипулятором, то он может прийти к выводу, что цели манипулятора выше его собственных целей, важнее его первоначальных намерений, и потому он примет участие в их осуществлении. Человек способен оценивать свои позиции относительно чужих позиций и воспринимать чужие цели как свои собственные. Такое восприятие не будет принудительным. Оно не куплено, хотя оно и не исключает вознаграждение. Такой побудительный мотив называется солидаризацией с целями манипулятора;
• человек может принять цели манипулятора не потому, что он ставит их выше собственных целей, а потому, что он надеется привести их в соответствие со своими целями. Участие в деятельности манипулятора для того, чтобы привести его цели в соответствие с собственными целями, является важным мотивом, называемым приспособлением целей манипулятора к своим целям.
Принуждение, денежное вознаграждение, солидарность и приспособление целей служат мотивами деятельности личности, как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Такое совместное влияние называют системой мотивов. Системы мотивов значительно отличаются друг от друга в зависимости от того, какие мотивы в них входят. Некоторые мотивы приходят в столкновение и тем самым нейтрализуют друг друга. Некоторые мотивы сочетаются слабо. Другие значительно усиливают друг друга.
Обсудим взаимоотношения между различными мотивами. Принуждение и денежное вознаграждение сочетаются различным образом. Те, кого принуждают участвовать в осуществлении целей манипулятора под угрозой наказания, обычно не получает положительное вознаграждение. Принуждение несовместимо ни с солидарностью, ни с приспособлением. Если человека принуждают принять цели манипулятора, то вряд ли он, по крайней мере, до тех пор, пока он чувствует принуждение, признает их приоритет перед своими собственными целями. Точно так же принуждение несовместимо и с приспособлением. Если человек под угрозой наказания вынужден принять цели манипулятора, то он не будет действовать во имя этих целей и будет надеяться приспособить их к своим целям.
Мотив вознаграждения может сочетаться с принуждением. Это зависит от уровня вознаграждения и характера выбора, который имеется у данной личности. Если элемент принуждения значителен, то в этом случае мотив вознаграждения несовместим ни с солидарностью, ни с приспособлением. Если он незначителен, то другие мотивы вполне совместимы.
Подобно тому, как принуждение и денежное вознаграждение могут выступать в различных сочетаниях, солидарность может сочетаться с приспособлением целей. Эти последние мотивы в высшей степени удачно дополняют друг друга. Человек, тесно связавший себя с каким-либо манипулятором, скорее воспримет его цели, чем свои, если он надеется изменить те из них, которые считает неудовлетворительными или неприемлемыми. С другой стороны, чем больше он проникся целями манипулятора, тем настойчивее он будет пытаться исправить их: изменить (то есть приспособить к своим) все, что считает неудовлетворительным.
Отношения между солидарностью и приспособлением целей зависит и от темперамента; некоторые, связав себя с манипулятором, больше склонны воспринимать его цели, а другие – оказывать на них влияние.
Начнем обсуждение внутренних потребностей людей. Что движет людьми? Чего они хотят? Разумеется, они хотят выжить, хотят быть здоровыми, наслаждаться жизнью.
Существуют физические и нефизические потребности. Например, потребность уважения – нефизическая. Физической потребностью для нас может стать потребность сменить место работы, проживания, более удобное средство передвижения. Это типы физических потребностей. Есть осязаемые потребности – дотронуться до тех вещей, которые нам нравятся. Например, погладить кошку или собаку. Неосязаемые потребности – душевные. Это внутренние стимулы. Внутренние потребности тела обычно имеют стимулы вне тела, а некоторые в самом теле.
Заставляют нас действовать мотивы и побуждения. Существуют два вида деятельности. Один вид называется «деятельностью или поведением, направленным на достижение цели». Другой – «деятельностью или поведением после достижения цели». Мы поступаем определенным образом, когда пытаемся добиться своей цели. И по-другому, когда мы ее достигли. Например, мне хочется есть. Это моя внутренняя потребность в пище. Мне надо наполнить желудок. Мне необходима энергия. Моя цель или мотив – достать пищу и съесть. Мои поступки: я иду к холодильнику или в кафе, или в продуктовый магазин и покупаю еду. Это действия, направленные на достижение цели – съесть какую-нибудь пищу. Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо.
Обычно потребности разделяют на первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими. Вторичные потребности по своей природе психологические. Поэтому можно сказать, что первичные потребности заложены в нас генетически, а вторичные приходят с опытом. Поскольку люди имеют различный опыт, то вторичные потребности людей различаются в большей мере, чем первичные. Потребности невозможно измерять или наблюдать. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Когда человек ощущает потребность в чем-либо, она побуждает в нем состояние устремленности к достижению цели. Целью в данном случае надо понимать средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает своей цели, его потребность становится удовлетворенной. Степень удовлетворения влияет на поведение человека в будущем. Так как потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то манипуляторы могут создавать такие ситуации, которые позволили бы человеку выбирать типы поведения ведущие к достижению их целей и одновременно удовлетворяли бы потребности человека.
