Подати что это в истории
ПОДАТИ
Смотреть что такое «ПОДАТИ» в других словарях:
подати — Подать подати (1) 1. Перен. Внушить, возбудить что л.: Олегъ и Святъславъ тъмою ся поволокоста и въ морѣ погрузиста, и великое буиство подасть Хинови. 25. Не бо своими страстьми помыслъ съвладаеть, нъ тѣлесьныими, рекъше, помысла не можеть никъто … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
ПОДАТИ — в России до сер. 19 в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие подати, называют податными сословиями. Во 2 й пол. 19 в. подати были заменены… … Большой Энциклопедический словарь
податиѥ — ПОДАТИ|Ѥ (3*), ˫А с. 1.Подаяние: аще не таковоѥ извѣстиѥ прѣдълежало. многы лѣнивѣиши бы створилъ. ѡ мл(с)тни податиѥ. (δόσιν) ПНЧ 1296, 103 об. 2. Предоставление; дарование. Перен.: аще ли при(и)мъ [находящийся при смерти] причащени˫а. пакы къ… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
ПОДАТИ — ПОДАТИ, до сер. 19 в. название различных денежных налогов (см. ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ, ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ). Социальные группы, платившие П., назывались податными сословиями. Во 2 й половине 19 в. П. заменены системой налогов, охватывавшей всё население … Русская история
подати — ПОДА|ТИ (332), МЬ, СТЬ гл. 1.Вручить; дать, подать; поднести: и абиѥ подасть ѥдинъ ѿ прѣсто˫ащихъ прѣдъсто˫ащюмѹ лъжицю. УСт к. XII, 198 об.; тъгда же бл҃женыи призвавъ иконома подасть ѥмѹ гривьнѹ злата. ЖФП XII, 45б; по приключаю же не подаша… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
подати — в России до середины XIX в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие подати, назывались податными сословиями. Во второй половине XIX в. подати… … Энциклопедический словарь
Подати — I. НА СВЯТИЛИЩЕ Самыми древними П. у израильтян были сборы на святилище. Добровольными были прежде всего пожертвования на изготовление скинии (Исх 25:1 9; 35:4 29; 36:4 7; 38:24 29), а также на сооружение первого (1Пар 29:2 9) и второго храмов… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Подати — Подать в средневековой Руси совокупность платежей в княжескую (позднее государственную) казну, то же что и «тягло», в этом смысле подать упоминается с начала XV века. В феодальное время от податей частично освобождалось население… … Википедия
подати — платить подати • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Подати — Под словом П. подразумеваются или все вообще прямые налоги, или же только некоторые личные. Последнее употребление слова наиболее правильное как в теории, так и в законодательстве. В т. V Св. Зак. П. названы только следующие налоги: а) подушная и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Подать
По́дать — в средневековой Руси совокупность платежей в княжескую (позднее государственную) казну, то же что и «тягло», в этом смысле подать упоминается с начала XV века.
В феодальное время от податей частично освобождалось население привилегированных светских и церковных вотчин. В XV—XVII вв. подати платились с определённых оплатных единиц (обжа, соха, живущая четверть), с 1768 года — со двора. В 1718 году Петр Великий ввел подушную подать, от которой были освобождены только дворяне, несшие действительную службу, и духовенство; единицей обложения стала «душа» мужского пола. В XVII в. круг лиц, освобождённых от податей, расширился за счёт неслужилого дворянства и купечества. Плательщиками податей остались мещане в городах и крестьяне в сельской местности, которые и составляли «податные сословия» — характерную черту позднего феодализма в России.
