Поддержка 24p true cinema что это такое в телевизоре
Режим 24p | Воспроизведение фильма на компьютере в True Cinema 24p
Напомню, что 24p True Cinema — формат или режим воспроизведения видео на телевизоре, в котором соблюдаются условия отображения 24 кадров за 1 секунду, как на плёночном кинопроекторе. Данный режим был предложен компанией Sony и получил большое распространение у всех производителей телевизоров, разве что мог поменять название. В настоящий момент многие владельцы современных HD телевизоров могут воспользоваться режимом 24p, но далеко не многие вообще знают о том, как активировать его.
Воспроизведение фильмов с частотой в 24 кадра в секунду возможно на большинстве Blu-Ray плееров. Поддержка режима 24p на телевизоре и Blu-Ray плеере позволит получить идеальное качество картинки. Если телевизор не поддерживает режим воспроизведения «24 кадра», ваш blu-ray плеер автоматически добавит необходимое количество кадров для достижения стандартной частоты.
Для использования режима 24p при воспроизведении видео вы можете использовать приставку PS3. Вы получите более плавные движения камеры, если телевизор тоже поддерживает 24p. Единственным значимым ограничением при использовании PS3 в качестве Blu-Ray плеера можно считать то, что приставка от Sony не передаёт звук в формате HD (Dolby Digital Plus, True HD, DTS HD). Это касается PlayStation 3 FAT — в старом корпусе, на PS3 Slim и PS3 SuperSlim поддержка данных декодеров уже имеет место. Но не стоит забывать, что для HD-звука вам потребуется HDMI-ресивер, способный принимать многоканальный поток PCM. Что-то меня понесло, вернемся к теме…
Многие пользователи испытывают проблемы с воспроизведением фильмов 1080p@23,976 Гц в режиме 24p на компьютере. Это обусловлено тем, что мониторы обычно имеют частоту обновления 60 Гц. А при отображении на данной частоте в мониторе или телевизоре без поддержки режима 24p используется метод 3:2 Pulldown, который привносит дополнительное дрожание кадров.
Постоянная величина 23.976 и частота обновления 24 Гц
24P | Автоматическое обновление частоты обновления экрана в зависимости от видеофайла
Media Player Classic и 24P
Если у вас все равно возникают проблемы при использовании плеера Media Player Classic HC в режиме 24p, то я советую вам использовать Cyberlink PowerDVD 13 Ultra. Как замечено на практике, режим 24p в этом плеере работает безукоризненно. Конечно, многое зависит от комплектующих в составе вашего ПК или HTPC, но проблемы с этим плеером могут возникать только при использовании устаревшего железа.
Media Center в Windows 7
Как ни крути, по умолчанию такой опции в Windows Media Center нет. Данный функционал можно получить, используя плагин Media Control. Обратите внимание, что вы должны будете использовать видеодекодер FFDShow, работу которого в WMC можно обеспечить с помощью этой утилиты.
Эти настройки нужно сделать сразу после покупки нового телевизора
Мы живем в потрясающее время, когда 4K-телевизоры перестали быть чем-то недосягаемым. Цены на них уже вполне приемлемые, HDR стал привычным делом, а выбор доступных моделей зашкаливает — взять хотя бы недавний релиз от Xiaomi. Тем не менее, как только вы принесете домой новенький телевизор, его нужно настроить, чтобы получить от новых технологий максимум.
Как только вы зайдете в настройки, то увидите множество функций с цепляющими глаз названиями — например, «Ультра черный» или «Живые цвета». Многие из этих функций, тем не менее, являются всего лишь маркетинговым трюком и предназначены для того, чтобы картинка выделялась на фоне других телевизоров в демо-зоне магазина. На самом же деле многие из них лишают картинку объема или вызывают искажения и артефакты, которые ухудшают качество изображения. Для того, чтобы получить действительно хороший результат, стоит обратиться к ручным настройкам — и мы подскажем, как это сделать.
Функции, которые можно выключить
Откройте настройки вашего телевизора. Прежде чем начать что-то менять, убедитесь, что выбран режим дисплея «Кино» (в телевизорах разных производителей могут встречаться другие названия — например, «Эксперт» или «Кинотеатр»). Это гарантирует, что основные настройки яркости, контрастности и цвета максимально реалистичны — по крайней мере, насколько это возможно без тонкой калибровки.