Существуют два типа поведения, которые определяются наличием у вас тех или иных потребностей. Один тип поведения характерен для ситуации, когда вы стараетесь удовлетворить свою потребность. Второй, когда вы уже как бы живете в своей потребности. У нас есть цель, и мы пытаемся ее достичь. Мы можем потерпеть неудачу. И тогда попробовать еще раз. Через какое-то время нам или удастся добиться своей цели, либо мы откажемся от дальнейших попыток, так как эта цель вне нашей досягаемости. Схема показывает, что у вас есть потребность. Она внутри вас. Она называется мотивом, стимулом, мечтой. Стремление достичь цели или реализовать желание побуждает к действию.
Можно выделить два вида поведения: когда вы пытаетесь достичь цели и когда вы фактически ее уже достигли. Например, вы хотите, чтобы вас ценили как бегуна-марафонца. И вы считаете, что, выиграв какой-то марафонский забег, вы завоюете всеобщее признание. Вы тренируетесь, бегаете, держите форму. Это называется поведением, направленным на достижение цели. Затем вы принимаете участие в забеге – это тоже поведение, направленное на достижение цели. Если вы победили, и люди кричат – вот победитель, значит, вы добились того уважения, которого хотели, и вы живете в состоянии достигнутой цели.
Мы все знаем, что может существовать несколько потребностей в одно и то же время. Та потребность, которая сейчас проявляется сильнее, и будет определять ваше поведение в данный момент. В этом случае потребность важная потребность управляет поведением человека.
Разделяют подсознательные потребности и осознанные потребности. Осознанная потребность та, которую вы представляете себе вполне определенно. Например, я хочу пить, дайте мне воды. Подсознательная потребность – та, которая определяет ваше поведение, но вы в этом не вполне уверены.
Подсознательная потребность иногда может управлять. Такие подсознательные потребности есть у каждого. В определенный момент человеком управляет одна потребность, но все может измениться.
Потребности могут очень быстро меняться местами. Ваша потребность в воздухе, когда вы дышите, появляется каждые три секунды. Если спросить людей, какая у них самая важная потребность, то никто не скажет, что им нужен воздух. Но если окунуть их головой в воду и подержать там, тогда они поймут, как важна потребность в воздухе. Вот почему говорят, что некоторые потребности являются подсознательными. Мы не думаем о потребности в воздухе до тех пор, пока нам его хватает.
Потребности могут исчезать по мере их удовлетворения. Иногда они становятся менее важными, так как появляются другие и приобретают первостепенное значение. Иногда потребность отпадает, так как мы отказываемся от нее.
Можно полностью разувериться в способности реализовать свое желание и тогда желание пропадает. Пусть вы имеете потребность утолить голод. Это ваша мотивация. Ваше побуждение или цель – достать пищу. Ваше поведение или действия, направленные на достижение цели – приготовить еду или пойти в кафе. Процесс употребления пищи – действие после достижения цели. Если вы не достанете еду, вы расстроитесь и умрете.
Слегка изменим схему рассуждений. Добавим понятия вероятности и доступности. Доступность означает, что можно получить что-то. Если чего-то нет в наличии, то это, естественно, не может управлять нашим поведением, так как мы и не пытаемся это получить. Но если что-то становится более доступным, тогда мы можем этого захотеть, и своими действиями будем стараться это получить.
Доступность влияет на наше поведение в особенности, когда доступность затруднена, сказывается она и на наших ожиданиях. Ожидание означает, что вы рассчитываете что-то получить. Доступность сказывается на наших надеждах получить что-то, а вероятность влияет на поведение или на мотивы. В схему рассуждений введем сумму прошлого опыта. Когда ребенку что-то хочется, он ведет себя соответственно. Если ему удалось добиться своего, то следующий раз он использует те же действия. Вы запоминаете действия, позволившие удовлетворить свои потребности и те действия, которые не привели к успеху. Естественно, вы выбираете те действия, благодаря которым вы добивались успеха в прошлом. Вы используете их в настоящее время и в будущем.
Большинство психологов считает, что индивидуальность человека представляет собой набор образцов его поведения. То, как вы ведете себя в определенных ситуациях, говорит о вашей индивидуальности.
Переходим к другому взгляду на личность и поведение. Ваша личность складывается из ваших поступков. В сфере экономики существует закон уменьшения предельной полезности. Его ввели утилитарные экономисты, принадлежавшие к австрийской и ранней английской школе экономики. Слово «полезность» означает также «выгода». Закон уменьшающейся предельной полезности означает, что, чем богаче опыт, тем меньше радости или счастья этот опыт дает.
Закон уменьшающейся предельной полезности
Существует закон уменьшающейся полезности, который имеет эффект замедления и исчезновения бывшей позитивной полезности. Вы добиваетесь чего-то, а затем еще чего-то и это кажется вам все более хорошим. Но со временем, чем больше вы получаете, тем меньше радости или счастья приносит очередное приобретение.
Это относится и к другим вещам. Закон уменьшающейся предельной полезности означает: чем больше вы получаете, тем меньше удовольствия доставляет следующее приобретение. Надо учитывать и временной фактор. Фактор времени очень важен.
Вдыхая воздух, мы каждые 3 – 4 секунды получаем одинаковый балл счастья. Но, если мы задержали под водой дыхание на одну минуту, а затем выбрались на поверхность, то вдыхаемый нами воздух доставит нам куда больше радости и наслаждения. Закон уменьшающейся предельной полезности гласит: чем больше вы получаете, тем меньше радости или удовольствия вам приносят новые приобретения.
Манипуляторы знают, что нельзя постоянно поощрять человека одним и тем же способом. Если он похлопает человек по спине и скажет ему, что он хорошо работает, он очень обрадуется этому. Но если он станет каждые пять или десять минут хлопать его по спине – это будет его просто раздражать. Поэтому манипуляторы постоянно делают большой интервал между поощрениями. В этом тоже закон уменьшающейся предельной полезности.
Какие бывают исключения из закона уменьшающейся предельной полезности? Исключением может быть знание. Чем больше мы узнаем, тем с большим интересом овладеваем следующей порцией знаний.
Различают два основных типа мотивации: от и к, или метод кнута и пряника. Также различают:
индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
голод
жажда
избегание боли
стремление к температурному оптимуму
и т. д.
групповые
забота о потомстве
поиск места в групповой иерархии
поддержание присущей данному виду структуры сообщества
и т. п.
познавательные
исследовательское поведение
игровая деятельность
Мотив власти стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти), при некоторых обстоятельствах, может быть существенной движущей силой человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.
Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.
Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, то есть не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет/Википедия/.
Понятие потребности. Будет рассматриваться концепция деятельности в полемике двух людей, очень разных даже по жизни А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн. Особенности: 1. Потребность это необходимость организма в чем-то внешнем. Рожденный организм рассчитан на потребление. И тогда условно в ленинградской школе это нечто внешнее коротко называют благом, потребность во внешнем благе. При этом обычно всегда начинают с организмических нужд. Благо в широком смысле, и потребность в общении и в еде и состояние эмоциональной близости, и необходимость разрешить определенную проблему т. д. Леонтьев предпочитает сказать, что у потребности есть свой предмет, который Леонтьев выносит наружу, необходимость контакта с окружающей средой. Слишком узко говорить «предмет». Более широко благо есть предметное содержание потребности. Леонтьев высказывается, что потребность, есть нужда. И это положение вызывало отчасти справедливую критику. Нужда это конечно проявление потребности, актуальное. Но даже когда нужды в чем-то нет, потребность остается.
Объем потребности – есть количество благ, необходимое для её удовлетворения. Объем постоянный, который существует всегда и актуальный, который например можно переживать при дефиците благ. Вторая характеристика вводится Рубинштейном. Говорить о потребности как о нужде мог бы даже биолог, психолог начинает анализ тогда, когда потребности представлены психически. Потребности представлены в психике, прежде всего в виде эмоций. Эмоция – это психическое отражение актуального состояния потребности. Простейшие эмоции организма определяются по своему отношению к потребностям довольно легко. Животное голодно – возникает эмоция фрустрации, т.е. негативное эмоциональное состояние возникающее при невозможности достичь цель, удовлетворить потребность. Эмоции могут быть прямым представлением потребностей в психике.
П.В.Симонов предложил теорию эмоций. Чтобы возникла эмоция нужна неудовлетворенная потребность и информация чтобы её удовлетворить. Если информации для удовлетворения недостаточно возникает негативная эмоция, если в избытке – позитивная. Эмоции могут быть представлены в психике косвенно, особенно если речь идет о личности. Потому что потребности личности амбивалентны. Подлинные потребности могут заведомо отличаться от тех, которые проникают в сознание и в психику. Подлинные потребности могут быть опасны. Книга Стругацких «Пикник на обочине» или фильм «Сталкер». Есть такая ситуация: можно войти в заветную комнату (блестящий шар) куда можно войти и осуществятся самые заветные желания. Учитель сталкера более опытный когда-то зашёл в эту комнату и загадал желание вернуть к жизни своего брата. Но комната выполнила подлинное желание – этот сталкер разбогател.
Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный (постоянный и актуальный) объем и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний, стремлений.
Опредмечивание потребностей и понятие мотива. Например, ребёнок издает громкий звук – потребность есть, а в чём она пока не известно. Подросток меняет компании, хаотическая активность, он как бы ищет не направленно. Опредмечивание – ребенок питается молоком, подросток находит друга и т.д. Самый яркий пример – это гусята К.Лоренца (запечатление). Нужно пометить что было до и что стало после опредмечивания.