См. также
Налоги в мире
Полезное
Смотреть что такое «Подать» в других словарях:
ПОДАТЬ — ПОДАТЬ, и, мн. и, ей и ей, жен. В царской России до второй половины 19 в.: денежный налог, взимавшийся с крестьян и мещан. | прил. податной, ая, ое. Податные сословия (платившие подати: крестьяне, мещане). П. инспектор. II. ПОДАТЬ, ам, ашь, аст,… … Толковый словарь Ожегова
ПОДАТЬ — ПОДАТЬ, и, мн. и, ей и ей, жен. В царской России до второй половины 19 в.: денежный налог, взимавшийся с крестьян и мещан. | прил. податной, ая, ое. Податные сословия (платившие подати: крестьяне, мещане). П. инспектор. II. ПОДАТЬ, ам, ашь, аст,… … Толковый словарь Ожегова
подать — См … Словарь синонимов
ПОДАТЬ — простейшая форма прямого налога, взимаемого в равных суммах независимо от размера дохода или имущества налогоплательщика. Была распространена при феодализме. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е … Экономический словарь
ПОДАТЬ — ПОДАТЬ, подати, мн. подати, податей, жен. (ист.). Подушный налог, взимавшийся с крестьян и мещан. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Подать — (лат. vectigal, veno; англ. tax) вид прямого денежного налога, взимавшегося в Российской империи до 2 й половины XIX в. В т. V Свода законов Российской империи П. названы только следующие налоги: подушная и оброчная П. в Сибири, сбор с евреев… … Энциклопедия права
подать — I по/дать и; ж. В России до 1917 г.: налог, взимавшийся с крестьян и мещан. Платить, собирать подать. II пода/ть да/м, да/шь, да/ст, дади/м, дади/те, даду/т; пода/й; по/дал, ла/, ло; по/данный; дан, а/ и а, о; св … Словарь многих выражений
подать — 1) подать и, ж. ист. Налог, взимавшийся с крестьян и мешан в дореволюционной России. Землепашцы по старым феодальным законам платили подати церкви и помещикам. Федин, Иоганн Вольфганг Гете. 2) подать дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; прош.… … Малый академический словарь
подать — (не) подать виду • действие платить подати • действие подать голос • действие подать добрый совет • действие подать жалобу • действие подать заявку • действие подать заявление • действие подать идею • демонстрация подать иск • действие подать… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
подать — Подавать надежды говорится о человеке, от к рого есть основания ожидать успехов в какой н. области деятельности, на каком н. поприще. Молодой музыкант подает надежды. Подать повод кому чему доставить возможность действовать или думать… … Фразеологический словарь русского языка
История налогов. Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход»
По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.
Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов
Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.
С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.
Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.
Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.
Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).
Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.
Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.
Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.
С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.
К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.
Не платишь своим, будешь платить чужим
Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.
Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.
Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.
Платить будем, а по головам считать не дадим
Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.
Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.
С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.
Выход собирали, а про себя не забывали
Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.
Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.
В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.
Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.
Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.
Читайте также:
Литература:
Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.
Подати
Полезное
Смотреть что такое «Подати» в других словарях:
подати — Подать подати (1) 1. Перен. Внушить, возбудить что л.: Олегъ и Святъславъ тъмою ся поволокоста и въ морѣ погрузиста, и великое буиство подасть Хинови. 25. Не бо своими страстьми помыслъ съвладаеть, нъ тѣлесьныими, рекъше, помысла не можеть никъто … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
ПОДАТИ — в России до сер. 19 в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие подати, называют податными сословиями. Во 2 й пол. 19 в. подати были заменены… … Большой Энциклопедический словарь
податиѥ — ПОДАТИ|Ѥ (3*), ˫А с. 1.Подаяние: аще не таковоѥ извѣстиѥ прѣдълежало. многы лѣнивѣиши бы створилъ. ѡ мл(с)тни податиѥ. (δόσιν) ПНЧ 1296, 103 об. 2. Предоставление; дарование. Перен.: аще ли при(и)мъ [находящийся при смерти] причащени˫а. пакы къ… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
ПОДАТИ — в России до середины XIX в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие П., назывались податными сословиями. Во второй половине XIX в. П. были… … Юридический словарь
ПОДАТИ — ПОДАТИ, до сер. 19 в. название различных денежных налогов (см. ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ, ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ). Социальные группы, платившие П., назывались податными сословиями. Во 2 й половине 19 в. П. заменены системой налогов, охватывавшей всё население … Русская история
подати — ПОДА|ТИ (332), МЬ, СТЬ гл. 1.Вручить; дать, подать; поднести: и абиѥ подасть ѥдинъ ѿ прѣсто˫ащихъ прѣдъсто˫ащюмѹ лъжицю. УСт к. XII, 198 об.; тъгда же бл҃женыи призвавъ иконома подасть ѥмѹ гривьнѹ злата. ЖФП XII, 45б; по приключаю же не подаша… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
подати — в России до середины XIX в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие подати, назывались податными сословиями. Во второй половине XIX в. подати… … Энциклопедический словарь
Подати — I. НА СВЯТИЛИЩЕ Самыми древними П. у израильтян были сборы на святилище. Добровольными были прежде всего пожертвования на изготовление скинии (Исх 25:1 9; 35:4 29; 36:4 7; 38:24 29), а также на сооружение первого (1Пар 29:2 9) и второго храмов… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Подати — Подать в средневековой Руси совокупность платежей в княжескую (позднее государственную) казну, то же что и «тягло», в этом смысле подать упоминается с начала XV века. В феодальное время от податей частично освобождалось население… … Википедия
подати — платить подати • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Подати
По́дать — в средневековой Руси совокупность платежей в княжескую (позднее государственную) казну, то же что и «тягло», в этом смысле подать упоминается с начала XV века.