Теперь можно переходить в расширенные настройки изображения. Опять же, в телевизорах разных производителей это может называться по-разному. Отметим, что всё нижеперечисленное актуально как для обычных телевизоров, так и для моделей с HDR.
Динамический контраст
Иногда называется «Улучшенный контраст» или «Продвинутый контраст», делает темные части картинки темнее, а светлые — ярче. Благодаря этому изображение выглядит более четким и ярким, но многие оттенки «съедаются» и превращаются в просто черный или белый. Это также может привести к появлению артефактов изображения. Выключение этой функции позволяет получить более детализированную картинку.
Черный тон
Как и Динамический контраст, эта функция призвана сделать темные оттенки более глубокими. Это ведет к искаженной цветопередаче, когда оттенки кажутся темнее, чем они есть на самом деле. Серые детали будут выглядеть черными, что придет к уменьшению детализации. Эту функцию тоже лучше оставить в стороне.
Черные детали
Эта функция противоположна предыдущей. Она призвана улучшить детализацию в тенях путем их высветления. Казалось бы, отличная идея: чем больше деталей, тем лучше. Как бы не так: на самом деле это практически гарантированно ведет к появлению артефактов.
Четкие края
Делает изображение более резким. От избытка резкости вокруг деталей появляются ореолы — наверняка вы видели картинки и фото, на которых такой эффект появился из-за неправильного сжатия. В большинстве случаев от этой функции лучше отказаться.
Живые цвета | GDR + | Тон кожи
Все эти функции так или иначе направлены на дополнительную обработку изображения с целью улучшения цветов. «Живые цвета» делают изображение более насыщенным, HDR+ пытается заставить обычный контент выглядеть как HDR, а «Тон кожи» пытается сделать кожу людей реалистичнее. Но если вы смотрите кино или сериал, лучше отключите подобные функции: как правило, специалисты тратят много времени на подбор цветов, и автоматизированные фильтры вряд ли сделают их лучше, чем они есть.
Супер разрешение | Плавная градация | Активное шумоподавление
Эти и любые другие функции, направленные на повышение резкости с последующим подавлением артефактов, неплохо справляются с улучшением контента в низком разрешении. Если же вы смотрите, скажем, YouTube в 1080p или фильм на Blu-ray, лучше их отключить, поскольку они могут, напротив, замылить яркую и четкую картинку. В то же время, эти алгоритмы могут быть полезны, если вы смотрите старый DVD или даже кабельное TV и вам кажется, что использование режима делает изображение более приятным глазу.
Динамическая интерполяция
Практически каждый производитель имеет для этого собственное название. Например, у Sony это MotionFlow, у Samsung — Auto Motion Plus или Motion Rate Supreme, у Sharp — AquoMotion, у Toshiba — ClearFrame или ClearScan, у LG — TruMotion — перечислять можно до бесконечности. Вне зависимости от названия, делают они буквально одно и то же: добавляют промежуточные кадры между существующими для супер плавного движения. В результате появляется нечто, получившее название «эффект мыльной оперы» — ощущение, что картинка слишком плавная, и так быть не должно. Мало кому это нравится, к тому же, это может создавать артефакты — так что мы рекомендуем отключить эту функцию (если, конечно, вам не нравится создаваемый ею эффект).
Режим изображения Авто
Это одна из фишек некоторых телевизоров Sony, позволяющая адаптировать режим изображения в зависимости от содержимого экрана. Как правило, правильно настроенный телевизор не нуждается ни в чем подобном и лучше отключить переключиться на режим «Кино».
Отметим, что не все перечисленные опции могут быть доступны на вашем телевизоре. Как правило, более дешевые модели имеют меньше функций. Пожалуй, мы указали большинство функций, которые производители упоминают в рекламе своих телевизоров. Отметим, что всё, сказанное выше, не прямое руководство к действию. Для максимально реалистичного изображения стоит отключить как можно больше из перечисленных функций, но каждый зритель индивидуален, и если вам кажется, что с «Плавной градацией» телевизор смотреть приятнее, оставьте эту надстройку.
Опциональные настройки
Отключить функции для пост-обработки изображения — самая легкая часть настройки телевизора. Теперь перейдем к опциям, которые могут сделать изображение намного лучше или намного хуже — в зависимости от того, какая у вас панель и для просмотра какого контента вы ее используете. Вот несколько функций, с которыми стоит поэкспериментировать, чтобы подобрать оптимальную комбинацию для ваших условий:
Подсветка
Во многих моделях телевизоров подсветка и яркость вынесены в отдельные настройки — и выполняют разные функции. Яркость лучше не трогать, если вы не хотите полностью откалибровать телевизор, поскольку она затрагивает уровень черного. А вот подсветку можно настраивать на свой вкус — она не меняет цвета, а лишь определяет, насколько ярко светит экран вашего ТВ. Как правило, комфортнее всего делать ее ярче днем и уменьшать, если вы смотрите телевизор в темной комнате. Многие производители также добавляют энергосберегающий режим, который автоматически настраивает подсветку в зависимости от окружения.
Диапазон HDMI | Цветовое пространство | Диапазон RGB | Уровень черного
Опять же, это всё разные название для одной и той же настройки, принятые у разных производителей. Она определяет, как обрабатываются цветовые сигналы, получаемые телевизором. Если в вашем устройстве доступен параметр «Авто», проще выставить его и забыть об этой настройке. Если же такой опции нет, выберите «Ограниченный» (в телевизорах Samsung — «Низкий»). Убедитесь, что во всех устройствах, подключенных к телевизору, этот параметр также выставлен на «Ограниченный». За одним исключением: если вы не планируете использовать телевизор в качестве монитора вашего ПК. В таком случае стоит выбрать «Полный». Отметим, что на телевизорах Sony функция «Уровень черного» делает то же самое, что и «Черный тон», поэтому стоит ее отключить.
Локальное затемнение
Эта функция гасит некоторые светоды в вашем телевизоре, чтобы получить более глубокий черный в определенных частях изображения. При правильной реализации на больших панелях эта функция может показать себя превосходно и улучшить изображение. Однако на некоторых телевизорах (особенно ближе к краям) алгоритм может отставать от изображения, делать некоторые области слишком черными или вызвать мерцание. Посмотрите телевизор несколько минут с включенным локальным затемнением, затем отключите и посмотрите, что изменилось. Если обработка вам нравится больше — оставьте ее включенной.
Воспроизведение в 24p
Как правило, этот режим называют 24p True Cinema. При ее активации контент будет воспроизводиться со скоростью 24 кадра в минуту — вместо стандартных 25. Не вдаваясь в подробности системы, отметим лишь, что включение этой функции может убрать резкость и неестественность движений героев в фильмах и сериалах. Некоторые телевизоры подстраивают частоту кадров автоматически в зависимости от контента, у некоторых и вовсе нет такой возможности. Если в вашем телевизоре доступен 24p True Cinema, попробуйте его включить.
Игровой режим
Предназначенный, как нетрудно догадаться, для геймеров, этот режим уменьшает задержку ввода, чтобы результат каждого нажатия клавиши появлялся на экране как можно быстрее. На некоторых телевизоров в этом режиме сильно страдает качество изображения, так что стоит сначала это проверить. Если на вашей модели это так, включайте его, только когда играете.
На полках магазинов представлены сотни моделей телевизоров на любой вкус и бюджет. Функционал у них различается, ровно как и название используемых технологий, и рассказать обо всём невозможно. Тем не менее, изменение перечисленных настроек должно приблизить качество картинки к оптимальному настолько, насколько это возможно сделать без тонкой калибровки. Если вы не понимаете, для чего нужна какая-то функция, и я нет в нашем списке, попробуйте загуглить — как правило, пользователи щедро делятся своим опытом на форумах и рассказывают, насколько полезна та или иная технология. Кроме того, вы можете написать об этом в комментариях к этой записи, и мы добавим в статью интересующую вас информацию.
Что такое режим True Cinema на телевизоре
Современные телевизоры имеют множество режимов изображения, которые предназначены для улучшения качества просмотра в зависимости от типа контента, который вы смотрите на телевизоре.
Одним из таких режимов, доступных на некоторых телевизорах, является True Cinema, который предназначен для обеспечения лучшего просмотра фильмов.
Как работает режим True Cinema
Не секрет, что большинство фильмов снимается в формате 24p, но большинство телепередач — в 30p или 60p, добавляя дополнительные кадры. Иногда это работает хорошо, и вы можете даже не заметить разницы, но иногда разница становится заметной, и дополнительные кадры создают эффект размытия, особенно в активных сценах.
Режим True Cinema пытается определить исходную частоту кадров и использовать ее, не добавляя искусственных. Это не означает, что все отображается как в оригинальной записи, частота кадров может быть слегка скорректирована для улучшения впечатления от просмотра.
Однако этот режим снижает яркость, поэтому некоторые люди не рекомендуют его использовать. Я считаю, что этот режим отлично подходит для просмотра фильмов, сериалов и телепередач, поскольку позволяет избежать эффекта «дрожания».
Пример настоящего кино
Представим себе случайный фильм, снятый в 24 кадра. Большинство телевизоров сейчас воспроизводят такие фильмы в формате 60p. Казалось бы, выход очевиден — достаточно показать каждый кадр несколько раз, и вы получите одинаковое качество изображения. Однако есть одна проблема — вы не можете разделить 60 на 24, чтобы получить целое число.
Это означает, что некоторые кадры будут повторяться 2 раза, а другие — 3 раза. Это вызывает эффект дребезга, когда вы чувствуете, что изображение не совсем гладкое. И это так! Потому что некоторые сцены длятся 3 кадра, а другие — только 2.
True Cinema (в зависимости от конкретной технологии) сглаживает это ощущение за счет того, что все кадры показываются одинаковое количество времени. Благодаря этому изображение кажется более плавным. Однако не путайте это с эффектом мыльной оперы, это совершенно разные вещи.
Особенности воспроизведения видеоматериалов 24р (23,976 и 24 кадров/с) на современных аппаратных медиаплеерах
Как известно, любой видеоматериал неразрывно связан с носителями информации, а основным носителем видео высокого разрешения в настоящее время являются Blu-ray-диски. Спецификацией «White paper, Blu-ray Disc Read-Only Format, 2.B Audio Visual Application Format Specifications for BD-ROM Version 2.5» определяется следующее.
Таким образом, видео 1920×1080 на Blu-ray с прогрессивной разверткой может иметь только кадровые частоты 23,976 и 24, поэтому под режимом 24p в общем случае понимается поддержка как 23,976, так и 24 Гц. Несколько слов об истории появления такого странного числа, как 23,976. Дело в том, что материал с кинематографической частотой 24 кадра/с не подходит для телевизионной трансляции аналогового вещания, поэтому большинство выпускаемых HD-фильмов/передач конвертируется в 23,976р для совместимости с NTSC-оборудованием с целью возможности трансляции на частоте 59,94 Гц. Таким образом, основной объем материала Full HD, выпускаемого иностранными кинокомпаниями (отечественные традиционно идут своим путём, допуская в своих изданиях 24p и 25p), имеет формат 1920×1080@23,976p.
Что касается телевизоров, то для отображения материала 24р большинство современных моделей Full HD имеют соответствующий режим, в котором входной сигнал 1080р@24 Гц выводится на кратной частоте обновления экрана 48/72/96/120 Гц методом простого повторения кадров (2:2/3:3/4:4/5:5 Pulldown), что позволяет обходиться без внутреннего преобразования кадров. Например, при отображении на частоте 60 Гц в ТВ без поддержки режима 24p используется описанный выше 3:2 Pulldown, который привносит дополнительное дрожание кадров.
Чтобы лучше представить разницу между режимами, достаточно посмотреть замедленную высокоскоростную съемку (здесь и далее используется Canon PowerShot SX240 в режиме 240 кадров).
Медиаплееры, получающие в последние годы всё большее распространение, позиционируются как всеядное средство воспроизведения материала, в том числе Full HD и 3D. Соответственно, они по определению должны поддерживать перечисленные выше режимы. Продемонстрируем типичные настройки видеорежимов на примере нескольких моделей. Список разрешений/частот кадров обычно стандартен, поэтому приведём типовой вариант для одного устройства.
Apacer AL460 (Realtek RTD1073), FW v. 3.3.0209
Digma HDMP-550 (Realtek RTD1185), FW v. 1.7.0.29
iconBIT XDS1003D (Realtek RTD1186), FW v10.1.1 r9788 (частота процессора 750 МГц, выпущен в начале 2012 года)
AVerLife ExtremeVision (Sigma Designs SMP8655), FW v. 01.15.40
Dune HD TV-101 (Sigma Designs SMP8671), FW 121018_0846
KWorld M120 (Boxchip F10)
Как ни странно, в медиаплеере могут отсутствовать все необходимые частотные режимы (во всяком случае, в меню настроек). Теоретически это может обернуться тем, что в случае несовпадения выходной частоты плеера с кадровой частотой фильма возникнет рассинхронизация с видеопотоком, и как только она превысит длительность одного кадра вертикальной частоты развертки, произойдёт либо дублирование кадра, либо его пропуск для синхронизации в зависимости от значений текущих частот плеера и видео. Проиллюстрируем это на примере вывода видео 23,976 кадра/с на несоответствующей частоте 24,00 Гц.
Рассинхронизация, равная длительности одного кадра 1/24=41,67 мc, «накапливается» за (1/24)/((1/23,976)-(1/24))=999 кадров развертки, и на 1000-м кадре (другими словами, каждые 1000*(1/24)=41,67 с) должно происходить дублирование кадра для синхронизации с видеопотоком.
Внимательные читатели могут задаться вопросом о целесообразности размещения нескольких примеров настроек, на которых частотные режимы либо не представлены вовсе, либо дублируются с предыдущими. Ответом на этот вопрос является наличие (либо, как ни странно, полное отсутствие в одном из устройств) пунктов меню под названиями «1080P 24 Hz», «Auto Sync», «Авто частота кадров» и так далее, как раз и отвечающих за совпадение выходного сигнала с 23,976-кадровым источником.
Насколько хорошо эти настройки справляются со своими обязанностями, мы и рассмотрим на практике. Для этого воспользуемся тестовым набором MotionBars, специально созданным участником AVScience Forum под ником HokeySmoke для демонстрации передачи движения. Для чистоты эксперимента отключим все «улучшайзеры» в ТВ (технологии «100Гц» и «уплавнения» движения).
При тестировании использовались указанные выше проигрыватели и несколько телевизоров. В качестве основного ТВ для тестов был выбран LG LD550, имеющий режим 24p RealCinema. Для выяснения некоторых тонкостей отображения также пригодились Philips PFL5405 и Samsung LE40B530P7W. Проверка 3D-режима производилась на Panasonic ST50.
Отсутствие результатов KWorld M120 в дальнейшем объясняется тем, что эта модель, как выяснилось, физически неспособна к корректному выводу 23,976 кадра/с.
1.1. Режим 24p. Воспроизведение файла с кадровой частотой 23,976 кадра/с (MotionBars_1080p23.976.m2ts) прошло без артефактов на Dune HD TV-101, AVerLife ExtremeVision и Digma HDMP-550, но на iconBIT XDS1003D и Apacer AL460 возникают подёргивания картинки с интервалом 41,6 с (субъективно воспринимается как кратковременное замирание).
1.2. Режим 24p. Воспроизведение файла с кадровой частотой 24 кадра/с (MotionBars_1080p24.000.m2ts) прошло без артефактов на Dune HD TV-101, AVerLife ExtremeVision, iconBIT XDS1003D и Apacer AL460, но у Digma HDMP-550 возникают подёргивания картинки с интервалом 41,6 с (субъективно воспринимается как небольшой скачок).
1.3. Режим 3D. Воспроизведение файла с кадровой частотой 23,976 кадра/с (MotionBarsSBS_1080p23.976.m2ts) на iconBIT XDS1003D в режиме 3D SideBySide — возникают подёргивания картинки с интервалом 41,6 с.
2. Режим 60p. Воспроизведение файлов 23,976 и 24,00 кадра/с прошло без явных артефактов на всех плеерах, но с оговоркой — при отображении на Philips PFL5405, на LG LD550 же заметна незначительная периодическая сбивчивость движения. Как выяснится ниже, у iconBIT XDS1003D и Apacer AL460 на файле 23,976 кадра/с каждые 8,3 с происходит сбой вывода кадров, а у Digma HDMP-550 то же самое наблюдается на файле 24 кадра/с, только в зависимости от ТВ на одних моделях сбой в чередовании паттернов 3-2 никак не проявляется и лишний кадр-дубль (у Digma пропуск кадра) длительностью 1/60 с действительно незаметен, тогда как на некоторых других моделях ТВ это всё же приводит к незначительному подёргиванию.
3. Режим 60р. Дополнительно было проверено воспроизведение файлов с частотой 59,94 кадров/с (MotionBars_1080p59.940.m2ts) и 60 кадров/с (MotionBars_1080p60.000.m2ts). Мелкие запинания на 59,94 кадров/с имеются у iconBIT XDS1003D и Apacer AL460, на 60 кадров/с у Digma HDMP-550. Периодичность 16,6 с.
4. Режим 50p. Файл 50 кадров/с (MotionBars_720p50.000.m2ts) воспроизводится без артефактов на всех плеерах.
Тестирование показывает, что плееры на Realtek RTD1073 и RTD1186 некорректно работают с файлами 23,976 кадра/с и 59,94 (29,97) кадров/с, плеер на Realtek RTD1185 — с 24 кадра/с и 60 кадров/с. Субъективно выявленные подёргивания изображения могут быть заметны в режиме 24p на равномерно движущихся объектах, динамичных сценах, панорамных съемках, титрах и т. п. Все было не так страшно, но для любителей плавной картинки с включенными «улучшайзерами» телевизора ситуация может резко поменяться в худшую сторону, в результате чего, даже в режиме 60 Гц практически невидимое до этого невооружённым глазом подёргивание приводит к хорошо заметным сбоям «уплавнения».
Помимо синтетического теста на XDS1003D и Apacer AL460, дополнительно был проигран файл The Hong Kong Connection, состоящий из панорамных съемок, и вот что из этого получилось.
Особенность, подтверждающая неслучайный характер артефактов, состоит в том, что подёргивания случаются в одних и тех же местах конкретно взятого файла после запуска воспроизведения (без пауз) с начала при заданном видеорежиме.
На высокоскоростной съемке видно, что визуально наблюдаемые подёргивания есть не что иное, как замирание последовательности кадров, то есть имеет место быть «вынужденное» дублирование кадра, а в случае с плеером на RTD1185 возникает пропуск кадра.
Ответом на происходящее в конкретном случае у плееров на RTD1186 и RTD1073 является отсутствие поддержки видеорежимов 1080p@23,976 Гц и 1080p@59,94 Гц, вместо которых плеер работает на несоответствующих 24,00 либо 60,00 Гц в зависимости от выбранного режима. Это обстоятельство подтверждается строгой периодичностью артефактов, совпадающей с проведенным выше расчетом. Плеер на RTD1185 наоборот поддерживает режимы 1080p@23,976 Гц и 1080p@59,94 Гц, но лишен 24 и 60 Гц. Примечательно, что подобные периодические «застревания» удалось сымитировать на Dune HD TV-101, вручную задав несоответствующие проигрываемому файлу режимы (случай выставления 50 Гц в расчет не берем, так как режим не рассчитан для работы с 24p материалом в принципе).
Как смотрится видео в тот момент, когда во время плавного движения возникает повтор одного кадра, каждый может оценить самостоятельно, скачав ролик с искусственными кадрами-дублями.
Более детальный поиск информации по проблеме воспроизведения 23,976 кадра/с на медиаплеерах подтверждает, что подобная особенность присутствует на многих плеерах с чипами Realtek начиная ещё с 2009 года (подтверждения #1, #2, #3, #4, #5).
В то же время по плеерам на базе Realtek RTD1055/1185 информация об артефактах практически отсутствует, что связано с крайне ограниченным распространением материала, имеющего 24 кадра/с. Не миновала чаша сия и плееры на чипе Sigma. Например, iconBIT HD400L (Sigma Designs SMP8634) имеет исправление былой проблемы автоопределения режима 23,976 Гц в прошивках 2.26 и 2.29, а вот ещё один найденный пример недоработки прошивки у другого производителя, приводящей в свое время к аналогичным результатам.
По снятым с производства чипам известны лишь единичные исправления в плеерах DViCO TVIX HD M-6600 series (RTD1283) и TVIX HD N1 (RTD1073) в FW 2.0.5.
Что мешало изначально реализовать полноценную поддержку всех необходимых режимов в плеерах на чипе Realtek, неизвестно, но в наше время, когда многие устройства, выходящие на рынок, построены на одних и тех же программно-аппаратных платформах с изменениями (зачастую минимальными) в графических интерфейсах, не просматривается причин, препятствующих поддержке дробных частот, если они не кроются в аппаратной части.
Одним из первых производителей, частично решивших проблему для чипа RTD1186, можно назвать HiMedia, выпустившую ещё в декабре 2011 года для плеера HD900 прошивку v1.0.1.13, впоследствии послужившую программистам-энтузиастам в кулуарах нашего форума, так сказать, сырьём для «лекарства». Им оказался видеодрайвер, подменив которым штатный драйвер прошивки другого устройства на базе этого же чипа, можно было активировать заветные 23,976 и 59,94 Гц. На практике же обнаружились некоторые издержки использования «чужих» драйверов, связанные с аппаратными особенностями каждой модели: наблюдалась незначительная нестабильность выходной частоты (при работе плеера без активного охлаждения), приводящая, опять же, к артефактам, хоть и более редким, в некоторых случаях возникали проблемы со звуком DD/DTS в битстрим-режиме, при серьезных различиях в аппаратной части случались непрогнозируемые перезагрузки плеера. Сама по себе прошивка HiMedia v1.0.1.13 просуществовала в доступе недолго, и по неизвестным причинам в последующих версиях исправления в видеодрайвере были убраны.
Следующим шагом в решении проблемы был выход прошивки 1.0.3.9 от Micca, в которой поддерживаются режимы 23,976 и 59,94 Гц, правда по информации от представителя Micca, исправления работали только в новой партии плееров EР950/EP600 G2. Со временем версия «новых партий» подтвердилась, стало известно, что плееры на основе RTD1186 выпускаются с некоторыми изменениями (одним из таковых является недокументированная (!) тактовая частота чипа 800 МГц), позволяющими корректно воспроизводить 23,976/59,94 кадра/с в 2D-режиме. Этот факт производителями не афишировался, тем не менее, по отзывам пользователей можно заключить, что появляться в продаже они стали во второй половине 2012 года. В то же время артефакты в 3D-режиме устранены не были. Однако работы некоторых вендоров над исправлением 3D-режима не прекращаются по сей день, в частности, проблему не скрывают и работают в контакте с пользователями по внедрению прошивок на новом SDK такие производители, как Micca (#1, #2) и Mede8er (бета-версию прошивки v2.0.0 можно найти здесь)
В качестве наиболее показательного примера исправления не только этого, но и других недостатков, силами самих пользователей можно привести пользовательские прошивки Bast Castle от участника нашего форума под ником Секаторушка, в которых реализована поддержка и автоопределение режима 23,976/24 Гц для всех чипов Realtek (!). В частности, в них полностью устранена проблема на плеерах с RTD1186 независимо от ревизии аппаратной платформы для 2D-режима, в чём мы смогли убедиться, установив прошивку на плеер iconBIT XDS1003D из первых партий.
Подведём итоги
0. Особенности человеческого восприятия движущегося изображения и вовлечённость в происходящее на экране в случае обычного пользователя, далёкого от мира видео и компьютерных технологий, во многих случаях компенсируют описанный выше негативный эффект вплоть до полной субъективной незаметности. Таким счастливчикам наш материал строго противопоказан, дабы не пополнять ими список умноживших печали от случайного умножения знаний. Если же говорить серьёзно, читателям, которых полностью устраивает качество работы имеющихся у них устройств, не стоит бросаться выискивать артефакты. Тем же, кто только задумывается о приобретении медиаплеера, эта статья может послужить информацией для размышления.
1. Недостатки воспроизведения видео с кадровой частотой 23,976 медиаплеерами на чипах Realtek, как правило, не являются необратимо аппаратными и вполне могут быть сведены на нет производителями либо энтузиастами. Более того, уже известны заведомо лишённые таких недостатков модели, например, кроме вышеупомянутых Micca EР950/EP600 G2 и Mede8er MED600X3D / MED1000X3D, на момент выхода статьи подтверждена нормальная работа в 2D Inext HD-1 и Inext 3D Kid новых ревизий с частотой процессора 800 MГц. Похоже, за прошедший год в Realtek поработали над устранением недостатков RTD1186 в 2D-режиме на аппаратном уровне, в силу чего выпускаемые в настоящее время модели с большой вероятностью таковых не имеют изначально или позволяют исправить их соответствующими обновлениями прошивок. Так что пострадали только наиболее требовательные обладатели плееров первых ревизий RTD1186. Тем не менее, с 3D-режимом вопрос пока остается открытым.
2. Современные медиаплееры на чипах Sigma Design, как правило, не имеют проблем с воспроизведением такого материала, тем более только в них на текущий момент реализована полноценная автоматическая синхронизация частоты кадров на выходе с частотой кадров материала. Однако информации о нюансах работы процессоров нового поколения пока недостаточно, в частности, Popcorn Hour A-400 на базе Sigma 8911 имеет проблемы с выводом MotionBars_1080p59.940 и MotionBars_1080p60.000 при включенной опции «adaptive deinterlacing & film cadence detection» (опция не переведена на русский).
3. При покупке бюджетных плееров на малораспространённых чипах типа Boxchip F10 вероятность столкнуться с некорректным воспроизведением видео с кадровой частотой 23,976 без какой-либо возможности исправления очень высока. Аналогичная ситуация наблюдается со многими медиацентрами на основе операционной системы Android, с набором достаточной для исследования базы мы постараемся рассмотреть этот вопрос более детально.
4. Корректность воспроизведения видео с кадровой частотой 23,976 зависит не только от проигрывателя, но и в некоторых случаях от модели телевизора/проектора и их настроек. Более того, своё влияние может оказывать и ресивер (!). Так, проблемы со встроенным коммутатором в новых ресиверах от Onkyo (NR818) были обнаружены еще в прошлом году. При подаче на вход материала 23,97 кадра/с на выходах обеспечивались исключительно 24,00 кадра/с вплоть до 28 февраля 2013 когда, когда было выпущено соответствующее исправление. Не исключено, что подобный эффект может встретиться у ресиверов других серий/производителей, поэтому для исключения влияния промежуточных устройств рекомендуется подключать проигрыватель непосредственно к ТВ или проектору.
5. Большинство компьютерных мониторов в принципе не имеет поддержки 23,976 кадров/с на входе, поэтому тестирование корректности вывода такого материала на них не представляется возможным.
В завершение хотелось бы ещё раз напомнить о том, что дробные частоты для цифрового видео фактически стали наследием эпохи аналогового телевещания, которое оказалось проще перенести в новую эру без изменений, нежели пойти на радикальный шаг и отказаться от их поддержки. Однако прогресс не стоит на месте, первые попытки перехода на 48 и 60 кадров в секунду начались ещё в эпоху плёночного кино (выходящие за рамки этого материала подробности о технологии ShowScan от Дугласа Трамбулла несложно найти в сети), совсем недавно на киноэкраны вышел первый высокобюджетный кинофильм «Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey), изначально снятый именно для показа с 48 кадров/с и задуманный (пусть и не без помощи освоивших простую арифметику «2 фильма принесут меньше денег, чем 3» продюсеров) как первая часть трилогии. Несмотря на то, что однозначно тёплого приёма HFR (High Frame Rate) в силу ряда факторов съёмка среди зрителей не получила, не исключено, что со временем распространение её разновидностей на носителях сможет стать одной из причин окончательного решения проблем с воспроизведением 23,976-кадрового материала на бытовых устройствах. Тем не менее, позволим себе поверить в то, что производители медиаплееров успеют раньше.