В феодальное время от податей частично освобождалось население привиллегированных светских и церковных вотчин. В XV—XVII вв. подати платились с определённых оплатных единиц (обжа, соха, живущая четверть), с 1768 года — со двора. В 1718 году Петр Великий ввел подушную подать, от которой были освобождены только дворяне, несшие действительную службу, и духовенство; единицей обложения стала «душа» мужского пола. В XVII в. круг лиц, освобождённых от податей, расширился за счёт неслужилого дворянства и купечества. Плательщиками податей остались мещане в городах и крестьяне в сельской местности, которые и составляли «податные сословия» — характерную черту позднего феодализма в России.
См. также
Смотреть что такое «Подати» в других словарях:
подати — Подать подати (1) 1. Перен. Внушить, возбудить что л.: Олегъ и Святъславъ тъмою ся поволокоста и въ морѣ погрузиста, и великое буиство подасть Хинови. 25. Не бо своими страстьми помыслъ съвладаеть, нъ тѣлесьныими, рекъше, помысла не можеть никъто … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
ПОДАТИ — в России до сер. 19 в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие подати, называют податными сословиями. Во 2 й пол. 19 в. подати были заменены… … Большой Энциклопедический словарь
податиѥ — ПОДАТИ|Ѥ (3*), ˫А с. 1.Подаяние: аще не таковоѥ извѣстиѥ прѣдълежало. многы лѣнивѣиши бы створилъ. ѡ мл(с)тни податиѥ. (δόσιν) ПНЧ 1296, 103 об. 2. Предоставление; дарование. Перен.: аще ли при(и)мъ [находящийся при смерти] причащени˫а. пакы къ… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
ПОДАТИ — в России до середины XIX в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие П., назывались податными сословиями. Во второй половине XIX в. П. были… … Юридический словарь
ПОДАТИ — ПОДАТИ, до сер. 19 в. название различных денежных налогов (см. ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ, ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ). Социальные группы, платившие П., назывались податными сословиями. Во 2 й половине 19 в. П. заменены системой налогов, охватывавшей всё население … Русская история
подати — ПОДА|ТИ (332), МЬ, СТЬ гл. 1.Вручить; дать, подать; поднести: и абиѥ подасть ѥдинъ ѿ прѣсто˫ащихъ прѣдъсто˫ащюмѹ лъжицю. УСт к. XII, 198 об.; тъгда же бл҃женыи призвавъ иконома подасть ѥмѹ гривьнѹ злата. ЖФП XII, 45б; по приключаю же не подаша… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
подати — в России до середины XIX в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие подати, назывались податными сословиями. Во второй половине XIX в. подати… … Энциклопедический словарь
Подати — I. НА СВЯТИЛИЩЕ Самыми древними П. у израильтян были сборы на святилище. Добровольными были прежде всего пожертвования на изготовление скинии (Исх 25:1 9; 35:4 29; 36:4 7; 38:24 29), а также на сооружение первого (1Пар 29:2 9) и второго храмов… … Библейская энциклопедия Брокгауза
подати — платить подати • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Подати — Под словом П. подразумеваются или все вообще прямые налоги, или же только некоторые личные. Последнее употребление слова наиболее правильное как в теории, так и в законодательстве. В т. V Св. Зак. П. названы только следующие налоги: а) подушная и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона